Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интегративная функция философии Дронченко Анатолий Иванович

Интегративная функция философии
<
Интегративная функция философии Интегративная функция философии Интегративная функция философии Интегративная функция философии Интегративная функция философии Интегративная функция философии Интегративная функция философии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дронченко Анатолий Иванович. Интегративная функция философии : ил РГБ ОД 61:85-9/417

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основные этапы становления интегративного характера философии 17-64

1. Формирование интегративных возможностей античной философии и характер их реализации 17-39

2. Создание диалектического материализма -качественно новый этап развития интегративной функции философии 40-64

Глава II. Содержание и сущность интегративной функции марксистско-ленинской философии 65-141

1. Факторы возрастания, направления и формы реализации интегративной функции марксистско-ленинской философии в современных условиях 65-85

2. Условия и общий механизм проявления интегратиных характеристик научной философии 86-107

3. Общенаучные формы и средства познания в механизме реализации интегративной функции философии . 108-127

4. Интегративная роль философии в марксистско-ленинской теории I27-I4I

Заключение 142-145

Литература i-xix

Введение к работе

Учитывая повседневные и перспективные потребности развитого социалистического общества в СССР, КПСС отметила настоятельную необходимость дальнейшего повышения роли марксистско-ленинской философии в решении социальных и экономических задач. В связи с этим возросло внимание ко всем аспектам функционирования научной философии: мировоззренческому, методологическому, логическому, эвристическому, интегративному и т.п. Из всех же выше названных функций диалектико-материалиетической философии заметно выделяется интегративная, раскрытие сущности которой является весьма актуальной задачей научных философских исследований. Это прежде всего вытекает из необходимости укрепления взаимосвязи общественных, естественных и технических наук, поставленной ХХІУ-ХХУІ съездами КПСС, из требования сосредоточить "усилия большой ...науки на открытиях, способных внести подлинно революционные изменения в производство"-1-.

Дальнейшая актуализация вопросов интегративного функционирования марксистско-ленинской философии связана с выводами и решениями последних пленумов ЦК КПСС. Так, на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалась важность умелого применения марк-систко-ленинской методологии научного поиска, соблюдения принципов материалистической диалектики, целесообразности объединения усилий "всех общественных наук на конструктивной разработке методов и средств достижения наших ближайших и перспективных целей"2. Более того, на Пленуме была подчеркнута необходимость дальнейшего проведения в жизнь линии нашей Коммунистической партии, выработанной ХХІУ-ХХУІ съездами, на плодотворное сотруд-

1 Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.78.

2 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня
1983 года. М., 1983, с.32-33.

ничество естественных и технических наук с обществознанием . Исследование характера интегративного функционирования философии обуславливается и решениями апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС по реформе народного образования в СССР.

Таким образом задачи социалистического и коммунистического строительства, намеченные нашей Коммунистической партией, требуют активизации усилий по исследованию особенностей интегративного функционирования диалектико-материалистической философии.

Актуальность данного исследования вытекает также из закономерностей научного познания и самой философии. Известно, что "удельный вес" каждой из функций, которыми обладает философское знание, различен в разные исторические эпохи. Например, философия античной эпохи по своему предназначению существенно отличалась от философии феодального общества, а последняя, в свою очередь, играла иную роль, чем философия Нового времени и т.д.

Более того, в рамках развития определенных философских направлений, скажем, в диалектическом и. историческом материализме, можно отметить ту же особенность. Разрабатывая новую философию для пролетариата, К.Маркс и Ф.Энгельс развивали прежде всего диалектические спекты материализма. В свою очередь, поднимая философию К.Маркса и Ф.Энгельса на новую ступень, В.И.Ленин в изменившихся исторических условиях обратил внимание на разработку уже материалистических аспектов диалектики. Следовательно, изменения в научном познании и социальной практике требуют развития именно таких сторон философского знания, которые дают простор одной из ее функций. Располагая различными функциональными возможностями, философия только дважды наиболее полно функциониро-

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с.34.

- 5 -вала в качестве интегратора научного знания - в античное и настоящее время.

В диалектическом процессе развития научного познания фактором, детерминировавшим заметную активизацию интегрирующего функционирования научной философии, явился феномен интеграции, который наиболее характерен для современного этапа развития науки. Именно интенсивное употребление понятия интегративной функции философии как раз и совпадает со всесторонней интеграцией науки, широким проникновением в язык науки такого общенаучного понятия, как интеграция. Под этим понятием обычно понимают "объединение в целое каких-либо частей и... употребляют для характеристики ранее автономных элементов как единой совокупности" .

Интеграция противоположна действующей в науке дифференциации. Диалектическое взаимодействие этих противоположных тенденций^ выступает одним из источников саморазвития науки, в ходе которого то или другое направление может на определенное время стать ведущим. Поскольку философия и наука всегда развивались вместе, то усиление интеграционных процессов в науке неизбежно сопровождалось активизацией интегрирующих возможностей философии (античного времени и марксистско-ленинской).

  1. Урсул А.Д. Взаимосвязь общественных, естественных и технических наук. - Философ.науки, 1981, № 2, с. ИЗ.

  2. 0 дифференциации и интеграции см.работы: I) А.И.Акчурияа, В.С.Готта, Б.М.Кедрова, Э.М.Мирского, Н.Р.Ставской, Э.П.Семе-нюка, О.М.Сичивицы, С.Н.Смирнова и др.; 2) коллективные монографии: Материалистическая диалектика. В 5-ти т.Т.2, М., 1982; Диалектика в науках о природе и человеке. В 4-х т.Т.З, М., 1983; На пути к единству науки. М., 1983; Ьрег.іаіг«,;гии9 unci Inter-

^ration іи dtr W) ъъап %ci\Haile. ,196"?, M-T.d.

Развернувшаяся во второй половине XX века, и особенно в последние десятилетия, НТР резко ускорила интеграцию науки, взаимосвязь основных ее циклов. В этих условиях возросла роль не только отдельного, но и коллективного субъекта научной деятельности. Решение научных проблем становится комплексным, т.е. необходимо более тесное объединение усилий специалистов различных направлений, включая, разумеется, и философов. В виду этого в современной, особенно отечественной, науке диалектика безусловно становится обязательным мировоззренческим и методологическим руководством для решения основных проблем частных наук. Материалистическая диалектика объединяет ученых, ибо только философия исследует наиболее общее в явлениях, без чего невозможно решение проблем в частных науках. Для специалистов частных областей научного знания стала невозможной замкнутость в рамках только лишь одной своей дисциплины. Остро встала проблема расширения контактов ученых не только различных частных наук и философии в одной, скажем, в нашей стране, но и между учеными из различных стран. Выполняя объединяющую роль, научная философия укрепляет диалектическую обработку истории человеческой мысли, науки и техники,

0 которой писал В.И.Ленин1.

Исследование интегративной функции философии важно и потому, что философия содействует всестороннему анализу и изучению феномена интеграции науки, что создает предпосылки для целенаправленного воздействия на этот процесс, повышая взаимосвязь и единство основных подразделений научного знания. Интегрирующее влияние философии на частные науки возможно вследствие того, что интеграция по содержанию представляет собой объединительный процесс, т.е. более высокий уровень единства науки, ее общность. Наиболее же общее в философии связано с синтезом, обобщением, объединением,

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29, с.131,

- 7 -что следует из определения предмета диалектико-материалистиче-ской философии, как учения о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления и даже немарксистской философии в определенной мере присуще это свойство. "Совпадение понятий с "синтезом", - как писал В.И.Ленин, - суммой, сводкой эмпирии, ощущений, чувств несомненно для философов свсех направлений" . Стало быть, философские обобщения могут открыть широкие перспективы углубления интеграции науки.

Следует заметить, что при анализе интеграционных процессов философами-марксистами в их поле зрения, как правило, оказываются эвристические возможности научной философии, раскрываемые, однако, в основном через ее основные функции. Сложившийся же к настоящему времени союз философов с представителями частных наук, и особенно с естествоиспытателями, показывает, что эти возможности философии выходят за пределы ее основных функций. Именно значительные творческие потенции философии связаны с ее способностью интегрировать, объединять частные науки.

И, наконец, актуальность исследования сущности данной философской функции детерминируется и идеологическими факторами -борьбой с идеалистической философией по вопросам роли философии в обществе и науке, главным образом, по вопросам функционирования философии в интеграции наук. Философы-идеалисты утверждают о якобы существующем бессилии диалектического материализма "дать от-вет на "вызов" современного естествознания"*. Напротив, с таким

  1. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29, с.257.

  2. Федосеев П.Н. Философия марксизма и научное познание. -Правда, 1978, 18 сентября, с.З; Более подробно об этом см.:Федо-сеев П.Н. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. - Вопросы философ., 1978, № 12; 1979, № I; Урсул А.Д. Философия, естествознание, идеологическая борьба. - В сб.Философские вопросы современного естествознания. М., 1981.

"вызовом" не в состоянии справиться сама буржуазная философия. Разумеется, она оказывает определенное влияние на буржуазное науковедение и естествознание. Однако, активная разработка философских вопросов естествознания многими его представителями и их теоретические выводы не только не содействуют объединительной роли буржуазной философии, а даже серьезно ограничивают ее "синтетическую силу" . Расхождения между философами-марксистами и буржуазными философами по всем этим вопросам наиболее остро об-наружились на ХУІ Всемирном философском конгрессе . Вопреки измышлениям буржуазных философов, взаимодействие марксистской философии с науками о природе и человеке не ослабевает. Более того, как свидетельствует интенсификация интегрирующих возможностей научной философии, оно постоянно растет.

Таким образом, актуальность данного философского исследования вызвана теми задачами, которые поставлены КПСС перед советскими философами, потребностями современного этапа развития науки, ее последовательной интегрированности, необходимостью дальнейшей разработки теории марксистско-ленинской философии.

Создавая свое философское учение, К.Маркс и Ф.Энгельс указывали на необходимость его дальнейшего всестороннего развития. Следуя этой традиции, советские философы постепенно, но настойчиво приближаются к созданию целостной, достаточно обоснованной картины функционирования диалектико-материалистическои философии, в которой содержалась бы характеристика каждой из ее функций.

  1. См.: Фурманов Ю.Г. - М.Герлах, Р. Моцек. Буржуазное философствование в наше время (Рецензия). - Новые книги за рубежом по общественным наукам. М., 1983, Л 9, с.32.

  2. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки (ХУІ Всемирн.философ.контр. 27-2 сент. 1978 г.) Дюссельдорф. М., 1981.

Результаты исследования этой стороны философского знания, достигнутые советскими и зарубежными философами-марксистами, изложены в целом ряде статей и монографий, вышедших в последнее время . Однако, уделяя значительное внимание основным функциям философии, ее интегративное функционирование в научном познании остается еще недостаточно разработанным. В настоящее время результаты исследования содержания интегративнои функции научной философии представлены только лишь отдельными параграфами монографий,отдельными

I См.: Рожин В.П. Материалистическая диалектика, ее предмет, система, структура и функции. - В кн.: Материалистическая диалектика как философская наука. Л., 1976; Эвристическая и прогностическая функция философии в формировании научных теорий Д., 1976; Функции материалистической диалектики. Л., 1980; Категории диалектики, их развитие и функции. Киев, 1980; Эвристическая и методологическая функции философии в научном познании. Л.,1980; Марксистско-ленинская философия как система: предмет, структура, функции. М., 1981; Социальные функции философии. Свердловск, 1981; Рихтаржик К. Социология на пути познания. М., 1981; Предмет философии и система философского знания. Тез. межвуз.конф. - Челябинск, 1981; Материалистическая диалектика. В 5-ти т. Т.2. Субъективная диалектика. M.f 1982; Материалистическая диалектика как общая теория развития. Философские основы теории развития . М., 1982; Герц Г. Марксистская философия и естествознание, М., 1982; Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М., 1983; Аверьянов А.Н. К вопросу о функциях марксистко-ленинской философии. - В кн.: Философские методологические семинары. М., 1983; Koblnq A. U h-er die ruhk~ Ііоиеи cicr Fnarxis'tisckeH P U і Lo ьо p к і e. , — De ut^clie Ze,i t sclo r і it iwr PU і lo ь (? jo h Ї-Є j 1965, № 7 и т.д.

- 10 -статьями в журналах и сборниках , но несмотря на важность этой

I См.: Ленин и современное естествознание. М., 1969} Передовая "Вопросы философии" - 1972. - Вопросы философии, 1972, J I; Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М., 1973; Ставская Н.Р. Философские вопросы развития современной науки. M.t 1974;Готт B.C., Шевченко В.Н. ХХУ съезд КПСС и философские проблемы общественного развития. - Философские вопросы, 1976, 1& 3; Федосеев П.Н. философская интерпретация научно-технической революции. - Вопросы философии, 1976, № 10; 2) Философия и интеграция знания. - Вопросы философ., 1978, № 7; 3) Мировоззрение, философия, наука.М., 1979; 4) Единство и взаимодействие естественных и общественных наук. -Коммунист, 1982, $7; 5) Философия и научное познание. М., 1983; Кедров Б.М. I) 0 современной классификации наук. - Вопросы философии, 1980, № 10; 2) Марксистская философия: ее предмет и роль в интеграции современных наук. - Вопросы философии, 1982, В I; Урсул А.Д. I) Философия, естествознание,научно-техническая революция,- В кн.:Философские основания естественных наук.М.,1976; 2) Синтез знания и проблема управления. М.,1978; 3)Философия и интегративно-общенаучные процессы.М.,1981 и др.;Готт В.С.Семе-нюк Э.П.,Урсул А.Д. О специфике философии и ее отношении к другим наукам. - Философ .науки, 1982, Н? 2) Категории современной науки.М., 1984; Философия и интеграция науки. М., 1980; Чепи-ков М.Г. Интеграция науки. М., 1981} Константинов Ф.В. Марксистско-ленинская философия. Ее место и роль в современном мире. - Вопросы философ., 1982, № 7; Материалистическая диалектика как общая теория развития. Диалектика развития научного знания. М., 1982; Возрастание интегрирующей роли марксистско-ленинской философии в развитии социалистического общества.Л., 1982; Алексеев П.В. I) Предмет, структура и функции диалектического материализма; 2) Наука и мировоззрение. М., 1983; и др.

- II-

стороны функционирования диалектико-материалистической философии, до сих пор отсутствует монографическое исследование ее.

Все работы, в которых речь идет об интегративной функции философии, с содержательной стороны можно условно разделить на две группы. В одной из них, представленной указанными работами П.В.Алексеева, В.С.Готта, Б.М.Кедрова, Н.Р.Ставской, А.Д.Урсула, П.В.Федосеева, М.Г.Чепикова и т.д., рассматриваются причины и условия возрастания интегрирующей роли марксистской философии в научном познании и социальной практике, характеризуются отдельные компоненты философского знания на предмет интегративного функционирования в научном познании или в развитии социалистического общества. Ко второй группе мы относим работы тех авторов, которые конкретно не посвящены исследуемой философской функции, но в них имеется указание на ее выполнение философией или отмечается рост ее значения для интеграции науки (Л.Ф.Ильичев, Н.Ирибаджаков, П.В.Копнин и др.). В целом эта важнейшая функция научной философии рассматривается только лишь в общем контексте исследований по диалектико-материалистической философии.

Высоко оценивая результаты, достигнутые названными авторами, необходимо все же отметить, что под влиянием растущей интеграции наук произошли изменения в характере интегративного функционирования философии, которые требуют своего исследования. К их числу, например, относится анализ деятельности и философского учения К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина под углом зрения интегративного функционирования философии. Самостоятельного исследования, в которых бы были представлены названные проблемы, еще не имеется, хотя выявление всех аспектов переворота совершенного ими в философии не теряет своей актуальности до сих пор. При этом подходы к решению этих проблем могут быть различными. Это может быть анализ их произведений, отдельных компонентов или в целом всей

философской теории на предмет интегративного функционирования, формирования этой функции и т.д. Вместе с тем требуется и дальнейшая конкретизация вклада основоположников революционной теории в единение естествознания, обществознания и технического знания, ибо современные исследования, проводимые в этом направлении, касаются в основном союза философии и естествознания. По существу не разрабатывается их роль в развитие того функционального аспекта научной философии, который впоследствии составил основу мировоззренческой интеграции социалистического общества.

Подобный анализ необходим и в отношении античной и в целом всей домарксистской философии. И в этом случае дифференцирован -ный подход не исключается. Тем более, что и идеалистическая философия этого периода выполняла интегративную роль в познании. Это касается прежде всего разработки категориального аппарата наук и формирования теорийного мышления.

Учет этой философской функции в укреплении единства научного и других форм знания, в преемственности преподавания общественных наук, в укреплении их союза с естественными и техническими науками в преподавании, комплексных исследованиях, научно-технических программах, совершенствование учебных Программ курса марксистско-ленинской философии в вузах и системе марксистско-ленинского образования требует обстоятельного анализа общих черт интегративной функции философии, а также дальнейшего исследования интегративных свойств всех компонентов философского знания.

Целью данной диссертационной работы является дальнейшее выявление сущности интегративного функционирования философии марксизма-ленинизма, определение источников и факторов ее развертывания, а также конкретизации общего механизма реализации интегрирующей функции философии в познании. В этой связи диссертант

- ІЗ -

ставит перед собой следующие задачи: а) исследовать формирование интегративных потенций философии в период ее возникновения и утверждения; б) показать вклад основоположников марксизма-ленинизма в коренное изменение, развитие и развертывание интегрирующих свойств диалектико-материалистической философии? в) выявить характер, средства и условия проявления интегративных потенций марксистско-ленинской философии на современном этапе ее развития; г) рассмотреть действие интегративной функции философии как в марксистско-ленинской теории, так и с учетом функционирования общенаучных форм и средств познания.

Теоретическими и методологическими предпосылками решения поставленных задач явились произведения основоположников диалектико-материалистической философии, материалы ХХУТ съезда партии, материалы Пленумов ЦК КПСС, труды советских философов и философов-марксистов социалистических стран. При решении поставленных задач автор руководствовался диалэктико-материалистическими принципами всеобщей связи и развития, материального единства мира, историческим и логическим подходом к исследуемому явлению.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в выборе направления и постановке самой проблемы интегративной функции философии как самостоятельного диссертационного исследования. Нами исследована античная философия на предмет выявления особенностей формирования и реализации ее интегративно-синтезирующих свойств в античном знании. Нами показан характер изменений внесенных К.Марксом, Ф.Энгельсом и В.И.Ленияым в философию, которые коренным образом изменили ее функционирование в качестве интегратора наук и на основе анализа произведений выявили их понимание условий развертывания интегративных возможностей философии в познавательной деятельности, а также в социальной действительности. Проведенный, таким образом, анализ античной

и марксистской философии на предмет их интегративного функционирования раньше не являлся предметом специальных философских научных исследований.

В логико-методологическом плане интегративное функционирование философии как бы распадается на два этапа, когда это функционирование было наиболее резко выраженным. Это время господства античной натурфилософии. Однако ее интегративные возможности после падения античной цивилизации постепенно угасают. По ряду причин "в своем дальнейшем развитии материализм становится односторонним" . Что же касается домарксистской философии в целом, то ее функциональный аспект пытался изменить

Гегель. Основная задача философии, по его мнению, должна состо-

р ять в постижении существующего . В конечном же итоге и он сводил

роль философии к порождению частнонаучного знания.

Резкое снижение интегративных возможностей домарксистской философии продолжалось до создания диалектического и исторического материализма, т.е. превращения философии в подлинную науку. Осуществленное К.Марксом и Ф.Энгельсом,оно открыло реальные возможности для синтеза наук через диалектико-материалистическую философию. Последовавшее затем развертывание ее интегративной функции представляется процессом неизбежного нарастания "экспансии" этой функции в познании. Таким образом, второй этап наиболее заметного усиления функции философии по интеграции наук приходится на время становления и развития марксизма-ленинизма. Последующая история его развития подтверждает наше положение

0 постоянном усилении интегрирующей функции научной философии
на ход развития научного познания и социалистического общества.

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.143.

  2. См.: Гегель Г.В. Философия права. М., 1934, с.16.

Это нашло отражение, во-первых, в появлении понятия интегративной функции философии. Оно отражает направленное влияние диа-лектико-материалистической философии на объединение научного и других форм знания в единую совокупность. И, во-вторых, в расширении сферы действия интегративной функции философии на область взаимосвязи основных циклов наук: общественных, естественных и технических.

Кроме того, диссертант конкретизировал ряд черт и условий характерных для интегративного функционирования философии в настоящее время, уточнил источник роста ее значения в современном познавательном процессе и появления понятия интегративной функции философии в категориальном аппарате науки. Нами проанализирован общий механизм действия марксистско-ленинской философии как интегратора в марксистско-ленинской теории и показаны примеры функционирования отдельных разделов философского знания с точки зрения наибольшего интегративного воздействия на составные части революционного учения. И этот аспект (социологический) исследуемой философской функции не имеет аналога в советской философской литературе. Вместе с тем мы конкретизируем место общенаучных форм и средств познания в механизме интеграции наук через философию.

Марксистско-ленинский этап в интегративной функционировании философии связан, и это проходит красной нитью через все исследование, с монизмом марксистской философии, с синтезом философского знания. Зависимость эффективности такого функционирования философии от ее внутреннего монизма в свое время показали ее основоположники.

Предмет философии предполагает, что философия интересуется только самыми отдаленными причинами и последствиями процессов, совершающихся в природе и обществе и прежде всего такими \

феноменами, знание о которых далеко выходит за пределы наличного опыта и, основанных на нем, теоретических построений1. Из этого следует, что философская интеграция наук может осуществляться не непосредственно, а через научную политическую экономию, научный коммунизм, общенаучные формы и средства познания и др.

В целях разграничения интегративно-синтезирующих функций различных наук, теорий, общенаучного уровня знания и т.д. в диссертации предпринята попытка систематизировать их по принципу общности и характеру выполняемого синтеза знания.

Научно-практическая значимость исследования состоит в конкретизации функциональной картины диалектико-материалистической философии, обогащении ее структуры, что, безусловно способствует более углубленному познанию сущности философской теории и философской деятельности. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в преподавании марксистско-ленинской философии (темы: "Философия, ее предмет и роль в обществе", "Предмет исторического материализма"), при чтении спецкурсов по структуре и функциям философии марксизма-ленинизма, взаимосвязи философии и частных наук, в укреплении преемственности преподавания общественных наук, а также для осмысления и более последовательного укрепления интеграции наук и познавательной деятельности.

I Ойзерман Т.И. Международный форум философов: мировоззренческий спор. - Вопросы философии, 1984, J 5, с .31.

Формирование интегративных возможностей античной философии и характер их реализации

В данном параграфе мы обратимся к античному времени, в течение которого начинают складываться и определяться интегратив-ные потенции философии. В синкретичном знании античности имеются и многочисленные примеры проявления интегративной функции философии в действии. Некоторые из них мы рассмотрим. Обращение к древнегреческой философии обусловлено прежде всего тем, что ин-тегративное функционирование философии на этом этапе развития не нашло должного освещения в философской литературе.

Если отвлечься от различных систем и учений античной философии, а взять единство ее предметного определения, то следует признать, что такими возможностями располагала вся античная философия. При этом мы, конечно, абстрагируемся от идеалистической линии в античной философии, которая уже тогда играла дезинтегра-тивную роль. Все же при исследовании этой философской функции, учитывая обстоятельство неоднородности материалистической линии философии античности, речь пойдет об интегративных свойствах не всех, а отдельных философских систем и учений.

В соответствии с деятельностным подходом к философии выделим два важных структурных элемента интегративного функционирования философии. Первый - это рассмотрение интегративных свойств философии как особого рода деятельности, когда синтезировалась как собственно философская, так и первые формы нефилософской научно-познавательной деятельности. Второй - интегратив-ная функция философской теории античного времени. Этот уровень иятегративных потенций философии вытекает из ее предмета как учения о всеобщем.

Мы полагаем, что первые признаки интегрирующего действия античной философии следует связывать с тем содержанием, которое вкладывалось в Древней Греции в термины "философ" и "философия". В содержании первого понятия в основном отражается интегративно-синтезиругащий характер философской деятельности. Такое содержание понятию философа придали сами античные мыслители. Они же предпринимали попытки к реализации этого содержания в своих практических действиях.

Античный философ - это энциклопедист, обобщавший и синтезировавший в своей деятельности все повседневное и опытное знание других членов общества. Он является наиболее яркой фигурой формировавшейся новой сферы человеческой деятельности- теоретической, т.е. сферы самостоятельного и независимого от внешнего авторитета размышления о строении мира, бытия и т.д. В этой области деятельности первые греческие философы имели поразительную способность рассуждать об окружавших их вещах, что дало им основание "называть себя философами, т.е. любящими мудрость" . Отсюда очевидно, что их энциклопедическая деятельность в познании была направлена на поиски истины, которую они понимали как мудрость. Это означает, что древнегреческие философы провозгласили мудрость идеалом знания, которого можно достичь собственными усилиями, достаточно лишь, как призывал Гераклит, следовать всеобщему, т.е. логосу (понимаемому им как абсолютная необходимость и судьба), и который составляет общую основу всех известных людям вещей. Люди могут правильно судить о них, исходя из этой общей основы, т.к. всеобщее бесконечно, многообразно и проявляется во всем. Оно "открывает человеческому уму вечное, бесконечное, единое в неисчислимом множестве преходящих, конечных, разнообразных вещей"1. Познание всеобщего, этой высшей истины, указывает правильный путь в жизни и возможность его выбора. Таким образом, активность субъекта в познавательной и общественной деятельности в античности сводилась к поиску истины, которую значительно легче найти,благодаря философствованию.

Несмотря на умозрительный характер этих поисков, в них уже просматриваются элементы интегративного функционирования философии. Их наличие предполагается в том, что первая научная деятельность древних греков связывалась с философскими методами достижения достоверного знания. Античные мыслители распространяли философствование на всю область современной им познавательной деятельности и по существу возводили ее в статус универсальной, всеобщей формы духовной деятельности, иными словами, всю познавательно-теоретическую деятельность отождествляли с философией. Такая ситуация во взаимоотношениях философии и частного знания объясняется тем, что синкретичность античного знания(П.В.Алек сеев , А.Н.Чанышев и др. называют его "протознанием" или "преднаукой"), есть не что иное, как такая взаимосвязь знания с философией, что опытное знание практически растворяется в философском знании, а сама философия получает название натурфилософии

Создание диалектического материализма -качественно новый этап развития интегративной функции философии

Несмотря на успехи и прогресс античного знания интегратив-ные свойства философии этого периода не были реализованы в полной мере. Потребовались столетия для развития философского знания и познавательной деятельности субъекта, пока научное знание не достигло уровня разветвленной познавательной системы.

Последовавшая за античной "новая философия , хотя и в ней диалектика имела блестящих представителей (например, Декарт и Спиноза), напротив, все более и более погрязала, особенно под влиянием английской философии, в так называемом метафизическом способе мышления, почти исключительно овладевшим также францу II т зами ХУШ века... . И только с созданием К.Марксом и Ф.Энгельсом научной, диалектико-материалистической философии, стали очевидными интегративные признаки многих положений античной философии.

В аспекте интегративного функционирования в новом ракурсе предстает вклад К.Маркса и Ф.Энгельса в дальнейшее революционное развитие философии. При характеристике переворота, совершенного ими в философии, следует иметь в виду, что он заключался не только в факте возврата диалектики на свое "место" и диалектическом исследовании общественных явлений, но и в том, что создание диалектического и исторического материализма коренным образом изменило положение и роль философии в обществе и науке. Мы полагаем, что, создавая научную философию, ее основоположники в первую очередь обратили внимание на необходимость коренного изменения ее функционирования. Это выражено К.Марксом уже в "Тезисах Фейербахе", где говорится о том, что философия должна быть не созерцательной, а изменяющей , преобразовывающей мир.

К.Маркс и Ф.Энгельс изменили содержание функций философии по отношению к частным наукам. Поэтому мы считаем, что несмотря на определенную степень интегративного характера домарксистской философии, подлинная история ее интегративного функционирования начинается только лишь в марксизме. В этом случае интегративные потенции античной философии лучше именовать прединтегративной функцией. Конечно, все интегративное содержание, которое сложилось в античной философии, К.Маркс и Ф.Энгельс сохранили, но существенно дополнили, переработали и представили на научной основе.

Разумеется, ни в раннем, ни в позднем периодах деятельности К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина мы не найдем их прямого указания как на эту функцию философии, так и употребления самих понятий синтезирующей или интегративной функции философии. Однако, применяя ленинскую оценку Марксова вклада в разработку ЛЬгиюг, мы можем сказать, что прямо не называя эту функцию, они оставили нам убедительные образцы интегративного действия создаваемой научной философии, хотя и не дали определения и развернутой характеристики этой важной функции философии. Эта задача уже современной марксистско-ленинской философии.

В процессе формирования диалектического и исторического материализма основоположники научной философии гораздо большее внимание уделяли мировоззренческой и методологической роли философии. Причем решающее значение они придавали действию и использованию диалектико-материалистического метода исследования и первыми применили этот метод в полном объеме. Материалистическая диалектика позволила К.Марксу и Ф.Энгельсу заметить наметившуюся в науке XIX века тенденцию к синтезу знания и предвидеть ее прёвращение в будущем в глубокую и широкую интеграцию всего научного знания и частных наук. Для подтверждения этого достаточно сослаться на работу Ф.Энгельса "Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии", в которой он охарактеризовал современное ему естествознание как науку, уже не столько собирающего характера, сколько как науку о процессах, которая сама мояет дать общую картину природы как связного целого . В сложившейся ситуации не мог не претерпеть существенных изменений и характер функционирования философии, ее взаимоотношение с естествознанием и другими частными науками.

Мировоззренческое и методологическое значение домарксистской философии, в центре которого находилось "представление об абсолгатной неизменяемости природы", больше не отвечало ситуации, сложившейся в науке ХУШ-ПХ веков. Домарксистская философия не могла оказать интегративного влияния на тенденцию упорядочения и систематизации естественнонаучного знания, на укрепление взаимосвязи и единения наук. Все ее прежние амбиции на роль "науки наук" потеряли всякий смысл. В новых условиях от нее остается, как говорил Ф.Энгельс, "учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика

Факторы возрастания, направления и формы реализации интегративной функции марксистско-ленинской философии в современных условиях

Проблема интегративной функции марксистско-ленинской философии в ее современном виде была поднята впервые отечественной философской мыслью в 60-е - 70-е годы XX столетия, как раз в тот момент, когда началось интенсивное обсуждение проблем взаимосвязи различных отраслей знания, когда стали актуальными проблемы синтеза и интеграции в предметно-преобразующей и научно-теоретической областях деятельности человека.

Известно, что в науке со второй половины XX века диалектическое взаимоотношение двух взаимосвязанных противоположных тенденций: дифференциации и интеграции, пошло в направлении усиления второй тенденции. Интеграция стала выходить на первое место и постепенно принимать лидирующее положение в развитии науки. К тому же усиление интеграционных процессов в науке совпало с НТР, что как бы составило одну из ее сторон.

Своеобразный интеграционный бум, ослабление которого пока не предвидится, разумеется, не означает, что дифференциация науки, сопровождающаяся возникновением новых научных дисциплин и областей знания, прекратилась. Напротив, она имеет место, но на ее фоне взаимосвязь в науке, стремление к ее единству, к интегриро-ванности стали более заметными и отчетливыми. Ныне дифференциация "работает" на интеграцию, а последняя, как принято считать в отечественной философской литературе, охватила сферу основных ветвей науки: общественных, естественных, технических, сельско хозяйственных и медицинских. К этому времени относится и появление целого ряда работ философов-марксистов из ряда социалистических стран и Советского Союза по интеграции науки и научного знания, В этих работах даются определения понятий интеграции и диф-ференции, освещаются проблемы истории их взаимоотношений на различных этапах развития, исследуются их онтологические и гносеологические основания .

Характерной чертой современного интегративного "взрыва" является столь же резкое повышение участия в интеграции наук марксистско-ленинской философии. В настоящее время ни один уровень или этап в интеграции наук и научного знания не проходит в стороне от подлинно научной философии, вне связи с ней. Это не остается незаметным ни для частных наук, ни для самой философии. Необходимость резкого поворота всех частных наук к научной философии отмечают многие философы и естествоиспытатели-марксисты, в той или иной мере затрагивающие проблемы единства научного знания. Таким образом, рост интегративной роли научной философии, замеченный ее основоположниками (о чем шла речь в предыдущем пара: -графе), в последние два десятилетия приобрел ярко выраженный характер. Это стало существенным моментом начала нового этапа развертывания исследуемой роли философии, когда заметно укрепляется действенность такого функционирования, а вслед за этим и действенность философии в целом.

Взаимосвязь интегративной функции философии с ростом инте-гративных процессов в науке вполне закономерна, ибо наиболее общее в философии связано с синтезом, интеграцией. В то же время наиболее широкие обобщения открывают и наибольшие возможности для интеграции, поскольку посредством философских систем, общих философских представлений о мире и познании осуществляется глубокая и широкая взаимосвязь науки1. Но и усиление интеграции наук требует, со своей стороны, повышения роли философии в получении универсальных обощений для осмысления самого процесса интеграции, а это как раз и связано с возрастанием ее интегрирующей роли. Конечно, корни этих явлений лежат глубоко в объективном мире и общественно-исторической практике человека.

Возросшая потребность в научной философии как интегративном феномене определяется интеграцией как сложным субъектно-объект-ным отношением, усложнением взаимодействия субъекта с окружающим его миром, который он видоизменяет сообразно своей природе. В настоящее время в жизни человека возросла доминирующая роль социальной эволюции над физиологической. В ходе социальной эволюции происходит изменение не столько внешнего облика человека, его органов (рук, ног, способа передвижения и т.д., т.е. внутреннего и внешнего строения), сколько создаваемого, т.е. преобразованного его деятельностью, окружающего мира, через орудия труда, которые и подвержены изменениям.

От обычного камня и дубинки человек в процессе своей эволюции дошел до ступени, когда с успехом применяет робототехнику, т.е. заменяет некоторые виды своей деятельности механизмами и автоматами. Человек изменяется под воздействием природы не в буквальном смысле, не приспосабливается к ней механически как животные, а, напротив, приспосабливает природу к особенностям своей жизнедеятельности, создавая собственный предметный мир.

Условия и общий механизм проявления интегратиных характеристик научной философии

Диалектико-материалистическая философия выполняет интегра-тивную функцию в науке в первую очередь за счет глубокого внутреннего единства принципов диалектики и материализма. Последовательное проведение этих принципов гарантирует монистичность всех составных частей философского учения марксизма-ленинизма между собой. По существу, монизм диалектико-материалистической философии не означает ничего иного, кроме глубокой внутренней связанности и целостности философского знания. Поэтому проведение принципа монизма в философии оказывает значительное влияние на степень выраженности ее функции сближать науки.

В современной марксистско-ленинской философии выделяют такие компоненты и разделы как диалектический и исторический материализм, историю философии, диалектику, логику, теорию познания, методологию1, философские вопросы и проблемы частных наук, такие самостоятельные дисциплины как этика, эстетика, научный атеизм. Кроме того, П.В.Алексеев считает положительныгд "предложение о выделении в качестве самостоятельных дисциплин на базе сложившейся проблематики марксистской антропологии, аксиологии, философии науки, эпистемологии и др." . По его мнению, они могут стать "интенсивными "точками роста" философского знания. (Заметим, что по поводу выделения и отнесения этих дисциплин к философским пока нет полного единства взглядов). Помимо этого, философия -форма общественного сознания, феномен культуры и вид научно-теоретической деятельности, и т.п. Все это также усложняет структуру философского знания» И все же несмотря на дисциплинарное деление философии, ее интегративное функционирование предполагает единство всех элементов ее структуры.

Если следовать логике суждений о том, что система (философия) может выполнить интегративную функцию только при условии наличия необходимых компонентов своей структуры и всеобщему признанию философами-марксистами этой функции философии, то ее выполнение говорит о необходимости целостного рассмотрения философии и достаточности для такого функционирования ее ныне существующих компонентов. Разумеется, что такие философские дисциплины как этика, эстетика, научный атеизм, психология, логика имеют высокую степень самостоятельности, поэтому их интегративную роль, которую они бесспорно выполняют, мы рассматривать не будем. Главное внимание в работе уделяется исследованию интегративного функционирования диалектического и исторического материализма и его компонентов.

Характерно, что история научной философии, свидетельствует о высоком уровне эффективности ее функционирования только при комплексном, целостном применении, особенно в исследовании сложных объектов, например, - -общества, И вообще, во всех случаях философия полнее всего раскрывает свою творческую силу только при опоре на взаимосвязь всех ее составных элементов, фундаментальная форма обобщения знания, осуществляемая в философии, тесно связана с дифференциацией и интеграцией ее самой, со спецификой по отношению к частным наукам, с взаимодействием всех основных функций философии. Эти вопросы составляют предмет нашего исследования в данном параграфе.