Введение к работе
Актуальность темы исследования. ХХУП съезд КПСС, последующе Пленуш Щ КПСС определили, основные .направления ускорения жононяческого и социального развития стрзш. Подвергая глубокому анализу диалектику перестройки, обновления,'/И,С.Горбатев от-гетил, что нам нуглз ясность во всох г.изненвд ескных вопросах, 'лубокоо "знание положения дел, необходимо помять причины, гсг.о-іяпцяв напз двісіекіїз вперед, ка деле доказав ?л органически прису-гуэ сопналкоиу способность к постояшс'у сзг/осоБергенствованкв.
Самосовзргзнствовакиз соїшалигна - слс~>шй диалектический роцзес, осулгствлясцнйсл з его самодвиг-зіпіи. в своей сущности н гкетупает ка:: процесс творчества, созидания, перзхода от од-ого качества к другсгіу, более высоко:.:;/> Тл таг за сагом йдем тону, - уточняє? М.С.Горбачев, чтобы на геп нежность включить !.:отор" самодвижения социализма, наиболее полно реализовать его оэпдательккД потенциал". Проблема самодвижения - ва^ел^ая іго-етическая и практическая проблема. Б ото:; направлении КПСС прк-ает прнкцнпнальнез значение творческому развития материалнетк-еской диалектики,еэ законов и категорий,как необходимого узло-!!Я выполнения en цировоззргнческой и методологической щщкинй.
ІЗ сксте;.:з категорий глатеркаднетичзскон диалектики одно из shoehux кест занижает категория самодвижения, становление и раз-:ггиз которой имзет свои особенности, истерически связанное с оп-зделенными уровнями познания самодвижения материи. Только в дка-зктичзско-матзрналкстпческси снлоссЬш ска приобретает подлкн-э каучкоэ содзртккз и значзниз.
.Однако цатериальинЯ м;гр и отря.7.аі;~и9 его понятия и категории іходятся в постоянном диалектическом кзмзнзкк;:. По мэре все уг-ігбллщзгооя проникновения человека з сущность самодвккениг като-іального икра выявляется его невме связи, свойства и законемер-)сти, вмзете с теп возникают новкз мировоззренческие, логико-юсеологичзеккэ и практические проблем. Острейшая борьба двух ЕровоззрзниЗ на кевдународнол аренз отражает противоборство двух гровых'систем, отмечалось' на ХХУП «.езде КПСС, ныне она наибо-1в соерздоточэка как в оценка простого и происходящего, так и і взглядах ка ігирозуп социальную перспективу. Соответственно :8 больез возрастает необходимость целостного диалектико-мате-:аллстичзсмго анализа историко-философского аспекта исследова-
ния проблемы самодвижения, особенно разоблачения метафизических концепций движения современной буржуазной философии, пытаваейся исказить историю философии и решение в ней проблемы самодвижения. И действительно, какой бы аспект проблемы самодвижения мы не рассматривали, вокруг него и ныне идет острая борьба материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Все это требует философского осмысления, сопряженного с дальнейшей разработкой категории само-дбжїєния, а также с анализом тех функций, которые она выполняет в сфере познания, мировоззрения и практики.
Актуальность исследования категории самодвижения обусловлена и внутренними п~требностями развития теории диелсктики, особенно с усиливающейся интеграцией функций ее категорий и законов в осмыслении и решении фундаментальных проблем самосовершенствования социализма. Это выдвигает на передний план необходимость анализа создально-практической основы категории самодвижения, более углубленного исследования соотношения категорий движения, са-модвикения, противоречия, закона и др., а такяе выведения логачес кой структуры категории самодвижения соответственно современным достижениям научного познания и общественной практики, исследование ее функций.
Одна из самых ваченых задач научных исследований высшей школы - выход в практику учебного процесса, это относится и к исследованию категориального аппарата диалектики, тем более к функциям категории самодвижения в изложении диалектико-материалис тической философии в учебном процессе.
Несомненно, этот вопрос момно отнести к числу одних из самых фундаментальных во всем комплексе рассматриваемых актуальных вопросов, охватывающих определенные аспекты и функции категории саме движения. Такой подход к нему не ограничивается изучением проблєі методики, главная цель - всесторонне и проблемно излолсить диалек-тико-ыатериалистическое учение о самодвижении материи, его основное проблемы и их решение.
При этом нельзя забывать, что философия представляет собой живую душу культуры. Один из самых актуальных вопросов этой проблемы - методологическая культура, этапы ее формирования, логическая структура, место и роль в ней категории саыодвигения, ее вли) нне на репение проблемы ггацкативности мышления и практической деятельности.
Наконэц, актуальность исследования категории самодвияения как ступеньки познания и формы знания виззана еще одно;*! Еалнсй задачей, ныне выдвинутой практико"!, зто - исследование категории самодвижения как формы практической деятельности, наиболее проявляющейся в социалистическом самоуправлении, самодеятельности, техническом творчестве касс и т.д. Задача состоит в том, отмечалось на ХХУП съезде КПСС, чтобы открыть простер инициативе ч творчеству касс. В этом направлении все больно приобретает необходимость исследования самовыражения инициативы человека, превращение ее в форму практической деятельности, ускоряете;! самодвижение нашего общества.
Состояние исследования проблещу В отличив от других проблем .предметом специального исследования проблема самодЕияения выделена только в последние десятилетия, гфэп'.гуцественно как мировоззренческая проблема. Прээде всего это объясняется большой сложностью и июгоасп'зктностыэ зтой проблемы -< целом, а так::о истерически складывая-лиг/ися потребностями и услезняй.м. Ьа:::но при этом отметить, что впервые существенные аспекты проблемы саї.;ОДЕН.':-ЄНИЯ были рассмотрены в монографии В.А.Бссенко "Діалектика как теория развития" /1955/.
Еместе с тем приходится констатировать, что проблема cat.;o-деиеєния, в отличии от других проблем, мзньае всего разработана, тем более категории самодвндения пз посвячено ни одного специального исследования, хотя в последние годк положение з этой области зачетно изменяется. Значительную научную ценность представляют исследования Л.А.Пзтруиенко "Самодви.г.екие материи з свете кибернетики" /1971/ и "единство системности, организованности я самодвижения /0 влиянии философии на формирование понятий теории систем/" /1975/. Автор обстоятельно исследует проблему связи системности, организованности к Смэдв',г~екия, особое внимание удаляется этому единству-в социальном процессе. Соответственно рассматр;:?с-ется и содержание категории самолвнжения в сопоставлении с категорией активности. В итоге получается, что в определенном отношении понятие активности пирэ самодвижения, так как око, полагает Л.А.Петрусенко, болез полноз, конкретное. Категория самодвижения определяется как такое движение, которое содержит в себе противоречивость. Этим сосредотачивается внимание на самом ванном, главном - противоречивости самодвижения. Однако задача состоит в том,
4 чтобы углубить определение содержания категории саиодвинения посредством тех понятий, которые образуют ее логическую структуру. Важный шаг в этой направлении сделал Ф.Ф.Вяккерев в монографии "Проблема самодвижения в материалистической диалектика"/1972/, з которой основное внимание сосредоточено на особенностях самодБИ-кения социальных и биологических систем, подвергнута критике теория равновесия, клесте с тем осуществлена попытка определить объективное содержание категорий движения и с&модвияеняя. Самодвижение определяется как собственное, внутренне необходимое изменение системы, порождаемое противоречиями системы, опосредствующими воздействие внесших детерминантов. Подход автора к дсйчнпшгл категории самодвизения заслуживает вки:.:ания, однако определение- содержания этой категории требует ныне более углубленного философского осмысления.
Соответственно возрастающим запросам познания и практики в предмет специального исследования выделяются новые аспекты и вопросы об-дей проблемы самодзизения. В отом плане научный интерес представляет содержательная работа В.А.Кайдалова "Диалектико-ма-териалистпческая концепция самодвижения к ее современные проблемы" /1932/. Автор последовательно, с марксистско-ленинских позиций раскрывает сущность концепции самодвижения, ее логическую -структуру, основные функции ее принципов в решении- естественнонаучных проблем. Внимание сосредоточено и ка вопросе о месте категории самодвижения.
Опубликовано также несколько интересных статей, в которых рассмотрены отдельные аспекты и категории самодвижения. Ба методологическое значение этой категории в исследовании проблемы автономности живіте систем ссылается А.И.Левко /Левко А.И. Самодвижение и проблема автономности кивых систем. //Э.В.Волкова, Д.И.Широканов, А.И.Милюков, А.И.Левко. Роль категорий диалектики в изучении биологических явлений. - l-'инск: Наука и техника, 1987/. В этом исследовании имеются интересные идеи и обобщения, особенно при анализе категории самодвикения в построении концепции автономности биологических систем, в преодолении метафизических трактовок теории автогенеза, а также в объяснении самодвижения нивых систем.
Отдельные аспекты проблемы самодвижения в той или иной мера рассмотрены в работах В.И.Шинкарука "Логика, диалектика и теория
' 5 познания Гегеля" /1964/ и "Теория познания, логика и диалектика И.Канта" /1974/, М.А.Парнюка "Принцип д-ізрминизда. в системе материалистической диалектики" /1972/, И.Л.Злотиной "Развитие как мировоззренческая проблема" /1974/, М.А.Булатова' "Деятельность и структура философского знания" /1976/, И.Д.Андреева "Диалектическая логика" /1985/ и др.
Следует отметить, что уже в приведенном,'хотя и не полном, перечне и анализе работ заметно многообразие поднимаемых вопросов проблеми самодвинекия. Но непосредственно категории самодвижения на посвячено пока ни одного специального исследования.
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что в философской литературе' нет единства взглядов в определении содержания категории самодвижения, зачастую несколько искусственно ограничивается всеобщность ее содержания, во многих случаях она ото-адествляется с категориям движения и активности. Несомненно, дефиниция философских категорий, теп болез :гатеі'ории самодвижения, в определенном сыыслз относительна и ограничена; объясняется это правде всего прфодоя объекта, который она отражает. Кроме того, многие аспекты и функция категорші самодвижения вовсе не рассматривались в налей философской литература, что сказывается на решении- ряда философсгсих и естественнонаучных проблем; на это нами обращалось внимание в обосновании актуальности теш исследования, особенно социально-исторического и мировоззренческого аспектов. Так, принцип научного историзма в исследовании категории саыодЕи-жения требует изучить: как она возникла, какие главныз логические ступени ее развития, „каким содержанием она обладает на современном этапе и каковы-ее функции в сфере познания и практики, перспектива развития.
Познание все глубже проникает в сущность самодвижения материального мира, тем самым соверяенствуя знания о нем, а это неизбежно вызывает необходимость постоянного внимания к категориальному аппарату диалектики, к категории самодвижения особенно. Рассматривая проблему единства понятий и реальности, В.И.Ленин в "Философских тетрадях" отмечает: "Здесь важно: I/ Характеристика диалектики: самодвижение, источник деятельности, движение жизни н духа;' совпадение понятий субъекта /человека/ с реальностью; 2/ объективизм в выспей степени".
Однако еще далеко не полностьв удовлетворяет научное позна-
ниє и практику состояние исследования функций категории самодвижения. Следует отметить, что до сих пор в нашей философской литературе не опубликовано ни одного исследования, посвященного мировоззренческой функции категории самодвижения как в целом, так и в столь вачшой форме ее проявления, как например, мировоззренческая установка в объяснении процессов материального мира. На этих упущениях спекулируют наши идеологические противники, особенно фило-софы-неотомисты'.
Исследование указанных выие вопросов позволило бы более полно представить мировоззренческое содержание категории самодвижения;, необходимость уяснения которого все больше возрастает, особенно с усилением борьбы материализма и идеализма в объяснении процессов материального мира.
Необходимо отметить, что до сих пор еще не исследована общеметодологическая функция /основные ступени/ категории самодвижения в научном познании и в практике учебного процесса, тем более в реаении проблем мышления и практики.
Изложенное выше позволило определить цель и основные задачи нашего диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Общей цель» диссертационной работы является исследование исторического, соответственно логическо-го, процесса становления и развития категории самодвижения, определение ее места и роли в системе категорий и законов диалектического материализма, исследование мировоззренческой и методологической функций. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
исследовать становление категории самодвижения в античной философии, обратив особой внимание на ее объективное содержание и понятийное выражение, выявить логику развития и функции в философии эпохи Возрождения и Нового времени;
осуществить содержательный анализ способа постановки и резения проблемы самодвижения в марксистско-ленинской философии, вычленить понятия, раскрывающие содерхание категории самодвижения, рассмотреть их функции;
реализовать самостоятельный подход к разработке категории самодветения соответственно современным достижениям научного познания и практики, раскрыть интегративную связь ее с основными категориями и законами материалистической диалектики;
'7
опираясь на мировоззренческое содержание категории самодвижения, показать несостоятельность концепций движения, выдвигаемых современной буржуазной философией;
раскрыть методологическую функцию категории самодвижения, вычленив, основные ступени ее, их взаимосвязь и,роль в научном познании самодвижения материи;
исследовать место и роль категории самодвижения в изложении диалектического и исторического материализма в учебном процессе;
проанализировать основные этапы формирования методологической культуры человека, раскрыть ее содержание к логическую структуру, место и роль в ней категории самодвижения, ее влияние на решение проблемы инициативности мышления и практической деятельности.
Методологическая основа и источники исследования. При разработке темы автор исходил прежде всего из потребностей практики. Методологической основой диссертационного исследования является диалектико-материалистическая методология. В постановке и решении задач автор опирался на труда классиков марксизма-ленинизма и руководствовался идейно-теоретическими положениями и выводами по вопросам самосовершенствования социализма, усиления его самодвижения, сформулированными в материалах XXJT1 съезда КПСС, последующих Пленумов и других документах Щ КПСС.
В соответствии с поставленными задачами источником исследования явились прежде всего труды К.Маркса "Капитал", 6.Энгельса "Диалектика природы",, В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради", а также документы КПСС.
В качестве материала диалектико-материалистического анализа историко-философского исследования категории самодвижения послужили работы философов античности /Гераклит, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель/, эпохи Возрождения /Бруно, Кузанский/, ХУІ-начало ХУШ в./Бэкон, Таланд, Декарт, Гассенди, Дидро, Гольбах/, классической,немецкой,философии /Кант, Гегель/.
Автор опирался на работы советских философов,посвященных анализу проблемы самодвижения /В.А.Босенко,Ф.Ф.Вяккерев,В.А.Кай-далов,А.И.Левко',Л.А.Петрушенко/,а также на исследования истории философии,современных проблем диалектики,логики,теории познания, науки и практики,содержащих в себе в той или иной мере анализ от-
дельных вопросов, аспектов проблемы самодвижения /И.Д.Андреев, И.В.Бычко, А.С.Богомолов, М.А.Булатов, А.И.Горах, В.С.Готт, Н.В.Дученко, М.А.Дынник, М.Ф. Земляными, М.Л.Злотина, Ф.Х.Кес-сиди, Н.Т.Костюк, В.Н.Кузнецов, А.Ф.Лосеа, В.С.Дутай, Э.Н.Михайлова, И.Ф.Надольный, М.А.Паргаок, Е.Н.Дричешй, И.Д.Рожанский, В.Г.Табачковский, А.Н.Чаншев, В.И.Шинкарук, Шубняков Б.П. и др./
Особое внимание уделялось периодической печати, в которой всесторонне освещается диалектика перестройки, самосовершенствования социализма, реализация его созидательного потенциала.
Научная новизна диссертации состоит в,том, что в ней впервые осуществлен целостный диалектико-ыатерйалистачсский анализ историко-философского аспекта исследования категории самодвижения, раскрыты ее место и роль в диалектическом материализме, исследованы функции в сфере познания,мировоззрения и практики.
Более конкретно научная новизна выражена в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
- установлено, что генезис категории самодвинения осущест-_вляется исторически и определенным способом под влиянием зарождающегося научного знания и опирается в своей основе на опыт практической деятельности. Философы рассматриваемого нами периода /Гераклит, Демокрит, Зпикур и др./ исходили в основном из доре-флексивного представления о самодвижении материи, однако в их учениях заключены глубокие диалектические догадки о его действительной сущности, впервые ими введены понятия: "мир", "самовозрастание", "самопроизвольное", "самодвижущее", "закон" и др., и на этой основе, на более развитом уровне, осуществляется по- пытка логически выразить категорию "самодвижение"./Платон, Аристотель/. Суть взглядов философов эпохи Возрождения /Бруно, Патриций, Кузанский/ заключалась в тем, чтобы выразить самодвижение материи в дискурсивном ряде логических категорий, тогда как в философии Нового времени осуществлена попытка исследовать соотношение движения и самодвижения /Толанд, Гольбах и др./. Оба подхода способствовали становлению в общих чертах категории самодвижения как формы мышления и логического средства реаения философских проблем в классической немецкой философии, однако категория самодвижения, как и другие категории, была истолкована идеалистически /Кант, Гегель/}
- доказано, что принципиально новый подход х разработке ка-
э
тегории самодвижения связан с определением ее социально-практической основы и материалистической разррботкой диалектического метода в марксистско-ленинской философии. Исследование реиения этой проблемы в работах К.Маркса, Ф.Энгельса и В'.Й.Ленина, документах и материалах КПСС позволило установись, что объективное самодвижение наиболее полно отражают философские категории: материя, движение, изменение, противоречие, внутреннее, необходимое, самосовершенствование, спонтанейное и др. Они же образуют и логическую структуру категории самодвигенип. Это позволило вывести категорию самодвижения: самодвижение - естественное,спонтанейное, внутренне присущее и необходимое изменение ыатерии, имманентной основой которого есть постоянное возникновение и разрешение противоречий;
- раскрыто, что в отличие от категории движения, категория
самодвижения отражает способ существования материи в более бога
тых и глубоких определениях, у нее более глубокие и конкретные
интегративные связи с категориями противоречия, развития и др.
Так как отношение меяду противоположностями выражено в законе
единства и борьбы противоположностей и 'имеет необходимый харак
тер самодвижения, то, следовательно, данный закон, как и другие
законы диалектики, есть закон самодвижения материн. Борьба про
тивоположностей определяет не только направление качественных
изменений, характер скачка, но способ и форму самоотрицания ста
рого новым, без понимания роли которого нельзя уяснить сущность
и характер самодвижения социалистического общества;
обосновано, что именно категории "общество", "противоречие", "самодвижение" и "закон"'наиболее полно характеризуют, в мировоззренческом плане, социалистическое общество как самосовершенствующуюся, самодвижущуюся систему по пути прогресса;
доказано, что логическая последовательность развертывания методологической функции категории самодвижения в научном познании осуществляется по-таким ступеням: логическое определение того, что подлежит познанию - регулятивно-поисковая направленность -ступенька познания, синтезирующая в себе основные теоретические представления о самодвижении материи - форма практической деятельности;
в практике учебного процесса категория самодвижения способствует обогащению и вктивазаїла нового, диалектического мая-
ления студентов, формированию у них методологической культуры. Этот подход позволил определить; методологическая культура закрепляется в логико-методологических ценностях, аккумулируя в них определенные знания и установки, синтезированные в категориях и принципах материалистической диалектики и .методологических установках частных наук;
установлено і что категория'самодвижения как форма знания /и как элемент методологической культуры/ в интегративной связи с понятиями "самоуправления", "самодисциплины", "самосовершенствования" и др. существенно влияет на характер деятельности, превращаясь в новые ее формы, особенно в создании сложных самоуправляемых систем, в развитии инициативы масс в сфере самодеятельного технического творчества и в других сферах практики. В отом направлении происходит превращение категории самодвижения в форму практической деятельности;
доказано, что выдвижение оригинальных идей, инициативы и их воплощение в принципиально ноЕые формы самодеятельности всецело заЕмсит не только от уровня овладения принципом самодЕжхения, но от условий и разрешаемого противоречия, оказывающих существенное влияние на созидальный потенциал самодвижения социализма.
Практическое и теоретическое значение результатов исследования состоит в том, что они могут быть учтены и использованы для решения практических проблем, особенно б повышении эффективности творческого потенциала самодЕи.у.ення социализма, а также для научного прогнозирования и самоуправления. Решение отой проблемы зависит от уроЕня мировоззренческой и методологической культуры кадров.
Результаты исследования генезиса и функций категории само-ДБНк-.ения, особенно ее функций в сфере практики учебного процесса, позволяет более эффективно усвоить студента»!! основные проблемы философии ;: их дпалектико-ыатериалистпческое решение. Прежде всего они могут использоваться в преподавании курса марксистско-ленинской философии, особенно в излечении тем "Материя и основные формы ее существования", "Законы и категорія материалкотической диалектики", "Методы научного познания" и др.) кроме того, при совершенствовании подготовки аспирантов и на методологических семинарах npajeccopcKO-преподаваїелоСКого состава вузов, а такне в процессе повышения квалификации специалистов народного хозяй-
ства.
Положения, выводы и рекомендации клст непосредственное от-ноиение к исследованию частными науками конкретных форм самодвижения материи. Так, например, з социальном познании - познание диалектики перестройки, самообновления социализма. Полученные автором результаты могут быть эффективно применены естествоиспытателями в .исследовании закономерностей самодвижения микрсира, соответственно и в построении естественнонаучных теорий.
Теоретические полояения и выводы по исследованным вопросам о функциях категории самодвгекения имеют непосредственное значение для решения актуальных проблем теории діалектики, разработке ее категориального аппарата и функций, которые он выполняет в сфере познания и практики.
Результаты исследования могут быть широко использованы в решении задач идеологической борьбы, особенно в разоблачении идеалистических концепций движения, выдвигаемых современной буржуазной философией.
Апробация работы. Диссертация представляет собой результат многолетней научно-исследовательской и 'педагогической работы автора в высаей школе.
С изложением основных идей и положений диссертационного исследования автор выступал на республиканской научной конференции "Единство мировоззренческой и методологической функций марксистско-ленинской философии" /Киев,1980/; на республиканской научно-теоретической конференции "Мировоззренческие и методологические проблемы взаимосвязи теории и практики"/Киев,1983/;в Школе докторантов, проводимой Лроолемным советом по материалистической диалектике ,при Ленинградском государственном университете /Ленинград, 1982/;на-областных научно-практических конференциях,проводимых отделом науки и учебных заведений Житог.жрского обкома Компартии Украины и пединститутом /Житомир,I960,1987/;на научно-производственных и научно-технических конференциях Киевского политехнического института /Житомирский филиал КГМ-І975,1980,1984-2987/; на заседании кафедры философии гуманитарных факультетов Киевского университета, в чтении курса марксистско-ленинской философии.
По- теме диссертационной работы опубликована монография "Генезис и функции іштегории самодвияения" /Киев: Вица школа. Изд-во при КГУ, 1985/- 8,25 п.л., а также' ряд статей в науч-
ных сборниках "Проблемы философии", "Вестник Киевского университета" и др. На монографию опубликована положительная рецензия в куриала "Коммунист Украины", 1966, !ё II.
Структура диссертации определена логикой исследования, непосредственно Еытекащей из его цели и основных задач. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка основной использованной литературы.