Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эпистемологический анализ астрального видения мира : На примере творчества В.В. Кандинского Филиппова, Людмила Иннокентьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филиппова, Людмила Иннокентьевна. Эпистемологический анализ астрального видения мира : На примере творчества В.В. Кандинского : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Якутский ун-т.- Якутск, 1996.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 02-1/665-1

Введение к работе

Актуальность темы исследовании продиктована переориентацией психологии восприятия реальной действительности, свободной от идеологизации пачки и переходом познающего си'ьекіа к естественном) миропониманию психофизической данносіи бытия.

Наука, возникшая как объединяющее начало в вопросах психофизики миропорядка, обременена сеюдня междисцтшлинарностью проблемы опыню-интуитивного познания, каким является "астральное видение" мира, огеуїсівием верификации понятий "душевное" и "духовное" в синтезе философского, религиозного, эзотерического, обыденного пониманий. Деление знаний на естественнонаучные и гуманитарные с оговоркой на существование "как бы" параллельно "донаучных" и "вненаучных" представлений о единстве, оправдываясь сложившимся определением природы "живой" и "неживой", тогда как в онтологическом пространстве нашего сознания одно без другого не существует.

Поиск причин возникновения осоінающеі о себя человека расширяемся в сооїнеіствии с процессом познания, чт выявляет необходимость обрати і ься к уточнению п прояснению смысла данною феномена і! "феномепо.іоі ической ре-д\книи" Духовной сферы как обьекіу маїерпа.іьноіо проявления бессопіаіе.іьно-11), содержаїнеї о "аеіра.іьное видение" как индивидуальное ра пні і не со знания.

Эт наиболее показаюлыю на примере художееівеїшою іворчеегва. іде "сознание" художник:! шв.шеїсн предметым снск'іром .іушсиїт-духоїііюіі cipjK'iy-ры, иллюстрирующим целостную картину вэаимодейпвия составляющих "предсознательное".

Опредмечивание процессов и явлений жизни, выио шяющее рол, іравиїа-циониою оі раничиїеля сознания в восприяіин единства духовною и маїерналь-ного, есть результат определенной направленности предсознания, обеспечивающего функцию взаимодействия и отбора между индивидуальным и коллективным бессознательным.

Мы рассматриваем понятия "сознание" и "ду.ховносп," в той близости, ко-юрая в классической философии представлена в "саморазвитии Духа"(Гегель) как мыс.тешорческой устремленности к космической вертикали, в возможном обьеме научного, религиозного, эзотерического, рационального и интуитивного познания.

Преодоление защитного ограничителя - предсознания, означает выход сознания к коллективному бессознательному и индивидуальное развитие в нем, что формирует иной уровень чувств - "видение" и иной уровень абстрагирования, до-

статочно четко определенный религиозным "опытным богопознанием" как "безмолвие ума" - "сверхбиологизм"(Н.Лосский).

Сознание представляет смыслообразующий феномен посредством слова и живописного творчества как возможность выхода за рамки определенно - достигнутого к собственно духовному существованию внематериального порядка, оставаясь в пределах физической предметности - произведении художника, то есть, предельно допустимой материальности абстрагирования.

Отсюда "беспредметность" или "сверхпредметность" (В.Громанн) искусства XX века, и в частности, живописи В.В.Кандинского, редуцировавшего само творчество на ряд составляющих: собственно творчество, целесообразность обращения к нему (нетворчество), зрительское сотворчество, психофизичность элементов в результате - произведении.

Умение укрощать зримые образы мыслетворчества лежит в основе христианского опыта обращения к Богу "видимым же всем и невидимым" в Символе веры, абстрагирование от образа к его невыразимости и бесконечности (вездеприсутствие) как реальности иного уровня чувств в вере, опытном познании интуитивного.

Мы рассматриваем насколько корректным в этом ряду может быть употребление термина "астральное видение" мира как выражение иного уровня восприятия в предложенном самим художником аспекте: материальное, духовно-материальное (психофизичность предмета), духовно-целостное (смыслотворчес-тво) и абстрагирование от него.

Данное исследование представляет постановку проблемы, требующей дальнейшей разработки в осмыслении близости понятий "сознание" и "духовность" как единственно-возможная альтернатива выхода из разобщенности духовного и социального, гуманитарного и естественнонаучного и концептуального определения независимости психофизического развития мысли от материальной ограниченности биологизма - предмета.

"Астральное видение" мира как специфический способ восприятия и развития индивидуального, бессознательного в общей характеристике организации иного уровня чувств в творческом процессе, религиозном духовном опыте как результате межэтнического развития при переходе к коллективному бессознательному -дальнейшей ступени сознания как объективно-вероятное выдвигается на защиту.

Степень разработанности. В определенном нами понимании феномена "астральное видение" в сопоставлении с накопленным опытом познания духовной природы на примере живописи В.Кандинского, творческий метод которого однозначно подтверждает и традиционно продолжает смысл "астрального" как духовной вертикали (В.Соловьев), вкладываемый в данное понятие со времени

"мифотворчества", утраченной формы целостного восприятия космического начала в "большом времени"(М.Бахтин), в современных исследованиях конкретно не обозначен.

Косвенное соприкосновение значений, встречается в работах эзотерической философии, главным образом в смысле феномена "астральной сферы" как плоскости пространства и ее свойств во взаимосвязанности сознания, в гом числе .художественного как видение "мыслеформ".1

Наука излагает суть явлений языком современного развития мысли, переводя в законы накопленный опыт смыслообразования, открываег новые маїерцали-зации, а религия развивает нашу способность абстрагировать эти материализации, сохраняя "веру в реальность абсолютно-ценного, признание начала, в котором слиты воедино реальная сила бытия и идеальная правда духа"2.

Связанность нашего сознания с религиозным как существующее единство бессознательного, предсознания на этапе развития "человека душевного к человеку духовному", явилось основополагающим принципом поиска В.Кандинским смысла и назначения искусства, концептуально изложенного в работе "О Духовном в искусстве", во введенных им понятиях о "внутреннем звуке", "дииевных вибрациях", "целесообразном прикосновении к душе" и так далее.

Рабоїьі но философии искусства и психологин художественного творчества в отечественных публикациях до l'XS9 года почти не затрагивали проблемы миро-видения 13.Кандинского. В известной рабо і с "Абстракционизм" Л.Рейнгард упоминается о религиозной направленности его полотен, в целом негативно оценивая влияние искусства абстракционизма и творчества художника, в часшосіи. И. Куликова в ряде работ рассматривает живопись В.Кандинского в общем направлении влияния культурно-исторического фактора времени, считает авангардное искусство предтечей создания философии )кзистснциаліима.;!

1 См.:Блаватская Е. Тайная доктрина: Синтез науки, религии и философии. Т.1. Космогене-зис. Кн. I. М., 1993; Безант А. Древняя мудрость. Новосибирск, 1994; Клизовский А. Основы миро-понимаия новой эпохи. В 5-х томах. Рига. 1992; Успенским П. Четвертое измерение. Тухолка С Оккультіпм и магия Ташкент. 1993. Успенскиіі П. її поисках чудесного Фраг мегпы неизвестного учения // Звезда Востока. 1992. №6-1 Ml2; 1993. №3; Штейнер Р. Путь к посвящению или как достигнуть познания высших миров. Путь к самопознанию человека в восьми медитациях. М., 1991; Ringbom S. The Sounding Cosmos. Abo, 1970, D'olivei Fabrc Ilistoire philosophique du game humain on Thorn me. Nouvelle e'eition. Tome 1. Paris, 1910 и другие работы.

г Франк С.Л. Этика нигилизма//Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 171-172.

3 См.: Рейигард Л. Абстракционизм // Модернизм: Сборник. М., 1987; Куликова И. Философия и искусство модернизма. М., 1980; Куликова И. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978 и другие работы.

Следует отметить, что живопись художника , обращенная к космической теме на протяжении всего творческого периода, в достаточном объеме проанализирована зарубежными исследователями, среди которых: В.Громанн, Д.Боулт, Дж.К.Арган, Ф.Карл, М.Лакост, V.Marcade, J.Eichuer .Ф.Карл, Н.К.Рётель, П.Уэйсс, Ш.Этьенн и другие, в большинстве своем, отмечавшие влияние теософских идей Е.Блаватской, А.Безанг, Р.Штейнера и других на формирование миро-видения В.Кандинского.1

Вместе с тем, отмечая его глубокую религиозность, никто из критиков художника не сделал попытки углубиться в это обстоятельство, отстраняясь от факта как несущественного для творчества. Тогда как, на наш взгляд, развитие сознания в определенном религиозном направлении, является существенным в опытном познании интуитивного, формирующем "видение" и его аксиологическое содержание.

Среди отечественных публикаций, после первой ретроспективной выставки художника 1989 года, в основном нарративно-описательного характера, также отмечается факт влиятия теософской эзотерики на творческий метод В.Кандинского. Творчеству художника посвящены философские исследования И.Лукшина, В.Бычкова, И.Куликовой, искусствоведческие работы Д.Сарабьянова, Н.Автономовой, Л.Монаховой, М.Дмитриевой, М.Крыловой и других.2

Следует отметить, что только Д.Сарабьянов обратил внимание на существенный момент в признании художника, отмечавшего характерно-русские истоки творчества как склонность к "скрытому", "запрятанному"в книге воспоминаний "Ступени"(Берлин, 1913), что дало возможность увидеть в дальнейшем "внутреннюю" сущность предметов и явлений.

Влияние элемента времени на творчество художника В.Кандинский подчеркивает в своих теоретических работах, послуживших важным документом в осмыслении взаимодействия интуитивно-бессознательного и рационального начала в абстрактном искусстве, явившееся конфликтом интерпретаций с

1 См.: Grohmarm W/ Kandinsky. Sa vie son oeuvre. Paris, 1961; Ringbom S. The Sounding
Cosmos. Abo, 1970; The New Encuclopedia Britanica. Vol.6 Micropedia. Ready Reference. 15ed. New-
York, 1994; Лакост M. Кандинский. M„ 1995 и другие работы.

2 См.: Бычков В. Духовное как эстетическое credo Василия Кандинского // Лит. обозрение.
1992. №3/4; Лукшин И. "Говорить о мистерии на языке мистерии" (Эстетическая концепция и твор
чество В.Кандинского). М., 1991; Крылова М. Кандинский и Сахаров: поиски нового искусства //
Балет. 1993. №3-4; Монахова Л. Кандинский. Модель искусства // Творчество. 1990. №2; Сарабья-
нов Д, Автономова Н. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994; Сара-
бьянов Д. Эффект Кандинского // Правда. 1989. Зиюля и другие работы.

"эстетической интуиции" в теории А.Бергсона, причине возникновения антипси-холоппма и недооценки теории бессознательного, по мнению исследователей психологии искусства как Л.Выготский, В.Зинченко, М.Мамардашвили и других

При этом, на наш взгляд, упущен смысл и значение, придаваемое времени В.Кандинским, подразумевавшим христианский духовный опыт изначальной гибкости времени в сознании. Недостаточное внимание к анализу мировпдения художника, неоднократно постулируемое им в теоретических работах, как развитие русской культурной традиции в живописи, имеющей религиозные основы, определило проблематику данной рцбоїьі, іде сущесівеїшьім для нас, также,являсіся іеорегнческое наследие художника.

Предмет диссертационного исследования представляет эпистемологический анализ развития "индивидуального бессознательного" в конкретизирующей формулировке возможно-допустимого термина "астральное видение" мира как специфической особенности сознания абстрагироваться от материальной предметности мысли, в процессе организации иного уровня чувственного восприятия. Это прослеживается в практике религиозного познания и художественном творчестве, что определило объект анализа - теоретическое и живописное наследие В.Кандштск'о-ю, "основаїеля сверхпредмеї ной живописи" (В.Громанн).

Цель исследовании заключается в том. чтобы метдом герменевтической экспликации осуществи і ь познавательный анализ "аеіра.тьного мировпдения" как реально существующего феномена духовного творчества личносіи, для обоснования объективной характеристики определенной формы индивидуального развития психики череі самоиспы іание в психофизическом мире бышя, до достижения "новой субъективности" как промежуточной фазы со-знания в дальнейшем процессе развития.

Некоюрые подтверждения впебио.км ической природы сознания можно най і и в исследованиях нейрофизио.юі ии, биохимии и целої о ряда научных дисциплин, открытия которых повлекут качественно новый скачок научного развития, подготовленный внутри самих направлений. Это не умаляет значение аналитических кумуляции эпистемологии, которая призвана подняться над спорностью тех пли иных положений научною или "вненаучною" опыта как теоретическая культура мысли.

Данное целеполагание ставит ряд задач:

Во-первых, произвести ретроспективный и феноменологический анализ составляющих "астральное видение" мира, выявить возможность современного функционирования понятия.

Во-вторых, эксплицировать психоаналитические изыскания В.Кандинского в его "самоанализе" творческого становления, охарактеризовать художественную интуицию как способ познания.

В-третьих, представить "астральное видение" мира - специфический способ смыслотворческой деятельности и абстрагирования от нее как дальнейшей ступени опытного развития индивидуального бессознательного в результате межэтнического восприятия культуры и развития религиозного сознания .

В-четвертых, в понимании законов влияния природных компонетов художественного творчества, выделить значение рационалистского подхода к психофизике редуцируемых В.Кандинским элементов функционирования в духовной сфере света, звука, формы - предметов материализации как точки отталкивания.

В-пятых, уточнить конфликт интерпретаций интуитивистского направления в понимании психологии живописного творчества как отход к антипсихологизму в объяснении трансцендентальной сущности бессознательного начала на примере абстрагирования художника от народного искусства как продолжения "симпатии-инстинкта" (А.Бергсон), при создании "конкретного" творчества как профессиональной деятельности.

В-шестых, обосновать логико-гносеологические пределы абстрагирования от смысла, их значение для феноменологии Духа и необходимость моратория в дальнейшем продвижении гуманитарных знаний в естественнонаучную область, так как познание может быть "агрессивно-методологической деятельностью" (J.Schlanqer).1

Концептуальную основу исследования составили культурно-исторический, эволюционно-космический или ноосферный подходы к анализу накопленных знаний о "астральном видении" мира как духовной толерантности, теории межэтнического развития сознания, принцип дополнительности.

Диссертационное исследование основывается на сравнительно-историческом, герменевтическом и феноменологическом методах, позволяющих выявить специфику "астрального видения" в конфликте интерпретаций интуитивистского и рационалистского подходов в сложившихся отношениях к "вненаучной" форме знания. Обозначить проблему для дальнейшего осмысления близости понятий "сознание" и "духовность", как гармонизирующем духовное и социальное.

'См.: Schlanger J. La connaissance comme exploration et comun conguete II Diogene. P.. 1992, №160.

Источниковедческая база включает в себя труды мыслителей классической и

современно]"!, религиозной и эзотерической философии, искусствоведения, истории, психологии, нейрофизиологии как отечественных, гак и зарубежных, и которых наряду с разработанностью проблемы развития сознания и духовности, "астральное видение" мира как специфическая особенность индивидуального бес-солідіельного конкретно не рассматривалась, но присутствует в смыслообразую-тем коїпексіе релиіионюй, психоаналитической и эзотерической философиях

Научная новизна исследования заключается в примере возможного теоретическою іюсіроения концепции "асіральною мировпдення" как будущею коллективною опыта, способного привести к оперированию всеми формами інаний, накопленных человечеством в их гармоничном сочетании, что устранит угрозу непредвиденности и неразумности человеческой деятельности, обеспечит эволюционное развитие сознания в Духе, принадлежности Космоса, Экологию Духа (по Г.Симкину).

Переход от индивидуального опыта к коллективному имеет свои особенности смыслотворческой подготовленности во взаимодействии объясняющего корпуса есіесіі5Єнноиа\чііьі\ it і у чашиарных наук при сохранении приоритета жзисіеішиальносін как ко >рципівной (удерживающей) силы оі вмемшельова в ишу иіивнмо обдаси, индивидуального бессознательного.

Определена су і и носі і> "асіра.іьної о видения" мира как опы і по-ип і у і пвної о и рационально! о способа пошапия п мпровосприя шя.

Выдвину іа інпоісча о возможной преемсі вснносіи между первохрпешан-ским "ессеііским исходом в Сибирь", монашеством несюрпапскої о юлка и " белым шаманством" яку тв

Впервые в опыте изучения наследия В.Кандинского его творчество исследовано в единстве шну и і пвної о и нніе.ілекіуально] о начал, и сто хїеюд сформиро-ванпый осоінанием меж и пической припадлежносі и и релшиошой кулыурой развития мысли обозначен как "астральное видение" мира.

Практическая значимость работы заключается в конкретном обращении к данному феномену как реальному опыту гармонического сочетания интуитивной и рациональной форм мышления в "сачоразвиши Духа". Маїсриальї исследования можно использовать как практический и учебный материал в проіраммах пепхо-фіпполоіпи іворчесіва, культуролоїпи, этнологии и других дисциплинах и дифференцированных спецкурсах в рамках устранения ашиномии естественнонаучных и гуманитарных знаний.

Апробация исследования. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом инициативной тематики научно-исследовательской работы кафедры философии Якутского госуниверситета. Тема исследования утверждена

Ученым Советом ЯГУ. Диссертация обсуждалась на кафедре философии ЯГУ (1995 и 1996 гг.). Концептуальные положения работы апробированы в тезисах и докладах на международной научной конференции (Якутск, 1994), региональных научно-теоретических конференциях (Якутск, 1993; 1995), научной конференции Якутского научного центра СО РАН (1994), республиканской научно-практической конференции (Якутск, 1995). Основные положения "астрального видения" мира как способа эзотерического осмысления духовного миропорядка , эксплицируемый на примере живописного творчества как специфической особенности развития внутреннего восприятия высших ценностей, разработаны и прочитаны в курсе лекций "Русская художественная культура XIX-XX веков" в 1994-95 учебном году в Якутском госуниверситете. По теме диссертации опубликовано пять работ.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка цитируемой литературы.