Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена двумя группами обстоятельств, порождённых как социально-практическими проблемами современной российской действительности, так и необходимостью их фило-софско-социологнчсского осмысления.
Первая группа обстоятельств отражает становление новой России как такого многонационального общества, п котором межнациональные отношения вступили в противоречие с традиционно сложившимися формами их существования. Необходимость обращения к указанным проблемам обусловлена также отсутствием" пока ещё целостной теории национального вопроса в современной, концепции межнациональных отношений, в. которых бы учитывалось современное социально-политическое, экономическое, духовно-нравственное состояние шиши.'н народностей независимо от их численности, размера территории проживания, национального уклада жизни, вероисповедания, характера хозяйственно-трудовой деятельности.
Вторая группа обстоятельств состоит в необходимости философского анализа такой важной сферы бытия человека и этноса, какой является сфера быта. Ведь достаточно1 'очевидно, что значительная часть . жизнедеятельности человека и этноса совершается п прострянственио-врёменпой сфере -быта. Однако по сложившейся традиции усилия большинства исследователей направлены на сферу материального и духовного производства, политики и др., ио не быта. Но если в материальном и духовном производстве формируется "человек исторический", то в сфере быта формируется "человек повседневный"'.
В соответствии с современным этапом переоценки многих человеческих-ценностей, а также неббходи-
1 Г'-'фТер М. ИСТОРИЯ - ПОХЧДП? Н'СЮрїіК - ЧЄЛОІІЄК ЛИШНИМ?
//Нопрош философии. -1У<)3, -№>9. -С.Ї
-.2--
мостыо научного определения понятия наций под интернационализацией мы будем понимать не производное от идеологического клише "интернационализм" (пролетарско-социалистический), а определённую мен-тальность, взгляды и политику, выражающую "совпадение коренных интересов или стремление к объединению усилий разных государств, наций, народов или их отдельных частей"1.
Посткоммунистнческие и постсоветские преобразования в России ив ближнем зарубежье осуществляются противоречиво. Как отмечают современные обществоведы, политологи и социологи, медленный и трудный процесс демократизации, возникший социальный кризис сохраняют, а иногда и создают почву для этнонацпопализма как наиболее доступной основы коллективных действий для достижения различных целей и интересов - экономических, политических, культурных ІІ т. д.
В наши дни в некоторых многонациональных регионах Кавказа неспокойно, но как оазисы межнационального согласия и мира выделяются такие регионы, как Республика Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария. Здесь уместно подчеркнуть, что конституирование Республики Адыгея как субъекта Российской Федерации нашло адекватное, понимание у руководства, учёных и общественного мнения Кубани.
Возникает правомерный вопрос, как объяснить тот факт, что на Северном Кавказе имеют место как-негативные, так и позитивные явления в межнациональных отношениях? В порядке постановки вопроса мы считаем возможным сформулировать следующую гипотезу: межнациональный мир и межнациональное согласие сохраняется в тех многонациональных регионах, в которых интернационализация жизни не ограничивается идеологическими заклинаниями и политическими лозунгами, а достигается реальная интерііацио-
1 Политология. Энциклопедический словарь. -М., 1993. -С.124,
нализация Сыта народов, проживающих совместно.
Данная гипотеза не означает отрицание роли идеологии и политики в сфере межнациональных отношений. По нашему мнению, например, в обеспечении и укреплении межнационального мира и межнационального согласия в Республике Адыгея важную роль сыграло то, что руководство Республики Адыгея, являющейся неотъемлемой частью и субъектом Российской Федерации, сумело провести в организации й работе законодательной и исполнительной зласти принцип паритета. В результате оказывается, что любое политическое решение не может быть принято большинством, если за него не проголосуют представители другого этноса. Указанная организация практики выработки и принятия государственных решений необходимо направляет усилия политического руководства на поиски не конфронтации, а компромисса, согласования и способствует упрочению межнационального мира и межнационального согласия.
Па современном этапе общественного развития перед обществоведами ставится задача исследования противоречии нашего общества и выработки обоснованных рекомендаций по их разрешению. В предлагаемой работе'анализируется взаимодействие двух важных сфер общественной жизни: области национальных отношений и быта. В центре внимания автора находятся коллизии, возникающие в ходе интернационализации общественного быта.
Злободневность такого анализа 'несомненна. На нынешнем- переломном этапе развития нашей страны возникли новые задачи по совершенстгованию нацио-: нальных отношений. Развитие общечеловеческой по содержанию многонациональной по национальным формам, интернационалистской по духу единой культуры нашего народа" Происходит на базе лучших достижений и с'лмобытнмх прогрессивных традиций. Этот np'q« Иесс охпатываеч все стороны социальной жизни. Ci;v>e-У'їра-чю прояЕ..ічется он а области быта, весьма пажіий
-4-для решения стоящих перед нами задач.
Выяснение диалектики национально-особенного и интернационального, самобытно-специфического и общественно значимого в быту представляет огромный теоретический интерес и реальную практическую ценность.
Как национальные отношения* так и быт является предметом анализа для разных наук /истории, совокупности экономических наук, социологии, этнографии, фольклористики, теории культуры, психологии и др./. Каждая из этих дисциплин рассматривает названные процессы в определенном ракурсе, осмысливая факты в своей понятийной системе.
Социально-философский анализ дает возможность представить ход интернационализации быта в наиболее общей форме, выразить его через сетку категорий философского материализма. Такая задача ставится в настоящей работе. Нам представляется, что она вполне отвечает требованиям времени в решении социальных программ, вытекающих из современного этапа реформы в нашей стране. Она органически вписывается в тот процесс, который развертывается сейчас повсеместно.
Состояние исследования
К проблеме формирования интернационалистских общечеловеческих по своей направленности отношений в быту наши учёные всегда проявляли значительный интерес. Несколько работ было написано в двадцатые-тридцатые годы Н. К. Крупской, А. В, Луначарским, Н. А. Семашко, Е. М. Ярославским.
О том, что внимание к этой проблеме возрастало, говорят работы шестидесятых годов. Среди них труды О. В. Куприна, М; И. Лйфанова, В. С. Маркова,, Г. В. Синицына, А. Г. Харчева, В. ]А. Чекалина и дру-
гих.
В 70-80 годы значительный вклад в исследование проблем интернационализации общественной жизни внесли советские ученые П. Н. Федосеев, Г. П. Фран* цов, Т. И. Ойзерман, М. Т. Иовчук, Г. Е. Глезерман, Р. ЗІЇ. Косолапов, Г. X. Шахназаров и другие.
В исследовании различных сторон этой важной проблемы развития общественной жизни в научно-теоретическом плане большой интерес представляют труды В. Г. Афанасьева, Э. В. Баграмова, Г. Ю. Бурми-строва, М. С. Джунусова, С. Т. Калтахчана, М. И. Ку-личенко, Л. Н. Литвинова, А. И. Холмогорова, И. П. Цемеряна и других.
Написано много работ, касающихся проблем формирования общечеловеческих моментов в быту наций и народностей. Среди них работы Е. М. Зуйковой, М. И. Лифанова, В. С. Маркова, В. F. Синицына, А. И. Кавалерова, А. Г. Харчева и другие диссертации и монографические исследования.
В этих монографических исследованиях дальнейшее развитие получили проблемы совершенствования различных сторон быта.
Содержание работ, написанных в 20-е годы, свидетельствует» что они были слишком идеологизированы, хотя в некоторых из них были заложены позитивные начала рассматриваемой проблемы. Начатая в те годы работа нуждалась в дальнейшем развитии применительно к новым этапам так называемого социалистического созидания. Однако, по справедливому замечанию Л. Н. Литвинова, к проблеме быта обществоведы мало обращались в последующие 25-30 лет. И лишь в последние тоды наши ученые вновь вернулись к этой проблеме. Характер работ, изданных в те годы, был обусловлен конкретными социальными задачами укрепления собстленчо социалистических начал в сфере быта. Однако п эгкх псследонэниях недостаточное внимание отводи иос.» проблемо соотношения национального' .ч иь чфиапиомального в социально-бытовых отисиїе-
ниях.
В 70-80-е годы появились исследования, более детально рассматривающие различные стороны закономерности интернационализации общественной жизни, общественных отношении. Но и в этих работах не ставилась задача рассмотрения интернационализации социального быта как существенной черты реального современного общества. На наш взгляд, общий недостаток этих работ состоял в отсутствии комплексности при исследовании национального и интернационального в сфере социального быта. В них исследовались, как правило, лишь отдельные стороны и черты интернационального и национального, не уделялось должного внимания взаимовлиянию и взаимообогащению наций и народностей в сфере быта, кроме того некоторые из них не лишены чрезмерного забегания вперед в осмыслении положительных моментов. Нельзя не сказать, что многие работы по исследуемой проблеме несли на себе отпечаток общей ситуации известного отделения обще-ствознания от реальных проблем непосредственной жизни. Общая тональность иднлличпости, обхода острых проблем коснулась и проблематики быта.
Цель и основные задачи исследования
Цели и задачи исследования определили структуру и исходные позиции анализа процесса интернационализации общественного быта как важной социально-философской проблемы совершенствования нашего общества. Учитывая существенные структурные изменения, происходящие сегодня в быту, мы считаем необходимым показать быт как сферу социальности на категориальном уровне. Общественный быт - это кате-' гория конкретно-историческая, собирательная, вклю -
чающая в себя производственный и внепрошводствен-ный, городской И сельский, семейный и индивидуальный быт. Понятие "общественный" распространяется на всю внепроизводственную жизнь людей. Думается, к области быта применимо выражение, использованное в названии капитального труда одного из крупнейших историков современности француза Фернана Броделя "Структура повседневности"1. Область быта - это действительно структура повседневности. В нее входят многие явления общественной жизни: как люди едят и спят, каковы их жилище и одежда, как они общаются \i веселятся, набираются сил и воспитывают детей.
Вместе с тем, как метко заметил однапеды писатель Юрий Трифонов, понятие быта отнюдь не случайно этимологически соприкасается с понятием "бытие". Философская категория "бытие" и социально-философское, социологическое понятие быта взаимопроникают друг в друга. Именно поэтому быт как понятие и быт как сфера общественной жизни выступают закономерно как предмет философского рассмотрения.
Мы считаем целесообразным рассмотреть общественный быт с точки зрения единства, различия и многообразия соотношения в нем материальных и духовных аспектов. Общественный быт - это вся непроизводственная сфера жизни людей, в которой идет процесс удовлетворения повседневных потребностей на основе материальных и духовных богатств, созданных коллективными усилиями всех наций и народностей. При всей важности исследования отдельных сторон быта: городского, сельского, семейного, индивидуального - все же особое значение имеет анализ общественного быта как интегрального выражения всей области бьпопых отношений. Общественный быт по объективному содержанию и сущности более широко отражает прогрессивные интернационнлыые и национальные ч^.рты. Однако из
1 Броде її» Ффііан (.фук'і)ра попссдіісшіости. Возможное н hcivjv можііОу.-. -М.: Гірш росс, IViM.
этого не следует, что интернациональные моменты не присущи городскому, сельскому, семейному, индивидуальному быту, хотя именно в них, особенно в духовной стороне, более устойчиво могут сохраняться национально-специфические особенности. Наша задача состоит в том, чтобы:
« выявить основные силы, формирующие черты интернациональной общности в сфере непроизводственной жизни людей; в показать существенную объективную необходимость единства национального и интернационального в сфере социального быта; в установить механизм их взаимовлияния и взапмо-обогащепия как важный фактор сближения и развития всех народов; в проследить пути преодоления противоречий национального и интериацчоиаяыюго в сфере быта. -
Методологическая основа
Теоретической и методологической основой диссертации явились философские и' социологические исследования отечественных и зарубежных философов о взаимосвязи национального и Интернационального в общественной жизни и в сфере социального быта в свете перемен, происходящих на современном этапе общественного развития в нашей стране.
В качестве эмпирической основы днссерта.щ.-^ использовались монографические 'исследования отечественных и зарубежных -ученых, статистические сведения, опубликованные и центральной и местной печати. Для написания работы был изучен п обобщен материал, почерпнутый из социальных, демографических, эх-
нических исследований событий современной жизни, а также данные статуправлений и отделов загсов северокавказских республик. В работе вместе с тем отражены личные наблюдения, беседы, встречи в различных коллективах.
Научная новизна исследования: э дано социально-философское осмысление зафиксированного эмпирически этнического парадокса межнационального выравнивания бытовых условий, соотносящегося с развитием национального самосознания; о показана реальная диалектика консервативности и эластичности, подвижности, изменчивости в быто- вых отношениях;
о показано, что в современных условиях в сфере экономики могут, быть созданы необходимые и достаточные условия для преодоления узконациональных барьеров в сфере общественного быта; о зафиксированы исторические ступени процесса интернационализации общественного быта; о выяснены основные линии интернационализации бытовых традиций и их составляющих /обычаи, обря-. ды, ритуалы/; » освещены главные направления сближения духовно-ценностных ориентации в ходе интернационализации быта;
в охарактеризованы определяющие факторы интернационализации социально-бытовых отношений.
На защиту выносятся следующие положения;
1. В общем ходе общественной жизни процесс интернационализации быта имеет специфические осо-
-10-бенности. Интернационализация быта - явление исторически недавнее. В ней есть моменты явные, фиксируемые, точно наблюдаемые. Они наглядны и подчас схватываются почти интуитивно, вместе с тем их непросто выразить в логически определенной форме. В современных условиях экономическое развитие породило необходимость и достаточные условия для преодоления узконациональных барьеров в сфере общественного быта. ,
-
В быту как завершающем звене производительного процесса интернационализация развертывается неравномерно. В материальной стороне быта она идет быстрее, выделяется нагляднее. В области эстетического оформления интерьера, бытового этикета, семейных ритуалов, форм досуга она идет значительно медленнее.
-
Сейчас четко обозначилась ситуация, определенная этнографическим знанием, как современный этнический парадокс. Суть его в том, что возникло противоречие, при котором нивелируется, выравнивается материальная сторона быта, соотносясь с подъемом этнического самосознания, оживления исторической памяти.
-
Сохранение национально-специфических особенностей в быту /на уровне обрядовых, ритуальных моментов и т. д./ может иметь двоякую направленность: консервативную и прогрессивную. Плодотвор-, ные, жизненно, значимые моменты быта, сохраняющие национально-особенную окраску, органична взаимодействуют с нарастающими интернациональными моментами в быту, развивая их, не препятствуя им. Вместе с тем, в реальном течении жизни обнаруживается гальванизация элементов уходящего этнического быта, ПИ-' тающая подчас националистические реликты.
5. В интернационализации быта все большую значимость приобретает сознательная дея гельность человека в становлении новой обрядности, сближении на этой основе духовно-ценностных ориентации разных народов.
Практическая значимость исследования
Выводы и рекомендации по формированию интернационализации общественного быта, предлагаемое в работе, могут быть полезными для научного управлё-ння многонациональными коллективами, способствовать искоренению уродливых явлений в быту, архаичных пережитков и предрассудков, особенно для народов Северного Кавказа. К высказываемым нами суждениям и определенным точкам зрения по отдельным вопросам нужно подходить с позиции философского учения о том, что каждое общественное явление следует рассматривать с позиции его дальнейшего развития.
Результаты исследования могут принести определенные позитивные результаты при использовании их преподавателями в учебно-воспитательной работе, лек-горами и пропагандистами, занимающимися этими Проблемами, а также местными органами управления культурно-просветительными учреждениями и т. д.
Апробация работы
Диссертация обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры философии ИППК при Ростовском госунп-верШтсге, Адыгейского госуниверситета. Результате Исследования цокладывались на конференции препод-^ вателеп АГУ. а также на Всероссийской конференции по і.'роолемам национальных отношений в г. В-дадіксагі-
-12-казе в 1986 году. Материалы использовались республиканским обществом "Знание". По теме диссертации имеются публикации общим объемом 2,4 п. л.