Введение к работе
Актуальность тем» исследования. На современном этапе разиш мировой цивилизации человечество находится под угрозой зущестзления абсолютного отчуждения - ситуации, когда резуль-іти человеческой деятельности, вышедшие из-под контроля, пол-зстаю уничтожат своего создателя в ходе ядерного или экологи-?ского апокалипсиса, К тому л;е, если в течение всей предшест-гпдей. истории человеческого общества отчуждение являлось негодным условием обществешюго прогресса, то в условиях "ача-іейся в середине нашего века научно-технической революции оно о более превращается в его тормоз в связи с ростом роли твор— іского труда, требующего достаточной внутренней мотивации. Та-м образом, проблема отчуждения поставлена в повестку дня са-м ходом исторического процесса.
Особую остроту эта проблема приобрела в советском общест-, где степень отчуждения оказалась более высокой, чем в боль-нстве индустриально развитых государств с рыночной экономн-й. Поэтому ослабление отчуждения, тормозящего развитие совре-нлого общества, снятие наиболео острых его проявлений являет-
одной из основных задач, стоящих перед перестрой :ой как со-альной революцией.
' Для успешного практического решения этой проблемы необхс— л теоретический анализ сущноси феномена отчуждения, логики э исторической эволюции, причин существования и специфики зявлений в условиях советского общества, средств ослаблеїшя іерспоктив преодоления. В' силу многоаспектнести проблемы отдания эта задача мсяот быть решена только совместными усили-г представителей разливших наук - философов, экономистов, со->логов, психологов, юристов.
Необходимость дальнейшего философского исследования этой >блемы вызвана не только практическими потребностями, но и ;ачами развития самого философского знания, ого категориаль-'о аппарата. Представляется актуальным, в частности, опреде- . ие места понятия "отчуждение" в общей системе категорий ма~ иалистич-ской диалектики в ее социальном аспекте. Дело в , что в настоящее время многими специалистами отмечается не-одимость гуманистического обновления марксистской дпалекти-
ее обращения к человеку, одним из путей гуманизации? "оче-ечивания'' теории материалистической диалектики, по мнении
_ 4.-
дкссертанта, является органичиоа включение в общую систему о категорий понятия "отчуждение". Это понятие охватывает как объективней, так к субъективный, аспекты феномена отчуждения, поэтому оно позволяет ввести в теорию материалпстичоскои дна лектики .в ее социальном аспекте ряд ваших экзистенциальных' факторов реального исторического процесса /интересы, чувства людей/, тем самым'В определенной степени ее гуманизировав.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности и те оретшсо-практической значимости исследования как проблеми от чуждания в целом, так и специфической конкретно-исторической формы отого феномена в советском обществе в частности.
Степень разработанности проблемы. В последние десятилетия проблема отчуждения привлекает внимание как советских, так и зарубежных философов. Различные аспекты этой проблемы анализируют представители марксизма, неофрейдизма, философской антропологии, экзистенциализма и ряда других направлений и школ современной философии. В советской философской литера туре интенсивное исследование отчуждения начинается с конца 50-х годов. Проблематика отчуждения успешно разрабатывалась ; работах Г.С.Батищева, Ю.Н.Давыдова, В.И.Колоснищша, И.С .Кон. Н.И.Лапина, И.С.Царского, Л.П.Огурцова, Т.И.Ойзормана, А.ІЇ.Т таранко, И.И.Чапгли и дрЛ
Наиболее обстоятельно был осуществлен историко-философс кий анализ проблемы отчуждения, особенно в произведениях В,В Асмуса, И*К,Кального, Н.И.Лапина,Р.Г.Навасардяна, И.С.Нарс-
См.: Батшдев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. -М.: Наука, 1969; Давыдов Ю.Н. Труд и сробода,- М. Высш. школа, 1962; Кон И.С.'Социология личности,- М„: Поли издат, 1967; Царский И.С. Отчуждение и труд: По страницам произведений К.Маркса. - М.: Мысль, 1983; Огурцов АЛ. Отч здание и человек /историко-философский очерк/ // Человек, творчество, наука. - М.: Наука, 1967; Ойзерман Т.И. Пробле к . отчуждения и буржуазная лпч'онда о марксизме,- М.: Знани 1965; Читаренко Л,И. Автиидои. Опит социально-этического анализа.- 2-е изд. - М.*. Политиздат, 1984; Чангли И.И. Тру. Социэлогические аспекты теории и методологии исследования^ 1.1,.: Наука, 1973 и др.
_ 5 *
кого, А.ІТ.Огурцова, Т.ІГ.Ойзермана, В.А.Погосяна.1 При этом особое внимание уделялось становлению и развитию Марксовсй концепции отчуждения. Становлению этой концепции в ранних работах К.Маркса, прежде всего в "Экономическо-философских рукописях 1844 года", посвящены /полностью или частично/монографии Н.И.Лапина, Р.Г.Навасардяйа, Т.И.Ойзермана, Л.Н.Пажитнова.^' Судьба понятия "отчуждение" в зрелых работах К.Маркса анализируется в произведениях Л.Н.Когана, И.СБарского, М.М.Розенталя и др. Марксова когчепция отчуждения исследуется и в работах зарубежных марксистов А.Агга, Э.Агости, Л.Альтюссера, О.К^рню, А.Куреллы, Л.Сэва, А»Щаффа и др.
В советской литературе по проблеме отчуздения много внимания уделялось критике различных немарксистских концепций отчуждения /не всегда, к сожалению, носившей конструктивный характер, особенно по отношению к зарубежным исследователям, придврживавпшмся нетрадиционных взглядов на судьбу феномена отчуядения в странах, "реального социализма"/.
х См.: Асмус В.В. Историко-философские этюды. - М.: Мысль, 1984; Калькой И.Й. Отчуждение: истоки и современность.- Симферополь: Таврия, 1990; Нарский И.С. Указ. соч.; "гурдов А.П; Указ. соч.; Погосян В,А. Проблема отчуждения в "Феноменологии духа" Гегеля. - Ереван: ІІзд-во АН Арм.ССР, 1973 и др.
* См.: Лапин Н.И. Молодой Маркс,- 3-е изд.- М,: Политиздат, 1986; Навасардян Р.Г. Формирование марксистской концепции человека: /Начальный период/.- Ереван: Кзд-во Арм.ССР, 1976; Ойзермаа Т.Н. Формирование философии марксизма.-' 3-е"изд. -М.: Мысль, 1966; Пажитнов Л.Н, У истоков революционного переворота в философии. - М.: Соцэкгкз, I960.
3 СМ.: Коган Л.Н. Исследование проблемы отчуядения в экономической рукописи К.Маркса "К критике политической экономии" /1Є61-1В63/ // Философские науки'.- 1984.- JS 4; Нарский И.С. Указ. соч."; Розенталь М.М. Диалектика "Капитала" К.Маркса. -М.: июль, 1967'и др. : См.: Агос.л Э. Возрожденный Тантал,- М.: Прогресс, 1969; Ку--релла А. Свое и чужое: Новое к проблеме социалистического гуманизма;- М. :Прогресс, 1970; Сэв Л. Марксизма теория личности. - М.г'Пвогресс, 1Э72 й'др. '
В последнее время в нашей стране в научный оборот постепенно входят оригинальные первоисточники и публикации пераво-дов зарубежных авторов, представляющих иные, отличающиеся от ортодоксально-марксистских, точки зрения на феномен отчуждения /Д.Лековича, Д.Лукача, Г.Маркузе,Э.Фромма, А„Шаффа, К.Эриксо-на и др./. Освоение обширной зарубежной литературы по проблеме отчуждения позволит избежать переоткрытия уже известных истин и углубит, понимание природы социального отчуждения, его разнообразных проявлений. Как справедливо отмечают А.А.Грица-нов и В,И.Овчаренко, "современная социальная мысль потерпела огромный ущерб от безусловно неоправданной политизации и идеологизации этой проблемы. Л / Преодоление заведомо избыточной идеологизации является, быть может, наиболее'существенным резервом повышения активности философских исследований отчух-дения.и роста их эффективности".
В' результате политизации и идеологизации данной проблемы наибольший ущерб потерпели исследования отчуждения как социального явления, особенно его проявлений в советском общество. Тем не менее и-в. области анализа отчуждения как социального феномена достигнуты определенные результаты. Внимание советских исс"адователей концентрировалось прежде всего на таком базисном виде социального отчуждения,'как отчуждение труда. Следует отметить работы Ю.Н.Давыдова, И.С,Нарского',-С.И.Трапезникова, И.И.Чангли, .а-также коллективную-монографию "Отчуждение труда: история и современность", в которых анализируются различные аспекты экономического отчуздшия. К сожалению, до
^ См.: Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопр^ философии. -
1989.- \h 9; Фромм 3, Иметь или быть? - М.: Прогресс,, 1986;
Эриксон-.-К. Труд и отчуждение // Сощадл, исследования. -1988. - №3 ц др. .
о '
й Грицанов AJU, Овчаренкр Б.И» Человек и отчуждение. - Минск: . Выш. школа,.1991. ~ С„84.
См.: Давыдов'-Ю.Н. Указ. соч.;Отчуждение труда: история и -
с временность /Я.й.Кузьшшов.оЭ.СНг>.биуллина, В.В.Рэдаев, .
Т.П.Субботина. - М.: .Экономика, 19'3i.»;,-Трапезников''СИ. Отчу
ждение труда при'социализме: причины, следствия, перспектива
преодоления. -М.: Изд. АОИ-при ЦК :Ж0, 1SS0; Чапгли И.'Д.
Указ. соч. . .' -...-. - "'
последнего времени объектом исследования являлось в основном отчуждение труда в условиях классического капитализма, при этом в угоду идеологическим постулатам игнорировались реалии современных индустриально развитых стран Запада, отрицалось наличие отчуждения в сфере экономики в советском обществе /исключение составляют работы, появившиеся начиная с 1988 года/.*
В меньшей степени, чем экономическое отчуждение, з советской философской литературе анализировались надстроечные виды отчуждения /они наі"аи отражение в работах В.И.Колосницына, И. СКона, А.В.Кукаркина, Ю.А.Левады, А.И.Титаренко и других авторов/.2 Структуру отчуждения анализируют В.Горозия, В.Д.Иванов, В.И.Колосшщын, АЛ.Огурцов и др. Вопросы генезиса отчуждения, его исторической эволюции рассматривают В.И.Колосни~ 'цын, ТЛ.Кемерова, Б.Н.Песенко, С.И.Платонов и др.
В плане данного диссертационного исследования особый интерес представляют работы, в которых отчуждение рассматривается в качестве феномена диалектики общественного развития, акцентируется внимание на том, что оно представляет собой специфическое диалектическое противоречие, взаимосвязанное с сущностными противоречиями общественного раззития а социальными антагонизмами. Эта проблематика затрагивается в работах Ю.Д.
х Справедливости ради следует отметить, что существование отдельных элементов отчуждения в нашем общества некоторыми авторами признавалось и ранее /например, Е.А.Ануфриевым, СМ. Ковалевым, Р.Н.Косолаповшл, И.С.Барским/ однако речь в основном шла об остатках или рецидивах этого феномена, локализованных, главным образом, в духовной сфере,
2 См»: Колосницын В.И.Религиоэное отчуждение. - Свердловск: Йзд-во Урал, ун-та, 1987; Левада Ю.А. Социальная природа религии. - M.t Наука, 1965; Титаренко А.И. Указ. соч. и др.
^ См,: Горозия Б. Сущность отчуждения и основные формы его проявления в условиях ИГР: Автореферат дне. ... канд. философ, наук. - Тбилиси, 1984; Иванов В.Д. О видах я формах отчуждения // Вестник Моск. ун-та.- Сер„8.Философия.- 1972,- Л 1; Колосницын В.И. Указ. соч. и др.
4 См.: Кемерова Т.А. Отчужденное сознание: /Соц. и гносеол. сущность/: Автореферат дне, ... канд. философ» наук.-'Я., 1987; Платонов СИ. После коммунизма.-.М.:Мол. гвардия,1990
и др.
Гранина и М.Б.Сапунова, В.А.Лоскутова, И.О.Нарского, Ю.А.Прозорова, ЮД.Харина к др.-
Следует отметить, что в последнее вреш растет число работ, анализирующих феномен отчуждения в советском обществе и перспективы его преодоления, активизируются философские исследования по проблеме отчуждения в целом. Вместе с тем многие аспекты данной проблемы остаются пока недостаточно разработанными или аосят дискуссиошый характер. До мнению автора, требует болея углубленного рассмотрения, например, причинно-следственная связь отчуждения как специфического диалектического противоречия с другими социальными противоречиями. Нет единства взглядов и полной ясности в вопросе о структуре социального отчуждения как целостного феномена. Заслуживают дополнительного изучения его генезис и отдельные исторические формы. Особенно актуальным представляется анализ специфики социального отчуждения в советском обществе, исследование его источников, конкретных проявлений в различных сферах жизни, средств ослабления и перспективпреодоления в ходе радикального преобразования нашей социально-экономической системы. Нуждается в рассмотрении вопрос, каким образом, с помощью каких средств можно измерите степень отчуждения на том или ином этапе развитая социума. Представляет теоретический интерес определение места понятая "отчуждение" в общей системе категорий материалистической диалектики.
Цель и 'Задачи' исследования. Исходя из очерченной проблематики диссертант определяет цель исследования - социально-философский анализ отчуждения как целостного фекомэна диалектики общественного развития.
В соответствии о этой целью ставятся следующие' задачи: - выявить сущность отчуждения как специфического диалектического субъектно-объектного противоречия, его связь с другими совдальншли противореччями^
1 См.: Гранин ЮД»; Сапунов М.Б, Антагонизмы и противоречия современного общественного развития. - М,: Знание, 1986; Лоскутов В.А. Социализм,, отчуждение и самодеятельность..человека в истории // Отчуждение, ранний социализм л противоречия перестройки,- М.:М>АН,.1990і Царский 1'.С. Указ. соч.; Харгаї Ю.А. Марксистская социальная диалектика. - Минск: Университетское, 1S85 я. др.
проанализировать структуру социального отчуждения как Целостного феномена;
определить исторические ступени эволюции социального отчуждения;
проанализировать специфику феномена отчуждения в советском обществе;
определять основные пути ослабления социального отчуждения и перспективы процесса его преодоления.
Теоретике—метр дологическая основа диссертации. Методологическая и теоретическая основн исследования определяются марксистской философской традицией. Диссертант опирался на работа Ьилософов. прошлого и, прежде всего, на Марксову концепции отчуждения, а также на исследования советских: к зарубежных философов по проблеме отчуядеши. Анализируя отдельные аспекты этой проблемы, автор обращался, кроме того, к работам советс-tiix эконоикстов, социологов, политологов, психологов, к матеріалам современной научной публицистики.
Научная, новизна работа: отчуждение исследуется в качестве роблеш теории материалистической диалектики в ее социальном .слокте; раскрнта связь отчуждения как особого вида социалыЛ-о диалектического субъектно-объектного противоречь.; с другими, нтагонистпческнми по своему характеру, социальными протйворе-кями; предложены некоторые пути гуманизации теории материали-гичоской диалектики - включение понятия "отчуждение" в общую тетему ое категорий и новая трактовка понятия "социальный анатомизм"; уточнена структура социального отчуждения как целое-юго феномена; развито понимание генезиса социального отчу..-нгая, исторических ступеней его эволюция; предложен объектив-га: комплексний критерий степени отчуждения, 'позволяющий срав-:ть степень отчуждения в различных сотдально-экономических :стемах; дан комплексный анализ социального отчуждения в сотском обществе; предложено новое понимание возможностей лре-:оления отчуждения в ходе радикального преобразования нашего щества.
Тноштнческ.яя и практическая значимости, исследования сос-ит в том, что его материалы могут быть ко пользованы для дальнего изучения проблемы отчуждения и при разработке теорети-
Ж1Х ПреДПОС'КЛОК. ПрОВОДеНИЯ КОНКрЄТНї,ГХ СОЦИОЛОГИЧЭСКИ.Т несло-
зоваїш в преподавании философии, а также при чтении спецкурса по проблеме отчуждения и в пропагандистской деятельности.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования апробировались на республиканской межвузовской научной конференции "Диалектика социализма и современная идеологическая борьба" /Гродно, 1983/, на региональной конференции "Отчуждение и пути его преодоления з условиях перестройки" /Симферополь, 1989/, на 1 конференции аспирантов, соискателей, и молодих ученик Института философии All. СССР "Философия и ценности современной эпохи" /Москва, 1989/, на всесоюзної: научно-теоретической конференции "Диалектика' и гуманизм" ./Москва, 1990/, на постоянно действующем философскомсеминаре "Гуманизм. Человек,'Современность" /Дрогобич, 1990 и 1991/, на республиканской межьузовской научной конференции "Современный социализм: методология изучения,'противоречия, перспективы развития" /Гродно, 1990/, на всесоюзной научно-теоретической конференции ' Отчуждениекак социокультурный феномен: теория, историку современность" /Симферополь, 1991/.
Диссертация обсуждена в. отдела проблем социального развития Института философии и.'права Академии наук Беларуси и рекомендована к защите.
Ock.jBime результати ксследованил .отршены в десяти научных публикациях, общим объемом 3,5 п»л.
.Структура и объем диссертации опрздеяеш; целью и задачами
работа. Диссертация состоит из'введения, двух, глав, заключения
и списка использованной литературы, содержит 147 страниц маши
нописного текста. '