Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История как процесс гуманизации общественных отношений Дараган, Наталья Демьяновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дараган, Наталья Демьяновна. История как процесс гуманизации общественных отношений : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Москва, 1988.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования проблем гуманизма обусловлена юс тесной связью с революционными задачами перестройки всех сторон жизни социалистического общества, выдвинутыми КПСС на современном этапе развития социализма. "В результате перестройки социализм может и должен в полной мере реализовать свои возможности как строй реального гуманизма, служащий человеку и возвышающий его".

ХХУІІ съезд партии отметил, что "вести правильную, научно обоснованную политику можно, лишь ясно понимая ключевые тенденции реальной действительности. Глубокое проникновение в диалектику происходящего, его объективную логику, умение делать правильные вывода, отражающие двикение времени, - дело непростое, но настоя-тельно необходимое". Среди круга проблей, связанных с изучением закономерностей исторического процесса, важное место принадлежит философскому анализу истории общества как процесса гуманизации общественных отношений.

Во-первых, такой анализ проблемы создает теоретико-методологическую основу для разбора и критики различных теорий, трактую -щих гуманизм как чисто духовное явление или в лучшем случае, сводящих это духовное явление к его материальной основе. Между тем., хорошо известно, что марксизм требует не сведения материального к идеальному, а выведения идеального из реальных условий обществея-

1 Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается.-

М., І987.-С.32. 2

Материалы ХХУІІ съезда Коммунистической партии Советского Союза-. -М., І986.-С.6.

ной жизни.

Во-вторых, знание закономерностей и особенностей углубления гуманизации общественных отношений - важный фактор управления социальным развитием.

В-третьих, рост актуальности проблем гуманизма обусловливается возрастанием роли субъективного фактора в решении глобальных проблем современности, к числу которых относится борьба за мир, сырьевая, энергетическая, экологическая проблемы, освоение космоса и Мирового океана, ликвидация наиболее опасных и распространенных заболеваний и пр.

В-четвертых, актуальность изучения поставленных вопросов определяется не только задачами критики буржуазной и ревизионист -ской идеологий, но и необходимостью противопоставить немарксистским взглядам на проблемы гуманизма и гуманизации диалектика-материалистическую концепцию.

Все отмеченные выше обстоятельства показывают научно-теоретическую, методологическую, социально-практическую актуачьность анализа истории общества как процесса гуманизации социальных отношений.

Степень разработанности проблемы. По проблемам гуманизма написано большое количество монографий, брошюр и статей и в нашей' стране, и за рубекоы. Несмотря на обилие конкретных подходов, общим является рассмотрение гуманизма как духовного явления.

Рассуждения о гуманизме исследователи начинают, как правило, с разграничения двух аспектоз его применения- в узком и в широ -ком смысле слова. Философы практически единодушны во мнении, что гуманизм в. узком смысле слова - это конкретно-историческое явление , связанное,с культурой эпохи Возрождения. Отмечается также, *

например Л.М.Баткиным, что ренессансный гуманизм может пониматься как определенная профессиональная область деятельности и как специфическое мировоззрение, выразившее сущность ренессаясного типа культуры.

Гуманизм в широком сшсле слова авторы трактуют в основном по-разному. Причем в советской литературе имеются значительные расхождения по этому вопросу. Л.Е.Айрапетянц, П.И.Бокарев, В.Г.Йва-нов, В.К.Картушов, Ю.Смоленцев, С.С.Уткин, А.Ф.Шишкин и др. рассматривают гуманизм как принцип морали; В.А.Киселев - как мировоззренческий и нравственный принцип; Е.Г.$едоренко, В.Ф.Халипов -как универсальный принцип общественного бытия; Р.Я.Аболина и В.Е. Давидович - как идеологический, культурный и социально-политический феномен; С.И.Берман, Ю.А.Дцанов, А.М.Задворный, Н.Б.Итунина и др. - как совокупность определенных философских, этических, политических и т.п. взглядов и принципов; С.В.Бородавкин, Л.Й.Неделя, СИ.Попов - как сторону, черту марксистского мировоззрения; І.П. Буева понятие "гуманизм" употребляет для обозначения жизнеутверждающих систем мировоззрения, в которых человек, его гармоничное и всестороннее развитие признаются высшей ценностью и критерием всего общественного прогресса.

Кроме выяснения значения термина "гуманизм" авторы исследуют специфику буржуазного и.социалистического гуманизма, их социально-политическую сущность. Исследуют также идейные истоки гуманизма, ренессансный гуманизм, гуманистические идеалы народных масс и ях отражение в домарксистской общественной мысли, формы гуманизма, этапы формирования марксистского гуманизма, гуманизм в науке и культуре и т.п. Рассмотрений этих проблем посвящены работы А.И.Ани-симова, Л.М.Брагиной, А.Дебордаа, Л.Деяисовой, В.1.Келле, М.Б.Ми-

- 4 -,тина, 3.Пауковой, М.И.Петросян, Т.Брошевского и др.

В нашей литературе нет единого мнения по вопросу о том, когда возникли гуманистические идеи. В.Й.Куценко, Г.М.Фомин и др. отмечают, что гуманистические взгляды появились в доклассовом обществе. В.Е.Давидович и В.Ж.Келле считают, что'возникновение идей, гуманизма связано с появлением социально-экономического неравен -ства и гнета. В.Ф.Кормер, Й.И.Кравченко, Р.В.Садов и Ю.П.Сеноко -сов утверждают, что гуманизм - есть продукт общественного и духов-> ного развития, начавшегося с эпохи Возроящения.

Критике буржуазних теорий гуманизма, а также критическому рассмотрению воззрений ревизионистов посвящены работы И.Й.Антоновича, З.В.Балабаевой, Э.Р.Барбашиной, Н.Н.Богомоловой, Э.Д.Виль -ховченко, Ю.М.Каграманова, А.М.Каримского, В.В.Кешелавы, М.С.Куд-ряшовой и др.

П.А.Белоусов, П.И.Бокарев, Л.П.Буева, ВШ.Волгин, Б.Т.Григо-рьян, А.М.Задворный, В.й.Келле, С.М.Ковалев, М.С.Кудряшова, А.Г. .Назаркин, П.Н.Федосеев и др. обращаются к.анализу процесса гуманизации при социализме. В этих работах вопросы гуманизации социалистического общества анализируются в контексте исследования проблем гуманизма, выделяются и общие механизмы углубления гуманиза -ции. В литературе подчеркивается неразрывная связь гуманизации с природой коммунистической формации.

Н.М.Бережной, П.И.Бокарев, П.С.Гуревич, Л.И.Неделя рассмат -ривают некоторые особенности углубления гуманизации в ходе развития конкретных сфер жизни социалистического общества.

Трудности, возникающие при углублении социалистической гуманизации, возрастающая роль социальной политики КПСС и советского государства в дальнейшем развитии гуманизации, пути совершенство-

вания отого процесса исследуют Л.П.Буева, В.Ж.Келле, А.М.Коваяєв, С.йкПопов и др.

В.В.Кеиелава, С.М.Ковалев, С.И.Попов, Д.Д.Рябов, В.П.Іугари-нов, В.Ф.Халипов, ВДолличер и др. анализируют антигуманную сущность современного капитализма.

Вопросы становления гуманизма как системы отношений в докапиталистических формациях, гуманизации общественных отношений л про-' тиворечивости этого процесса при капитализме в нашей литературе яе освещены. Причем, некоторые исследователи, например Й.А.Федо-ров~,' выдвигают положение о невозможности гуманизации в социальных условиях антагонистических формаций. Другие же авторы, например Д.П.Коробков, откечают, что гуманизация в виде тенденции характерна для исторического процесса в целом. В.Ж.Кёлле и М.Я.Ковальзон обосновывают необходимость естественно-исторического, деятельност-ного и гу-манистического /личностного/ аспектов исследования истории общества.

Цель и задачи исследования

С учетом степени разработанности темы, основной целью диссзр--*» . тациошюго исследования является рассмотрение истории общества

как процесса гуманизации общественных отношений.

Достижение поставленной цели предполагает решение следущих

задач: -

осуществить анализ понятия пгуг.іанизация социальных отношений"*,

раскрыть диалектику соотношения объективного и субъективного Факторов в процессе гуманизации;

провести коїяілєксноє исследование становления гуманизма как системы отношений и характерных особенностей- процесса

-6-.

гуманизации общественной жизни в докоммунистических-фор
мациях; ' -.,--

- выяснить специфику" процесса гуманизации при социализме. "

Методологическую и мировоззренческую основу исследования составляют труды К. Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, .Конституция СССР, а также теоретические, положения, сформулированные в Программе Коммунистической партии Советского Союза и материалах' ХХУІІ съезда КПСС, постановлениях последующих Пленумов ЦК КПСС.'

В процессе работы автор опирался на исследования советских ' ученых и ученых социалистических стран, разрабатывающих пробле -мы гуманизма и гуманизации, а также на основную антропологичес -кую, историческую, археологическую, этнографическую литературу,.' посвященную проблемам становления и развития человека и общества.

В становлении позиции автора важную .роль сыграта работы
А.Й.Анисимова, Л.П.Буевой, В.Е.Давидовича,''Г.З.Касавиной, В.Ж,
Келле, В.В.Кешелавы, М.Я.Ковальзона, М.Й.Петросян, С.И.Попова и
некоторых других авторов. /. - ~ .

Структура работы определена логикой решения поставленных'-задач. Диссертация состоит из введения, трех глав /6 параграфов/, заключения и библиографии.