Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современная жизнь с ее драматическими коллизиями, глобальные изменения в нашей стране, начало которым'положил апрель 1985 года, все более побуждают к рач-міиїлонида о настоятельной необходимости развития в нашем обществе цивилизованных форм политической деятельности, о возрастающем значении политической культуры во внешне- и внутригосударственных отношениях, в действиях парламентов, партий, политических деятелей .
В наше время человечество расстается с цивилизацией в ее традиционном, биполярном виде. Отношения, основанные на одном лишь противоборстве, стали чреваты угрозой глобальной катастрофы. Перед человечеством возникли проблеми, которые требуют сотрудничества и объединения сил всех народов независимо от принадлежности к той или иной общественной системе.
Развитие формаций, их внутренняя перестройка предполагают изменение самих основ человеческого общежития. Современное состоя -ние цивилизационной перестройки выдвигает в центр эпохи новое противоречие, которое характеризуется противостоянием двух типов развития /и разрешения/ социальных противоречий: антагонистического, приводящего к физическому столкновению между людьми, и неантагонистического, предполагающего сознательное урегулирование конфликта, что подразумевает обязательный демократизм, политическую культуру и другие факторы развитой цивилизованности1.
Особенность нашей эпохи состоит в том, что принцип "не за счет человека, а ради человека" становится реальной возможностью объективного развития. Поэтому степень очеловечешюсти политики, мировоззрения, равно как и экономики, трансформируется в важнейший критерий их прогрессивности и жизнеспособности.
В связи с отим общественные перемены, происходящие в нашем государстве, имеют большое международное значение. Преобразования, происходящие в нашем обществе, принесли стране и народу принципи демократической организации жизни, новое мышление, гласность, политический плюрализм, т.е. то, что ранее, во времена сталинизма и застоя, невозможно было бн представить. Сейчас в нашем обществе
См. Волков А.Л.Человеческое измерение прогресса. - М.,1Э90-228с.
по-новому встают проблемы гуманизма, материального и духовного раскрепощения людей. Одним из важнейших направлений развития данной сферы является развитие политической культуры, поскольку она выступает условием подлинной демократизации общества, и. соответственно, обновления всех сФев его, жизни.
В развитии общества, особенно в переломные эпохи, огромная роль принадлежит политике, в области которой осмысливаются социально-экономические задачи, пути их решения, вырабатывается политический курс, стратегия и тактика назревших преобразований. Во всем этом важное место принадлежит политической культуре, от которой зависит уровень политической деятельности и, следовательно, способность политики решать стоящие перед обществом задачи. Как известно, предшествующий период развития общества бил связан с консерватизмом политического мышления, боязнью перемен, отличался низким уровнем политического анализа современной обстановки в стране и во всем мире, засильем догматических стереотипов. Реформирование нашего общества началось с радикальных перемен в осмыслении наличных внутренних и внешних реалий, с выработки нового политического мышления и нового политического курса, что было бы невозможно без динамического роста политического сознания и политико-организаторской деятельности.
В настоящее время успешная реализация коренных социальных преобразований предполагает наличие множества политико-культурных факторов, цивилизованных форм развития демократии.
Необходимо подчеркнуть, что процесс интенсивной политизации социальной жизни может быть благом,если носит конструктивный характер ц имеет непременным условием высокую сознательность и политическую КУЛЬТУРУ.
Это особенно важно сейчас, когда демократические реформы вступили в решающую фазу своего развития. Наше общество остро нуждается в целостных концепциях развития, в компетентном анализе происходящих в нем процессов, в выработке научно обоснованных перспектив. Все это требует осмысления нашего общественно-политического опыта и современного этапа развития советского общества; изучения особенностей политической деятельности других государств, традиций политико-теоретической мысли и т.д., а это уже прямо относится в прерогативам политической культуры.
Преодоление отчуждения людей от политической ашзня, от управ»
ления обществом, развитие демократизации п гласности характери -зуются высоким уровнем политической активности населения. Но демократизация, формирование полноправных политических субъектов, выработка самостоятельной политической позиции тормозятся политической интолерантиостью, навешиваниом ярлыков, "поиском врагов" и прочими атрибутами недавнего прошлого. Все еще сохраняются охлократические тенденции, демагогия, при которых очень трудно апеллировать к сознанию, к аргументам, к консенсусу. И здесь снова видна острая потребность в формировании высокой политической культуры.
Сегодняшнее состояние теории и практики политической куль -тури обусловливает острую потребность в дальнейшей разработке и изучении этого социального феномена как сложной динамической системы. Четкое и убедительное определение специфики политической культуры является коренным вопросом в ее теоретическом объяснении. А в современной ситуации этот вопрос, его выяснение и свя -занная с ним возможность научного управления обществом и процессом формирования политической культуры приобрели такое жизненно важное значение, как, наверное, никогда превде, и стали, по-ви -димому, одним из главных условий дальнейшего успешного развития нашего общества.
Научная разработанность проблемы. По проблемам политической культуры в 70-ЭО-е годи появился ряд серьезных монографий. Б работах Г. Алмонда, Е.М.Бабосова, С.Вербы, А.А.Галкина, Н.М.Кей-зерова, Л.Пае, А.П.Чередниченко, В.А.З&тепева и других ученых рассматриваются общетеоретические вопросы политической культуры. Определенный интерес представляет собой коллективная монография "Политическая культура социализма" /Фрунзе, 1984/, в которой раскрываются генезис, сущность, структура и функции политической культуры, рассматриваются пути ее формирования. В философской литературе по проблемам политической культуры наблюдается устойчивая тенденция к ее интерпретации с позиций культуры вообще /В.Н.Авраменко, В.Л.Васильев, В.С.Еапиков, М.Г.Иовчук, Л.Н.Коган, У.В.Согомонов, В.М.Щегорцев/. Различные аспекты политической культуры рассматриваются в общекультурном алане, во взаимосвязи с другими видами культуры /А.И.Арнольдов, А.К./ледов, М.Т.Иовчук Ю.А.Тихомиров, Л.П.Коган и другие авторы/.
В ряде работ политическая культура рассматривается как ейн-
тез различных политических качеств отдельных субъектов: общества в целом, общественных организаций, партий, социальных групп, классов, личностей. Политическая культура на уровне классов и отдельных слоев общества исследуется Ю.М.Александровичем,А.А. Ногтевой. Работы Н.А.Блинова, Л.Н.Когана, Е.Г.Комарова, Ю.П. Ожегова посвящены вопросам формирования политической культуры советской молодежи, учительской интеллигенции. В ряде трудов исследуются структура и функции политической культуры социалистического общества /Ф.М.Бурлацкий, А.А.Галкин, В.В.Смирнов, Г.Х. Шахназаров, В.А.Щегорцев/; осуществляется анализ западных теорий политической культуры /Ф.М.Бурлацкий, А.А.Галкин, Н.М.Кейзеров, В.Ю.Киселев, В.В.Мшвениерадзе, А.А.Федосеев/. Вопросы политической культуры рассматриваются в ряде диссертационных работ.
Иель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является: социально-философское осмысление специфической сущности, структуры и функций политической культуры;
анализ противоречий политической культуры советского общества;
выяснение диалектического взаимодействия политической культуры и нового политического мышления в современных условиях развития нашего общества;
-исследование условий интенсивного развития политической куль -туры;
- исследование политико-культурных предпосылок дальнейших реформ
нашего общества и основных путей формировидия политической
культуры.
Методологической основой диссертации является диалектике— материалистический метод, примененный для исследования феномена политической культуры; анализ документов XIX Всесоюзной конфе -ренции КПСС. В диссертации используются материалы тех общественно-политических движений и организаций, которые возникли в условиях политического плюрализма. В ней нашли отражение материалы Всесоюзной конференции "Проблемы комплексного изучения челове -ка" /Москва, 15-17 февраля, 1Э88 г."/; Всесоюзного Совещания на тему:"Человек, наука, общество" /Москва, 15-17 марта 1989 г./; материалы, опубликованные в связи с организацией в 1989 г. Всесоюзного межведомственного центра наук о человеке и Института Человека и др.; анализируются и критически осмысливаются работы некоторых зарубежных исследователей, касающиеся данной проблемы,
- 5 -в том числе - и материали ХУ Международного Конгресса Ассоциации политологических наук /Буэнос-Айрес.Аргентина, июль 1991 года/.
Новизна диссертации состоит в исследовании автором проблемы развития политической культуры, связанной с демократизацией советского общества и заключается в следующем:
-
выявлении специфической сущности политической культуры, которая выражает степень развития способности политики к обобщению тенденций и потребностей общества, а такте способности к концентрации сил социальных групп, общества для решения экономических и других задач.
-
исследовании структуры политической культуры на уровне политического сознания, политической деятельности, политических институтов и рассмотрении политической культуры как особого структурного компонента политической системы общества;
-
в анализе основных противоречий политической культуры советского общества и факторов ее интенсивного развития;
-
в исследовании политико-культурных предпосылок дальней -ших реформ и основных путей развития политической культуры советского общества.
Практическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы исследования, касающиеся специфической сущности политической культуры, могут быть использованы для дальнейшего изучения данной проблемы, для совершенствования управления сложными процессами политического развития современного общества. Ре -зультаты и выводы исследования могут быть использованы при разработке проблем политического воспитания молодежи, развития демократического процесса в зависимости от его политико-культурного уровня и т.д.
Положения и выводы диссертации могут быть использованы в ходе преподавания общественных наук, при разработке программ и методик для теоретических и прикладных социологических исследований.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения.двух глав, заключения, списка литературы.