Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспринимаемое качество эмоционально окрашенных акустических событий Выскочил, Нина Анатольевна

Воспринимаемое качество эмоционально окрашенных акустических событий
<
Воспринимаемое качество эмоционально окрашенных акустических событий Воспринимаемое качество эмоционально окрашенных акустических событий Воспринимаемое качество эмоционально окрашенных акустических событий Воспринимаемое качество эмоционально окрашенных акустических событий Воспринимаемое качество эмоционально окрашенных акустических событий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Выскочил, Нина Анатольевна. Воспринимаемое качество эмоционально окрашенных акустических событий : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Выскочил Нина Анатольевна; [Место защиты: Ин-т психологии РАН].- Москва, 2011.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/43

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Эмоциональная составляющая восприятия акустической среды 11

1.1. Анализ взаимодействия человека и акустической среды в психоакустических исследованиях 13

1.1.1. Эмоциональная составляющая в восприятии акустических событий 17

1.1.2. Парадигма воспринимаемого качества 27

1.2. Состав эмоциональной составляющей воспринимаемого качества 29

1.2.1. Теоретические представления о природе эмоций 32

1.2.2. Классификации эмоций 45

1.3. Роль индивидуально-психологических особенностей в эмоциональной составляющей воспринимаемого качества 48

ГЛАВА 2. Процедура и методики исследования воспринимаемого качества эмоционально окрашенных акустических событий 66

2.1. Подбор эмоционально окрашенных акустических событий 66

2.1.1. Метод : 67

2.1.2. Участники исследования 68

2.1.3. Результаты 69

2.2. Дизайн эмпирического исследования 76

2.2.1. Процедура 76

2.2.2. Анализируемые показатели и обработка данных 78

ГЛАВА 3. Состав и структура воспринимаемого качества эмоционально окрашенных акустических событий 83

3.1. Воспринимаемое качество эмоционально окрашенных акустических событий 83

3.1.1. Представленность эмоциональной составляющей в описаниях акустических событий 83

3.1.2. Связь между представленностью эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустического события и идентификацией источника этого события 94

3.1.3. Индивидуально-психологические особенности в составе воспринимаемого качества эмоционально окрашенных акустических событий 97

3.1.4. Роль взаимодействия факторов экстраверсии, нейротизма и эмоционального интеллекта в описании эмоционально окрашенных акустических событий 120

3.2. Обсуждение результатов 125

3.3. Выводы 137

3.4. Заключение 138

Литература 140

Приложения 161

Введение к работе

Проблема. Несмотря на возрастающее количество и явную «экологическую» тенденцию исследований восприятия звуков естественного окружения человека, многие вопросы, касающиеся взаимодействия «человек - акустическая среда», остаются открытыми.

К группе таких вопросов относятся психологические механизмы эмоционального воздействия акустической среды на человека. Изучение эмоциональной составляющей восприятия естественных звуков до недавнего времени не являлось приоритетным направлением психоакустики. В классической психофизике изучались ощущения, возникающие под воздействием искусственно сформированных простых звуков (Бекеши, 1963; Гельфанд, 1984; Пьерон, 1966; Ратанова, 1986; Guilford, 1954; Green, 1976; Taylor et al., 1974; Stevens, 1935 и др.). Первые попытки использования в исследованиях сложных звуков, приближенных к звучаниям естественного окружения человека, показали неоднозначность связей между отдельными параметрами звука и характеристиками слухового образа (Блауэрт, 1979; Ликлайдер, 1963; McAdams, 1984; Risset, 1994; Sheppard, 1983 и др.). Данные работы показали недостаточность использования психофизической парадигмы для выявления этих связей, но не дали исчерпывающего ответа на вопрос о том, как выявлять составляющие слухового образа и их связь с характеристиками акустического события. Вопросам изучения эмоциональных составляющих звукового воздействия уделялось второстепенное внимание. Их рассмотрение обычно ограничивалось простыми дихотомическими оценками («нравится – не нравится», «приятно – неприятно», «возбуждает – расслабляет»), не предполагающими содержательный анализ эмоций. Качественная определенность эмоциональных составляющих восприятия изучается на материале экспрессий лица (Барабанщиков, 2009; Экман, 2010; Archer, Akert, 1984; Buck et al., 1972; Emde, Izard, 1980), экспрессивности речи (Морозов, 1998; Bachorowski, 1999; Cowie et al., 2001; Johnstone, Scherer, 2001) или музыкальных произведений (Готсдинер, 1993; Теплов, 1985; Risset, 1994; Sheppard, 1983).

Вопросы, связанные с восприятием звучаний естественного окружения человека и, в частности, с выявлением характера их возможного эмоционального воздействия, остаются на повестке дня. Один из путей их решения предлагается в рамках концепции воспринимаемого качества событий окружающей среды (Носуленко, 2004, 2007). В центре внимания оказываются не отдельные характеристики восприятия, а совокупность значимых для субъекта характеристик события – его воспринимаемое качество. Исследование направлено на выявление составляющих воспринимаемого качества, в которых одновременно отражаются характеристики актуальной ситуации, индивидуально-психологические особенности и прошлый опыт индивида. Эмоциональная составляющая является одним из специфических признаков, характеризующих содержание воспринимаемого качества акустического события. Эта составляющая может быть связана с различными базовыми эмоциями и характеризоваться количественной представленностью описаний их различных компонентов.

Актуальность этих вопросов связана с социальной значимостью изучения проблем взаимодействия человека и окружающей среды и с необходимостью учета системы факторов и условий, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей (Носуленко, 1992; Панов, 2006; Ясвин, 2000). Современная акустическая среда характеризуется широким использованием новых технологий преобразования звука в повседневной жизни человека. Это приводит к изменениям информационной и эмоциональной насыщенности акустической среды. Психологическое исследование восприятия новых качеств среды и ее эмоционального воздействия необходимо для объяснения и прогнозирования поведения людей в условиях их повседневной жизни, т.е. в рамках отношения «человек – среда» (Носуленко, 1991; Панов, 2011). Именно в контексте системы «человек – окружающая среда» должны рассматриваться психологические проблемы сознания и индивидуальности человека, переживаний, поведения и психологического здоровья (Панов, 2011).

Актуальность разработки проблемы эмоционального воздействия акустической среды на человека связана также с тем, что для ее решения требуются новые методы, позволяющие выявлять и количественно оценивать эмоциональную составляющую акустических событий.

Объект исследования: воспринимаемое качество акустического события.

Предмет исследования: эмоциональная составляющая воспринимаемого качества акустического события.

Цель исследования: анализ содержания эмоциональной составляющей в восприятии событий естественной акустической среды.

Задачи исследования:

Осуществить теоретический анализ проблемы восприятия эмоционально окрашенных акустических событий.

Сконструировать акустические события, вызывающие базовые эмоции.

Провести эмпирическое исследование эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустического события.

Изучить роль индивидуально-психологических особенностей слушателя в оценке эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустических событий.

Гипотезы исследования:

Эмоциональная составляющая воспринимаемого качества акустического события может включать в себя базовые эмоции и их комбинации.

Структура эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустического события обусловлена его предметным содержанием.

Эмоциональная составляющая воспринимаемого качества акустических событий различается у экстравертов и интровертов, слушателей с разным уровнем нейротизма и эмоционального интеллекта.

Методологические и теоретические основания исследования.

В качестве теоретического и методологического фундамента настоящего исследования выступают: онтологический подход к анализу восприятия (Барабанщиков, 1991, 2002), перцептивно-коммуникативный подход к исследованию восприятия естественной среды (Носуленко, Самойленко, 1995; Самойленко, 1985, 2010), концепция воспринимаемого качества событий естественной среды (Носуленко, 1988, 2004, 2007), теории базовых эмоций (Изард, 1999; Экман, 2010).

Методы и методики исследования.

Метод полуструктурированного интервью.

Метод анализа вербализаций (В.Н. Носуленко, Е.С. Самойленко).

Методика «Шкала дифференциальных эмоций» (русскоязычная адаптация А.Б. Леонова, М.С. Капица).

Методика «Семантический дифференциал для оценки звуковых фрагментов» (В.А. Садов, Н.Г. Шпагонова).

Методика «Личностный опросник Г. Айзенка EPI» (В.М. Русалов).

Методика «Опросник эмоционального интеллекта» (Д.В. Люсин).

Для обработки данных исследования использовались статистические пакеты STATISTICA 8.0 и SPSS v.17. Применялись следующие методы: дисперсионный анализ, факторный анализ, коэффициент конкордации, критерий хи Пирсона, непараметрические методы для выявления различий: критерий хn - Фридмана, критерий T-Вилкоксона, критерий Манна-Уитни, критерий тенденций Джонкира, методы проверки гипотез о доли в генеральной совокупности.

Этапы исследования.

На первом этапе (2006 – 2007гг.) анализировались история и современное состояние проблемы, уточнялись цели и задачи исследования, определялись методические подходы, подбирался адекватный понятийный аппарат.

На втором этапе (2007 – 2010гг.) разрабатывался и апробировался стимульный материал на основе звуковых фрагментов, проводилось эмпирическое исследование.

На третьем этапе (2010 – 2011гг.) выполнялась обработка полученных данных, анализ и интерпретация результатов исследования, их включение в сложившуюся систему психологического знания.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась опорой на интеграцию качественных и количественных методов анализа данных, применением адекватного задачам исследования комплекса методик и математических методов обработки данных, а также проведением эмпирического исследования на представительной выборке участников (266 человек).

Научная новизна исследования.

Предложена психологически обоснованная классификация эмоционально-окрашенных акустических событий.

Разработана методика, обеспечивающая выявление эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустических событий.

Установлена связь между предметным содержанием акустического события и характеристиками эмоциональной составляющей воспринимаемого качества этого события.

Выявлены индивидуально-психологические различия слушателей в оценке эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустических событий.

Теоретическая значимость исследования. Исследование вносит вклад в разработку проблемы восприятия человеком звуков естественной акустической среды. В работе по-новому поставлена задача изучения эмоционального воздействия таких звуков: в центре внимания оказывается не анализ простых предпочтений слушателя к воспринимаемому звучанию, а выявление содержания эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустического события. Это позволяет установить связь между свойствами события и характеристиками эмоционального отношения к этому событию слушателя. Полученные эмпирические данные показывают роль индивидуально-психологических особенностей слушателя в формировании эмоциональных составляющих воспринимаемого качества акустических событий.

Практическая значимость. Полученные данные могут применяться при мониторинге и разработке благоприятного акустического пространства для жителей мегаполисов, а также использоваться в работе звукорежиссеров при создании художественного звукового образа с заданными типом эмоционального воздействия.

На защиту выносятся следующие положения:

Акустическая среда включает события, в воспринимаемом качестве которых проявляются базовые эмоции и их комбинации.

Содержание эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустического события определяется степенью предметной идентификации человеком источника звучания.

Индивидуально-психологические различия слушателей, такие как экстраверсия, нейротизм и эмоциональный интеллект, проявляются при восприятии акустических событий с комбинированной эмоциональной составляющей воспринимаемого качества.

Апробация работы. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры экспериментальной психологии и психодиагностики Государственного академического университета гуманитарных наук (2006-2009 гг.), на заседаниях лаборатории познавательных процессов и математической психологии Учреждения Российской академии наук Институт психологии РАН и заседаниях лаборатории психологии коммуникаций в расширенной среде Центра экспериментальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (2010-2011 гг.), а также были представлены на Всероссийских научно-практических конференциях «Дружининские чтения» (Сочи, 2007, 2009), «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2008), «Познание в структуре общения» (Москва, 2008), «Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы» (Москва, 2010) и «Познание в деятельности и общении: от теории и практики к эксперименту» (Москва, 2011).

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, приложения и списка литературы (свыше 200 наименований). Текст рукописи иллюстрирован таблицами, рисунками и схемами.

Эмоциональная составляющая в восприятии акустических событий

Суть парадигмы воспринимаемого" качества: заключается- в том, что в отличие от традиционной стимульной парадигмы, здесь ведется поиск; соотношения между «объективно» измеренными «субъективными» характеристиками и доступными для измерения; или: наблюдения, характеристиками: внешнего мира (качествами среды). В центре внимания; оказываются не отдельные характеристики восприятия; а совокупность значимых для г су бъекта , характеристик , события — его воспринимаемое качество; включающее эмоциональную составляющую (Носуленко, 2007).

Предполагается, что внутри системы воспринимаемого качества возможно существование некоторого перцептивно-оценочного «ядра», которое выражает отношение человека, к совершающимся событиям: Речь идет о качественной определенности событий, отличных от других. В этом смысле определение понятия воспринимаемого качества соответствует классическим философским определениям: «Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным,, а не иным предметом и отличается: от других: предметов: Качество предмета: не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом. как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета» (цит. по: Философский словарь, 1963, с. 193).

«Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличить один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов... Любой объект постоянно изменяется; вместе с тем он обладает некоторой устойчивостью, которая и выражается как качественная определенность» (цит. по: БСЭ, 1973, Т. 11, с. 551).

В соответствии с такими определениями, события, характеризующиеся общим перцептивно-оценочным ядром воспринимаемого качества, относятся1 к общей категории (являются, «подобными»). Различия между восприятием таких подобных событий носят количественный характер1 и отражают их специфику, в зависимости от условий восприятия, опыта индивида, его возраста, пола и т.п. Качественные различия означают, что сравниваемые события неподобны. Реально участнику исследования приходится оценивать не изменение какого-либо параметра в событии, а сравнивать «воспринимаемые качества» разных событий. Оценка этих воспринимаемых качеств позволяет дифференцировать значимое событие в контексте других, а на основе выявленных характеристик воспринимаемого качества строить гипотезы об ответственности той или иной группы параметров среды за то или иное сочетание субъективных свойств.

Иначе говоря, воспринимаемое качество определяет сущностную характеристику события, представляющую собой совокупность субъективно значимых свойств этого события. В воспринимаемом качестве проявляется: а) содержание реального события, б) отношение человека к совершающимся событиям, в) связь между предметными и операциональными составляющими средств деятельности, г) содержание выполняемых человеком задач, д) характеристики как ситуации в целом, так и ее компонентов (Носуленко, 2007).

Одним из таких субъективно значимых свойств является эмоциональное отношение человека к воспринимаемому событию (Носуленко, 2007). В этом плане первостепенным является вопрос о том, какими характеристиками можно описать то или иное эмоциональное предпочтение при анализе восприятия событий. Это означает, что, с одной стороны нужно рассмотреть возможные модели и классификации эмоций, а с другой стороны, найти способы моделирования акустической среды, события которой более или менее однозначно связаны с определенным эмоциональным предпочтением.

«Эмоциональные явления, - это психофизиологические комплексы процессов и состояний индивида, системообразующим компонентом которых является эмоциональное переживание - субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания значимости воспринимаемых или представляемых ситуаций; их отношения 1 к потребностям и мотивам индивида» (цит. по: Мещеряков, Зинченко, 2003 с. 624)

В современной психологии эмоций нет четкого описания того, что входит в понятие «эмоциональные явления». Шо причине того, что отсутствуют четкие критерии разделения и не учитывается сложный и неоднородный состав эмоциональных явлений, каждый исследователь, дает свое определение: «эмоциональные состояния», «эмоциональный тон ощущений», «эмоции», «чувства», «переживания», «аффект», «эмоциональное отношение» и др., в результате возникает терминологическая путаница, что очень осложняет проведение исследований в этой области психологического знания.1

Эмоциональные явления крайне разнообразны не только по модальности и интенсивности, по динамике и степени выраженности, а также по качеству эмоций. Все эмоциональные явления можно разделить по- мнению ряда авторов (Ильин, 2001; Леонтьев, 1971; Лук, 1982; Мясищев, 1960; Реан и др., 2010; Рубинштейн, 2001) на следующие компоненты: 1) Эмоциональное реагирование, обладает высокой скоростью возникновения и быстротечностью, характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом). Под предметностью эмоционального реагирования, понимается более или-менее1 однозначная связь с вызывавшим ее событием или предметом.

Филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией является эмоциональный тон ощущений, с помощью которого возникает, обобщенная1 оценка (например; удовольствие-неудовольствие).

Более высоким уровнем эмоционального, реагирования являются эмоции, благодаря которым осуществляется дифференцированная оценка ситуаций. Эмоции являются» реакциями на события, которые происходят во внешнем и внутреннем мире человека. Формы реакций зависят от генетической программы, заложенной в человеке; и индивидуального опыта, накопленного в течение1 жизни.

Эмоции могут различаться по длительности и интенсивности, а также по степени осознанности их проявления. В связи, с этим, среди эмоциональных состояний выделяют аффект, который называют бурным кратковременным переживанием, возникающим в тех случаях, когда человек не способен найти приемлемый выход из жизненно или социально опасной ситуации и использует сложившиеся в эволюции программы поведения.

Эмоциональные состояния, являются эмоциональной составляющей психических состояний. Эмоциональная составляющая близка к эмоциональному тонусу (настроению). Настроением является слабо выраженное устойчивое состояние, которое постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в жизнедеятельности.

Роль индивидуально-психологических особенностей в эмоциональной составляющей воспринимаемого качества

На протяжение всей истории психологии эмоций можно выделить авторов, которые ориентируются на комплексное изучение эмоций. Недостатком когнитивных теорий, является исключение из исследований эмоций, возникающих безусловнорефлекторно. Биологически значимые стимулы являются источником различных эмоциональных переживаний. По крайней мере, все переживания, связанные с эмоциональным тоном ощущений (приятное — неприятное, боль и т. д.) вызывают эмоциональное реагирование сами по себе, без когнитивных процессов. Многие эмоции не требуют участия коры головного мозга и процессов осознанной« переработки информации. Дж. ЛеДокс (LeDoyx, 1989) показал, что при удалении у крыс зрительной и слуховой коры реакция страха возникает при возбуждении подкорковых структур таламуса и миндалины. Таким образом, часто мы сначала ощущаем и только потом узнаем и понимаем то, что мы переживаем. Как отмечает Н. Н. Данилова (Данилова, 2000), когнитивные, оценочные операции, которые влияют на эмоции, реализуются в мозге, который уже эмоционален и не является аффективно-нейтральным. По мнению Даниловой, чисто когнитивной детерминанты эмоций вообще не существует. Эмоция на значимый стимул — это единство аффективно-когнитивных процессов.

Отличительной чертой российских исследований чувственного и рационального познания действительности состоит в интеграции познавательных, эмоционально - аффективных и волевых процессов. Обобщающим результатом теоретического и экспериментального анализа стал вывод С.Л.Рубинштейна о том, что «один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым» (Рубинштейн, 2001). Его взгляд еще раз подтверждает роль когнитивных элементов в эмоциональных процессах, с одной стороны, а также единство эмоций и когнитивных психических процессов в психической деятельности, с другой стороны. На единство аффекта и интеллекта также указывал Л.С. Выготский в своей культурно - исторической теории. Единство интеллекта и аффекта представляют части единого целого - человеческого сознания и обнаруживаются во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует СВОЯ ступень в развитии аффекта (Выготский, 2002).

В единой концепции сознания и эмоций предложенной Ю.И. Александровым (Александров, 2009) сформировано представление об эмоциях с точки зрения системной психофизиологии. Системный подход позволяет более глубоко определить место эмоций в организации мозговых процессов. Эмоции характеризуют реализацию систем, формирующихся на самых ранних этапах онтогенеза и обеспечивающих минимальный уровень дифференциации («хорошо-плохо»). Сознание характеризует реализацию систем, формирование которых на более поздних этапах развития обусловливает прогрессивное увеличение дифференцированности в соотношении организма-среды и усложнение поведения. Все системы направлены на достижение положительных адаптивных результатов поведения.

В «динамической теории» К.Р. Шерера (Scherer, 2003) эмоция определяется как развитый механизм, обеспечивающий гибкую адаптацию к непредвиденным обстоятельствам окружающей среды и связывающий изменения в состояниях всех подсистем организма в ответ на оценку внешнего или внутреннего стимула. Эмоция обеспечивает: 1) оценку событий стимула в терминах их уместности для благосостояния индивидуума, 2) регулирует внутренние состояния, чтобы подготовить организм к действию, 3) активирует специфические мотивы и тенденции действия, 4) экспрессивную и коммуникативную реакцию и направленность, 5) мониторинг и фокусировку на изменениях в состоянии организма. Говоря о механизмах оценки, К. Шерер отмечает два этапа: «более высокие» уровни (когнитивные процессы), позволяют осуществлять более сложные процессы, работают медленней и вступают в действие только тогда, когда- «более низкие» уровни (эмоции), полагаясь на автоматические и биологически детерминированные процессы, не могут решить проблему.

«Коммуникативная концепция» эмоций К. Оутли и П.Н. Джонсона- Лэрда (Oatley, Johnson-Laird, 1996), представляет довольно своеобразное объединение ряда весьма разнородных принципов и идей. Авторы этой концепции попытались объединить три важные традиции теоретических воззрений на эмоции: множество эмоций может быть сведено к небольшому количеству; познание и эмоции имеют принципиальные отличия и рассматривают возникновение эмоций в качестве результата осознаваемой или неосознаваемой оценки. В результате эмоции в данной теории рассматриваются как коммуникации, под которыми понимается распределение мозговых сигналов (команд) по различным руслам, отражающим приоритеты целей и предрасполагающим к определенному классу действий. В рамках данной теории выделяются пять основных эмоций: гнев, отвращение, беспокойство, счастье, печаль.

Таким образом, проведя анализ вышеизложенных биологических, когнитивных и комплексных теорий всю совокупность эмоций человека можно разделить на базовые и производные. Базовые эмоций наиболее полно описаны в рамках эволюционных теорий эмоций. Согласно Ч. Дарвину (Дарвин, 2001), и У. Макдуголлу (McDougall, 1960), определенные эмоции были обозначены как «базовые», «первичные» или «элементарные» преимущественно потому, что они рассматривались как основа для других эмоций, а остальные эмоции были названы «вторичными», «производными» или «комплексными» эмоциями (Изард, 1999; Plutchik, 1980; Tomkins, 1962). Решение в отношение принципов возникновения производных эмоций может быть выведено из когнитивных и комплексных теорий эмоций. Вторичные эмоции основываются на одной или нескольких базовых эмоциях плюс дополнительные элементы (Arnold, 1960; Oatley, Johnson-Laird, 1996; Reisenzein, Hofman, 1993; Solomon, 1993); Эти дополнительные элементы - по большей части оценочные суждения по поводу вызвавшей эмоцию ситуации (когнитивные оценки); однако также была предложена готовность к действию (Frijda, 1986). Например, Р. Декарт (Декарт, 1950) полагал, что вторичная эмоция сочувствие является) производной от первичной эмоции печали, которая вызывается мыслями о том, что другой человек испытывает незаслуженное страдание. Аналогично П. Джонсон-Лэирд и К. Оутли (Oatley, Johnson-Laird, 1996) полагают, что вторичная эмоция раскаяния-это печаль, вызванная оценкой собственных совершенных действий как неправильных с точки зрения морали. Итак, во всех описанных случаях вторичные эмоции основываются на двух элементах: первый — неразложимый эмоциональный базис, и второй - определенная оценка ситуации, которая актуализирует этот эмоциональный базис.

Вторичные эмоции (например, гордость, любовь, любопытство, скромность) являются более сложными по отношению к базовым эмоциям. В нашем исследовании в качестве эмоциональной составляющей мы будем рассматривать только базовые эмоции так, как во-первых, их ограниченное число и во-вторых, можно вызвать с помощью акустического события, в отличии от вторичных эмоций, которые характеризуют устойчивое эмоциональное отношение к окружающему миру и людям. В следующем параграфе мы проведем анализ классификаций эмоций и отберем перечень базовые эмоций, которые будут использоваться в эмпирическом исследовании.

Представленность эмоциональной составляющей в описаниях акустических событий

Мы исходили из предположения, что в акустической среде существуют события,, различающиеся, степенью и типом их эмоционального воздействия на человека. Анализ воспринимаемого качества таких событий позволит выявлять их содержание и отношение к ним воспринимающего субъекта, в том числе и эмоциональную составляющую. В этом плане можно разделить акустические события по типу и степени их «эмоциональной окрашенности». Если в. составе- воспринимаемого качества, выявленном эмпирическими методами, отсутствует какая-либо эмоциональная характеристика (или статистически слабо представлена),, то условно можно считать, что данное акустическое событие в данных условиях восприятия не является эмоционально окрашенным. В ситуации присутствия некоторых эмоциональных составляющих в описании воспринимаемого качества акустического события, становится возможным говорить о содержании этих составляющих и об их количественной представленности среди других составляющих (Носуленко, 2007; Носуленко, Жейсснер, Паризе, 2009;. КоБиЬпко, 8атоу1епко, 2001). А результат такого анализа позволит дифференцировать существующие в окружении человека звуки по характеру их возможного эмоционального воздействия на человека.

Также необходимо дополнить существующие классификации звуков акустической среды еще одним основанием их разделения — по характеру связи звука с той или иной эмоцией у слушателя. В разделе 1.2.2. было показано, что для описания эмоциональной сферы человека оказывается достаточным выделение следующих базовых эмоций: «страх», «радость», «отвращение», «интерес», «удивление», «презрение», «гнев», «печаль», «стыд». Исходя из этого, на первом этапе исследования мы поставили задачу подбора акустических событий, соответствующих этому перечню эмоций. Для этого было организовано специальное эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование включало в себя подготовительный и основной этап. В рамках подготовительного этапа был осуществлен подбор эмоционально окрашенных акустических событий. В первой серии подготовительного этапа проводился опрос респондентов с целью выяснения их мнений относительно связи между базовыми эмоциями и знакомыми им звучаниями, которые могли бы эти эмоции вызывать. В опросе приняли участие 130 студентов. «Института современного искусства» в возрасте от 18 до 22 лет (средний-возраст 20 лет, 64% выборки составляют женщины и 36% - мужчины). В дальнейшем все высказывания подвергались частотному анализу, на основании которого формировался список эмоционально окрашенных акустических событий для каждой из девяти эмоций. Во второй серии подготовительного этапа мы подбирали соответствующие полученному списку акустические события. В качестве источника использовались фонограммы «10000 профессиональных звуковых эффектов для кинофильмов», а также звуковые базы данных, доступные в Интернете. Для каждой из девяти базовых эмоций отбиралось по пять вариантов акустических событий, наиболее часто упоминаемых при опросе. В результате было подобрано 45 акустических событий с различной эмоциональной окраской. В третьей серии подготовительного этапа проводилась предварительная оценка субъективного соответствия отобранных звучаний вызываемой эмоции. Группе, состоящей из 15 человек в возрасте от 25 до 54 лет (средний возраст 30 лет, состав выборки включал в себя 60% женщин и 40% мужчин) в индивидуальном порядке предъявлялось каждое из акустических событий (последовательно, по 5 звучаний для каждой эмоции). Участники оценивали по 6-ти балльной шкале (0 - звук совсем не вызывает данную эмоцию, 5 — звук максимально соответствует данной эмоции) степень соответствия конкретной эмоции предъявляемому акустическому событию (Приложение 5). При анализе данных, полученных в исследовании, первоначально убирались акустические события, которые хотя бы одним участником оценивались как. совсем не вызывающие соответствующую, эмоцию. Для оставшихся акустических событий для, выявления их соответствия базовым эмоциям подсчитывался коэффициент конкордации Кендалла. Участниками исследования были студенты и сотрудники трех учебных заведений: «Государственного академического университета гуманитарных наук, факультет психологии», «Высшей школы психологии» и «Института современного искусства». В эмпирическом исследовании на предварительном и основном этапе приняло участие 266 человек в возрасте от 18 до 54 лет (средний, возраст, 20 лет), 70% выборки составляют женщины, 30% - мужчины. Также дополнительно к выборке основного эмпирического исследования только в заполнении тестовых методик приняло участие - 71 человек, в возрасте от 19 до 25 лет (средний возраст 20 лет, 70% выборки составили женщины и 30% - мужчины).

Таким образом, в совокупности в исследовании приняло участие 337 человек возрасте от 18 до 54 лет (средний возраст 20 лет, 72% выборки составляют женщины, 28% - мужчины).

Полученные в первой серии подготовительного этапа высказывания были подвергнуты частотному анализу. В результате данного анализа, сообщения о звуках, которые могут вызывать одну из базовых эмоций было распределено в соответствии; с классификацией звуков, как объектов; слухового восприятия (Носуленко, 1988): Данная; классификация позволяет выделить качественное-различение звуковых объектов акустической; среды человека; с точки зрения их специфики! для человеческого? восприятия. Все существующие в природе звуки разбиваются на две группы событий; характеризующихся особенностями информации,, которые они несут для человека: (1); звуки, выступающие как средство коммуникации,; у человека, и (2), звуки, несущие только информацию об окружающей среде. В обеих группах звуки могут быть разделены« по основанию «натуральности — искусственности» их источника: Таким образом, к звукам, выполняющим коммуникативную функцию, относится; большинство- событий; сформированных в результате целенаправленной; деятельности человека, а также основная- часть биоакустических сигналов животных. В отличие: от звуков коммуникации, звуки-; окружающей; природной среды несут только информацию о ее состоянии.

Роль взаимодействия факторов экстраверсии, нейротизма и эмоционального интеллекта в описании эмоционально окрашенных акустических событий

Наличие значимых различий в оценках экстравертов-интровертов при восприятии акустических событий также подтверждается рядом исследований в области психоакустики. В 1939 году Р. Берджиус (Вещшв, 1939) рассматривал, как воспринимают шум люди с шизотимическим и циклотимическим типом по Э. Кречмеру. В результате было получено, что у интровертов (шизотимики) шум затормаживает мыслительную деятельность, и они сильнее сердяться, чем экстраверты (циклотимики) в результате прослушивания. В работе В.Д. Зазана (Шик, 1995) при оценке различных шумов по степени неприятности было выявлено, что экстраверты страдают больше от фабричной сирены, а интроверты от детского крика.

Экстраверты имеют более низкий порог в отношении социальных стимулов с положительным знаком и» поэтому более часто реагируют эмоциями радости и интереса. Они более чувствительны к награде, а интроверты — к наказанию. Измерение локального кровотока в мозге у интровертов, в отличие от экстравертов, выявило усиление кровотока в височных областях. Это различие объясняют более сильными связями коры интровертов с лимбической системой (миндалиной) — структурой связанной с эмоциональной сферой в целом, ответственной за реакции страха. Известно, что разрушение миндалины или височной коры уменьшает эмоциональные реакции страха и стимулирует ориентировочно- исследовательское поведение, в норме подавляемое оборонительными реакциями (Данилова, 2000).

Преимущество негативных оценок в описаниях группы с выскоим нейротизмом согласуется с результатами И.Н. Трофимовой (Трофимова, 1994) о том, что нейротизм сопряжен с более частым использованием оценок пассивности, при этом он сопровождается преимущественно использованием негативных оценок и категории неупорядоченности.

Преимущественное использование нейротиками вышеуказанных оценок при категоризации объектов согласуется с теорией темперамента Д. Грея (Gray, 1991), в соответствии с которой экстраверты более чувствительны к положительным стимулам, а невротики к нежелательным/негативным. Вероятностная теория, эмоций П.В. Симонова (Симонов, 1981) объясняет характер эмоций субъективной вероятностью достижения целей, которую приписывает человек, исходя из оценки своего реального потенциала достичь их. Повышенный негативизм восприятия, основанный в том числе и на биологических факторах, связан с невысоким энергетическим потенциалом лиц с высоким нейротизмом и используется как средство оградить психику и организм от непосильной для него активности через снижение уровня значимости стимулов. С другой стороны, если пользоваться" терминами Д. Грея, «чувствительность к наказанию» нейротиков позволяет им предусматривать заранее нежелательные последствия« каких-то обстоятельств и, избегать, опять-таки излишнего напряжения по ликвидации этих последствий.

Полученные различия между экстравертами-интровертами и эмоционально стабильными/нестабильными людьми в дифференциальных эмоциональных оценках, подтверждается классификациями типов темперамента К. Галена, И.П. Павлова, Я. Стреляу. У экстравертов и эмоционально нестабильных людей преобладает оценка эмоциональных акустических событий как раздражающих, вызывающих пренебрежение, надменность. Сочетание высокого уровня экстраверсии (активности) и нейротизма (эмоциональности) характерно для холериков, которые отличаются агрессивностью, слабым терпением в поведении и завышенной самооценкой (Вотчин, Бочкарев, 2000).

В работе И.В. Блинниковой и В.В. Подпругиной (Блинникова, Подпругина, 2002) была также продемонстрирована связь индивидуально- типологических особенностей испытуемых с некоторыми показателями, измеряемыми в эксперименте. Экстраверты были более активны в построение поз, они были более раскрыты и уделяли большее внимание радости. Нейротизм оказывал сковывающее действие, которое проявлялось, прежде всего, в сжатых позах при изображении эмоции печали.

Анализ роли эмоционального интеллекта в воспринимаемом качестве акустических событий говорит о способности людей- с высоким эмоциональным интеллектом к успешной адаптации к реальной, жизни, чтонеоднократно подтверждалось в исследованиях (Люсин, 2006; Bar-On, 1997; Goleman, 1995; Salovey, Mayer, 1990). Полученные результаты подтверждают исследование И.А. Андреевой (Андреева, 2007) о том, что повышенная эмоциональная восприимчивость, импульсивность, тревожность не способствуют эффективной обработке эмоциональной информации. Студенты с высокими показателями нейротизма имеют более низкий уровень способностей к пониманию собственных эмоций, а также к управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей.

Группа с высоким уровнем эмоционального интеллекта при описании акустических событий использует более высокие оценки, чем группа с низким эмоциональным интеллектом. В ряде исследований получены данные о том, что люди различаются по степени эмоциональной дифференцированности - термин, отражающий особенности описания человеком своего внутреннего состояния. Люди с низкой эмоциональной дифференцированностыо используют названия дискретных эмоций, чтобы описать наиболее общие аспекты своего состояния (как правило, удовольствие и неудовольствие), тогда как люди с высокой эмоциональной дифференцированностыо используют названия эмоций для того, чтобы подчеркнуть различия между ними (Feldman, 1998).

Б. Л. Фелдман и П. Ниденталь изучали роль «фокуса валентности» в восприятии эмоциональной экспрессии (Feldman, Niedenthai, 2004). По определению авторов, фокус валентности - это степень, с которой испытуемые делают акцент на ощущении удовольствия или неудовольствия в своих вербальных самоотчетах о переживаемых эмоциях. Человек с высоким показателем фокуса валентности использует эмоциональные термины в первую очередь для того, чтобы выразить« удовольствие - неудовольствие, в То время- как человек с низким показателем фокуса валентности1 - чтобы сообщить о других аспектах переживания: Таким образом, люди с высоким эмоциональным интеллектом, чаще выбирали не общие эмоциональные оценка, а различные модальности эмоций. Например, описание «депрессивный» звук» характеризуется как неприятное состояние с низким значением по шкале возбуждения, характерно для лищ с низким эмоциональным интеллектом, в то время как люди с высоким эмоциональным интеллектом выбирали-описание «печаль».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что индивидуально- психологические особенности не влияют на перцептивно-оценочное ядро воспринимаемого качества, которое неизменно и поэтому дают, одинаковые оценки. Индивидуально психологическая вариативная составляющая проявляется в социально заданном способе проявления эмоции. В разных социальных группах в зависимости от традиций данные способы могут различаются вплоть до совершенно противоположных (Griffiths, 1990).

Выявление наличия инвариантного и индивидуального компонентов в представлениях об эмоциях было получено в, диссертационной работе BlB. Подпругиной (Подпругина, 2003), где инвариантный компонент, в большей степени, формируется под влиянием культуры, социальной среды, а индивидуальный компонент связан со становлением структур самопознания, самоотношения, саморегуляции. Он зависит от личного опыта и несет в себе элементы этого опыта. Таким образом, индивидуальные различия в большей степени проявляются в метакогнитивных структурах, чем в собственно когнитивных.