Введение к работе
- -, .;.. J
" -'''і)
От/;-,: І ~':ErLr: АіНг Уальность темы исследования.
За последние двадцать лет перед человечеством в полный рост встали глобальные проблемы и поставили вопрос о судьбе единого человечества, состоящего из многодбразных культур. Глобальные проблемы сделали предельно актуальной фундаментальную тему исторического материализма о единстве исторического процесса и обозначили основные характеристики проблемы. Во-первых, резкое ускорение темпов общественного прогресса наряду с увеличением средней продолжительности жизни по сравнению с предыдущими эпохами истории сопровождается тем, что история коренным образом меняется в течение одного поколения. Во-вторых, всемирно-историческая взаимосвязь человечества увеличивается значительно быстрее количественного роста. В-третьих, соответственно нарастают и противоречия, подошедшие к опасной грани и поставившие человечество перед проблемо!» существования жизни на земле. В-четвертых, прежние методы разрешения проблем мировых и внутренних оказываются несостоятельными. Достаточно напомнить о том, что в результате ядерного конфликта не оказалось бы ни победителей, ни побежденных. В результате возникла необходимость выработки нового мышления» новой методологии разрешения проблем , и это новое прямо включает в свои основания положение о единстве и многообразии истории. Животрепещущая актуальность темы требует ее неотложного философского изучения.
Степень разработан но с т и темы. Развитие марксистских философских исследований создает достаточную базу для разрешения возникшее проблемы. Основа для постановки и разрешения проблемы единства и многообразия истории содержится
в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Постоянное обращение к трудам классиков нашего учения дает и методологию решения вопросов, и нередко даже прямые ответы на поставленные сегодня вопроси
Б марксистских работах XX века уделялось внимание отдельным аспектам темы единства истории, дискуссия об азиатском способе производства привела к появлению ряда коллективных и монографических исследований по проблемам исторического процесса, общественного прогресса, общественно-экономическим формациям, общему и особенному в развитии Запада и Востока {см.работы Л.Б.Алаева, В.П.Алексеева, И.Л.Андреева, С.Н.Артановского, Э.А.Араб-оглы, М.А.Барга, А.П.Бутенко, Г.Г.Водолазова, П.В.Волобуева, Г.Е.Гле-аермана, А.А.Громыко, В.П.Данилова, Л.В.Даниловой, Е.М.Жукова, Л.Ф.Ильичева, В.П.Илюшечкина, В.Я.Израителя, Ю.В.Качановского, В.Ж.Келле, Н.И.Конрада, М.Я.Ковальзона, М.И.Куликова, Э.Лооне, Е.Н.Лысманкина, А.А.Макаровскога, В.И.Мишина, В.Н.Никифорова, В.И.Павлова, Ю.К.Плетникова, Б.Ф.Поршнева, Е.М.Примакова, В.И. Разина, М.А.Селезнева, Ю.И.Семенова, Н.А.Симония,.П.Н.Федосеева, Е.Б.Черняка.и многих других). В 80-е годы чаще стали появляться специально посвященные единству и многообразию истории главы и разделы в монографиях и учебниках (см.В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон Теория и история.-М,,1981; Марксистско-ленинская теория исторического процесса.-М.,1983; Зотов В.Д. Исторический материализм.-М. ,1985; Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития : теория, история, современность.-М.,1987), работа В.Н.Шевченко "Диалектика единства и многообразия исторического процесса"(М.,1985), В этих работах ставится проблема, обозначается ее марксистское решение, дается анализ отдельных аспектов. Однако небольшой объем написанного (главы или небольшая по объему работа В.Н.Шевченко) приводили нередко к тому, что авторы ограничивали проблему
общими положениями, не всегда четко отделяли тему от смежных, не были единодушны в обозначении смысла категорий единого и мно-. гообразного и не ставили вопрос об их специфике, не уделяли достаточно большого места всем эпохам исторического развития и т.п.
Классиками марксизма-ленинизма и позднейшими философскими и историческими исследованиями создана исходная теоретическая и методологическая основа решения проблемы единства и многообразия истории, изучены ее многие аспекты, однако специального комплексного исследования нет.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является философско-методологиче-ское осмысление основных характеристик единства и многообразия истории, выявлении механизма взаимосвязи, взаимопроявления их в историческом процессе. Достижение такой цели предполагало решение следующих задач :
провести анализ содержания категорий" единства и многообразия, их соотношение с другими категориями и их методологическое значение;
выделить общественно-историческую основу и существенные стороны единства и многообразия истории, их природу и проявление, и в связи с этим обозначить круг проблем, вытекающих из союза философии и обществознания в своем длинном и трудном развитии доказывающих единство истории;
проанализировать единство и многообразие истории со стороны всемирно-исторической связи, целостности и развития;
рассмотреть с точки зрения единства истории полное общественное развитие (без выпадения формаций) и возникающие в связи
с этим идеологические, методологические и аксиологические аспекты темы;
-4.-
исследовать форми сокращенного пути развития (с минованием формаций) в плане единства истории;
выявить статус и содержание категорий, отражающих многообразие исторического процесса.
Научная новизна исследования. В предлагаемой диссертации впервые осуществлено комплексное исследование проблемы единства и многообразия исторического процесса, и при этом установлено :
единство и многообразие являвтся особой парой категорий первостепенной важности;
предпосылкой единства истории являются единство материального мира и его досоциальное развитие» единство истории воплощается в единой формациовдой логике развития, проявляющейся в своеобразных формах в разных странах;
единство проявляется в логике развития, всемирной связи общества и целостности общества; неравномерность развития, взаимовлияния обществ и особое соединение частей общества, их взаимодействие являются основной многообразия; многообразие нарастает в той же степени, что и единство;
единство или логика общественно-экономических формаций наиболее полно воплощается в "классических образцах", т.е. странах, Наиболее далеко ушедших в своем развитии в изучаемый период;
революция впервые возникает в одной из развитых, но не в рамой развитой стране, поскольку страна в привилегированном положении получает возможность компенсации издержек внутреннего антагонизма; в этом - причина смены лидеров в истории; закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил не отменяется, а конкретизируется теорией "слабого звена" как базы революции в обстановке всемирно-исторических связей ;
"сокращенный путь развития" (Энгельс) стран с минованием формаций есть своеобразігал форла воплощения единства истории; как правило, "сокращенный" путь развития происходил через изменение структур» укладов в сторону лидеров мирового развития;)
предсказания К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Й.Ленина о судьбе общины в ходе социалистической революции подтвердились советским опытом развития, что имеет большое значение для развивающихся стран;
многообразие истории передается в понятиях "цивилизация", "уклад", "эпоха", "регион" и других, которые преобразуются и должным образом могут быть использованы в рамках формацйонного аналиеа.
Практическое значение диссерта-ц и и заключается в возможности использования рекомендаций и материалов диссертации :
в научных исследованиях многих проблем всеобщей и отечественной истории, вопросов исторического материализма и научного коммунизма;
в преподавании обществоведческих дисциплин в средних и высших учебных заведениях; в курсе диалектического материализма можно использовать материал диссертации в разделе о категориях, о единстве мира, а в курсе исторического материализма в темах единства истории, общественной формации, законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, взаимодействия общества и природы, социальной революции; в курсе научного коммунизма материал и выводы диссертации могут быть использованы в темах о социальной революции, о некапиталистическом пути развития, о многообразии форм социалистического строительства; автор работы в курсах диалектического и исторического' материализма для студентов Горьковского университета
. - с -использовал материалы диссертации, а кроме того, с 1977 года для студентов-историков читал спецкурс "Философские проблемы единства истории";
- в пропагандистской деятельности для населения, в сети партийно-политического просвещения. Автором для философского (методологического) семинара преподавателей-историков разрабатывались планы работы и неоднократно делались доклады на историческом факультете Горьковского университета. Кроме этого, материал диссертации использовался автором для чтения лекций в университете марксизма-ленинизма при Горьковском СК КПСС, а так-жз в лекциях для населения г,Горького и области.
Апробация работы. Основные результаты работы оігубликованьї автором в серии статей и монографии, а также докладывались на ряде Всесоюзных и республиканских симпозиумов, конференций, на координационных совещаниях по историческому материализму Ш АН, совещаниях Центрального Совета философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР, совещаниях и конференциях Проблемных. Совета по материалистической диалектике и Совета "Коммунистическая цивилизация и личность", проходивших в Москве, Ленинграде, Горьком, Новгороде, Перми, Калинине, Тарту, Пятшорске, Ростове Великом, Домбае.
Диссертация состоит из введения, семи глав, заключения к списка литературы.