Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Духовность и му зыка 12
1.1. Музыка и её место в духовном бытии 12
1.2. Музыка как потенция духовности 43
Глава 2. Иррациональная составляющая музыки в структуре духовности 76
2.1. Музыка как воплощение диалектики субъективного и объективного в сфере духовности 76
2. 2. Истинность произведений музыкального искусства 98
Заключение 129
Список литературы 137
- Музыка и её место в духовном бытии
- Музыка как потенция духовности
- Музыка как воплощение диалектики субъективного и объективного в сфере духовности
- Истинность произведений музыкального искусства
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа взаимосвязи музыки и такой составляющей компоненты человеческого бытия как духовность.
Духовность человека является мировоззренческим основанием истинности и истоком бытия самого человека. Духовность есть феномен личностно-надличностной реальности, а музыка, в свою очередь, «оказывается ни чем иным, как услышанным ритмом и гармонией самого зримого универсума»1. Если взять эти два предположения за основу отношений между человеком и мирозданием, то сами собой возникают вопросы: как музыка находит своё выражение в духовной жизни людей? какое место она занимает в структуре мироздания? какую роль играет в бытийственных отношениях человека и универсума? Эти вопросы были актуальны в прошлом; остаются они таковыми и по сей день.
В традиционном понимании музыка мыслится в её принадлежности к искусствознанию и эстетике как вид искусства, тип художественной деятельности, и является предметом познания различных научных дисциплин — музыкознания, семиотики, психологии творчества и др. Узость подобного подхода (который, несомненно плодотворен в определенных исследовательских ситуациях) очевидна, что наиболее зримо обнаруживается тогда, когда речь идет о специфике отношения человека к миру, неповторимости бытия в контексте музыкально-возможного, несомненной обусловленности музыкального целого некими фундаментальными законами бытия, лежащими за пределами музыкальной технологии и выразительности. Музыка органически пронизывает собой онтологию человеческого бытия, многообразие форм человеческой деятельности, тем самым препятствуя тради-
1 Шеллинг, Ф.В.Й. Философия искусства /Ф.В.Й.Шеллинг.-М.: Мысль, 1999.-С.238.
ционно-классификаторскому стремлению втиснуть её в привычно-безопасную ячейку теории художественного видообразования.
Преодолевая узкие рамки частных исследовательских позиций, музыка становится предметом более широкого — философско-онтологического - исследовательского контекста, в границах которого исследовательский интерес направлен на анализ музыкальной реальности во взаимосвязи с феноменом духовности в его наиболее исторически репрезентативных и социально наследованных формах.
В контексте философского осмысления музыки возможно нахождение необходимого уровня абстракции, обеспечивающего целостную интерпретацию онтологических структур качественно особого — музыкального - способа бытия духовности человека и мира.
Музыка не есть случайное событие в бытии человека, некая мутация духовных коллизий его социокультурного развития. Появление музыки в жизни человечества восходит в своих онтологических основаниях к фундаментальным причинностям бытия универсума; музыка есть феноменальное проявление сущностной взаимосвязи человека и мироздания в своей опосредованности социокультурным способом бытия человека.
Философская рефлексия как стремление к мудрости не есть познание «всего и вся», а есть постижение самого важного, значимого для бытия человека в мире. Философское осмысление музыки в контексте духовности обретает особую актуальность в связи с осознанием проблематичности дальнейших путей развития современной цивилизации. Сегодня становится очевидным, что возникновение глобальных проблем современности коренится в исчерпании ресурсов парадигмы технократического развития общества с его постулатом всесилия материально-преобразующей, инженерно-утилитарной деятельности «человека разумного».
В сообществе перспективно мыслящих ученых всё большее распространение получает идея необходимости духовно-нравственного переос-
мысления места и роли человека в системе мироздания - возникает представление о необходимости ограничения идеологии потребления, перехода к новому, постнеклассическому, типу научной рациональности, учитывающему ценностно-этические аспекты научного познания, к новому мировоззренческому «диалогу» человека с природой, антропному принципу в научном мировоззрении и т.п.
Поиск новых смыслосоставляющих в парадигме развития человека направляется идеей того, что дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться не столько интеллектуальным, сколько духовно-нравственным, духовно-эстетическим потенциалом общества и человека.
Во все времена своего исторического развития человек в музыке и через музыку стремился осознать и пережить свое сущностно-гармоничное единство с мирозданием, с культурой, другими людьми, с самим собой. Так религиозно-культовая музыка прошлых эпох (из которой вышла классическая музыка), воплощая божественный смысл бытия, одухотворяла человека, открывая новые потенции его возможностей. Она давала ответы на животрепещущие вопросы бытия, и более того, человек, слушая духовную музыку, сталкивался с истиной бытия эпохи, ибо настоящее искусство способно донести смысл произведения до человека доступными средствами.
Музыка, как синтез материального и идеального, природы и духа, позволяет осознавать человеку своё место в мироздании; она помогает человеку преодолевать себя, переступать «профанность» бытия и рутину повседневности, достигать духовной проницательности, укреплять свой дух, направляя его на отыскание истины, на самосозидание и самоопределение своей личности.
В свете вышеизложенного представляется актуальным исследование онтологических оснований и аспектов музыкальной духовности как особого вида духовного бытия.
Степень разработанности проблемы. Вопросы о сущности музыки, её связи с законами мироздания, воспитанием человека и организацией общественной жизни волновали умы еще мыслителей Древнего мира. Размышления о духовной сущности музыки и её воздействии на человека мы находим в трудах древнекитайских (Конфуций, трактаты «Люйши-Чуньцю» «Юэцзи») и древнеиндийских (Матанга, Шарнгадева) мыслителей. Тема музыки как основы космической гармонии, средства познания мироздания и нравственно-духовного и эстетического воспитания выступала предметом размышлений античных философов - Гераклита Эфесского, Сократа, Пифагора, Платона, Прокла, Аристоксена, Плутарха, Квинтилиана.
В средневековой философии теоретические вопросы музыкального творчества разрабатываются Аврелием Августином, Аль-Газали, Боэцием, Ибн-Синой в тесной связи с богословско-теологическими вопросами постижения величия божественного бытия и духовного возвышения человеческой души.
В эпоху Возрождения формируется европейско-светская музыкальная традиция, в рамках которой разрабатываются преимущественно вопросы музыкальной эстетики (Глареан, Рамос де Пареха, Иоанн де Грохео, Иоанн Тинкторис, Дж. Царлино).
В Новое время и Просвещение музыкальная тематика привлекает ученых-естествоиспытателей, математиков, философов, которые в своих концепциях разрабатывают общетеоретические вопросы музыкального творчества (Р. Декарт, Г. Галилей, И. Кеплер, Г. Лейбниц, М. Мерсен), исследуют взаимосвязь музыки и поэзии (Г. Котлэ, К. Лежен), обращают внимание на эстетико-воспитательные возможности музыки (Д'Аламбер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо)'.
В XIX веке происходит активное осмысление духовных потенций музыки как содержательно-смыслового вида искусства в философско-эстетических воззрениях Г.Гегеля, И. Гердера, И. Канта, С. Кьеркегора, Ф.
Ницше, Новалиса, B.C. Соловьева, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Ф.Шлегеля, А.Шопенгауэра и др.
Становление и развитие дисциплинарно организованных гуманитарных исследований в XX веке порождает многообразие подходов к содержательному анализу музыки: различные аспекты музыкальной реальности исследуются с позиций семиотического, исторического, лингвистического, логического, психологического, художественно-эстетического и других подходов в трудах как отечественных (Л.С. Выготский, Е.Г. Гуренко, Г.К. Гальцева, Ю. Кон, А.Ф. Лосев и др.), так и зарубежных (Т. Адорно, Р. Бит-нер, Н. Гартман, Г. Зиммель, Р. Ингарден, Г. Марсель, Л. Ферраре, Г.А. Франкфорт и др.) мыслителей.
В настоящее время интерес к теме взаимосвязи духовности и музыкального искусства возрастает. Роль музыкального искусства в формировании мировоззрения, мироотношения, эстетических и морально-нравственных взглядов личности рассматривается в трудах А.В. Азархина, М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, Л.П. Буевой, В.П. Зинченко, А.Ф. Кудряшева, А.В. Лукьянова, Ф.Т. Мартынова, Б.В. Сафронова, С.Н. Сулеймановой, Л.Б. Султановой, Л.М. Хуснияровой, В.И. Шинкарука, Е.П. Шудри и др.
Подход к музыке как к духовному феномену бытия человека и общества реализуется в исследованиях как зарубежных (В. Вейдле, Г.Г. Гада-мер, Х.Г. Герцман, С. Кьеркегор, Ж. Маритен, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Г.К. Честертон, Ф.В. Шеллинг, А. Шопенгауэр и др.), так и отечественных философов (В.В. Бычков, О.В. Дубова, У.С.Вильданов, Г.Б. Вильданова, Л.Ч. Загитова, А.Б. Ладыгин, Л.П. Рапацкая, З.Я. Рахматудли-на, М.А. Салонов и др.). Вопросам природы музыкального творчества, характеристик личности и деятельности композитора посвящены труды Б.В. Асафьева, З.Г. Апресяна, Р.А. Гальцевой, И.Н. Экономцева и др.
Общетеоретические проблемы духовности, её бытийственного статуса, роли в жизни человека и общества, её генезиса, мировоззренческих
оснований, рациональных и иррациональных составляющих исследуются в работах А.Р. Абдуллина, Т. Адорно, А.В. Азахина, Б.С. Аничкова, Г.С. Ба-тищева, Н.К. Бородина, Л.П. Буевой, Г.Э. Бурбулиса, А.Н. Волкова, Б.С. Галимова, А.Я. Канапацкого, А.Ф. Кудряшова, Р.Н. Ревякиной, В.В. Соколова, В.Н. Шевченко, С.Л. Франка, Г.А. Франкфорта, B.C. Хазиева, М. Хайдеггера, B.C. Швырёва, В.П. Шестакова, и др. Вопросам духовного развития личности, её творческого потенциала посвящены труды A.M. Бут-таевой, О.И. Даниленко, К.Я. Вазина, Б.В. Сафронова, Д.В. Пивоварова.
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на разработку широкого круга вопросов, связанных с музыкой и духовностью, проблемное поле исследования собственно онтологических оснований и аспектов музыкальной духовности представлено в недостаточной мере.
Объектом исследования является музыкальная духовность в структуре духовного бытия.
Предметом исследования выступают онтологические основы бытия музыкальной духовности.
Цель диссертации заключается в выявлении и исследовании онтологических оснований и аспектов музыкальной духовности как особого вида духовного бытия.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
определение онтологического статуса музыки в духовном бытии;
обоснование правомерности рассмотрения музыки как потенции духовности;
выявление иррациональной составляющей музыки в сфере духовности;
исследование диалектики субъективного и объективного в музыкальной духовности;
- выявление онтологической истинности произведений музыкального искусства в контексте проблемы универсализации духовного бытия человека.
Теоретико-мировоззренческую базу настоящего исследования составили труды выдающихся отечественных философов дооктябрьского и послеоктябрьского периодов, а также представителей экзистенциализма, философии искусства, философской антропологии, трансцендентальной философии.
Методологическими основами исследования являются: метод экспликации онтологических оснований музыкальной духовности, а также методология системного, диалектического и экзистенциального подхода к исследованию бытийственных характеристик музыкальной духовности.
Научная новизна диссертации определяется нетрадиционным, авторским подходом к исследованию музыки в сфере духовности. В ходе проделанного анализа сформулированы положения, отличающиеся следующими элементами новизны:
-обосновано, что музыку можно понимать как процессуальную модель действительности, включающую в себя осуществление фундаментальных духовных законов универсума в сфере их социокультурного освоения посредством становления собственно музыкальной смысловырази-тельности и конструктивности;
-выявлено, что субстанцией (онтологической предметностью) бытия музыки является перевоссоздание, трансформация процессуальности бытия в его актуальном социокультурном освоении на уровне организации процесса звуковых событий.
-предложено авторское определение музыкальной духовности как процесса ценностно-смыслового упорядочивания бытия посредством ритмично-интонационной организации звуковых событий в соответствии с идеалами истины, добра и красоты;
-обосновано, что в силу конструктивной природы музыкального творчества в музыкальной духовности происходит гармонизация мировоззренческого уровня сознания личности как органического единства объективного и субъективного в духовном бытии;
-доказано, что музыка выступает смыслообразующим началом и концентрированным выражением общезначимых ценностей духовного бытия, являясь особым видом художественного познания духовной действительности и своеобразной формой существования истины как явленной открытости духовного бытия в экзистенциальном переживании.
Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическая значимость работы проявляется в том, что выводы и положения исследования могут служить основой для разработки соответствующих разделов онтологии и теории познания. Практическое значение диссертации определяется тем, что материалы диссертации могут быть полезны как при подготовке к чтению лекций и проведению семинарских занятий по общему курсу философии, так и по соответствующим спецкурсам и спецсеминарам.
Апробация работы. Основные идеи диссертации и её концептуальный замысел изложены автором в девяти статьях, опубликованных в философских сборниках научных трудов, в том числе в одном, из рекомендованных ВАК МОиН РФ. Положения диссертационного исследования обсуждались на научных конференциях и семинарах различного уровня: региональной конференции «Философия и история педагогики» (Уфа, 2004); городском семинаре преподавателей средней и высшей школы, работников системы дополнительного образования «Культорологизация образования как фактор повышения эффективности процесса самореализации личности педагога» (Уфа, 2004); всероссийской конференции «Трансформация общества: наука, педагогика, производство» (Уфа, 2005); международной научно-практической конференции «Онтология и понимание: проблемы
взаимоотношений» (Уфа, 2005); всероссийской научно-практической конференции «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 2007).
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка литературы, включающего 213 работ отечественных и зарубежных авторов.
Музыка и её место в духовном бытии
Во введении мы отмечали, что анализ музыки несводим к проблемному полю теории искусства, отнюдь не потому, что исследовательский потенциал последней объявляется нами заведомо «неправильным» или обеднённым, а лишь в той связи, что масштабность бытия музыки раскрывается в ее онтологической предметности, конституируемой в пределах предметно-сущностной соотнесенности музыки, человека, социокультуры и универсума.
На наш взгляд, следует выделять субстрат и субстанцию (онтологическую предметность) бытия музыки. Субстратом (условием-возможностью, носителем, «первоматериалом») бытия музыки является материальный объект - акустическая волна, обнаруживающая себя в качестве звука, и в этой связи как предмет исследования относящаяся к разделу физики - акустике. Очевидно, что этот носитель для проблематики онтологического анализа музыки безразличен и является лишь константой, не требующей специальных обоснований.
Субстанция (онтологическая предметность) музыки обнаруживается в сфере перехода акустической волны в сущее музыкального звука, т.е. в область смыслового, художественно-оформленного звучания.
Очевидно, что здесь дело не в физических параметрах звучания -конкретной частоте колебаний, или в устанавливаемой высоте звука (ведь скрип колеса или гул мотора тоже поддаются высотной фиксации, но от того, что этот гул соответствует, к примеру, звуку си-бемоль малой октавы, вряд ли кто-нибудь будет считать его фактом музыкального звучания).
Как представляется, выяснение бытийственных оснований перехода нейтральной акустической волны в сферу музыкального звучания связано с определением специфического вектора направленности музыки на воссоздание трансформированной области социокультурной действительности.
Музыкальное бытие является процессуальным развертыванием звуковой волны (как материально-пространственной предпосылки музыки) в направлении движения времени (как условия бытия музыки) к феномену музыкального смысла (как целью целостного бытия музыкального), который связан с появлением музыкальной информации, вовлекаемой в музыкальные коммуникации и подлежащей социокультурной трансляции и ретрансляции. Способом бытия музыкально-образных систем, таким образом, выступает пространственно-временной переход (от звука к времени), который, по сути, есть случай перехода материального в идеальное в социокультурном бытии.
Поскольку процессуально музыкальное бытие оставляет определенный информационный след, это свидетельствует о его качественных изменениях. Таким образом, музыка включается в область осуществления фундаментальных законов эволюции мироздания, которые опосредуют существование музыкальной реальности.
Вместе с тем, в специфичности музыкального бытия фундаментальные законы универсума трансформируются в контексте законов исторического и социокультурного освоения мира: в музыке специфицируются исторические формы отношений человека к сущему бытию, символизируются посредством перевода на язык музыкальных смыслов мировоззренческие универсалии культурного бытия человека, перевоссоздаётся обобщенный понятийный опыт человечества, сконцентрированный в структурах общественного сознания и в духовных образованиях социокультуры.
Сущность бытия музыки, таким образом, в отличие от ее субстарата, есть направленность музыки на воссоздание процессов бытия социокультурной востребованностью звучания, взамен нейтральной безразличности акустической волны как материально существующей возможности всякого звучания.
Социокультурная востребованность звучания в своем значении обнаруживается как процедура перевода процессов бытия в процессы исторически изменяющихся, пребывающих во времени звуковых событий; при этом данный перевод не является технологически самодостаточным (так сказать, «искусство ради искусства»), а выступает процессом, переживаемым человеком в его социокультурном бытии, который заполнен отношениями чувственного и интеллектуального освоения человеком своего бытия в универсуме. Этот перевод выступает как историческая необходимость, которая обнаруживает черты закономерности по мере развития духовной культуры в человеческой истории, а значит, имеет систему глубинных генезисных оснований.
Состояние духовности всегда искало своего воплощения в тех или иных формах бытия. Доречевая коммуникация существовала в звуках, которые передавали то или иное состояние, событие в жизни перволюдей. Конечно, это ещё не была музыка, а лишь интонация, которая была выразительным средством в доречевой коммуникации первобытного человека.
Феномен звука стал привлекать к себе внимание людей уже в глубокой древности. На первобытной ступени античной истории отношение к музыке было связано с магией. Магия звука ощущалась в его нематериальности, в том, что слышимое не было в то же время видимым. Звук подчас не выдавал своих источников и обладал способностью исчезать, растворяться, уходя в никуда.
Музыка как потенция духовности
В понимании духовности вообще и духовности личности и общества, в частности, сложились два подхода: религиозно-философский и светско-философский.
В религиозно-философском (главным образом, христианском) подходе под духовностью понимается жизнь в Духе как отдельного человека так и какой-либо общности (религиозной общины, народа или всего человечества). Жизнь в Духе понимается как обращенность субъекта - носителя духовности - к Богу в мыслях, в молитве, в переживании. Частота обращения к Богу в единстве с глубиной религиозных переживаний выступают мерой духовности как отдельной личности, так и общности людей.
В светско-философском понимании духовность выступает как качественное состояние общественного сознания, как мысли и чувства отдельного человека или какой-либо общности (всего человечества), вызываемые у субъекта духовности теми или иными формами общественного сознания (искусством, философией, наукой и др.) при попытке последнего осмыслить содержание общественного сознания. Духовность понимается как обращенность субъекта к тем или иным формам общественного сознания, а мерой духовности субъекта (человека или общности людей) выступает значимость этой обращенности в жизни субъекта.
Структура духовности в светско-философском понимании чаще всего соотносится со структурой общественного сознания. В общественном сознании выделяются такие его формы как научное сознание, философское, художественное, моральное, политическое, правовое, религиозное, мифологическое. Они же принимаются и за формы духовности.
Религиозно-философское понимание духовности формируется в Средневековье - эпоху становления, развития и доминирования христианской религии в западно-европейской социокультуре.
В эпоху Средневековья средства духовного наслаждения были мало распространены и малодоступны, не было распространено индивидуальное переживание чувства прекрасного, поэтому для их достижения нужно было действовать сообща. Такой возможностью обладал праздник. Присущие Средневековью депрессия и пессимизм смягчались пышными праздниками. Музыка была составной частью праздника. Изначальными источниками красоты народных празднеств были только песни и танцы, ибо книги были дороги. Музыкальное искусство выполняло социальную функцию: выставлять напоказ роскошь, подчёркивать значительность знатной особы.
Непременными участниками праздников были странствующие ва-ганты, жонглёры, менестрели и т.д. Параллельно с церковной музыкой развивалась и музыка мирская. Фольклор в целом есть, по общему признанию, «народная мудрость». Концентрированным выражением, душой этой мудрости является устное народное творчество, в котором проявляются стихийно-материалистические воззрения народа с исчерпывающейся полнотой. Народное творчество выражает мышление народных масс. Оно отражает весь жизненный, социально-исторический опыт народа. Уличное музыкальное творчество хранит в себе гносеологические следы происхождения народного освоения мира, даёт важные свидетельства об углублении народного познания, культура менестрелей характеризует состояние народного духовного освоения мира в эту эпоху.
Главным источником познания мира здесь является трудовая, производственная деятельность. Она закрепляется и выражается различными средствами, в том числе и художественными, в частности музыкальными. Трудовая производственная деятельность - деятельность целесообразная и целеполагающая. Основой её являются законы внешнего мира. Эта деятельность, начинаясь с почти животного приспособления к законам объективного мира, с течением времени ведёт через практику к духовному овладению ими.
Человеческое познание начинается с конкретного и восходит к абстрактному. Особенностью стихийного материализма масс является то, что он представляет собою первоначальное духовное освоение мира. Восхождение от конкретного к абстрактному заключается в том, что народное познание начинается с отдельных предметов и явлений мира, с конкретных свойств и связей этих предметов и явлений и восходит к миру в целом, к его свойствам и закономерностям.
Ввиду того что мышление народных масс конкретно и мировоззренческие идеи выражаются не в абстрактно-теоретической, а в художественной форме. Мышление народа направлено не на решение вопроса о природе мира, а на познание конкретных предметов и их связей. В эту эпоху народные массы находятся на стадии художественно-религиозно-духовного освоения мира. Наряду со стихийным материализмом в познании имеется и религиозно-идеалистическая струя. Она сильна в области наиболее общих представлений о мире. Познание конкретного, действительного мира переплетается с фантастическими домыслами, суевериями.
По мере углубления, народное познание движется от понятия сосуществования явлений к познанию их более глубоких и существенных связей, таких как причинность, необходимость, закономерность. Опыт народа улавливает относительно простые факты причинности связи. Они никогда не обобщались народом в виде какой-то строгой системы положений. Народ интересует мир, который даётся в опыте.
Первые попытки вложения в конкретную форму абстрактного содержания даёт иносказательность. Это та форма обобщения, в основе которой лежит развитие познания. Это художественная форма обобщения, ибо употребление исполняющихся нараспев стихов определяется законами художественного отражения действительности.
Музыка как воплощение диалектики субъективного и объективного в сфере духовности
Музыкальная реальность является творчески-объективированным воплощением духовного начала бытия человека. Конститутивными границами бытия музыки является сам человек, взятый в его деятельностной устремлённости, то есть человек творящий, человек духовный. Очевидно, что при всей «распахнутости» бытия музыки в процессы бытия универсума, она возникает и существует благодаря функционированию человеческой активности, царству конструктивной субъективности, «шлифующейся» в историческом социокультурном развитии человечества.
Атрибутом музыкального творчества является конструктивность, благодаря которой музыка смогла выделиться в мире человеческой деятельности. Музыка возникает в постоянной преобразующей работе сознания со звуковым материалом, который превращается в этом процессе в упорядоченную конструкцию (форму), согласно воле художественного субъекта.
Музыкальная конструктивность есть процесс развёртывания звуковых отношений, данных в численной выраженности времени.
Конструктивность художественно-музыкального сознания реализуется в области формы, собственно организации и упорядочения звукового материала, однако в своем содержательном аспекте основана на универсалиях социокультуры, представляет собой восхождение от общекультурных смыслов к чисто музыкальному смыслообразованию.
В этой связи в каждом частном случае музыкальной конструктивности отражается глубина исторического познания, иррациональной, живой и бурлящей субстанции культуры, предшествования человеческой сущности себе самой, «просвечивается» опыт субъект-объектных отношений, собственно духовного освоения мира, являющихся некой «преамбулой» музыкальной реальности, в которой мироздание обретает иное качество.
Поэтому музыкальная конструктивность выступает как развивающаяся, становящаяся процедура художественного познания, которая в результативном виде предстает как инвариант становления - музыкальная форма. Здесь возникает вопрос о соотношении объективного и субъективного в музыкальном творчестве: если музыкально-конструктивная деятельность как атрибут музыкального творчества, закономерна по отношению к нему и обладает потенциями универсального воссоздания бытийных сущностей, то что в этом процессе остаётся композитору, его субъективно-творческому волеизъявлению?
Этого вопрос можно исследовать на материале русского мировоззрения, духовности и музыкальной культуры.
Отечественная философия чаще всего обращается к непосредственному изучению души, при этом понимая феномен как нечто «разумное». «Кто открывает сокровенные вещи? Кто изыскивает удивления достойные изобретения? Кто неукротимых зверей превращает в кротких агнцев? Кто знает различать добро от зла и обратно? Всеконечно, разум свыше влиян-ный в человека, или оным одарённая его душа. И когда толикие и такие знания понимает душа, когда она мыслями своими объемлет всю вселенную, когда она так порядочно рассуждает о настоящем и когда она, наконец, во всегдашнем упражняется размышлении, то не можно думать, чтобы она была какое сложное существо, подобно махине и подлежащее совершенному разрушению и нетлению».
Под «душой» понимается такое начало, «с помощью которого человек мыслит, познаёт истину, желает добра и о своих понятиях имеет сведение, называется при том разумной, поскольку она узнаёт последующее, видит начала и причины всех вещей и оных продолжения и последования, сравнивает подобия и приноравливает оные к настоящим вещам и присовокупляет к тому будущее».1 Под «душой» также понимается само сущее разумеющее, которое обитает внутри человека, знающее о себе самом и о вещах, находящихся вне души и вне человека.
Душа, потому что она бесплотна, имеет сходство с Богом и ангелами. Но то обстоятельство, что она находится в теле, отличает её от ангелов. Бесплотность и невещественность души, имеющая самостоятельную сущность, выводится из того, что телесные движения сопряжены с движениями души, что «тело, поелику есть сущее точно страдательное, не имеет ни чувствования, ни помышления, что всё приличествует нашей душе, по внутреннему всякого в том удостоверению».2
Если тело имеет протяжённость и может делиться на части, то душа, как существо невещественное, делиться не может, и потому есть дух, который проходит через все тела, и потому от тела отличный. Душе присуще движение, именуемое помышлением, которое может воображаемые вещи понимать, хранить, воспроизводить. С помощью силы душевной человек способен составить понятие о вещах невидимых, отвлечённых. Душа соединяет и разделяет качества понимаемых вещей, изыскивает причины качеств, с помощью своего разума душа уравнивает и соразмеряет количества, с помощью средств, доступных ей одной, управляет всеми действиями. Все желания, проявления разума, чувства, помыслы совершаются, по мнению отечественных мыслителей XVIII века, в душе.
Истинность произведений музыкального искусства
Музыка есть отношение между человеком, социумом и миром, в которое втянуты все ресурсы духовно-психического бытия. Музыкальное искусство формирует убеждённость в истинной ценности общечеловеческих идеалов. Истинность понимается нами не в её узко-гносеологической трактовке, как характеристика знаний о действительности, а в экзистенциально-онтологическом плане как характеристика бытия человека-в-мире, заключающаяся в открытости переживания духовным, ценностно-смысловым составляющим бытия.
По мере того как в музыке всё большие позиции занимала художественная сторона, превращаясь в эстетику, возникали и различные эстетические направления. Наиболее ёмким выразителем субъективности, глубинных движений души становится романтическое направление. Романтизм в России начала XIX века базируется на идеалистической философии, породившей культ «индивидуализма», противопоставлявшего себя обществу. Индивидуальность приветствовалась и даже превозносилась. Искусства стали для многих людей средством духовного просветления, даже источником откровения. Художникам, поэтам и музыкантам стали поклоняться как носителям этого откровения, «величайшим провидцам трансцендентной истины».1 Для обозначения возвышенности лучших порывов человека, его благородных стремлений стало применяться в русской культуре слово «романтизм».
В начале XIX века практика салонных концертов, а к концу века и оперных спектаклей, становится широко распространённой в России. Восприятие человеком звукомузыкальной реальности всегда зависело от бесчисленных внемузыкальных факторов: культурного фона, социального контекста, умозрительных представлений о сущности и возможностях му зыки и т.п. В эпоху раннего романтизма этот момент опосредования потерял предписательный и обобщённо-социальный характер. Отношения слушателя и музыки подверглись своеобразной интеоризации: уже не вне-личные ритуалы или традиция определяли, как всем слушателям надлежит воспринимать музыку в данном контексте; слушатель получил право на личную, совершенно субъективную работу воображения над звуковым материалом.
В свободе интерпретации над миром звуков, производимой романтиками, их великое завоевание: никогда ещё прежде воображение простого слушателя не было так раскрепощено, так творчески активно, так продуктивно в созидании новой внезвуковой ипостаси музыкального бытия. Музыкальное в духовном обиходе романтиков было в значительной степени плодом их воображения - в самом буквальном смысле слова. Звуковые феномены, простейшие закономерности звуковых структур превращались в символические формы, в мифологизированные метафоры духовного опыта, в универсальные умозрительные структуры, достаточно ёмкие, чтобы вместить практически любое содержание, выразить любой смысл.
Духовность - постоянно меняющееся понятие, т.к. связано с внутренним миром человека, который, в свою очередь, не обладает постоянством. Духовность связана с целостностью, полнотой бытия и развития всех её составляющих.
«Духовность - это концентрация эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека, который напряжением сознания и деятельности достигает полноты бытия»1. Та полнота бытия, которая содержится в музыке романтизма, «выражает бытие самого бытия, жизнь самой жизни». Музыка становится тождественна какому-то внезвуковому бытию, которое она выражает, появляется возможность при помощи музыкального языка именовать нечто сущностное и при том внемузыкальное: «Жизнь с её тайным поступательным движением в вещах, в телах романтики именовали музыкой».1 Так слово музыкальное становится универсальным словом романтического словаря.
Привнося в свою эпоху новое, романтизм отталкивался от истоков: не теряя связи с универсумом, его большим временем и пространством, не перестаёт ощущать себя «микрокосмом в макрокосме», где «я» не предоставлено самому себе - оно всегда находится внутри некого высшего порядка, пытаясь его постичь при помощи чувства.
Идея метафизической музыки космоса не теряет в романтическом мироощущении своего значения, наполняясь новым смыслом: если в прежние эпохи она была достоянием трактатов, то в романтизме она переходит в дневниковые записи и письма, согретые теплом сиюминутной душевной потребности; перестав быть идеей только мыслителей, она осваивается обществом личностей как интимно-субъективная данность, как фактор самоощущения и поведения. ««Музыка сфер» становится ещё и «музыкой моей души», гармония мира — «моей внутренней гармонией». Сквозь музыкальные категории и образы пропускается самоощущение, разного рода переживания, представления о мире.
Называя свою душу «эоловой арфой»3, внутреннюю работу души -«танцем», неизменную, отрешённую от внешних влияний часть души -«тоном», любовь или судьбу - «музыкой» и т.п., романтик предаётся действу опосредования, где духовное может выражаться в терминах музыкальных, музыкальное - в терминах духовных.