Введение к работе
'J- ' РАЗІЩ I.
-—^U Актуальность темы исследования. Творческое развитие диа-лектико-материалистичеокой методологии было и остается важнейшей задачей советских философов . Одной из актуальных проблем материалистической диалектики, на которую прежде в философской литературе не обращалось необходимого внимания, является проблема взаимосвязи изменения объектов с их устойчивостью. Окружающий мир существует в виде совокупности относительно замкнутых систем, и потому исследование всеобщих связей и законов развития предполагает не только анализ их функционирования в мире как целостной системе, но также их проявление в последовательной смене одних устойчивых образований другими.
Ни одна из конкретных наук не обходит проблему устойчивости в ее органической связи с развитием и движением вообще. В физике она выражается, в частности, в законах сохранения. Современная астрономия, преодолевающая в последние десятилетия статичное представление о Вселенной, вместе с тем уделяет существенное внимание устойчивости объектов исследования,устойчивости самих эволюционных процессов, происходящих со звездами. О роли проблемы устойчивости в науке говорит хотя бы открытие "реликтового" излучения - остаточного явления былого состояния Вселенной, дающее возможность заглянуть человеку в ее прошлое.
Не менее важное значение проблема диалектической связи устойчивости и изменчивости имеет в исследовании исторического процесса. В его динамике и многообразии необходимо выявить нечто устойчивое в нем, неразрывно связанное с наличием повторяемости в истории.
Объективная связь изменений общественных систем с их устойчивостью ставит перед революционным движением пролетариата на каждом последующем этапе определенные задачи, решение кото-
I. См.Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза.-М.,1986.- С.84,167; материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза.-М.,1988.-
- 2 -рых предполагает сосредоточение усилий трудящихся масс то на качественном преобразовании общества, характерном для социальной революции, то на сохранении того, что уже достигнуто в ходе исторического развития. Так, с образованием первого в мире социалистического государства перед ним встала жизненно важная практическая задача - сохранить завоевание социалистической революции и на этой основе развить социалистическое преобразование до полной и окончательной победы социализма.С возникновением мировой системы социализма устойчивость социалистического общественного строя достигает степени, когда реставрация капитализма становится невозможной, прогрессивное развитие приобретает необратимый характер.
Дальнейшее совершенствование социализма также связано с проблемой устойчивости во всех формах ее проявления - достижении устойчивых темпов социалистической экономики, стабильного удовлетворения растущих потребностей трудящихся и т.д. Вместе с тем на ХХУП съезде КПСС, XIX партийной конференции дана резко критическая оценка инертности, окостенелости форм и методов управления приведших к застойным явлениям в жизни нашего общества , когда устойчивость превалирует над изменчивостью. Исследователей социалистического общества на современном этапе интересует анализ развития как целенаправленного, стабильного и устойчивого процесса. Существенную методологическую роль в этом анализе должна сыграть категория устойчивости в ее взаимосвязи с категориями движения и развития.
Анализ развития в единстве с относительной устойчивостью имеет важное значение не только для осмысления практических задач, связанных с перестройкой всех сторон жизни советского общества, но в неменьшей степени для углубления теоретических представлений о проблемах диалектики. Это делает вопрос взаимосвязи устойчивости и изменчивости особенно актуальным, требующим всестороннего его рассмотрения.
I. См.:Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советско
го Союза.-С.4:Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС.
27-28 января 1987 г. - М.,1907.- С.23.
Изученность темы исследования. Определенную разработку проблема уже получила. Как философское понятие устойчивость впервые было рассмотрено В.И.Свидерским, давшим самое общее и абстрактное определение категории устойчивости как диалектической противоположности изменчивости . Начиная с 60-х годов проблема устойчивости вещей и процессов их преобразования так или иначе затрагивается в ряде монографий и статей советских авторов . В 70-83-е годы этой проблеме посвящается ряд кандидатских диссертаций . В них показана плодотворность рассмотрения процессов изменения в диалектической взаимосвязи с устойчивостью, обращено внимание на наличие взаимосвязи между устойчивостью и изменчивостью, выявлено значение этой связи в исследовании противоречивости природы движения.
-
См.:Свидерский В.И. ГЬотиворечивость движения и ее проявление. -Л. ,1959.
-
См.:Депенчук Н.П. Симметрия и асимметрия в живой природе.-Киев, 1963; Овчинников Н.Ф. Принцип сохранения.-М.,1966; Столяров В.И.Процесс изменения и его познание.-М.,1965:Вяк-керев Ф.Ф..Караваев И.Г. Самодвижение и устоичивость//Вест-ник ЛГУ.-1969.- I? 17. - Вып.З; Лапка Л.И. Устойчивость как фактор прогрессивного развития//Философские проблемы эко-люционнои теории.-М. ,1971; Водопьянов В.А. Устойчивость в развитии живой природы.-Минск,1974; Югай Г.А. Развитие как единство изменения и сохранения//илос.науки.-1974.- № 4.; Мещерякова Н.А. Проблема устойчивости в методологии современного естествознания.-Воронеж, 1981; Иммалиева P.M. Природа связи и формы ее проявления.-Ташкент, 1965.
-
Мещерякова Н.А. Категории устойчивости в методологии современного естествознания.- Воронеж, 1973; Водопьянов П.А.Философский анализ проблемы устойчивости.-Минск,1973;Просмуш-кин А.Р. Диалектика устойчивости и изменчивости в развитии органической материи.-1974; Апрышкин А.И. Диалектика устойчивости и изменчивости:Логико-методологический аспект.-Алма-Ата, 1974; Щербаков Ю.А. Диалектическое единство сохранения и изменения как способ существования материи.-Л.,1977;Рос-тошинский Е.Н. Диалектика сохранения и регуляции в живой природе.-Л.,1980; Кумачев А.И. Методологические проблемы исследования устойчивости материальных систем.-Минск,1984.
Однако, несмотря на проведенные советскими философами исследования, проблема связи изменения явлений действительности с их относительной устойчивостью требует своей дальнейшей разработки.
Цель и основные задачи исследования.Для понимания значения устойчивости в развитии необходимо выявить объективную основу устойчивости, что позволит объяснить ее органическую взаимосвязь с изменчивостью. В литературе такой подход только намечен. Философский анализ проблемы предполагает раскрытие ее фундаментальной причины, что позволит не только фиксировать наличие вышеупомянутой связи в процессе развития действительности (между устойчивостью и изменчивостью), но и обнаружить в ней определенные закономерности. Поэтому в качестве исходной в диссертации ставится задача, которая до сих пор не решалась исследователями этой проблемы: выявить объективную основу устойчивости предметов и явлений окружающего мира в ее органической связи с изменчивостью.Диссертант анализирует диалектику устойчивости и изменчивости как выражение внутренней противоречивости материи как всеобщего, т.е.материи в ее целостности и единстве. Наличие всеобщего обусловливает самоорганизацию объективной действительности, она не представляет собой хаоса, она организована, что находит свое выражение прежде всего в объективных законах развития и функционирования окружающего мира. Рассмотрение данного обстоятельства позволяет, во-первых, выявить объективную основу устойчивости и, во-вторых, раскрыть различные формы проявления этой устойчивости.
По вопросу о содержании понятия устойчивости в литературе ведутся продолжительные спорь. Одни авторы утверждают,что понятие устойчивости тождественно понятию сохранения , другие считают, что последнее по своему объему - более широкое, чем понятие устойчивости, поскольку, мол, сохранение - атрибут
I. См.: Марков В.А. Проблема сохранения в философии и естествознании. - Рига, 1970.
- 5 -всякого бытия, чего нельзя сказать об устойчивости . В диссертации сохранение и стабильность, наряду с динамическим равновесием системы, рассматриваются как формы проявления устойчивости, в которой выражается самоорганизация объективного мира, на что в советской философской литературе не обращалось до последи времени внимания.
Слабо освещенным в литературе остается также вопрос о связи понятий устойчивости и изменчивости с другими философскими категориями, отражающими объективную связь этих сторон действительности, как выражения ее самоорганизации, со всеобщими чаконами. Некоторые авторы уделяют внимание этому вопросу, сопоставляя данные понятия с понятиями симметрии, асимметрии и т.д. . Однако рассматриваемый в этом аспекте круг понятий весьма ограничен, а главное - не нацелен на выяснение объективной основы устойчивости.
Исходя из вывода о том, что основой устойчивости,всегда находящейся в единстве с изменчивостью, является внутренняя противоречивость материи как всеобщего, автор далее ставит задачу: обнаружить в отражении взаимосвязи устойчивости и изменчивости в категориях и законах диалектики объективную "логику" связи между различными сторонами объективно всеобщего. На этой основе в диссертации осуществлена попытка систематизировать некоторые категории диалектики по одному из возможных оснований, заключенных в самой природе объективной действительности.
Диссертант опирается на методологическое положение В.И. Ленина о совпадении логики, диалектики и теории познания:"...
не надо 3-х слов: это одно и то же " . Логика связи между
рассматриваемыми категориями выступает в работе логикой построения системы основных категорий диалектики. Всеобщее объективного мира, обусловливающее его собственную самоорганизацию, проявляемую как в устойчивости, так и в изменчивости объек-
-
См.-.Щербаков Ю.А.Л^алектическое единство сохранения и изменения как способ существования материи.-С.ПО.
-
См.:Бельгаева Н.Н.Проблема сохранения в философии и биологии.-Л., 1975.- С.4.
-
Ленин В.И. Поли.собр.соч.,т.29,с.301.
- б -
тов,"развертывается" в диссертации через конкретное многообразие его сторон, отражаемое в категориях и законах диалектики. Таким образом, диалектика как теория развития выступает и как логика, выражающая объективную связь всеобщих сторон действительности. Вместе с тем исследование объективной логики связей представляет собой и познание всеобщего во всем многообразии его проявления в действительности, то есть логика является и теорией познания диалектики объективного мира.
Целью работы, таким образом, является получение более глубокого представления о взаимосвязи устойчивости и изменчивости в объективном мире и на этой основе дальнейшая проработка вопросов по систематизации категорий диалектики. В диссертации предполагалось также рассмотрение диалектики устойчивости и изменчивости применительно к обществу, в частности - к нашей социалистической практике. Главными задачами такого рассмотрения в данном случае являются:
выявление наиболее существенных черт специфики взаимосвязи устойчивости и изменчивости, присущих обществу в целом;
на этой основе определение наиболее общих причин и условий устойчивости капитализма в настоящее время;
общая характеристика возможностей социализма в достижении высшей организации и эффективности материального производства, обусловливающих его способность к динамичному развитию и высокую устойчивость как общественного строя;
анализ перестройки, происходящей во всех сферах жизни нашей страны, как необходимого условия обеспечения высшей организации социалистической экономики и ее революционного преобразования.
Новыми в диссертации являются следующие положения, которые защищает автор:
I) устойчивость объективного мира в ее органической связи с изменчивостью обусловлена наличием в нем всеобщего,представляющем собой материю в аспекте целостности и единства и являющемся организующим началом функционирования и развития
- 7 -всего многообразия предметов и явлений действительности.То обстоятельство, что объективно всеобщее не существует в "чистом" виде, а проявляется через бытие конкретных вещей, явлений, их связей, обусловливает, с одной стороны, относительную устойчивость каждого из объектов, а с другой - их изменение. Внутренняя противоречивость всеобщего объективного мира служит основой его самоорганизации, проявляющей себя прежде всего во взаимосвязи устойчивости взічей и явлений действительности с их изменением и развитием;
-
устойчивость как сторона самоорганизации объективной действительности проявляет себя различным образом, в соответствии с чем важнейшими ее формами выступают: динамическое равновесие систем, сохранение в процессе развития и стабильность самого развития;
-
взаимосвязь устойчивости и изменчивости как выражение самоорганизации материи может служить одним из объективных оснований систематизации категорій и законов диалектики, реализуемой в диссертации;
-
борьба противоположностей в механизме самоорганизации объективной реальности определяет, с одной стороны, относительную устойчивость системы, а с другой - ее развитие на прогрессивной и регрессивной стадиях, обусловливая дестабилизацию системы и переход в новое качественное состояние, который осуществляется либо путем накопления в системе одних и тех же
или однородных элементов, либо возникновения в ней качественно новых элементов, что свидетельствует о наличии в процессе развития системы - в границах закона перехода количественных изменений в качественные - двух существенно различных путей -количественного и качественно-количественного;
5) социальная революция в развитых капиталистических
странах на основе общей закономерности устойчивости обществен
но-экономических формаций как систем, заключающихся в соответ
ствии уровня развития материального производства общественным
потребностям, может осуществиться в настоящее время только при
условии, когда социалистическое производство как определяющая
- 8 -подсистема формации в полной мере проявит более высокий уровень своей организации по сравнению с капиталистическим*,
6) в революционном процессе перехода от частной собственности к общественной в нашем обществе исторически сложилось два этапа, первый из которых связан с передачей в руки государства основных средств производства, что привело при отсутствии дальнейшего качественного развития социалистических производственных отношений и наличии деформаций в строительстве социализма к новой форме отчуждения трудящихся от средств производства, а второй этап, каковым является современная перестройка, должен преодолеть это отчуждение, превращая трудящихся из номинальных собственников средств производства в реальных, разрешить обострившуюся в силу субъективного фактора внутреннюю противоречивость общественной собственности, характерную для первого этапа. Жизнеспособность.устойчивость социализма как общественного строя прямым образом зависит от способности к изменению его основы - социалистических производственных отношений и прежде всего отношения к средствам производства и органически связанных с ним отношений распределения. Этот этап революции осуществляется через качественное преобразование всего хозяйственного механизмам котором воплощаются социалистические производственные отношения, преобразование, органически связанное с демократизацией всех сторон общественной жизни, что является ключевыми проблемами развития общества, определяющими судьбу перестройки.
Методологические и теоретические основы исследования.Ра-бота опирается на марксистско-ленинскую методологию анализа теоретических вопросов материалистической диалектики, прежде всего на логику "Капитала" К.Маркса, ленинские положения о совпадении диалектики, логики и теории познания, о всеобщем, воплощающем в себе "все" богатство особого и отдельного" , позволяющем использовать в диссертационной работе метод восхождения от абстрактного к конкретному при систематизации ка-
I. Ленин В.И.Поли.собр.соч.,т.29, с.90.
- 9 -тегорий диалектики. В ходе анализа современных общественных процессов диссертант руководствовался методологическими установками, выдвинутыми партией после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС и нацеливающими обществоведов не просто на систематическое обращение к ленинскому теоретическому наследию, но и творческому осмыслению всей противоречивости общественного развития в настоящее время.
Несмотря на то, что в работе большое место отводится анализу взаимосвязи понятий устойчивости и изменчивости с категориями диалектики, она не замыкается на сфере понятий, автор постоянно обращается к рассмотрению проблем общественной жизни. Динамизм развития социалистического общества, революционный характер перестройки находятся под пристальным вниманием диссертанта; им посвящена не только специальная глава, но по существу вся диссертация. Нацеленность на осмысление современного этапа общественного развития проявляется в методологической направленности выводов, которые делаются автором при рассмотрении теоретических проблем, в широком привлечении к исследованию в диссертации фактов, обсуждаемых в прессе.Представляется, что анализ, например, противоречивых функций борьбы противоположностей, определяющих, с одной стороны, устойчивость системы, а с другой - ее дестабилизацию, и обусловливающих не только прогрессивное развитие системы, но и тормозящее на нее воздействие, имеет большую методологическую и практическую значимость для партийного, советского и хозяйственного руководителя.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Указанный подход реализовывался автором в учебном процессе в высшей партийной школе. На методологической основе взаимосвязи устойчивости и изменчивости для Дома политического просвещения Саратовского обкома КПСС подготовлена аналитическая записка по совершенствованию системы политической и экономической учебы. Автором издано также методическое пособие-'-,
1.См.:Мокин Б.И.Совершенствование производственных отношений, системы управления*и методов хозяйствования - важнейшие направления перестройки.Методические рекомендации в помощь птю-пагандистам и слушателям.-Саратов, 1987.
- 10 -опирающееся на выводы о взаимосвязи устойчивости и изменчивости социалистического общества. Это относится и к положению о качественном преобразовании социалистических производственных отношений в процессе перестройки в рамках сохранения общественной собственности на средства производства и другим выводам, защищаемым в диссертации.
Основные положения диссертации докладывались автором на Всесоюзном симпозиуме "Социально-философские проблемы перестройки: методология исследования опыта партийного руководства" (Новосибирск, 1988г.), региональной конференции "Категории философии и развитие научного познания" (Саратов,1982г.), на Проблемном совете по материалистической диалектике Минвуза РСФСР (Ленинград, 1981г.), научно-теоретических конференциях "Фридрих Энгельс и современность" (Саратов, 1985г.) и "Курс ХХУП съезда КПСС - продолжение дела Великого Октября"(Саратов, 1987г.).
Выводы диссертационного исследования отражены в публикациях центральной и местной печати.