Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Направленность развития как философско-мировоззренческая проблема Абдалиева, Марина Рафиковна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдалиева, Марина Рафиковна. Направленность развития как философско-мировоззренческая проблема : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Киев, 1993.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы заправ лем ті ос та развития опреде ляется том, что она носят фундамента-.мю-мировоззрепчоский характер и связана с потребностью теоретического осмысления диалектики происходящих в современном мире процессов.

3 настоящую эпоху диалектик, вопреки заяв та мию Энгельса, уяе не приходится долго дожидаться истории. Напротив, отревдтеяъ-но меняздийся г.яр человеческой истории нуждается в адекватном рассмотрении, диалектическом анализе. Хаберкэс заметая: "Когда рушт-ся все, наступает великий час философии". Час этот пробил, о чем свидетельствуют активные поиски аутентичных форм диалектики в современном философском процессе.

Теоретическое иссіедовачие глубинных процессов объективное диалектики, закономерностей общественного прогресса, является необходимым условием адекватного решения конкретных задач социального развития. Роль всеобщего, философской абстракпия здесь сводится к тому, что не давая ответа на част"ко вопросы конкретних социальных проблем, она позволяет найти общие основания множества проблем. Разработка их исходного теоретического основания ставит задачу исследования понятийного аппарата философии.

Актуальное звучанио исследуемой тема придает круг 'затрагиваемых его вопросов, таких, как; характер и особен''ости "аправленностя исторического развития, предпосылки и факторы, обусяовяппаюдке 'направленность-развития, взаимодействие объективных я субъективных доторлпіат з процессе развития, соотношение де ян я результата в это;,! взаимодействии. 0

Проблема актуализируется и л связи с критическим отношением к марксизму з современной Философской ситуапил, где наблюдаются' дао протпнодолочныо тондонпиа д разброс мнении меяду ними: от при-' знания заслуг оезоноподз.л'пков марксизма в развитии философской и экономической- теория до полного- отрицания сколько-нибудь лолйги-тольпой рота .марксизма в развитии шровоіі философской мысли, когда вместе с идеологической "водой" выплескивается а ".-кивая дупа" этой философии - і.їотод материалистической диалектики. Самоие»»ость дпа-лектпчоского метода как адекватной прецзесу ферг.ты дви."0"гя фплесоф-ского содержания носомне"па, как и необходимость его дадьн.ейлего развития. Ото развитие предполагает иэмзне'-яе саі.'зіі диалектики как метода и активные попок:; новых ос- Лор!' давно у-а ведутся в ?ярсно:: "птоеоТпп,

актуальность кослодуемой проблема продиктована такг.е с;.-е--ой !tr.: Уііизз;е"чесг.:х оснований картггн :.;;рэ - как естестве-'-'о-^зуччой.

.-4-. так v социальной, - которая- кзняет само понимание надравлзи.. л ^»' развития. В взменившвЯся. социальной реальности формируется ново» самосознание совокупного -субъекта истории, что предполагает кыхо? на новий уровень ИЕшления, усвоение общечеловеческих певносте;;, осознание единства исторического процесса и необходимости перехода к иному типу развития.

Степень разработанности проблеми. Проблема направленности развития является одной из самых важных, слскных и дискуссионных вопросов материалистической диалектики. Но проблема ставилась и разрабатывалась не всегда адекватно требованиям и возможностям разви-ватаегося знОнш и самого исторического процесса. Недостаточность глубокого философского анализа способствовала распространению чисто онтологического подхода к проблеме, который имеет свои познавательные предпосылки и соответствующие мировоззренческие основания. В ходе многолетней дискуссии, существовавшей в наша! литература в 60-80-ые годы,. проб легла направленности развития была вульгаризирована и сведена к вопросу о статусе различных направлений развития. Различные точки зрения, существующие в рамках такого подхода, содер жат определенные радиомальнне моменты, которые, однако, нивелируются формально-логической аргументацией, описатэльностьв л выборе критериев направленности. Наиболее автввтод участникам дискуссии являлась Завадский И.М., Мелкий С.Т., Микши АЛЛ., Мояевич Е.О., Орлов B.Bj.; Руткевич-М.Н., Фурман А.Е. и др.

В философской литературе развивались и другие'подходы, в иссле донании проблемы - гносеологический, которкй, отличаясь неприятием наличных критериев развития, часгичяо онимает недостатки OHTqnoni3-ма /но вопрос о собственно направленности с позиций этого подхода специально fib анализируется, а'растворяется в контексте общей проблемы развития/, а также логическиЗ подход, -рассматривающий проблему в рамках анализа категориального аппарата, практически не. обращаясь в анализу реальной действительности.

Указанные подходы, вероятно, но ояучайпн, с закономерны js-нє-обходои s разавтип лво^З философской проблема е ногут быть полез-пи а определенных границах мери, еога их не абсолвтазнровать до оозафавооофокого; о расскатр-*ва*"л как его собственные моменты. Он-тологачаокЕЗ аспекг дао? енвнио непосредствен» оЯ действительности, истине бнтоз, гнооеояогачоскиа ориентирует на практическую деятель-

- о -

чость познающего субъекта, поскольку позцаяяе выступает как "свсо зное"'практики. В философской теории эти подходы могут быть регионально использованы только как снятые моменты' логического, т.е. в качестве онто-логики и гносео-логЬки культурно-исторической деятельности человечества как абсолютного субъекта. Поскольку логически.'; подход 'отличается интенцией на сущность, он снимает односторонности других подходов. Возникая как результат познавательного и практического отношения к действительности, фиксируются в системе законов и категорий, логическое, в зависимости от того, насколько разработан понятийный аппарат и насколько в нем снята объективная закономерность, мояет веста к самостоятельным виводам; открытиям, не связанным непосредственно с объективной деиствительяостьв, т.е. становится предпосылкой и по отношению к онтологии, и по отношению к гносеологии. Поэтому логическое нербходнмо рассматривать не только э качестве результата, но и как способ функционирования осознанного, кск детерминанту императивного типа, как-предпосылку поиска ответов на вопросы, которые ставил перед философией действительность.

Определить направленность развитая - значит дать логическое изложение ее сущности. Однако действительность и сущность Д0ЛШ1Ы быть соотносимы, иначе возможна подмена основания. Другим словами,. логический подход не должен ограничиваться самбрефлексиеи понятий, а должен быть сориентирован на методологический анатаз общезначимая пробкем развивающейся социальной практики* ' .

В литера-туре советского периода /особенно- а последние десяти-. летая/ утвергкдается и сошально-пракгаческий аспект философской проблематики, что отвечает смыслу и назначении .философии. Но следует учитывать, что этот подход-ле реализуется абстрактным налсзенпем логических схем на остальную реальность..-Он реализуется в том случае, если рассматривает сущность тех или иных философских проблем пак настаность, акцентируя смыслсжизненякЗ их характер. Как продолжение и завершение сущностно-логическсго, социально-практический аспект исследует проявление всеобщего в особенном, выступая как со-пио-логика, рассматривая законы развития как законы бытия, субъекта в культурно-историческом процессе. /Именно такой подход реализуется в работах Б.С.Библера, В.А.Еоеднко, М.Л.Злотиной и др./.

Таким образом, потребность' осмысления конкретно-исторического .:ирз общественной жизни, многоуровневого характера развитая по ступеням возрастающей конкретности делает необходимой постановку проб-

лещ направленности развития как проблемы' конкретно-практической деятельности людей. Такая постановка логически вытекает из признания всеобщего характера развития. Вопрос о направленности важен не сам но себе, a я отношении к целям человеческого развития, в отношении к средствам достикения дели, как проблема смысла жизни, и в качестве такоЕой она выстегает как общеыетодологическая платформа человеческой деятельности.

Кроме.указанных подходов (которые, согласно отечественной философской традиции, разрабатывались, как правило, в чисто методологическом, "диаматовском русле"}, в литературе разрабатывается и пограничная данной теме проблематика, конкретные проблемы направленности общественного развития с акцентом на те или иные ее аспекты;'В частности, это исследования по проблеме общественного прогресса /в работах А.И.Волкова, А.Е.5урма,на, В.В.Орлова и др./, анализ противоречий общественного развития /В.В.БорбдкинД.М.Коршудов, В.Н.Южаков и др./. ыного работ посвящено диалектике объективного и субъективного в общественно.".: развитии Д.С.Нарский, Т.И.Ойзерман, Б.А.Воронович, Т.И.Яцук и др./, проблеме сущности человека и диалектике пелеполагания /Е'.В.Оси-чнгок, А.И.Яценко/. Некоторые из этих вопросов не связаны непосредствен- но с проблемой направленности развития, однако комплексное исследова--ние последней предан да га ет анализ этих и др.пограничных проблем.

. Вместе с -тем существует ряд аспектов, нуждающихся в дополни-, тельной разработке, в частности, направленность развития как проблема практической целесообразности; как проблема вдинстеэ исторического проаесса; как проблема ..адекватного осознания социальным субъектом ". объективно"'направленности в своаго.места и роди в этом процессе. ; Перспективное направление в исследовании проблемы составляет анализ ее в е.пинсТЁе иагЬдрпогичес??-- к мировоззренческого аспектов , поскольку она затрагивает такие наглейшие вопросы, как г особенности г характер направленности исторического развития,, предпосылки и --- -рк, обусловливающие направленность объективного процесса, крите: объективной направпениосте, характер субъективной детерминации объективно-направленного процесса, взаимодействие объективных и субъекгив-!шх детердшачтразвятия, соотношение пели и результата в этом взаимодействии.

1 Необходимость единства этих аспектов обусловлена тем, что философия является не просто мировоззрением, но и учением о мировоззре-

Цель я зала-::* последог-зипя. Цельп гзботы является развернутое исследование проблем напг.ачг.-гі-осту р,- і;г.'я, анализ направ ленч ост;* как фундамента д^юї! и интегральной :uap" >.;иткки развития. Цель оп-раделлэт конкретний задачи после давания, і открыв сводятся к следующее:

- обоснсвзт:» HOoixciCT/iCTTL постановки проблемы направленности развгл'Я как метоцологпчвскол основы кон':ретио-практпческоЗ деятельности людеЗ,

показать,что сзгло понимание направленности развития носит исторический характер, поскольку детерг.дашровапо уровнем существующей социальной драя тики,

виявить конкретпо-пегорачэсние и мировоззренческие основания того или иного понимания направленности в история философия,

рассмотреть проблему направленности развития в категориях детерминаций и формообразования, і

показать направленность действительного развития как раззпва:-?-щегося отношения человека я мира, субъективного и объективного,

раскрыть проблему 'направ лени оста развития как пройяему единства исторического процесса, '

раскрыть гуманистическое содержание проблемы направленности развития как процесса реаяизапии человеком своей" сущности:

ІЛетодо логического и теоретическую .основу дисоертапки. составили
философские принципы объективности аналаза, научности, единства прин
ципов системности п историзма, принципы восхождения от абстрактного
к конкретному, единства исторического и-логического, саморазвития,
противоречия, практик'Я гуканиэма; учение о сущности человека, о селе-
полагэюцеЗ деятельности, о свобода как форме исторического, творчества
совокупного субъекта культуры и истории. ,

Источниковедческую базу'исследования составили классическое фалософскоо наследие, дискуссии 60-80-х годов и философскоЗ периодика по исследуемо."} проблема; труда современных обществен них и зарубежных авторов-спепиа.тастов в области философии, социологии, культурологии, философских проблем естествознания.

Научная новизна исследования заключается в дальнейшее разработке диалектике -материаяпстяческоЯ конлегдпга развития и состоит в следтсе:.:

I. Проблема рассматривается в единстве трех основных аспектов - методологического, мировоззренческого и гуьяриотиче'скиго. "етодоло-гическпЛ г^пэкт исследования состоит в анализе напрзвлеп-ости развития, основанном на приттсегах диалектики* как универсального котода

философского освоения действительности. Мировоззренческий айпект заключается в том, что направленность развития исследуется как пробяе" социальной практике в актуальном для современности значении, раскрывается еа смксяонззяенноэ содержание. Гуманистический аспект исследи еэзея связывает' направленность развития с проблемой судеб человечест:

2. Пробита направленности развнтгд рассматривается как когяь
Езксьзя проблема, которая включает в себя решение вопросов об источ
ника развития, о возникновении нового, о диалектической взаимосвязи
ооъекгввпюс п субъективных детерминантразвития, вопросы пек9Полага-
кнл и смысла ксзнп, о единстве исторического развития как процессе
становления и саморазвития человеческой сущности.

3. Обосновывается тезис о том, что направленность представляем
.собой ф^ндзаевтальную в интегральную характеристику развития, его

неотъемлемое' атрибутивное и имманентное свойство.

  1. На осново вссяедозання направленности развития в категория: дотериянанпЕ в формообразования раскрывается ее противоречивый хараь-тар через,единство различных определений,

  2. Подтвврздаэтся, что само понимание направленности развитие является исторически обусловленным, уровнем социальной практики, сменой п особенностями мировоззренческих оснований картавы мира.

JШSSJ2M2ШJLJШШSШІШSШS-ЛШ^ШSkzaG^I^lI^0вanlsя заключа
ется б там, что оно: *

представляет собсЗ' дальнейшую разработку'проблема направленности развития", .'.— -

мояет слукить основой даль'иейоего исследования данной в других ^алософсках.проблем, -',.''

mosot бить использовано в' учебном процессе Е высшей шкдпе в соответствующих разделах лекционных и семинарских занятии горматив-ного курса философии /"Развитие", "Общество", "Человек", "Культура" е др./, ' .

г может быть использовано при разработке спецкурсов "Направленность развития как филеюофоксьшроооззренчвекая.проблема", "Противоречивость общественного прогресса", "Целеполагаювзя деятельность человека'а общесгвешда развитии", ."Проблема единства исторического процесса" п др., отвечающих научным интересам студентов философских факультетов.

Аптос^гая та^отк. Основные пояожэчая диссертопиониого исследования быта излечены автором на Республиканских и межреспубликанских

9-.

научных конференциях /Нукус, 1991, Ташкент, 1991; Дрогобич, 1Э92, Умань,. 1992/, на конфереялиях молодых ученых и преподавателей внсшеЗ школы /Нукус,1985,1989,199І,й934іо теме-"диссертационного исследования опубликована статья. .

Структура работа. Цель и задачи исследования предопределили и структуру работы, которая состоит из введения, двух разделов,-заключения и списка основной использованной литературы.