Введение к работе
Актуальность специального философского рассмотрения проблемы единства ?гира в современной науке и культуре з целом обусловлена необходимостью осшслешгя многочисленных эффектов целостности, взаимозависимости разнообразнейших процессов и явлений, которые все в большей степени обнаруживаются, выступают на передний план не только в теоретической, но я в практической деятельности человека. Скзда откосятся как вопросы щшилнзационно-биосферной экологии, так и проблемы всеобщего, универсального единства мега-, микро-''и макромиров. Тесное переплетение дифференциации и интеграции наук непосредственно взаимосвязано с прослеживанием все более глубоких, тонких корреляций и соответствий в самой природе. Одновременно наука продолжает испытывать существенное влияние со стороны других социскультур-іііій. сфер и вместе а тем оказывает постоянно усиливающееся, воздействие на все области Епзнедеятельностп человека. Тенденція синтеза внутри отдельных локальных культур и цивилизаций дополняется активизацией транскультурнохо диалога. Осознание национально-этнических специфических особенностей неосуществимо вне соотнесения с общечеловеческими ценностями, инвариантами, сопиокультурнама.универсалиями. Именно посредством взаимодействия различнейших сфер и областей культуры формируется свободное, раскрепощенное, целостное миропонитакйе и щроотнонгение.
_ 4 -
Степень разработанности темы. К проблеме единства ?5ра непосредственно сбраяшшсь в разном ключе П.В.Алексеев, В.В.БибиХж, З.В.Йльенков, С.Т.Меяюхин, К.Ранер, М.Цан, й.З.Цежястро, ^.Хайдеггер, Е.Хайятелъ к другие. В то,, яе'время данная проблема сравнительно часто возникает Е процессе разработки ияшс отдельных тем. Так, например, некоторые аспекты проблема единства мира затрагивается огечественншла и зарубежными исследователями в связи с обсуждением вопросов философии и- методология науки, в связи с изучением история классической я современной философий, в связи с проблемами культурология, в связи с кон-кретнышг научными иаысканяяаш к т.д., и т.п. Необходимость специального анализа и интегрального осмысления проблемы еіт55Нот.вз йчт*» ? кг.ч-тл'г^тр т?эд.-о<у?рямряяо.й наука, так И КУЛЬ'
ТурЫ В ЦЄЛОЙ їЄаі й'е іЛегіви СОлраНЯетСЯ, іЮСіСОЛЬКу уЖо ЦОЛу—
чеинне результати остаются, к сожалению, иска еще во многом фрагментарными, эпизодическими и изолированными друг от друга.
Главкой дельта предпринятого исследования выступает разработка такой комплексной концепции, модели единства ыира, которая позволила бы обобщить и синтетически связать между собой уже полученные результата, высвечивая сквозные лшіяи необратимой эволюции мира, прослекивая непрерывность сцепления и внутреннее единство различнейших сфер, частей, областей мкра.
Для достижения поставленной цели необходимо рзнытъ следувдзэ осковяне задача:
зафиксировать спектры возможных хзртвн мара, а также варианты теоретическая подходов л позиций освоения мира в контексте .динамики современной науки и культури в целом;
обосновать объективную значимость я. эзрястзчвскузз ценность .принципа единства шра;
выделить фундаментальные, универсальные категория '. ж ИЕЕариавты, которые объединяют отдельные соцаоэткяческив организма'и сферы культуры тонкими взаимосвязями и взаимозависимостями и отобранают всей своей сложной структурой необозримую и неисчерпаемую целостность мира;
проанализировать существенные соотношения.единства, мира и единства культуры в аспектах как знаково-симврлачес-ких механизмов, так и ігредметно-содерзательного их заполнения.
В качестве теоретико-методологических оснований исследования выступают общедиалехтические принципа всеобщей, связи и развития, которые интерпретируются и конкретизируются во взаимодействии с принципом дополнительности в ьаксималь-но широкой его трактовке; а- также основывающийся ка единство противоположностей регулятивный тезис о всестороннем и целостном рассмотрении любого предмета, анализируемого в единстве синхронного и диахронного аспёктсз. В процессе работы автор,использовал- достижения крупнейших представителей философской и колкоетнонаучноЭ мысли, идеи отечественных и зарубежных ученых я деятелей культуры.
Диссертадзонное исследование представляет к обосновывает следующие результаты, оцредедявдзе его новизну:
1. Осуществлено системное сопоставление универсальных,
всеобщих'л локальных, з том числе социокультурных моделей
и картин мира б единстве синхронного и даахронного аспектов, на базе которого установлено наличие ах существенной взаимозависимости и непосредственной ззаішосвязанносги.
-
Выявлена общая интегральная тенденция, сквозная линия необратимой эволюция мира* непосредственно связанная с воспроизведением и нарушением разных типов фундаментальных структурных симметрии, что как раз н задает необратимую направленность динамике мировых процессов.
-
Установлена ведущая роль фундаментальных параметров, констант (физических, социальных, пространственно-временных, систешо-етруктурнизс it т.д.) реальности, ее ключевых точек в процессах взаимного проецирования относительно автономных сфер и областей культуры."
Полученные результаты имеют широкие области применения, что подтверждает ах теоретическую и практическую значимость. Мировоззренческие, методологические и социокультурные концептуальные выводы и обобщения могут использоваться для реиения разнообразных познавательно-практических задач: для построения конкретных исследовательских программ в дисциплинах философского и частяонаучного циклов, нацеленных на создание обобщающих теорий; в преподавательской деятельности по общему или систематическому курсу философии, по
соответствующим спецкурсам - как со стороны содержания материала, так и со стороны методических особенностей его трансляции и преподнесения (взаимосвязь и взаимодействие категорий"и проблем онтологии, гносеологии, методологии, аксиологии, культурологии); а также в качестве сквозных принципов организаций и представления знаний и других ценностей (энциклопедии, библиотеки, музеи, бази данных, ЙК-терантавные мулътямедаальные система и т.п.).
Основные положения диссертации была'азгообирозаны: неоднократно обсуждались на заседаниях и методологических семинарах кафедри философии философского факультета МГУ, докладывались на XIX Всемирном философском конгрессе (Москва, 1993 г.), излагаются в ряде публикаций.
Структура работу определяется презде всего градационной я вполне удобной схемой научного представления знаний, а также поставленными задачами я принятыми в качестве основных теоретическими и методологическими положениями. Текст диссертации состоит пз введения, двух глав, заключения и списка литературы с 4G5 наименованиями.