Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблема формирования личности была актуальна всегда. Одним из важнейших аспектов этой проблеми является формирование мировоззрения, так как мировоззрение составляет ядро структура личности. Оно самым активным образом воздействуй на всю систему яизнедентель-ностиличности. Особенно эта проблема актуальна сегодня, в условиях коренного перелома в развитии всех сфер советского общества и особенно з сфере экономических отношений. ОоздаЕ-,иееся положение в обществе, а именно: отчуждение человека от оредстЕ производства, от результатов своего труда искажает отношение к труду, порождает уравнительное тенденции, незаинтересованность в результатах труда, гасит творческое начало трудовой деятельности. Отчуждение человека от власти имеет своим следствием политячеакуь..тэссйвнасть. Забвение социальной сферы формирует у ллдеіі чувство заброшенности, ш:комупен.7г.нос-ти, гипертрофирует представление о самоценности челсгочеспо.Ч жизни. Бее это и отражается в мировоззрении личности, котороо в свою очередь задает соответствующее отношение к миру.
В условиях перестройки общественных отношений положение меняется. Становится реальностью плюрализм собственности, что порождает противоречия мекду различными социальны;.»; группами. Эти противоречил отражаются в политической пктиеностп. Возникают новые партии, общественные двидеьия, интересы которых существенно различны, а следовател*но, различно и их отношение к действительности.
Выдвижение .на первый плои проблем мировоззрения объективно обусловлено, Так било всегда в периоды революционно'.! ломки общественных отношений. Радикально лзмзпяввеося отпоизпио человека к миру пролгля-тся в повышении интереса к смыедокнзнен-ніім проблема:,!, а поисках мировоззренческой позиция а новых общественных условиях. При атом сегодня г згляди людей формпруїо-г-ся в условиях переоценки нашего исторического проалого, ценностей, господствовавших на протяжении деслгалетліі, в .условиях утверждащогося плюрализма мпеїшії по самым раздичі-илі вопросом обиаотЕОнной хизгш. Поэтому, чтобы не потеряться в лабиринтах нопкх ебкествошшх процоссоз, верно сориентироваться, кайта
сгое место г них, обрести смысл своего существования, человеку нужен идейный стержень, каковым, по мнению автора, является научное, диалектико-материалистическое мировоззрение.
Кроме тоге, актуальность темы исследования связана и с внутренней логикой развития теоретических представлений о человеке, а такхе с необходимостью переосмысления ряда установок идеологического и педагогического воздействия в современных исторических условиях.
Все это и обусловливает теоретический анализ мировоззрения в en отношении к социальной активности личности, ибо вне рассмотрения их соотношения нельзя до конца понять деятельную природу мировоззрения с одной стороны, а также характер социальной активности - с другой.
Стопень разработанности проблемы. Проблемам мировоззрения и социальной активности посеяідєно значит льное количество публикаций, е которых оти явления рассматриваются с различных ото-
Вопросы сущности мировоззрения, его структуры и функций
получили освещение в работах П.В.Алексеева, И.М.Бегенева, B.C.
Буякова, В.П.Баоиленко, Н.П.Дубикина, В.П.ИваноЕа, А.И.Игнато
ва, П.В.Копнина, С.М.Ковалева, И.Я.Лойфмана, В.С.Молодцова,
Г.В.Платонова,,В.П.Рокина, B.C.Овчинникова, А.Г.Спириина, А.С. '
Тонких, П.Н.Оедзсеева, В.Ф.Черноволенко, А.П.Шептулина, В.И.
Шинкарука и др. '
Обширная литература посвящена анализу отдельных элементов мировоззрения, таких кок идеалы, принципы',убекдения, ценностные ориентации, оценки. Эти вопросы иооледуются в работах СВ. Зака, Н.В.Иванчука, К.Н.Яюбутина," О.В.Лармина, И.С.Нарокого, : В.Л.Павлова, В.В.Скоробогадкого, А.А.Старченко,П.М.Смирнова, Л.П.Туркина, А.Я.Хапсикорова, О.П.Целиковой, М.Л.Чалина и др.
Роль мировоззрения в различных сферах человечеокого ооз-нания /мораль, наука, искусство/ рассматривается в'трудах Л.И.Архангельского, А.Л.Андреева, Э.В.Бурмакина,:В.Ф.Беопаль-чий, Ю.Р.Вишнєеского, В.Г.Иванова, В.Ф.Черноволенко, Е.Н.Шу-
бРЧКОВОЙ и др.
Не менее обстрно представлена и литература "по "социальной активности, в-которой также исследуются различные ее стороны. Во-первых, социальная активность так или иначе затрагивается пря исследовании пограничных о ней проблем. Так, отдельные
стороны социальной активности анализируются всвязи с разработкой проблем практики /Г.С.Батищев, Б.А.Воронові, і, Г.Е.Гле-зерман, Ю.Н.Давыдов, Т.И.Ойзерман, М.Н.Руткевич и др./.
При анализе активной роли субъекта во взаимоотношении субъекта и объекта проблема социальной активности затрагивается в работах Г.С.АрефьевоГ;, П.В.Копнкна, Ы.С.Кагана, К.Н.Лю-бутина, З.М.Оруджева и др.
Специальную разработку социальная активность как социологическая категория получила в работах Е.А.Ануфриева, Л.П.Буевой, Л.Н.Когача, И.С.Кона, В.Г.Мордковича, В.В.Пошкалова, Г.Л.Смирнова, В.ЛЯдова, Е.А.Якубы и др.
Анализ работ гогорит о том, что в исследовании мировоззрения и социальной активносте сделано немало. В основном преодолено понимание мировоззрения, о ордой сторони, как всего содержания общественного созначи-, с другой - сведение его к одной из исторических форм его существования - философии. В настояиое время выделен специфический .предмет мировоззрения, которым является система "человек - мир". Особенность мировоззренческого отражения заключается в целостности отражения этой системы. Все больше распространяется точка прения, согласно которой мировоззренн» приоуца ценностная природа. Зто позволяет глубже раскрыть функциональные возможности мировоззрения, анализировать Р''ль мировоззрения в различных областях жизнедеятельности общества и личности.
Предметом повышенного внимания являются в проблемы социальной активности. При отом обнаруживается различие в понимании этого явления. Ряд авторов связывают социальную активность с результативной стороной деятельности. Другие считают, что это характеристика самого процесса деятельности. Особо выделяется точка зрения, "гязивгдацоя социальную активность с мерой деятельности, где мера выражает характер /общественное значение/ - качественная сторона и маептабы изменений - количественная сторона де цельности. По мнению диссертанта, наиболее близко к пониманию сущности социальной активности стоя? авторы, которые видят ее в том, что социальная активность представляет собой общественное качество человека, проявляп;:;сеся и существующее кок самодеятельность,'.
' - 5 -
З раоотах советских авторов анализируются различные формы проявления социальной активности: трудовая, общественно-политическая, познавательная. Предметом исследований являются источники социальной активности - потребности, интересы, мотивы. Рассматривается социальная активность такхш со стороны взаимосвязи с другими сторонами общественной жизни, такими как культура, свобода личности, нравственность и т.д.
Учитывая все положительное, сделанное в области изучения мировоззрения и социальной активности, все ке следует отмети' ., что ряд проблем в имеющихся исследованиях не получил достаточного раскрытия. Выделим некоторые из них.
Прежде всего хотелось бы отметить, что е работах по мировоззренческой проблематике недостаточно учитываются или неучитываются совсем различные уровни существования и функционирования мкроаоззрения. Мировоззрение большинстве случаев рассматривается ня уровне совокупных субъектоЕ /религиозное, научное и т.д./. Бесспорно, что такой анализ необходим и это главное при исследовании оущнооти мировоззрения. Но столь не бесспорно, что индивидуальное мировоззрение, будучи всегда проявлением мировоззрения совокупного субъекта, не является его механической проекцией и обладает собственной спецификой, без учета которой вряд ли можно говорить о научном регу^ даровании процессом формирования мировоззрения личности.
Недоучет различных уровней существования и функционирования мировоззрения ведет также и к олокностян теоретического порядка. В частности, этот факт является, одной из причин затруднений в решении вопроса о функциях мировоззрения и, что не менее важно, вопроса о механизме функционирования мировоззрения в системе жизнедеятельности личности. Отсюда и возникает проблема соотношения мировоззрения и социальной активности личности.
Необходимо отметить, что эта проблема получила явно недостаточную разработку, о чем свидетельствует недостаток работ, специально посвященных этой проблеме, в том числе и гчесертацвонных. Плодотворность исследований в этой области в значительной степени зависит от тего, в каком направлении сап ведутся. Наиболее целесообразным в этом отношении является педход, согласно которому анализ соотношения мировоззре-
..- 6
ния я социальной активности должен вестись в контексте более широкой системы, в рамках которой они и функціїонвр^лт. Такой сиотемой по мнению диссертанта является образ жизни. Пока что этот подход слабо представлен в философской литературе.
Образ жизни не есть некая нероочлензнпая целостность, он реализуется через конкретны? действия людей. Таким образом, встает задача анализа взаимодействия мировоззрения и социальной актиЕНОоти на этом уровне. Все это вместе взятое и позволит если не решить, то, по крайней мере, наметить пути раскрытия деятельной природы мировоззрения, виявить механизм связи мировоззрения и социальной активности личности.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы заключается в раскрытии диалектики соотношения мировоззрения и социальной активности личности в системе жизнедеятельности. Проследить роль, образа низни и соці -льпой активности в процессе формирования мировоззрения личности с одной стороны, и влиянио мировоззрения на социальную активность и ее образ жизни в целом, с другой. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть специфику .мировоззрения на личностном уровне его существования и функционирования; выявить совокупность факторов, влияющих на особенности проявления мировоззрения совокупного субъекта в индивидуальном сознании личности;
проанализировать структуру мировоззрения личности;
рассмотреть соотношение мировоззрения и социальной активности в аспекте деятельной сущности человека;
раскрыть, соотношение'мировоззреп;:а и сецлгиып"; активности в системе образа жизни личности;
выявить соотношение мировоззрения и социальной активности в процессе целеполгтающих действий личности.
Обоснование стсукттпн диссертации. Первая глава посвящена рассмотрению специфики мировоззрения личности, что предполагает его ана-^з в отноы-:ши к мировоззрению совокупного субъекта. Особенность мировоззрения личности заключается в там, что система "человек-мир" отражается в нем на уровне личностного смысла, который может существенно отклоняться от объективного значения этой системы. Личнсстносбразующей основой индивидуализации общественного мировоззрения является система потребностей
и интересов личности. Потребности и интерзсы, которые задают отнесение человека к міру, определяют ракурс взглядов на м/р, формируются в деятельности. Поэтому основанием индивидуального мировоззрения является деятельность личности, s точнее сказать ее самодеятельная компонента. Рассмотрению социальной активности /самодеятельности/ в качестве основания мировоззрения личности посвящена вторая глава диссертации. Мировоззрение является относительно самостоятельной системой. Оно способно активно воздействовать на всю систему жизнедеятельности личности, что к проявляется в его функциях по отношению к этой системе. Исследованию отого вопроса посвящена третья глава работа.
Теоретико-методологическая основа и'- источники исследования.
Методологической основой исследования являются труда основспо-
ло:-7.никоз марксистско-ленинской философии ., в частности, раз
работанные ими идеи об активной роли субъекта в его отношении
с окружающим миром; об относительной самостоятельности и актив
ной сущности сознания; о сущности человека как совокупности -
общественных отношений; о самодеятельности. как общественном
качестве человека; об образе жизни как способе жизнедеятель
ности индивидов. Аетор опирается на результаты социологичес-
ких исследований, проводившихся на предприятиях города Ниане- '
го Тагила, в которых он принимал непосредственное участие.
Б работе также использованы труды' советских философов,, социоло
гов, психологов.
Научная новизна исследования. Основные теоретические результаты, оодержащие элементы научной новизны и-выносимке на защиту состоят е следующем:
дан анализ специфики индивидуального мировоззрения;
при рассмотрении мировоззрения личности как результата трансформации мировоззрения той или иной социальной группы
в работе дан анализ факторов его индивидуализации .. в сознании конкретной личности;
выделена трехмерная структура мировоззрения, учитывающая согбенности индивидуального мировоззрения и позволяющая непосредственно вывести мировоззрение в деятельность личности;
анализ взаимосвязи мировоззрения и социальной активности лпчнозта не как таковых, а в системе образа жизни, в рачках
- Є .-
которого они функционируют, представляется НОВЫМ ПОДХОДОМ ПРИ исследовании их отношений;
- исходя кз специфики индивидуального мировоззрения, 2 работе исследована роль образа жизни в социальное активности, проявляющейся в нем в качестве субстанциональной основ:; мировоззрения личности, а тают/? обратное влияние последнего ла эти феномены. Рассмотрение мировоззрения в качество идеального интегрального средства целепслагавдей деятельности позволяет раскрыть механизм этого воздействия;
-такой подход позволяет преодолеть в известной степени, традиционный, просветительский взгляд на формирование мировоззрения личности. 3 работе обосновывается положение об активней роли личности в процессе становления собственного мировоззрения.
Теоретическая и дпактич^ікал значимость работы определяются потребностью общество в научно?/ регулировании воспитательного процесса. Результати исследования могут быть использованы в практике воспитательной работы. Основные положения и выводы содержащиеся в диссертации, представляют определенный интерес для специалистов, занимающихся проблемами теории воспитания. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании философии, при разработке спецкурсов, в работе методологических сел.инаров по мировоззренческой проблематико, в лекционной пропаганде.
Апробация работы.. Па основе диссертации опубликовано восемь работ. Автор выступал о докладами, сделанными по материалам исследования: па Всероссийском координационном совещании "Проблемы исследования научизго коммунизма в свете решений ХХУІ съезда КПСС и теоретическая подготовка студентов педвузов" /Новгород, 1981/; на республиканской научней конференции "Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений ХХУІ оъегда КПСС" /Свердлово. , Т982/; региональных конференциях: "Коммунистическое воспитанно рабочей ;; студенческой молодежи в свете решений ХХУІ съезда КПСС" /Магнитогорск, IS8I/; "Социальная политика КПСС п развптио социалистического образа газнп т. условиях крупного промышленного города" /Нижний Тагил, 1977/; У Уральские
- 9 - .
социологические чтения /Уфа, І984Л Автор выступал с докладами по мировоззренческой проблематике на методических семинарах учителей'школ города Нижнего Тагила, на научно-методических конференциях Нижнетагильского педагогического института, перед пропагандистами Нижнего Тагила.
Структура и объем работы. Диссертация оостоит из евєдєния, трех глав, заключения и описка литературы. Общий объем работы составляет страниц, библиография включает наименований.