Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА І. Проблема интуиции в исторш философских учении /даовоззршческий аспект/ 24
I. Место интуиции в решении мировоззренческих вопросов философией.рабовладельческого . , общества 24
2. Мировоззренческая интерпретация интуиции в философии Нового времени и классической. немецкой, философии 41
3.'. Социально-мировоззренческие основания и гносеологические корни современного.интуитивизма 79
ГЛАВА П. Роль интуиции в процессе формирования.научного мировоззрения 96
I. Диалектико-материадистическое решение проблемы интуиции.в.философии и конкретных науках 96
2. Социально-историческая детерминированность. интуиции . 122
3. Место интуиции, в процессе .формирования.научного мировоззрения личности 137
Заключение 167
Список основной использованной литературы 172
- Место интуиции в решении мировоззренческих вопросов философией.рабовладельческого . , общества
- Социально-мировоззренческие основания и гносеологические корни современного.интуитивизма
- Диалектико-материадистическое решение проблемы интуиции.в.философии и конкретных науках
- Место интуиции, в процессе .формирования.научного мировоззрения личности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Одной из важнейших задач коммунистического строительства, стоящей перед обществом развитого социализма, является задача воспитания нового человека, . развитие его деятельностных способностей и формирования научного мировоззрения.
Решение указанных задач предполагает вовлечение человека в.такую систему общественных отношений, форм общения и деятельности, в которых достигается^ реализуется единство трудового, нравственного и эстетического воспитания, формируется богатый мир духовной культуры и коллективистской психологии личности. "Партия добивается того, чтобы.человек воспитывался, у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего -как гражданин социалистического общества,-активный строитель коммунизма с присущими ему идейными установками,.моралью и интересами, высокой культуры труда и поведения" .
Необходимым условием реализации важнейших программ, стоящих перед личностью периода совершенствования развитого социализма, является повсеместный переход на творческие формы и методы дея тельности человека. . .
Важную роль в развитии и применении способностей человека по.познанию и.освоению действительности играет интуиция, как необходимый компонент духовной жизни человека, способствующий аккумулированию опыта и знаний, являющийся важным средством творческого познания и формирования научного мировоззрения.
Основные направления реформы общеобразовательной и высшей школы, - Правда, 1983 от 14 апреля с.г. _ 4 -
Интуиция является важным компонентом не только познания, она также своеобразно соприсутствует во всем.многообразии форм практики и духовно-практического способа.освоения человеком действительности, а также в обучении.и воспитании личности. Особенно это становится очевидным.в условиях НТР,.когда значительно возрастает поток научной и общественной информации, когда все более сложной, динамичной и напряженной становится ежедневная практическая деятельность индивида, когда социальное.время "спрессовывается" в неведомые ранее темпы социального прогресса, и формы деятельности насыщаются содержанием всего богатства культуры,человека.
Наконец, актуальность исследования проблемы интуиции связана с тем фактом, что она зачастую является предметом спекуляции и мистификации со стороны различных направлений современной буржуазной философии. Таким образом, актуальность проблемы интуиции обусловлена целым.комплексом практических, познаватель- . ных, педагогических, мировоззренческих и методологических задач.
Степень разработанности проблемы. Проблема формирования научного мировоззрения занимала и занимает важное место в исследованиях советских ученых, философов-марксистов за рубежом. В основе изучения познавательной.деятельности человека лежит диа-лектико-материалистическое положение о главенствующей в ней роли сознания, а проблема интуиции выделяется в особую тему при анализе имманентной.структуры последнего. Психическая деятельность человека в этом случае рассматривается на таких ее подуровнях, как неосознанное психическое, бессознательное, интуиция. Большие успехи достигнуты также в гносеологическом.анализе феномена интуиции. Интуиция в марксистско-ленинской философии рассматривается как непосредственное знание в том отношении, - 5 - . что оно основано на ранее накопленных знаниях и опосредовано материальной практикой. В.нашей философской литературе существует ряд.точек зрения относительно гносеологической природы интуиции. Первую, согласно которой интуиция бывает двух видов -чувственной.и интеллектуальной, выдвинул и наиболее четко сформулировал В.Ф.Асмус. Перспективной формой такого знания является "непосредственное усмотрение истины при.помощи чувств" . Если чувственная интуиция выступает как самоочевидная и подтверждается чувственными восприятиями, то интеллектуальная интуиция продуцирует истины самоочевидные лишь на первый взгляд, а на самом деле они доляны быть опосредованы либо другими,истинами, либо доказательством.-Эту точку зрения разделяют Б.Г.Ананьев, . М.Бунге, В.Г.Виноградов,.Ф.И.Георгиев, Д.И.Дубровский, .М.Р.Ра-довель, М.. С.Роговин, А.А.Налчадшш, Я.А.Пономарев, В..И.Хорев. С другой позиции, подходят к проблеме .классификации интуиции философы, рассматривающие всякое знание.только.во взаимодействии чувственного и рационального моментов. Исходя из опосредования чувственного восприятия.человеческим мышлеьшем, .интуиция определяется как единство чувственного и рационального Д.М. Абильдин,. B.C. Библер,. Д.М,Бирюков, В.Р.Ирина, А.С,Кармин, П.В.Копнин,.В.П.Кузьмин, А.А.Новиков, В.Г.Панов, А.Д.Урсул, Б.ПДайкин/. Изучению гносеологических механизмов возникновения интуиции и.ее функционирования в познавательной-деятельности . человека посвящены работы Ы.Бунге., В.Г.Виноградова, Е.С.Жарикова, В.Г.Кондратьева, .А.А.Ыалчаджяна, Я.А.Пономарева, .А.С.Попова, В.Н.Пушкина,. М.Р.Радовеля, И.К.Радионовой,. В.И.Хорева.
Обширная психологическая литература посвящена анализу функ- 1 Асмус В.Ф.'Проблема интуиции в философии и математике. - М., 1965, с. 3. ционирования интуиции в контексте всей.психической деятельности человека /Л.М.Веккер, В.К.Вилюнас, Л.С.Выготский, И.П.Павлов, СД.Рубинштейн, И.М.Сеченов, П.В.Симонов, Д.И.Узнадзе, Г.Х.Шин-гаров и др./.
Мировоззренческое осмысление проблемы интуиции и ее роль в формировании научного мировоззрения личности не было предметом специального рассмотрения. Необходимо однако выделить направле ние, которое предполагает осмысление этих проблем с позиций анализа духовно-практической деятельности человека по освоению окружающей действительности/В.И.Шинкарук, МД.Злотина, В.П.Ива нов, А.С.Канарский, К.Р.Мегрелидзе, В.Г.Табачковский, Н.Ф.Тара- сенко, А.И.Яценко и др./. В контексте данного- направления автор рассматривает интуицию как существенный момент познавательной деятельности человека по распредмечиванию объективной действи тельности ...и трактует . как .конденсат социально-исторического опыта человечества. Эти положения имеют.принципиальное значение для решения кардинальных вопросов формирования личности, выра ботки ее. мировоззренческих.ориентиров и составляют предмет дис сертационного ..исследования.. . ._ . .... Целью диссертационной работы является раскрытие обществен но-практической .природы интуиции и ее роли в процессе формирова ния мировоззрения ЛИЧНОСТИ.. . ... . . - .
Цель исследования определила конкретные.задачи исследования: . _ -..анализ обусловленности истолкования проблемы интуиции, ее происхождения и.сущности в истории философии в зависимости от мировоззренческой направленности философских систем; -. выявление закономерностей функционирования интуиции на обыденном уровне, сознания как концентрации социально-исторического опыта и практики человека; - раскрытие особенностей реализации интуиции в познава тельной, деятельности и ее психологических основаниях; . - определение места и роли интуиции в системе духовных и духовно-практических способностей субъекта; - анализ значения интуитивных форм.дознания в освоении человеком.действительности в процессе формирования его миро воззрения.
Методологической основой исследования являются труды основоположников марксизма-ленинизма, посвященные анализу мировоззренческих проблем, материалы съездов партии, Пленумов ЦК КПСС, в которых нашли отражение проблемы формирования нового человека - всесторонне и гармонически развитой личности, обладающей научным мировоззрением. . В ходе работы.над диссертационным исследованием автор опирался на разработки и результаты исследований советских и зарубежных философов-марксистов, данше психологии, педагогики, эстетики и других наук, а также на соответствующий историко-философский материал.
Практическое значение диссертационной, работы состоит .в том,, что ее основные выводы и положения могут быть использова-. ны для дальнейшей разработки актуальных проблем.диалектического и.исторического, материализма, в частности при исследовании проблем теории познания, творчества, духовно-практического способа освоения человеком действительности, закономерностей формирования мировоззрения личности развитого социализма, ее духовного .мира культуры и др.,. а также для критики современных буржуазных философсісих и психологических концепций, спекулирую- щих на проблеме интуиции и пытающихся использовать ее извращенное истолкование ..против марксистско-ленинской теории. Результаты диссертации можно применить при чтении ряда тем курса марксистско-ленинской философии, в пропагандистской, воспитательной и методической работе, в особенности при разработке проблемного метода обучения студентов в вузе.
Структура работы строится в соответствии с ее задачами. В первой.главе - "Проблема интуиции в истории философских учений /шровоззренческий аспект/" - прослеживается взаимосвязь между решением проблемы интуиции и общей мировоззренческой направленностью философских систем.
При исследовании данной проблемы.диссертант исходит из посылки, что интуиция - это прежде всего один из способов познания объективной действительности. Поэтому.ее решение.предполагает анализ социальных и гносеологических оснований.возникновения и функционирования интуиции. Поскольку этот вопрос уходит своими корнями в древние философские системы Индии, Китая и Греции,. диссертант считает.целесообразным рассмотреть данный вопрос в его генезисе. Особое место в древних.философских системах занимал вопрос о сущности знания, о-способах его.получения. Каждая философская система решала его по-своему, однако существует ряд-общих черт в его решении, и .прежде всего в тех аспектах, которые затрагивают .происхождение знаний, а также понятие умозрения, иди интеллектуальной интуиции.
Основной идеей древнеиндийской философии является освобождение человека от страданий. Большинство древнеиндийских фило- софских систем - джайнизма, санкхьи, йоги, мимансы, веданты -видят причину страданий в незнании. Если бы человек познал себя и окружающий мир в - его.истине, он уменьшил бы свои страдания или избежал-бы их вовсе. Следовательно, путь к благу лежит через познание..Но,в свою - очередь,. совершенство познания, его сила и истинность зависят от желания познать и, главное, от характера мировоззренческих взглядов человека. . Автор, сравнивая мировоззренческую ..направленность учения о непосредственном знании в рамках религиозной теории познания систем джайнизма, миманса и.веданта и материалистической теории познания .ньяя - вайтетика приходит к выводу г что, с. одной ..стороны утверждались неизменность внешней реальности, проповедовались смирение и самоусовершенствование, а с другой - активность.познающего субъекта., стремление к абсолютному познанию реального мира и его преобразованию. .....
В ряде работ древнегреческих философов.также рассматривается проблема интуиции.. Так,.в философии Платона мы сталкиваемся с учением о бессмертии человеческой души, о-ее причастности к благу и злу и основополагающей роли идеального в ..формировании человека.к В диалоге. "Менон" развивается следующее представление о душе: душа бессмертна, до своей земной.жизни она созерцала истину, и теперь, в своей земной.жизни.вспоминает виденное, может понимать все. частное и раздробленное, в том числе и добродетель. В ней содержатся абсолютно все знания. И необходимо лишь найти способ вспомнить их. В своем более позднем диалоге - "Фе-дон" Платон показывает, как. Сократ развивает перед своими учени-ками.теорию.философствования как умирания тела и очищения души, которая,, постепенно освобождаясь от тела, приближается к созерцанию чистого, подлинного бытия. '* В "Федоне", как и в "Меноне" говорится, что душа "припоминает" то, что ей было известно в прошлой жизни. Теоретическая несостоятельность платоновского учения о бытии, основанного на дихотомии действительности на умопостигаемый и чувственно данный мир,служит основой ошибочности концепции умопостигаемых сущностей -.знания божественного происхождения, интеллектуальной интуиции..
Идея врожденного, знания в древнеиндийской философии, в философии Конфуция и в платонизме носила реакционный характер, поскольку в соответствии с нею,.знание,получаемое.при помощи интеллектуальной интуиции,трактовалось как неземное и "божественное", являясь мистическим и абсолютным. ... . Проблема интуиции решалась философией средневековья и Нового времени. В философии средневековья развивалась и культивировалась почти.исключительно религиозно-идеалистическая трактовка. В философии Нового времени была предпринята.попытка рассмотрения проблемы непосредственного знания на рационалистической основе, что совпадало с основными тендеїшдями.философии периода развития и становления, капиталистических отношений.. . . .. ,Ф.Бэкон выступил как убежденный .материалист, сознательно разрабатывающий метод эмпирической науки..Поэтому диссертант, считает, что анализ методологических и мировоззренческих оснований философии Бэкона необходим, для уяснения тех задач, которые стояли перед прогрессивной наукой, определения методологического, .арсенала,.- посредством которого, предпринимались попытки постижения феномена интуиции. Элементы новых воззрений, складывавшихся в различных областях творчества, в. достижениях нового естествознания,, слились в.учении Бэкона, в целостное материалистическое мировоззрение, в котором они систематизированы, углублены, развиты. Заслуга Бэкона в том, что он противопоставил идее спе- - II - кулятивной философии о мистической интуиции как способе постижения истины метод научной индукции, основывающийся на данных экспериментирующей науки.
Попытку объяснения интуиции на рациональной.основе,пред принял выдающийся французский мыслитель ученый Р.Декарт. Он счел возможным и необходимым., возвести интуицию в ранг-ОДНОМ из важнейших функций разума и попытался концептуально обосновать это. .
Декарт признавал существование мысли более достоверным и очевидньті, чем существование тела, мира материальных вещей. Един-, ственными истинами,, которые усматриваются с безусловной четко- . стью и-.ясностью,. Декарт считал интуиции разума, исключающие .чувственное, живое познание. По. нашему ..мнению, объясняется это прежде всего тем,. : что на мировоззрение. Декарта,. как и Бэкона, серьезное влияние оказывала религиозная идеология. Учение Декарта об интуиции разума, получаемой непосредственно, без помощи. вывода и доказательства, носящей абсолютный характер, оторвано от человеческой чувственной деятельности, живого созерцания и практики. Ни Декарт, ни Бэкон.не осознавали, что их метод имеет жизненную основу в. изменившемся способе производства - в расчленении цельного технологического процесса на составляющие его звенья.. Декарт ,и.Бэкон, напротив, склонны были видеть в изменившемся способе производства результат перемен в методе.мышления. Б связи с этим автор делает вывод, что. Декарт, не находя в практической деятельности атрибутов всеобщности и необходимости,признавал их источником .интуиции разума.
Учение Декарта послужило.теоретическим источником философии Б.Спинозы,«который возвел феномен интуиции в ранг высшей мыслительной способности и усмотрел в ней основное творческое начало - 12 -познания..Особенность трактовки интуиции.Спинозой заключается также в том,.что ее существование связано не только с научным познанием, но и со всем многообразием духовно-практического освоения действительности. _ .
Спиноза различал познание первого рода, называемое мнением или воображением, познание второго рода, осуществляемое при по-. мощи рассудка и, наконец, интуитивное познание. Акт интуитивного познания у Спинозы не только связан с актами дискурсивными, но по каждому,результату ничем не отличается от него.
На этом основании диссертант приходит ..к выводу, что теория познания .и учения об интуиции в рамках философской, системы Спинозы, носят априорно-рационалистический характер. Они оторваны . от практической деятельности, а последняя оказывается расчлененной на ..два вида,, причем один из них - чувственное, познание - . . противопоставляется другому - рациональному. Поэтому интуитивное знание Спинозы носит.нечувственный,, внеисторический характер. . С резкой критикой.врожденных идей.Декарта выступил основатель материалистического сенсуализма Д.Локк. Продолжая материалистическую линию Бэкона и Гоббса,.он.направил свои .усилия на , развитие, эмпиризма, обосновав его, основной принцип...- происхождение знаний и идей из чувственных-данных.. Ядром мировоззрения. Локка.был. материализм. Но,, даже основываясь на чувственном.поз- і нании, все же высшим и,наиболее совершенным видом знания Локк ( провозглашает интуицию. Автор приходит к выводу, что.такая трактовка, процесса познания не случайна - материалистическое по сути мировоззрение локка,все же. не было свободно от .деистических и теологических моментов. Именно они и.ограниченность материализма Локка не дали ему возможности провести последовательно материалистический принцш познания и обнаружить переход от чув- - ІЗ г ственного знания к теоретическому, абстрактному мышлению.
Метафизический материализм не смог выяснить и правильно оценить активную роль субъекта в процессе познания, так как сконцентрировал все внимание на объекте познания.
Преодоление недостатков.метафизического материализма состав ляет главную задачу.немецкого классического идеализма. Первым представителем этого направления был И.Кант. Теория познания выдвигается им на первый план как основная философская наука. . Ее основой у Канта является идеализм. Своей всеобщностью и не-. обходимостью, по Канту, научное значение. обязано априорным фор мам наглядного представления и логического мышления. По Канту, нет ничего выше разума для обработки материала созерцаний и подведения его под высшее единство мышления. Рассудок является предметом для разума так se, как чувственность является пред метом для рассудка. Интуитивным же.интеллектуальное созерцание может быть только у.какого-то иного, высшего сравнительно с человеком, существа.. В силу этого человеческий интеллект, сог ласно Канту, ничего не.созерцает, а только мыслит посредством понятий. Познание всякого человеческого рассудка есть,познание через понятия, не интуитивное, а дискурсивное,. Таким образом, делает вывод автор,..Кант резко отграничивает дискурсивное по знание, от интуитивного и полагает интуицию как трансцедент- ный феномен. ... ^
Огромный вклад в разработку проблемы непосредственного _ знания внес. Гегель, высказав мысль о. том,..что непосредственное знание всегда опосредовано. Но в силу того, что Гегель трактовал опосредствование идеалистически, он не смог решить до конца проблему непосредственного знания.
Совершенно другой характер приобретают идеалистические тео- рий интуиции в эпоху империализма. В это время возникает новая разновидность учения об интуиции. Интуиция уже.не рассматривается как одна из функций интеллекта, но противопоставляется рас-, судку, интеллекту, интеллектуальному знанию в. контексте иррацио-налистической критики человеческого разума. В новом типе учения об интуиции отразилось обусловленное развитием капиталистического общества.империалистической эпохи глубокое противоречие буржуазного теоретического сознания. ... На основании сказанного выше автор приходит, к выводу, что мировоззренческое содержание философских концепций.является отражением, особенностей жизни общества, на ..том или ином, этапе его развития. В свою, очередь, .решение гносеологических вопросов в . рамках той или иной философской системы тесно связано с ее мировоззренческой направленностью.. Восходящее общественное и экономическое развитие общества порождает философские системы, которые стремятся адекватно отразить объективную реальность, поэтому используют рациональные, научные методы исследования. Там же, где общественные..отношения заходят."в тупик"..в своем развитии, появляются мировоззренческие и.философские концепции, пытающиеся оправдать их ..существование и поэтому .неадекватно отражающие мир. Поскольку исторически они изжили, себя и при помощи научных методов .невозможно оправдать их. дальнейшее существование, упор делается ..на антиинтеллектуальные методы. Этот процесс отражается и на постановке, и решении.проблемы интуиции. _ ... ... Единственно научное решение этой проблемы возможно только на основе.положений философии диалектического материализма, которое установило, что наука не ..только подчинена практической цели, но именно практика является основой и критерием ее истинности. В рамках диалектического материализма непосредственное знание бы- до лишено ореола абсолютности и умозрительности, его происхождение „стало объясняться с позиции опосредования.материальной прак-тшюй, ..духовно-практической.деятельностью человека..
Во второй главе -"Место интуиции в механизме формирования научного мировоззрения личности" - показана роль интуиции в формировании мировоззрения личности в процессе ее становления.
С этой целью в диссертационном исследовании проведен гносеологический и психологический анализ интуиции, механизмов ее возникновения и функционирования. Большинство исследователей, рассматривая механизм действия интуиции, ..характеризуют ее как внезапный скачок.от старого, знания к новому. Интуитивный скачок, представляет собой сложный поэтапный процесс, движимый диалектическим противоречием избытка и. дефицита .информации. .Интуиция .. трактуется автором как скачок от старого знания к новому, основанный на.диалектическом взаимодействии чувственного - и рационального, в результате которого-образуется принципиально новое знание.
В целях.более полного осмысления гносеологического анализа интуиции автор остановился на. психологическом.исследовании этого феномена.При решении всех.последующих вопросов основополатающим является положение о том, что психическая деятельность чело-века имеет сложную структуру, включающую, в себя сознание и.неосознанные психические процессы, бессознательное психическое и интуицию. ...Сознание оперирует знанием,, которое., четко сформулировано и оформлено, выражено в.форде законченного определения или в. виде, формулы.. К сфере бессознательного.относятся автоматизированные навыки, усвоенные социальные нормы и мотиващюнные конфликты, имевшие место в жизни человека, в его деятельности функционирующие без непосредственного участия, сознания. Другими словами, бессознательное выполняет защитную функцию," предохраняя сознание от излишней работы.и психических перегрузок. Интуиция же-чаще всего проявляется во время.творческих актов при решении сложных научных проблем. Ее функционирование основано на накоп ленном, предшествующем оп^те и знаниях, в том числе мировоззрен ческих. . . ...
Интуитивное.познание играет важную-роль в формировании ми-. ровоззрения личности, так как является одним из видов неосознанной психической деятельности, которая в свою очередь составляет необходимый компонент всей психической деятельности человека.
В рассмотрении процесса формирования мировоззрения автор опирается на его структурные элементы и особенности...
Являясь интегрированным обобщением жизненного опыта и зна ний, мировоззрение содержит в.себе совокупность.исходных прин ципов и установок, которые регулируют, взаимоотношения социальт- ных-.классов,, групп, индивидов. Главная черта .коммунистического мировоззрения - его соответствие общим закономерностям истори ческого процесса, адекватное.отражение объективных закономер ностей природного и. социального, .мира.
Учитывая, два уровня ...содержания, мировоззрения - теоретический /совокупность мировоззренческих взглядов и представлений/ и. непосредственно практический /реалрізация мировоззренческих знаний в поведении человека/, возникает.проблема, которая заключается в следующем:, мировоззренческое воспитание носило бы простейшую форму, если .бы сводилось к обучению, простому закреплению мировоззренческих знаний,.а знания.сразу же, автоматически входили бы.в. мировоззренческую установку. Однако, этот процесс намного сложнее. Лтобы понять его истинную сущность, необходимо рассмотреть тесное взаимодействие интеллектуальной и других.форм духовной деятельности в процессе познания объективного мира.
Учитывая высокую интеллектуальную активность в процессе освоения субъектом окружающей его действительности, такую деятельность правомерно назвать творческой. В ходе ее возникают определенные задачи, которые различаются по их сложности, степени содержания в них творческого элемента и тому вкладу,- который вносят их.решения в духовное богатство личности. Творческие задачи можно разделить на две группы. Одну из-них составляют те, которые могут.быть решены.путем планомерного использования осознанных способов и приемов. Другую группу составляют задачи, противоречия которых более глубоїш и решения опосредствуются неосознаваемыми вначале находками. И первому и второму классу задач присущи фазы творческого процесса. К общей последовательности фаз. творческого дроцесса.мы относим следующую систему фаз: логического анализа, интуитивного решения, вербализации интуитивного решения, формализации вербализованного решения. Таким-образом, для решения познавательных задач второго класса помимо творческой деятельности сознания .необходима.еще.одна форма познавательной деятельности человека - интуитивное, познание.. . . В выделении интуиции как существенного момента познавательной деятельности автор основывается.на положениях маркеизма-ле- . нинизма, которые указывают на.сложность.процесса познания:. "Чистых явлений, писал В.И.Ленин - ни в природе,, ни в обществе нет . и быть не может - об ..этом учит іменно диалектика Маркса, показывая нагл, что. самое-понятие чистоты есть некоторая, узость, .однобокость человеческого познания, не.охватывающая предает до конца во.всей его сложности". Ленинские работы по проблемам гносеологии прямо указывают на то, что процесс мышления нельзя
Ленин В#И. Крах П Интернационала. - Поли.собр.соч. т.26, с.241. - 18 г . . . понимать упрощенно, сводить его к голой логической формуле. Он является скачкообразным, с неожиданными, прозрениями и открытия ми: "Совпадение мысли с объектом есть процесс: мысль./=человек/ не должен представлять себе истину.в.виде мертвого покоя, в ви де простой картины /образа/, бледного /тусклого/,.без стремле ния, без движения, точно гения, точно число, точно абстрактную мысль" . ...
В силу того, что познавательные способности человека наиболее полно развиваются в практике и именно практика, взятая как способ бытия человека, является реальным процессом общественной жизнедеятельности, включающей в себя познание,.как необходимый момент, именно.она порождает человеческое сознание как ее.непосредственное отражение, а также такие феномены психической деятельности человека, как подсознание и интуиция.. . . Появление такой формы познания, как интуитивное, обусловлено неосознанным отражением объективной действительности..и в некоторых случаях предполагает не порождение принципиально.нового знания, а лишь использование ранее накопленного опыта. Социальная память охватывает значительно большую сферу, чем сфера передаваемых из поколения в поколение знаний, навыков, умений. Носителем социальной памяти является человек. Внегенетическая информация представлена в человеке на различных уровнях - от нервной деятельности.до психики и сознания. Являясь основой познавательной деятельности, она обусловливает такой вид.деятельности, как интуитивное дознание,. Информация оседает.в неосознанном, . а затем, в виде внезапной .догадки, "прорывается" в сознание. Интуитивное.познание необходимо учитывать как .при анализе научного познания, так и..при.рассмотрении предметно-практической деятельности по освоению внешнего мира.Этот процесс 1 Ленин В.И. Философские тетради.-Полн.собр.соч.,т.29,с.176-177. - 19 -- сугубо индивидуальный, основанный на познании окружающего мира и опыте целесообразного поведения, происходит на основе накапливающегося личного опыта и установления определенных стереотипов поведения. Процесс формирования мировоззрения автор .рассматривает с позиции.анализа психической деятельности человека как совокупность сознательных и неосознанных процессов,, ибо."только признание важнейших функций неосознанного психического с выделением в нем принципиально различных феноменов под= и сверхсознания дает возможность естественнонаучного материалистического ответа на самые жгучие вопросы человековедения" . ........... подобный.подход в определении мировоззренческой функции . интуиции позволяет очертить некоторые пути постановки.и. решения вопросов, связанных с мировоззренческим воспитанием подрастаю щего поколения. - ... .. . Автор считает, что.уже в самом раннем.возрасте необходимо воспитывать ребенка, .формируя его мировосприятие. Незаменимым, средством для достижения этой цели является детская игра. Именно в игре осуществляется первичная социализация ребенка как личности, .посредством игры ребенок познает мир и утверждает себя в нем. При этом детская игра является важным средством тренировки интуиции, так как в каждой игре.проявляется творчество ребенка, реализуются его творческие.возможности. В.силу того, что большую часть информации.ребенок усваивает, неосознанно, интуиция является синтезом., его познавательной деятельности и возникает на основе тех знании, которые он успел усвоить. Так.возникает феномен, известный под названием "детская интуиция".
Симонов П.В. Неосознаваемое психическое; подсознание и сверхсознание. - Природа, 1983, В 3, с.31.
В школьном возрасте необходимо более целенаправленное воспитание, формирующее научное мировоззрение. Его компонентами являются знания, полученные при обучении в школе,.и жизненный опыт, приобретенный в ходе социализации школьника. При этом очень важно, чтобы.знания, полученные в ходе обучения, превращались в убеждения. Этот процесс ..наиболее успешно осуществляется с применением проблемного метода обучения. Советская педагогика исходит из положения, что творческий и интеллектуальный потенциал каждого ученика необходимо.развивать. Проблемный метод обучения и имитационные игры, проводимые во время учебного процесса, наиболее полно отвечают требованию, поставленному перед.школой - научить детей-творчески.мыслить, В ходе проблемного обучения, благодаря самостоятельности в получении, знаний и творческому, мышлению, необходимым компонентом которого является интуиция, переход знаний в убеждения.происходит наиболее органично. С другой стороны,.необходимо организовать жизнедеятельность подростка такшл образом, чтобы.то, что он слышит на уроках в школе, подтверждалось и закреплялось в реальной жизни.
Важным этапом в формировании научного мировоззрения личности является изучение марксистско-ленинской философии в вузе. В. силу того,, что.перед высшей школой поставлена задача научить молодых специалистов самостоятельно и творчески решать сложные задачи,, в процессе преподавания выдвигаются глобальные вопросы, составляющие этапы в решении той или иной проблемы. Процесс учения по своей ..природе тесно, связан с процессом познания, поэтому правомерно говорить об идентичности их.структуры. Поскольку психологические механизмы формирования и функционирования интеллекта и личности оказываются тождественными, знания, полученные само- стоятельно, при высокой интеллектуальной активности познающего субъекта превращаются в его убеждения. Знания, полученные при изучении математических и естественнонаучных дисциплин, составляют основу формирования научной картины мира. В процессе преподавания общественных дисциплин, знания, превращаясь в убеждения, становятся основой формирования мировоззренческих установок личности.
Таким образом, автор приходит к выводу, что на каждом.этапе духовно-практического освоения человеком окружающего его мира, наряду с сознанием, большую роль играет и неосознанная психическая деятельность человека, порождающая интуитивное познание, являющееся неотъемлемой частью человеческой познавательной деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
Возникновение и интерпретация проблемы интуиции тесно связаны с общей мировоззренческой направленностью философских систем.
По своей сути.интуиция является необходимым .компонентом постижения человеком окружающей его.действительности, в котором в форме диалектического скачка приобретается новое знание,-реализуется конкретное единство чувственного и рационального, . продуктивного и.репродуктивного. ..... . . .
3. С психологической тонки зрения, интуиция является своеоб разным разрешением противоречия между сознанием и неосознан ным психическим, посредством которого психические процессы - 22 -трансформируются в рефлексные формы сознания.
Интуиция, определяемая с мировоззренческих позиций,.- как существенный момент познавательной деятельности человека по распредмечиванию объективной действительности, выполняет синтетическую функцию формирования установок.и категориальных структур, способствующих превращению мировоззрения личности в целостный взгляд на мир.
Овладение - личностью интуитивными формами познания позволяет полнее осознать и использовать творческий потенциал ее способностей, является важным средством формирования самосознания и научного мировоззрения.
Как необходимый компонент творческого мышления, интуиция играет важную роль в реализации проблемного метода обучения в вузах, в трансформации знаній в формы личностного самосознания, превращения их в убеждения, в формировании жизненно-смысловых установок личности.
О результатах, диссертационной работы докладывалось на региональной конференции Западно-Сибирского отделения философского общества СССР, на республиканской научно-теоретической конференции, .а также на.научно-методических конференциях Киевского технологического института пищевой промышленности. Основные положения диссертационной работы используются и. могут далее использоваться при чтении курса диалектического материализма и проведении семинарских занятий преподавателягли философии. Некоторые положения .-23- диссертационного исследования используются в лекционной и.про- . пагащшстской работе, проводимой в трудовых ..коллективах г.Киева. По результатам проведенного научного исследования опубликовано четыре научные работы общим объемом 1,3 печ.л.
Место интуиции в решении мировоззренческих вопросов философией.рабовладельческого . , общества
- В духовной эволюции древней цивилизации.возникновение фи лософии, явилось исторической закономерностью. Первые зачатки философского, знания .появились, в Африке и странах Междуречья. За тем философия как форма общественного сознания возникает почти одновременно в трех центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции. - , ... ........ . .Процесс становления и первоначального, развития философии. в этих ..культурных центрах характеризуется поразительным параллелизмом ряда моментов. Это объясняется наличием сходных черт в общественно-экономической жизни...Своеобразие же экономических, политических и социальных условий, порождает. специфические особенности развития философии в Индии, Греции, Китае.. Особое место, в древних философских системах, .занимая вопрос о сущности знания» о способах .его получения. Каждая философская система решала этот вопрос по-своему,., но все же есть много, об щего в решении этого вопроса, а именно:, идея врожденного знания, понятие, .умозрения, или интеллектуальной интуиции. Как возникла эта идея, ..как она влияла на развитие, философских систем в целом, какую мировоззренческую окраску она носила. - рассмотрение этих вопросов.и является задачей данного параграфа. . .Основной идеей древнеиндийской философии является освобождение человека от страданий. Большинство древнеиндийских систем -джайнизма, санкхьи, йоги, мимансы, веданты - видят причину стра - 25 даний в незнании. Если бы человек познал себя и окружающий мир в его,истине, он уменьшил бы свои страдания или избежал.бы их вовсе. Следовательно, путь к-благу, лежит через познание. Но, в свою очередь, совершенство познания, его сила и истинность зависят от делания познать и, главное, от поведения человека. Основными достоинствами в поведении вышеуказанные системы считают послушание, соглашение, всепрощение и самоусовершенствование. . Если индивид будет выполнять все эти требования, его осенит абсолютное всепроникающее непосредственное знание. Философия джайнизма, как и другие системы индийской филосо фии, конечной целью человеческой жизни считает освобождение, которое означает, абсолютное прекращение всех мук и страданий. Освободиться от них человек может с помощью знания,, так как все страдания, считают джайнисты, происходят от незнания. Знание же можно получить только.при. условии постоянного совершенствования своего поведения. Абсолютное знание может-обрести лишь свобод ная душа после устранения преград ее кармой /общий.результат . прошлой жизни, индивида/. Нетрудно заметить, что.теория познания в учении джайнизма тесно связана с-этикой. От. поведения человека зависит успех его. познания. Подобно другим .индийским мыслителям, джайнисты подразделяют знание.на дава вида: непосредственное и опосредованное-/аппарокша и порокша/. Поэтому необходимо проана лизировать .теорию познания джайнизма,, определить место и роль в ней непосредственного знания, проследить, каким образом оно. связа но с этическшли.воззрениями,джайнизма и определить мировоззренче скую направленность учения о непосредственном знании в философии джайнизма.... . Как уже .отмечено, в. философской системе джайнизма существует разделение на два вида знания: непосредственное и опосредованное. - 26 Эмпирическое непосредственное познание является относительно непосредственным. По сравнению с выводом восприятия внешних объектов его можно считать непосредственным, но, учитывая,то, что объекты познаются при помощи чувств и ума, его можно назвать относительно непосредственным. Нельзя сказать, что такое познание-является абсолютно непосредственным, Абсолютно-непосредственным познанием является познание, получаемое душой после устранения преград ее кармой. При таком познании душасвязывается с. объектами непосредственно, без по мощи чувств, путем устранения карм. Различается три вида аб солютно, непосредственного познания: I/ ограниченный вид позна ния - когда „индивид частично разрушает или смягчает влияние карм и получает.возможность познавать отдаленные, или мелкие . предметы, 2/ проникновение в ум - когда индивид преодолеет.чув ства ненависти, зависти и получает доступ к настоящим и прош лым мыслям других людей, 3/.абсолютное знание, всеведение когда - все. жармы,.. мешающие познанию, удалены из души- Обычный.. вид познания допускает ошибки, зато, два высших вида непосред ственного сверхчувственного познания никогда не приводят к ошибке. ..._-... . . Каким же образом можно овладеть абсолютно. непосредственным знанием? Путем освобождения души посредством полного разъеди нения души. и. материи.... . .
Согласно философии джайнизма, ведущей силой в образовании тела являются..отрасти .самой души, т.е. душа принимает облик того тела, к которому стремится.. Карма порождает в душе слепые желания „и. страсти. Душа, зараженная страстями, впитывает материю в соответствии, с ее кармой. Поэтому джайнисты считают.душу с ее страстями и силами кармы создателем тела, его причиной.
Если зависимость души обусловлена соединением ее с материей, то освобождение души достигается разъединением души.и материи. Этого можно добиться посредством-совершенствования своего поведения. Для задержания притока новых.карм и искоренения старых необходимо: I/ дать пять великих обетов;. 2/ практиковать исключительную осторожность в ходьбе, разговоре, получении милостыни и др. вещей; 3/ обуздывать мысли, речь и движения тела; 4/ практиковать дхарму десяти различных видов ./дрощение, смирение, честность и справедливость, чистоту, воздержание и т.д./; , 5/ размышлять о кардинальных истинах; 6/ побеждать силой духа, все страдания и. лишения; 7/ добиваться невозмутимости,, душевной, чистоты,Еовершенного поведения и абсолютного изживания жадности.
.. Итак., чтобы овладеть абсолютно непосредственным, знанием, индивид.должен выполнить пять великих обетов и соблюдать ряд. правил поведения,исповедуя подчинение, смирение,-воздержание. Совершенствование поведения идет рука об руку о совершенствова нием знания. Таким образом, мировоззренческая направленность всей теории познания джайнизма в общем и.учения о непосредствен ном знании в частности, выражается в пассивности, смирении, послушании. Достижение безбедного существования мыслится возмож ным, путем.самосовершенствования, без какого-либо изменения реаль ного мира. Такая теория, несомненно, носила.реакционный харак тер,, служила интересам господствующих классов и дальнейшему уг нетению эксплуатируемых масс. .
Социально-мировоззренческие основания и гносеологические корни современного.интуитивизма
Рассмотренные в предыдущих параграфах учения об интуитивном знании в своем, большинстве не были антиинтеллектуалистскими. Совершенно, иной характер приобретают.идеалистические.теории интуиции в эпоху империализма. В это время возникает новая разновидность учения об интуиции. Ее начинают противопоставлять интеллектуальному познанию. При этом само интеллектуальное позна .-80 ние подвергается критике.
Новый ..тип учения об интуиции стал свидетельством кризиса буржуазного общества, выражением противоречивого отношения класса капиталистов к науке и научному мышлению. Огульное отрицание интеллекта в данную эпоху невозможно, так как.совершенно очевидны впечатляющие достижения методов, рационального исследования природы, которые нашли свое отражение и в философии, в частнос-ти в учении.о знании. В то же время.стремление, к научному методу исследования процессов общественного развития.неизбежно вело к торжеству марксизма, утверждению исторического материализма как научной теории. Вместе с тем принять главное предвидение исторического материализма. - неизбежную гибель капиталистической системы - буржуазная мысль, конечно, не могла. Поэтому с.тех пор, как материалистическое понимание истории стало достоянием общественной мысли, в буржуазной философии не прекращаются по-., пытки поставить.под сомнение способность.интеллектуальных методов, познания к обоснованию социальных прогнозов. Опровержение самого, существа интеллектуализма сулило."освобождение" от учения, научного.коммунизма с его теоретически обоснованным научным предвидением. Буржуазная философия.начала.носить.все. более и более.ярко выраженный антшнтеллектуалистский, иррациональный
характер. .... Но процесс этот нельзя, понимать упрощенно. Отрицать роль интеллекта в практической,, утилитарной деятельности было невозможно, поэтому, не колебля авторитет, .интеллекта в этой области, необходимо было показать его несостоятельность в „решении чисто теоретических задач. Именно здесь интеллект провозглашается бессильным и ему противопоставляются иные - неинтеллектуальные методы. Над интеллектом пытались возвысить и религиозное мистичес - 81 кое постижение, и бессознательное начало.-В числе всех этих способов познания.особое место заняли методы и основанные на. них теории, в которых интеллекту оказалась противопоставленной интуиция. - . Теории.эти существенно отличались от учений,, связанных с рационализмом. В новых концепциях непосредственное знание рассматривалось не как вид интеллектуального постижения, а как одна из функций сознания, противоположная интеллектуальной. Причем некоторые из новых теорий приписывают интуиции следующие функции: I/ интуиция предшествует интеллектуальному познанию и поэтому не.зависит от него; 2/ всякое интеллектуальное знание, поскольку оно выражено, есть знание,.принявшее форму интуиции. Буржуазные философы пытались при. помощи любых уловок доказать нематериальное происхождение теоретического знания и использовали для доказательства своих измышлений интуицию, рассматривая ее как мистическую. Провозвестником подобного поворота буржуазной философии стал Артур Шопенгауэр..Его.мировоззрение..полцо.противоречий, в нем совмещаются, противоположные тенденции, рационализма и ирра ционализма. Вопрос о непосредственном знании - центральный воп рос его гносеологии. Сама эта гносеология.опиралась на фактиче ское учение о бытии и была тесно связана с философией пессимиз ма. ... ...... Первоосновой.всего, по Шопонгауэру, является воля; она первична и .субстанциональна.,, а интеллект .- ее простое орудие. Познание же происходит, из глубин води, .оно. не. способно.охватить предметную сущность мира. Воля ..-.основа познания и может, быть, непосредственно схвачена только с помощью интуитивного знания. Шопенгауэр противопоставляет интуитивное знание отвлеченному, - 82 -последнее.он отождествляет с разумным знанием,, или познанием посредством понятий. А так как отвлеченное познание посредством понятий и умозаключений есть форма знания, свойственная науке, то вся критика отвлеченного.знания обращается против науки и .специфических форм научного знания,- В основе теории„Шопенгауэра лежит резкое противопоставление, знания абстрактного - знанию наглядному и содержательному, теории и.созерцания..- практике и действию. Понятия науки и ра- зума.односторонни по сравнению с содержанием интуиции, из которых они почерпнуты: Шопенгауэр неустанно утверждает, что понятия разума должны черпать свой материал и содержание.из интуитивного познания. Истинно содержательным.познанием Шопенгауэр провозглашает наглядное, постижение вещей. Но воспроизвести наглядное можно только путем интуиции, а это есть путь не науки, а искусства. . . . . .. . ....
, Науку Шопенгауэр отделяет от искусства, а понятие - от интуиции. Эстетиками.теория искусства получают у него иррациональное, звучание., что связано с.невозможностью .воплотить в художественном произведении понятие. Не удивительно поэтому, что .лучшими произведениями искусства Шопенгауэр считает эскизы, мелодии, песни,, стихотворения, -возникшие из вдохновенной.импровизации, как бы. в бессознательном порыве. Таким образом, разумное.знание и понятие в философии Шопенгауэра- носят, вторичный и несущественный характер.по сравнению с интуицией. Гносеологии Шопенгауэра присуще глубоко ошибочное противопоставление теории - практике, сдзерцания - действию, а также мысль о первенстве интуиции над понятием.
Диалектико-материадистическое решение проблемы интуиции.в.философии и конкретных науках
Диалектико-материалистический подход.к проблеме интуиции основывается.прежде всего на положениях К.Маркса,. Ф.Энгельса, . В.И Ленина, относящихся к решению, проблем, происхождения и сущности сознания, возникновения ..и функционирования познавательной деятельности человека. Проблема.непосредственного знания. специально не рассматривалась основоположниками марксизма, но . нашла свое решение ..в контексте проблем возникновения и становления, человека, осознание его себя как родового существа, ста- ... новдения и ссвершенствования трудовой деятельности и..как результат предметно-преобразующей творческой деятельности - возникновение сознания. У Маркса интерес к проблеме факторов, формирующих .человеческое сознание, .может быть прослежен,.начиная с его работы "Экономическо-философские рукописи 1844 г." Уже в этом раннем.произведении содержится.в,качестве важного положения ... мысль о ведущей роли„дредметно-практической_ деятельности в формировании человеческого.сознания.. "Поэтому .именно в переработке предметного мира человек впервые утверждает себя как родовое существо... Это производство есть его деятельная родовая, жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и действительностью"!.. В. "Диалектике.природы", а также в "Анти-Дюринге", .Энгельс .конкретизирует это положение. Маркса, останавливаясь на вопросах антропогенеза и рассматривая зависи - 97 - . мость развития сознания и познания от совершенствования предметно-практической деятельности человека, и в свою.очередь изменения трудового процесса под влиянием изменившегося сознания человека и его преобразующей творческой деятельности. Рассматривая трудовую деятельность человека как творческую и преобразующую не только в отношении окружающей природы, но и самого, человека, Маркс и Энгельс-усматривали в процессе труда и.непосредственный источник познания, поэтому практика была провозглашена не.только критерием истинности познания, но и его.источником. Поскольку, интуиция является частью познавательного процесса и представляет собой специфическое отражение объективной действительности, вопрос о непосредственном- знании решается в контексте диалектико-материалистического понимания всего процесса познания..В силу этого интуиция рассматривается лишь как непосредственное знание, опосредованное.не только предшествующими знаниями, но и. материальной практикой. ,..
- - В.И.Ленин, останавливаясь на исследовании проблем теории познания, творчески развивает и обогащает положения Маркса и Энгельса. В -"Философских тетрадях" он пишет: "Познание есть процесс погружения /ума/ в неорганическую- природу ради подчинения ее.власти субъекта и обобщения /познания общего в ее явлениях/..." ..Ленинские работы, посвященные разработке проблем гносеологии, прягло указывают на то, что. процесс мышления-нельзя понимать упрощенно, мертво,, сводить.к голой логической формуле, подчеркивая, что он является.скачкообразным, с неожиданными прозрениями "точно гения" и открытиями: "Совпадение мысли с объектом есть процесс: мысль /=человек/ не ..должна, представлять себе истину.в виде мертвого покоя, .ввдде .простой;картпны /обра-Ленин В.И. Философские тетради. -/, бледного /тусклого/, без стремления, без.движения, точно.. . гения, точно число, точно абстрактную мысль" . Весь процесс,по -знания В.И.Ленин рассматривает на основе материалистического понимания отражения. Только объективная действительность является неновой всего процесса познания. Процесс отражения является сложным, скачкообразным, он невозможен-без противоречии и разрешения их: "Отражение природы в мысли человека надо понимать не "мертво", не "абстрактно", не без движения, не без противоречий, а в вечном процессе.движения, возникновения противоречий и,разрешения их" ... Таким, образом В.И.Ленин представлял процесс познания как . сложный и..многообразный, необходимыми атрибутами-которого являются-Противоречивость и скачкообразность, что не позволяет замкнуть его в рамки логических формул и предполагает существование эвристических феноменов .мышления, .одним из. которых является интуиция. Дальнейшее, свое развитие учение об интуиции получило в работах советских философов, исходящих из диалектика-материалистических посылок в изучении этого феномена.-Отправным-Пунктом.в изучении вопроса об интуиции является положение о-том, что она является не.порождением иррациональных- сил и чистого.разума, а выражением. субъектно-объект.ных отношений, имеющих свои основания в. практике.... -"Объяснить.процесс,. который называется интуицией, . можно исходя не из.какого-либо, ранее.созданного формального аппарата, мышления, а из. общих .закономерностей.предметного, практического взаимодействия субъекта и объекта. На характер этого взаимодействия оказывают влияние самые.различные.факторы-социального, личностного характера. Он не объясним одной логикой развития познания и. вытекает из общего взаимодействия субъекта..и.объекта в определенных исторических условиях, из практического отношения человека к миру" .
Место интуиции, в процессе .формирования.научного мировоззрения личности
Формирование мировоззрения - процесс многоплановый, харак теризующийся определенными этапами в становлении личности. Он протекает на протяжении всей жизни человека, начиная с детского и заканчивая зрелым-возрастом. Необходимо подчеркнуть, что важ ным фактором формирования коммунистического мировоззрения яв ляется усвоение мировоззренческих идей марксистско-ленинской философии. Усвоение этих идей не обязательно должно происходить посредством книг и учебников по философии: "Идеи марксистско ленинской философии овладевают сознанием масс.прежде всего как мировоззренческая основа социалистической идеологии и социали стической культуры вообще. Мировоззренческие идеи, ПОНЯТИЯ и представления,марксистской философии входят в духовную культуру общества, которую индивид усваивает с детства, в процессе первич ной социализации, воспитания, а затем и образования, в том числе и философского" . . . .. Так как накопление жизненного опыта,начинается с, самого. раннего возраста, то возникает проблема роли временного фактора, связанная с началом воспитания ребенка, закладывания основ-научного представления о мире, являющихся в дальнейшем фундаментом формирования мировоззрения. Многочисленные исследования философов, психологов,-биологов показали, „что важнейшим фактором в воспитании личности коммунистического типа является влияние социальной среды,.в которой находится ребенок. Неправомерным является мнение о том, что вопрос о моральных и этических нормах поведения определяется не влиянием внешней среды, а исключительно.генетическими и наследственными факторами. .В исследовании, проведенном Н.П.Дубининым, И.И.Каргирцом, В.Н.Кудрявцевым о взаимосвязи генотипа человека и его поведения, было установлено, что из многих черт личности, связанных с генотипом, наследственным.является тип нервной системы, что связано с физиологическими особенностями человека. "Что же касается собственно личностных черт,, характеризующих интересы, убеждения, социальные, предположения и т.д., то в. ряде, работ указывается на незначительный уровень - вплоть до полного отсутствия генетических влияний". Таким.образом, уже на самых ранних этапах онтогенеза, когда жизнь ребенка связана с удовлетворением первых жизненных,потребностей, он является-существом социо-биологическим. Миропонимание ребенка опосредовано как .условиями "макро.среды" - окружающей социальной действительности,, характеризующейся определенным социально-экономическим уровнем общества, его.научным и культурным уровнем, так и условиями "микросреды" --непосредственным окружением ребенка.
.. , "Свои истинно человеческие черты ребенок приобретает в процессе общения с людьми,..и в первую очередь.в семье, где и закладывается фундамент мировоззрения будущего человека. По - 139 этому воспитание детей раннего возраста является первой и очень важной ступенью всей системы воспитания" . Умственный.потенциал ребенка раннего возраста огромен, поэтому именно.в этом возрасте необходимо закладывать основы научного мировоззрения, формировать личность в высшем смысле этого слова. Большую часть информации в раннем возрасте ребенок впитывает неосознанно. Воздействие на подсознание приводит.к тому, что пример взрослых и сверстников из непосредственного окружения ребенка в большей мере формирует его личность, чем обращение к интеллекту и объяснение полезности того или иного поступка. Носителем духовной культуры общества, социальных норм для ребенка является семья. Посредством членов семьи.ребенок получает информацию об окружающем мире, познает его. Решающее значение для усвоения ребенком поступающей информации играет эмоциональная окраска, которая сопровождает этот процесс. Только тогда информация усваивается, и получает необходимый отклик.у ребенка, когда она воспринимается в доброжелательной атмосфере, несущей положительный эмоциональный заряд.
Большое значение в,развитии ребенка, в формировании его мироощущения имеет игра.. Детская игра реализует стремление ребенка в становлении социальной личности. Посредством.игры происходит социализация ребенка, так как детская игра носит имитационный характер. При этом она является."...важнейшим средство тренировки .и обогащения сверхсознания..." .
. . Будучи свободной от утилитарных.и престижных целей, игра_ направлена на решение бескорыстно-творческих задач, так как мотивируется почти исключительно потребностями познания и приобретения знаний. Именно эти две потребности - познание и вооруженность знаниями питают деятельность детской интуиции, делая каждого ребенка первооткрывателем, фантазером, творцом. Благодаря творческому характеру игры, представления, понятия, используемые ребенком в процессе игры, закрепляются, и закладываются в основу жизненного опыта, что потом влияет на поведение, установки,.мировоззрение формирующейся личности. Поэтому необходимо, чтобы детские игры носили содержательный и гуманный характер, закрепляя и развивая в ребенке лучшие качества. Еще Н.К.Крупская говорила о том, что "путем игры можно воспитать зверя, путем игры сложно воспитать и коммуниста"1, и потому призывала педагогов вложить в игру "настоящее коммунистическое содержание". Посредством игры воспитываются и формируются такие черты характера, как активность, целеустремленность, честность, а также формируются гражданские черты личности - чувство патриотизма, интернационализма, дружбы, интереса к труду. В процессе игры происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие, .переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняется огромное воспитательное воздействие игры,.которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживания ребенка. Он испытывает . потребность отражать в игре и. повседневные впечатления, связанные, с теми .чувствами, которые он питает к.близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.