Введение к работе
Актуальность исследования проблемы взаимосвязи научной идеоло-гяд н духовной культури обусловлена необходимостью внязлеяяя з: использования всзможостей культурного я идеологического факторов в по-зстеніпт творческой зктизностя лвдей, нх сознательности, идейной убаїс-денностк, лгзяєнно несбхсдтих для успешного решения задач, поставленных партией по углубленна перестройкп,-
Человек - главясо действующее лсцо я зыспая цель революционного обновления общества. й:еяя6 человек, ливоЗ человек, писали К.ійркс л 5.Энгельс, вот кто все делзэ?, всем обладает, за все борется . Глубинный скысл истории состоит в развитии человека, форлярозаніта гарус— н;гчнсЗ личности, создагацей в процесса своей деятельности тот ?/лр об-цзстзгнного богатства, которшд она располагает. В силу этого сйцеку-льтурнсз развитее личности, еэ ядейяс-кравственноо возвысенле обладает самостоятельной гуглакгстяческой ценностью„ Утверждение последнеЗ -висілая, наиболее ваетая проблема человеческой цлвклизацип. На каядсл гсторячоскем' этапе указанная проблема реализуется в исторически определенных, конкретных форах. Наиболее гуманистичной среди них является форка сСЯП2ЛЯСТ2ЧЭСКОГО общественного развития, передавалцого ныне лергод яерзстрсйхгг, всестороннего качественного обновления. Выяз-денно ц рациональнее ясвбльзованяэ всех аозмояаостей, предоставляв-кнх ссцяалн'стігїескеП ннзйлпзованкостьз а'культурой для развитая человека труда,- одна из наиболее важных задач современного марксисте--ко-ленинского обществоведения.
Радикальная экономическая реформа, последовательная и всесторонняя демократизация общественной клзнп требуюї неуклонного роста культури ,. шсохоЛ идейной зрелости, нравственной надежности личности. Без постоянного обогащения себя "знанием культуры, созданной всем развя-їнєм человечества" „ невозможно разобраться в остроеюгетннх переплетеннях противоречий, выработать у себя новое политическое мгалвние, занять правкяьнуп гражданскую позиция» активно отстаїшать принципа перестройки. Как отмечалось на февральском /1938 г./ Пленума IF КПСС, без культуры, вне культуры никакого социализма не будет. Только на ' хорошо ухсзеннсЗ Еочзе культуры зозмазяо достлаеялэ " обществом ново-
"""'. А ійрко К., Энгельс 3. Святое семейство, аля Критика крлтячас- . кон кетглкд // Маркс К.,- Энгельс Q, Соч.*2-е изд. Т.2. С. 102.
^ Ленин В.И. Задача союзов глолодода: Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коиаунветачвсяогй Ссэза Шлодегп 2 оетября ISJX) г.
// Поля.собр.соч. Т.4І. C.S04.
ачественного состояния. Именно поэтому щртия призывает "смело, ;. >гично наращивать и расширять культурный пласт перестройки, ис-гдзуя к развивая все духовное богатство, созданное нашими предше--.твенниками" . Решение поставленной задачи требует серьезного теоретического обоснования. На передний план выдвигаются вопросы закономерностей общекультурного развития личности, особенностей культуры как фактора, ее идейного, нравственного, эстетического возвышения, механизмов переплавки идейного потенциала культуры в личностные качества человека груда, критериев и показателей идеологической действенности культуры, путей ее повышения. До сих пор, несмотря на исключительную актуальность, данная проблеш, обозначаемая з научной литературе как проблема идеологической эффективности культуры, все еще не получила достаточ- ' но полной и всесторонней разработки.
Актуальность исследования гроблемы взаимосвязи идеологии а культуры в значительной мере определяется и бытующей еще распространенность» в сознании и поведении отдельных граядан иллюзорных, кни-шх ценностей и стереотипов, увлечений буржуазной.символикой, демонстративного безразличия к духовным ценностям социализма. Обновляющийся социализм задается в их полном, и окончательном искоренении. Как отмечалось на XIX Всесоюзной партийной -конференции, "надо создать все условия, чтобы, вступая в сознательную трудовую и политическую жизнь, новые поколения-советских ладей обладали высокой идей-, ностью и моралью, хорошім знанием своей профессии и щкроким культура ным кругозором, были готовы взять на себя ответственность за.судьбы страны""*. Выяснение причин тех сбоев, которые дает система идеологической работы и воспитания, анализ-путей повышения"эффективности культурно-'идеологической сферы в условиях перестройки требуют серье-" зных теоретических размышлений, глубокого, обоснованного научного анализа жизненных реалий, постоянно вносящих коррективы в "теоретические -представления о взаимосвязи идеологии и.культуры, роли последней в идейном возвышении личности. Решение этой задачи - непремен-? ыое условие устранения отмеченных негативных явлений., Исследование
1 Горбачев М.С. Революционной перестройке -. идеологию обновления;
Речь на Пленуме ЦК КПСС, 18 февр. 1988 г. И.,1988. СЛ8-І9-..
2 Горбачев М.С.-О ходе реализации решений ХХУП съезда КПСС и
задачах по углублению перестройки: Доклад на XIX Всесоюзной конфе
ренции КПСС //Коммунист, 1988, ЙО, Сі 18.
взаимосвязи идеологии и культуры является необходимым звеном научного обеспечения процесса перестройки культурной политики партии в период революционного обновления общества.
Актуальность рассматриваемой проблемы возрастает и в связи с изменением идеологической обстановка на международной арене. Расяиг-ренле и углубление экономических, политических и культурных контактов СССР с зарубежными странами, рост симпатий трудящихся к первому з г/г-гое социалистическому государству, постепенное утверждение нового политического мышления в отношениях мазлу странами и народами не устраняют, однако, достаточно мощного идеологического давления на социалистическую цивилизованность и культуру со стороны наиболее реакционных западных кругбз. В современных условиях практика империализма в сфере культуры стала еще более изощренной, гибкой, завуалированной. Подготовка личности к активному идеологическому диалогу, выработка у нее умения отстаивать социалистические, духовше ценности неотделима от правильного осмысления ей сущности взаимосвязи идеологии и культури, диалектики классового я общечеловеческого в культуре,' идеологической направленности последней, ее эффективности. В силу этого разработка данной проблеми предстает как составная часть идеологического и теоретического обеспечения процесса формирования у советских людей нового политического мышления, подготовки их к жизнедеятельности в новых экономических, политических и идеологических реалиях.'
Степень разработанности проблемы.
Вопросы взаимосвязи идеологии и культуры всегда были в поле.зрет ния теоретических исследований и практической работы К.Маркса, '{.Энгельса, В,И.Ленша, многогранной деятельности-партии по осуществлению гсультурнрй политики в ходе социалистического строительства. Богатое теоретическое наследие основоположников марксизма-ленинизма по этим вопросам изучено пока еще недостаточно полно, по многим же позициям -нуждается в новом прочтении. Это позволит выявить истоки проблемы, уточнять /конкретизировать/ методология ее решения.
За последние два-три десятилетия обдетеоретические я методологические аспекты указанной проблеет нашли достаточно глубокое pcreqenzo в трудах таких исследователей, как А.И.Арнольдоз, Э.А.Еаллер.Н.Б.Бпк.-кенин, 'М.А.Булатов, И.В.Бычко, А.й-Горак, В.З.Давидович. 2.А.Жданов, Н.С.Здобия, В.А.Зоц, С.Н.Йшшикова, М.Г.ЙЬвчук, М.С.Каган,3.2.Келле, М.ЯЛовальзск, Л.Н.Коган, Ю.А.Лукин, Ю.Н.Іотмак, Э.С.г/аркаряя. А.Н.Глс-лин, В.М.Кезуев, И.Ф.НадольЕый, Т.И.Ойзераан, Б.М.Сапунов, В.С.Сеыа-нов, Г.Д.Сшрноз, Д.З.Сохаяь, Я»Ф.Тарасеяко, В.Й.?одстнх, 2.?.?cqerow,
П.Н.Федосеев, И.Т.Фролов, Н.ЗЛавчавадзе, З.И.ПЬшкарук, А.К.Уледов, А.И.Яковлев. йяеяно этими авторами впервые в нашей философско-социс-логичес; ой. литературе был поставлен и обстоятельно проанализирован вопрос об идеологической составляющей культуры, идеґаіо-классовсй направленности социокультурного творчества, о соотношении классового и общечеловеческого в культуре, ее роли в идеолопіческом воспитании личности. Вместе с тем взаимосвязь научной идеологии и духовной культуры не была выкристаллизована здесь в качестве предмета самостоятельного теоретического'анализа, ке изучалась как'специальная проблема общей теории культуры.
Указанная взаимосвязь анализировалась преимущественно в контексте-рассмотрения одной из' конкретных социокультурных проблем, в част- ности, принципы и основные направления культурной политики КПСС в историческом аспекте и на современном этапе /А.И.Арнольдоз, Ю.В.Аруто-ЕЯ5І, Л.и.дробиаева, В'.Т.Ермаков, Ю.А.Лукнн, А.Е.Шкоха, В.М.Канрян, "К ЛІ.Ким, Ю.П.Шарапов/; идеологическая, политико-воспитательная фушс-цт литературы и искусства /В.Г.Антоненко, З.Т.Апресян, В.Ю;Борев, Ю.К.Давыдов, А.Я.Зись, В.В.ураь.:ев-, А.Н.йзэуитов, Э.В.Кльенков, 'В:А.Кудин, М.А.Лифшиц, Э.В.Соколов/; критика идеологических оснований буржуазной культуры и буржуазных культурологических концепций.' /В.С.Глаголев, Н.М.Кейзеров, А.В.Кукаркик, Ж.Т.Левчук/АЛОЛ.іельвиль, ВЛЗ.Колчанов, С.Е.Кожаягун, Е.П.Смольская, К.Э.Разлогов, В.А.Табач-г . ковсклй, В.Р.Щербина/.
Обзіирная литература посвяцена исследованию роли идеологической' составляющей в познании объективного мира, борьбы научной и. буржуазной идеологиіі в современной науке /Т.Н.Волков, Н.В.Дучекко, М.Х.Кгит-ханян, Р.ВЛ»5отрошилова, Т.И.Ойзерыан,' В.Е.Келле, Г.В.Осипоз, А.И.Ра-, китов,- А.Ф.Филйппов/; а также изучении идеологических аспектов современных языковых проблем /И.К.Белодед, Р.А.Еудагов', Ю.Д.Дешериев, Т.Б.Крлякова, А.А.Стриженко/.
Вопросы взаимосвязи научной идеологии.к духовной культуры затрагивались и в плане осмысления природы и назначения субъективного /идеологического/ фактора общественной жизнедеятельности советских людей. Здесь исследуемая проблема рассматривалась в контексте анали- за процесса совершенствования духовных основ социалистического образа жизни /Е.Ы.Бабосов, Н.БіВйккенин, В.И.Волович, Т.И.Заслзвская, А.А.;1ысенко, Н.И.Мшсальченко,-А.Н.Макаров,- М-П.Мчедлов, Е.З.Осичкюк/; идейно-политического, мировоззренческого, классового воспитания моло-. дєеи и трудящихся /З.І.Василенко, С.СЛЗжневский, А.С'Капто, А.В.ІІЯ-.
лозицкий, В.Т.Лисовский, И.М.Ипьинсг'ій, Н.В.Попов, В.И.Шинкарук/; места и роли культуры в системе взаимосвязей двух противоположных общественны:: систем на. международной арене /Н.З.Гончаренко, П.С.Гу-. ревич, М.Т.Иовчук, С.А.Ккчигия, А.К.Кузнецов, В.З.ЬЬшениерадзе,. А.Н.Нозикона, В.Л.Комаровсхий, 'В.С.Пазенок/. ".
Существенный вклад-в разработку обозначенной проблемы внесли публикации известных деятелей культуры, литературы, искусства, публицистов к литературных: критиков /Ч.Айтматов, А.Ананьев, Г.Бакланов, Ю.Бондарев, Г.Боровия, И.Засильев,, О.Гончар, Д.Гранин,- И.Дедкоз, З.Дрозд, Е.Езтушенко, С.Залыгин, В.Коротич, С.Кондрашев, А.Москалея-, ко0 Б.Олейния, З.Распутин, М.Ульянов,, А.Чаковский/; труды советских историков, этнографов, психологов, филологов /С.С.Аверинцез, Ю.В. Брошей, Л.М.Баткин, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, А.Я.Гуревич, И.А.Дзе-вєрин.Б.С.Ерасоз, Н.И.Конрад,'Д.С.Лихачев, А.Н.Леонтьев, Г.И.Лоыид-. зе,, -А.Ф. Лосев, Б.И.Шэнкиан/; публикации в периодической печати партийных работников, лїурналистов, руководителей культурно-просветительных учреждений, организаторов культуры /А.Анипкин, И.Антонович, А.Авдч-евский, М.Баялинов, Л.Бовин, Ю.Выгорь, Л.Графова, А.Дзгтярев, ії.Де-:лтев, В.Захароз, И.Полозаов, О.Черняченйо, Ю.Щєкочихин/.
Проблема взаимосвязи идеологии а культуры в той ваш иной мере освещалась также в грудах ученых-обществоведов социалистических страя /Озтаньл, И.Сабо. Д.Фаркаа /DIP/, ЭДрэфшштедт, В.йезер, Х.Кеслер,' Н.Нирканп /ГДР/, С.Ангелов, Г.Атапасов, В.Иванов, 3.Номов /НРБ/ и яр./-
Анализ пйэеязЯся литературы показываем, что несмотря на весьма
пирскпй и разноалапозай охват, вопросы взаимосвязи научной идеологии
я духовной культуры ецэ не ставились и на.изучались как целостная я
относительносамостоятельная философско-социологическая проблема.
Нет научного описания механизш, детерминирующего воздействия идзагс-
гил ка культуру,' ео активного обратного воздействия на идеологии;
анализ идеологического. потенциала социалистической духовной ку ль туры
ограничивается в основном признанием его существования, иллюстрацией
примерами; нет устоявшегося.мнения относительно факторов, обусловли
вающих действенность культуры в идеологической плане, критериев ее
эффективности, форм и методов изучения, путей и способов повышения
роли культуры в условиях качественной перестройки ссотатастической
хизяедеятельности. , .
Учитывая актуальность, практически-идеологическув значимость ж недостаточную разработанность ггробленн, агтор избрал ее.з изъест-.
.-6-
ве предмета самостоятельного философско-социологического анализа.
Цель и задачи доследования.
Главная цель диссертационного .исследования состоит в расхрытии глубинной взаимосвязи и взаимообусловленности научной идеологии и духовной культуры, места идеология в механизме детор:.!ннацпп культура, ее социального функционирования, роли соцкадисигчоской духовной культуры в реализации идеологических, политике—воспитательных целой. Автором предпринята попытка теоретического определения идеслсгігчсскоіі эффективности социалистической духовной культуры по соответствующим критериям н показателям.
Реализация основной цели исследования предполагает решение сле-дуищих конкретних и взаимосвязанных задач:
определение фклософско-социологкческого смысла /содержания/ понятия "культура" в свете ее "человеческого измерения", основных ха-рактеристик человекотворческой роли культуры, места человека в епсте-ме социалистической культуры как ее субъекта и объекта;
выявление роли научной идеологии в механизме детерминации социального функционирования культуры, обеспечении идейной целостности социалистической духовной культуры, ее гуманистической'направленности;' .
научное описание основных составляющих идеологического потенциала социалистической духовной культуры, особенностей его проявления /действенности/ в ходе реализации ее /культуры/ челоЕекофоркируо-цей функции;
раскрытие "механизма идеологического обогащения липкости средствами /культуры, выделение общих критериев и показателей ее эффективности, форм и методов исследования;
обоснование основных направлений повышения идеологической
, эффективности социалистическойдуховной культуры в условиях ускорения социально-экономического развития общества.
Методологическая основа к источники исследования. Методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы КЦСС,Советского государства. 3 исследовании обозначенной проблемы наглое методологическое значение имеют -прегде всего такие фундаментальные принципы марксизма-ленинизма, как принцип объективности, партийности, конкретного "историзма и практики.
Партийные документы представлены в диссертации в первую очередь материалами НУП съезда партии,- XIX Всесоюзной партийной конференции, апрельского /1985 г./, январского и июньского /1987 г./, февральскс—
го /1983 г./ Пленумов Щ КПСС.
Вторую группу источников составляют работы советских и зарубежных марксистских философов, социологов, теоретиков научного коммунизма, этпков я эстетиков. При этом особое внимание уделялось работам, пссзяценным изучению специфики идеологической составляющей з культуре, роля культуры в воспитании гармонично развитой, общественно активной личности.
Третья группа источников включает в себя материалы социологических исследований по проблемам культуры и воспитания личности в социалистическом обществе, статистические данные л обобщенный опыт практической работы культурно-просветительных учреждении. В диссертации использованы материалы съездов, конференций, пленумов творческих союзов СССР, а также труда советских ученых и деятелей культуры.
Научная новизна исследования.
8 диссертация впервые в нашей филсссшско-социологическсй литературе, предпринята попытка теоретического описания механизма взаимодействия научной идеологии и духовной культуры, идеологической действенности культуры, форм и методов ее исследования по соответствующим критериям а показателям, основных путей повышения эффективности социалистической духотой культуры в период перестройки, революционного обновления общества. На защиту выносятся следующие положения:
- как сфера очеловечивания природы, гуманизации социума и со
циализации личности "культура" включает з себя результаты материаль
ной и духовной деятельности человека, саму эту деятельность и чолове-
ка как со субъекта, з той м.~ре, в какой они, во-перЕых, служат раз
вития сущностных сил и способностей человека, вс-зторых, вопля в пов
седневную человеческую практику, в-третьих, освоены человеком адек
ватно заложенного в н«х общекультурного содержания. В наибольшей сте-'
пени отим требованиям, составляющим суть "человеческого измерения"
культуры, отвечает ішне социалистический тип культуры, поставленный
на службу человека труда, направленный на его всестороннее и гармоничнее развитие;
- социалыгую определенность и человекотворчєскуи направленность
культуре придает идеология, являющаяся одновременно и частью култ.ту-
ры, и ее ведущей социальной детєрминактой. Будучи идейным ядрен куль
туры классового общества, идеология как бы-"выходит за пределы" по
следней, пронизывает собой культуру, подчиняет залегенноз в.ной аба.—
человеческое содержание достижению классовых целей. В завис—/сети от
природы идеологии ее воздействие на культуру носит разяонзпрааленгай
-8.-характер. Только научная идеология, выросшая на прочной основе мирово*; культуры, впитавшая в себя передовые гуманистические.традиции и постоянно обогащающаяся завоеваниями человеческого гения, сообщает культуре импульсы к развитию, придает ей идейную целостность и гуманистическую направленность, подчиняет ее человекотворчесгліі потенциал возвышению личности как субъекта, творца повой цивилизованности и -самого себя;
-научная идеология составляет основу гуманистического потенциала социалистической культуры. Б процессе приобщения к культуро индивид усваива-т заложенные в ней высокие идеологические ценности, формирует свои .мировоззренческие идейные убеждения, составляющие ядро духовности социалистической личности. Уровень достижения идеологических, политико-воспитательных целей средствами культуры, реальный прирост идейности личности в ходе освоения ею культурных ценностей, результативность движения личности ко все более возвышенным и гуманным идейным ценностям в процессе.ее общекультурнсго развития ехватывает-ся понятием "идеологическая эффективность культуры",.изучение которого является необходимым звеном научного обеспечения перестройки культурной политики партии в период революционного обновления общества;
- всякое отступление от принципов и требований научной идеологии
деформирует роль последней как социальной детерминанты культуры, от
рицательно сказывается как на развитии культуры, так и на эффектив
ности процесса внедрения идеологии в сознание, чувства и поведение
личности. Деформации в культурно-идеологической сфере получили мас
совое распространение в 70-х - начале 80-х годов. Их устранение, воз
рождение идеологической действенности культуры, усиление взаишобога-
щающего взаимодействия культуры и идеологии требуют радикальной пе
рестройки культурной политики, возвращения к ленинским принципам ее
.организации, утверждения подлинного демократи?ма, гласности, свобод
ного соревнования умов и талантов, терпимости к творческий исканияк,
развития своеобразного "социалистического плюрализма" в культурно-
идеологической сфере; -
- идеологическая действенность /эффективность/ социалистической
духовней культуры проявляется на уровне разума', чувств и практическо
го поведения личности корой таких величин, как научность-кирозоззре-
ния личности, устойчивость ее идейных убеждении, степень творческ й
активности. Рассматриваемые в качестве основных критериев, указанные
величины позволяют провести соответствующие исследования, выявить
реальны!: уровень, эффективности культуры, противоречия и недостатки. Б
.-9-кулх>турпо-идеологкческоіл воспитании социалистической личности, накотить конкретные пути повышения действенности культуры и идеологии в контексте современных задач общественно-исторического раззития;
- повышение идеологической эффективности культуры связано ныне с решением целого комплекса взаимосвязанных задач, основными среди которых является: а/ оздоровление общественной атмосферы, опосредующей контакт человека с культурой, восприятие и усвоение заложенных в полотне культура идеологических ценностей; б/ перестройка культурной политики партшг, перевод ее на рельсы демократизации, гласности, свободного соревнования умов и талантов; в/ культурно-идеологическое воспитание" личности, формирование у нее способностей и потребностей понимать, воспринимать и усваивать идеологический потенциал культура,, переплавлять его я личностные убеждения, чувства, мотивы практического поведенияг отстаивать и защищать их в острах идеологических дискуссиях.
Теоретическая я практическая значимость исследования состоит прсзде всего з списании механизма взаикообогащающего взаимодействия научной идеологии и социалистической духовной культуры, виявленій детершнирупщих факторов, обусловливающих- идеологическую "действенность культуры, путей-повышения ее эффективности в услозиях перестройки. В исследовании уточнены параметры "человеческого измерения" культуры и обцекулътурного развития личности, гуманистической, челове-ко-твсрчеекой роли культуры, ее опосредовашюсти научной идеологией. Определена основные критерии и показатели идеологической эффективное-. ти социалистической духовной культуры, пути" ее повышения з современных условиях.
Результаты исследования когут быть использованы з качестве теоретической основы при разработке конкретных методик измерения идеологической эффективности культуры применительно к различным категориям молодели и трудящихся, перестройке управления культурно-идеологическими процессами в нашем обществе, в частности, для более ^етг.о-го определения основных, целей деятельности культурао-ггроезетлтельных учреждений, друтіїх подразделений культуры.
Материалы исследования могут быть использованы в учебной процессе при чтении соответствующих тем курсов Тлрксистско-ленинской философии", "Научного коммунизма", "Марксистско-ленинской этики и эс-
ТЄТІП"Т".
Апзобапия работы. Основные полозеяия и выводы диссертационного исследования:
отражены в научных публикациях автора /непосредственно по теме диссертации автором опубликовано 40 научных работ объемом около 60 печатных листов/;
излагались на раде-Всесоюзных, республиканских и региональных симпозиумов, конференций, семинаров;
освещались при чтении, циклов лекций в трудовых коллективах ряда областей республики по поручении Отдела пропаганды и агитации ЦК Компартии Украины, а такке по'линии общества "Знание" Украинской ССР;
использовались автором при разработке и чтении специального курса "Ицеология и культура" /16 часов/ для студентов философского факультета Киевского университета;
использовались при подготозке методических рекомендацій в по-ысиь слушателям партийной учёбы Лош политического просвещения Киевских горкома к обкома Компартии Украины, а также общества "Знание" Украинской ССР;
обсу&дались на заседают кафедры философии гуманитарных факультетов Киевского университета и кафедры философии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при Киевском университете, а также.на заседании Ученого совета философского факультета Киевского университета.
Структура диссертации обусловлена поставленными исследовательскими задачами и состоит из введения, четырех глав, заключения и списка основной использованной литературы.