Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общение как феномен культуры : (Опыт филос.-методол. анализа) Ильяева, Ирина Алексеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильяева, Ирина Алексеевна. Общение как феномен культуры : (Опыт филос.-методол. анализа) : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01 / АН СССР. Ин-т философии.- Москва, 1989.- 39 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-3/319-1

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что современный мир - это"шф небывалой интенсивности общения,взаимодействия, обменов в науке,культуре,информации; мир повседневного и острого столкновения,противоборства,но и взаимного обогащения передовыми общечеловеческими ценностями"1.

Сегодня,как никогда,необходимо теоретическое осмысление процессов,которые ведут к единению человечества,а не к конфронтации отдельных социальных систем,народов,государств.Жизненно важный является исследование процессов общения,выявление того, какую роль оно играет в жизни отдельного человека,п истории общества, в развитии культуры, как вписывается в общую и целостную картину общественного бытия,материального и духовного производства.

Исследование механизмов общения связано и с потребностью выработки социальной стратегии ускорения,управления перестроечными процессами в советском обществе.В материалах XIX партийной конференции отмечалось:"Нам нужен постоянно действующий механизм сопоставления взглядов,критики и самокритики в партии,в обществе.....постоянный,конструктивный политический диалог,культура дискуссии"2.

Революционная перестройка всех форм жизни,общественных и межличностных отношений.в СССР связана с социальным напряжением сил,энергии советских людей.Она осуществляется через борьбу мнений, точек зрения,затрагивая жизненные интересы каждого.Социальная стратегия управления перестроечными процессами должна включать в себя минимизацию конфликтов между отдельными людьми и различными элементами общественной системы.Цель социальной стратегии - добиться результатов наименьшей ценой,наименьшими человеческими потерями,что возможно в tow числе через повышение культуры общения.Сто и определяет актуальность теоретического осмысления общения,которое должно способствовать решению многих практических задач,ибо научная обоснованность и осознанная прогрессивная направленность поведения людей - необходимое ус-

А*Горбачев М.С.Революционной перестройке -идеологию обновления: Речь на Пленуме ЦК КПСС,18 февраля,1908г. - М.:Политиздат, 1988,- С.16. '

2,Иатериалы XIX Всесоюзной партийной ксні-ерсндаи Коммунистической партии Советского Союза,23 июня - 1 ииля 193 г. - М.:Политиздат, IS88.-C.69.

ловие совершенствование социализма.

Чтобы утвердить в нашей стране демократию и гласность, сделать их нормой жизни,необходимо подняться на определенный

уровень КуЛЬТури 06ЩЄИИЯ. НоВИЗНа ПОИСКОВ В ДОСТИЖеНИИ ІіТОЙ

пели определяется обрацением политики,экономики "к человеку, поворотом к его реальному облику,потенциалу,потребностям .

Потребность в общении является базой для индивидуального субьекта деятельности.Только сообща лФди могут определить как crce,ir/ef действовать в тех или иных обстоятельствах,как не только выжить в современном мире,но и подняться на новый уровень материальной и духовной культуры.Единство индивидуальной потребности в общении и коллективной - в труде обусловливает начало культурной истории человечества и появление задачи,связанной с необходимостью и возможностью для человека самому выбирать образ жизни,творить свой мир культуры.Труд и общение ЯВЛЯЮТСЯ двумя главными факторами,интегрирующими человеческое сообщество и определяющими его развитие.

Таким образом, человеческое общение настолько связано с культурой, что оно и должно быть исследовано как явление культуры.

Постановка проблемы общения как феномена культуры обусловлена, с одной стороны,практической необходимостью поисков путей интеграции сил общественного прогресса; с другой - решением проблемы соотношения свободы и необходимости,по-новому встзмщей в современном j.:;:pe.

Общение людей существенным образом влияет на развитие общества и его гуманизацию;своеобраэие человеческих контактов является мерой свобода человека в системе общественных отношений. В нем,как в фокусе,концентрируются проблемы войны и мира,диалога между социальными системами,государствами,народами,взаимопо-чим"-ния между отдельными людьми.

В XX веке .экологические противоречия,накопление и соверщен-отЕ'Онание ядерных вооружений лишили человечество бессмертия. /нп.'шь отдельного индивида оказалась нестолько зависимой от самосохранения всего человечества, что і то определяет сеіічас приоритет общечеловеческих интересов по отношению к региональным,

і'іо))бачев М.С.Революционно;'; перестройке - идеология обновления: 1'ivxh на Пленуме Цл КПСС, 16 ф-еврЛ-ЖчЗг.-Ч.:Политиздат, 191:8.- С. .

классовым,национальным,групповым,индивидуальный.

Вместе с тем возросла значимость человеческой индивидуальности. Выяснение того,что может конкретний человек в современную опоху,какова его место а мире науки к техники,в условиях ядерного вооружения и, невиданного развитии производительных сил иья-эано с решением вопросов гуманизации оощенил людеЛ,отношения их к природе,гуманизации техники и оконсмики.

Культура общения сегодня понимается в обыденном и литера---турно-публицистическом толковании как качественная оценка поведения людей.Но оно не является полным.Внешние форм* поведения дают определенную характеристику культуры общения индивидов и общества. При отом люди испытывают настоятельную потребность в обучении общению.Но дать правила на все случаи жизни невозможно, а практика общения показывает,что в реальной действительности человек не всегда поступает согласно предписаниям.Поотому возникает вопрос,почему люди вступают в контакты с другими людьми тая,а не иначе;почему избираемые ими способы не всегда еооч-веотвуюг одному и тому же уровню развитости общества и тину культуры;почему гуманистическим по своей сущности социалистическим общественным отнесениям не соответевуют многие формы общения /бюрократические,иерархические и т.д./

Ответить на подобные вопросы можно на основе философскиїо анализа,который позволит виявить ь механизме общения недосіаю-і-но наученные аспекты,даст представление о закономерностях человеческих контактов,покалет путь практического преломления полученных анаши в сфере совершенствования социалистических общественных отношений.

іплосифил Ніікогда не давала свода правил поведения в обществе.Она формулировала лишь общие принципи культури общения, в которых опосредованно отражались содержание и характер способа производства,интересы соответствуицих классов.Человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия,но его значение и существо не одинаково осознавалось на том или иной историческом отапе развития культуры.

Сегодня потребность в методологическом анализе общения как феномена культуры и культуры общения отдельных индивидов становится все.более настоятельной.

Состояние научной разработанности проблемы во многом определяется осмыслением общения в истории философской культуры*В современных исследованиях присутствуют идеи Демокрита о понимании общения как искусства жизни,которое состоит в умении хорошо мыслить,хорошо говорить и хорошо поступать;Б.Мандевиля об общении,которое составляет этико-психологическую основу межличностных отношений;Канта и Гегеля о противоречивости общения,в котором проявляется противоположность индивида человеческому роду; Фейербаха об эмоциональной значимости контактов людей друг с другом;методологические положения К.Маркса и Ф.Энгельса о том, что воспроизводство непосредственной жизни и восгфоизводство человека невозможно вне процесса общения."Это производство начинается впервые с ростом населения. Само оно опять--таки предполагает общение /У&гМлЛпг. / индивидов меяду собой.Форма этого общения,в свою очередь,обусловливается производством .

Опираясь на идеи К.Маркса и 5.Энгельса, современные исследователи изучают различные виды общения - материальное и духовное, непосредственное и опосредованное,прямое и косвенное,международное и. внутреннее, ограниченное в условиях классового, буржуазного обаїества и стремящееся к всечеловеческому, универсальному, мировому взаимодействию. В качестве методологической основы они берут положение классиков марксизма о том,что общение представляет собой такую реальность,посредством которой можно увидеть не только то,как человек существует в обществе,но и понять его сущность ибо здесь сущность всегда предстает субьвктивно.а не как "немая ьссоЦность, сияэцвакщая множество индивидов только природними узами".Общение всегда есть предметно- и духовно-практическая,реиолюционно-критическая деятельность^ которой одна человеческая субъективность утьерздается в другой. Эти идеи определяют логику исследования общения сегодня.

подробный обзор различных подходов к пониманию общения в конкретных науках и философии дан в 70-х годах Б.М.Соковнины»?

'..'.арке К.,Энгельс 4>.Соч.-2-е изд.-Т.З.-СЛ9.

"Сы.Предметный указатель ко второму изданию сочинений К.Маркса 3 и ^.Г)нгельса./1-39/.Ч.2.Н-Я.-Ы;:197Ь.-С.45. 'Маркс К. .Энгельс I.Соч.-2-е изд.-'Г.З.-С.З.

'Сокосніїїі b.M. и природе человеческого общения:Опыт филосана-лиза.-1рунзе;Ме«теп,15г74.-С.З-7.

-G-

в 80-х - Б.А. Родионовым1, Ю.Д.Прилюком^.М.С.Каганом.Анализ имеющейся литературы указанные авторы осуществили исходя из различных оснований.В.М.Соковнин,Б.А.Родионов и Ю.Д.Прилвк следуют в основно;-! традиционному подходу к общению как к коммуникативному процессу.М.С.Каган предлагает обзор имеющихся исследований в связи с историей развития культуры.

Напряженное состояние современного общества рождает потребность осмыслить получетие теоретические результаты для их практического применения, для обновления социалистических общественных отношений. Так в работах Э.В.Аровой,А.С.Агороняна,А.Е.Вой-скунского,А.Гольдниковой,З.Л.Дранкова,А.Б.Добровича,Е.Мелибрудч, ГТ;П.?.іицича,Г.С.Лопатина и Е.В.Лопухиной, М.Н.Ночевнлка,Н.И.Фор-ыановской и др. содержатся размышления о культуре человеческих контактов,приводятся некоторые правила поведения людей в различных ситуациях,формы общения с другими индивидами. В некоторых работах содержатся различные методики социального тренинга. Авторы этих работ опираются на результаты исследования научной психологии общения Б.Г.Ананьева,А.А.Бодалева,Я.Л.Коломенско-го,Б.Ф.Ломова,А.А.Леонтьева и др.,которые дают возможность более основательно объяснять закономерности формирования человеческой психики.

Диепоэиционная социологическая концепция В.А.Ядова позволяет глубже понять социальное поведение личности.Социально-психологические исследовашш общения Б.Д.Парыгина,Б.Ф.ПорЕнева, Е.С.Кузьыина,Г.М.Андреевой,А.В.Петровского и др.,несмотря на различия между ними,дают возможность раскрыть особенности взаимодействия людей в различных общностях,формирования в них таких явлений социальной психики,как слухи,мода,общественное кнение,настроение,психологический климат и т.д.

Идеи Ы.М.Бахтина об общении явились Зазой для выделения таких наук как психо- и социо-лингвистика. Разработки А.А.Бруд-ного,А.А.Леонтьеза,А.М.Шахноровича я др.легли в основу научной

'Родионов Б.А.Коммуникация как социальное явление.-Ростов н/Д,

І984.-С.З-27. 2* ГГрилюк Ю.Д.Проблема оценил в историческом материализме.-

Киев. :Наукова думка, І985.-ГЛ.І. 3« Каган Н.С. Мир общения; Проблема цежсубъектных отношений.-

М. Политиздат, 1988,-Гл. 1-2.

педагогшш.В работах В.А.Кан-Калика,А.В.Ыудршса,А.А.Леонтьева предпринят попытки создать стройную систему обучения школьников навыкам функционального и эмоционального общения на разных возрастных ступенях. На базу теории диалога опирается практическая педагогика сотрудничества' а так же разработки делового общешя,которые предприняты в работах Л.В.Власова и В.К.Семен-товской,Л.А.Петровской и А.Г.Ковалева.

Широкий спектр исследований общения с помощью конкретно-научного знания и эффективность использования полученных результатов во многом зависят от фундаментальных разработок,ко- . торце дают целостное представление об этоы сложном социальном феномене. В первую очередь,это предполагает выявление генетической связи человеческого общения с предобщением животных. Начало таким исследованиям в России положил П.А.Кропоткин.В современных работах В.Я.Кряжева,Э.Д.Шукурова,А.Н.Тиха,К.5.Фабри и др. делается попытка проследить эволюцию общения от биологических форм к социальным.

К изучению основных компонентов общения как целостного социального процесса приходят сегодня атика,социология,психология управления,политология,эстетика.В работах Л.М.Архангельского, А. Н.Титаренко, В. М.Шепеля.В. С. Коробейникова, А. И. Пригожіша, И.С.Джидарьяна.Л.Н.Столовича.М.С.Кагана определяется практическая значимость механизма общения для функционирования различных сторон социальной системы.В работах А.Я.Гуревича.Л.М.Баткина о&-:цчйь рассматривается в связи со стилем жизни людей в том или ином историческом типе культуры.

Практическое значение имеют и фундаыентальше философские разработки феномзна общения.Так, его социально-философский анализ, проведенный в работах Л.11.Буевой,М.Перфильеьа,дает возможность понять,что общение есть способ перевода надличностных общественных отношений в личностные.В исследованиях М.С.Кагана, I.LB.Демина, Е.Н.Зайцевой,Ь. В.Нападовского.Б.Я.Колумбаева общение рассматривается как особый вид интегративной деятельности,в которой осуществляется "окультуривание" челоьека.В работах И.С.Ког на.Р.Вуша.й.А.Шестопалова и др. этот феномен исследуется в связи с объективной логикой хозяйственной эволюции и субъективным развитием человека,осмысливакции себя. В.С.Библер.В.Л.Колева-

-U-

тов и др. приходят к выводу о том,что вне общения нельзя понять диалектически противоречивого духовного міра человека, его мьгп-ления, чувств, эмоций.

К сожалению,добытые по крупицам конкретными науками и философией знания об общении оказываются разорванными,не складывающимися в целостную теория.Размышление над тем,что уже сделано, привело диссертанта к выводу,что корреляции полученных результатов сделать пока невозможно. Причиной этого является то, что ещё не полностью осмыслена взгляды на общение в истории философской кисли,не выявлено глубинное содержание концепции общения у основ оположігаков марксизма-ленинизма,не осмыслен теоретический анализ его в буржуазной философии,не выработано методологии исследования этого сложного и полифункционального феномена.

С точки зрения диссертанта,изучение общения требует сочетания социологического и гуманитарного уровней познания,теоретического и художественного видения,позволяющего понять его не только, как прозу,но и как поэзию человеческой жизни.

Диссертант считает, что достигнуть результатов в исследовании можно,если рассматривать общение не только в связи с культурой, но и как явление культуры,пак способ бытия культуры,включения человека в культуру того или иного общества,способ внесения в культуру индивидуального вклада.

Цели и задачи исследоваїтя связаны со стремлением автора внести свой вклад в разработку теории общения.Проблема соотношения общения и культуры, общения как способа существования само! культуры имеет не только теоретическое,но и практическое значение Это связано о необходимостью исследования механизмов при помощи которых осуществляется многогранный,полифункциональннй и неповторимый в конкретных актах процесс взаимодействия людей.

Цель исследования - осмыслить общение как целостный процесс, в которой происходит единение и обособление людей,разрешаются и вновь воспроизводятся противоречия между объективным и субъективным, обществегашм и личностным,социальным и индивидуальным, внесшими актами общения и внутренним самообщением.

Практическая направленность при достижении этой цели связана с тем,чтобы помочь перестройке общественной и личной жизни человека социалистического общества,развитию культурных

_с«

форы общения,утверядеш»*), как сказало в Програіше КПСС, "духа коллективизма и товарищеской взаимопомощи .

Диссертант выдвигает в качестве рабочей гипотезы полоае-иие о том,что осмысление общения как феномена культуры,как способа бытия социальности и культуры,"окультуривания" человека даст.возможность не только увидеть позитивные результаты существующих исследований,но и теоретически воспроизвести целостность данного феномена,увидеть пробелы в его разработанности.

Исходя из этой рабочей гипотезы диссертант поставил перед собой следующие задачи:

17Выделить мировоззренческий, теоретический и идеологический аспекты в исследовании человеческого общения,что позволит подойти к нему целостно и всесторонне.Решение этой задачи придаст диссертационному исследование методологический характер.

2/Сфорыулировать рабочее гносеологическое определение общения, позволяющее понять его как исторический процесс,который составляет субъективную логику хозяйственной эволюции человечества и объективную -развертывания человеческой сущности.

З/Дать общению типологическую характеристику,обусловленную основными атрибутивными параметрами бытия социальности и способами проявления человеческой субъективности,ЛИЧНОСТНОСТИ И ИНДИг видуальности.

4/Проанализировать сущностную связь общения и культуры в целом и нравственной культуры,в частности.

L/Раскрить значение индивидуального своеобразия,уникальной неповторимости человека для развития культуры.

6/Наыетить основные пути совершенствования нравственной культури советского общества,обеспечивающей процесс перестройки общественных, отношений.

Методологической основой диссертации явились идеи социально-философской концепции классиков марксизма-ленинизма,ыд-те^иалы съездов и пленумов КПСС,работы советских исследователей, ноеьнщенные проблемам общественных отношений,общения,культуры,человека.

Диссертант исходил из того факта,что классики марксизма--леиинизыа различным образом рассматривали общение в подготовительных работах /"Немецкая идеология","окономически-фнлософские

Материалы ХХУП сьеэда КПСС.-М. Политиздат,1986.-С.140.

-Ю-

рукописи 1844г.","Экономические рукописи 185&-59гг" /и работах , з которых излагается собственно теоретическая социально-филоссф-зкая концепция /"Капитал"/.

Это позволило выделить два основных смысла,в которых классики марксизма используют понятие "общение",анализируя социаль-ше и социально-экономические процессы.Во-первых,понятие "обще-те" использовалось для обозначения действительного осуществле-шя всей совокупности общественных отношений или тех или иных :убъвкт-объектных отношений людей, которые принимают форму !у(гьект-субьектных контактов.Во-вторых,для обозначения общест* іе;мого способа существования конкретных индивидов и их связи ! другими индивидами,независимо от того,по какому поводу эта азязь осуществляется. При этом люди используют такие средства вязи,которые являются продуктом их совместной деятельности.

Из работ классиков марксизма-ленинизма диссертант выделил яд методологических положений относительно развития челопечес-ой культуры.В частности,это относится к понимании диалектичес-ой связи-между исторической необходимостью и индивидуальной вободой.что взято за основу исследования сущности и существо-ания человека в процессе его общения с другими.

"Обработка природы людьш"и "обработка людей людьми" состав юп исходный пункт в объяснении того,как осуществляется форми-ование различных общностей,которые из естественно-природных эевращаатся в социальные;как формируются различные модальнос-! человека,как из природной субъективности образуется социаль-ія субъективность.

Важным методологическим основанием для исследования обще-ш,по мнению диссертанта,является положение классиков марксиз-i-ленинизма о том, что характер связей между людьми или истори-іские формы общения определяют состояние общества;а следова-)Льио,и его реальную культуру.Процесс труда,исторические моди-ікации собственности и общности обусловливают связь между об-інием и общественішми отношениями,противоречия между НИМИ.

Диссертант обратил внимание на следующие идеи В.И.Ленина, 'оящие методологическое значение;во-первгос,лущи,вступая в обгце-е,не осознают,какие общественные отношения при этом склагата-ся , во-вторых,'в ленинских работах послеоктябрьского периода

Ленин В.И.Полн.собр.сач.~Т.18.-С343

-II-

подчеркивается,что строительство социализма связано с культивированием новых форы общения,новых форм общественной связи,которые нельзя утвердить директивным путем .

Развитие методологических положений классиков ыарксизма--ленинизма диссертант увидел в работах современных исследователей: Л.М.Баткина.М. М.Бахтина, Л. П. Буевой.А.Я.Гуревича.И.С.Кона, Н.С.Кагана,В.М.Межуева,А.Г.Спиркина,В.й.Келле,А.И.Ракитова,И.Т. Фролова и др.

Опираясь на выделенные методологические основания, в работе предпринимаются попытки сформулировать собственную концепцию, в которой сочетаются как традиционные,так и нетрадиционные подходы к исследованию социальных явлений.В частности,в русле традиций марксистско-ленинской философии' применяется конкретно-исторический подход,предполагающий обращение к истории философской мысли,в которой отражаются взгляды эпохи,класса и личностная точка зрения исследователя.

Выявление общих методологических положений для исследования общения и культуры определило логику анализа на основе исторического и логического марксистских методов и логику изложения полученных результатов - от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

Синтез традиционных подходов позволил подняться от феноменологического анализа общения к его субстанциональноыу исследованию.

Основными источниками исследования являются;

І.Работа классиков мировой, в основном западно-европейской философии.

2. Работы классиков марксизма-ленинизма.

3.Политические документы КПСС и Советского правительства, отражающие определенный зтал в развитии социалистического общества, его противоречия и проблемы.

4.Советская марксистская литература, отражающая современный уровень исследования проблемы общения.

5.Художественная литература и публицистика,в которых особым образом осмысливается практика развития социализма.

На защиту выдвигаются следующие теоретические положения , составляющие новизну исследования: Ленин В.ИЛ1олн.собр.соч.-Т.39.-СЛ7,Т.-4Ь-С.Ю7.-Т.45.-С.367.

І/Диссертант впервые- в советской литературе специально обращается к осмыслению общения в истории философской культуры от Сократа до К.Маркса и развивает философскую традицию Гегеля-5ей-ербаха-Маркса относительно общения как субстанции нравственности.

2/Диссертант полагает,что общение и культура имеют области пересечения^ которых проявляет себя глобальное противоречие между материальным, и духовним,что позволяет включить в исследование всю социальную реальность.На основании единого источника происхождения культуры и человеческого общения /"обработка природы людьми" и "обработка людей людьми"/ к ним может быть применен деятельностный подход, выделены субьекты деятельности. 4 3/Раскрывается полифункциональность общения,которое представляет собой условие репродуктивно-нормативной и продуктивно--творческой деятельности человека как общественного субьекта; есть особый вид деятельности,целью которой является сам человек; выступает как связь,отношение и взаимодействие конкретных живых индивидов,актуализируя надличностные общественные отношения и воссоздавая целостность социума,несмотря на различие и противоположность эго элементов.Оно одновременно слукит фактором,активизирующим человеческую деятельность,способом включения каждого человека в социум,является ценностью лігчности и общества, показателем состояния общественного организма,мерой свобода индивидуальности, включенной в систему общественных отношений,критерием достигнутого уровня нравственной культуры личности и общества. Полифункциональность механизма общения и его взаимообусловлен* ность трудом делает общение способом бытия культуры,чти позвовдет представить этот механизм как диалектически противоречивый, но целостный процесс единения и обособления.

4/Диссертант считает,что самоценность общении обусловлена тем,что оно представляет собой единственный способ бытия человеческой сущности / в отлично от сущности человека/,в которой может бить выделена сущность первого,второго и третьего порядка - человеческая субъективность,лпчиостность и индивидуальность. Общение превращает человека из носителя социальной ор?ды дви;аеь ния материи в фактор развития культуры /человеческий фактор/, что дает возможность сделать культуру общения людей в том или «ной обществе предметом специального анализа.

5/Лредлагается целостная теоретическая модель механизма . общения,имеющая три уровня и соответствующие им функциональные формы,в основе которых лежат потребности,интересы людей и понимание ими смысла жизни как высшей ценности.

6/По мнению диссертанта,предлагаемая типология обцения является первой попыткой выяснения закономерностей процесса единения и обособления людей в обществе,в котором выделяются ~ человеческие отношения,характеризующие момент целостности социального организма,целостности культуры того или иного типа.

Теоретическая и практическая ценность исследования состоит в том,что совокупность научных выводов и положений имеет определенное методологическое значение для дальнейшей научной раз работки механизма общения.Сформулированные в диссертации практические выводы и рекомендации могут быть использованы для совершенствования идеологической работы,деятельности педагогов средней и висаеіі школы. Диссертационное исследование обосновывает необходимость уточнения программ курсов всех философских дисциплин,читаемых в вузе,- этики,эстетики,философии,научного атеизма.

Практическое значение имеет разработка вопросов о формах общения,в которых осуществляется культивирование человеческих способностей,формируется та или иная направленность сознания, приходит в состояние движения собственность,предметы материальной и духовной культуры,функционируют социальные институты.Для практики особое значение имеет обоснованная идея культурных форм общения, опредешшцих активизацию и развитие человеческого потенциала

Предложенная концепция общения поможет сделать таг вперёд в раскрытии закониыерностеЗ воспитательного процесса,в разработке педагогики сотрудничества ,ц создании максимально благоприятных отношений ме.ьду воспитателем и воспитанником,условий для самообучения.

Сформулированные в диссертации идеи помогут более чётко определить ориентации коммунистического воспитания,которые обусловлены характером современного отала развития общества и связаны со всемирным развитием субъективных,личностных и индивидуальных качеств человека, его способностями к воспитанию в себе нравственного начала,являющегося основой видения другого 4jj;oBbita и себя в качестве высшей и,ьпл деятельности.

Работа ккээт бояьпое практическое значение н потопу, что она непосредственно связана с исследованием гуманистического и нравственного содержания в мировоззрении советских людей. Её методологические вывода могут бить испольэовшш для разработки и уточнения отдельных функциональных форм общения,для понимания процессов образования социальных групп,существования в них общественного мнения,настроения и иных социально-психологических явлений общественной жизни.

Научно-теоретические положения и выводы диссертации нашли практическое применение в чтении спецкурсов для слуиателей Университета марксизма-ленинизма и партийных курсов при Белгородском обкоме КПСС,в проведении практикумов по обучении общению, деловых игр.Спецкурс "Роль общения в актуализации и совершенствовании общественных отношений в современном социалистическом обществе" был прочитан студентам Белгородского технологического института строительных материалов им.И.А.Гришманова. Основные идеи диссертации применены автором для составления программ методологических семинаров по изучению марксистско-ленинской теории преподавателями всех кафедр института.

Основные положения и результаты исследования апробированы на кафедре марксистско-ленинской филос^.ии Белгородского технологического института строительных материалов им. іі.А.Гришмано-ва.на семинаре докторантов по отике в ЛГУ /Ленинград,1962 и 19с7гг/,в секторе философских проблем человека Института философии АН СССР /1986г./.С отдельными идеями,имеющими место ь работе диссертант выступал на всесоюзных,республиканских и региональных конференциях:"Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов"/Ленинград,1976/;"Социально--пснхологические факторы действенности идеологической работы в свете решений ХХУІ сьезда !ШСС"/Роотов-на Дону,І9Б2/;"Формирование научного мировоззрения в учебном процессе"/Зоронеж,19ЬЗ/; "Интернациональное и национальное в образе жизни советского народа"/і>рунзе,І98І/;п.'.Іетодология и теория деятелысоспГ/Горь-кий,19й2/;"итика,мировоззрение,нравственное воспитаниеп/Тамбов, I9ti>/;"Проблемы формирования и совершенствования соцлалышх потребностей в условиях развитого социализма"/Белгород, ISiiS/; ."Актуальные проблемы нравственного воспитания студенческой мо-

лодежи"/Минск,1985/;"Формирование личности студента в условиях социалистического общества"/Ленинград,1985/;"Мировоззренческая . направленность естественных и технических дисциплин"/Фрунзе,1986/; "Научно-технический прогресс и проблема социального управления в свете решений ХХУІІ съезда КПСС"/Горький,1986/;"Коммунистичес-кий идеал и моральные проблемы совершенствования социализма" /Москва, 19с6/;"Воспитательная деятельность:норш и ценности" /Владимир,1986/;"Проблемы нравственной культуры общения"/Вильнюс, YJ6&/;"U кантовские чтения,посвященные 200-летию со дня выхода в свет "Критики практического разума"/Калининград, 1988/.

Обьем и структура работы.Диссертация состоит из введения, четырех глав,заключения и списка использованной литературы.