Введение к работе
' : ,. " І
.:..-..-,І
,.(Д' 'Актуальность исследования определяется потребностями совре-і^нйогУ-іі^апа перестройки всех сфер жизни общества, логикой развития философского и культуроведческого знания. Одной из самых насущных задач становится синтез современных знаний о человеке на основе идей марксистского гуманизма. Решение задачи формирования нового человека в нашем обществе предполагает решение противоречий его телесной и духовной организации, реализацию всех потенций. Современная наука создала совершенно новые ситуации во взаимосвязи телесного уровня организации человека и его сознания, выявила новые аспекты в диалектике его сущности и существования. Эти процессы нуждаются в теоретическом осмыслении с учетом опыта всего развития философии и культуры.
Для философии и всей системы духовно-практического освоения мира проблема специфики человеческой телесности и соотношения тела и духа человека поистине вечна. Основной вопрос философии в своих истоках содержал именно эту проблему, на что специально обращал внимание Ф.Энгельс. В истории философии и культуры нет ни одного более или менее крупного мыслителя, который бы Не касался соотношения духа и тела человека, его специфики и противоречий. В понятийном аппарате марксизма уже с 40-х годов XIX века появляется термин "телесность" человека. Только марксизм мог адекватно осмыслить п философских категориях "...естественного, жизнерадостного, наделенного плотью и кровью человека, который рождается от мужчины и женщины .
Одной из актуальных задач философского поиска выступает анализ противоречий общественной сущности человека (индивида), связанный с выявлением специфики материальности и предметности человека. Эта проблема разрабатывалась К.Марксом в виде соотношения органического и неорганического тела человека, его природных и социальных качеств, отчуждения человека от его собственного тела, когда в условиях капитализма "железный человек выступает против человека из плоти и крови .
-
Энгельс Ф. Немецкий социализм в стихах и прозе//Маркс К., Энгельс $. Соч. 2-е изд. Т.4. С.231.
-
Маркс К. Экономическая рукопись І86Г-І863 годов// Тан же. Соч. Т.47. С.551.
Сейчас как никогда злободневным становится вопрос об анализе человеческой телесности как целостного феномена, аспекта социально-сущностной характеристики человека, связанного с телесной формой его бытия в мире общественных отношений. Оппозиция "телесное-духовное", выходя за рамки определений "социальное-биологическое", "сущность-природа человека", представляет собой особый аспект в проблеме человека, связанный с его субстанциональной характеристикой. Философскую мысль не интересует тело человека само по себе в своем внутреннем устройстве и внешних формах. Это составляет предмет антропологии, теории физической культуры, медицины и других дисциплин.
Составляя ядро мировоззренческой рефлексии, философия может рассматривать телесную организацию человека, лишь соотнося ее с "миром человека", с феноменами сознания, вписывая его способ телесного бытия в закономерности общественной жизни. На этой основе возможно философски осмысленное выявление специфики самой телесной организации, ее качеств и движущих противоречий, что особенно важно в нашу эпоху, когда произошло осознание возможной смертности человечества.
Актуальность разработки проблемы человеческой телесности связана также и с задачами идеологической борьбы на современном этапе. Надо отметить, что специфику тела человека пытаются теоретически зафиксировать представители неотомизма (Ж.Маритен, И.де Фриз, Е.Жильсон), структурализма ( М.Фуко), неофрейдизма (Э.Фромм, К.Хорни, В.Рейх), экзистенциализма (М.Босс, Г.Марсель, М.Мерль-Понти, Ж.-П.Сартр, К.Ясперс, М.Босс), антропологизма (Ы.Шелер, А.Гелен, А.Партман, Э.Ротхакер, Ы.Ландман),, деятели' так называемого "научного материализма", представители социобиологии и других течений буржуазной философии. Телесность человека выступает объектом идеологических спекуляций апологетов контркультуры, призывающих к "соматизании" человека, выработке "телесного сознания", служит предметом размышления ряда крупных писателей (Г.Гессе, Г.Паризе, К.Воннегут, М.Фриш, Кобо Абэ и др.). Религиозные и мистические концепции разных направлений так или иначе дают оценку явлениям телесного бытия человека. Марксистская мысль, работающая в русле концепции синтетического человекознания не может обойти эти направления.
Степень разработки проблемы. Следует указать, что хотя это понятие человеческой телесности не нашло еще места в энциклопедиях и справочниках, тем не менее к нему обращаются многие иссле-
дователи проблемы человека. На необходимость различения понятий' "тело" и "телесность" человека специально указал А.Ф.Лосев в беседе с редакцией журнала "Вопросы философии" (1984, № I). Проблемы человеческой телесности в-той или иной мере обсуждались в работах многих советских философов (К.А.Абульханова-Славская, Г.С.Батищев, Л.П.Буева, И.В.Ватин, Б.Т.Григорьян, В.Е.Давидович, Ю.Н.Давыдов, Д.И.Дуброзский, В.Г.Ерохин, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, Р.С.Карпинская, Т.В.Карсаевская, В.Е.Ксмеров, Л.Н.Коган, И.С.Кон, П.В.Корнеев, Р.И.Косолапов, А.И.Кошин, О.Н.Крутова, Н.И.Крюковский, В.Б.Куликов, А.Ф.Лосев, К.Н.Любутин, М.К.Мамардашвили, В.М.Межуев, А.Т.Москалешсо, А.Т.Мысливченко, В.В.Орлов, В.И.Плотников, В.П.Петленко, А.Ы.Руткевич, И.А.Сафронов, В.Ф.Сержантов, И.Н.Смирнов, В.И.Столяров, К.Е.Тарасов,' В.И.Тищенко, В.П.Тугари-нов, А.А.Френкин, И.Т.Фролов, Г.Х.Шингаров, Г.И.Царегородцев), психологов (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анциферова, В.П.Зинченко, А.В.Петровский, Е.В.Шорохова, С.Л.Рубинштейн), литературоведов (М.Н.Бахтин, A.M.Лившиц).
Велик интерес к этой теме и у зарубежных марксистов (К.-Х. Браун, М.Варто^ский, А.Вернеке, Г.Газе, Г.-М.Дитль,, Г.-Г.Кран-хольд, Дж.Наэм, Г.Парсонс, Л.Сэм, В.Холличер). Наиболее глубоко этот вопрос разработан на материале древнекитайской философии (А.И.Кобзев), античной мысли (А.Ф.Лосев), критики буржуазной философской антропологии (Б.Т.Григорьян, П.В.Корнеев, К.Н.Любутин), а также при анализе проблем отчуждения (Г.С.Батищев, Ю.Н.Давыдов, И.С.Кон), культуры (В.Е.Давидович, В.М.Межуев), эстетики (М.М.Бахтин) и перспектив развития человека (И.Т.Фролов).
В работах Н.М.Амосова, Д.К.Беляева, А.А.Меграбяна, Н.П.Дубинина и других ученых представлен спектр воззрений современного естествознания на специфику человеческой телесности. Многие исследователи затрагивают это понятие при анализе "природы" и "существования" человека (С.С.Батенин, Н.М.Бережной, А.М.Ковалев, В.И.Тищенко), "чувственно-сверхчувственного жизненного процесса" (В.Е.Кемеров), "витальных функций" человека (В.Ф.Сержантов) и других определений.
Очевидно, что человеческая телесность все более входит в понятийный аппарат марксистско-ленинской философии и культуры, выполняя особую мировоззренческую и методологическую функция, которая выявляется в анализе таких теоретических оппозиций как "тело человека - сознание", "тело человека - мир человека".
Однако еще не осуществлен анализ человеческой телесности как целостного феномена, не получило достаточного обоснования выделение этого понятия как самостоятельного в контексте историко-философской и историко-культуроведческой мысли.
Автор видит общую цель работы в том, чтобы, опираясь на достигнутый уровень в разработке понятия человеческой телесности в марксистской философской мысли проанализировать его становление и развитие в истории философии и культуры как определенной целостности, выявить суть революционного переворота, совершенного марксизмом в понимании этого феномена, изучить его содержание и противоречия на уровне философской рефлексии, выяснить его методологическую значимость для важных сфер социальной практики. Проблемная ситуация, породившая необходимость в настоящем исследовании, состоит в вызревании потребности анализа противоречий человеческой предметности в отношении своего тела как органического, так и неорганического. Ее разрешение возможно при дальнейшем развитии марксова тезиса о двойственном характере качественной определенности человека как субъекта природы и субъекта общества при субординации этих моментов в тотальности человеческой жизни. Сущностные силы человека выявляются в его телесной организации, во внутренних параметрах функционирования организма и в чертах внешнего облика, всей человеческой деятельности, что проявляется в "чувственно-сверхчувственных" свойствах человеческой телесности. Исходной теоретической "клеточкой" исследования служит отношение "органическое-неорганическое тело", содержащее в себе зародыши всех противоречий и возможности из разрешения. Эта общая цель конкретизируется при решении следующих исследовательских задач:
выявить механизм "свертывания" исторического в логическое при фиксации противоречий мышления разных опох и общественно-экономических формаций, в которых отражена специфика телесного бытия человека;
выработать методологические подходы к проблеме типизирования понятия человеческой телесности в его историческом развитии;
раскрыть суть революционного переворота в понимании человеческой телесности в учении марксизма-ленинизма;
рассмотреть философское содержание понятия человеческой телесности в совокупности онтологического, социально-деятельност-ного и аксиологического подходов, определить соотношение социальных и природных качеств этого явления;
- раскрыть культуроведческий смысл понятия человеческой телесности, сущности и противоречий телесной культуры человека и ее значения для понимания имманентных характеристик тела человека, связанных с полом и состоянием здоровья.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
-
Определен философский статус понятия человеческой телесности и дан его анализ как особого объекта философского знания, грани проблемы человека.
-
Проведено изучение диалектики исторического и логического в проблеме человеческой телесности, выделены основные типы ее решения .
-
Рассмотрены онтологический, социально-деятельностный и аксиологический аспекты человеческой телесности, определены ее социальные качества первого и второго порядков, проанализирована диалектика их взат.юдействия и чувственно-сверхчувственные характеристики.
-
Осуществлен культуроведческий анализ функционирования человеческой телесности в предметной деятельности человека, выделены три "измерения" телесной культуры человека внутрииндивндного и межиндивидных уровней.
-
Проанализированы две основные имманентные характеристики человеческой телесности, связанные с половыми детерминантами и уровнем здоровья, выявлены противоречия их развития и намечены пути их разрешения.
-
Подвергнуты критике некоторые современные буржуазные концепции человеческой телесности в аспекте культуры пола и культуры здоровья.
В соответствии с этим на защиту выносятся следующие основные положения:
-
Человеческая телесность является предметом фіилософской и мировоззренческой рефлексии как отражение в общественном и индивидуальном сознании особого, специфического способа телесного бытия человека в мире, итога взаимодействия природных и социальных качеств его тела в процессе предметной деятельности.
-
Человеческая телесность формируется в процессе диалектического снятия природной качественной определенности организма системой социальных качеств; определяющих потенциал его развития и совершенствования. Она включается в.структуру личности как элемент ее культуры, составляя тем самым специфику материальности
и предметности человека.
-
Внутренняя структурированность человеческой телесности выявляется в совокупности онтологического, согиально-деятельноет-ного и аксиологического подходов. Она представлена в виде иерархии социальных качеств первого и второго порядков, субстратных и субстанциональных свойств, представляющих как этапы развития объекта, так и знания о нем. Социальные качества первого порядка -это субстратно-субстанциональные свойства, выражающие специфику человеческой биологии, а социальные качества второго порядка детерминируются интегративными свойствами социального организма.
-
Культура человеческой телесности полагается как фрагмент культуры личности в ее деятельности по овладению своими сущностными силами и направленному формированию собственного тела во внутренних параметрах и внешних формах, ориентированного на господствующие социальные идеалы и нормы в соответствии с общественными интересами.
5. Понятие человеческой телесности является теоретическим мостиком, соединяющим закономерности природного и социального бытия человека. Особенно велика его роль при анализе противоречий половой и медицинской культуры общества и человека, их движущих сил и тенденций развития. Рассмотрение личностного аспекта телесной культуры выявляет диалектику внутрииндивидного и межиндивидных "измерений" человеческой телесности,' что определяет нравственную и "эстетическую" оценку феноменов культуры тела.
б. Разработка проблемы человеческой телесности в теоретических аспектах человекознания является методологической основой для решения частных вопросов' соотношения противоречий тела и духа в таких сферах социальной практики как медицинская наука, здравоохранение, высшее и среднее медицинское образование, воспитательная деятельность, физическая культура, быт, семейно-брачные отношения.
Практическое значение исследования. В диссертации дано: - обоснование регулятивного характера концепции человеческой телесности для таких сфер социальной практики как здравоохранение, Физическая культура, быт и брак, семейные отношения и отношения поколений, педагогическая деятельность. Имеется в виду разработка критерия допустимости и диапазона возможных воздействий на человеческую телесность в процессе воспроизводства непосредственной жизни общества, куда входят медицинский гуманизм, культура здоровья и половая культура, норіли и идеалы телесного облика и физического развития человека, новые, нетрадиционные формы физи-
ческого развития и преодоление деструктивных процессов в этих сферах. Предлагается при анализе конкретных ситуаций опираться на учет семи взаимосвязанных факторов, включая изменяющийся уровень резервных возможностей человеческого тела на начальном периоде его развития; бурный тешприроста социальных качеств второго порядка в процессе социализации, требующий непрерывного решения противоречий телесной культуры; закономерности инволюционных процессов человеческой телесности, ставящих их в зависимость от состояния духовной сферы человека; осознание в глобальном масштабе уникальности и самоценности человеческой жизни и необходимости ее поддержания средствами, доступными обществу на данном этапе его развития; необходимость гуманизации процесса овладения средствами модификации человеческой телесности, включая все варианты ее конструирования"; индивидуализации человеческой кипни с усилением личностного подхода к выбору жизненнного пути; проявление и развитие новых коллективных форм совершенствования человеческой телесности;
обоснование необходимости учета концепции человеческой телесности в ходе перестройки средней и.высшей школы. Зто возможность может быть реализована благодаря введению в учебный процесс спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблемам телесной культуры, организации дискуссий и обсуждений в студенческой среде, изданию методических пособий и рекомендаций по соответствующей тематике;
обоснование необходимости изучения проблем телесной культуры человека в системе политического образования и самообразования.
Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на Всесоюзных научно-теоретических конференциях "Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности "(Москва, 1975); "Теория культуры и история культуры" (Нальчик, 1985); "Традиции в культуре и проблема культурного наследия" (Орджони-сидзе, 1987); "Логико-гносеологические и методологические проблемы диагноза" (Москва, 1986); Ш-м Всесоюзном съезде историков медицины (Кобулети, 1986); П-й областной научно-практической (онференции анестезиологов и реаниматологов (Ростов-на-Дону, [987); на секции философии областного семинара заведующих кафедрами и преподавателей общественных наук (Ростов-на-Дону,.1985).
Диссертация вошла составной частью в республиканскую межву-ювекую комплексную программу научных исследований Минвуза РСФСР
на ХП пятилетку "Повышение роли культуры производства в ускорении научно-технического прогресса" (позиция 10,00.00)'. Основные положения и выводы диссертации вошли в спецкурс "Социально-философские проблемы пола, брака и семьи", который автор читает в течение ряда лет студентам 2 и 3 курса всех факультетов Ростовского медицинского института, а также в курс лекций (объемом 24 часа) "Философские проблемы медицины", читаемый врачам факультета совершенствования врачей РОДЖИ. Материалы диссертации рекомендуется в сборнике "Методические материалы по этико-правовым вопросам современной медицины" для аспирантов АМН СССР (М., 1984). На основе материалов диссертации подготовлены и изданы учебный план и программа "ХУЛ съезд КПСС и проблемы развития здравоохранения" Домом политического просвещения Ростовского Обкома КПСС, . изданы "Методические рекомендации" к изучению курса "Основы философских знаний" для средних специальных учебных заведений медицинского профиля (Ростов н/Д., 1987). Письма автора, отражающие идеи диссертации, дважды публиковались в журнале "Коммунист" (1986, № 17; 1987, W 5) и газете "Советская культура" (1988, 15 марта).
По рассматриваемой проблеме опубликовано" 19 работ (13,5 п.л.\ в том числе монография "Человеческая телесность" философский анализ" - 8,0 п.л. - (1988, Ростов н/Д). Всего автором опубликовано . более 60 научных работ (43,5 п.л.).
Структура работы. Диссертация изложена на -282 страницах ма
шинописного текста, состоит из введения, трех глав,' заключения и
указателя литературы, содержащего 243 источника, в том числе 18
на иностранных языках. " ,