Введение к работе
Актуальность тем исследования. Философское исследование права потупило сегодня д сложный, противоречивый и очень интересный этап своего развития. Происходящие в СССР преобразования всех сторон общественной жизни о особой оогротой выявляют возрастающее значение исследования правовых проблем, связанных с укреплением правовых основ перестройки и устранением консерватизма правовой системы. Как известно, долгие годы d нашей стране царил дух правового нигилизма, нарушалась законность. Да и само право трактовалось преимущественно как средство ограничения и запрета. Адеинисг-рат,ив"п-ког<іЗ!ідиая система выработало идеологию, которая культивировала сознание советской исключительности, ориентировала на отрицание всех других (не "наших") общественных идеалов. Перестройка знаменует огказ от узкосекгангского мышления, ориентацию на общечеловеческие ценности, на терпимость по отношению к другим типам мировоззрения и культуры. Все это потребовало выработки нового понимания права. На XIX Всесоюзной партийной конференции оо всей остротой был поставлен вопрос о создании правового государства, о коренном обновлении законодательства, о правовой реформе. Тем самым перед марксистской философией права встала задача активно включиться в исследование и решение теоретических и практических правовых проблем советского общества. Одновременно возникает вопрос о том, насколько она готова и споообна адекватно выполнить этот социальный заказ.
В свою очередь, сама логика развития философского осмысления права в настоящее время делает все более ощутимой необходимость решительного поворота в исследовании права. Эта назревшая потребность нашла свое отражение в материалах "Круглого стола" журнала
"Вопросы философии", где была предпринята попытка осмысления и систематизации правовых исследований, дана обобщающая характеристика состояния марксистского филооофоко-правового знания в конце 80-х годов и перепекти;; его развития.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловливается как возрастающим значением проблем права в жизьи советского общества, гак и осознанием необходимости переосмысления понятийного аппарата философоко-правовой науки, изменения всего поля ее теоретического видения,
Степень научной разработки, ппоблеья. Социально-философская правовая теория была разработана классиками марксизма-ленинизма как составная часть материалистического пони' зния истории. Эта теория постоянно развивается и обогащается новыми положениями и категориями, отражая развитие самого права и углубление процесса его познания.
С конца 60-х - начала 70-х годов начинается интенсивное развитие марксистской философии права, но первоначально этот процесс протекает в основном в рамках общей теории государства и права. В работах советоких юристов Алексеева С.С, Грязина И.Н., Керимовв Д.А., Мамута Л.С, Матуэова Н.И., Нероесянца B.C., Чефранова В.А., Явича Л.С. и др. глубоко исследован ряд проблем философии права. К ним следует отнести вопросы о сущности, структуре и функциях права; о состоянии права и политики, права и морали, права и экономики; о формировании общественного и индивидуального правосознания и т.д. В этот период, таким образом, прослвЕивается процесс, кото-Право, свобода, демократия (Материалы "Круглого стола"). Вопросы философии, 1990. № 6. С.31.
рый можно назвать' философиэацией правового знания.
С середины 80-х годов начинается как бы встречное движение теоретической мысли: ряд видных советских философов проявляет все больший интерес к правовым проблемам. Выступления и публикации Баталова Э.Я., Зотова А.Ф., Кейзорова Н.М., Калле В.Н., Ковальзона М.Я., Межуева В.М., Смирнова А.Ф., Соловьева Э.Ю. посвящены рассмотрению взаимосвязи таких понятий и отображаемое тли реальностей, как право и свобода, право и влаоть, право и формы собственности, право и рыночные отношения, право и общечеловеческие ценности.
На фоне достигнутого к настоящему времени в области философ-окого исследования права выделяются недостаточно разработанные теоретические проблемы. Преяде всего ряд представителей общественных наук, к сокалешво, все еще недооценивают роль общефилософского правового знания, как якобы фатально оторванного от практики современной знаки. Иными словами, не получило всеобщего признания понимание того, что лишь будучи вооруженными знанием общих фундаментальных свойств исследуемых объектов, общественные науки способны решать задачи, которые поставлены перед ними современным этапом общественного развития. D свете сказанного становится очевидно, что философское исследование теоретических вопросов права выдвигается в качестве неотложной задачи, что назрела потребность проведения широкого анализа правовых явлений, изучения права как целостного социокультурного явления, сочетающего в себе моменты единства должного и сущего.
Кроме того, в общей теории государства и права и в частно-правовых науках все еще не преодолено нормативистское, нейтрально-маркировочное понимание права. Пагубность такого правопони-мания прекрасно понимали еще дореволюционные правоведы,а мы где-то
больше полувека назад понимать перестали. Поэтому требуется, с одной стороны, выработка и обоснование маркоисгокого общефилософского понимания права, а о другой - критика употребления термина "право" в духе юридического позитивизма.
При выработке понятия права кеобходимо учитывать, что оно является исходным для развертывания всей цепочки категорий философии права. Оно должно быть действенным при решении теоретических проблем права: структура правовой деятельности, основанная на деягельностной интерпретации культуры, связи права с экономикой, политикой и другими сферами общественной жизни, классовое и общечеловеческое в ценностях права; его социальные функции. Углубление познания этих проблем возможно лишь на основе концептуальной разработки понятия права.
Философия права как высший теоретический уровень его исследования переживает период становления. Поэтому в ее рамках актуальны проблемы места и роли права в жизни общества. Дискутируется проблема соотношения философии права и общей теории государства и права.
В имеющихся представлениях о социальной ценности права в общей теории государства и права и в частно-правовых исследованиях центр тяжести смещен в сторону доказательства ценности его нормативности, формальной определенности и принудительности, т.е. атрибутивных характеристик позитивистского правопонимания. Отсюда очевидна необходимосгь доказательства ограниченности подобной трактовки ценности права в выработки более адекватного понимания этой проблемы.
См.: Алексеев С.С. "Социальная ценность права в советском обществе". М., 1971, 0.62-125;' Он же. "Общая теория права" т.1,с.92-Ю2.
' Аксиологичеокнй подход к праву, на наш взгляд, отнюдь не должен выяснять "ценность" воех качеств права, поскольку категория ценности не может быть абстрагирована от личности, от человеческого фактора. Деягельноотное осмысление права как феномена культуры неразрывно овязано о понятиями "потребность", "интерес", "овобода", "равенство", "справедливость".
Цель и задачи исследования. Современные теоретические и методологические проблемы филооофокого исследования права определяют основную цель данного диссертационного исследования - рассмотреть право как целостное явление, как феномен культуры на основе системно-деятельностного подхода.
Для достижения этой цели в диссертации отавятоя и решаются следующие задачи:
выяснить место и роль права в оиогеме культуры;
определить специфику ооциально-филооофокого исследования права;
рассмотреть взаимодействие права как феномена культуры о экономикой, политикой, моралью;
обосновать возрастающее значение ценности права в кизни ооветокого общества.
Научная новизна работы заключается в следующем:
впервые проведено социально-филооофское исследование права как целостного явления, выделена и рассмогрена структура правовой деятельности, установлено место и роль права в системе культуры;
раскрыта опецифика ооциально-филооофокого исследования права и подвергнуто критике нормативистское правопонимание, рассмотрено содержание правомерного законодательства и показано его
отличие от противоправного нормотворчества;
раскрыт механизм ооциокультурной обусловленности права; показана взаимосвязь и взаимовлияние права и политики, права и морали, права и эшш.-икн; выделены две группы причин изменений права - источники и движущие силы;
обосновано возрастающее значение ценнооги прагз в современных условиях, осознание широкими кругами общественности необходимости утверждения правовых оонов в экономической, политической
и других сферах общественной кизни;
выявлено, что в упрочении подлинных правовых основ общественной жизни заинтересованы в основном только те члены общества, которые являются собственниками;
показана историческая ограниченность и противоречивость узкоклассового подхода к пониманию права; необходимость учета в праве высших интереооа народов, общечеловеческих ценностей,
- МегодмвгтМЯЯЙ И ШРШЧЗШЙ fflfflPBPtt РЩрчт являются труды основоположников марксизма-ленинизма, программные документы и решения съездов КПСС, работы руководителей Коммунистической партии и Советского государства.
Диссертационное исследование основывается на результатах социально-философского анализа в области философии права, содержащегося в работах ооветских философов и юриотсв. Используются и обобщаются некоторые выводы, относящиеся к области часгноунаучного знания- (например, социологии, истории, социальной психологии, этики). Кроме того, автор постоянно обращается к материалам современной публицистики, в которой затрагиваются проблемы, исследуемые в диссертации.
В диссертации-применяются марксистские методологические ппин-
ципы восхождения от абстрактного к конкретному; единства общего, особенного и единичного! монизма; историзмаj системности и другие.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Материалы и выводы диссертационного исследования позволяют глубже понять закономерности строения, функционирования и исторического развития права, способствуют уточнению содержания ряда категория социальной философии. Выводы .диссертации могут служить методологической основой конкретных юридических, политологических и социологических исследований. Они могут быть использованы в решении практических задач формирования правового государства, правовой культуры нашего общества, в преподавании курса исторического материализма, спецкурсов по философии права и теории культуры, в пропагандистской работе.
Апообапия работы. Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях автора. Материалы работы использовались при чтении лекций по линии общества "Знание". .
Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова 18 июня 1990 г. и рекомендована к защите.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.