Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-исторические истоки исповедального самосознания Ладушин, Игорь Анатольевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ладушин, Игорь Анатольевич. Культурно-исторические истоки исповедального самосознания : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Екатеринбург, 1994.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теки исследования.

Культура, имея своей предельной идеей идею личности, существует в сеязи с прояснением сознания субъекта. С течки зрения системного анализа, культура представляет собой систем» способную к саморазвитию, саморефлексии и саморегуляции. Как сомосозната;ая культура соладает способностью меняться в зависимости от того, что говорит ей рефлексия о себе самой.

Однако остается вопрос, в каких проявлениях культуры человек выступает как самосознащий по преимуществу? В каких феноменах культуры мир субъективируется, приходя как перекивание, осмысляемое субъектом, э человек формируется как целостное существо?

Предметом данного исследования является проблема исповедаль ного самосознания в ее философском развертывании. Философское познание призвело теоретически осмыслить опыт исповедального самосознания. В связи с тем, что культура существует как непрерывно изменяющаяся система, ее феномены требуют рассматривать их исторически. Истсризм в понимании феноменов культуры позволяет приблизиться к пониманию культуры как целостной системы.

Под исповедальным поведением в исследовании понимается практикование самоотчета над императквно-табуированным опытом человеческой души. Исповедь имеет устойчивые культурные формы, известное предметное содержание. Исповедь может шотупьть как целостный - покаянный, - образ жизни. Однако проблемный харгк-тер работы предполагает не описание форм и предметного содержа-і ния исповедального поведения, но стремится к раскрытию исповедальной сущности, т.е. проблемы исповедального самосознания и его культурно-исторических истоков.

Под исповедальным самосознанием б работе понимается опыт личностного становления в ситуации ответственного мышления о себе и своей жизни. Во-первых, в исповеди происходит характерное для той или иной эпохи осознание человеком своего сознания. Во-вторых, в опыте исповедальности через обращение субъекта, его преображение происходит объединение субъекте, о истиной о мире - также в соответствии со спецификой конкретной апохи. В опыте исповедальности достигается спасение субъекта.

В опыте исповедального самосознания происходит становление «убъекта как культурного, включенного в культуру из предкуль-турного бытия. Одневременно исповедальные тексты, произведения исповедального литературного жанра формируют культуру в ее предметном измерении, наращивая культурный слой человечества.

Направленность субъекта к соединению с истиной о мире есть бытие внутри философии в собственном смысле слова. Отсюда проблема становления личностного самосознания - ото и проблема природы и сущности философской рефлексии. В широком смысле между философствованием и исповедельностью нет противоречия. Они выступают формами практикования субъективности и соответствуют опосредованной феноменальности человеческого сознания. Исповедальная рефлексия и философское размышление человека о мире являются взаимополагающиш феноменами. С точки зрения продмета философии, исследование исповедальной саморефлексии является непреходяще актуальным.

Актуальность работы связана в том числе и с современным состоянием практикования субъективности, когда познание истины становится возможным без обращения, преображения субъекта. Истина перестает воздействовать на субъекта сущностным образом. Накапливая истину в социальном процессе, практике, субъект перестает находить в ней своей спасение.

Отсюда актуальность исследования выходит за рамки специального религиоведческого, этического, исторического, литературоведческого, психологического, т.д. исследований, а также не охватывается в существенных границах культурологией, хотя и не противопоставляется им в силу специфики исследуемого феномена. Лишь универсальность философского подхода позволяет увидеть исследуемое явление в его проблемной целостности и полноте.

Степень разработанности проблемы.

Данная работа является философским решением проблемы исповедального самосознания и его культурно-исторических истоков. Отсюда именно вершины философской, в т.ч. религиозно-философской мысли, рефлексии определяют уровень прояснения проблемы.

Исповедальное поведение как публичное ритуализованное поведение впервые описано в текотах Ветхого Завета, затем как принципиально неритуализованное - в текстах Нового Завета. В

христианстве конститутивной является такая парадигма взаимоотно-" шения познания и субъекта, которая требует постоянного обращения от истинности текста Библии к самопознанию: экзегеза понимается как один из способов самопознания, предполагающего обращение субъекта и, как цель, его спасение. Отокда тексты Заветов должны быть поняты как прото-философские произведения, над которыми в соответствии с имманентными особенностями христианства проходит вся более поздняя философская и культурологическая рефлексия.

Как феномен исповедь появляется в раннехристианское время. Рефлексия над таинством исповеди представлена крупнейшими христианскими апологетами - Тертуллианом и Оригеном. Исповедь находит отражение и в раннехристианских литературных памятниках, например, в "Дидахе", "Пастыре" Ерма.

Длительное время проблема исповеди и ссповедального самосознания осмысляется внутри церковной традиции, Отцами Церкви, крупнейшим из которых является Августин. Августин открывает самостоятельную эпоху в понимании феномена исповеди кшс спссобного к порождению целостного литературного жанра, так и символа мыоли и практической деятельности, объединяющей субъекта и истину. От Августина исповедь как опыт самопознания, формапрахтикования субъективности и литературный яанр сохраняется до настоящего времени.

Одновременно с церковным пониманием исповедальной практики происходит накопление религиозно-философской рефлексии над проблемами исповеди, исповедального спасения, исповедального самосознания в еокетическо-монашеекой и мистической литературе. Без аскетической исповедальной рефлексии было бы невозможно, например, такое явление, как психологизм Нового времени.

В ХП в. наблюдается уже движение к светской иоповедальной рефлексии - у П.Абеляра. Романтическая исповедальнооть характерна для большинства произведений Ф.Петрарки. Несколько позднее исповедальная ситуация на новой, ренессьнсной, основе - предмет размышлений Баллы, Лико делла Мирандолы. В размышлениях П.Монте-ня о раскаянии обнаруживается овеокий отоичеокий тип исповедального самосознания.

Обращением к первохриотианскому пониманию исповеди, отмечено понимание исповедальнооти М.Лптером, фактически осущеогвивяем

омирщение аскетического исповедального подвижничества Ф.Ассизского. На принципиально нериторическоП основе полагает свое понимание исповеди и свою исповедальную рефлексию В.Паскаль. Значительный вклад в понимание места исповеди в еиенл человека сделали Б.Спиноза, И.Кант, И.Г.Фихте. Размышление над местом исповеди в культуре нашло отражение в работах Г.В.Ф.Гегеля.

Решительное переосмысление сущности исповеди как следствие секуляризации идеи Страшного Суда делает Ж.-К. Руссо: исповедальное самосознание перед Богом начинает пониматься как светская беспокаянная исповедп перед лодьми. Б условиях кризиса культуры своего времени различные варианты выхода из него на основе ис-поведальности предлагшш Л.Фейербах, С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр. О.Шпенглер подвел итог пониманию исповедальной рефлексии и ее роли в культуре вплоть до XX в.

Свое новое прочтение проблема исповедального самосознания получает в работах философов XX в. М. Бубера, П.Фллренского, А. Мейера, М.М.Бахтина - как проблема диалога со здешним "другим". Несколько ранее опыт исповедального самосознания начинает отождествляться с философствованием у Ф.Ницше, Н.Бердяева, позднее - у М.Хайдеггера.

В целом продолжая развитие идей первохристианства, кспове-дальность становится предметом осмысления представителей "диалектической теологии" К. Барта, Р.Бультмана, Д. Бонхоффера.

Использование исповедальной практики в медицинских целях путем инспирирования прото-исповедального самоотчета обнаруживается в психоанализе. Классики психоанализа З.Фрейд, Э.Фромм, К.Г.Юнг отводят значительное место размышлениям над исповедью в своих работах.

Кроме философских текстов исходными для данного исследования явились произведения литературного исповедального жанра, как отражающие сущностные изменения в исповедальном самосознании конкретной эпохи, так и представляющие собой тексты культуры как предмет филосйфской рефлексии.

Отметим, что множественное обращение различных мыслителей и писателей к исповеди, феномену исповедального самосознания, свидетельствуя о несомненном к ним интересе, не предполагали всестороннего анализа феномена исповедального самосознания и его культурно-исторических истоков. Аналогичным образом современных фидософвяих работ обобщающего хлпактера по исоледуемой

проблеме не существует.

Вместе с тем, отдельные сюжеты по исследуемой проблеме рассматривались по конкретным историческим периодам или конкретным мыслителям в связи с проблематикой историзма культуры Л.II.Карсавиным, С.Л.Франком, Г.В.Флоровским, Л.Иестовыи к др., поэцнее С.С.Аверинцевым, Л.М.Ваткиным, М.М.Бахтиным, В.С,Бкб-лером, А.Я.Гуревичем, О.А.Добиаш-Рождэственской, А.Ф.Лосевым, Ю.М.Лотманом, М.К.Мамердаивили, А.Менем, С.С.Неретиной, В.Л. Рабиновичем и др.

Значительный пласт литературы, связанной с историческим и философским изучением проблемы исповеди, существует на Западе, однако кроме энциклопедических изданий эта литература по боль- шей частя остается пока не доступной. Данное обстоятельство связано с тем, что "пик" интереса к проблеме на Западе пришелся на 20-30 гг. XX в. В настоянеє время за редким исключением (например, Н.Ле Гофф, К.Фуко, М.Бургос), западных историков и философов проблема исповедального самосознания интересует иначе или в других аспектах, чем она представлена в данном исследовании. Последнее обстоятельство может быть объяснено спецификой религиозной стратегии и межконфессиональными различиями, а также конкретно-исторической ситуацией и культурными особенностями Запада и нашей страны.

Цель и задачи исследования.

Основная цель работы состоит в исследовании феномена исповедального самосознания и его культурно-исторических истоков с философской точки зрения. Реализация основной цели предполагает формулирование и решение следующих задач:

выявить общие принципы всповедальности;

показать исповедальную парадигму идентификации социума;

предложить описание опыта становления ответственного личностного самосознания - исповедального самосознания;

показать исповедальную парадигму субьективэции личности*,

выявить некоторые значимые пересечения философской и исповедальной рефлексий; чеі

обосновать методологкекую значимость исповедального поведения как отвечающего требованиям культурного бытия оубьекта.

Теоретико-методологическая основа и историки исследования!

Феномен исповедального самосознания может быть рассмотрен в рамках ряда гуманитарных неук. Однако предает исследования предполагает авторское определение внутри актуально бесконечного материала исповедальных текстов и философской рефлексии по предмету - дать теоретическую ориентацию в методике выборки материала. В качестве основного.метода выборки в исследовании используется метод типологизации социально-культурных феноменов внутри философекой рефлексии над социо-культурным процессом. Такая типологизация позволяет выявить основные исповедальные парадигмы и проиллюстрировать их текстологически - и тем проследить изменение внутри форм практикования исповедальности в культуре.

Методологической основой данного исследования являются произведения философской классики - наследие мыслителей западно-европейской традиции и русской религиозно-философской мысли.

Конкретное содержательное наполнение исследования предполагает обращение к художественной литературе, в которой исповедальный жанр занимает значительное место - но такое обращение носит вспомогательный характер и не является самодовлеющим.

В исследовании использованы некоторые методики, выработанные в русле семиотики (Ю.Ы.Лотман), феноменологии (М.Мерло-Лон-ти), культурологии (М.М.Бахтин).

Научная новизна исследования.

Основной теоретический результат исследования состоит в том, что иоповедальноеть шступает одной и» форм идентификации социума и субъективации личности и имеет существенное значение в становлении субъекта, бытийствущего в культуре.

Для прояснения культурно-исторических истоков исповедального самосознания в исследовании проанализированы принципы иопо-ведальной рефлекии. Таковыми в исследовании понимаются ритуал и ритуалиэованное поведение, призванные разрешить сложность взаимоотношений субъекта в его родовой сущности с миром. Прото-ис-поведальные ритуалы - ритуалы инициационного типа, располагающиеся на границах смыслоясиэненной проблемности человеческого бытия. Антиномичнооть и пограничнооть (лиминальность) иопове-дальной сущности отражены в языке как тяготение к эргативному

языковому строю и ергативному мышлению.

Исповедальное самосознание, поскольку оно связано с социально-поведенческой ориентацией субъекта, соответствует как рефлексивно-традиционной, так и рефлексивно-индивидуалиотичео-кой эпохам развития культуры. Данное разделение в целом еоотве-тсть-ует основным библейским парадигмам: парадигме Ветхого и парадигме Нового Заветов.

Под исповедальной парадигмой Ветхого Завета в исследовании проанализирована публичная исповедальная парадигма, носящая более или менее ритуализованный характер. Ветхозаветная парадигма предполагает передачу индивиду знаний, которые отсутствовали у него до исповедального субъект-объектного педагогического воздействия. В данной исповедальной парадигма обучаемый субъект выступает в своей родовой сущности по преимуществу, а опыт исповедальной идентификации ветхозаветного типа есть опыт идентификации социума. В опыте публичной исповедальности индивид призван перетять свою укорененность в социуме, а с точки зрения культуры, обеспечить трансляцию общекультурных ценностей.

Под исповодальностью Нового Завета в исследовании проанализирована личностная исповедальная парадигма. Она отрицает ритуал и ритуалиэованное поведение. Новозаветная парадигма ио-поведальнооти, как она понимается в исследовании, предполагает передачу субъекту такого отношения, функцией которого будет изменение образа жизни субъекта. В данной парадигме реализуется существование субъекта в его бытии как субъекта, а такой опыт исповедальной субьективации есть опыт исповедального самосознания личности. В опыте личностного исповедрчьного самосознания субъект призван предстать как самосознающий в полноте ответственного оамоотчета, а о точки зрения культуры, как бы-тийствующий.

Личностная исповедальность предполагает овоей целью соединение истины о мире и субъекта, включая ег>; обращение, преображение - т.е. спасение субъекта. Под спасением в исследовании понимается возврат субъекту его сущности - и тем самым впервые приведение этой сущности к полноте ее самоосоэнания. Спасаяоь, субъект вновь становится *ем, кем он никогда не был.

' 7

Исповедальность представляет собой культуроформирующий фен1 омен: в опыте исповедальности субьета, выступая как самосоз-лагаций по преимуществу, получает свой "образ" - осознаваемую целостность. Исповедальность выступает также как культурофик-сирующий и культурорефлекоирующий опыт: в исповеди происходит проверка имманентных конкретной эпохи культурных стереотипов, ценностей.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Исследование феномена исповедального самосознания и его культурно-исторических истоков обладает универсальным культурным контекстом и имеет важное значение для преподавания всего цикла гуманитарных наук. Полученные результаты позволяют удовлетворительно проследить одну из линий истории культуры и фило-1 софии.

Как антропологическая проблема феномен исповедального самосознания может быть осмыслен применительно к педагогике и педагогической практике.

Апробация работы.

Диссертационное исследование обсуждалось на кафедрах истории философии и гносеологии, логики л философии науки филосо-j фского факультета іральского госуниверситета. Основные положения работы и полученные выводы епробированы на научных конференциях (г.Рудшй, 1991 г., г.Пермь, 1992 г., гЛелябинск, 1992 г., г.Уфа, 1992 г., г.Нижний Новгород, 1992 г., г.Ижевск, 1992 г.). Результаты исследования отражены в имеющихся публикациях.

Структура и объем диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Содержание диссертационного исследования изложено на /Х4~ страницах, список литературы содержит А&о наименований.