Введение к работе
Актуальность темы исследования. Положение дел в современной философии характеризуется тем, что она уделяет все более пристальное внимание проблемам, бывшим некогда вне ее смыслового горизонта. Одной из таких проблем является повседневность. В качестве важнейшей формы человеческой жизни повседневность стала объектом, на котором сконцентрировались интересы многих гуманитарных наук. Исследования историков показали, что в эволюции повседневности отражается состояние цивилизационного процесса в целом, а культурологи рассматривают интеллектуальную составляющую повседневности, ментальность, как фундаментальную категорию, давшую ключ к пониманию духовных феноменов.
Кризис классического рационализма поставил под сомнение представление о человеке как о существе, которое руководствуется в своих действия только разумом и мотивами целесообразности и сделал насущной задачу восстановления всей многоаспектной картины производства субъективности. Повседневное человеческое существование —ее неотъемлемая деталь, и в этих условия неизбежным становится "сдвиг смысла" — особое значение приобретают такие детали картины, которые находились ранее в глубокой тени. Наряду с этим интенсификация коммуникативных процессов и доступность материальных благ приводят к тому, что повседневность ныне универсализируется, становится "всем": экстраординарные события теряют свою исключительность и "оповседневниваются".
Необходимо актуализировать возможность интегративного описания повседневности, аккумулирующего результаты различных подходов, выработанных гуманитарными науками. Такая возможность может быть реализована только в рамках философской рефлексии.
Непосредственным предметом размышлений философов повседневность стала только в XX веке. Вплоть до того, как Э.Гуссерль выдвинул в качестве философской проблему жизненного мира, можно говорить о повседневности лишь как о некоей интенции сознания философов. Классический философский дискурс тематизирует исключительно гносеологические корреляты повседневности, ее интеллек-туализированные модификации, такие как мнение, здравый смысл, обыденное сознание. Причем философ должен преодолеть повседневность, покинуть обыденную точку зрения, которая исключает возможность всякой рефлексии. Но социальная феноменология показала, что мир повседневной жизни нельзя рассматривать как аморфную и рассеянную среду человеческого обитания. Напротив, он являет собою гетерогенную и полиморфную первичную реальность, постоянно
воспроизводящуюся основу, почву статических и динамических порядков рационализированного человеческого бытия, которую необхо- -димо всегда иметь в виду при прояснении предпосылок всякого подлинно научного рассуждения.
Коль скоро повседневность в качестве жизненного мира приобрела в глазах философов статус самостоятельной реальности, имеющей столь фундаментальное значение, то ее проблематика перестала быть маргинальной для философии.
Степень научной разработанности проблемы. О степени разработанности темы в отечественной философской литературе можно судить уже по тому факту, что опубликована лишь одна монография, специально рассматривающая повседневность в качестве объекта философской рефлексии. Ее автор, С.Н.Тесля, проводит экзистенци-; ; альный анализ повседневности и выделяет ряд ее характеристик, которые можно было бы назвать экзистенциалами. Ее выводы могут быть сочтены бесспорными лишь постольку, поскольку они вытекают из индивидуального опыта автора и ее манеры вести исследование. Эта монография сама по себе ценна как первая реализованная попытка закрыть обширный пробел в исследовании ближайшей человеку действительности.
В работах Б.Я.Пукшанского, В.Н.Гореловой, В.А.Черняка и К.Т.Талипова рассматриваются существенные модусы повседневности, такие, как обыденное сознание и обыденное мировоззрение, причем Б.Я.Пукшанский впервые в данном контексте ставит вопрос о повседневности как таковой.
В исследованиях Б.В.Маркова рассматриваются существующие птрограммы-анадиаа-повседневности, дается философская интерпретация проблем ментальности. их связи с пра5л^Ш5й-тшзненного-мира^_.
Реконструкции равличных типов ментальности посвящены работы историков и культурологов, содержащие и некоторые теоретические обобщения, хотя и делающие основной акцент на конкретно-исторические данные. Здесь следует особо отметить исследования Г.С.Кнабе, А.Я.Гуревича и историков его круга.
Если средоточием интересов отечественных авторов является интеллектуальная составляющая повседневности, то в западной философии разрабатывается и проблема ее онтологического статуса. Задачу исследования феноменологии жизненного мира поставил Э.Гуссерль, выполнению ее посвятили свои работы его последовате-
ли А.Щюц, Т.Лукман, П.Бергер, а также немецкий феноменолог Б.Вальденфельс. С точки зрения фундаментальной онтологии проанализировал повседневность М.Хайдеггер. Кроме того, в достаточной степени отрефлектированный материал для философских выводов содержится в книгах немецкого социолога Н.Элиаса и представителей французской "новой исторической науки", в первую очередь Ф.Вро-деля и Ж.Дюби. Однако, если историческая наука уже имеет интегральные исследования по истории повседневности, то философское осмысление последней еще остается задачей. Важный шаг в этом направлении сделал М.Фуко, но он специально ограничился раскрытием генеалогии власти и проблему повседневности затронул только в контексте характеристики дисциплинарного пространства.
Современная философская мысль находит повседневность в первую очередь местом коммуникации гетерогенных порядков человеческого бытия. И видит свой теоретический интерес в изучении специфики сочетания дискурсов, составляющих коммуникативное поле повседневности. Один из таких дискурсов ~ как раз тот, к использовании которого прибегает философ — аналитик повседневности. В силу своей вовлеченности в структуры жизненного мира, рассматривая себя как его участника, философ не может встать по отношению к нему в рефлексивную позицию. Поэтому, в частности, социальная феноменология и прибегла к особому методологическому приему, рассматривая собственный познавательный инструментарий в качестве структур повседневного жизненного мира. Философская рефлексия повседневности останавливается перед невозможностью ее трансцендировать.
Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является определение условий, при которых повседневность становится предметом философской рефлексии и онтологических оснований осуществимости рефлексии в конкретном культурно-историческом эй-досе повседневности. Для этого необходимо:
выявить границы существующих в философии подходов к исследованию повседневности;
эксплицировать трудности, с которыми сталкивается философская (феноменологическая) рефлексия повседневности и указать возможные способы их преодоления;
раскрыть историчность феномена повседневности;
определить условия формирования культурно-исторического
эйдоса повседневности и описать его сущностные черты.
Методология и источники исследования. В качестве метода исследования выбран путь поэтапного приближения к феномену повседневности путем его трансцендентально-феноменологической редукции и эйдетической дескрипции с элементами структурного анализа и культурно-исторического синтеза. Плодотворным оказалось также обращение к теоретическим интуициям фундаментальной онтологии. Таким образом, теоретическими источниками исследования являются труды Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, А.Щюца, М.Фуко и др. В качестве материи для теоретических обобщений активно использовались данные истории, культурологии и искусствознания.
Новизна исследования. В диссертации осуществляется феноменологическая программа исследования повседневности, показываются ее эвристические возможности как в отношении предшествующих форм философской рефлексии повседневности, так и в отношении перспектив осмысления повседневного мира жизни. В ходе выполнения этой программы:
эксплицируются основания "воздержания" от теоретизирования по поводу повседневности и пределы тематизации последней в классической философской рефлексии;
устанавливается плодотворность феноменологического метода, обращающего повседневность в предмет философской рефлексии и показывается возможность онтологической эксшшкации феномена повседневности;
осуществляется попытка трансцендирования повседневности и ее эйдетического описания;
предлагается концепт культурно-исторического эйдоса повседневности как совпадения сущностного смысяа-и—кшкрвзяю=исї_ рической данности феномена повседневности;
выявляется необходимость и возможность синтеза философского и культурно-исторического подходов в изучении повседневности;
дается топологическая и "видеологическая" характеристика повседневного пространства.
Теоретическая и практическая значимость работы. Исследова-ние позволяет:
- - ввести повседневность в фокус рефлексии в качестве философской проблемы;
указать границы и специфику применения феноменологической дескрипции в анализе в анализе историко-культурных феноменов;
открыть пути к построению региональных онтологии повседневности и тем самым сформировать предпосылки и выявить очертания ее эйдетической онтологии;
распространить эйдетико-дескриптивный подход применительно к иным формам человеческого существования.
Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах и спецкурсах по философии, культурологии, искусствознанию.
Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на кафедре онтологии и теории поэна-ния СПбГУ. Некоторые ключевые тезисы работы были изложены в докладах на международных научных конференциях: "Консерватизм в политическом и духовном измерениях" (Пермь, 1995), "Смыслы культуры" (Санкт-Петербург, 1996).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, примечаний и списка литературы. Работа изложена на 12 страницах, список литературы включает ДЦ_ наименований на русском и английском языках.