Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человек и природа: пути гармонизации Горелова, Анатолий Алексеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горелова, Анатолий Алексеевич. Человек и природа: пути гармонизации : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01.- Москва, 1987.- 41 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Последние несколько лет огмечены тем,что Мігалиояьі людей остро почувствовали и начинают по-настоящему осознавать сложный, серьезный характер взаимоотношений человека и природа. На смену недавней как-бы само собоП разумеющейся уверенности- в растущем день ото дня господстве человека над природой приходит убеждение, часто выстраданное на собственном горьком опыте, что что-то в этой сфере не так. Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее всмотреться в. систему экологических взаимоотношений и задуматься над проблемой их гармонизации. К этому все настойчивее призывают философы, учение, писатели, общественные деятели. В новой редакций Программы КПСС подчеркивается, что "в улучшении жизни народа tea большее значение приобретает гармоничное взаимодействие общества и природы, человека и окружающей среды" /I/.

Противоречия мезду человеком и природной средой особенно обострились начинал с 60-х годов XX века. Именно тогда в печать стали проникать сообщения об отрицательных последствиях применения ДДТ и других сильнодействующих пестицидов, резком уврличенил количества выделяемых в атмосферу и гидросферу неусваиваемых природной средой отходов антропогенной деятельности, дефиците вещественных и энергетических ресурсов и т.п. Все это можно назвать экологической реальностью, и ее учет определяет серьезность отношения к проблеме взаимоотношения человека и природы. Есть глубокий «шел в словах, что сейчас у человечества две важнейшие проблемы: предотвращение ядерной войны и экологической катастрофы. Сопоставление не случайно: увеличение антропогенного давления на плиродную среду грозит тем же, что и применение атомного оружия - уничтожением жизни на Земле.

Ученые предупреждают, что механизмы адаптации естественных систем и самого человека к быстрым антропогенно обусловленным изменениям природной среды перестают срабатывать, вследствие чего природные экосистемы деградируют и это как бумерангом ударяет по самому человеку. Противоречия меаяу обществом и природной средой обостряется во всех основных сферах его деятельности. Промышленное производство, развивающееся во многом за счет невосполнимых природных богатств, лишь 1-25? используемого сырья

I. Программа КПСС. Новая редакция. М., 1986, с.42.

- г -

сохраняет в конечном продукте, тогда как остальные 98-99$ превращаются в отходи, количество которых растет гораздо более быст рыми темпами, чем само производство, и которые природная среда или вообще не может переработать или делает это со все большим трудом. В области сельского хозяйства стратегия воздействия на природные системи определяется желанием обеспечить их наибольшуі продуктивность, в то время как сами эти системы "стремятся" к максимальной устойчивости, достигаемой благодаря увеличению их разнообразия. В области энергообеспечения ставка делается на бо лее экономичную атомную энергетику, которая влечет за собой рис огромных и неподдающихся полному учету потенциальных опасностей

История свидетельствует о том, что и в прежние эпохи неоднократно обострялись противоречия ыекду человеком и природой, и это приводило к экологическим кризисам. Но то были локальные и региональные кризисы, поскольку само воздействие человека на природу имело преимущественно локальный и региональный характер и никогда ко было столь значительным, как в современную эпоху. Древние охотники могли, истребив животных на какой-либо террито рии, перейти на другое место; древние земледельцы и скотоводы шгли, если почва истощалась и кормов для домашних животных ста повилось меньше, освоить новые земли. Правда, переселения зачас тую сопровождались социальными потрясениями, которые с каждой эпохой развитая человечества становились все более драматичными но тем на менее теоретически и практически они были осуществимы Ныне такие возможности ограничены.

Характерной особенностью нашего времени является интенсивное и глобальное воздействие человека на среду обитания, сопровождаемое интенсивными и глобальными негативными последствиями. И если раньше человечество испытывало локальные и региональные экологические кризисы, которые могли привести к гибели какой-то цивилизация, но не препятствовали дальнейшему прогрессу рода человеческого в целом, то теперешняя экологическая ситуация чревата глобальным экологическим кризисом, иоекольку современный человек разрушает механизмы целостного фушсционкровачия бно сферы в планетарном масштабе.

Рассмотрение современной экологической ситуации приводи? к анвсду, что в современную эпоху имеет место опасное обострение дротивеювчмЯ! не«ду человеком и окружащей его средой, Оут- STO-

противоречия заключается в усилении давления человека на при-шую среду при существенном различии стратегии человеческой іродопреобразовательной деятельности и "механизмов" развития >систем. Это противоречие способно обостряться помимо всего >чего из-за того, что не существует наперед заданного предела іту материальных потребностей человека, в то время как слособ-;ть природной среды удовлетворить их в каждый данный момент змени ограниченна.

Поскольку очевидно, что без природной среды человек сущест-зать не может, разрешение экологических противоречий возможно іь на путях гармонизации взаимоотношений меаду человеком и фодой, а так как экологическое противоречие имеет свои соци->ные и гносеологические причины, развивается и в преобразованной и поэнавагольной с^ере, а также затрагивает этические и гетические аспекты человеческой деятельности, гармонизация шмоотношений человека и природы должна быть проведена на не-эльких уровнях: природопреобразовательном, познавательном и шо с тно-ценно сотом.

Важность и социально-практическая значимость данного иссле-зания определяется и тем, что трудности современной экологиче-зй ситуации вызваны в определенной степени структурой челове-зких потребностей и ценностей и связаны с судьбой каждого че-зека. Поэтому выход из экологически трудного положения пред-іагает модификацию отношения к миру каждого человека, его сонетне в духовном творческом процессе формирования экологиче-! позитивного отношения к природе. Каждый должен быть не прос-

наблюдателем и потребителем культурных ценностей, а активным зидате,.зм экологической культуры.

Степень,разработанности темы, цель и новизна исследования, істории человеческой культуры много сказано о гармонии в при-хе - от представления о природе как организованном космосе, армонии сфер" в Древней Греции (Пифагор, Платон и др.) до подання ее совремешшм искусством и наукой. "Невозмутимый' строй

всем, созвучье полное в природе"'- эти слова Ф.И.Вотчева ідатель учения о биосфере В.И.Вернадский, утверждавший, что 5иосфере все учитывается иЧвсе приспособляется.»,,. с тем же ічинепием мере и гармонии, какую ыы видим в стройных двияєіш-

небесных светил и начинаем видеть в системах атомов вещества

.-4-

и атомов энергии", совсем не случайно взял в качестве эпиграфа первого очерка своей книги "Биосфера". О том, что человек и его деятельность должны быть гармоничны, о социальной гармонии также говорилось еще в Древней Греции и через эпоху Возрождения дошло до наших дней.

Но увеличение масштабов человеческой природопреобраэователь ной делтельности впервые, пожалуй, остро ставит вопрос о гармони взаимодействия человека и природы. Как этого достичь? Не подвергая сомнению научно-технические, экономические и другие рецепты, выскажем соображение, что на обойтись здесь и без философского рассмотрения проблемы.

В настоящее время в нашей и других странах выходит немало работ, посвященных'научно-техническим, демографическим, экономическим и прочим аспектам взаимоотношения человека и природы. Некоторые иные аспекта освещены далеко не достаточно, хотя они являются исключительно важными. К числу таковых относится разработка путей гармонизации взаимоотношений человека и природы. Отсутствие обобщающего труда по данной теме и неясность многих моментов послужили стимулом к работе над ней.

Основная цель данного исследования --показать, как на уровнях преобразования, познания и личноетно-ценностном возможна гармонизация взаимоотношений общества и природы. Отсюда следует основная задача работы - сформулировать преобразовательные, познавательные и этико-зстеигческне условия гармонизации взаимоотношений общества с природной средой как способа решения экологической проблемы.

Автор отталкивался в своем анализе от представления классиков марксизма-ленинизма о развитии человека и лрирода как двух взаимообуславливащих, но относительно независимых и Находящихся в состоянии противоречивого единства компонентах единой системи, причем человек является частью природы в широком смысле этого «лова, В своем анализе автор опирался на труды советских философов, разрабатывающих фялософско-методологические вопроса гармония (Мещеряков В. Т. «Сороко Э.И. и др.), иа открытия современной науки, во многом по-новому осветивших современную ситуация so взаимоотношениях человека и природа (Вернадский В,И,

~Вераддсыгй Б.Н. Избр.^огя., т. У, Ы., I960, с. 24,

Одум В., Пригожий И., Будыко M.I1. и др.) и на их осмысление в фи-лософско-методологической литературе (Гирусов Э.В., Гудошшк Г.С, Рузавин Г.И. и др.), на представления о гармонизации взаимоотношений человека и природы как сторютевом пути развитая цивилизация (Моисеев Н.Н., Фролов И.Т. и др.).

В процессе обоснования идеи о том, что преодоление существуй-щей стадии противоречий мезду человеком и природой возможно через гармонизацию, и определения путей гармонизации сформулированы следующие основные полонзния, которые выносятся диссертантом «а защиту.

  1. Условием гармонизации взаимоотношения человека и природ?-! является известная переориентация человеческой деятельности в трех ее основных сферах: преобразовательной, познавательной и этико-эстетической.

  2. 3 преобразовательной сфере путями гармонизации являются ориентация на преодоление'классозо-обусловлеиного разделения труда и воплощение в жизнь коммунистических идеалов, па соединение научно-технического, социального, личностного и экологического прогресса, на расширение прав трудящихся в решении вопросов преобразования природной среда.

  3. В познавательной сфере путями гармонизации являвтся развитие науки в целом как целостной интегративио-разнообразиой гармоничной системы; ее экологизация, т.е. учет в исследования состояния пр'иродной среды в ее о'тношении к человеку, а такае активности и самоорганизации как предмета познания, так и познающего субъекта; целостность познания взаимоотношений человека и природы; углубленная и продолжительная проверка (моделированио) научно-технических инноваций до их внедрения з широкую практику; дологический синтез науки и техники с другими отраслями культуры.

  4. В этико-эстеттгеской сфере путями гармонизации являются ориентация на любовно-творческое отношение к природе в противо^ вес агрессивно-потребительскому, развитие этического компонента целостной гармонически развитой личности в плане формирования , экологической этики на основе принципа равноценности всего живого, представление об искусстве хая гармоні, ліой модели преобразования мира "также и по законам красоты".

Апробация работы. Основные положения диссертационного ис~

следования доложены автором на УШ Международном конгрессе по лс гике, методологий и философии наук (Москва, 198?), І Всесоюзної научной конференции "Проблемы взаимодействия общества и природа (Москва, 1978), Ш Всесоюзном совещании по философским вопроса» современного естествознания (Москва, 1981), Всесоюзных совещаш ях по философским и социальным проблемам науки и техники (Москва, 1984, 1987), I Всесоюзной конференции "Проблемы социальной экологии (Львов, 1986), а также на других всесоюзных и регионам ных конференциях, совещаниях и симпозиумах.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании сектора мате риалистической диалектики Института философии АН СССР.

Структура работы. В соответствии с основной целью исследования текст диссертации состоит из введения, 3 глав и заюшчени К тексту приложен список использованной литературы.