Введение к работе
Актуальность темы исследования. Противоречивое единство современного мира стало властной реальностью бытия современного человечества, ныне, в эпоху ракетно-ядерного оружия, отоящего перед угрозой своего полного уничтожения. Концепция нового политического мышления, предложенная миру руководством КПСС и Советского Союза, Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР U.С.Горбачевым, является осознанием этих новых условий жизни. Процесс становления взаимозависимого мира, начавшийся в Новое время, в конце XX в. получил всестороннее воплощение, наглядное и ощутимое для большинства населения Земли. Новые исторические условия жизни человечества заставляют заново осмысливать социальные и культурные процессы, протекающие во взаимозависимом мире, где происходит интенсивное и конфликтное формирование того культурного единства, о котором как о магистральной линии развития духовного производства человеческого общества писали К.Маркс и Ф.Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии". Вот почему изучение процессов, развивающихся в современной мировой культуре, а также путей её становления является актуальной научной проблемой. Диссертация задумана как философско-историческое исследование. Такой подход позволяет подняться до понимания общего хода развития, лучше оценить перспективу, острее осознать неповторимость культурного наследия, увидеть позитивные стороны современной мировой и отечественной культуры, глубже понять опасности, которые несут культуре человечества некоторые ее новые феномены, реакционно-утопические идеологии, фашизм, буржуазно-коммерческое отношение к культуре. В диссертации исследование фундаиентальных (в том числе и дискуссионных) проблем исторического материализма и мировой культуры связано с рассмотрением острых практических вопросов развития современной культуры (авангардизм, массовая культура, влияние Западной культуры на неевропейские цивилизации и др.).
Состояние научной разработки проблемы. Диссертация опирается на работы по проблемам исторического материализма, философии истории и культуры, эстетики; на исследования по истории и культуре отдельных цивилизаций и стран, на работы и документы по проблематике международного культурного сотрудничества.
Философско-истораческая проблематика получила развитие в домарксистской западноевропейской философии в трудах Дж.Вико, Ф.Вольтера, Г.В.Ф.Гегеля, И.Г.Гердера, И.Канта, МЛ.А.Кондорсе, Ш.Монтескье. Вопросы теории исторического процесса и культуры рассматриваются в марксистской литературе, в работах Э.П.Агооти, А.Грамши, Г.В.Плеханова, в исследованиях советских обществоведов А.И.Арнольдова, Ф.М.Бурлацкого, А.А.Галкина. Г.С.Гудожника, А.Я.Гуревича, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Н.И.Конрада, Ю.А.Красина, М.А.Лифшица, В.М.Межуева и др. Теория "культурно-исторических типов", или "локальных цивилизаций", изложенная в работах Н.Я.Данилевского "Россия и Европа", О.Шпенглера "Закат Запада" и "Прусская идея и социализм", А.Тойнби "Исследование истории", породила обильную критическую литературу. Это - работы советских ученых С.С.Авериицева, Э.А.Араб-оглы, Э.С.Маркаряна, Е.Б.Раиков-ского, Ю.Н.Семенова, Г.Д.Чеснокова; русских немарксистов Н.А.Бердяева, Я.М.Букшпан, Ф.А.Степуна, С.Л.Франка; зарубежных исследователей О.Андерле, Х.Ортега-и-Гассет и др.
Свяаь идеологии и художественного творчества раскрывается в произведениях К.наркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, А.Грамши; исследуется в работах советских ученых К.м.Долгова, Ю.А.Лукина, В.П.Шестакова и др. Философско-астетические основы авангардизма обстоятельно исследованы в работах советских ученых Ю.Н.Давыдова, и.А.Хифшща, Л.Я.Рейнгардт, Г.М.Шнеерсон и др. Судьбы западноевропейского и русского авангарда исследуются иностранными культурологами в многочисленных коллективных работах. Свое отношение к модернизму высказывали И.Э.Грабарь, С.В.Рахманинов, 11.U.Фокин. Кассовая культура буржуазного общества исследуется международной марксистской мыслью.Это- работы Г.Ашина, А.Грамши, Е.Карцевой, А.Кукаркина, А.Лебедева, Э.Соловьева и др. В буржуазной культурологии изучение массовой культуры ведется в тесной связи с проблематикой "массового общества" и современных средств массовой коммуникации. Среди буржуазных социологов, писавших по зтим вопросам,-Б.Розенберг, Д.Уайт, Ж.Фридман. Усилившееся распространение массовой культуры в Советском Союзе вызвало острую полемику среди советских литераторов.
Различные аспекты проблемы типологии культур и воздействия Западной цивилизации в Новое и новейшее время на неевропейские цивилизации разрабатывали Э.Агости, У.Ростоу, Л.Сеа, Р.Тагор,
А.Тойнби и др. Социально-политические противоречия буржуазной "вестернизации" раскрывают многие работы К.Маркса и В.И.Ленина. Это - статьи К.Маркса об Индии, колониальной политике европейских держав, произведения В.И.Ленина об империализме, по национальному и национально-колониальному вопросам.
Изучение истории и культуры Японии получило развитие во многих странах. Это - труды советских ученых Л.Д.Гришелевой, Н.И.Конрад, Н.Т.Федоренко, Х.Т.ЭЙдус и др.; зарубежных - Д.Кин, З.Рейшауэр, Гундзи Ы., Одзаки К., Тояма С. и др. Работы по Китаю составили обширную область синологии. Это - труды русских и советских китаеведов В.М.Алексеева, Н.Я.Бичурина, М.С.Капицы, Н.И.Конрад, С.А.Серовой, В.Ф.Сорокина, С.Л.Тихвинского, Н.Т.Федоренко и др.; зарубежных ученых Крэйг, РеЙшауэр, Фитцджеральд, Фэрбэнк и др. Истории и культуре Индии поовяцены работы советских ученых К.А.Антоновой, Г.М.Бонгард-Левин, Г.Г.Котовского, А.Литмав и др.; зарубежных - С.Радхакришнан, Н.К.Синха и др. Изучение истории и культуры народов арабо-нусульманского мира составляет обширную область знания. Исследованию средневековой арабской культуры посвящены труды русских и советских ученых В.В.Бартольда, И.ЮЛрачковского, Е.А.Беляева, И.М.Филывтинского и др.; зарубежных - Х.А.Р.Гибб, Г. фон Грюнебаун, Э.Леви-Прован-саль, А.Массе, А.Мец, У.М.Уотт и др. Истории и культуре арабских стран в новое и новейшее время посвящены исследования советских востоковедов А.Долининой, А.Игнатенко, В.Луцкого и др. История и культура Ирана периода мусульманского Средневековья, нового и новейшего времени рассматриваются в работах русских и советских востоковедов В.В.Бартольда, Е.Э.Бертельса, И.С.Брагинского и др. История и культура Турции исследуются в трудах русских и советских ученых В.А.Гордлевского, А.Д.Хелтякова, А.Ф.Киллер, Ю.А.Пет-росян и др. Этой проблематике посвящены труды иностранных авторов Н.Беркс, Р.Дэвисон и др. В диссертации использованы работы политических лидеров современного Востока, чья деятельность и идеология значительно повлияли на социально-политическое и культурное развитие этих стран. Это - работы М.Ганди, Ц.Кемаля, Мао Цзэдуна, Дж.Неру, Р.Хонейни. Обширная литература посвящена истории и культуре США. Это - труды советских ученых Я.Н.Засурского, В.Конен и др.; зарубежных - А.Мерсийон, В.Л.Паррингтон и др. Марксистско-ленинская традиция изучения истории и культуры Латинской Америки
k представлена работами Э.Агости, Х.Мариатеги и других латиноамериканских мыслителей. Истории и культуре народов Латинской Америки посвящены работы советских ученых И.Григулевича, В.Кутей-щиковой, Л.Осповат, С.Семенова, В.Силюнас, А.Шестопала и др.; зарубежных - Л.Сеа, М.Стингл, П.Энрикес Уренья и др.
Изучение России и Советского Союза составляет особую область социально-философского, исторического и культурологического знания. Исследование советской эпохи выделилось в самостоятельное направление. Вместе с тем, отражая реалии исторического процесса, эти исследования не могут не рассматривать развитие Советского Союза, прежде всего, как продолжение истории России. Фундаментальные труды по русской истории созданы H.U.Карамзиным, В.О.Ключевским, СМ.Соловьевым. Среди многочисленных работ по истории России - труды Б.Д.Грекова, Н.И.Павленко, A.M.Сахарова, Р.Г.Скрынникова, И.Н.Тихомирова и др. Проблематике культурного и художественного процесса в России посвящены работы В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, В.В.Стасова, Б.В.Асафьева, И.Э.Грабаря, Ы.В.Алпатова, Д.С.Лихачева, размышления русских и советских деятелей культуры. Работы по философии истории и культуры России созданы Н.Я.Данилевским, О.Шпенглером, А.Тойнби, Н.Бердяевым. Обширная литература по критике марксистско-ленинской теории культуры, советской художественной практики, политики в области культуры, осуществлявшейся КПСС в разные периоды советской истории, создана буржуазной советологией. Советологическая культурология представлена работами Р.Арона, М.Слонима, А.Ярмолинского и др. Изучению социально-политической и культурной ситуации среди советских мусульманских народов посвящены работы А.Беннигсен, Э.Бэкон, С.Вимбуш, Э.Каррер д'Ан-косс, Ы.Рывкина, Дж.Уиллер и др.
Политике СССР в области международного культурного сотрудничества, деятельности ЮНЕСКО посвящены работы Ю.Кашлева, А.Пи-радова, Г.Уранова и др. В диссертации использован материал слушаний по проблемам ЮНЕСКО в Конгрессе США, предшествовавших выходу страны из этой международной организации.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ мирового культурно-исторического процесса в его целостности, противоречивом единстве. Автор стремился раскрыть закономерности естественноисторического и культурного развития человечества и,
5 выясняя характеристики общественного прогресса, осмыслить противоречия современной культуры, определить отношение к ним с точки зрения исторического материализма, принципов культурной и художественной политики і разработанных В.И.Лениным. В диссертации ставились следующие задачи:
дать философскую интерпретацию всеобщей и всемирной истории и культуры с позиции исторического материализма; в связи с этим обосновать критику философско-исторической теории "локальных цивилизаций", ставшей одной из наиболее распространенных методологических концепций в современной буржуазной исторической науке и культурологии;
раскрыть взаимосвязь идеологии и художественного творчества, включая феномены авангардизма и массовой культуры;
проанализировать противоречивую проблему воздействия Западной цивилизации на неевропейские цивилизации в процессе становления и развития современного мирового сообщества (на материале Японии, Китая, Индии, арабо-мусульманского мира), а также охарактеризовать своеобразие путей развития культуры США и Латинской Америки;
показать место России и Советского Союза в мировой истории и в связи с этим дать анализ философско-исторических взглядов О.Шпенглера на судьбы России и русской культуры, на большевизм и Великую Октябрьскую социалистическую революцию; рассмотреть точку зрения буржуазной советологии на развитие советской культуры, а в связи с политизацией исламской идеологии - утверждения советологов-востоковедов о политике "русификации" культуры мусульманских народов Советского Союза, якобы осуществляемой Советской властью;
показать роль культуры в современных международных отношениях.
Методологией диссертации является диалектический и исторический материализм. В работе дается критика немарксистских взглядов по исследуемой проблематике. Однако концепции, подвергающиеся критическому разбору, не рассматриваются как объект тотального отрицания, а в соответствии с диалектическим отношением к процессу познания - как односторонние либо мистифицированные интерпретации культурно-исторического процесса.
В работе широко использованы сочинения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, материалы съездов КПСС, в особенности ХХУП съезда КПСС, документы КПСС и Советского государства по вопросам идеологии, культуры, искусства и внешней политики.
Научная новизна работы. Диссертацию отличает ряд аспектов, составляющих новизну работы. К ним относится сквозной и целостный характер исследования мирового культурно-исторического процесса. В работе раскрываются понимание мировой истории и культуры с позиции исторического материализма, диалектика мирового культурного прогресса, общечеловеческая значимость созданных культурных ценностей. Понятийный аппарат исторического материализма применяется наряду с анализом конкретных явлений истории культуры. При объяснении взаимодействия идеологии, политики и индивидуального художественного творчества связь мировоззрения художника с общественной жизнью рассматривается вместе о неизбежными диалектическими противоречиями миросозерцания художника, обусловленными классово неоднородной социальной действительностью.
В диссертации дан анализ результатов воздействия западной цивилизации на неевропейские цивилизации в процессе утверждения мировой системы капитализма. Отмечается, что протест и борьба против западного империализма, его экономической, политической и культурной экспансии, могут приобретать социально-реакционные и исторически бесперспективные формы. В связи с этим предпринята критика идеологии аятоллы Р.Хомейни, реализуемой в процессе "исламской революции" в Иране.
Особое внимание уделено проблематике культурно-исторического процесса в России и Советском Союзе. В работе рассиатрваются философско-исторические взгляды Шпенглера на Россию, его интерпретация большевизма и Октябрьской революции. В диссертации анализируются противоречия и негативные явления в развитии советской культуры, ставшие предметом обсуждения среди творческой интеллигенции и в советской публицистике после ХХУП съезда КПСС. Наряду с анализом политико-экономического и социально-психологического аспектов производства массовой культуры в условиях современного буржуазного общества обращено внимание на развитие своеобразных по содержанию видов массовой культуры в Советском Союзе, на существование в нашей стране социальной среды, готовой к асси-
7 ииляции буржуазной массовой культуры низкого уровня. Культурное развитие советских "мусульманских11 республик рассматривается в связи с оживлением исламских фундаменталистов в международной политической жизни, в связи с надеждами буржуазного Запада использовать это движение в своей антисоветской и антикоммунистической политике. С позиции внешнеполитического курса, определенного ХХУП съездом КПСС, рассматривается проблематика международного культурного сотрудничества.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Изучение современного состояния мировой культуры с точки зрения исторического материализма, критический анализ позиций немарксистской философии и культурологии по фундаментальным проблемам культурно-исторического процесса, актуальным вопросам развития современной культуры позволяет продолжить научные изыскания в этих областях знания, диссертация, обобщая феномены мировой культуры на новом витке диалектической спирали исторического развития, может быть использована в сравнительных исследованиях новых процессов в культурах цивилизаций, составивших современное мировое сообщество, включая культурную ситуацию и перспективы ее развития в Советском Союзе. Практическая значимость диссертации состоит в возможном использовании ее материалов и результатов изысканий в учебной работе при чтении курсов по историческому материализму, теории культуры, эстетике при подготовке философских кадров, художественной интеллигенции, идеологических работников средств массовой коммуникации, комсомольских работников, в учебной и пропагандистской работе в сети партийного просвещения.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации излагались автором на международных философских конференциях в Болгарии (Варна, 1982 г.), ГДР (Берлин, 1984,
-
гг.), Испании (Понтёведра, 1988 г.), Югославии (Цавтат,
-
г.), на всесоюзных научных конференциях. Материалы и выводы исследований используются диссертантом при чтении основных и специальных курсов в Институте общественных наук при ЦК КПСС. По тематике представленной диссертации автор выступал в Эквадоре, Перу, Боливии, Испании.
Структура диссертации определяется поставленными задачами. Работа состоит из Введения и пяти глав. Выводы даются по каждой из рассматриваемых проблем.