Введение к работе
Актуальность и глубина темы вырисовывается еше ярче, если рассмотреть степень разработанности проблемы.
Отсутствуют специальные монографические работы, посвященные анализу молодежного сознания, не прослеживается единый комплексный подход в изучении компонентов сознания молодежи. Отечественные исследования носили фрагментарный характер, имели слабую эмпирическую и теоретическую базу, ценности молодежного сознания практически не сопоставлялись с реальным поведением молодых людей. Многочисленные исследования зарубежных ученых тоже не дали пока целостного научного знания о молодежи. Тем не менее на Запа^ де опубликована масса работ / особенно в 60 - 70-е годы /, поев» щенных молодежному бунту, анализирующих ход мыслей протестующих. Поэтому для избранного автором аспекта исследования является целесообразным обращение именно к западным работам, их осмысление к сопоставление с научным вкладом отечественных ученых. Обратиться к опыту Запада необходимо, чтобы сделать объективные выводы и прогнозы для предвидения характера настроений в молодежной среде и в нашей стране / если мы исходам из нашей принадлежности к единой цивилизации /.
К сожалению, требованиям сегодняшнего дня уже не удовлетворяют и без того малочисленные работы, в которых анализируются некоторые западные концепции -молодежи-./ работы С.Н.Иконниковой, Е.Л.Уваровой и-другие/. Идеологизированный подход мешал анализу той части работ зарубежных авторов, которые обращались к специфике становления молодежного сознания.
Значительный интерес-представляют работы К.Кенистона, Л.Кол-берга, Д.Роджерсаj В.Макклелана, В.Холла, С.Уайта и другие, в которых исходным является понятие "молодость" как особенный этап биопсихического развития человека.
Исследованию молодежи как носителя специфического типа сознания посвящены работы философов и социологов: И.'В.Бестужева-Лады, Н.М.Блинова, А;И.Б$имов6й,- Е.Д.Комарсва, В.Ф.Девичевой, В.А.Лукова, А.А.Матулэниса, ILH.Ренетова,. З.А.Саар, М.Х.Титма, И.Д*Чететинова,..В.ИЛупрова, В.В.Цибульника, они требуют дальнейшего осадсления. Предприняты попытки изучения связи между поколе-
ниями - в работах И.В.Бестужева-Лады, Л.П.Буевой, И.С.Кона, В.Т.Лисовского, Э.В.Соколова, В.ГДарчевой, В.Б. Чурбанова, З.Н.Шубкина. Однако научная информация с преемственности поколений в кризисных условиях / наподобие охвативших Европу в ЄС-х годах / отсутствует. Поэтому прежде всего, как это очевидно, необходимо обратиться к опыту, накопленному зарубежными ученкдм. Социологические и культурологические интерпретации "конфликта п."--колений" даются в работах С.Айзенитадта, М.Вебера, З.Дилътея, К.Мангейма, Х.Ортеги-и-Гассета, сторонникам! теории конфликта поколений, усматривающими источник бунтарства в повторяющемся взрь-ве агрессивной энергии, язлястся такке Д.Балл, З.Бжезинский, Дж.Кешан, Л.<5ойер. Понятие поколения ыногоплансво, оно рассматривается в демографических, социологических исследованиях, пересекает этнологические и психоаналитические концепции через схаму Эдипова комплекса.
Разнообразны исследовательские методы к теоретические перспективы поисков западных'ученых в молодежной среде. Предметом особой заинтересованности з настоящее время может стать анализ на современном уровне подъема и спада студенческого движения протеста 60-х годов, контркультуры как части молодежной субкультуры. Ключевой фигурой теории субкультур, безусловно, является Т.Парсоне другими духовными источниками являются ф.Нипше, Х.Ортега-и-Гассет, Э.Дюркгейм. Понятие "молодежной культуры" используют А.Козн, Д.Коулмен, К.Кенистон, ЬРейч, Т.Роззак и многие другие. Через тематику контркультуры осмысливается проблема кризиса европейского образа жизни.
Разные стороны феномена контркультуры и молодежного бунта 60—х годов исследовались в работах таких отечественных ученых как Еайчсров А.Р., Баталов Э.Я.,: Брычков А..Р., .Гордиенко А.Т., Гуре-вич П.С, Давыдов.В.Н., Еремина-10".В., Замошкин Ю.А., Красин Ю.А., Кретова Г.М., Любутин К.Н., Мельвиль А.Ю., Мотрошилова Н.В., Новинская М.И., Разлогов К.Э., Розенталь Э.М., Туганова О.Э., Юдина'Н.С. и других. Несмотря на значимость подобных работ,, сейчас, оіи во многом устарели.
Всестороннее изучение молодежного бунта, прогнозирование коллективных выступлений больших масс людей требуют мевдисцигоги-нарных исследований, совместных усилий различных наук, научных направлений к школ. Поэтому в выборе теоретической основы исследования автор 'диссертации обращается к работам зарубежных и оте-
-'6 - ..
чественных философов, социологов, политологов, криминологов, психологов различных направлений, использует различные подходы и трактовки. Автор опирается на существующий научный задел в . .? западной шологии./ в основном, англоязычной /, на конструктивные идеи материалов дискуссий, развернувшихся в последнее время в научной литературе.и периодической печати. Предметом анализа являются также работы многих западных исследователей и идеологов молодежного бунта, большинство из которых ранее не переводилось на русский язык и, в основном, впервые вовлекается в научный оборот з отечественной".философской литературе.
При исследовании'заявленной темы автором используется сравнительно-исторический метод."Методологическим основанием явилось также своеобразная описательная феноменология. С точки зрения автора, в кашей стране всегда был перекос на преобразования, не хватало именно феноменологического аспекта. Феноменология - это направление, из которого вырос.экзистенциализм. Экзистенциалистские построения К.Ясперса, А.Камю, Ж,- П.Сартра - которые занимают ведущее место в разработке темы данного исследования - базируются ка феноменологии. Феноменология - такое направление, которое просто высвечивает, но это уже очень много. : "
Автор использует возможность подзести под феноменологический анализ проблеми некоторую эмпирическую основу, обращаясь к данным социологических исследований, проведенных различными социологи-' ческима группами и им.самим.
Для уяснения того -ценяото и прогрессивного, что зреет в недрах андеграунда, использовались также'следующие методы /со-циально-психологическме /: включенного наблюдения; экспертного опроса; интервью; -контент-анализа различных типов документов / документов партий.и общественных движений, репортажей, реиен- -', ЗИЙ и т.д./. .
Опираясь на теоретическое знание, полученное в результате изучения обширной и разнообразной литературы, ка эмпирические данные, диссертант ставит следующие-цели'-'и. задачи исследования:
основной целью настоящего исследования является уточнение качественной специфики, содержательной стороны сознания молодежи в принципиально измененных, кризисныг условиях, выявление некоторых противоречий молодежной субкультур», несущей в себе с одной
стороны преемственность, а с другой - потенциальный бунт нового "потерянного" поколения. Поставленная цель развертывается в серию конкретных задач:
- раскрыть гносеологические предпосылки и онтологическое
содержание молодежного сознания,
. - исследовать сущность мировоззренческих процессов в молодежном сознании,
- исследовать сущность и содержание так называемого молодеж
ного бунта.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту и претек дугадие на новизну, заключаются в следующем:
-
Молодежное сознание характеризуется с точки зрения специфического распределения з нем элементоз утопии и традиции, с преобладанием духа негативной утопии.
-
Следует различать молодежь как возрастную группу, и как специфическое, историческое, поколение.
-
Медвозрастные конфликты, относящиеся к молодежи как возрастной группе, являются постоянным фактором, не зависящим от исторического времени. Наибольший интерес представляет конфликтность в борьбе исторических поколений, связанная с кардинальным перераспределением элементов утопии и традиции в молодежном сознании .
-
Общим качеством молодежного бунта является специфическое проявление "мужества быть". В современных условиях оно реализуется в рамках кризисного сознания как его пограничное состояние и носит комплексный характер.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение з трех публикациях. По материалам диссертации были сделаны сообщения на конференции "Современная философская компаративистика: мировоззренческие и методотогические аспекты" / Санкт-Петербург, 1993 год /, на международной конференции "Тема смерти в духовном опыте человечества" / Санкт-Петербург, 1993 год /, на конференции "Как возродить духовность общества и спасти культурное наследие России" / г.Пенза, 1992 год /.