Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человек как отдельное в системе социальной деятельности Косимовский, Петр Ефремович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Косимовский, Петр Ефремович. Человек как отдельное в системе социальной деятельности : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.01 / Новосиб. гос. ун-т.- Новосибирск, 1991.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-7/3155-x

Введение к работе

Актуальность темы исследования в собственно теоретическом аспекте определяется тем, что в литературе преобладают работы, рассматривающие эти проблемы с позиций социальной философии и философской антропологии, которые не связаны между собой, что снижает эвристические возможности обоих направлений. Фактически отсутствуют работы, имеющие своим предметом обоснование выделения и раскрытие бытия человека как отдельного, анализирующих механизмы и способы включенности человека в системы соииальной деятельности, осознания человеком своей отдельности, что позволило бы по-новому подойти к ряду таких казалось бы традиционных пробл м как проблема смысла жизни, ценностей, гуманистического идеала. Таким образом, необходима выработка новых исследовательских подходов, которые позволят преодолеть недостатки как социальной философии,- уде-_ ляющей мало внимания проблеме.человека; и превращающей личность в персонифлкат общественных отношений, так и философской антропологии, зачастую рассматривающей человека вне системы общественных отношений, в которую он включен.

В качестве одного из таких подходов и может выступать концепция бытия человека как отдельного, способная дать более содержательную и комплексную трактовку сложного, противоречивого единства человека и общества, позволяющую раскрыть механизмы и способы самоопределенности и самореализации человека в процессе социальной деятельности. Теоретическое и практическое значение разработки данной проблемы несомненно.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на многообразие подходов к изучению проблемы человека и формулируемых при этом проблем, все же можно выделить ту общую черту западной философской антропологии, что большинство ученых стремится понять бытие человека в условиях отчуждения, в условиях его автономности и противостояния социальному и природному миру. Тема одиночества, заброшенности, поиска смысла и обретения надежды является основной для философов различных направлений (М.Шеллер; А.Гелен,-А.Камю, Ж.-П.Сартр, М.Хайдег-гер, Э.Фромм и др.).

В марксистской философии антропологические идеи, изложенные Марксом в "Зконоыическо-философских рукописях 1844 года", получили свое развитие в работах ряда авторов.(Г.С.Батищев, П.Н.Гуйван, В.Е. Давидович, 0.Корню, И.С.Нарский, Л.Сзв и др.), но все же основное внимание было уделено анализу общественных отношений и взаимодействию больших социальных групп, человек же рассматривался как их представитель; Исходя из тезиса Маркса о сущности человека как совокупности общественных отношений, активно разрабатываются концепции типологии личное-' ти, в которых фиксируются наиболее общезначимые свойства и качества человека как представителя того или иного совокупного субъекта, класса, группы (к.В.Демин, А.В.Дроздов, М.Я. Корнеев, А.Н.Красин, Б.К.Лебедев, А. 1л.Імсоров,-Г.П.Смирнов, Н.А.Шульга и др.).

Данное направление углубляется в концепциях, рассматривающих способ включения человека в общественные отношения с позиций теории человеческой деятельности (Г.С.Арефьева, Л.П.Буева, И.Ф.Ведин, к.С.Кветной, to.С.Каган и др.).

Важный аспект взаимодействия личности и общества, гражданина и государства раскрывается посредством анализа диалектики срободы и ответственности (В.Е.Давидович, Ю.И.Давы-

дов, З.И.Рудковский, В.И.Сперанский, В.И.Стемповская и др.). Однако при этом свобода и ответственность рассматриваются не со стороны внутренней определенности человека, а со стороны интериоризации и.выполнения им правил и норм, функцио- нирующих в обществе.

Вместе с тем осуществляется работа по изучению исходных предпосылок выделения человека как отдельного, способов осознания им своей отдельности и т.д. Здесь следует прежде всего выделить философско-соииологические (В.Т.Бахур, Г.Й.Гак, И.С.Кон, А.Т.І/юскаленко, И.И.Резвицкий, В. 11 .Тугаринов, Л.П. Станкевич и др.) и психологические (И.Э.Бекешина, Е.Г.Злоби-на, А.Г.Ковалев, А.А.колгаджян, И.И.Рейнвальд, П.Д.Парыгин, 'К.К.Платонов и др.) исследования проблем индивидуальности.

Тем не менее, остаются недостаточно разработанными вопросы, связанные с обоснованием выделения бытия человека как отдельного на основе анализа его субстаниионального единства с различными видами социальной деятельности, а также вопросы, связанные с исследованием объективных оснований, ставящих перед человеком проблему смысла его жизни и приводящих к различным способам, в том числе и иллюзорным, ее решения. Анализ этих проблем приобретает особую актуальность в связи с задачами преодоления различных форм отчуждения и самоотчуждения человека.

Цель и задачи исследования. Основная.цель диссертации состоит в философско-социологическом обосновании способов выделения бытия человека как отдельного в системе социальной деятельности, в раскрытии механизмов и условий, приводящих к различным формам осознания человеком своего единства с социальной системой и своей отдельности. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

обоснование теоретических средств, позволяющих воспроизвести целостное (субстанциональное) единство бытия человека как представителя определенного совокупного субъекта с системами социальной деятельности;

выработка исходной теоретической конструкции, воспроизводящей противоречивую целостность бытия человека..как отдельного;

- раскрытие объективных оснований и механизмов, приводящих к самоотчуждению и формированию фетишистского сознания, а также анализ основных этапов конституирования целостности бытия человека.

Методологические и теоретические основы исследования. Раскрывающая бытие человека как отдельного теоретическая конструкция вырабатывалась при помощи метода восхождения от абстрактного к конкретному (А.А.Зиновьев, Э.В.Ильенков, В.П.-Кузьмин и др.) с использованием разработок философов и социальных психологов, фиксирующих сложное, противоречивое единство человека и общества (К.А.Абульханова-Славская, Л.П.Буе-ва, И.С.Кон,- 0.Корню и др.). Этой цели служили также исследования процессов отчуждения, представленные в трудах зарубежных (0.Корню, Л.Сэв, Э.Фромм и др.) и советских авторов (Г.С.Багищев, Л.НЛуйван, Л.Н.Коган и др.).

Работа выполнена в рамках системно-деятельностного под
хода, построенного на модели субъект-субъектного взаимодей
ствия, наиболее полно представленного в работах В.II.Фофанова.
В частности, автором используются такие методологические и
теоретические положения данного подхода, раскрывающие целост
ность общества как сложной системы различных видов социальной
деятельности, осуществляемых совокупными субъектами в их вза
имодействии друг с другом, утверждающих объективные основания
их взаимодействия и условия осознания своих интересов и пот
ребностей. ' .

Научная новизна исследования. В диссертации впервые осу- цествляется анализ бытия человека как отдельного, учитывающий в себе результаты исследований философсной антропологии и социальной философии, ориентированный на целостное, системное воспроизводство единства человека и социальных систем. Новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующих положениях, выносимых на защиту;

I. Показано, что понятие системы социальной деятельности может быть использовано при отображении человека не только как абстрактно-всеобщего, но и как конкретно-всеобщего, раскрывающего диалектику общего, особенного и 'единичного; п^л этом методологическим основанием для фиксации человека в рамках восхождения от абстрактного к конкретному в.описании

соииальных систем является трактовка человеческого бытия как отдельного.

Z. Обосновано, что предельным уровнем существования единства живой и опредмеченной деятельности выступает отдельный человек как представитель социального субъекта, причем основанием для фиксации способа существования индивидов в составе социального субъекта является реальное разнообразие их действий, а не сама по себе фиксация инвариантов в их действиях, что обусловливает использование при восхождении от абстрактного к конкретному в отображении человека понятий индивидуализации и индивидуальности.

3. Введено и обосновано использование для отображения
бытия отдельного человека понятий интегративного и индивиду
ального бытия: первое фиксирует приобщенность человека к дос
тигнутому уровню развития системы социальной деятельности, а

второе - его действительный вклад в совокупную живую деятельность соответствующей группы как социального субъекта.

  1. Путем методологической рефлексии выявлено, что принятая в советской литературе.трактовка понятий индивида и личности фактически не учитывает различия в абстрактности и конкретности отображения человека, а также показано, что в про- і, иессе восхождения их следует трактовать как фиксацию особенностей становления и .развития отдельного человека и группового субъекта.

  2. Показано, что возникновение отчуждения в соииальных системах существенно связано со способом осознания человеком интегративного и индивидуального бытия вследствие того, что он отождествляет себя со всеобщим в системах социальной деятельности в виде таких надиндивидных образований как социальные институты и идеологическ"з формы сознания, при этом социально-психологическим выражением отчужденного бытия человека является феномен конформизма. .--"'

  3. При раскрытии развития человека и группового субъекта предложена трактовка социального поколения как такой конкретизации понятия социального субъекта, в основе которой представление о переходе системы из одного качественного состояния в другое; при этом понятие демографического поколения

7'

рассматривается как соотносительное с понятием социального поколения и фиксирует воспроизводство субъекта в рамках одного и того же системного качества.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в том, что осуществленный в ней философско-соииологический анализ противоречивого про-иесса конституирования бытия человека как отдельного может посдужить теоретической и методологической базой для изучения условий и механизмов, приводящих к самоотчувдениа и формированию фетишистского сознания, а также комплекса объективных и субъективных факторов, приводящих к формированию целостной личности.

Проработка этих проблем имеет практическую значимость, поскольку только на основе анализа глубинных механизмов формирования человека возможны такие преобразования общества, которые отвечают необходимости свободного развития каждого человека. Полученные результаты могут способствовать углублению курсов социальной философии, а также спецкурсов по проблемам человека, психологии межличностного общения и социологии личности.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы излагались в докладах на XXD1 и ХЗС Всесоюзных научных студенческих конференциях "Студент и научно-технический прогресс" (Новосибирск, -І986, 1987 гг.), на конференциях молодых ученых Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, 1987, 1988-гг.), на Всесоюзной научной конференции "Человеческий фактор в ускорении социального и научно-технического прогресса" (Новосибирск, 1989 г.), а также нашли отражение в шести публикациях.

Структура диссертации. Работа содержит введение, три главы, заключение- и список литературы.