Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Единство логического и методологического аспектов философского знания Орехов, Владимир Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орехов, Владимир Николаевич. Единство логического и методологического аспектов философского знания : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / С.-Петербург. гос. ун-т.- Санкт-Петербург, 1992.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-4/3092-7

Введение к работе

Актуальность темы ясследовшяя.Сомально-зкпнпмядя^яа прогресс в развитых странах характеризуется в наши дни возрастанием роля интеллекта во всех сферах человеческой деятельности.Б наиболее развитых в экономическом отношения странах на первое место выдвигаются сегодня наукоёмкие вида промышленной продукция и следовательно возрастает значение интеллектуальной деятельности.Но значение интеллекта в современных условиях не ограничивается его ролью в научно-техническом ирогрессе.Во всех сферах ярак-тической деятельности я в повседневной жизни постоянно возникают я треоуют эффективного решения все более и более сложные задачи.Дія решения таких задач первостепенное значение приобретает логика и методология как важ-нейаие. орудия,обеспечивающие эффективность интеллектуальной деятельности.Но как логика,так и методология не могут сыть правильно поняты и оценены без выявления роля философии в их историческом формировании и актуальном функционировании.Вплоть до середины прошлого Еека как. логика, так и методология оставались почти исключительно в сфере действия философии,однако со второй по-лоеиіш 19 века начинается процесс их ооособленяя.Во второй половине 20 века этот процесс фактически завершился. Как логика, так я'методология стали формой само-рефлексий научного познания.И всё же философия не утратила своей логической и методологической Функции.Напротив,такие аспекты эпистемологии как логический,методологический, i-ерменеЕтическяй оказались в центре внжланяя ряда ведущих направлений философия нашего временя. Однако вопрос о том,в чем именно состоят методологическая и логическая функции философия в современных условиях остается явно недостаточно выясненным как в нашей,так и в зарубежной литературе.Вопрос этот чрезвычайно сложный я ішогопланошнй я вокруг evo многочисленных аспектов продолжаются дисскуссии.Поскольку в рамках кандидате*ой диссертация невозможно охюатять весь ко.шлекс соответствующих проблем в ней намеча/лся только ооидае контуры

решения вопроса и более подробно рассматривается лишь одна его сторона.

Логическая и методологическая функция философии связаны прежде всего с тем,что всякая философская'система, аоскольку она принимается и входит компонентом в человеческое сознание,определяет и меняет его менталитет,а это существенно во всех дрормах познавательной деятельности и с необходимостью должно учитываться эпистемологией,стремящейся дать реальную картину познавательного процесса. Характерно,что менталитет познающего сознания реальным образом обнаруживает свое активное влияние в познавательном процессе как в логическом аспекте философского знания,так и в методологическом.Он определяет тот "дух", от которого существенно зависит стратегический план ц цель познавательного процесса.

Поскольку всякая философская система так или иначе ставит вопрос о картине мира,о сущности мира и человека, то понимание этих проблем так же прямо я косвенно влияет на логику и методология) познающего субьекта.В истории философии методологическое Влияние такого рода играло чрезвычайно важную роль'.Для современных философских систем влияние картины мира на логику и методе-* логию познания определяется'местом и ролью самой этой картины в системе философского'знания.Так.для неотомизма и диалектического материализма это влияние является чрезвычайно сильным, для экзистенциализма и различных направлений современного позитивизма оно слабее.

Всяк* философская система прямо или ковенно признает наличие каких-то универсальных закономерностей и характер этих закономерностей определяет как методологическую, так и логическую Функцию философии.Исторически этот аспект оказался более веете развитым в связи с дпалектикой.логическяй и методологический аспекты которой оосуадались со времен античності; и продолжают об-суаддися е современной философии.Б диссертации именно втому аспекту методологической и логической Функции <ївдосо4па уделяется лерЕостеденное значение.Этой проблеме полностью посвежела вторая глава диерергацкя.

іаї-іек".'ачєсі'.ое ..ш^ленке сказывается необ/.одш.лгд

не только в научном познания,но и для того,чтобы правильно ориентироваться в неопределенных я сложных ситуациях, порождаемых сложным переплетением человеческих отношений. Одно это делает уже тему диссертация актуальной,яоскольку я логический я методологический аспекты диалектики несомненно вносят наибольший вклад в повышение эффективности интеллектуальной деятельности.Между тем эти аспекты разработаны явно недостаточно.Исторически эти проблемы освещались в рамках философского мышления.поэтому наиболее разрабтано понимание философской логики,в то время как ее применение за пределами философия оставалось спорным. Это характерно и для методологического аспекта.Кроме того остается весьма запутанным вопрос как о сущности логического, вообще, так и о предаете и содержания методологии, а без принятия определенной концепции логического и методологического воооще нельзя составить себе правильного представления об их соотношении.Даже само наличие таких аспектов нередко ставится под вопрос,между тем анализ. истории философии показывает что эти аспекты диалектики разрабатывались на протяжении всей истории философии.

Характеристика имеющейся литературы.Бею литературу по данному вопросу можно разделить на три основные группы: во-первых это историко-философская литература,где эти вопросы обсуждались непосредственно'в их связи с.диалектикой. Ко второй группе относятся современная разработка в рамках философии того же круга вопросов..Здесь на первом месте работы,где дается развитие,трактовка диалектической логики и делаются попытки разработать методологию, основанную на категориальной структуре диалектики: работы таких авторов как йэлнин П.В.,Илььнков Э.В. .йяккерев Ф.ф..Оруджев з.И. и другие.

К третьей группе можно отнести исследования по форлаль-ной и математической логике и в частности по вопросу о познавательной и методологической роли логических структур.

.-4-

Объем этой литературы очень велик и поэтому требует сугубо избирательного подхода.Многив вопросы относятся к пограничным между философским я частнонаучным знанием.

Разработанность темы.Несмотря на обширность литературы, в которой так или иначе затрагиваются,обсуждаются и решаются различные аспекты взаимосвязи логического и методологического аспектов диалектики,почти всё здесь остается дискуссионным.До сих пор не существует широко признанной концепции взаимосвязи логического и методологического аспектов диалектики,более того,сами эти аспекты не определены,различия между ними не выявлены и как правило логический и методологический аспекты диалектики просто отождествляются,хотя в то же время предполагается наличие различий между этими аспекта-ли.Некоторая определенность существует лишь в историко-философской литературе,поскольку в ней,по крайней мере, раздельно рассматривается история философской методологии и философской логики.Однако различие точек зрения исследователей с одной стороны и отсутствие даже попыток выявить соотношение между логикой и методологией,оставляет много пробелов и неясностей даже в сфере историко-философского анализа.Несмотря на то,что в'литературе,посвященной диалектическому материализму существует достаточно влиятельное направление,для которого логико-методологическое содержание диалектического материализма имеет первостепенное значение,а для некоторых авторов сама эта философия отождествляется с логикой и методологией л здесь соотношению этих аспектов уделялось очень мало внимания.Поэтому, зачастую даётся суммарная характеристика логико-методологическим вояросал.а это ведет к упрощенному пониманию как логического,так и методологического аспектов диалектики.

При этом следует подчеркнуть,что нельзя смешивать логико-методологическую функцию философии в целом И ЛОГИКОтМЄ-тодологяческие аспекты диалектики.Логшго-методолэгическяе проблемы в рамках философии существуют и разрабатываются даже в тех философских систешх.в которых диалектика как теория Ессбще отрицается .Между тем е литературе по соответствующим проблемам диалектического материализма логико-методологические лрооле.'.ш философии в целом как. правило отождествляется с ,іог;::-::>-.;єтоаслогпчєскк.ми проблемами диалекти-

ки.По крайней мере сама проблема о различия этих двух подходов не ставилась и не обсумдалась в диалектическом материализме,что естественно приводило к подмене понятий как в ходе логических Еыводов.так и при обсуждении конечных результатов.

Выше изложенное позволяет сформулировать цель предлагаемой раооты.Она состоит а том,чтобы доказать специфику как логического,так я методологического аспектов диалектики и на этой основе выявить их соотношение,взаимосвязь, взаимную обусловленность,а так же специфическую роль каждого аспекта в познавательной деятельности.Для решения этой задачи осуществляется анализ понимания этого круга вопросов в истории философии.Е виду обширности историко-философского материала рассматриваются лишь те философские системы,в которых эти проблемы ставились явным образом я результаты которых в этом отношении оказали существенное влияние как на научное познание,так и на все последующее развитие как философии,так и научного знания.

Историко-философский анализ служит основанием для чобобщенной трактовки сущности как логического,так и методологического аспектов.Выявление определенной трактовки этих аспектов диалектики пашется основанием для рассмотрения их взаимосвязи,с учетом той литературы,которая посвещена роли этих аспектов, диалектики в современном научном познании.В выявлении такой связи я состоит основная цель диссертации.

Основные результаты.содержащие новизну в исследовании рассматриваемой проблемы,состоят в следующем:

1. в диссертации показано,что сдиистео логического и ме
тодологического аспектов философского знания в древнегре
ческой философия, наиболее ярко оонарушівается при решешш
трех основных проблем: І. проблемы противоречивости ;

  1. отображения детерминация в категориальной структуре;

  2. в решении проблемы полноты описания; / стр.37 - 38 /

2. в диссертации ооосновывается положение о том,что глав
ным фактором,определившим специфику соотношения логики и
методологии к философии Нового времени было то,что эпис
темология этого периода всецело определялась потребности-

ми развивающегося научного познания.Показано.что качественное отлячие этого соотношения состояло в том,что на смену доминирования логического аспекта возникла такая ситуация,в которой логический аспект философского знания оказался подчиненным методологическому / стр.60-61 /;

  1. в диссертации доказано,что смысл кантовского анализа соотношения форм созерцания и спосооности суадзния состоит в выявления механизма интуиции,что коренным ооразом меняет декартовскую концепции метода; / стр. 67 /

  2. обосновывается мысль о том,что несмотря на множественность логик я зависимость применяемых логических средств от предмета,существует объективное единство логики,так, что формальная и содержательная логика находятся в соотношении взаимной дополнительности; / стр. 117 / "

  3. на примере исследовательских программ,вытекающих из основных законов диалектики,показано,что методологический аспект Философского знания отличается от логического сбоям эксплицитным,осознанным характером; / стр. 127,137/

  4. в диссертации показывается,что логический аспект философского знания представляет собой совокупность универсальных парадигм .которые являются инструментом преодоления частных форм парадигмальности во всех видах познавательной деятельности,а методологисёский аспект философского знания позволяет эксплицировать содержание

этих парадигм по отношению к задачам познавательной л исследовательской деятельности, //стр. 145 /

Метододг/тйческая основа исследования.Полученные результаты явились следствием применения в исследовании исторического и логического метода.Объектом исследования,в кото-

ром применялся исторический метод являлась история философии, взятая лишь в тех её аспектах,которые непосредственно связаны с историей диалектика.В ходу исторического анализа применялся сравнительный метод, позволивший выявить тождество и различие в трактовке соотношения логического и методологического аспектов диалектики в различных философски): системах.

Апробация работы.Результаты.подученные в диссертации,докладывались на. научно-технической коїфєренции ЛЭТИ.а так же обсуждались на методологическом семинаре кафедры философии ЛЭТИ.По материалам диссертации депонированы две статьи.

Структура работы.Диссертация состоят из Еведения.двух глав.подразделямых на параграфы,заключения и списка использованной литературы.