Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Нохрина Наталья Анатольевна

Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства
<
Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нохрина Наталья Анатольевна. Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Нохрина Наталья Анатольевна;[Место защиты: Институт психологии РАН].- Москва, 2015.- 164 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты исследования типа переживания субъектов и особенностей рефлексии восприятия визуального искусства

1.1. Переживание и типология переживания как предмет исследования в различных психологических направлениях 16

1.2. Исследования личности авторов и воспринимающих: личностные факторы в создании и восприятии художественных произведений 37

1.3. Структура художественных произведений, особенности построения игровой структуры произведения 59

1.4. Модель взаимодействия элементов эстетического поля 72

ГЛАВА 2. Организация и методики эмпирического исследования типа переживания субъектов и особенностей рефлексии восприятия визуального искусства

2.1. Организация и планирование эмпирического исследования. 75

2.2. Методики исследования 78

2.2.1. Методика исследования типа переживания: тест чернильных пятен Г. Роршаха 78

2.2.2. Методики исследования личностных свойств: Личностный опросник NEO FFI 80

Самоактуализационный тест (CAT) 82

Опросник «Типология личностного выбора» 84

2.2.3. Методика исследования рефлексии восприятия художественных произведений: система анализа образов в текстах «Психологическая топология личности»

2.2.4. Методика экспертной оценки структурных особенностей художественной фотографии 89

2.3. Методы математической обработки данных 90

ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование типа переживания субъектов и особенностей рефлексии восприятия визуального искусства

3.1. Особенности взаимосвязей компонентов типа переживания субъектов с другими личностными свойствами 91

3.2. Особенности рефлексии восприятия субъектами художественных произведений в зависимости от их типа переживания Ю8

3.3. Вариативность рефлексии восприятия субъектами художественных произведений в зависимости от типа переживания авторов этих произведений 119

3.4. Особенности структуры художественных произведений, воспринимаемых субъектами, в зависимости от типа переживания авторов 128

3.5. Особенности структуры визуальных произведений, воспринимаемых перципиентами, с учетом их рефлексиивосприятия 134

Выводы 138

Заключение 141

Библиографический список 143

Исследования личности авторов и воспринимающих: личностные факторы в создании и восприятии художественных произведений

Переживание, согласно А. Лэнгле, может трактоваться как восприятие, связанное с эмоциональностью и с субъективно ощущаемой значимостью жизни. Чувства являются основой переживания, возможностью контакта и соотнесения себя с жизнью. Переживание образует точку пересечения внешнего и внутреннего мира: в нем с помощью восприятия соединяется поступающая из ситуации информация с внутренними силами и имеющимися у человека возможностями. Слово «пере-живать» означает вступать в контакт, быть в «открытой диалогике конкретной ситуации», и для разворачивания этого процесса необходимо время. Значимость жизни может интенсивно ощущаться только через переживание, через открытость эмоциональности и других составляющих переживания. (А. Лэнгле, 2009).

Переживание представляет собой системное образование, которое включает в себя взаимодействие нескольких систем: эмоциональной, смысловой, перцептивной, когнитивной и двигательной. Определим соотношение переживания с другими психическими процессами, а также их роль в психической жизни субъекта. В отношении к познавательным процессам эмоции занимают активную роль, регулируя и активизируя процессы запоминания, внимания, воображения, некоторые компоненты речи, мыслительные процессы. В концепции В.К. Вилюнаса переживание понимается как осознанное отношение человека к окружающему миру, которое он выражает через свои эмоции. Эмоциональные переживания могут наслаиваться друг на друга, образуя более сложный и тонкий спектр переживаний, обеспечивая наиболее полное отражение окружающей действительности, и являясь основой образа. Совокупность таких образов, связанных с сильным переживанием, образует в памяти прочный эмоциональный комплекс, в котором любой элемент этого комплекса впоследствии может вызвать эмоцию такой же силы. Комплексы переживаний обладают целостностью, что дает возможность связывать в единое различные эмоции, создавая определенный чувственный тон: гармоничный с доминированием положительного или отрицательного спектра или амбивалентный с присутствием разнородных по своему содержанию эмоций. Эмоции следует рассматривать в единстве с когнициями, т.к. целостное эмоциональное явление есть единство двух моментов: когнитивного (в виде некоторого отражаемого содержания) и собственно эмоциональных переживаний (В.К. Вилюнас, 1976). К. Изард рассматривает когнитивное происхождение эмоций, особенности взаимодействия эмоций и когниций, и, как результат этого взаимодействия, возникновение аффективно-когнитивных структур (К. Изард, 1980).

Соотношение переживаний и познавательных процессов рассмотрено в концепции Л.Я. Дорфмана, где описываются понятия эмоциональной ткани, эмоциональных образов и эмоциональных значений (Л.Я. Дорфман, 1973). Эмоциональная ткань состоит из переживаний, образующих основу чувственных взаимодействий автора, зрителя и художественного предмета. В результате можно наблюдать многообразие человеческих переживаний в их единстве, «перетекании» одних эмоций в другие. Л.Я. Дорфман подчеркивает многозначность связей эмоций и когнитивных образов, как способность эмоций «обслуживать» когнитивные образы, так и «инициировать» ряд когнитивных трансформаций. Разделение переживания и когнитивного образа дают основу для их исследования. Переживание эмоции и ее осознание - это разные процессы, но они могут влиять друг на друга, вступая в эмоционально-когнитивные взаимодействия. Осознание эмоции позволяет установить определенную степень контроля над эмоциональным процессом.

Согласно некоторым исследованиям эмоционального интеллекта в психике существуют отдельные когнитивная и эмоциональная системы, при этом они функционируют с разной степенью согласованности. У человека с высоким эмоциональным интеллектом эмоции играют значимую роль в принятии решений в реальной жизни. У человека с низким эмоциональным интеллектом эмоции нарушают контроль за поведением, приводя к необдуманным, импульсивным действиям (Дж. Мэттьюс, Д.В. Люсин, Р.Д. Роберте, М. Зайднер, 2004). В исследованиях С.С. Беловой изучается эмоциональная креативность - способность к трансформации собственных переживаний и их осмыслению. Такие способности позволяют генерировать «новые», «эффективные» и «аутотентичные» эмоции (С.С. Белова, 2009).

Н.И. Сарджвеладзе рассматривает переживание как компонент установочной деятельности. Субъект в своей активности проявляет избирательность в соответствии с его доминирующими установками. Когда человек проявляет подобное поведение, то он по-особому переживает это: чувствует к нему притяжение, переживает готовность к действованию. Переживание является компонентом реализации установок определенного поведения (Н.И. Сарджвеладзе, 1989). Личность, с одной стороны, находится в процессе постоянного становления, но поведение личности, с другой стороны, определяется фиксированными установками. Проблема установочного поведения была подробно рассмотрена в психологической школе Д.Н. Узнадзе, а затем продолжена его учениками (Д.Н. Узнадзе, 1966). Установки определяют пристрастность позиции личности к определенным сторонам действительности, при этом происходит актуализация психических действий, которые необходимы для адекватного отражения среды, и интеграция актуальных переживаний в целостную структуру деятельности (Н.И. Сарджвеладзе, 1989). Установка определяет направленность проявления психических свойств и переживаний индивида, объединенных общей структурой деятельности на основании доминирующей установки.

Переживание рассматривается А.В. Петровским как одна из базисных категорий психологии. Включение переживания в категориальный аппарат психологии подчеркивает его значимость. Переживание является единицей сознания, т.к. это наиболее полная величина в структуре сознания, она динамична и представляет личность в социальной ситуации развития. Переживание соотносятся с метапсихологической категорией чувства, которое имеет событийный характер, выражая неповторимость и значительность различных явлений во внутренней жизни личности (А.В. Петровский, 1998).

Переживание - это комплексное образование, в состав которого могут входить разные психические «функции», занимая в каждом новом переживании разную роль. В состав переживания могут быть включены эмоции, восприятие, мышление, внимание и другие психические функции. Поэтому в длительном переживании можно увидеть применение разнообразных средств и стратегий, сменяющих друг друга, каждое переживание неповторимо и уникально.

Во всех рассмотренных подходах переживание представлено с различных сторон. Неизменно одно: в состав переживания обязательно включена, во-первых, эмоциональная составляющая, представленная в виде эмоций или чувств. Во-вторых, в состав переживания обязательно включена смысловая составляющая. Переживание понимается как особая деятельность личности по перестройке психологического мира субъекта, реализуемая внешними и внутренними действиями, общей целью которой является повышение осмысленности жизни. Личность проявляет разную степень активности в осуществлении переживания, ища пути и формы его выражения, что позволяет выделять типы переживания субъектов.

Структура художественных произведений, особенности построения игровой структуры произведения

В исследовании Р.В. Сального изучается осмысление мира на разных уровнях эмоционально-рационального познания. Воспринимая экранный художественный медиатекст, испытуемый проецирует в него определенный образ мира, содержащий многообразие знаний, переживаний, действий, смыслов. Содержащиеся в проецируемом образе мира смыслы, переживания, знания и действия преобразовываются и приобретают новые значения, в которых по-новому отражается действительность и образ собственного Я (Р.В. Сальный, 2010).

Достаточно интенсивно изучается влияние эмоциональных и смысловых факторов на процессы художественного восприятия субъектов, а также соотношение эмоциональных, смысловых, когнитивных процессов при восприятии произведений.

В метаиндивидуальной психологии искусства, разрабатываемой Л.Я. Дорфманом, изучаются базовые эмоции и фрагменты эмоционального мира авторов и воспринимающих субъектов, которые связывают индивидуальность субъектов и художественный предмет. Был проведен целый ряд исследований, в которых изучались эмоциональные образы, эмоциональных представлений в музыке, хореографии, живописи, эмоциональные стили, эмоциональные предпочтения, эмоционально-когнитивные стили (Л.Я. Дорфман, 1997). Важным положением концепции Л.Л. Бочкарева выступает понимание целостности восприятия: от ощущения музыкального звука, тембра, динамики, ритма до осмысления художественного целого (Л.Л. Бочкарев, 1997). Представитель психосемантического направления В.Ф. Петренко исследует соотношение аффективных и когнитивных процессов при восприятии произведений искусства (В.Ф. Петренко, 1997).

Е. Крупник рассматривает условия для наиболее эффективного восприятия художественного произведения. Во-первых, у воспринимающего должен быть определенный «настрой» на восприятие художественного произведения, с чем связана эмоциональная отзывчивость перципиента, включенность его в процесс восприятия, появление «живого эстетического чувства», активность его переживания. Во-вторых, перципиент должен знать язык художественной формы, воплощенной в произведении, с этим связан рациональный план восприятия произведения (Е. Крупник, 2003). Полноценное восприятие художественного произведения возникает лишь при условии одновременного действия двух планов художественного сознания, чувственного и рационального, в результате чего проявляется эффект видения художественного образа, понимания всей сложности и многомерности художественного произведения.

В качестве основного носителя художественного смысла в произведении в исследованиях Т.С. Князевой выступает значимость выразительности, интонационности. Интонация понимается как единство содержательной и выразительной сторон, в котором содержательная сторона представлена диапазоном от простейших эмоций до целостных мироощущений, а выразительная сторона выступает как способ существования смысла в мире. Любое искусство выразительно, поскольку оно интонационно, и каждому чувству присуща своя, особенная интонация в выражении, которая становится основным носителем художественной информации и смысла. Т.С. Князева подчеркивает, что интонационная основа выразительности раскрывается при активности воспринимающего субъекта, занимающего определенную смысловую и ценностную позицию. Диагностическим критерием оценки уровня художественного развития является способность субъектов воспринимать интонирующую форму как художественное высказывание. Примером неинтонационного взаимодействия перципиента с художественным произведением будет наличие у субъекта низкого уровня сопереживания, равнодушие к содержательному моменту в произведении, рациональная интерпретация деталей формы (Т.С. Князева, 2006). В концепции В.Г. Грязевой-Добшинской рассматривается понимание перципиентами произведений на уровне смыслов, которое опосредовано способностью субъектов осуществлять смысловую коммуникацию, решать обнаруженную задачу на смысл, для чего необходима совокупная работа процессов переживания и рефлексии. Только один «тип культурного субъекта» - «личность как индивидуальность» (в отличие от «индивида» и от « личности как социального субъекта») - проявляет готовность к коммуникации с новаторскими произведениями, так как свободная активность, готовность к постижению смыслов и творческость - сущностные характеристики этого типа. В исследованиях В.Г. Грязевой-Добшинской подход к личности перципиента как к субъекту дает возможность рассматривать ситуацию взаимодействия человека с произведением в аспекте динамики его смысловой сферы, изменения им собственных смысловых структур (В.Г. Грязева-Добшинская, 2002).

Таким образом, переживание, включающее в себя как эмоциональную, так и смысловую составляющие, обладает универсальным характером, проявляясь в любой области человеческой деятельности, в частности, в сфере искусства при создании и восприятии художественных произведений, выполняя задачу актуализации и направления процессов осмысления реальности. Индивидуальное своеобразие как эмоциональных, так и смысловых аспектов переживания при восприятии произведений искусства у различных людей в зависимости от их личностных особенностей - наиболее изученная к настоящему времени часть феноменов эстетического поля, при ее изучении наиболее часто осуществляется дифференциально-типологический подход, что задает ориентиры последующих исследований объектов эстетического поля.

Рефлексия восприятия произведений искусства Переживание субъектов в процессе восприятия произведений варьируется в зависимости от рефлексии ими этого восприятия, что предполагает более детальное рассмотрение рефлексии в контексте восприятия искусства. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; переосмысление самого себя и продуктов собственной психической активности. Благодаря процессам рефлексии оформляются и изменяются переживания, ценности, мотивы, смыслы в процессе жизнедеятельности субъекта. Рефлексия дает возможность структурировать ценностно-смысловую сферу человека и реализовывать ее в деятельности.

Традиции исследования рефлексивных процессов существуют в областях философии и психологии. В работах по философии рефлексия описывается как разрыв в потоке жизни, способность отнестись к жизни в целом, рассмотрения собственной эмоциональной и познавательной сферы и возможность ее преобразования (М.М. Мамардашвили, 1990). Рефлексия - это внутренняя работа, которая не сводима к эмоциональному или познавательному отражению, она заключается во внутренних изменениях, затрагивающих эмоциональную и смысловую сферы (Ж.П. Сартр, 1997). В. Франки описывает рефлексию как способность к самодистанцированию или самоотстранению в качестве базовой характеристики человека (В. Франкл, 1990). Рефлексия, по мнению Н.Т. Рымаря, является процессом, позволяющим изменять эмоционально-смысловое единство и соотносить разные ценности «в глубине и пространстве их взаимодействия» (Н.Т. Рымарь, 2006).

Методика исследования рефлексии восприятия художественных произведений: система анализа образов в текстах «Психологическая топология личности»

Разнонаправленные тенденции взаимосвязей выявляются у субъектов И-типа и А-типа, а также К-типа и Э-типа. У субъектов И-типа при некотором увеличении экстратензивности увеличивается рефлексия и поддержка внутренней сложности. У субъектов А-типа при увеличении интроверсивности рефлексия внутренней сложности, наоборот, снижается.

У субъектов К-типа при некотором увеличении интроверсивности увеличивается осознание и принятие внешней трудности. У субъектов Э-типа при увеличении того же показателя осознание внешней трудности, наоборот, снижается.

Из полученных данных можно сделать следующее обобщение: тип переживания как устойчивая и специфическая характеристика субъектов определяет особенности взаимосвязей компонентов каждого типа и личностных свойств. По наиболее различным типам переживания субъектов -амбиэквальному (показатели интроверсивности, экстратензивности и объема переживаний в максимальном диапазоне) и коартивному (показатели интроверсивности, экстратензивности и объема переживаний в минимальном диапазоне) выявлены разнонаправленные тенденции взаимосвязей компонентов типа со всем спектром изучаемых личностных свойств (показатели методик NEO FFI, CAT, ТЛВ). У субъектов с интроверсивным и экстратензивным типами переживания выявлены разнонаправленные тенденции взаимосвязей с некоторыми личностными свойствами (показатели методик CAT, ТЛВ). При этом у субъектов с амбиэквальным и интроверсивным типами переживания выявлено выявлены наибольшее количество взаимосвязей и разнонаправленных тенденций взаимосвязей компонентов типа переживания и личностных свойств.

Гипотеза частично подтверждается: компоненты типа переживания субъектов взаимосвязаны с некоторыми личностными свойствами. Полученные результаты согласуются с рядом исследований, где переживание рассматривается во взаимосвязи с другими психическими феноменами: исследование Л.Р. Фахрутдиновой о соотношении переживания с психическими процессами, состояниями, свойствами и субъектно-личностными характеристиками (Л.Р. Фахрутдинова, 2007); исследование В.Г. Грязевой-Добшинской, В.А. Глуховой и др., где рассматривался тип переживания в отношении динамики творческих потенциалов (В.Г. Грязева-Добшинская, В.А. Глухова, 2008).

Особенности рефлексии восприятия субъектами художественных произведений в зависимости от их типа переживания

Рассмотрим результаты исследования рефлексии восприятия произведений у субъектов с разным типом переживания. В соответствии со второй частной гипотезой особенности рефлексии восприятия художественных произведений у субъектов с разным типом переживания значимо отличаются.

Первоначально выборка субъектов, воспринимающих визуальные произведения состояла из 205 испытуемых, затем для выравнивания групп была уменьшена до 188 человек. Тип переживания воспринимающих субъектов был определен с помощью теста Роршаха. Напомним, что различные сочетания установок интроверсивности и экстратензивности задают четыре типа переживаний: экстратензивный, интроверсивный, амбиэквальный и коартивный. Были сформированы 4 подгруппы испытуемых: В 1-й группе численностью 48 человек были представлены испытуемые с коартивным типом переживания (К-тип). Во 2-й группе (47 человек) - субъекты с экстратензивным типом переживания (Э-тип), в 3-й группе (45 человек) - субъекты с интроверсивным типом переживания (И-тип), в 4-й группе (48 человек) -субъекты с амбиэквальным типом переживания (А-тип).

Испытуемым предлагалось из представленных фотографий выбрать три наиболее понравившиеся и написать текст-впечатление по фотографиям. В текстах людей, воспринимающих фотографии, оценивались характеристики образов восприятия по показателям параметрической системы анализа «Психологическая топология личности». Было проанализировано 413 текстов. Данная методика позволяет оценивать качественные и количественные показатели индивидуальных образов в текстах. Качественные показатели образов оцениваются по их тематическому содержанию, представленному 12 параметрами. Каждый параметр является биполярным и имеет общую формальную организацию - векторы в системе прямоугольных координат, что позволяет оценить количественные показатели рефлексируемых образов. Такое построение системы координат направлено на выявление степени выраженности интенсивности характеристик воспринимаемых образов: 1 макрозона - минимальная интенсивность характеристик образов по данному параметру; 2 макрозона - средняя и высокая интенсивность позитивных аспектов образов; 3 макрозона - средняя и высокая интенсивность негативных аспектов образов; 4 макрозона - высокая степень интенсивности как позитивных, так и негативных аспектов образов (обоих полюсов параметра).

Вариативность рефлексии восприятия субъектами художественных произведений в зависимости от типа переживания авторов этих произведений

В первый фактор вошли такие признаки как: цвет (1 параметр), оттенки (2 параметр), сложность пространства (6 параметр), организация пространства (7 параметр), фактор получил название «Цвет и оттенки пространства». Во второй фактор включены такие признаки как: движение объектов (3 параметр), вес объектов (4 параметр), выразительные средства (8 параметр) - «Особенности и выразительность объектов».

Структура визуальных произведений авторов амбиэквального типа переживания определяется следующими особенностями: цвет, оттенки, сложность и организация пространства; движение, легкость и выразительность объектов.

Обратим внимание, что максимальной схожестью в структуре выразительных особенностей обладают произведения авторов коартивного и амбиэквального типа, т.к. в структуре их данных было выделено по два фактора, схожих между собой по содержанию. Однако, признаки, входящие в состав первого фактора структурных особенностей произведений авторов К-типа, схожи по составу второго фактора структурных особенностей произведений авторов А-типа, и наоборот.

Для сравнения особенностей структуры групп произведений авторов с разным типом переживания были проведены дисперсионный и дискриминантныи анализ, однако они не выявили значимых различий между группами и отдельными параметрами.

Выявлены особенности выразительных средств в структуре художественных произведений авторов с разным типом переживания. Особенности структуры визуальных произведений авторов коартивного типа переживания определяется следующими признаками: движение, легкость, четкость и выразительность объектов; цвет, оттенки, сложность и организация пространства. Особенности структуры произведений авторов экстратензивного типа: очертания объектов в пространстве; легкость и движение в объектах; цвет и оттенки объектов. Особенности структуры произведений авторов интроверсивного типа: движение, легкость и цвет объектов; очертания и выразительность объектов; сложность и организация пространства. Особенности структуры произведений авторов амбиэквального типа: цвет, оттенки, сложность и организация пространства; движение, легкость и выразительность объектов.

Таким образом, тип переживания авторов определяет особенности структуры художественных произведений. Своеобразие используемых выразительных средств оказывает свое специфическое влияние на их восприятие зрителями и определяет избирательность выбора визуальных произведений перципиентами.

Особенности структуры визуальных произведений, воспринимаемых субъектами, с учетом их рефлексии восприятия.

Согласно шестой частной гипотезе, степень вариативности рефлексии восприятия субъектов художественных произведений определяется особенностями структуры этих произведений.

Все произведения были разделены на две группы согласно следующему критерию: в первую группу произведений были включены те, в результате восприятия которых в текстах испытуемых проявились высокая степень интенсивности позитивных и негативных аспектов образов (4 макрозона). Во вторую группу были включены произведения, в результате восприятия которых в текстах испытуемых проявилась менее выраженная интенсивность характеристик образов (1, 2, 3 макрозоны).

Можно предположить, что различная структура визуальных произведений оказывает дифференцированное воздействие на воспринимающих субъектов, что отражается в рефлексии их восприятия (на характеристиках образов в текстах испытуемых). Наибольший интерес представляет возможность одномоментного переживания как позитивных, так и негативных аспектов образов с высокой степенью интенсивности (4 макрозона). Вероятно, что подобные реакции испытуемых обусловлены своеобразным построением структуры данных визуальных произведений. Такую структуру можно назвать «игровой», т.к. восприятие произведений с подобной структурой актуализирует у испытуемых возможность к переживаниям высокой интенсивности и катастрофичности. Возможно, что в произведениях, вызывающих подобные реакции, заложены основы игровой структуры, которая отличается максимальной вариативностью и возможностью для проявления испытуемыми всего спектра возможных эмоциональных и рефлексивных реакций.

На основе экспертных оценок структурных особенностей представленных визуальных произведений был проведен факторный анализ (метод главных компонент, алгоритм вращения Варимакс). Оценка произведений проводилась 5 независимыми экспертами по выделенным параметрам. Расчеты осуществлялись с помощью компьютерных программ «Statistica 7.0» и «Excel».

Результаты, полученные в 1 группе визуальных произведений, при восприятии которых в текстах испытуемых выявляется высокая степень интенсивности как позитивных, так и негативных аспектов образов.

В результате факторного анализа выявляется 3 фактора (Табл. 31). В сумме факторы объясняют 65,7% дисперсии, их собственные значения больше единицы. Первый фактор включает в себя такие признаки как: сложность структуры (6 параметр), хаотичность предметов (7 параметр), разнообразие выразительных средств (8 параметр). Во второй фактор вошли такие признаки как тяготение к теплым цветам (1 параметр), отсутствие цветовых градаций в рамках одного цвета (2 параметр). В третий фактор был включен признак легкость в объектах (4 параметр).

Структура визуальных произведений данного типа определяется следующими особенностями: выразительность сложного пространства; доминирование теплого цвета без оттенков; легкость объектов. Благодаря выявленным признакам, можно предположить, что подобное построение визуальных произведений актуализирует проявление в текстах испытуемых, воспринимающих данные произведения, образы с высокой степенью интенсивности как позитивных, так и негативных аспектов.