Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Античное наследие и Европейский гуманизм: культурная зависимость Чермантеева, Татьяна Степановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чермантеева, Татьяна Степановна. Античное наследие и Европейский гуманизм: культурная зависимость : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Рост. ун-т.- Ростов-на-Дону, 1991.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/615-2

Введение к работе

wv.rcmKHS*

(ССврТ.

гом, успеха прогрессивных преобразований в СССР является духовное обновление советского общества, которое невозможно без гуманизации общественной жизни, решительного отказа от устаревших идеологических догм, ориентации на общечеловеческие ценности, гуманитаризации социальных наук и содержания образования. Все эти процессы нуждаются в теоретическом осмыслении и обосновании, что придает особую актуальность исследованиям по проблеме гуманизма.

Пианистический идеал человека, выработанный на протяже-ши веков европейской культурой, представляет собой ее важ-іейпшй духовный ориентир. Поэтому исследование пдейпых истоков г особенностей формирования гуманизма в европейской культуре ітвечает потребностям осуществления современного курса на ор-чническую интеграцию отечественной культуры в обшеевропейский ультурный, процесс, пришедшего на смену политике культурного золяционизма времен "холодной войны".

Понятий, "гуманизм" долгое время служило объектом идеоло-ических спекуляций: "подлинный социалистический гуманизм" ротивопоставлялся "лицемерному буржуазному гуманизму". Сегод-я советская философская наука отказывается от упрощенной трак-овки понятий, сводившейся к цитировании соответствующих фраг-энтов из произведений "основоположников". Обогащения, пояятий-эго аппарата философии служит обращение к исторически внрабо-знным смыслам понятий. Поэтому мы обращаемся к- историческому шелу понятия "гуманизм", связанному с интерпретацией антич-)го духовного наследия и с идеей воспитания всесторонне раз-

витой личности.

Степень разработанности проблемы. В советской философской " литературе гуманизм трактуется как мировоззрение, в центре которого стоит человек и его благо, либо в более узком смысле -как культурное движение эпохи Возрождения. При этом существенной чертой и вакним условием формирования гуманизма Возроэде-нил является его отношение к античности,- А.Х.Горфункель пишет

0 Ф.Петрарке, что "для первого гуманиста свет классической об
разованности воссиял из многовековой тьмы христианского сред
невековья"1. Jf.M-.Баткин центральной идеей гуманизма Возрожде-

иия считает идею "возделывания.души посредством изучения антич-

них авторов" . По мнению итальянских гуманистов, изучение античного культурного наследия способно развить заложенные в индивиде от природы способности и добродетели, а сама античность представляется км культурным образцом. Собственно, уже само название этой эпохи - Возрождение - говорит о ее глубокой внутренней зависимости от интерпретации античного наследия.

Вопрос об отношении гуманистов эпохи Возрождения к античности разработан в советской литературе достаточно глубоко, дело, однако, заключается в том, что не только в эпоху Возрождения, но и в другие периоды рассмотрение проблемы человека европейскими гуманистами опирается на интерпретацию античного культурного наследия. Х.-Г.Гбдамер указывает: "Всякий "новый гуманизм" разделяет со ртарым, первым гуманизмом'сознание непосредственной и обязывающей принадлежности к своему образцу,

1 Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Воз
рождения. -М.: Мысль, 1977. - С.7І.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М.: Наука, 1978; - С.ІЗ;-

4 .

шковой, в качестве прошедшего, недостижим и вместе с тем при-зутствует как настоящее" . Таким образцом является классическая античность.

Итак, в советской философской литературе вопрос об обус-ювленности европейского гуманизма восприятием античного насле-цш ставится и решается при рассмотрении одного этапа его гарантия - гуманизма Возроздения. Мегду тем эта проблема имеет шачение в более широком историко-культурном горизонте. Гума-шзм Возрождения положил начало тому, что мояно назвать гума-іистической традицией в европейской культуре. Мы намерены рас-:Мотреть этапы дальнейшего развития этой традиции - второй гу-іанизм, или неогуманизм, и'третий гуманизм. Гуманизм Возрожде-:ия нами специально рассматриваться не будет.

Мы не претендуем на рассмотрение всего круга проблем, имейте отношение к развитию гуманистических идей в Европе, а вы-еляем одну, на наш взгляд, весьма существенную - проблему бусловленности европейского гуманизма рецепцией античного ду-овного наследия. Это позволяет на основе анализа конкретного сторико-культурного материала рассмотреть проблему самоиден-ификации европейской культуры через полегание античной куль-уры как своего иного и, тем самым, выявить специфику культурой преемственности.

Методология нашего исследования ос новіша ется на идее диа-ога культур, сформулированной в трудах ГД.М.Бахтина и рэзвива-кой далее Л.М.Баткиным, В.С.Блблером, М.С.Глазманом 'и .др. На эрмировонпе наыей исследовательской позиции большое влияние

Гадамер Х.'-Г,- Истина и метод: Основы философской герменевтики.' - М.: Прогресс, 1938; - С.343. .

оказали работа С.С.Аверинсева, С.Н.Артановского, Э.А.Баллера, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, Н.И.Коіфада, Д.С.Лихачева, В.М.Ме-жуева, Б.Б.Пиотровского, В.К.Чалояна и др., раскрывавшие специфику исторического бытия культуры, значение культурных взаимодействий и культурной преемственности, в развитии культуры.'

Среди многочисленных работ, посвященных изучению античного культурного наследия, считаем нужным выделить работы С.С.Аве-ринцева, В.Ф.Асмуса, А.С.Богомолова, Г.В.Драча, Д.В.Дяохадзе,' А.И.Зайцева, Ф.Х.Кессиди, А.Ф.Лосева,' М.К.Петрова, П.Ф.Преображенского, А.Н.Чаншдева, Е.М.Штаерман, В.Н.Ярхо, а также изданные на русском языке произведения зарубекных авторов -А.Боннара и Я.-П.Вернана. Кроме того', мы обращались и к непе-реведенным на русский язык работам известных зарубежных анти-коведов - Г.Берве, О.Гигона, И.Ирмшера, Р.Миллера, В.Яестле', Б.Снелля и др.

Работы, непосредственно посвященные анализу европейского гуманизма, можно разделить на дво группы.. Первую составляют исследования гуманизма эпохи Возрождения, среди которых выделяются произведения Л.М.Баткина, Э.Гарена, А.Х.Горфункеля, В.Г.Кузнецова, Н.В.Ревякиной, В.И.Рутенбурга. Особенно хотим отметить"работы Л.М.Баткина, поскольку его методология базируется именно на идее диалога культур: Вторую группу составляют произведения, ознакомление с которыми позволило нам прийти к пониманию того, что проблема связи гуманизма с восприятием античного наследия имеет смысл не только для эпохи Возрождения. Их авторы - В.йегер, К.Кереньи, Л.Куртиуо, Т.Манн, Р.Невальд, Х.Опперман, Р.Пфайфер, Х.Рюдигер, В.Рюегґ, Э.Ховальд, Э.Хоф-ыан, Ю.Штенцель, К.Ясперо -и др. Особо отметим работы В.Йегера, поскольку они стали для нас объектом анализа.'

6 '

Непосредственной причиной, побудившей нас обратиться к поиску и изучению данного пассива литературы на немецком языке, стало появление в русском переводе работ Х.-Г.Гадямера и М.Хайдоггера, в которых указанная проблема затрагивалась.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют произведения классиков марксизма, труды мыслителей прошлого, советских и зарубежных ученых.

Цель и основные задачи исследования; Целью настоящей работы является ретроспективный культурологический анализ европейского гуманизма, обнаруживающий его связь с осмыслением античного наследия. Поставленная цель реализуется посредством реионпя следующих исследовательских задач:

обосновать методологию исследования и свое понимание роли античности в развитии европейской культуры;

дать общую характеристику традиционней концепции гуманизма путем выяснения исконного значения понятия "гуманизм";

в ходе анализа выявить отличительные черты отношения европейского гуманизма к античности в сравнении с научным аи-тиковедением; .

проанализировать характерные особенности неогуыанизыа эпохи немецкой классики;

проанализировать философско-методологические основы культурологической теории В.йегера - крупнейшего представителя третьего гуманизма.

Научная новизна диссертации может быть выражена следующими моментами:

- предложен новый подход к проблеме значения античности в
развитии европейской культуры, базирующийся на анализе культур
ного самосознания последней;

охарактеризована традиционная концепция европейского гуманизма;

выявлена специфика отношения гуманизма к античности;

отношение немецкой классики к античному наследию рассмотрено как фактор ее культурного самовыражения;

- проанализирована культурологическая теория В.йегера.
Исходя из этого,на зашиту выносятся следующие положения.
Т. Начиная с эпохи Возрождения, античность играет в евро
пейском культурном самосознании особую, двуединую роль: с одной

г-

стороны, консолидирующую, выступая как основание самоидентк<й-кации европейской культуры, а с другой стороны, рефлективно-обособляяшую, обеспечивая самоопределение различных ее эпох. Тем самым античность совершает восхождение от особенного ко всеобщему - из конкретно-иоторического культурного типа возвышается до общезначимого культурного бытия.

2. Главные и взаимосвязанные постулаты традиционной кон
цепции европейского гуманизма - это, во-первых, идея гуманисти
ческого образования, имевшего цель воспитывать в человеке соб
ственно "человечность" и основанного на изучении античного
культурного наследия, и, во-вторых, признание особой значимос
ти (нормативности) античности для европейской культуры. Основ
ные этапы развития данной концепции - гуманизм Возрождения,'
неогуманизм немецкой классики и третий гуманизм, получивший
распространение в Германии в 20-30-е годы XX в. К середине

XX в. в культурном сознании отчєтлиео проявляется стремление к более широкому взгляду ка проблему гуманизма, "снимавшему" в себе традиционный.

3. Отношение европейского гуманизма к античности сущест
венно отличается от сугубо научного ее изучения. Для гуманизма

характерны ценностный подход к античности, целостный взгляд на нее с точки зрения ее актуального значения, эмоционально окрашенное восприятие древней культуры, фокусом которого является проблема человека. Европейский гуманизм исторически развивается как диалог с античностью, открывая в ней новые смысловые возможности.

  1. Созданный немецкой классикой образ греков отразил ее собственный культурный идеал - идеал целостного человека.' Открытый неогуманизмом новый смысл античности состоит в том, что в творениях греков идеально воплощена и наглядно продемонстрирована человеческая природа во всем богатстве ее индивидуальных проявлений, поэтому, изучая их, человек получает представление о человеческом вообще, "скипаясь" с греческим духом, он становится гуманнее. Тем самым неогуманизн пытается духовными средствами компенсировать ушербяость современного частичного человека, находящегося в ситуации отчуздения. Представление о "классичности" эллинской культуры означает признание ее общечеловеческой ценности и современной значимости,

  2. Третий гуманизм переосмысливает античность в поисках ответа на вопрос о сущности и судьбе европейской культуры в условиях духовного кризиса, наступившего после первой мировой войны. В.йегер, понимая культуру аксиологически, считает, что греки впервые создали культуру как систему воспитания совершенного, человека, ставшую впоследствии структурной формой духовной жизни европейских народов. Глубокая генетическая связь европейской культуры с эллинской постоянно порождает потребность возвращения к грекам с целью самопознания и самовыражения. В условиях духовного кризиса новая встреча с греками поможет обеспечить континуитет развития европейской культуры.

Третий гуманизм - это попытка теоретического обоснования гуманистической традиции в ответ на вызов, брошенный ей О.Шпенглером. Шесте с тем он свидетельствует о глубокой неудовлетворенности методологическими принципами позитивистски настроенной исторической науки.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе положения и выводы могут быть использованы при разработке концепции гуманитаризации среднего и высшего образования, а такие в учебно!.! процессе высшей.школы^и В научно-теоретической работе.

Апробация работы. Основные результаты-исследования докладывались на республиканской научно-теоретической' конференции "Проблемы мировой и отечественной культуры в творчестве А..'Лосева" (Ростов-на-Дону, октябрь 1989 г.) и на региональной научно-теоретической конференции "Взаимодействие культур и проблема межэтнических контактов"(Ростов-на-Дону, декабрь 1990 ті). Диссертация обсуждалась на кафедре философии истории философ-окого факультета Ростовского госуниверситета."

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения, занимавших 138 страниц машинописного текста. Список использованной литературы включает 168 наименований, в том числе 46 наименований источников на немецком языке.