Введение к работе
Актуальность избранной теки определяется, преэдо всего, потребностями анализа современного, "переломного" этапа исторического развития и в СССР, и во вновь объединенной Германии. Народа в этих странах выбрали себе путь, не зная, куда он ведет. В такой ситуации нужен ее теоретический анализ.
Любое поколение не начинает с пустого места, оно может развиваться лишь благодаря "наследству", оставшемуся от предыдущих поколений. Таким образом, наследство - неотъемлемая часть социального "Л", его непосредственное основание. И каждому поколении, чтобы понять самое себя, сначала приходится разобраться в звоей истории. А это требует внимательного.взгляда на все исторические непосредственные взаимоотношения с другими социальными ' структурами.
Мі считаем, что именно в меяобщесгвенных, межформащгонных зтноиениях следует искать один из источников глубинных преобразований экономической базы и всего общества в любой стране, но з особенности, в Германии и в России, а поэяе и в СССР.
Под терминами Германия и Россия мы понимаем не географи-іеские или политические точные понятия, а скорее социокультур-ше. "Германия" для нас обозначает те немецкоязычные земли в ;редней Европе, которые объединились в IB7U-7I гг. в Германский ЗДх. "Россия" (это понятие мы употребляем для обозначения пе-иода до образования СССР) нагл представляется как "Российская імперия" в широком смысле слова.
При.этом следует руководствоваться не одними лишь эмоция-_ ми, а строго научными методами исследования, такими, Например, как универсальный принцип историзма.
Историзм отражает объективные временные связи социальной действительности, "а в гносеологическом плане выступает как способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными' условиями" . И поскольку в самой действительности нет абсолютной противоположности мевду этапами исторического процесса, следовательно, и в теоретико-познавательном плане не может и не должно быть разрыва.
По Марксу, этапы истории - это своеобразные фазы всеобщего процесса развития формообразований, каждое из которых переживает эпоху молодости, зрелости и пору заката, создавая предпосылка для роадения следующей эпохи с ее новыми социальными противоречиями, которые раздаются и исчезают вместе с эпохой. Качиная с Вико, проблема именно мокформационных отношений и возникновения "гибридных" форм, т.е. проблема необходимости и возможности человеческого развития не "Е чистом виде"; продолжает присутствовать во всех историко-философских концепциях (Гердер, Геголь, Данилевский, Тойнби). То ке самое обнаруаиваетси и в дискуссиях об азиатской общестзенно-эконодаческой формации или азиатском' способа производства. Именно "гибрндность" последней формации замаскировала истинную суть ее экономической и социальной структуры.
Поэтому научны!: теоретический анализ любого общественного
Иванов В.В. Историзм в ленинской-методологии научного исследования.- М., 1982.- С.73.
5 вления должен начинаться с настоящего, в котором наличествуют следа" прошлого и "зачатки" будущего.' Определяя сущность исто-изла, В.И.Іенин призывал "смотреть на кавдьи'і вопрос с точки рения того, как известное явлеігае в истории возникло, какие кавные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки рения этого... омотрегь, чем данная вещь ,с?ала теперь"1.
Историзм как диалектико-штериалнстическвй принцип способ-:вует глубокому проникновенно в суть исследуемого объекта, іекватному отображению его актуального состояния и выявлении інденций его дальнейшего развития. Но добиться отого шжно mm путем исследования генезиса объекта и основных этапов его юлюции.
Дословный перевод тершна "историзі.;" на немецкий язык -;е до недавнего времени поставил бы большинство из так называние академических ученых из бывшей ГДР в тупик, или, по край-!Й мере, вызывал бы некоторое сомнение в серьезности предмета учения.
Сам тершн *HlbtPtMWb$п БПЗрвие был употреблен в 1879 г. встрпйским ученым К.Вернером в качестве- полояаїтельяоН оценки торической концепции итальянского шелителя Д.Зико"7 В офи-альной ГДР-OBCKOit философии он представляй собой название зоз--шей в последние десятилетия проплого века в Германии поздне-ркуазной историко-философской школы Ф. Ыайнеке и Э.Трельча.
Если русскоязычные авторы под "псторчзшм" понимают формы торлческого способа расештрешіл общественных явлений, а не
->
Ленин В.И. О государстве // Полв.собр.соч.- T.39.-C.G7. іаЛкіг-еіін О.Д. Очерки развития буржуазно*"! философии и ь.тогин истории в ХІХ-ХХ вв.- М. ,1970.- С.69.
только буржуазную философскую школу, то немецкоязычные ограничивают это понимание одним конкретным историческим фактом.
Поскольку тема данного диссертационного исследования охва-тыьаег именно способ рассмотреігая исторических явлений, то, очевидно, понятны трудности, с которыми пришлось нам встретиться, и при формулировке темы, и при подборе и анализе нужной немецкой литература.
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ДИССЕРТАЦИИ, СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМІ " '
Задача данного диссертационного исследования "дать- максимально верний слепок с реальности" , в данном случае, о реальности исторически ставших и сущесгвунцих взаимоотношений ыевду отдельными соцналБннми организмами - формациями, причем с точки зрения принципа историзма. Автор ставит своей целью показать это в отношениях и меяду разными странами* (Россия-Германия, гл.П, , 1,2) и внутри страны (Германия, гл.II, 3,4).
С этим связаны и более конкретные цели работы:
I. В историко-философском плане мн стремились показать становление и нынешнее "состояние" самого принципа историзма (Ігл.)
'В современной немецкой и советской философской литературе
Гулига А.В. История как наука // В кн.: Философские проблемы исторической науки.- М. .I9G9.- СДЗ.
2 см. работы м,. &илА, иг/иг**. иг/сг*~*і,
а такке Барта М.А., 1<5акзгоненко Г.А., Кохановского Б.П., Штака В.И., Мареева СИ., Асмуса В.ф. и др.
7 а зависимости от исходных посылок по этому зопросу существует їесколько точек зрения. Мы хотели выявить в них "рациональное зерно" и тем сашм выразить свою точку зрения.
2. На основе этого общественно-зконоідические формации рассматриваются как органические, социаль!шеі системы.-Ведь, чтобы ізучать ^информационные отношения как элементы целостности, нук-ю сначала, понять, что такое "формация" как целостный объект.
Это необходимо было сделать постольку, поскольку сущность
їсякой целостности в конечном счето определяет и формуra,содер
жание ее элементов. .
Проблема общественно-экономической формации интересовала сласснков: К.Маркса, Ф.Энгельса,'В.И.Ленина,.а также широко ізучеяа в работах 1&"*&,%Ж>, иГЛсііШ, К *«*Аь , і таказ Григорьяка Г.Г., Гулыги А.В., Кєлле В.Л., Никифорова В.Н. )сновой для изучения формации как целостности, азтору служили в юновном результаты исследований Ростовских философов: Вострико-sa М.В., Кутасовоії Т.Л., Перетятькпна Г.З., Потемкина А.В., Ъжабека Е.Я. и других авторов.
В то же время нельзя забывать, и в. работе на это обращено юобое внимание, какую важную роль играют исторические личности, гапрпгазр, правители-государи.
В целом проблема гежформациошшх отношений как в немецкой, ак и в советско!' философской литературе не изучена. Автор в івоих поисках в библиотеках Берлинского, Лейпцигского, йенеко-о, Гайдельбергскопо и Магдебурского, а такга Московского к Ъстовского университетов не нашел mi одной работы, посвященной ітоіі проблематике.
Научная новизна нашей работы определяется следующими моментами:
-
Предложена новая периодизация становления и развития принципа исгоризш: выделен период его функционирования как научно-эмпирического принципа и период его оформления в качестве фзлософско-методологичзского принципа.
-
Обоснована идея меЕфориационного взаимодействия в эпоху перехода от одной' формации к .другой (диахрония) и взаимодействия различных соци&чьно-эконошческих укладов внутри одной страны з рамках одной эпохи (синхрония) на конкретном историческом материале взаимоотношений мегду Россией л Гермаїшеіі, начиная
с 1500 г.
3. Выдвинута идея возникновения и существования в синхро
нии "гибридных" социально-экономических образований как резуль
татов ыехфоршционного синтеза (Германский Рейх с 1871 г. по
IS45 г.). ...
4. Эта идея ."гибридных" образований использована в качест
ве методологического средства в сравнительном теоретическом ана
лизе объединительных процессов в Германии 1870-1871 гг. ("рево
люция сверху" Бисмарка) и I989-I9D0 гг. ("тихая революцій снизу"
Коля).
В соответствии с этим на защиту выносятся слвдугацие теоретические тезисы:
І. У представителей Просвещения "историзм" выступает сначала как принцип периодизации истории, которая делится на античность, средние века и новое время, :: поэтому о-гановптся элементом нового научного мировоззрения.
2. В немецкой классической философии историзм осознан как
геобходимый элемент логико-диалектической методологии поэнашш
ісгории общества, понимаемой как формообразовательный процесс.
Принцип конкретного историзма является неотъемлемым элемен-'ом материалистического понимания истории,
-
Характер мевформациокных отношений зависит от степени ірелости вступающих во взаимодействия формаций и, в конечном ічєтє, от уровня развития производительных сил. И если они дос-игаюг достаточно высокого уровня развития, то для обретения оответствущей этому уровни экономической формы и ускорения того процесса становится неизбежным обращение "к помощи извне".
-
3 переходный период от феодализма к капитализму в Росли и в Германии наблвдаются сходные процессы. В обеих странах ачлнается "гибридизация", слияние двух систем. Это процесс за-исит как от субъективных сил внутри кагдой системы, так и от бъективных обстоятельств вокруг нее.
-
Процесс взаимодействия сливающихся ^систем приводит к ка-ественннм изменениям в самих системах, а, возмогло, и к "мута-иям".
-
Сравнительный анализ объединительных іфоцессов в Гсрма-ии показал, что объединение в Г870-І87І гг. являлось "револя- . пей сверху", а объединение 1969-1990 гг. было результатом "ти-ой революции снизу".
Результаты, полученные в диссертационном исследовании, мо-ут быть иополъзоваии в качестве'методологической базы для кон-реткых социальных и гуманитарных' наук, исследующих аналогичную роблену з мы присущей специфической формо (история, теория /льтуры и т.п.). Основные положения работы в езоей совокупное-
10 тц описывают своеобразную "модель" перехода от одного общественного состояния к другому, характерного ле только для Германии и России, а такое для ряда других европейских стран, что дает возможность адекватно ориентировать внешне- и внутриполитическую деятельность. Выводы, полученные в. работе, можно использовать в процессе преподавания философии истории, а также в лекционной работе.
Диссертация обсуздалась на заседании кафедри философии истории фило«офского.факультета РТУ. Отдельные положения работы обсувдались па методологических семинарах, и научнр-теорегических конференциях аспирантов философского факультета. Диссертация в целом обсувдалась* и на заседаний кафедры экономической политики технического вуза Ильменау (ФРГ) под председательством профессора А.Эрка.
Основные -положении работы автор аклшчл в подготовленную ' им статью "Сравнительный анализ объединительного процесса в ' Германии І870-І87І гг, и 1989-1990 гг." для Йенского университета (ФРГ).