Введение к работе
Актуальность исследуемой темы по существу определяется бесспорной актуальностью самого феномена интуиции в истории философии. Интуициониая способность (способность непосредственного видения истины,.непосредственной данности "вещи в себе") оказалась плодотворной в тех случаях, когда хотели обосновать нечто яерелятявное. Интуиция всегда являлась пограничным феноменом, некой опорой, обусловливающей нечто другое, сама являясь в то же время безусловной. Таковой она была, например, в рационализме Декарта", в котором истинность основы логической система, построенной по правилу дедукции, разум "видит" непосредственно ; такова она у Канта, когда чувственное созерцание устанавливает границу возможности научного познания; к интуиция обращаются и тогда, когда обосновывают возможность адекватного" созерцания идеальной сущности предмета (Спиноза, Гуссерль, Лосекий), или, наоборот, тогда, когда силой интуиции ("интеллектуальной симпатии" к предмету) желают слиться с уникальной индивидуальностью предмета и т.д. Несмотря на то, что объект непосредственного познания (созерцания) меняется) и, в то же время, меняются средства обоснования интуиции (интуиция является то интеллектуальной, то чувственной, а то и антиинтеллектуальной способностью),существенный признак интуиции - являться условием безусловности, очевидности - остается неизменным. Поэтому проблема интуиции для философа-исследователя всегда актуальна.
Исходя из вышеизложенного, актуальность исследуемой'тема определяется критической ревизией историко-философского опыта об.интуиции, на'основе которой делаются-определенные еыводы. Все это будет способствовать позитивному исследованию проблемы интуиции, в частности, выяснению гносеологической функции принципа очевидности, роли интуиции в процессе обоснования научного знания* места интуитивного знания в общей системе знаний и его особенностей, причин сложности обоснования интуитивного знания у. т.д. Осмысление указанных вопросов по возіюяности должно удовлетворить/интерес к проблемо интуиции, тем более, что в этом направлении, основательных исследований не так уд много.
- 4 - _. . '
Степень разработанности проблемы. Уровень позитивной разработки теми,данной диссертационной работы'в русской и, тем. более, в грузинской философской литературе невысок, что вызвано различнимі причинами. Но основная причина, по мнению диссертанта, состоит в том, что исследованае проблемы интуиции в основном ведется но в плоскості! теории познания (существенной для философского исследования), а в разрезе психологии творчества,, эвристики. В частности, ряд авторов (В.Р.Ирина, А.А.Новиков, В.И.Хо-рев, А.С.Кармин.Г.У.Лихошерстных, О.В.Фурманова, О.С.Лоладзе и др.) интуицию рассматривает лишь как основное средство научного творчества, -то есть открытия, изобретения новых идей в науке. Они не" обращают внимания на основную проблему, интересующую философию, а именно на проблещу самого интуитивного знания. Подразумевается не значение интуиции в открытии нового научного знания, а роль интуиции в обосновании знания. А это означает выяснение роли интуиции в выявлении теоретической цеяйЬсти знания, значения ее истинности, что придает ей критериальную функцию.
Исследование проблемы интуиции с этой точки зрения чухщо для большинства исследователей. Исключение составляет В.Ф.Асмус, который осознает отмеченное выше различив ыезкду двумя аспектами проблемы интуиции, однако не проводит-позитивного исследования проблемы в философском аспекте.'
Основная цель и задачи диссертации. Основной целью диссер
тации является выявление своеобразия интуитивного знания, ОбОСт
іювание возможности такого знания путем определения его места в
система знаний. ' .
Основная цель диссертации осуществляется посредством решения следующих задач: .
выявляется, в чем состоит сущность интуиции как философской проблемы;
выясняется содержание, приобретенное проблемой интуиции В истории философии и характер обоснования интуитивного знания б различных философских системах;
проводится критическая ревизия историко-философского огёгеа исследования этой проблемы, необходимая для позитивного исследования ;
выясняется взаимоотношение маэду интуитивным и научным з.на-
нием или вопрос научности интуитивного знания;
- исходя из природы интуиции (интуитивного знания)-определяются ее роль и функция в структуре обоснования научного зкаппя.
Теоретическая и методологическая база диссертации, диссертант теоретической базой использует научные достижения как грузинских, так и, по преимуществу, иностранных философов, пснхоло-тов и т.д. Поскольку проблема интуитивного знания является про-^. йлемвй теории познания, ее исследование, соответственно, опирается на гносеологический подход. Диссертация, в основном, лост-. роена" на принципе единства исторического и логического методов. Использувтод также методы сравнительного,' феноменологического и т.п. анализа.
" ' Научная новизна диссертации. Научная ио>:эна диссертации состоит в. следующем:
Позитивное исследование -проблемы интуиции БЄД07СЯ С КОБОЙ точки зрения, в новой плоскости. В частности, резко разграничены друг от- друга интуиция' как средство открытия нового знания и как средство обоснования истинности знания. В первой случае вопрос о возможном определении (выявлении) интуицией теоретической ценности (истинности - ложности) знания не ставится. Интуиция
: рассматривается ллеь'как путь (средство, метод) открытия новых идей в науке. В этом состоит методологически-эвристическое значе-
' ние интуиции, характеризующее интуицию как"неожиданное озарение"
"просветление",'догадку"я т.п. Во втором случае дело касается интуиции как критерия истинности знания. Проблема возможности интуитивного- (непосредственного) знания обретает «шел именно в-этом смысле. В частности, "ставится вопрос о существовании знания, истинность которого устанавливается на основе интуиции. Напра-
. влеяие исследования представленное диссертация определяется именно такой постановкой проблемы.
.Указанное различие медду двумя проблемами интуиции является і новизной, поскольку в русскоязычной философской литературе
- интуиция исследуется лишь как условие научного -открытия, творчества. -'..-.
Существенной научной новизной диссертации является я то, что. сделана попытка на основе критического анализа традиционно-
. го (фалософско-лсторического) .понимания интуитивного знания по-
аиткзно обосновать такое (интуитивное) знание. В частности, в истории философии интуитивное знание понимается как абсолютно достоверное, непосредственно очевидное, ясное знание, совершенно адекватное предмету, которое исключает возможность любого сомнения и, поэтому, не нуждается в обосновании. Необходимо отменить , и то; что интуитивное знание всегда считалось научным . знанием.
Диссертант пытается обосновать, что природа научного и, вообще; знания исключает ее абсолютную достоверность.
Научное знание (реально-фактическое, формально-логическое, историческое) всегда опирается на такие средства (опыт, исторический источник), которые обусловливают его относительную, а не абсолютную достоверность.
Однако, это вовсе не означает, что вообще исключается значение интуиции, принципа очевидности для обоснования научного знания. Наоборот, обоснование научного знания, наряду с его основными средствами (опыт, логика, источник) всегда (притом, с необходимостью) нувдается во вспомогательном средстве в'виде интуитивно очевидных положений.
Это последнее не входит в систему -научного знания (поскольку научное знание требует обоснования интерсубъективными мето-. дами). Эти положения являются принадлежностью метанаучного знания и поэтому интуитивное знание существует лишь как метанаучно.е знание, для которого характерна не абсолютная, но достаточная достоверность, что позволяет непосредственно убедиться в его надежности.
Практическое значение исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертации могут быть использован» в учебно-педагогической деятельности, в частности, при изучении как оощефилософского курса, так и определенного спецкурса по теории познания.
Апробация исследования. Основные идеи и положения диссертации нашли отражение в публикациях автора и в его выступлениях на научных конференциях в Тбилисском государственном университете и проблемных семинарах молодых ученых и аспирантов (1988, 1989, 1990 гг.). Диссертация рассмотрена на заседании Отдела те-
оретической философии Института философии АН Грузии (21 апреля 1992 года) и рекомендована к публичной защите.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (содержащих 8 параграфов) я выводов. К ней приложена библиография. Работа изложена на 131 стр., библиография содержит МО наименования.