Введение к работе
Актуальность темы исследования. Динамика общественных процессов последних лет, вызванная крайне обостривішшіся противоречиями буквально во всех сферах человеческой жизнедеятельности, шиючая материальное производство, изменение социальных, политических и национальных отношений и, что немаловажно и основательно варьируется на всех уровнях общественного устройства, духовного состояния общества, требует философского обоснования характера и форм этого процесса, его социальной перспективы. Выступал не своеобразной рефлексией происходящего, философское знание само находится в непрестанном совершенствовании своей теорій, в переориентации научного поиска на новые направления, разработке альтернативных методов научного знания и т.д. Наряду о этим, в круг философской рефлексии всегда "входили" и продолжают "входить" фундаментальные, инвариантные проблемы. К их числу прл-надаекат проблемы диалектики и человеческой деятельности.
Актуальность разработки этих проблем обусловлена глубиной пх потенциальных возможностей и связывается не только с объяснением изменении актуальной истории, но и с обоснованием диалектического разрешения противоречий в процессе творческой человеческой деятельности.
Синтез деятельности и диалектики является также необходимым основанием процесса познания: через анализ предметно-практической деятельности осуществляется действенная интерпретация системы категорий и законов материалистической диалектика, а понимание диалектической природы деятельности П03Е0ЛЯЄТ ЕЫЯВИТЬ истинную логику ее саморазвития и тем самым прогнозировать ход исторического прогресса.
Человеческая деятельность детерминирована социокультурным бытием. Соответственно, в-переломные моменты истории обостряются жизненно важные вопросы связанные с поиском смысла янани, истинных ценностей, их сохранения и приумножения. Б системе культуры зти вопросы находят свое действенное разрешение. В свою очередь культура - результат общестЕенночісторвческой деятельности людей. Суть ее изменения и становления обусловлена творчески развивающейся системой деятельности. Диалектика же этого соотношения имеет непреходящее значение для паучяого здания, искусства и культуры.
Степень разработанности пРоблемн.Практически ни одна область человеческого знания не обходит своим вниманием деятель-ностный аспект. Но, з отличие от частнонаучных исследований, в сферу философской рефлекоии включены всеобщие параметры человеческой деятельности, аккумулирующие основные принципы отношения человека к миру и его бытия.
В работах Е.М.Абдальдина, К.А.АбишеЕа, А.С.Арсеньева, М.А.Булатова, М.М.Бахтина, В.С.Библера, И.Н.Возняка, С.2.3ака, В.П.Загороднюка, З.В.Ильенкова, Б.М.Кедрова, П.В;Когшина, Б.П.Лысого, ЕЛІ.Причелия,"М.С.Сабитова, А.А.Хашдова, В.И.Шинкарука, А.Л.Шептулина, А.И.Яценко и многих других, обоснованы общие методологические принципы построения научной теории деятельности. Разработке отдельных аспектов материалистической диалектики - развитию, противоречиям", - посвящены работы В.Н.Аверьянова, В.А.Босенко, Г.А.Давыдовой, М.Л.Злотияой, И.Т.Исаева, Л.Ф.Ильичева, В.И.СБИдерского, А.В.Иванова.
Анализ проблемы диалектики и "деятельности в историческом плане выяеил основные этапы ее становления ; в античной философии у Аристотеля предметом самостоятельного рассмотрения становится диалектика как особенная форма человеческой деятельности ; обособление сфер теории и практики и абсолютизации метафизического метода в Новое время привело к противопоставлению ' деятельности и диалектики, разрыв между которыми был преодолен лишь немецкой классической философией. Историко-философский анализ этих этапов в срезе исследуемой концепции представлен работами В.А.Асмуса, А.Б.Гулыги, АЯ».Лосева, Ю.В.Кушакова, Н.П.ГаЙденко, М.А.Булат,ова, Ю.й.Бородая, М.В.Мотрошшювой, (Л.К.Мамардашвили, И.С.Нарского, Т.И.Ойзер.'їіана, B.C.Горского, Й.Б.Бычко, В.Феротера.
Несмотря на исторически большой опыт исследования проблемы деятельности в мировой философской культуре, в системе материалистической диалектики она сравнительно недавно приобрела статус самостоятельной категории, обособившись от понятий "практика" л "активность". Велика в том заслуга частнонаучных дисциплин, в частности, психологии. Идея сосдания общей теории деятельности, основанной на принципах'материалистическое
диалектика, принадлежала вытащимся психологам С.Л.Рубинштейну, Л.С.Выготскому, Б.Г.Ананьеву, А.Н.Леонтьеву, Г.Я.Гальперину. Дальнейшая конкретизация психологической категории деятелыюсга осуществлена в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.Г.Асмолова, А.А.Братко, Л.П.Волкова, В.И.Головахи, А.Н.Кочергина, Б.Ф.Ломова, Г.В.Суходольского, Г.ПДедровицкого, Л.И.Уманского, проблема психологии творчества решается К.Л.Григорьяном, О.И,Никифоровой, А.Н.Луком, Я.А. Пономаревым. В контекоте "практической педагогики" и " педагогики сотрудничества" ввделяготся виды, формы воспитательного процесса, юс этапн и механизмы протекания ( Ш'.А.Амонашшли, Ю.П.Азаров, Ю.К.Бабанекий, А.С.Макаренко, В.А.СухомлинскиЙ, Т.В.Габай, В.Граф, И.И.Ильясов, М.П.Щетинин, Н.В.Кузьмина, З.Ф.Есарева).
Однако, богатейший материал, представленный в частнонаучнші разработках, требовал и своей философской рефлексии, в частности, проблема соотношения деятельности и общения рассмотрена Л.П.Буевой, сгруктурализация и классификация видов«деятельности М.С.Каганом, Ш.В.Деминым, В.Д.Данасий, Л.Николовым, А.Г.Коноваловым, взаимодействие репродуктивной и продуктивной деятельности - Е.Ф.Овчинниковым, II.В.Гусевой. Отдельно рассматривается ее эстетический аспект ( М.М.Ь'ахтин, А.С,Канарский). Художественное творчество как особый вид деятельности исследуется в работах Ю.Г.Кудрявцева, Й.Я.Басина, В.И.Мялепы, В.П.Ми-халава, В.А.Малахова, А.И.Колкова, И.Т»Кашг->и-й. Д.И.Дубровского, Л.Т.Лавчук, Д.Б.Богоявленской, А.И.Болдырева).
Непосредственную ценность в плане изучения проблемы представляют работы Э.В.Ильенкова, Б.М.Кедрова, В.С.Библера, ' .-.. П.В.Копкина, В.А.Босенко, где деятельность берется в качество необходимой предпосылки исследования генезиса и реального развития логики диалектики. При этом актуализируется и проблема творчества, как имманентно присущая содержанию деятельностного процесса в целом. .
Непосредственным развитиелидей предыдущих авторов являются работы М.А.Булатова, Г.С.Батищева,'В.И.Иванова, Э.Т.Юдана, В.М.Тюхтина. В них дается конкретно-всеобщее понимание деятельности и как объекта исследования, и как философской категории,
4 V и как объяснительного принципа. Работы Г.А.Давыдовой, С.С.Голь-дентрихта, А.М.Коршунова, Б.Ф.Шаповалова, Н.П.Французобой, П.С.Дншлевого, Л.В.Яценко, Б.Г.Пушкина посвящены воспроизведению процесса творческой деятельности в единстве исторического и логического.
Философско-мировоззренческий аспект проблемы, в контекст которой входит анализ материально-предметного и духовного освоения мира человеком, формирование человека как субъекта деятельности представлено в работах Ы.Д.Злотиной, Б.И.Шинкарука, Б.В.Новикова, В.А.Молчанова, Е.ІЗ.Осичнюка, Л.В.Сохань, Ы.А.Щульги, Л.С.Коршуновой, С.В.Крымского, А.Г.Мнслчвченко.
Наряду с мировоззренческим направлением интенсивно разрабатывается культурологический асаект проблемы. Большішство авторов, среди них В.М.Межуев,- Э.С.Маркарян, Е.С.Злобин, Ю.Н.Давыдов, О.И.Дясиоев, Н.М.Есидчук, В.Е.Давидович, Ю.А.Іданов, А.Н.Лой, В.Г.Табачковский, Н.Ф.Тарасенко, Н.З.Чавчавадзе, указывают на диалектическую взаимосвязь социально значимой творческой деятельности и культуры. Подчеркивается, что человек, преобразовывав мир в процессе общественно-исторической практики,развивает и свои личностные качества, т.е. творит себя.
Уникальны по своему содержанию работы русских философов "серебряного века" Н.Л.Бердяева, Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка, А.И.Ильина, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского и др. С решением проблемы философского творчества в статьях »1.Н.Ершова, И.И.Лапшина, исследуются закономерности творческоіі деятельности самосознания (М.О.Гершензон), представлена своеобразная диалектика прогресса человеческого рода у Н.А.Бердяева, который связывает его с эпохой религиозного творчества, как итога всей мировой жизни и мировой культуры.
Выход на проблему творческой деятельности имеет место в работах зарубежных авторов 3.Фрейда, А.Шопенгауэра, Г.-П.Сартра, А.Камю, Ф.Ницше, Э.Фромма и. многих других. В св^ем творчестве они обратили внимание на те жизненные вопросы, которые не реф-лексировались прежними философскими направлениями. Актуальной становится не философия действия, а философия пассивности ( герг-меневтика Х.Г.Гадамера) , на смену "философии мысли" приходит "философия жизни" (Ф.Нинше, Э.Фромм, О.Шпенглер).Наблюдается интерес к отражению экзкстенционального бытия человека, его
отношению к миру и себе, поиска смысла жизни (В,Франки, А.Каші.. вопросам мотивации деятельности ( Хайнц Хекхаузен). На смену преемственности культур приходит понимание их кризисного состояния (И Дейзинг, М.Вебер) и невозможностью овладеть тайной чело-* веческого творчества ( К.Г.Юнг, МДайдеггер); 0 сокрушительном характере деятельности современных художников, о дегуманизации искусства высказываются в своих работах ЗК.Маритен, Г.К.Честертон, Х.Ортега-и-Гасот, В.Вейдле, Г.Белль, Г.Марксвль.
Наиболее значительными в исследовании диалектики творчества являются работы Г.С.Батшцева и Л.В.Яценко. Методологический анализ диалектики активности субъекта и социокультурного стимулирования творчества дан в докторской диссертации Л.В.Яценко. В работе Г.С.Батшдева "Диалектика творчества" исследуются общие принципы творческой деятельности. От условий сопровождающих факторов творчества, автор приходит к пониманию его как процесса и отношения, как процесса безграничного приобщения-к беспредельности .
Отдавая должное научной и практической значимости данных. работ, следует отметить, что в силу, слоииости и многоуроБНввос-ти проблемы деятельности не все аспекты и срезы выявлены, и разработаны в литературе. К менее изученным относится исследован-ность природы творческой деятельности. Кроме того, подлежат критическому осмыслению и гносеологической оценке выявленные основания человеческой деятельности уже в условиях, новой исторической реальности.
Паль и основные задачи исследования. В соответствии о вышеизложенным в диссертационной"-работе ставится цель: опираясь па историко-философское наследие, в частности, немецкой классической философии, исследовать природу творческой деятельности.-
Реализация поставленной'цели предполагает решение следующих задач:
- определить и уточнить исходные методологические принципа и дать характеристику специфики теоретического исследования философской категории' деятельности.;
- выявить диалектику становления деятельности в контексте теоретического и практического отношения человека к дейотгатель» ностп ;
- показать неотъемлемость творческого процесса от деятель
ности, установив общность оснований и единую логику движения.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что на основе философской концепции деятельности и основополагающих принципов диалектики - воеобщности и развития - прослежено внутреннее единство диалектики, деятельности й творчества.
Новизна конкретизируется в следующих положениях, выносимых на защиту.
логика становления деятельности, выявленная в философских системах немецких классиков, послужила основанием для доказательства диалектической природы человеческой деятельности ж выведения ее содержания из генезиса, конкретно-всеобщего,противоречия сущности и формы, теоретического и практического 5
определена единая природа творчества и деятельности: основанием творчеотва, его всеобщей -определенностью выступает Предметная деятельность, а деятельность в своем генетическом развитии выявляет творческую сущность {
дано обоснование, что творчество имманентно всеобщему. процессу человеческой деятельности и его законы совпадают .с всеобщими законами развития, равно как всеобщие законы диалектики выступают всеобщими законами преобразования; '
раскрыто внутреннее единство диалектики и деятельности в. контекста актуальных проблем культуры и общественно-исторического прогресса.
Практическая и теоретическая значимость работы» Результаты проведенного исследования могут быть использованы в последующей разработке теоретических и методологических вопросов проблемы деятельности, творчеотва, изучения материальной и духовной кизяи общества, культуры и общественного прогресса. Исследование деятельности имеет неиосрвдстванно практическое значение в педагогике.Ибо процесс образования форм деятельности -ес*ь процесс "образования*' в смысле воспитания самого человека, а чераа формы игры, общения - передается "эйдос" творчества.
Основные положения диссертации могут быть использованы при чтения норъй.тивных курсов и проведении семинарских занятий по $шіософга в разделах "Диалектика", "Сознание", "Познание",
"Практика", "Человек", "Культура и цивилизация" и служить методологической основой для анализа поиятайло-категориалыюго аппарата смежных философских дисциплин, в том числе социология', психологии и педагогики.
Апробация работы. Материалы исследования докладывались на республиканской научно-практической конференции "Формирование потенциала личности в учебно-воспитательном процессе" (Луцк, І9Б6), на научно-практических семинарах, посвященных А.С.Мака-ренко и В.А.Сухошшнскому (Луцк,1988), на научно-теоретическом семинаре "Проблемы формирования личности учителя в педагогическом вузе" (Луцк,1988) и "Проблемы формирования личности учителя и пути его подготовки к всестороннему развитию учащихся" (Луцк, 1989), на теоретическом семинаре "Проблема саморазвития личпости: методология и практика" (Луцк,1989), на Всесоюзном теоротическои семинаре "Мировоззрение и научное познание" (Луда, 1909), на Всесоюзной конференции, посзящешюй 90-летию со дня рождения Г.С.Косггока (Киев, 1990), на международном семинаре "Традиции Львовско-Варшавской школы и современность"(Львов,1990), на Есесогазной научно-практической конференция "Методологические и методические, проблемы курса "Чєлоеєк и общество" (Луцк,1990) на Всесоюзной межвузовской научной конференции "Творчество как предмет фтлосо(ского исследования" (Киев,1989), на научно-практической конференции "Культура и духовность" (Львов,І99І), а также на заседаниях кафедры философии Львовского государственного университета им. И.Я.Франко.
Структура диссертации к логика изложения материала обусловлены юставлешюй целью и задачами исследования. В первой главе расСкрывавтся методологические основания философского исследования категории деятельности и еэ $орм. Бо второй главе дается изложение функционирования творческой деятельности на основе принципов всеобщности и -развития.