Введение к работе
Актуальность геи»'. Истоки интереса к проблеме воли восходят к древности, когда она рассматривалась как одна из трех форм проявления активности души (Платон) или как одно из трех свойств сознания (Аристотель). Впоследствии трехчленная структура духовного мира личности (разум, чувства, воля) закрепилась в философии и психологии.
Непреходящее значение проблемы воли предполагается широко известным тезисом К. Маркса: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" . Нельзя изменить мир без участия.воли. Она является выражением деятельностной сущности человека и реальным фактором преобразования действительности. Следовательно, в социальном плане целесообразно рассматривать волю как момент или фактор разрешения противоречий и реализации законов общественного развитая.
Б настоящее время остро стоит задача консолидации доброй воли. В глобальном плане это означает формирование и активизацию воли всех прогрессивных сил, направленную на создание условий выживания человечества, мирного сосуществования и сотрудничества всех народов а государств.
Но особенно ваяна эта задача с точки-зрения внутренних условий, сложившихся в нашей стране к настоящему времена. Позитивные процессы перестройки сопровождаются многими деструктивными явлениями: у значительной части населения наблюдается утрата привычных жизненных ориентиров, упадок духа и созидательной воли. Имеет место разобщенность здоровых элементов общества, зачастую оказывающихся неспособными успешно противостоять напору
I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Г. 3. - С. 4.
- 2 -лвдей злой воли. Духовный кризис общества - это в зяачатель-ной мере кризис разумной, конструктивной, доброй воли. Автор диссертационного исследования пытается включиться в обсуждение . причин отих явлений и способов их преодоления. Этим превде всего и определяется актуальность избранной теш.
Степень научной разработанности проблеяли. Проблема воли рассматривается в различных областях человековедения: в психологии и педагогике, в втике, в философии. В последней она нашла отражение в противоположных концепциях детерминизма и индетерминизма, в русле которых находятся антиномии:'фатализм - волюнтаризм. Фатализм в его рационалистическом варианте характерен для Демокрита, Гоббса, Спинозы и представителей механистического детерминизма, а наиболее яркими представителями волюнтаризма явились немецкие философы-идеалисты Шопзнгаувр и Нйцше.
Идеалистический подход к рассмотрении воли получил- распространение в нашей отечественной философской и психологической науке дооктябрьского периода, в трудах таких ее представителей, как М.Я. Басов, А.Ф. Лазурский,. B.C. Соловьев и др.
В философии, как известно, наиболее широко освещен вопрос о свободе воли, который решается как вопрос о соотношении свободы и необходимости. Менее исследован вопрос о воле как о социальной явлении, в который включается разработка теш о диалектике индивидуальной и общественной воли, о воле как субъектив- , ном факторе социального развития (см. работы В.Ю. Вейнгольда, Л.Ф. Корецкой, О.А. Крыжановской, В.А. Ойгензихта, А.П. Подсевкой) .
Традиционно проблема воли била но преимуществу предметом изучения психологических наук, где она долгое время рассматривалась ь русле $ункционалазиа и шгроспекционизиа (сы. сочинения . Баосьа, Г. Геф^цинга, A..v. Лазурского, К.Д. Ушинского).
- З -Существенным вкладом в исследование воли как элемента психики являются работа советских психологов К.А. Абульхановой, Е.Н. Баканова, В.А. Иванникош, Р.А. Петросяпа, С.Л. Рубинштейна, В.И. Селиванова, П.В. Симонова, СМ. Геплова, Д.Н. Узнадзе, М.М. Филиппова, ill.П. Чхартаттпп и др. В них шого места отводится уточнению понятия- боля, выяснению ее специфики, соотношению с сознанием, эмоциями и другими компонентами психики.
Воля как неотъемлемый элемент духовного тара личности является объектом интереса учених, которые особое внимания уделяют вопросу' воспитания води. У соврекешшх западных исслздоватэ-лей эта проблема решается в рамках так называемой "философия воспитания". Все ее направления так пли иначе имеет целью приспособление индивида к социальной среде, достижение їй яизшшо-го успеха. В нашой оточзсгвопной наука вопрос о воспитании »олп (в основном в его психологическом аспекте) рассматривается в работах В.К. Каліша, А.Г. Ковалева, И.Н. Корнилова, В.Л. Крутецкэ-го, ІЇ.Е. Матвеева,Ю.М. Орлова, Л.Й., Рувикского, Г.Л. ..ульчипско-го и др. Что касается йилосефш, го ео представители, как правило, не считала проблему воспитания соли "своим" предметом. В лучшем случае она оставалась где-то па периферия нашей ФилосоМ фии ила затрагивалась попутно, например, при анализе путей и средств формирования активной жизненной позиции советского человека (70-е годи),
Нельзя признать основательно разработанной проблему воли как социального феномена, включающую із себя следующие вопроси: взаг.мостазь индивидуальной и коллективной волн, воли как элемента субъективного фактора социальных преобразований, ее места в механизме двйстеия социальной закономерности.
- 4 -Цель и зацата диссертации заключаются в том, чтобы:
определить специфику воли как одной из сущностных характеристик личности; ''
ответить на вопрос о месте воли в духовном шіре личности, ее предназначении и материальных истоках;
рассмотреть волю в социальном плане как элемент механизма действия социального закона, выявить взаимодействие индивидуальной и коллективной воли;
рассмотреть, почему и каким образом происходит волюнтари-зация и фагализация сознания лвдей, отражашіался в их волюнтаристском или фаталистическом стиле поведения;
раскрыть особенности проявления волюнтаризма и фатализма в нашей отечественной истории и современном бытии;
наметить пути преодоления волюнтаризма и фатализма в сознании и поведении лвдей;
попытаться ответить на вопрос о путях и средствах воспитания воли, имея в виду прежде всего молодежь.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
автором уточняется специфика воли как структурного элемента духовного мира личности и как предмета философско-психоло-гического анализа;
выявляется соотношение понятий "индивидуальная" и "социальная" воля, диалектика их взаимодействия в обществе;
обосновывается необходимость рассматривать волю как относительно 'самостоятельную составную "часть" механизма действия социального закона;
раскрывается роль воли как субъективного фактора разре-еания противоречий в ходе реализации выбора;
предпринята подыгка классификации основных проявлений
волюнтаризма и фатализма (как своеобразных "болезней" воли) в истории советского общества в их дальнейшей диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности;
па основании анализа причин появления и воспроизводства волюнтаристских и фаталистических тенденций сформулировзнм виводи относительно путей их преодоления в нашем обшьоТЕс;
обосновывается необходимость комплексного подхода к проблеме воспитания у нолодеяи позитивной воли.
Теоретической и методологической основой диссертации является диалектико-катеряалистическая концепция общества, истории, природи человека и его сущностных сип, в том числе и воли.
Практическая ценность диссертации состоит в том, что предложенные в ней подхода и рекомендации могут быть применены , в организации управленческой доягеліностп как сродство избавления от волюнтаристского стиля руководства, обеспечения его подлинно научного и демократического характера. Вместе с тем диссертация всей своим содержанием направлена против широко распространенного фаталистического умонастроения. Основнчэ положения диссертации могут быть использована в воспитательной работе с молодежью, при изучении в вузе ряда проблем человековедения: личность, свобода и ответственность, активность, отн'овопио к труду.
Апробация работ. Результата исследования допяадива'шсь на научном конференции молодых ученчх Волго-Рятского региона (1935), звгор припиизл участие в конкурсе молодих уч?інг-г, ироеечопнои Гсрькопокнм обкомом ШЛО'л в IL'flG г., в св"е!і пгдігоппоскпч сабо ге использовал гагериалн диссортяшіп.
Дчесертаїтя обсугдеча на заседатп і:'і>ді:;: 5"ло^'-Дип !>гле-гооодсслго госуцарсггпн гої'п yr(;t??pc:irc п (''. :'ЛЇ. .'In 54401-^"')-'о
И Плтгг--.;іі,7і-)]ПІТ'1 f "'Ч'П1 г''" .
Основные положения диссертации изложены в четырех публикациях общим объемом 1,75 а.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литература. Содержание диссертации изложено на 171 странице. Библиографическое приложение включает 282 названия.