Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль морали в формировании атестических взглядов личности Гауматуллина, Зугура Ягануровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гауматуллина, Зугура Ягануровна. Роль морали в формировании атестических взглядов личности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Уфа, 1991.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Потребности современного общественного развития выдвигают перед философской наукой и непитательной практикой поиск путей оптимизации процессов формирования научного мировоззрения л гуманистического миропонимания- Становление нового мышления, свободного от идеологических стереотипов и признающего безусловный приоритет общечеловеческих ценностей, связано с необходимостью выработки реалистического подхода к действительности.

Растущая в массовом сознании тенденция к этическому обоснованию религии как единственной альтернативы негативньм явлениям в области моральной практики и поразившей общество бездуховности чрезвычайно усложняет сегодня формирование свободной от мистики и представлений о "загробной жизни" личности, мешает самоутверждению человека з условиях кардинальной перестройки общественных отношений. Образуя сложную гамму морально-психологических переживаний, религия способствует удовлетворению нравственно-этических потребностей верующих, обслуживает попытки человека преодолеть разрыв между идеалом и действительностью, сущим и должным, сущностью и существованием, когда ограниченное, несовершенное, деформированное существование противоречит самореализации сущности человека как свободной, творческой, неповторимой личности. Дзфицит нравственности, отчужденность элементарных общечеловеческих норм морали, охраняющих человека как высшую ценность, но принесенных в кертву узко понятым классовым интересам и политическим лозунгам, невозможность обретения индивидуальным сознанием собственного "я" в условиях господства надличностных идеологизированных, структур зачастую преодолеваются с помощью идеи Бога. Сегодня вачшо выявить такие асгекты не только в социальной, но и духовно-нравственной сфере, которые способствуют сохранению и воспроизводству религиозного сознания. Слокный тип религиозной духовности можно преодолеть только на основе утверждения более богатой духовной альтернативы - в этом и заключается ключевая моральная проблема в формировании реалистически ориентированной личности.

Б годы господства политизированного государственного атеизма происходило постепенное отчуждение родсвей сущности че-

повека от духовных истоков его общечеловеческого бьггия. "Атеистическая духовность" как совокупность идеологизированных стереотипов и псевдонаучных діла, оправдьшашу-с практику гонений верующ!", наступления на религиозные организации, и их деятелей, не сумела заполнить порожденный длительным господством культа личности и командно-административной системы глубокий разрыв в духовной жизни общества. V. гативнае отношение обществонного мнения, сегодня к. атеизму неправошрно проецируется по сути дела'на всю совокупность гумашотических атеистических традиций в истории культуры. Думается, что здесь нужен самый принципиальный и' объективный подход. На протяжении веков идеи свободомыслия и атеизма бьгоі формой самовыражения личности, признающей самодостаточность человека и природы, ценность и значимость реального, земного существования. Атеистическая мировоззренческая позиция как отрицание бытия Бога означала сознательное выступление личности против разного рода идеологических препятствий за самостоятельное и творческое самоопределение, а также' осознание инл дивидом собственного достоинства и морального права на поиск истины, на выработку личного, независимого взгляда на мир. Следует заметить в этой связи, что нужно различать атеизм как позитивную гуманистическую традицию, выражающую степень человеческой свободы, и его конкретно-историческую форму, неоправданно превращенную в разновидность государствен эй идеологии, как проявление духовной несвободы человека в условиях господства авторитарного мышления. Атеизм оегодня должен доказать свою жизнеспособность в принципиальном диалоге с инакомыслящими в атмосфере открытости, толерантности и творческого обновления, свободного от всевозможного рода конъюнктурных установок на выполнение политических заказов. Э.А.Араб-Оглы подчеркивает: "Нам по-настоящему нужно отказаться от отождествления научного атеизма с антирелигиозной борьбой... Атеизм - прежде всего свобо-домыслиь, а значит, что-то большее, чем отрицание того или иного миропонимания, мироощущения. Если он берет на себя главную миссии - антирелигиозную борьбу, то он превращается просто в антитеизм. И как всякое "анти" - от антисоветизма до антиаме-рнкакизма - порождает образ "страшного" врага, va ство зависти .

и злобы, раскалывает человечество на несовместимые части".

История свидетел ствует, что морально-этическому фактору принадлежало одно из существенных мест в развитии атеистических традиций в культуре и киэни общества. Признание сегодня приоритета общечеловеческих ценностей и возвращение индивида й его гуманистическим истокам, безусловно, есть реальный, конкретный путь формирования таких межличностных отношений, которые гуманны, разумны и самодостаточны /не нуждаются в каком-либо трансцендентном их восполнении/. Новое мышление, признающее свободу совести, свободу мироощущения, ориентирует сегодня атеизм На изучение закономерностей взаимосвязи мировоззрения и свободаого нравственного выбора. Как известно, новъ-й Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях" не допускает никакого официального атеизма, финансируемого и направляемого государством. Атеизм понимается как личностная мировоззренческая установка, самостоятельный нравственный вкбор. именно в этом аспекте нам видятся невостребованные возможности благотворного влияния морали на становление реалистически мировоззренческой позиции личности. Представляется в этой связи, что з рамках воспитательных задач по формированию духовно бог-той, Социально ориентированной личности с научным мировоззрением, широким кулыурным кругозором, активным и деятельным отношением к жизни существенно возрастает и актуализируется проблема теоретического раскрытия атеистического потенциала системы нравственных ценностей, основанных на общечеловеческих идеалах добра и справедливости, а также целенаправленного его использования в практике воспитательного процессэ-

Степень разработанности проблемы. В имеющейся сегодня эти-ко-фклософской литературе можно выделить ряд исследований, освещающих роль морали в поведений и деятельности личности, среди которых можно назвать работы С.Ф.Анисимова, Л.М.Архангельского, В.А.Блюмкина, Г.Н.Г'умшщкого, О.Г.Дробнкцкого, Н.Н.Крутс-

Свобода совести и возрождение гуманизма - "Круглілі стол" "Коммуниста" // Коммунист. - 1990. - № 3. - С.'/9.

ва, А.П.Скрипника, Ю.М.Смоленцева и др. В то же время мало специальных работ, посвященных анализу влияния морали на мировоззрение личности, в частности на ее атеистич ские взгляды. На наш взгляд, проблем' взаимосвязи нравственных ценностей и атеистических взглядов требует серьезной теоретической разработки. В литературе есть исследования, имеющие касательство к этой проблеме, среди которых можно выделить работы С.ф.Аниеимо-ь^.; В.Ф.Эыбковца, В.А.Капранова, Н.П.Красникова, П.К.Курочкииа, С.А.Кучинского, В.Н.Шердакова и др. , но в'них основное внимание уделяется критическому анализу религиозной морали. В последнее время появились труды, з которых дается разработка атеистического потенциала нравственных ценностей социалистического общества /работы И.М.Кичановой, С.И.Криштопы и В.И.Кришто-пы, С.М.^даренок/, В целом же обзор имеющейся литературы'по этой проблеме свидетельствует о ее малораэработанности, недостаточно полном теоретическом освещении. Новый оби|зственный образ морали, фокусом интерпретации которой становится сегодня приоритет обирчеловачеекого ее содержания над классовым, перемещает в некоторой степени акценты в исследовании этой проблемы в сторону Гзлее широкого ее рассмотрения.

В работе предпринята попытка осветить данную проблему с

См.: Анисимов С.Ф, Мораль и поведение. - М.,1985; Архангельский ' Л. '..Лекции по марксистско-ленинской этике. - М., 1974; Блюм -кин В.А. О нравственной деятельности. - М., 1977: Гумницкий Г.Н. Нравственный поступок и его оценна, - М., 1978; Іробницкий О.Г. Проблемы нравственности, - М.-,1977; Крутов Н.Н. Мораль в действии. О закономерностях влияния морали на поведение личности. -М., 1977; Скрипник А.П.Нравственные отклонения: пути их преодоления. - М., 1986;.Смолениев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика Взаимодействия. - М., 1969 и др. о См..: Анисимов С.. Нравственный прогресс и религия. М., 195о: Зыбковец Ъ.Ф. От бога ли нравственность?- м. ,1961: Напраної1 В.А. Нравственный смысл глвни и деятельности человека /Критика рели-

ский С.А. Человек моральный. - М., I9b7; Шердаков В.И. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера.-М., 1932 и др.

См.: Кнчанова П.і,!. Светит путеводная звезда: /Нравственнне ценности: атеистический потенциал/.- М. ,1907; Криштопа С.й.Дрига-топа В.II. Атеистическая направленность нравственных ценностей социалистического общества /социологический анализ/. - Киев 1?в", ; ^.удйргнок Сії. Атеизм в с'оциалистичвеко: обществе: Проблем;' теории и методологии. - Владивосток, І98В.

позиций философско-антропологического подхода. Ми согласны с мнением К.И.Никонова, что "при анализе религии и атеизма... центральным методологическим моментом становится учение о чело-' веке как субъекте материального и духовного производства, труда, познания и общения, о природе человека, его сущности и существовании".

Цель данной работы - определить роль и место морали в формировании атеистических взглядов личности, выяснить как общие, так и особенные морально-этические причины, не только тормозящие секуляризационные процессы и способствующие воспроизводству религиозного сознания, но и влияющие на становление атеистичос^ ки ориентированной личности.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

создать концептуальную модель взаимосвязи морали и мировоззренческой позиции личности на основе! реализации философског антропологического подхода к анализу явлений, выяснить функциональные связи морали и мировоззрения?

показать моральные источники зарождения кри'ги'">ского взгляда на религию и выявить конкретно-исторические формы влияния морали на становление идей свободомыслия и атеизма;

выяснить, есть ли в структуре нравственной сферы советского общества элементы, способствующие воспроизводству религиозной идеологии; '

рассмотреть специфику моральных факторов преодоления религиозности и формирования атеистичесних взглядов 'Личности; '

выявить возможности благотворного влияния системы зжлич-ностных отношений, основанных на общечеловеческих нравственных ценностях, на становление мировоззренчески зрелой личности, раскрыть их гуманистический и атеистический потенциал;

определить роль нравственного воспитания и этического просвещения в процессе формирования атеистически ориентированной личности и очертить круг требований к их организации а современных условиях. .

Теоретической и методологической основой исследования служат диалектические принципы материалистического понимания истории, духовной жизни общества. З репгении поставленных задач ав-

Никонов К.И. Марксистское учение о человеке в теории религии Ц атеизма /Аеизм, религия, культура, личность /Тезисы докладов/. - Уфа, І9УС. - С. а9.

- б -

тор опирается на труды классиков марксизма-ленинизма, исследования советских и еарубевдьк философов в области теории морали, ролигки, атеизма. Цоленапр-вленное использование данных истории, этнографии, археологии и других наук позволит иллюстрировать и аргументировать теоретические положения и екаоды автора. Важное езсто заняла изучение религиозной литературы я религиозной пэ-раодщм /"Журнал Мзоиовокг*» патр;:ар:«ш", "Братский вестник", а та:п.:з такие издания, как "Московский церковный ваотник", "Протестант", "Христианин" и др./.

ІНучная новизна ряботн заключается с еледущаш

- в исследовании анализируется еозмокности влияния морали
, на выбор мировоззрения личности, на духовные основания уже вы
бранной мировоззренческой позиции, ее совершенствование}

- раскрываются пути использования гуманистического и атеис
тического потенциала системы межличностных отношений, основанных

На 0бщзЧЗД0ВЄ«ЄСІаіХ нравсТЕЙНЩгК ЦЄ. ЛОСТЯХ|

вырхкад критическое отнопонке к йозраст&эдзй Р общеотвзн-нам сазнашн; тенденции к зтичзскай апологии религии к негативному отоссоима и втокаму, автор обосновывает необходимость, объек-тагло-нг-уциоро, кзнпре-гно-историчэакого подходов к оцзнкз этих яь.'і'лг'і. Двтор исходит і;з того, vo нулю различать атеизм i;«t Г^жасткчлоиу» традгщал, s:an форму самореализации еувдостнлк сиЕ' члловзвд к его кешфзтно-историчзский рариант, язвратлшпй |йі.;апеипш прноучуа ему родовуу гуманкстичоскуя сухость}

прадлагйится цовіщ подхода к пониманию суцлоати, цодзй и оадач нравственного вадрцтшш с учетом совокупность качественных измзнзнай в-политической, ооц;іальцой# духовно-нравственной .сферах общественной *чши, определяется коррелятивные связи этического и мировоззренческого просвещения в целях обновления

ц обогащения атеистического потенциала личности е современных условиях і

- . ;ходл из существа произведенного анализа, в работе пред
принята попытка обосновать возможность видалення морально-эти
ческих корней критического отношения к религии в качестве отно
сительно автономного фактора, обусловливающего формирование

реалистического Миропонимания.

Практическая значимость исследование определяется тем, что получении? выводы могут быть испольрованЬі В разработке ряда проолсм религиоведения /сущность компенсаторных факторов рели-

- 7 -гии, взаимосвязь функциональных способностей морали и-религии, пути преодоления мора ыю-психологических явлений, воспроизводящих религиозное сознание, и т.д./, марксистско-ленинской этики /экзистенциальные проблемы мироощущения современной личности, моральный выбор и мировоззрение и Др./. Анализ не исследованных ранее вопросов методологически важен для выработки новых, отвечающих современным требованиям философских концептуальных положений о роли морали в жизни общества, в поведении и жизнедеятельности личности, формировании ее мировоззренческого поля интересов и потребностей. Результаты диссертационной работы могут быть использованы также в практике нравственного и атеистического воспитания.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на региональной научной конференции,посвященной 70-летию ВЛКСМ "Ленинский комсомол - надежный и испытанный помощник КПСС", 1988г., г.Уфа; на Всесоюзной научно-практическрй кон-ференши "Атеизм, религия, культура, личность", 1990 г., г.Уфа.

Диссертация обсуждалась на : седаниях кафедры этики и- эстетики Башкирского государственного университета имени 40-летия Октября.

Структура работы. Диссертация с стоит из введения, rtayx глав, заключения и списка использованной литературы.