Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диалектика сохранения и изменения в философии и естествознании Мохоря, Ефим Панаитович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мохоря, Ефим Панаитович. Диалектика сохранения и изменения в философии и естествознании : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01 / АН СССР. Ин-т философии.- Москва, 1989.- 42 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-2/2336-8

Введение к работе

І.

Дстуалъность темк исследования. Тво; исков развитие материалистической дпалектг"И, ее применение для решения ключових научных и практических вопросов - одна из самых актуальных проолем марксистско-ленинской теории.

Программа революциок эй пеоестройки советского общества, выдвинутая в материалах апрельского (1985 г ) Пленум? ЦК ПСС, ХХУП съезда нашей партии, кс кретизированная последующими пленумами ЦК КПССДП Всесоюзной партийной конференцией, предусматривает обновление экономической, политической, социальной, духовной сфер жизни страны. Формирование и реализация концепции ускорения социально-экономического развития, -реодоления застоя, косности, инертности, консерватизма, механизма торможения, лроявляющихся в теории и социальной практике, предполагают прежде всего усилене методсюги-ческих функций материалистической диалектики. В новой редакции Программы КПСС отмечается: "Принципиальной, выверенной основой естественнонаучного и социального познания была и остается диалек-тико-!..атериалиетичеснкл методология. Ее "уі^о и дальше творчески развивать, умело применять в исслех вательской работе и общественной практике.

Реализация методологических функций материалистической , ,иа-лектики как концептуальной системы осуществляется через ее основные элементы: принципы, законн,'категории.

Исследованию одного из фундаментальных положений матзриалис-тической диале"тики - принципа единства сохранения и изменения движущейся материи, составляющих его* категорий (coxpahdKUH и изменения, устойчивости и-изменчивости и др.) - посвящена данная дио-сертацкя.

Принцип единства сохранения и изменения движущейся материи, а также категории сохранения и изг энения, устойчивости и изменчивости вошли я философскув и естественнонаучную литературу прежде всего благодаря исследование законов сохранения в физике, принципов инвариантности в ы тематическом естествознании, стабильности систем управления.

Программа Коммунистической партии советского Союза: Новая редакция // Матери лы ХХУП съезда КПСС. - М., j.986. - С. 167.

За лослб^лЕе несколько даслїшгетгЧ обнаружилось много нераз-работршшх вопросов по данной проблеме. Кроме того, в современном естествознан-я появились новые ,-двшв, которые нуждаются в методологическом осмыслении для конкретиз<лрга и ут чнения принципа единства созфрчения и изменения. Вокруг этого принципа в современной философской лнг.;ратур„ вде- борьба даалектико-материалис-тическкх, ї^^еалис ічесгих и метафизических направлений. В современной науке растет интерес к этому принципу, к его познаватель-в_л и методологическим ф5".':лпаям. Однако в литературе встречаются стучав упрощенного и неточного понимания проявления этохЧ> принісша в спепдальі^х науках (например, понимание симметрии и асимметрии, игзариантносги и вариантности, стабильности и нестабильности, ндц-жіїости и ненадеашооти, наследств-нности и изменчивости, традиций и новаторства, стационарности и нестационарности, а также гомео^азиса, инерции и др.). С -мыс-ение под углом зрения принщ-а единства сохранен:..: и изменения ряда философских категорий - таг v, Как тождество и различие, содержание и форма, сущность и явление, закон, диалектическое противоречие и отрицание, качество, количество и мера и -руне - позволяет уточнить содер-яаш-іі этих натилрий, углубить даяиманиА принпшов материального единства мира, детерьшнизма и развития.

Также актуальными являются вопрос об анализе і^облеми сохранения и изменения в физике, технике j.-равления и биокибернетике, рассмотрен э сцедифши цуоявленг^йршпгяпа единства сохранения и изменения в этих областях, уточнение понятий гомеостази-са, стабильности функционирования в развития разнородных материальных систем.

Актуальность проблеме сохранения в изменения, устойчивости в Иі..ленчивости прид юг также исследования глобальных пробам, явлений самоорга..«<аапии неж-вых систем в др. Концешия сохране-гчя и изменения пробивает себе _орс у, Егэодолевая ограниченность кслсерва^измс в релятивизма, отрыващих друг от друга явления стационарности (равновесия, г'жоя) в вестациоварноств (не-равновесжк :в, подвижности). И.Цригожин в '".Стенгерс веры пишут о том, что законоыеря оть л случайность, обратимость в веобрати-мость, консе^вятизы j инновация, перманентно_гь (неизменность) в изменение, устойчивость в неустойчивость, ^итне в становление должны рассматтчтаі_-я ка- два соотносиге.'т.ных аспекта реальності

1 См.і ІЬигожин И,, Стенторе И. Поряд t из хаоса- Новый диалог

Катві.'ории "сохранение" и "изменение", "устойчивое.ь" и "изменчивость" широко используются в научной, учебной и методической литературе по философ"*. Однако философс;.лй статно этих универ-еяльннх понятий до с х пор не определен. Не выяснены также функции этих категорий в теории материалистической диалектики.

У разных авторов отсутствует единство ззігчдов по вопросу о содержании ятих понятий, определении методологических подходов и средств их исследования. Б отдельных рабі :ах намет: ась шная тенденция к подмене зна :ания философских категорий "сохранение" и "изменение", "устойчивость" и "изменчивости" содержанием одноименных специально-научных понятий и их аналогов.

Разработга указанных вше аспектов проблемы единства сохранения и изменения уточняє : и конкретизирует содержание ТЄ0П9ТЧЧЄ0-ких положение мятериалис.'лческоЧ дакиактаки, усиливает их мировоззренческие и метпдологичес-иэ функции в специальна научном дознании и социальной практике.

Степень разработанности научной проблемы. Отдельные аспекты проблемы сохранения и изменения, устойчивости и изменчивости рассматривались в домарксистской философии т овяз" с анализом основных мировоззренческих задач; о сувд .сти мира, его :іесотворимостй и веуничтожимости, о связи материи и движения, поког; и движения и др.

Принцип единства сохраненуч и изменения движу1, йся материи, конкретизирующийся в идеях несотворимости и неуничтожимости вещества и энергии, взанмопереходг различных форм движения, единства движения и покоя, прерывности и непрерывности, отрицания и преемственности в р звитий, относительной неизменности и гибкости основных тагегорий материалистичестмй да лектики, получил всесторон нее обоснование в трудах классиков марксизма-ленинизма.

До конца 50-х я начала 6J~x годов в советское философской литературе названная проблема специально не анализировалась. Развитие науки (и правде всего

Начиная с 60-х годов, в связи о анализом яротиворэчивсоти

ДВИКеНИЯ, СТаЛИ ШИРОКО УПОТРС'ІЛЯТЬСЯ ПОНЯТИЯ "УСТОЙЧИВОСТЬ" И "И8-

менчивость", так как категория "покой" и "движение" оказались недостаточными для описания противоречия шюгоооразных видов, фор.', движения.

человека о природой. - М., 1986. - С. 4Е, 56, 66, 81, 110, 116, 194-195, 362, 383.

Исоявдовсш" б области физики, в частности, законов сохранения, принципов инвариантности, симметрии обусловили возникновение Проблемы сох, анэния и ее различ'-ых аспектов (мировоззренческих, штодологическкх и др.), связанных с ч,оотношен"эм законов сохранения и принципа несогворимости и нзуничтояимости движущейся материи, симметрии и загонов с^хранния и др.

Развиз а биа~>гии. физиологии, кибернетики и других наук дало новнй импульс исследованиям новых аспектов указанной проблема. Этоцу способствовали -сследования явлений наследственности *і изменчивости, движущей и стабилизирующей форм естествеа..ого отбора, гошостазкх.-(в биологии п медицина), стабильности и нестабильности, надежности и ненадежности (в кибернетике) и др.

Несмс 'рг на важность анализируемой проблемы, в настоящее время еще недостаточно исследованы именно философские ее аспекты. Отсутствуют -лоногр^ичаскиэ работы, г которых исследовалась бы диалектика сохранения и нзг-нения, обосновывался бя категориальный татуг вышеназванных понятий, их содержание и функции в материалистической диалектике, а такхе эвристические возможности в специально-научном познании *т дп.

Среди авторов монографий, в которых сохранение, устойчивость "ибо изменение, изь'^зчивость исследуются в качестве самостоятельных философских проблем, следует назвать В..1.Веселов-ского, Д.А.Лэдогшшова, В.А.Маркова,'Н.А.Мещерякову, Н.Ф.Овчинникова, В.Й.Стол..?ова. Разл.лнь^ аспек-ы этой проблемы анализируются в многочисленных работах по истории философии, диалектическому материализму, филе зофскнм вопросам естествознания, лейтмотивом всех этих рабо? является следующее ьолохвнь-. Материя, движение, пространство и время, качество и количество, содерха-нїіе .: форма, сущнось и явление,- обще« и единичное, необхс. кишеть и случайность, абсолхгчая и относительная ист и. л, теория, *вдософч;киа категории в специально- аучш-ч понятия, инвариантность, с лметрия, Г'вариантнчсть и вариантность, симметрия в асимметрия, наследственность и изменчивость, традиции в инновации (новаторотп), имеостазис г так далее обличают противоречивый содержанием, внражаодпея посредством едквотва сохранения в изменения, устойчивости ч измончивостх.

Г БолйШшство авторов яря в-боре методе, .ответах средств во-<иедов&..гя даалектк-і оохг'шенхя к изменения ограничиваются хто, прпщЕпом щюткво^чхя а анализируют в основном онтолопгчекна

(объективно-диалектический) аспект проблемы, упуская иь виду логико-гносеологический (субъективно-диалектический).

Во многих работах по философии и есиствознаыго допускаются серьезные методологические просчеты, которые впоследствии приводят к теоретическим ошибкам. Так, если рассматривать в качестве равнозначны*, явлений физические процессы и инфо^..іац! -^нные связи, .0 ~ итоге отождествляются устойчиво-ть движения физических объектов и стабильность функционирования кибернетических систе... Иследуя устойчивость геосистем, отдельные снециртисты приходят к ложному выводу о том, что с-тционарность и устойчивость абиотических процес-^ сов равнозначны стабильности систем уцравленит (биологиче'сих, физиологических, экономических и т.д.). "т;о фактически равносильно отождествление функционирования, организации живых, социалтліг-объектов, о одаг*і сторон*., и фр"ико-хллических - с другой.

Сказанное в- та дает о ювание заключить, что единой концепции, охватывающей различные аспекты проблемы еданстп сохранения и изменения, устойчивости и изменчивости, ее проявления в системах философского и специально-научного знания, в настоящее время еще к^т. Это отрицательно сказнізаетея на пониманіи мяог<-т философских категорий (например, двиквния, закона, снятия, качеств и количества, тождества и различия, содержания и формы, абсолютного и относительного И Др.) И ИХ СООТНОШеНИЯ С ПОНЯТИЯМИ СОВремеННС НауКИ ('лоКИМИ,

гак симметрия.и асимметрия, инвариантность и вариантность, устойчивость и неустойчивость, надангзсть и ненадежность, наследственность и изменчивость, стационарность и нестационарнооть. гомеоетазис, инерция и др.). Сак.1 категории "сохранение" и "изменение", по верному замечай' ~э В,А.Маркова, "должны вспять слое место в числе основных л важнейших категорий материалистической диалектики"1.

Цель и задачи исследования. Вышеизложенное подводит т цели и задачам данного диссертационного исследование. Делью являє'-ся комплексное ИЗУЧеНИе ДИалеКТГ"^ СОХРаЬ-НИЯ Д Изменения. УСТОЙЧИВОСИ g

изменчивости не материале истории Философии. даС^т советских авто-рв по диалектическому материализму. Философским вопросам е тестдо-знания. а также положений современной науки (физиги. техники управления 2 биокибернетики), S3. 80Ф?> Формирование целостной философское

1 Парков В.А. Диалектическая взаимосвязь категорИ сохранения и изменения // Методологические вопросы современной науки в свете ленинских идей. - Рига, 1981. - С. 138.

К^.щепщпі, соответствгаиой научным г~?ещ й Функшоішрова..ли л шзврти^ разно-род"объектов., остающихся толдествеишд'ч до своей зсачэстветаой осново, B.jpetot различным (внутренним и, внешшш) де^табилиьхіТ)Угощим факторам.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить сле-дрздю задачи: Г. исследовать становление : развитие -юновных ас-экх^з проблемы сохранения и изменения в истории философии, вскрыть і..ос лпогкт-эскив причины идеалистических и метафизических концепций по данной проблеме,, сделать определенные вывода для современной философа, 2) проанализировать и обобщить вд^и, со-дер:...ициеся ~ работах советских авторов „о дднно:" проблеме, выяснить причины расхождений в трактовке категорий "сохранеіше и "игчонение", "„ згойчивость" и "язмегттосст", наметить пути преодоления ксщептуалышх разногласий, определить необходимые для «того ;..отодолог».^е..сие сре;,.гва; 3) ня ыаториале современной науки и теоретических полоягчий материалистической диалектики обосновать категориальны* статус понятий "сохранение" и "изменение ", "устойчивость" ті "изменчивость'', опреде. уъ их содержание; 4) выявить эвристические возможности, методологические функции принципа единства сохранен;.* и изменения в теории матерг^листи-ческой ддалекткт'.и, г его основа уточні: ъ и конкретизировать со-держааы основных законов и ггдечьных категорий; 5) проанализировать проявление «дкпо^ра сохранения и, изменения в соврс энном 0CT6CTI знании, исоле^ова-я. соотношение одноименных категорий в законов сохранения, тринц. -юв инерции, сго^ет^ии, инвариантности в физика, понятий сгабильностг : шеостазиса в технике управление а биокибернс""ш<е»

Теоретические источники, чатчный -угеълал и методологические основы исгчшдоваїг і. Выдвигая комплекс перечисленных выше залач» автор дают'! ^абoты исходил из широко представленных в <*"uiocc*cko2 и специально-научно' лг~эратуре фактов о сумствова-нии в объективном мціє многообразных ветай, связей, свойств, от-но э^-й, сохраняющихся, то вот остающихся .тносит^пьно неизме--вшш, инвариантными при во^возшк jx преобразив тяях, Превратно't, ИЗМЄ,'&К'ШХ.

j&irroe исследование ociuE jo на идеях классиков марксизма-ленинизма г>с единство і^.теріш, да декия, г-острани^ва и времени, о несоа-иоримости и неункчпл-.ишсти дх: ;ушп!1сл материи, о связи вэаг-опреврашонил раз^;гчшх фор:» дви-. лшя, об единстив два:..*-

гики, логшш и теорги ..^знания, тсвдества ж разлит % содержания и фор'зд» сущности я явления, общего ж вдг ичного, движения и покоя,, жнигеесизенннх и к.—-ес^вэннш: изменений, ^оторит іко"^ а логического методов, о связи философского и "-пециально-научного подходов в научном позни..ии» В дпсс9ртацяоЕ"ом исследовании попользованы рабоо.^. ведущие советских специалистов по щ Злемам й«го*>ии философии, даалвктіг'9Ского ..атершлизма, философским проблемам естествознания, методологии едврешшюгг научного ^знания ж др.

Т"Ч как в философской литерат;,..'8 нэ выделяются отде^ные аспекты проблеі. . сохранения и изменения, иодкфикрчии одног-шшх категорий, то в исследовг от отдельных форм прояаг. аия соответствующего принципа, а таї j ex становления в истории философт! и естествознания были проаяализі. эва-.;' раб^гн дон_.лссцг скж философов и естественнонаучные источники.

Научная №. изяа дис рташ . Ь ходе яс<. ;эдования единства сохранения и изменения движущейся материн в данной диссертации бит получена следующие результаты, состартяющда ео новизну.

Впервнэ в фалеевской лігаераа„ре единство сохранения її изменения, устойчивости и изменчивости рассматриваются в качества сашетояа .яьнаго объекта цело^-гаого и систематического исследования в теории материалистической цьолектикн.

Исследуется основные аспекты проблемы сохранения <. 'и?'.шв-нши в истории философ:.., а таив" становлеі:::в соответеїзуадего ко-няжкйг^го аіг-з,рата« Устанавливаемся,, ло сохраненной изменение выступают в качай за оовктивного основания категорий толугаства .. ^азличияз сод!, ланта и форш» субстинда и акимешвш» суостанцш и ае модусов, двкаенн. и покоя, чувственного ирациеялгного отражения, философского и СЕепиальхг;-научного знання». Показывает %, что односторонне толкование и (или) метафизическое дротипопостав-ление сохранения ж изменения, а также их отдельных csc-рон и аспектов являются гтним нэ гносеологических ::орней р^.лшш и „деаяизьа.

0босновкваэ5ся философский статус понятий "сохранение" и "изі-онениеир "устойчивость" я "измен лвость", ИССЛЭДувТСл ИХ содержание в материалистической диалектике. Эти /вивэтк>ажьвш ката-горжи внрежажг не только тасотвортаюсть и пуничгожимость (сохра-

звиэ) материИр ее ^бильноотьр движенке (измэнгнш) а противоречивость движения, как традипдошо считалось до нвдавг'зго чремиш» Принцип единства сохранения и изменения расярнвает фундаментальне свойства движущейся материи, ае основных атрибутов„ фор^ оу-

- ю -

ществования. Ілт ^гории сохранения и у^менения, устойчивости и изменчивости конкретизируют и уточняют содержание основных законов и категории материалистичес :ой диалектики (тождества и различна, содержания и формы, движения и покоя и -р.).

Спенна'гьно исследуется соотношение категорий "движение" и "изменение". Так, маттриальые д'-'-жение обладает противоречивым единством . дойад: ости и изменчивости, абсолютности и относительности, несотворимости, неузшчгояимости субстратных свойств и ъ-менения их формы. Отодг ветвление категорий "движение" и "изме-гчние" ведет к методологически;»! и теоретическим некорректностям. такое отоздест1«.ение суаивает, существенно обедчяет содержание категории "движение".

Ощ^долтея границь применимости кг-егор^ "сохранение" . и "изменение", их аналогов в современном естествознании, в также устанавливался конкретные методолог., шс-че требования и доги-чески; процедуры, позволяв: да переходить от философского уровня исс. эдовп ая ьроблеыы к специаль.:о-научшщу и наоборот.- Эти требования и процедуры предусматривают, в частности, абстрагирование от специфических факторов а 'шенно: от конкретных способов, средств, "механизмов", обеспечивающих сохранение, устойчивость, стаци :щрность раэнородш'х систем, природы объектов, уровня их организованности, характера внутренних процессов, .ладенций и направлений их движения и развития и т.д. игнорирование зглх требование и процедуі. приводит ъ. отоздествлзнию ф^шэсофских категорий и специально-научных понятий, к неправомерной подмене категорий "сохранение" и "изменанио'' общенаучными и частнонаучными понятиями, такими, Кик "инвариантность", "симметрия", Ч'омеостазио", 'стобильнось", "инерция" и др.

- - В отличие ос имеющихся в литературе подходов, согласно которым в диалектическом е/інстве сохранения и изменения выделяется та или иная оторона, конкнтн. ': аспект (субстратный, реляционный, генагтічас:ий, функ .шкальный), обосновывается вывод: диалектические антипода "сохр.ленио" и "изменение" в качестве философски: кагогорий является паритетнымг, взаимодополн.лщими і "дополнительными"), ^днопорядковыыи по уровню обобшвши ПО. "АЛИЯМИ, отображгчшими е, .инство устойчивости в иг..»нчивоо*и, сохранения в юменения вещей, связей, свойств, с.лошений и т.д.

- .Сатвгог"и "схранетие" и "изменею*}" используются в ка-
чезту базисша, основе которых создается своеобразнг -> "древо

- II -

понятий", включающее в себя философские, общенаучные и специально-научные синонимы и их аналоги ("утоЛчивость" и "изменчивость", "покой" и "движение", ''инвариантность" и ''вариантность*', "стабильность" и "нестабильность", "стационарность" и "нестационарность" и др.).

- На материале современного естествозпаниг (физики, техдци
управления, биокибернетик^ вня-ляется спецификация категорий "со
хранение" и "изменение", дается их сопос^авительны;. анаыз с ана
логичными понятиями современного естествознания. Также выделяются
эвристические во?"ояности принципа единства сохранения и изменения,
его методологические функции. Доказывается негорпектность попыток
выводить на уровне общефилософского аі лиза (вследствие органичес
кого единств? материи, дьлсения, пространства и времени) з.—со-га
сохранения из п-инцшов ^лвариг'ггности и наоборот. При этом опре
делены границы it :ш9нимост.. принципов симметрии (инвариантности),
симметрии и асимметрии как частных проявлений с динства сохранения

и изменения.

Рассматриваются особенности стабильности и нестабильное и функционирования систем управления, их качеств- лные отличия от устойчивости и неустойчивости движения физических объектов. Доказывается методологическая несостоятельность стремлений объединить в один класс устойчивых ила неустойчивых о^разоваю— разнородные гбъекты (физические и кибернетические системы), анализируются гносеологические причины таких концепций. .

Принцип единства сохранения и изменения ориентирует на исследование интиральной устойчивости, самосохранения бггасисгем разноге уровня организации (от ю.лточн^го и до биоценотического), их различных подсистем и структур. Показана ограниченность лодхо-дов, выделяющих только отделышэ аспекты стабильности бислистем управления (структурно-функциональный, струк"урно-мотіфологпческий, структурно-генетический). На примера понятия гомэостазиса, отображающего первоначально отабильнос.ть (конкретные к..нстаяты) систем управления организменного уровня, показана несостоятельной., попыток введения новых самостоятельных терминов, таки.., как "гомеоста-зис", "гомеокингУ, "биоста"і", для обозначения конкретныу форм стабильности биосистем управления, сужчвьлцих первоначальное значение понятия "гомеостазис" и ограничивающих его гэимзнигость. В противовес указанной тенденций образовались другие специфшгфую-щие понятия о конкретных формах стабильности биосист.ім управления,

- т2 -

такие; как "гилег:іческий гомеостаз", "'опуляционныи гомеистазис", "онто'-энетичест-'тй гомеостазис" и др. Автором выявлена недостаточность интерпретации гомеостазис как феномена, реализованного якобы только на основе отрицательной обратной зязи (управления но "рассогласованию"). В работе исследуются различные протектив-ный ("защитные") шш„.зш, ,>част ующие в обесчечешш гомеоста-зиоа, связавшие с :ак 7тззшваэмым управление!' по "возмущению". Оснозшге положения, выносимые на закгитт.

Е^инст^о сохранена и изменения является фундаментальным ф-яософским принципом, органически связанным с основными закона-I..; и категориями материалистической диалектики, учением о матера и форгтх ее существования, который отображает многообразные формы инва^иг епоотч и вариантности, устойчивости z изменчивости разнородных объектов (вещей, связей, свойств, отношений и т.д.). Этот принпди в проводимой автором тра,.тор-е становится более продуі: чвнш в философских : специально-научных исследованиях, чем .ради 'онн^е концепции, устаивающие только несотворимость и неуничтожимость ДБикущб^ся материи в субстратном отношении или устойчивость и измен^чвость да. ле'тя в функциональном плане.

Категории "сохранение" и "HSMeHe^e" обладают статусом унпвер "альных (всеобщих) ..аритетных диалектических антиподов, являвгтя бг">иснтпг понятиями по отношению к которые общенаучные и специально-научные аналоги ("инвариани.ость" - "вариантность", "симметрия" - "а., лмштркя", "уоі-ойчиво^і'ь" - "каустойчивость", "стабильность" - "нестабильность", "стационарность" - "нестащно-нарность" и т.д.) выступай.1 в качестве конкретных проявлений, модификаций, специфика'"й.

Выработанные методологические требования (необходимость разіувягч&ния субстАлтных, реляционных, функциональных, генетических аспектов сохранения : изменения), логические операции

(чбстрагирование от специфики о^ьек.ов, ллрактера материальных процессов, пые--аяи .ов" реш. .запии стабильности или нестабильности и др.) позволят' осуществить сопоставительный анализ философских катлюріиі "сохранение" и "изменение" и их специально-научных аналогов, спог ^бст'чга преодолению различных теорети 1эс-ккх некоррек-ностей >аких, как отоздествлен^,) функционирования физических объектов и систем у равнения и др.).

- іісследур'ой .малек- ко-материалисті'ческий принцип ориен
тирует ча системи}.» интерпретацию единства сохранения и : імене-

- ІЗ -

«ия структурно-субстратных, структурно-функциональных, структурно-генетических аспектов разнородных эоъекгов (физи^ских явлений, сигнально-информацион' у. процессов, систол управления), на поиск соответствующих морі - логических образований, обеспечивающих стабильность существования, функционирования, движения и развития материальных и идеальных систем.

Практическая значимо^д исследования. Разработка концепции о единстве сохранения и изменения, устоічи~_>ети и из;...лгї!Ьь.лти как универсальном диалект**..-датериалисги^екон принципе, пронизывающем всю систему теоретических полояений марксистско-ленинской философии (учения о материи и формах ее сущестЕ^зачия, законов и категорий материалистической диалектики., теории отрачсентг": и др.), ь исследование которого вносит определенный вклад данная pa6r?s расширяет возмо-ности на,, пюй г^тодологии.

Принцип едггогва сохр яения и .изменения способствует правильному осмыслению разнообразных явлений н процесів, изучаемых современной наукой, в которых содержатся не только определенные изменения, но такне и относительная неизменность, пнвариантності и т.п. Ьхог принцип нацеливает на поиск соч-тватс эующих "механизмов", морфологических образований, обеспечивающих: стабильность функционирования, развития разнородных объектов. УказанньЛ принцип мояет способствовать конкретизации пг-оиений матрриалисп. ,эской диалектики, развитии содержания ее законов и категорий.

В учебно-методическом шс ш положения диссертационного исследования позволяют углубить знания по отдельны:', те' ам курса диалектического матеї-іализма, сделать последние более доступными для усвоени" студентами естественных jasyjuieroB и технических вузов. Материал диссертации может быть использован в следующих тешк: "Философия, ее предмет и роль в обществе", "Основные этаг"' развития домарксистской философия. Борьба материа~изма в ицеалк-ма", "Материя и основные формы ~э существования", "Диалектика как у>. ние о всеобщей овязи и -оазвитий", "Основана зако л диалектики", "Категории диалектики", "Познание как отражение действиївльіасти. Диалектический: материализм о лознаваемости мира".

Апробация пботы. Осноучнэ идеи диссертации изложены в двух монографиях, а также в ,)яде статей по Teiw диссертации. О выходе книги "Диалектика сохранения и изменения (в домарк^имско'"» и арксиотско-іленинской философии)" информирует статья А.С.Шаттіро в реферативном журнале "Общественные науки в СССР. Философские

- Ї4 ~

науки". Cepw. 3. - 1987. - й I, - С. Я9-34.

По теме диссертационного исследования были сделаны доклады на УШ Меадуїародком конгрессе г_> лирике, штодологии и философии науки (Москва, август 1887 г.), ;.л теоретпеских семинарах "Специфика научного знания об управлении" (Калинин, февраль, 1979 г.) и "Взаимосвязь диа.\.эктигч и методов управления" (Калитці, февра.і І98Г г.). на итоговых конференциях преподавателей Бельцкого пединститута им. А.Руссо (1976 - ХЭ88 гг.), на ме -дологическом семинаре яр'-чодавагелей общетехнического факультета этого же института в 1983-1^84 и 1984-1985 учебных .одах.

Диссертаїм обс^^алась на кафедре филосоФии и политэкономии Белытчого пединститута и в секторе материалистическое, диалектики К. .сі гута философа. АН СССР и получила положительную оценку.

Струк. та. диссертации. Диссертг. ,ия постоит из введешь, пяти -мшв, заключения и сглска литературы, использованной в црс_;ессе чссл_дования.