Введение к работе
єртаи.иЯ і „
. Актуальные исследования. Диссертация посвящена иссле
дованию проблем внутринаучного и социокультурного функци
онирования современной научной картины мира (НКМ), как
наиболее полного выразителя стремления современного науч
ного знания к диалектическому единству (через дифференциа
цию и интеграцию наук). Главное внимание уделяется анализу
взаимосвязи и взаимовлияния социально-гуманитарного зна
ния и естествознания в рамках НКМ. процессам гуманизации
и гуманитаризации современного естествознания и научной
картины мира как качественно новых,,, характерных для совре
менной науки явле-ний, ведущих к значительным изменениям в
развитии всего научного познания, к Формированию 'нового
типа н-ауки. Изучение этих процессов позволяет глубже понять
логику развития современной науки, выявить ее дальнейшие
перспективы с тем, чтобы эффективнее использовать ее дости
жения в интересах человека' ,и общества.
Актуальность содержания работы в теоретическом плане выражается попыткой построения на базе диалектико-матери-алнстнческой методологии определенной концепции НК.М. категориального обоснования этого' понятия на основе анализа реального развития современной науки и изучения различных точек зрения, сложившихся в советской научной и философской литературе, а также в развитии теоретических представлений о научном статусе социально-гуманитарного знания, его роли в процессах развития современного научного познания. Исследование данной проблематики имеет и научно-практическое значение, что связано с разработкой качественно новой оптимальной модели образования и воспитания современного человека, предполагающей, ,на наш взгляд, прежде всего гуманизацию всей системы образования, основанной на процессах гуманизации и гуманитаризации науки и подразумевающей перестройку всей системы образования с целью переориентации ее на ученика как творческую личность.
Высказанные в работе идеи должны быть положены в основу формирования научного мировоззрения, нового типа мышления, важнейшие принципы которого основываются на гуманистических идеалах современной цивилизации.
Степень изученности проблемы. Проблема НКМ в 'современной методологии научного познания является одной из дискуссионных: не сложилось единой точки зрения па указанную проблему у советских философов, зарубежных философов-марксистов, у ученых, занимающихся методологическими проб-
лемами науки. В силу большого объема литературы посвященной проблеме НКМ и важности выработки определенной концепции современной НКМ, в работе выделяется специальный параграф в главе I, посвященный степени разработанности проблематики НКМ.
Что касается выяснения специфики социально-гумацитар,-, ото познания, то разработка этой проблемы началась сравнительно недавно, поэтому обществоведческое и собственно гуманитарное знание не определило еще свой научный статус и многие проблемы еще надут своих сследователен. Так, в 70-е годы появились единичные исследования, например, сборники Калининского государственного университета, работы болгарских авторов П. Гиндева и Н. Стефанова, а также А. С. Махова, Г. И. Гор а к и др.
Социально-гуманитарное знание анализировалось в указанных работах и в ряде других более позднего периода времени в рамках изучения социальных наук в целом пли же общественных наук, где оно отождествлялось с социально-научным знанием вообще или же (иногда) с обществоведением.
Но наряду с работами по проблемам социального познания в целом в последние годы появился ряд работ, посвященных методологическому анализу именно социально-гуманитарногр. знания, в первую очередь, выяснению его специфики в рамках социального познания. Можно назвать ряд сборников, вышедших в Новосибирске и Свердловске, а также работ Н. С. Коноплева, А. М. Коршунова и В. В. Мантатова, В. В. Ильина.
В указанных исследованиях наблюдаются различные подходы к решению проблемы специфики социально-гуманитарного знания, однако цель'ной концепции социально-гуманитарного знания еще не выработано. Первые попытки анализа социально-гуманитарного знания выявили трудности в исследовании данной проблематики и способствовали в какой-то мере постановке новых, еще не исследованных проблем. Одной из таких проблем является, на наш взгляд, проблема роли социально-гуманитарного знания в современной научной картине мира, которая практически не рассматривалась еще в литературе.
Цель и задачи исследования. Учитывая актуальность данной проблематики и ее неразработанность в литературе, в диссертационной работе становится цель: дать философско-мето-дологический анализ диалектического развития современной научной картины мира, проанализировать в рамках интеграционной тенденции в современной науке процессы гума и и т а-
из а ци и естествознания1, научной картины мира. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
выявить 'Научный и методологический статус НКМ в современном научном познании;
проанализировать процессы интеграции естественных и социально-гуманитарных наук,, определить функциональную роль НКМ в этих процессах;
раскрыть закономерности возрастания роли социально-гуманитарного познания в современной -науке; социально-культурную обусловленность процесса гуманитаризации-современной научной картины мира;
дать методологический анализ процессу гуманитаризации современного научного познания как условия формирования нового типа лаукн в ее тенденции к диалектическому единству.
Методологической основой диссертационного исследование ізляются труды классиков марксизмагленннизма, материал! XVII съезда КПСС и другие партийные документы. В работе ліроко используются (произведения философов-марксистон. освященные разработке коренных проблем материалпетпче-кой диалектики, труды ученых-естествоиспытателей н мето-ологов.
Научная новизна исследования и основные научные резуль-аты, выносимые на защиту. Хотя понятие НКМ аналнзиропа-ось и раньше, но традиционно оно связывалось, в основном ишь естественно-научным знанием,, а социально-гуманитарное панне оставалось за его пределами; впервые ставится задача лесмотреть диалектическую взаимосвязь естественнонаучного
социально-гуманитарного знания в системе НКМ, прігоодн-іую на современном этапе развития науки и возникновению ового типа научного знания.
В результате проведенного 'исследования были сч'оц'мулп-ованы определенные выводы, которые имеют паучпо-теоре-ическую п социально-практическую направленность, в силу сто они и выносятся на защиту:
-
Центральной проблемой современной научной картины шра является проблема человека, -система его ценностей, ачеств и значений.
-
Этот момент выдвигает социально-гуманитарное пЪзна-
1 Техппкозпаппо ттс включается и псследопаппе п силу специфического арактера его ироолематикп: технические пауки сами шле/гунают епп:1-"разпым синтезом естостпешто-научного и «щиальпо-гуматштарпого липня, а также требуют гумапнзанин и гуманитаризации и русле нптегра-ііошії.тх процессов-
ниє, предметом которого является всестороннее изучение чело века, в центр научных исследований и делает социально-гумани тарные науки лидирующими в рамках современной НКМ
3. Выполняя свою основную, методологическую функцию
современная научная картина мира исходит из ословополагаю
щих теоретических принципов, которые сформулированы в со
циально-гуманитарном познании и включены в НКМ как «мат
рица» построения всего научного материала в рамках НКМ
Этими научно-методологическими принципами социально гуманитарного познания являются:
а) принцип системности анализа, рассматривающий любої"
природный объект познания через призму единства систсмь
«природа — человек» («природа — общество»);
б) принцип историзма, рассматривающий историческое
развитие единства системы «природа — человек» («природа --
общество»); і
в) вытекающий из предыдущего принцип конкретности ис
тины;
г) принцип активности субъекта познания (учет его влия
ния на единую систему «природа — человек» («природа — об
щество»);
д) принцип социально-исторической практики как кри
терия 'истинности .получаемого знания, и какігснераторагуманпі
стических норм и идеалов, существенно влияющих на развитие
научно-познавательного процесса,;
е) принцип, определяющий проблемы человека как осно
ву функционирования всего научного знания, интеграционных
процессов в научном познании и научной картине мира.
-
Сформулированные в системе социально-гуманитарного познания научно-методологические принципы включаются в современную' НКМ как основа построегння всего научного знания, что означает гуманитаризацию естественнонаучного и технического знания в рамках НКМ. Этот процесс находится в стадии своего становления.
-
Выдающееся значение в указанных процессах имеют выдвинутые социально-гуманитарным познанием принцип системности и принцип историзма, ставшие предметом философского исследования.
-
Гуманитаризация НКМ является одним из направлении гуманизации науки в целом. Научно-техническая революция получает, углубляясь,, новое качество: гуманизация мировоззренческих, методологических оснований 'наук приводит к тому, что без гуманитарной обработки любой естествешюпауч-
ион и технической идеи наука будет не вправе претворять ее в жизнь. Это и есть реальная гуманизация науки, формирование ее нового типа,
-
Формирование нового типа науки означает революционные изменения в ее основаниях, принципах научной деятельности, критериях научности полученного результата — научного знания, зарождение 'нового — гуманистического — стиля научного мышления.
-
Современная научная картина мира стала основой синтеза научного знания и интеграции различных научных дисциплин в их историческом стремлеіши к единству, тем самым она является концентрированным выражением материального единства мира в научном познании.
Научно-теоретическое значение результатов .проверенного исследования состоит в том, что высказанные в работе положения могут быть использованы в дальнейших исследованиях. -В частности, для полноты анализа необходимо включить в дальнейшие ^исследования техникознание и 'проследить процессы гуманизации и гуманитаризации современной НКМ с учетом этой сферы научного знания. Интересно также исследовать с учетом сделанных выводов стиль научного мышления, все многообразие его проблематики. И в целом исследование любых проблем современней научно-технической революции невозможно без учета реальных изменений в самом научном познании, в процессах интеграции научного знания, изменения роли отдельных научных дисциплин или, точнее, системы научных дисциплин, в этих процессах.
Научно-практическое значение проведенного исследования заключается в том, что оно помогает выявить наиболее перспективные и приоритетные направления развития науки, тем самым предвидеть перспективы развертывания научно-технической революции, позволяет оптимально решать ее проблемы и вовремя иептрализовывать ее негативные последствия, связанные, в частности, с обострением экологических проблем.
Сделанные в итоге исследования выводы должны быть положены в основу перестройки системы образования и воспитания как основополагающие принципы разработки .нового типа учебных программ различных ступеней обучения- включая систему высшего образования, а также переподготовки и перепрофилирования кадров. Результаты исследования могут быть использованы при разработке вузовскими кафедрами меро^ прпятий по усилению мировоззренческой и методологической направленности преподавания общенаучных и специальных
дисциплин, а также при планировании системы специальных и Факультативных курсов. Они могут быть использованы также при чтении лекционных курсов и проведении семинарских занятии со студентами, аспирантами и соискателями по курсу марксистско-ленинской философии (тема 1, 7, 12).
Социально-практическое значение. Высказанные в работе
идеи должны стать руководящими для формирования общест
венного мнения по проблемам развития ^научных исследований,
в частности, исследований космоса, Мирового океана, природ
ных недр, жизни и т. д. Они должны лечь в основу формирова
ния любого типа мышления, мышления человека XXI века, вы
водящего его (человека) на сохранение и всяческое развитие
разумного равновесия системы «природа — человек» («приро
да — общество»), как основного условия существования всего
человечества. ' ^&К\
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены автором в опубликованных и депонированных статьях, в выступлениях на ежегодных итоговых научных конференциях преподавателей и сотрудников Куйбышевского государственного университета (1987—89 гг.). а также чіа межвузовской .научной конференции «Великий Октябрь и всесторонний прогресс социалистического общества» (Куйбышев, 1987 г.).