Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исходные позиции интерпритации духовных ценностей Босынов, Сайыпжан Кожамкулович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Босынов, Сайыпжан Кожамкулович. Исходные позиции интерпритации духовных ценностей : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Алма-Ата, 1990.- 20 с.: ил.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТШЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Проблема ценностей кпзни, ценностное видение действительное-

.: . Sft!«

тдел ертаций _

Й*У истории развитая философской культуры человечества всегда

занимало важнейшее место. Марксистская философия также ей уделяет серьезное вникание. Актуальность проблемы видится прєтде всего в том, что марксизм, возникнув в середине XIX века провозгласил, научно обосновав, приоритет общечеловеческого "и его ценностей/ Поставив приоритет общечеловеческих ценностей во главу угла, марксизм внразил это страстно и революционно, чем и отличался от других течений и привлек к себе внимание миллионов. В век угрозы термоядерного кошмаре человечество вновь обратилось к общечеловеческим ценностям. Сказанного достаточно для доказательства актуальности проблемы. В работе учитывая это, обращается внимание и на то, что для аксиологической Позиции марксизма актуальной является самв категория "ценность" и ее гуманистический смысл. Сегодня цель и задачи общества - гуманизация всех сфер общественной и индивидуальной жизни. Социальная практика перестройки и демократизации нашего общества обогатила его бнтие и сознание, ориентируя также на поиск путей репевяя летогих проблем марксистской аксиологии.

В последнем позитивро-теоретическув роль игрэет вопроса осмысления социо-культурной и энвайроионтальяои детерминации ценностей общества, обусловленные проблемами глобалистики, вн-дзикутые на передний плен перед Человечеством. То ке можно сказать и в отношении духовках ценностей общества. Б аксиологической рефлексии дсяккв получить адекватное отражение соотношения общечеловеческого и классового, национального и интернзцяонвль-

ного в контексте гуманистикн.

Философский анализ духовных ценностей, их гуманистической значимости', предполагает решение коренных проблем общей теории ценностей и достаточно опрвдоленннй ответ на вопрос о месте данной теории в марксистской философии, что недостаточно четко конструктивно обосновано и го сей день. Последний вопрос, который входит е предмет нашего исследования, далеко не прост, в его решении давно уже наметились свои трудности и противоречия. В целом этим, а также другим, вопросам-, соответственно и посвящено наше исследование. Оно-"касается как категориальных компоненто! марксистской аксиологии, так и марксистской теории в целом. Все это предполагает свое решение, как условие проблемы раскрытия приоритетности общечеловеческих ценностей в диалектике классового, национального и интернационального.

Аксиология в целом имеет свою историю, полное воссоздание которой не входит в нашу задачу, тем не менее в интересах дела краткого ретроспективного взгляда, видимо, избежать нельзя.

В большинстве случаев принято считать, что философское учение о ценностях возникло сравнительно недавно, т.е. во второй половине XIX века. Сам термин "ценность" получил философско-ка-тегориальный статус в 60-е годе того же столетия. Но в истории филоссфии нетрудно обнаружить теории с аксиологической традицией, которые уходят своими корнями в философские системы Сок-рта и Платона, у которых проблема блага становится центральной. Это, а так же другие ценностные понятия,встречаются и в Новое время - у Декарта, Спинозы, Гельвеция Гольбаха, Сен-Симона, Фурье и многих других. В классической немецкой философии она получает отражение в философии Канта. Буржуазная мысль, придав ей статус "Научности", выразила ее в учениях В.Виндельбанда,

- 5 -Г.Риккерта, Г.Лотце, П-Лашш, Р.Пешш, С.Пепнера и др. В настоящее время продолжают развиваться различные направления буржуазной аксиологии.

Для марксистской аксиологии сложились иные услошя. Во времена культа личности ее признали буржуазной. Так например, в 1949 году в первом томе БСЭ' определила аксиологию как "буржуазное идеалистическое лжеучение, рассматривающее общественные явления и формы идеологии как системы духовных ценностей". Положение аксиологии существенно меняется к началу 60-х годов вследствие преодоления культа личности Сталина. Последущее развитие марксистской аксиологии в годы застоя было скованно тем, что в большинстве своем философская мысль была направлена на "теории развитого социализма" с ее деформированнда ценностями. Марксистская аксиология считалась несерьезной наукой, исследования в ней велись от случая к случат. В условиях ае перестройки, го нашему мнении, марксистская аксиология должна сушествен-нш образом восполнить этот пробел.

Современное состояние и степень разработанности проблемы. После выхода работы В.П.Тугаринова "О ценностях жизни и культуры" возрастает интерес философов-марксистов к разработке проблемы ценностей. Интерес этот еще больше усилился с появлением книги О.Г.Дробинского "Мир оживших предметов", где признавалась важность темы, но одновременно оспаривалась ее актуальность для марксистской философии и необходимость создания марксистской аксиологии. Проблема ценностей в 60-80-е года в целом не выходила за рамки этих двух полярных позиций. В таком виде она решалась в работах В.П.їугаринова, О.Г.Дробнипкого, Ф.А.Селиванова, Б.Г.Кузнецова, А.А.Іучки, А.Ф.Шишкина, К.А.Иварцман, А.Г. Хврчева, Ф.Н.Щербака, Г.И.Полушина, В.В.Мпшениерадзе, К.С.Бак-

радзе, Т.А.Буачидзе, О.И.Дшоева, С.И.Попова, Й.Ф.Балакина, А.Ф.Ашгсимова, Н.С.Нарского, М.В.Демина и др.

В последнее время большинством исследователей признана необходимость дальнейшей разработки марксистской аксиологии, появляются работы, посвященные обстоятельному анализу различит: направлений буржуазной аксиологии, общим проблемам марксистской аксиологии, теория данностей и оценок прилагается к эти-еэ, эстетике, науке, научному атеизму, теории культуры и т.д. Эти моменты отражены в исследованиях И.Т.Фролова, Э.Г.Юдина, Г. Е.Глезерлана, В.Г.Федотовой, В.С.Степина, А.А.Микешиной, С.Ф. Анисимова, А.Т.Москаленко, Б.Ф.Сержантова, В-В.Гречанного, П.В. Алексеева, В.Н.Сагатовского, А.В.Гулыги, Я.Л.Мильнер-Иринина, К.Я.Лойфмана, К.Н.Лябутина: В.Е.Давидовича, М.С.Кагана, A.M. Коршунова. Н.З.Чавчавадзе, С.Ш.Авилиани, А.А.Ивина, Л.Н.Смолен-цева. Л.Н.Столовича, Ж.М.Абдильдина, Н.Р.Ддсашшльдина, }f-X. Рахматуллина, А.Н.Нысавбаева, Т.С.Сарсенбаева, М.М.Сужикова, В.И.Ротницкого, А.В.Гулыги, Л.А.Микешиной, Р.С.Карпинской и др. Важное место занимают две конференции по проблеме ценностей, труда которых вышли отдельными изданиями (1965, 1985гг.). Заметим, что единственным научным учреждением, где аксиология существует в академической форме остается Институт философии АН Грузинской ССР.

Марксистская аксиология получила также выражение в исследованиях зарубежных философов-марксистов, например, в Румынии ІА.М.Нашипа), ВНР (З.Пэтери. В.Пешки), ЧССР Ш.Попелева, В. Кнапп, А.Полезна, В.Брожик, А.Кракова), HHF (Е.Вробленский. К. Опалек), БНР (Ст.Попов, М.Михайлов, Н.Неновски, А.С.Стоиков, Л.Каприанов, Л.Димитров, В.Молов). Отдельной книгой вышли материалы международного симпозиума, проходившего в Йенском уни-

верситете (ГЕР).

Аксиологическая тематика получает также отражение и в зарубежной немарксистской философской, социологической, психологической и т.п. литературе.

Основная даль и задачи исследования состояли в том, чтобы раскрыть вопрос о потенциальной возможности аксиологической рефлексии, как для самой философии, так и для других областей исследования, в частности, для разработки гносеологической и методологической проблематики. Соотношеше с последними возможно лишь с позиции целостной теории ценностей, а это предполагает в первую очередь, раскрытие содержания наиболее езжннх аксиологических понятий, - таких как "ценность", "ценностное отношение, "сценка". Сада зге примыкает проблема методологии и систематизации ценностных понятий, отражающих объективнае явления. А это дает возможность выхода вв проблему их сопио-кудътурной детерминации. Отсюда натекает основная цель исследования: раскрыть гуманистический аспект диалектики общего и отдельного в духовных ценностях. В процессе достижения поставлекнои цели решались следующее задачи.

  1. Выяснение сущности ценностно-отражательной функции как социо-культурного и исторического явления, в котором двэлекти-чэскг сочетаатся рациональный и эмоциональный, сознательный т, бессознательный, общественный и индивидуальный, сошззльккй т, личностный аспекты,в котором реализуется их единство.

  2. Достижение последнего требует анализа соотнесенности и единства аксиологических компонентов, дкфференпированности и интегративности понятий "ценность", "оценка", "ценностное отношение".

  3. Взаимодействие этих компонентов имеет значение для сио-

_ 8 -

тєматизациз так ке и других, не менее ванных, ценностных понятий. А это в своз очередь требует обоснованного, .летодологзчес-ки._ оправданного механизма систематизации; ценностных категорий вообще.

  1. Анализ различных типологий иерархии ценностей, построенных на деятельяостной основе, дает возможность диалектического объяснения "шкалы ценностей".

  2. Приндиш систематизации аксиологических категорий в целом основываясь на методологических установках философии допускай? и возможность неординарных решений.

  3. Последние позволяют ценностым явлениям выходить за пределы общетрвдиционной аксиологической ипостаси, актуализируясь через посредство процессов гуманизации в социо-культурных и энвайроментальных явлениях, сущность которых получает предельно аксиологическое осмысление в гуманистике.

  4. 1умашстичесг,-м насыщенность социально-аксиологических отражений способствует идеологическому осмыслении значимости

' духовных ценностей.

Естественно решение поставленных задач и цата возможно было лишь на конкретных методолого-теоретических и основных источ никах существующих в исследованиях.

Методологическгй и теоретической базой исследования являлись принципы диалектико-материалистического анализа обществен ных явлений, разработанные в трудах классиков маркеизма-ленянпз из, развитые и конкретизированные в партийных и государственных документах последнего времени. Кроме того, использованы ; работы советских философов, социологов, историков.

На зашиту выносятся следующие положения:

І. 3 работе предложено позитивно-концептуальное определе-

- 9 -ниє ценности. Диссертант исходит из того, что ценность в аксиологической теории имеет гибкий характер, что позволяет опреде-

лять ее неклассическими методами - через жеское конструирование либо в материальном, либо в идеальном. Мы отделяем от ценности такие параметры, которые суживают ее значимость, полезность, потребность, природность, материальность, естественность, наличность и т.д. в их отдельности. Ценности более обладают возможностью смыслового отражения и содержания, способствуя общему процессу познания.

2. Предложена более содержательная трактовка понятий оцен
ки и ценностного отношения. Категории " оценка" и "ценностное
отношение" позволяют различать "вещные", гедонические, эмоцио
нальные, естественные и т.д. ценности, не смешивая их с идеа
лизированными ценностями. Это достигается путем четкого видения
взаимосвязи понятий "ценность", оценка", " ценностное отноше
ние", а также их различий между собой. Мы считаем, что эти поня
тия, имея нечто общее, обладают и присущей им спецификой.
Оцента. выявляет -значимость, либо как существующее, либо как
должное. Ценностное отношение, имея внутри себя полярность,
очерчивает границы ценности, определяя тем самым границы поз-
навательчости. При общем функционировании и движении "оценки"

и "ценностного отношения" устанавливается ценность.

3. Проанализирована возможность общей методологии систе
матизации ценностных категорий. Автор считает, что процесс
общественной жизни, многообразно проявляясь в различных ее
формах, основан на принципе деятельности. Принцип деятельности
является, по нашему мнению, основополагающим, для классифика
ции ценностей.

  1. Предложена классификация ценностей, основанная нв опре-делекшх принцшшх: на принципе предметно-практической деятельности, принципе историко-философской ретроспективы применительно к аксиологической проблематике и прнцип конструктивной даа-логичности. Предложенные принципы классификации позволяют значительно расширить содержание и сущность аксиологической тематики.

  2. В диссертации предложен отказ от традиционного ограничения духовных ценностей лишь сферами этики, эстетики и науки. Показано, что духовные ценности проникают в широкий социо-куль-турный контекст и в частности', в энвайроментальную глобалистику.

  1. Показана диалектика общечеловеческих и классовых, национальных и интернациональных духовных ценностей. Автор не оспаривая приоритетность общечеловеческих ценностей в целом, приходит к выводу о их совпадении с классовыми, отмечая при stok, что акцент с классового смещен на общечеловеческое.

  2. Аналогично раскрывается и диалектика национального и интернационального. Автор предпринял попытку выявить в условиях перестройки гуманистический характер подлинно национального и его совпадение с интернациональным общечеловеческим,

Материалы и выводы диссертационного исследования могут бал использованы в воспитательной работе с псдростаищим поколением, в выработке у них понимания подлинных ценностей жизни. Последнее предлолага&т также четкое понимание и национальных духовные ценностей в многокрасочной палитре всей духовности.

Главная практическая значимость состоит в гуманизации ак-

- п -отологических проблем с марксистских позиций.

Основные вывода диссертации легко применимы в практике пропагандистской и общественно-политической работе. Положения и выводы настоящего исследования могут быть использованы в преподавании философии в вузе. Материалы исследования, также могут быть использованы в качестве "вакцины" против таких лозунгов как "Долой коммунизм!", "Долой Совета!", "Долой социализм!", а также в других ситуациях.

Основные положения диссертации и отдельные выводы докладывались не:

  1. У, ТІ, УЇЇ - Летних философских школах молодых ученых (Алма-Ата, 1967, 1988, 1989 гг.).

  2. Ежегодных конференциях конкурсах молодых ученых и специалистов КазГУ им. С.М.Кирова (1988, 1989гг.).

  3. Региональной научно-практической конференции "Диалектика развития национальных отношений и задачи интернационального воспитания трудящихся в свете решений ХХУП съезда КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции" (Якутск, 1988г.).

  4. Научно-практической конференции "Вопросы теории и практики межнациональных отношений з ^еловдях перестройки" (Ленинград, 1988г.).

  5. Научно-практической конференции на тему "Современные духовные ценности и молодежь" (Калуга,. 1988г.).

  6. Республиканской региональной конференции "Актуальные проблемы интернационального воспитания и межнационального общения" (Алма-Ата, 1989т:).

7. Взйонной научно-практической конференции нв тему "Гвзви-тие межнациональных отношений в современных условиях" (Алма-Ата,

Алатаускзй НС Компартии Казахстана, 1989г.).

8. Региональные философские чтения молодых ученых реснуб-
леї: Средней Азии и Казахстана "Философия: прошлое, настоящее

и будущее" (Фрунзе, 1989г.).

9. Всзсоазнса симпозиума "Материалистическая диалектика
каа логшга и методология социального творчества и научного поз
нания. (Алма-Ата, 1990г.). Награжден Почетной граматой ЛКСМ
Казахстана. Материала исследования послужили основой для идей
но-политической рэботн с избирателями в Местные городские Со
вета народных депутатов.

Структура работа. Диссертация состоит из введения, двух глав, заклвчэния, списка использованной литературы.