Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диалектика общего и особенного в духовном производстве современного капитализма : (На материалах США) Росколотько, Ирина Леонидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Росколотько, Ирина Леонидовна. Диалектика общего и особенного в духовном производстве современного капитализма : (На материалах США) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина.- Москва, 1987.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 88-1/1893-6

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Приближение теоретичесюїх исследований к конкретнім нуждам практики - одна из важных задач, стоящих перед советскими философами. D Политическом докладе ЦК КПСС ХХ.УІІ съезду КПСС, на январском и июньском /I9G7 г./ Пленумах ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.Горбачёв І.І.С. подчёркивал, что учёные-обществоведы должны чутко реагировать на происходящие перемены в жизни, деркать в поле зрения новые явления. Необходимо "усилить марксистско-ленинскую теоретическую подготовку, идейно-нравственную закалку кадров, формировать у них высокую политическую и нравственную культуру."'

К глобальнім проблемам современности, на изучение которых нацеливает учёных КПСС, относится и обеднение культуры, размывание веками создававшихся духовных ценностей, которое несёт народам капитализм. "Сама жизнь ставит вопрос о сохранении культуры, о защите её от буржуазного разложения, от вандализации. Это - одна из важнейших общечеловеческих задач. Нельзя не думать о долговременных психологических и нравственных последствиях нынешней практики империализма в сфере культуры." ' Проблема эта прежде всего политическая, т.к. от того, какие знания, ценности, моральные нормы заложены в систему образования и информирования населения, зависит будущее человечества. Эта система в современном капиталистическом обществе подвержена существенному влиянию господствующей идеологии.

В связи с этим важное значение приобретает изучение проблематики духовного производства капиталистического общества, его детерминации, структуры и функционирования. По существу, капиталистическое духовное производство есть производство господствующего сознания, навязывание массам чуждой им системы интересов, потребностей, ценностей, целенаправленное внесение в общественное сознание господствующей идеологии.

Исследование духовного производства должно опираться как на изучение данного социального явления на уровне его сущности, обнаружение общих закономерностей, так и на изучение конкретных

I/ Материалы Пленума ЦК КПСС 27-28 января 1987 г. - М". :Полити--

дат, 1987. - С.83. 2/ Материалы ХХУІТ съезда КПСС.-'М. Политиздат,1986.- CIS.

событий, учитывающее национально-исторические особенности.

духовная жизнь общества в конкретных исторических условиях проявляется в совокупности'общих к особенных сторон, поэтому перед исследователем всегда встаёт задача рассмотрения всеобщих свойств и закономерностей культурно-исторического процесса во всём многообразии их особых модификации и, в частности, модификаций национально-исторического порядка.

Позитивніш разработка диалектики общего и особенного в духовном производстве является частным аспектом более общей диалектической проблемы единства и многообразия исторического процесса, которая до сих пор не имеет должным образом обоснованного места в структуре теории исторического материализма. Между тем, исторический материализм не может ограничиваться лишь анализом общих законов, выражающих единство исторического процесса; необходимо исследовать механизм взаимосвязи, единства исторических процессов и неповторимых в своей уникальности исторических судеб отдельных стран и народов, Ещё В.И.Ленин призывал дифференцированно подходить к изучению капитализма; различные его проявления, считал он, необходимо видеть во всех мельчайших разветвлениях ого исторического развития и его национальных особенностей. В связи с этим, писал В.И.Ленин, "безусловным требованием марксистской теории при разборе какого бы то ни было социального вопроса является постановка его в определённые исторические рамки, а затем ... учёт конкретних особенностей, отличающих эту страну от других в пределах одной и той же исторической опохи." '

В исследовании проблематики духовного производства вопрос о диалектике общих закономерностей и особенностей приобретает особую актуальность в свете вышесказанного.

3 качестве объекта данного исследования выбрано духовное производство СП1А в единстве общих закономерностей капиталистического духовного производства и особенностей исторического развития, национального самосознания, характера, психологии, отразившихся в духовном производстве этой страны.

Выбор объекта обусловлен рядом причин. Прежде всего, выяс-

II Ленин В.IT. О право наций на самоопределение // Поли.собр. соч. - Т.25. - С.263-264.

няя проявления общих закономерностей буржуазной общественно-экономической формации в истории США, марксизм учитывает и её особенности, повлиявшие на многие стороны американского опыта. В Соединённых Штатах, долгое время развивавгаихпя п относительной изоляции от внешнего мира, влияние национальной специфики на духовное производство било исключительно сильным и глубоким. Кроме того, в идеологическом плане США - одна из влиятельнейших стран, чьё духовное производство имеет, в известном смысле, международное значение, поскольку осуществляет идеологическое давление на многие страны мира. Поэтому понять специфику духовного производства США - значит, понять не только его особенности, но и общие закони производства господствующего сознания в капиталистическом мире.

Состояние проблемы. В философской литературе данная проблематика является малоразработанной. Она изучается в двух, часто не соприкасающихся, направлениях. С одной стороны, несмотря на относительно недавнее обращение советских философов к категории духовного производства, проделана немалая и плодотворная работа по анализу этой категории. С другой стороны, имеется обширная литература, представляющая собой, так сказать, эмпирический материал: исследования по идейно-политической ситуации США, особенностям национального самосознания, различным явлениям художественной культуры этой страны.

К исследованиям этого рода следует отнести работы Толстых В.й., Боголюбовой Е.В., Сиземской И.М., Межуева В.М., Нот роши-ловой Н.В., Левичовой В.Ф. и Щербины В.Ф., Злобина Н.С., Уледо-ва А.К., в которых рассматриваются социально-философские аспегае1 ты проблемы духовной деятельности. Сюда относятся, в частности, вопросы генезиса духовного производства в связи с общественным разделением труда, места духовного производства в системе общественного производства; экономические аспекты взаимодействия материального и духовного производства; основные функции и механизмы производства общественного сознания; организационная структура духовного производства и др.

Роль важнейших факторов, детерминирующих любое социальное явление, а в данном случае - духовное производство, гіешла свої отражение в работах Барга "Д.А., Лаврин^ино З.М., Могрелидзэ К.Р.

_4-

Огородникова В,П. и др.

К исследованиям второго рода следует отнести работ,--1 Замош-кина Ю.А., Гаджиева К. С, Кувалдина В. П. и др., в которых глубоко анализируется современная идейно-политичоская ситуация в США, новые явления в социальной жизни этой страны, а также рассматриваются процессы становления национального самосознания и характера, формирования ценностных установок различных социальных слоев.

Широкую панораму американской художественной культуры в контексте общественно-политической ситуации 70-80х годов открывают многочисленные исследования советских ученых-американистов-. Большое внимание уделяют отечественные исследователи -Засурский Я.Н., Феофанов В.А., Гуревич П.С. и др. - проблеме манипулятивного характера капиталистического духовного производства и, в частности, информационно-пропагандистского комплекса США.

Зарубежные и, в частности, американские исследователи, также проявляют интерес ко всем вышеперечисленным проблемам. Такие исследователи, как Д.Белл, П.Хирш, Р.Лшер, Т.Уайт, ф.Ма-хлуп, Д.Бурстин, Г.Энценсбергер, Г.Шиллер пытаются осмыслить и проанализировать процессы производства знания и сознания, осуществляющиеся в рамках о"ределённых институтов.

Однано, за пределами исследований данных авторов остаются важнейшие вопросы связи "индустрии сознания" с тем типом власти,, который она подчеркивает' и воспроизводит. Они не связывают развитие духовного производства с изменениями в общественных отношения;;, с развитием государственно-монополистического капитализма. В результате, подобные работы, оставаясь верными в обнаружении конкретных механизмов духовного производства, утрачивают достоверность и научность, когда дело доходит до выводов и обобщений.

Следует отметить, что в работах некоторых советских авто^». ров - Юровской З.П., Г'оловановой В.Г., Бунина ІЇ.М. - предприми-, ма.отея попытки увязать общие закономерности духовного производства и национально-исторические особенности некоторых стран. Б то же время степень изученности данной проблемы нельзя- считать полис-і-'. Малоисследованными остаются вопросы, позволяющие глубже понять своеобразное преломление общих закономерностей

детерминации и функционирование капиталистического духовного производства в конкретно-исторических условиях, в частности, США. Более углублённо требуется выявить, какие особенности социальной действительности США наложили отпечаток на облик духовного производства в отої; стране. Дальнейшего серьёзного изучения требует концептуальный аппарат данной проблематики.

Цель и задачи исследования. Основное целью диссертации является анализ диалектики общего и особенного /обусловленного национально-историческим своеобразием/ в духовном производстве США. Необходимость "вписать" феномен духовного производства в контекст национально-исторических условии потребовала решить следующие задачи как общетеоретического, так и конкретно-исторического, частного характера :

показать правомерность и целесообразность применения категории "духовное производство" в анализе духовной деятельности;

выяснить некоторые аспекти социальной детерминации капиталистического духовного производства, в частности, роль социально-психологических факторов в общей системе детерминант; выявить его структуру и функции;

рассмотреть идеологическое содержание внедряемых в общественное сознание стереотипов, а также сам механизм этого внедрения, интериоризации;

проанализировать определённые типичные особенности национального американского, характера, опосредованно проявившиеся

в своеобразии духовного производства этой страны;

- проанализировать специфику производимой в США духовной
продукции с точки зрения отражения в ней диалектики общих зако
номерностей капиталистического духовного производства и его
национально-исторических особенностей.

Теоретической и методологической основой диссертации являются труды К.Маркса, Ф.Энгельса, -В.И.Ленина; материалы и документы ХХУІІ съезда КПСС и Пленумов ЦК КПСС; труды видных советских и зарубежных учёных-марксистов.

На.учная новизна диссертации состоит в следующем :

- в диссертации рассматривается не получившиіі до сих пор
должного освещения вопрос'о диалектике общих закономерностей

и национально-исторических особенностей капиталистического духовного производства: это даёт возможность обосновать продуктивность применения категории ".духовное производство" для анализа сложных феноменов духовной деятельности;

особое внимание уделяется тому, что, идеально моделируя мир по образу и подобию капиталистических производственных отношений, социальные институты капиталистического духовного производства используют процедуры и механизмы, характерные для товарно-вещных отношений, что в конечном счёте способствует "производству" определённого социального типа личности - личности стандартной, пассивной, манипулируемой;

установлено, что характерной чертой современного капиталистического духовного производства является интегральный характер духовной продукции, т.е. производство целостных схем, блоков, моделей сознания, а не просто отдельных идей и концепций;

доказано, что социально-психологические факторы являются, с одной стороны, важным источником духовного производства, с другой - конечним продуктом, результатом интериоризации в массовое сознание "превращенных", рационально обработанных духовных образований;

показано, каким образом система духовного производства США, реализуя в своём развитии диалектику общих закономерностей и национально-исторических особенностей, являет своеобразие не только идеологического содержания духовной продукции, но и способов её интериоризации.'При этом выдвижение на первый план рокламно-пропагандистской тенденции в производстве

й распространении продуктов духовного производства связывается о традиционным национальным неприятием различного рода теоретически систематизированных форм духовной деятельности;

- вышеизложенное дало автору определённые основания ут
верждать, что духовное.производство в США центрируется вокруг
такого его подразделения, как средства массовых коммуникаций, с

~ помощью которых осуществляется наиболее мощное и часто не осознаваемое массами навязывание пропагандистских стереотипов мы-

шления и поведения, господствующей системы ценностей;

- в диссертации анализируется тенденция к совмещению процессов производства и распределения духовной продукции, преимущественно проявляющаяся именно в сфере массовых коммуникаций. Эта тенденция обнаруживает себя и как общая закономерность капиталистического .духовного производства, и как особенность духовного производства США, где институт посредничества обеспечивает высокую степень отрегулированное механизма духовного производства.

Практическая ценность исследования обусловлена значимостью и актуальностью разрабатываемой в диссертации проблемы. Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в научной, учебной, пропагандистской работе, в критике современной буржуазной идеологии, в определении конкретні^ мер по улучшению руководства процессом коммунистического воспитания. Ряд выводов, содержащихся в работе, молет служить и определённой базой для дальнейшего изучения данной проблематики.

Апробация работы. Основные результаты диссертащоннооо ис-« следования нашли отражение в публикациях автора, докладывались на заседании кафедры философии гуманитарных факультетов Одесского госуниверситета, на Одесском городском семинаре преподавателей марксистско-ленинской филосоГии, на научной конференции профессорско-преподавательского состава ОГУ, обсуждались на заседании кафедры марксистско-ленинской философии МШИ им, В.И.Ленина'.

. Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы, включающего 126 наименований. Общий объём - 153 страницы.