Введение к работе
Актуальность темі/ диссертации определяется следующими бстоятельствами:
Во-первых, ЭН - это явление, играющее все большую роль жизни современного буржуазного общества. Сегодня ло-прежне-у актуально признание известного американского политика .фулбраАта: "Война и военные стали неотъемлемой частью наше-о быта, а насилие - самым важным продуктом в нашей стране . огласно данным департамента социальных наук ЮНЕСКО, количес-во исследований по проблемам социального насилия возрастает э Западе значительно быстрее, чем по любым другим вопросам области общественных наук. Современная буржуазная "вайолен-элогия является теоретической и методологической основой ревращения процесса ЭН в систему манипулирования сознанием нроких масс населения.
. Шт. по: Петров Н., Соколов И., Владимиров И» США и НАТО: источники военной угрозы.-М.:Воениздат,1979.-С.И.
. Термин произошел от английского слова "violence - „а-силие. буржуазная "вайолеисология"продставляпт собой совокупность различных идеалистических концепция, рассматривающий природу и сущность насилия.
Во-вторых, ЭН, являясь реальным фактором духовной жизни современного буржуазного общества, служит реакционным целям военщины. Она порождает особый феномен - милитаризацию общественного сознания. Американский профессор Дж.Кеннан с тревогой отмечал: "У нас имеет место опаснейшее явление: происходит милитаризация мысли" . Следовательно, реально существующая тенденция ЭН, ярко выраженная в ряде капиталистических стран, представляет реальную опасность и, таким образом, связана с глобальной проблемой, стоящей перед цивилизацией -- проблемой войны и мира.
В-третьих, наблюдающийся в мире поворот от "холодной войны" н сотрудничеству между различными социальными системами, усиление миролюбивой тенденции в современном буржуазном обществе порождают опасную иллюзию якобы исчезновения агрессивности империализма. Преодолевая"образ врага", ряд советских авторов идеализирует капиталистический строй, не видит реакционной составляющей в буржуазной идеологии, ее милитаристской направленности. Односторонний подход в оценке империализма, абсолютизация одних лишь позитивных тенденций противоречивого развития современного капитализма, на наш взгляд, - еще большая ошибка, другая крайность метафизического мышления, способная привести к абстрактному пацифизму. При этом следует учитывать важную особенность современного идеологического противоборства, заключающуюся в том, что разумный отказ от абсолютизации идеологических противоречий в межгосударственных отношениях, ломка идеологических барьеров делают каше общество более открытым для проникновения как прогрессивных, общечеловеческих идей, так и реакционных взглядов, концепций, теорий. Наиболее развращенной Формой буржуазной идеологии, на наш взгляд, является эстетическая форма идеологии милитаризма. Рассмотрение :>Н как разновидности идеологической формы классовой борьбы реакционной части монополистической буржуазии является существенным аргументом в критике современной буржуазной идеологии.
1.Цит. по: Оганов Г. Конвейер лжи. // Правда. - 190;. -10 августа. - С.6.
В-четвертых, актуальность исследования связана с необходимостью научного анализа наличного социализма в единстве его противоречивых сторон. Такої» подход требует Формирования диалектической позиции в исследовании ряда негативных тенденций развития современного социалистического общества в условиях перехода к рыночным отношениям. К их числу следует отнести тенденцию роста эстетизации насилия, агрессив/юсти, жестокости, безобразного, низменного, ставшими атрибутами коммерцио-нализации духовной жизни нашего общества. Более того, в результате проникновения на отечественный художественный рынок низкопробной продукции "массовой культуры" Запада объектом ЭН становятся советские люди, особенно молодежь, в том числе и армейская, что требует пристального внимания к данной проблеме.
Кроме того, рассмотрение механизма формирования положительного эстетического отношения к реакционному насилию, позволяет провести аналогию с имеющими место в истории нашей страны перегибами в эстетизации революционного насилия, заключающегося в абсолютизации отдельных сторон эстетического отражения действительности. Перестройка мышления требует критического анализа и пересмотра отдельных моментов социалистической идеологии, связанных с абсолютизацией классовой борьбы, революционной непримиримости, классовой ненависти, в том числе и с помощью эстетических средств. Все это позволяет избежать подобных крайностей в будущем и учесть исторический опыт в настоящем.
В-пятых, исследуемая проблема представляет интерес и с сугубо военной точки зрения, ибо военно-боевым действиям всегда в истории придавалась эстетическая окрашенность. Кроме того, определенный интерес представляет собой задача оценки взаимосвязи действий личности воина и эстетизации атрибутов этой деятельности: формы, содержания, целей боевых действий, боевых операций, их итогов и т.д.
ФилосоФско-сопиологический анализ роли ЭН как фактора милитаризации сознания широких масс населения современного буржуазного общества предполагает решение ряда задач:
-
Доказать, что такой феномен, как ЭН в современном буржуазном обществе реально существует, и выявить его сущность, структуру и функции.
-
Рассмотреть диалектическую взаимосвязь двух процессої в современном буржуазном обществе - ЭН и милитаризации духовной жизни. Доказать, что ЭН является реальным фактором милитаризации массового сознания.
-
Определить механизм ЭН как последовательность изменений, происходящих в индивидуальном и общественном сознании в результате идеологической обработки населения средствами эстетического воздействия.
-
Выявить методы и средства, приводящие в движение механизм ЭН как фактора милитаризации духовной жизни современного капитализма.
-
Дать критический анализ эстетической идеологии милитаризма, показать философско-соииологические и эстетические основы милитаризации общественного сознания через ЭН.
-
Нейти особенности эстетизации насилия, жестокости, агрессивности, а также эстетизации революционного насилия в социалистическом обществе; исследовать специфику воздействия ЭН на личный состав социалистической армии, а также выявить различие и сходство ЭН в буржуазном и социалистическом обществах.
Идейно-теоретическуго и методологическую основу диссертации составили труды классиков марксизма-ленднизма по вопросам социального насилия, войны, милитаризма, идеологической борьбы, а также по проблемам развития истетического сознания, буржуазного искусства и т.д.; программные документы КПСС и правительства, решения и материалы симпозиумов и конференций по проблемам войны, мира, армии, а также по вопросам анализа современной буржуазной культуры.
Автор опирался на работы советских философов, психологов, социологов, искусствоведов, а также на труды зарубежных ученых-обществоведов. Большее мосто в качестве объекта исследования заняли работы буржуазных авторов в русском переводе и на иностранных языках, анализ которых проводится в диссертационном исследовании. В (ТмлосоФско-сошологическом
энализе ЭН как Фактора милитаризации духовной жизни современного общества автор исходил из результатов проведенного им контент-анализа ряда зарубежных газет и журналов, обширной видеопродукции и киноматериалов последних, лет; опирался на зоциологические исолодования, проведенные кафедрой философии Военно-политической академии имени В.И.Ленина, а также на собственные исследования воздействия ОН на сознание армейской иолодежи.
Степень научной разработанности проблемы.
Многоплановость содержания темы исследования определила множество проблем, уровень разработанности которых в советс-<ой и зарубежной литературе послужил основой исследования.
Так, проблема определения сущности ЭН требовала, прежде зсего, исследования понятия "ОН", которое, хотя и встречается в советской философской литературе, тем не менее не рассмотрено на уровне философско-сотеологического анализа. Многие авторы используют-близкие по смыслу понятия, например, 'эстетика насилия", "поэтика насилия", "эстетика разрушения", ютетика нигилизма", "эстетика безобразного", "эстетизация юйны" и т.д. . Другие авторы, хотя и не используют указпн-гую терминологию, тем не менее раскрывают содержание, вкла-шваемое в них, - оправдание безобразного, отвратительного, сестокости, агрессивности, разрушения, насилия, войны и т.п. 'акой подход широко представлен в советской эстетической ли-'ературе .
.. См.: Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма.-М.'.Искусство, 1975; Игнатов B.C. Современное буржуазное киноискусство и его роль в идеологической обработке военнослужащих армий НАТО. -М.:ВПА,1989; Молчанов В. Поэтика насилия.//За и против человека.-М.Советский писатель.1980; Нартова Е.А.Критика антигуманной сущности буржуазной художественной культуры и ее значение для воспитания воинов.-М.:ВПА,1987; Сафро-нов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир воина. Дис. ...д-ра Филос. наук.-М.,1975.
!. См. :Афасижев М.Н.Критика буржуазных концепций художественного творчества.-М.'.Васш.школа,1984;Дакиленко Л.А. Утраченная гармония:Тупики и надежды эстетической мысли Запада. -М. Московский рабочий. 19Я8;Дубов Г.В. "Свободное искусство в мире капитала.чИ.І9і34: Зись А.Я.Эстетика:идеология и методология.-М.:Наука,1984;Соменов В.В.Искусство созидающее, искусство разрушающее.-Л.:Лениздат,3 984.
Искусство тем не менее, хотя и является важнейшим, но оно не единственное средство :'<Н, так как объектом эстетического восприятия является насилие не только в произведениях искусства, но и в реальной жизни,
Механизм Формирования эстетического отношения к насилию наиболее полно представлен в исследованиях эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетического вкуса и других компонентов эстетического сознания, "участвующих" в формировании эстетического отношения, а также в трудах эстетиков, рассматривающих категории "прекрасное" и "безобразное" как главные оценочные категории эстетики.
Проблема социального насилия исследована во многих научных работах советских ФилосоФов. В них анализируются причины,
сущность, классификация социального насилия, в том числе и
о вооруженного насилия, войны . Однако насилие в этих исследованиях не рассматривается как объект эстетического восприятия, способны? Формировать положительное или отрицательное эстетическое отношение к нему, а анализируется, как правило, в политическом и нравственном аспектах.
При анализе такого явления, как милитаризация духовной жизни современного буржуазного общества автор, с одной
1. Гулнга Л.В. Принципы эстетики.-М.Политиздат..1987; Круто-
ус В,В. Родословная красоты: прекрасное и целесообразность
-М.:Искусство, 19НВ; Ремизов В.А. эстетическое восприятие
и проблемы его Нормирования и разгития у советских воинов. Лис. ...канд.Филос.наук.-»!.,1977; Самохин В.II. Эстетическое восприятие:Вопросы методологии и критики.-і<1. .-Мысль, 19Я5;)!удушин v.С. Эстетические идеал.—1. .'Знание,1У86;Яко~ влев і;. Г. Эстетически ft вкус как категория пс.'етики.-М.: Знание,19В6.
2. Грачев А.С. Политические экстремизм.-М..'Мысль,1986;Дени-
со!) В.В.. Социология насилия.-М. Политиздат,] 9?.5;Капита-
ли.чм ня исходе столетия.-^!. Политиздат, 1987; Кондраткоь
Т.Р. Идеология,политика, воі*на Притика буржуазных рефор
мистских и ревизионистских концепций.-іД. :Во'єішздат,і983;
Николаев В.Д. Комплекс агрессивности.-і«. :Воониздат,198Я;
Ничипоренко Л.А.Буржуазная социология конфликта.-г;1. :,»!ысль,
1982;Общественное' сознание и внешняя политика СІЛА.-. Наука,1987.' Перерва В. .3. .Перерва Г. К Социальное насилие
и 'мораль.-М. .'Знание, 1983;Пономарева И.Б. .Смирнова Н.Л. Геополитика империализма СІМ:Атлантическое направление.--.Л. :..1ысль,198в; Феофанов 0.А.Агрессия лжи.-l!. :Политиздат, 1987.
- 7 -стороны, опирался на исследования милитаризма и его идеологии , а, с другой стороны, на анализ духовной жизни, общественного сознания капиталистической реальности .
Идеологический аспект проблеми, то есть анализ ЭН как разновидности идеологической борьбы реакционных кругов буржуазии мог быть освещен лишь при выявлении особенностей современной буржуазной идеологии, рассмотренных в работах советских философов последних лет .
Анализ истории Философии и эстетики в интересующем нас acneKfe показал, что проблема эстетического и его взаимосвязи с силой, насилием, войной в той или иной степени являлись объектом научного интереса многих крупных философов: Сократа, Аристотеля, И.Канта, А.Шопенгауэра, А,Бергсона, Ф,Ницше, Дж.Дьюи, З.Фрейда, А.Уайтхеда, К.Фидлера, Т.Манро, Г.Маркузе, Э.Фрома и др. Значительный вклад в исследование различных аспектов ОН внесли русские Философы-материалисты и идеалисты Н.Г.Чернышевский, В.А.Соловьев, Н. А. Бердяев,!'. В. Плеханов. Автор аналитически использовал их взгляды при формировании собственной позиции по ряду вопросов.
См. :Каграманов Ю.М.Кто гстову.т Апокалипсис?-!.!.:Искусство, 1988;Миголатьев А.А. Империализм.Ставка на войну.-Ы.:Во-ениздат,1985; Москвин Л.Б..Сквирский Ю.Р.Социальная цена милитаризма.-1-А.:Мысль, 1988; Родачмн В.П. Критический анализ современной военно-политической концепции милитариз- . ма.-М.:ВПА,1989; Савинкин А.В. Современный империализм в политике: ставка на диктат и агрессию.-'Л. :BIIA,".PR7;Хмара Н.И.Буржуазный национализм и милитаризм.-;.!. :ША,19Я6.
См. .Трушин Б.А.Массовое оозіиіниє.~Л. :Политиздат,1.987;Каверин Б.И.Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина.-М.:В1М,1988;Ксенофонтов В.Н.Идеологические отношения и их проявление, в духовной жизни советских воинов.-М.:ВЛА,1989;Уледов А.К.Общественная психология и идеология,-М. ."Мысль, 1985 и др.
Белов А.В, Клерикальный антикоммунизм: идеология, политика, пропаганда. - Ш.:Политиздат,І987; Волкогонов Д.А. Оружие истины.- М.:Политиздат,1987; Капто А.С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. - Ш.:Политиздат, 1990; Современный капитализм и идеологическая борьба.-М.:Мысль,198G;Ионов СИ. Буржуазная идеология на пороге Ш столетия. - ;.!.:Мысль, 1988; Иоле битвы - сердца ладой: Литература,искусство, культура - борьба идей,мировоззрений, политических систем. - М. ."Художественная литература, 1987 и др.
- о -
Однако предмет исследования, находящийся на стыке множества различных проблем гносеологии, социологии, этики, эс тетики, психологии, учения о войне и мире и т.д., насколько позволяет судить проанализированная автором литература, не изучен в достаточной степени.
Структура и основное содержание'диссертации
Структура диссертации подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.