Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНЕЗИСА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 15
I. Сущность эстетического в природе 15
2. Эстетическая практика человека и природа 42
Глава 2. ПРИРОДА В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 77
I. Взаимосвязь экологического и эстетического подходов в проблеме взаимоотношений общества и природы
2, Пути и средства воспитания эстетического отношения к природе ...98
ЗАКЛЮЧНЕНИЕ 149
БИБЛИОГРАФИЯ 158
- Сущность эстетического в природе
- Эстетическая практика человека и природа
- Взаимосвязь экологического и эстетического подходов в проблеме взаимоотношений общества и природы
Сущность эстетического в природе
Эстетически относиться к природе означает воспринимать ее как эстетическую ценность. Специфическим понятием, выражающим именно эстетическую ценность, является красота (прекрасное) как наиболее общая категория эстетики. Предметом эстетического отношения является именно красота. Относиться к природе эстетически значит воспринимать то, что принято называть красотой природы и быть способным наслаждаться этой красотой. Но что именно в природе мы воспринимаем как красивое или безобразное, как возвышенное, трогательное, мрачное и т.д.? Оказывается, ответить на этот вопрос и есть одна из самых трудных задач в эстетике. До сих пор не найдено достаточно обоснованного научно решения проблемы эстетического в природе. Природа представляет собой сотни тысяч видов животных и растений, огромное многообразие минералов, горных пород и других форм неорганической материи, великое разнообразие красок, звуков, запахов и т.д. Что же именно и почему оказывается в этом мире для нас окрашенным эстетически? Практически - все. "Эстетически созерцается и воспринимается весь видимый мир всеобщая реальность (...).
Таким образом, чтобы разобраться в существе эстетического отношения к природе, необходимо уяснить природу того, что мы называем ее красотой и в чем заключается для нас ее эстетическая ценность.
В.И.Ленин указывал, что в вопросах общественной науки самое важное для действительно научного подхода "это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" . Принимая во внимание это важное методологическое требование, необходимо исследовать эстетическое отношение к природе в его истоках и историческом развитии до его современного состояния. Необходимо исследовать, является ли эстетическое чувство, т.е. так называемое чувство красоты, врожденной способностью человека или оно возникло и развилось в процессе становления человека, человеческого общества. Направлено ли это чувство на восприятие эстетических свойств природных предметов и явлений или эстетически направленное сознание человека преобразует природный мир в мир красоты. Эти принципиальные для исследования эстетического отношения к природе вопросы остаются в эстетике открытыми.
Как известно, проблемы эстетического в природе наиболее активно обсуждались у нас в конце 50-х и в 60-е годы в ходе широкой дискуссии о природе эстетического, когда определились два направления в советской эстетике - "природников" и "общественников". Первые считали эстетические свойства присущими предметам и явлениям окружающего мира, в том числе природы, как их естественные свойства, существующие независимо от человека, в том числе до и без человека1. Вторые считали, что эстетическое имеет чисто общественную природу и вне общественно-исторической практики человека не существует .
Эстетическая практика человека и природа
Красота (прекрасное) есть отношение соответствия объекта с присущими ему свойствами, элементами и структурой этих элементов, т.е. содержанием и формой, как предмета эстетического восприятия эстетическим идеалам (представлениям) субъекта, в качестве которого может выступать личность, социальная группа или общество в целом.
При этом объект эстетического отношения порождает в субъекте эстетическое чувство, переживание, наслаждение восприятием и оценкой его как прекрасного (красивого). Момент своеобразной сложности в понимании сущности красоты заключается в том, что, поскольку отношение как таковое неуловимо для восприятия, не будучи вещественно-предметным, нам кажется, что мы воспринимаем не объект как красоту, а красоту объекта, т.е. красоту как свойство самого объекта. Посольку красоту как свойство в "чистом" виде "выделить" невозможно, ее отождествляют с реальными признаками предмета или явления: симметрией, гармонией, ритмом и т.п., которые составляют элементы материальной основы красоты, но не тождественны последней.
Таким образом, категория "красоты" выражает эстетическую ценность, т.е. специфическое субъектно-объектное отношение, существующее объективно. В то же время в эстетическое отношение включено эстетическое суждение, в котором выражается субъективная оценка красоты, т.е. фактически отношение к отношению. Иными словами, следует различать "отношение" как объективную философско-эстетическую категорию и то субъективное "суждение вкуса", которое мы также называем термином "отношение". Некоторая сложность диалектики этого явления и приводит подчас к тому, что субъективный момент отождествляют с эстетическим отношением в целом и на этом основании объявляют подобную точку зрения субъективистской. Между тем отношения имеют объективный характер в такой же мере, как сами объекты этих отношений. Как указывал К.Маркс, анализируя природу потребительских стоимостей, отношение не висит в воздухе1, оно їлатериализуется в объекте и субъекте отношения. Следовало бы не упускать из внимания не только тот факт, что эстетическая оценка есть лишь субъективный момент объективного эстетического отношения, но и то, что сама оценка, будучи субъективной, в то же время является социально обусловленной, т.е. не субъективистской, не произвольной.
Взаимосвязь экологического и эстетического подходов в проблеме взаимоотношений общества и природы
Проблема взаимосвязи общества и природы, человека и природы достаточно разработана в общефилософском плане в марксистско-ленинской литературе . Однако разные ее аспекты исследованы не с одинаковой полнотой. Между тем, именно эта проблема во всех ее аспектах, включая эстетический, всегда была тем полем, на котором развертывалась борьба по основному вопросу философии между материализмом и идеализмом, между диалектическим и метафизическим пониманием развития природы и общества в их взаимосвязи.
Как было показано выше, вопрос о природе эстетического тесно связан с вопросом эстетического освоения природы человеком. Причем не только в теоретико-познавательном плане, но и с позиций практики природопользования в социалистическом обществе в свете современных проблем экологии, успешное решение которых оказывается в определенной связи и зависимости от эстетического и этического подхода к ним. А это непосредственно заставляет нас обратиться к проблемам нравственно-эстетического воспитания в свете задач формирования советского человека как гражданина социалистического и коммунистического общества, сформулированных в решениях съездов КПСС, в докладе т.Черненко К.У. на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, постановлении Пленума и других документах партии по идеологическо-воспитательным вопросам.
Марксизм-ленинизм рассматривает отношение "общество-природа" в диалектике единства и различий общества и природы. С момента своего возникновения и до сих пор общество не может существовать вне взаимодействия с природой. Жизнь общества возможна только на основе познания и использования объективных законов природы. Диалектика взаимосвязи общества и природы составляет объективную основу эстетического освоения человеком природы.
Проблема "человек и природа", которая на протяжении многих веков осмыслялась преимущественно в теоретическом плане как предметная база для решения основного вопроса философии, в нашу эпоху представляла на качественно ином уровне как проблема, прежде всего, общественно-человеческой практики, непосредственно связанной не просто с жизнедеятельностью людей, а с угрозой самому существованию человека как социобиологического вида в силу "загрязнения" (в самом широком смысле) им сферы своего собственного обитания. На протяжении тысячелетий материально-производственная деятельность человека носила локально ограниченный характер и столь же ограниченно-локальным было его воздействие на естественно при -79 родную среду. Но в XIX и XX вв. в результате промышленных революций и научно-технического прогресса, произошел своего рода качественный скачок в природопользовании, обнаживший со всей наглядностью глубоко противоречивый характер взаимодействия человека и природы. Эта проблема поставлена в глобальном масштабе экологической наукой.
Разумеется, экология не изобретала проблему, а лишь теоретически стала осмысливать и обобщать результаты материально-производственной деятельности людей, их общественной практики. И в давно прошедшие времена люди были способны оставлять после себя пепелища. Предваряя выводы современной экологии, Ф.Энгельс предупреждал еще в прошлом веке: "Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь, те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых" .