Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная психология творчества в ускорении научно-технического прогресса Гаджиев, Чингиз Мирзали оглы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаджиев, Чингиз Мирзали оглы. Современная психология творчества в ускорении научно-технического прогресса : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01 / АН СССР. Ин-т психологии.- Москва, 1989.- 42 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-3/1879-x

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Всемерное ускоренно научно-технического прогресса - ключевая политическая и хозяйственная задача на 1986-1990 годы и на период до 3D0D года. На ХХУП съезде . КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ М.С.Горбачев говорил; "Что мы понимаем под ускорением? Прежде всего повышение темпов экономического роста. Но на, только. Суть его - в новом качестве роста: всемерной интенсификации производства на основе научно-' технического irpqrpecca, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда".1

В доклада Председателя Совета Министров СССР товарища Н.И.Рыжкова иа ХХУП съезде КПСС сказано: "Стратегия управления ускорением научно-технического прогресса, выработанная партией, состоят, во-первых, в том, чтобы, продвигаясь широким фронтом науки и техники, концентрировать имеющиеся средства на ключевых направлениях. Во-вторых, дать простор массовому использованию надежных, проверенных практикой технических новшеств, с тем, чтобы подучить максимальную отдачу, пока они морально не устарели. В-третьих, быстро и целеустремленно вести научные, проектные и конструкторские разработки, которые обеспечат созданиа и освоение принципиально-новых техники и технологии, многократно повышающих производительность труда".

Значение ускорения научно-технического прогресса подчеркивается в материалах ХХУП съезда КПСС. "В качестве главного рычага интенсификации народного хозяйства партия вцщш-ппт кардинальное ускорение научно-технического прогресса, широпяз -пчлд-

I. Мате риалы ХХУП съезда КПСС. U.: Политиздат, ID0G. с. 21.' 2.#Там ко,, с.23-'.

ронив техники новых поколений, пріи'цшиадьпо-ловф технологий,
. обеспечивающих наивысшую прріїзводительность и эффективность",. -
так записано в резолюции ПУП съезда КПСС по Политическому док
ладу Щ КПСС.Г . . ' .

'Тлённое, что должно обеспечить нам успех, - живое творчєст-во масс, максимальное использование огромных возможностей и прей муществ социалистического строя", - сказал в своем докладе на ХХУІЇ съезде КПСС Генеральный секретарь Щ КПСС товарищ Ы.С.Горбачев. Живое творчество масс '- решающая сила ускорения, А самьм массовым видом творческой деятельности является научно-техническое творчество, изобретательство. Научно-техническое творчество трудящихся, изобретательство - среди основных факторов ускорения научно-технического прогресса.

. Изобретательство является одним'из важнейших направлений, творческих усилий человека о древнейших времен. Без изобрэтатель-, о тва, технического творчества мы не можем представить себе ужа антропогенеза. Труд создал человека, а любая трудовая деятельность осуществляется только при помощи технических средств. Взяв в руки'палку и каменное рубило, древний человек сделал изобрете-.. ниа и там самым создал условия для выхода йэ животного мира.

Изобретательство являлось основой социально-экономического прогресса на всем протяжении человеческой истории. - "Экономические, эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими срадотвами труда» Средства труда не только мери-*. до развития человеческой рабочай'ейлы, но и. показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд",.- пл&ал К, Маркс* Совершенствование йредо.чгв труда лакят а основа социально-*

N^ __

І. Там їй, o.'lD2. ' ,

. ' 2. Там se, с. 22. ' Э. Марко К. »Энгадьс Ф. Соч. t,23, с, 191.-

- a -экономического прогресса, а создателем новых средств труда является изобретатель.

В наши дни научно-техническое творчество, изобретательство подучило невиданный в истории размах. В Советском Союзе численность авторов, подавших рационализаторские предложения и заявки на предполагаемые изобретения составила 4,7 миллиона человзКіза один только I9S6 год. В толі же году экономический эффект от использования изобретений и .рационализаторских предложений составил 8,1 миллиарда рублей, в'том числе от использования изобретений 3,6 миллиарда рублей. В Азербайджанской ССР соответственно численность авторов составила 31,6 тысячи чаловек за 1986 год, экономический эффект составил 95,8 .миллиона рублей, в том числе

от использования изобретений 36,.3 миллиона рублей.

При этом следует иметь в виду, что эффект от изобретательства далеко не сводится лишь к сунме получаемо:! экономии. Значительная часть изобретений вообще не дает экономического эффекта-эна способствует повышения качества продукции, возникновению ювж изделий, улучшению условий труда и др. Некоторые изобротс-пія - их меньсе, но они ценнее - способствуют созданию НОВЫХ слассов машин и технологий, качественно изменяют существующее [роизЕОДстЕО. Изобретательство пронизывает научно-техническое 'Еорчество, является одной из форм его осуществления.

В основных направлениях э кол cw и четкого я социального раз линя СССР на 1986-1990 годы и на период до 20СО года среди главные еропрпятий, обеспечивающих р-шелпе задачи ускорения научно-тонического прогресса, названы следующие:'"Поощрять научпо-техш'чпе-05 творчество трудяадасл.' Уду гать из ос рп тате ль оку 10 И ІІ.Гі'&Нї:!0-

ГТГарТЩж^Тс^Т-о^мП^ГП' са'Т)-лет. . Статистический біотин:. .

М.: Финансы и статистика, ICG7. -c.G7, GO. . ' - '

. Азербайджан в ц:!|р.ч\ в ISG-S rv,/;y. Краткий сп\пястп-;оо:;;і.' сооо-

йкк. Lany: Asopiiosp-,. I9cV, <;.^Э. -

лицензионную работу. Создавать необходимые условия для скорейше-,го внедрения изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство".

Изобретательство и психология теснейшим образом связаны между собой. Самим своим возникновением экспериментальная психология обязана изобретениям: прибор для определения скорости зрительно-моторных реакций, с котором началось экспериментальное изучение психики человека,' был типичным техническим решением задачи, обладающим новизной, существенными отличиями от других приборов и дающим, положительный эффект. Все приборы и устройства, позволяющие осуществлять, расширять и углублять экспериментальные психологические исследования, являются изобретениями. С другой стороны, изобретательство является традиционным и в силу своих- особых качеств весьма плодотворным полигоном психологии творчества. Доступность предметной стороны изобретательского .творчества, массовость, динамизм, сравнительно большая развитость организационных форм, а также относительно меньшая "легенда-ризация" по сравнению с другими видами творчества - вот факторы, привлекающие внимание психологов к изобретательству, к научнс-, техническому творчеству.

. . Было время, когда.считалось, что управление творческими компонентами человеческой деятельности принципиально-недоступно людям.. В современных условиях общество предпринимает максимальные усилия к оффективному управлению творческой Деятельностью, Плодотворность попыток управлять на^чногтахничаским творчеством, равным образом как и творческой деятельностью, вообще, зависит от'уровня развития психологии творча о тва, от ее практических возможностей.

J. Материалы ПУП съезда КПСС. .Ы. : Политиздат, 1986. с, 281,

_ 7 -Все это указывает на большую актуальность разработки проблем практической психологии творчества и главпш образом, кадплексной проблемы применения современной психологии творчества в ускорении научно-технического прогресса.

СтепеньJiay_4nofl^ащаботанностя_темы. Психология творчества является традиционной отраслью психологии и имеет длительную^ своеобразную историю развития. Проблематику психологии творчества в наше время разрабатывают известные советские психологи А.В. Ерушлинский, Д.Б.Богоявленская, А.С.Байрамов,, П.Я.Гальпорин, Л.Л. Г-урова, Д.Н.Завдлишшіа, ІІ.В.Крогиус, Т.В.Кудрявцев, Ю.Н.Кулгаткин, А.М.Матгсикин, В.А.Моляко, II.Н.Поддьяков, Я.А.Пономарев, А.Н. Со-t олов, Г.С.Сухобская, O.K.Тихомиров, А.Ф.Эсаулов, И.С.Якиманская, М.Г.Ярощевскяй и другие.

В прошлом психология творчества носила созерцательно-объяснительный и эмпирический характер, сосредоточивала в себе всю проблематику творчества. Эмпирический характер психологии творчества сохраняется во многом и в наши дни, однако постепенно она становится наукой, изучающей психологический аспект творчества как комплексной проблеми.

Практическая творческая деятельность (в наука, в техника, з искусстве и др.) и наука психология творчества длительное вре-»л были разделены. В начала развития психологии творчества идея ) сущестловании объективных законов творчества человека, которые ісгут бить вскрыты и использованы хотя бы в отдаленном будущем з целях повышения творческого потенциала людей, рассматривалась ;ак весьма маловероятная. * Социальный заказ к исследованиям в бласти творчества носил неконкретный, расплывчатый характер, ис-

:. Пономарев Я.А..Развитие проблем научного творчества в оолеток'ол
психологии. - В кн.: іісоблеми научного творчества в (;онинмеі'ио;і
психологии.. М.: Наука, 1971. е.46. ' "

следования проводились иод знаком научной любознательности. Об
щество не предъявляло психологии творчества отчетливого и остро-
го социального заказа, В науке стихийное появление лиц, которые
в то время создавали ее, стихийно осуществляемые ими открытия впол
не удовлетворяли темпам развития общества й тем задачам^ которые
возникали перед наукой, В технике того времени при малой коли
чественной потребности в изобретениях и обширном времени, находя
щемся в .распоряжении изобретателей, идея изобретения статистичес
ки неизбежно должна била бить высказана кем-либо из изобретате
лей и часто значительно раньше,-, чем представятся реальные техни
ческие возможности .ее осуществления. Иногда до;тех пор, пока
созревали возможности реализации технической идеи, найти зту идею- ,
успевали несколько человек или. жа центральная идея изобретения
переходила от поколения, к поколению изобретателей, создавая
трудноразрешимую проблему приоритета. Потребность общества в j

изобретениях целиком удовле творялаоь, нужные идеи или,вариации на тему.этих идей время от времени появлялись у более или менее . значительного.числа 'изобретателей, 'Общество фактически опиралось на нцсокуш статистическую вероятность появления назревшего изо- .1 братания из массы'изобретателей, за достаточный период времени, В | результате,' общество яе очень беспокоил вопрос ."об источниках" (тучного й изобретательского вдохновения и'социальный заказ в эЩ области носил характер сдержанной.любознательности.

Научно-тахчичаская революция и связанный с 'не 4-рост научных И технических знаний, огромное уважение ддощ^бов и значения, научно-технячвокогй творчао*ва раакб изменили -тяп орцйаяьного аа- '

|» |і^аднскиі| Q,jV, flpoaeaajtatt М*Г, Цоиходбгия научного творчвст-"
'-.' orsa. и яаукраідб'ливі".- В кя,« Научное творчество. М»{ Наука,'
{9S94, -.'/ ' -:> ' "- ':-' '. . - '

-.9 -каза к исследонанияч творчества в области науки и техники. .Прежниі заказ требовал лишь "объяснения" того, как происходят научные открытия, технические изобретения. Теперь потребовалась разработка путей управления творческо'і деятельностью. Социальный заказ к психологии творчества приобретает более определенный вид и, можно сказать, напряжешшії характер. Актуальным становятся переход от; созерцательно-объяснительного типа знания о творчества к дойст-Еенно-преобразующевд. ...-.--

Решительный поворот к практико, прежде есєго к практике научно-технического творчества, ставится на повестку дня психологии творчества. Проведенный в работе анализ показывает, что современная советская психология творчества достигла высокого уровня развития я ее возможности в плане эффективного применения подученных результатов на практике достаточно валики. По всем основным направ- -лонйгад псслвдованпл: творческого мышления, творческой личности, продуктивного общения, диагностике творческих способностей и др. подучены значительные теоретические и экспериментальные результаты. Достигнут также высокий уровень методологического обеспечения исследований и разработок по психологии творчества^ что нашло свое отражение в стратегии комплексного исследования творчества Я.А Пономарева.

В то s:e время, практическая психология творчества еще только зарождается. Ев практические и теоретические проблемы не только не разработаны, но во многом ещо и не поставлены, не сформулированы. Что касается научно-технического, инженерного и изобретательского творчества, то здесь следует в первую очередь, назвать работы Т. В. Кудрявцева,,И.П.Калошиной, В.А.Моляко и др., которые - ,. обладая глубиной и. значимостью и имея опродоланноо прак-I. Пономарев Л.А. Психология творчества.' Ы.: Наука, 1976..

тическое применении, разумеется,'являются лишь саиши первыми разработками психологин творчества и отой области,

Meтоцологичаекая и то орэ твчоокая_оснора Мботи. Исследование

проведено на база дналектико-маторйалиотичвекого поншания явления

і
творчества, закономерностей творческого процесса, специфики твор
ческой деятельности чоловока в сфоро научно-технического творчества,
изобретательства, Конкрети о-научным методологическим орионтиром Ї

служила стратегия комплексного исследования творчества Я.А.Понома
рева, ' .

Теоретической основой исследования, явились труди видних советских психологов. Концептуально и .теоретически работа видержана в русло методологических, теоретические и экспериментальных разработок научной школи Я,А,Пономарева.

Цель, ..задачи и методи исследования, up ль проделанной работы , состоит в многоаспектном исследовании центрального эвена психологического механизма решения творческих задач и разработке на отой основе комплекса психологических (социальных) технологий по развитию изобретательского творчества, которце могут быть использованы для -решения задач ускорения научно-технического прогресса.

Достижение этой общей цели исследования осуществлялось благодаря постановке и решению следующих конкретных задач:

  1. Проведение анализа современного состояния развития обрзства, определение и формулировка ряда возможных направлений участия психологии творчеатва в ускорении научно-технического прогресса,

  2. Исследование закономерностей функционирования ядра психоло-гичцекого механизма группового,(коллективного) решения, творчаокой;

задали. . '.'. . ' ..'.'_'

3, Исследование з&крнамррностей организации тдорчеокого общ-г

' л * '

- II -

  1. І'сследолание психологических механизмов возникновения-и развития принципиально-новых организаций.

  2. Психологическое проектирование качеств и свойств субъекта (изобретателя) и новых форл (творческих коллекптов и организаций) научно-технического творчества в области изобретательства.

  3. Разработка новых психологических (социальных) тзхнологий юдготовки (обучения) изобретателей, формирования творческих изобретательских коллективов-,-" созданий и развития новых творческих зрганйзаций.

7. Проведение поискового исследования в форде естественного эксперимента по реализации возможностей современной психологии твор-j звсТва для повышения эффективности научно-технического (изобрета- і вельского) творчества.

В исследовании использовались следующие методы:
I. Матод лабораторного эксперимента. Бала специально разра- )
Іотана экспериментальная методика, причем на модификацию зкспарйміін-j
альноіі задачи подучено авторское свидетельство на изобретение '

а.с. Г> 1223266).'

2» Метод ЄСГЗСТ2ЄЯИ0ГО (в том числе формирующего) экспермен-а. 8 сраз естественного эксперимента было проведено эксперимен-альноз ^следование по комплексному использованию возможностей овреленной психологии творчества для повышения эффективности науч-о-технического (изобретательского) творчества. Нормирующий экспе-шент попользовался при обучении изобретателей.

3. Метод психологического .проектирования для разработки шли- ! вкса социальных (психологических) технологий форинроэапия т:зср-вского мншлпниі|, личности, группы (коллектива) и ергзшк-аций з об- ' асти научно-тохилябского (изобретательского) творчества. . . ; Пологаниях.._пнносд*0_на_эаhi'Z: -J. Я'ФО тигслоттег.-ого '"?--

хшіизма грушювоїх) /коллективного/ решения творческой задачи имеет
структурно-уровневое строение иіего можно изобразить в виде двух про
никающих одна в другую сфер, внешние грани которцх являются абстракт
ними пределами /асимптотами/ коллективного мышления и соответственно ,
структуры /"slecTKoii" шш ."динамичной"/ творческого коллектива. Твор-
чоский коллектив Щ)едставляег собой единство плавно переходящих
один -в другой структурных уровней организации, которые превращается
в ситуациях творческих задач1 в функциональные ступени их решения.
В основе более высокой эффективности коллективного решения по срав- ,
нению с индивидуальным лежит .качественно своеобразная возможность
Функционирования механизма преобразований побочного продукта. Эффек
тивность решения творческих задач группой обеспечивается минимальным
иаборим. ролей, необходимых, и достаточных для совместного решения
творческой задачи: А - Г - Р /"активатор",. "генератор идей", и "резо
натор"/. Роли являются динамичными состояниями членов группы в про-
.цоссе решения творческой задачи на "нижних" структурных уровнях ор
ганизации творческой грудни /коллектива/. ..

2. Общение людей представляет собой единство коммуникативного . и творческого общения и имеет структурно-уровневое строение; выделяется пять этапов развития творческого- общения. Принципиальное отлично творческого общения от коммуникативного устанавливается в том, что если для коммуникативного основным моментом, придающим смысл общению, является передача информации, то творческое общение является способов производства новой информации. Основными элементарными актами процесса творческого общения-определены высказывание, поии-1, мащш и объективация новых идей, -

- J3 -

  1. Созданпо и развитие принципиально-новых организаций яйляот-ся творческим процессом и протекает в соответствии с выявленными ; в психологии творчества закономерностями: механизм преобразовании і побочного продукта деятельности является основой организационного развития, источником возникновения новых организационных связей, отногаопий и формирований. Рапвитая социальная организация представ-: ляет собой единство формального, неформализованного служебного и неформального /социально-психологического/ структурных уровней. Установлено первенство неформальной /социально-психологической/ структури в процессе создания принципиальпо-нодах организаций, организационного развития.

  2. Экспериментально установлено, что современная психология творчества обладает достаточным потенциалом, чтобы вийти в практику научно-технического'творчества /изобретательства/, причем не только в виде рекомендаций работникам этой области творческой дея- ' тельности, но и в виде непосредственного организашотго-практичес-кого воздействия на существующие и функционирующие в обществе сош-і алыю-организационнне форми разработки и использования изобретений.] Основное направление реализации возможностей современной псікологии' творчества - разработка и применение комплекса психологических /социальных/ технологий: а/ (формирования, развития и тренировки творческого ишмонил; б/ формирования творческой личности; в/ организации и функционирования творческих групп /коллективов/; г/ создания и развития принципиально-новых и оптимизации существующих организаций научно-технического творчества. Существенный эффект достигается за счет: а/ комплексного использования известных современной психологии творчества методов и приемов повішіеніія эффективности обучения и осуществления творческой деятельности; '.

-14--.

б/ комплексного воздействия на- вса основане уровни проявления и
реализации человеком своих творческих возможностей; мышления,
личноцхи, группы /общения/ а оргашшации. '

Научная*.новизна. Реализация поставленных нами задач 'обуело- /
вида следующие элементы новизны исследования: >,'

-( I. Теоретически разработаны и подвергнуты лабораторному иослв-\
' доваляю положения о ядре психологического механизма группового
(коллективного) решения творческой задачи и о механизме преобразо
ваний побочного продукта в'процессе коллективного творчества. '

Предложен минимальный, далее не'дробимый,. набор динамичных ролей (ролв.вая "молекула") творческого коллектива. Определено место . t ролевой "молекулы" на лестнице структурных уровней организации* і колзвк'гивного творчества и .условия перехода к динамичным ролям. /

3* Исследованы закономерности общения при коллективном творчества, определено структурно-уровневое строение общения ЛЮДОЙ. Дана качественная характеристика творческого общения по-сравнению] с коммуникативна». В теоретическом анализа' выявлены и описаны ос- новн|іИ элементарные акты процесса творческого общения. Определены ' и подвергнуты экспериментальному исследованию элементы оптимальной организации общения в процессе совместного (группового) решения ' творческих задач.

3, Разработаны психологические аспекты теории принципиально-! новых организаций. В экспериментальном порядке создана принципиа-. дьно-ноьая. организация, в области науччо-тахничаокогр творчества :

'-} молодев». ' //.....-.../.-/....-.../.7../.. . _.'/.-". .../ -

j; 4» Paapadc-таиы. теоретические и нвтодичвокиа воцр0он доиокового v

- исоавдовання а поиходогаи как'особого вида психологического исслвдо-

| . . . - - - - * - - ....

' діані.я и 4?род реализации психологических проектов на практике*

5. Методом психологического проектирования разработан комплекс психологических (социальных) технологий формирования и развития: - творческого мышления;

творче ской личности;

творческих групп (коллективов);

принципиально-новых организаций в сфере научно-технического творчества.

6. Осу га стиле но поисковое" исследование в психологии изобретательского творчества в форме естественного эксперимента. Поисковое исследование было направлено' на выявление практических возможностей психологии творчества, на определение .оптимальных направлений и форм 'использования отих возможностей для повышения эффективности науч-і но-технического творчества (изобретательства). В естественном экспери-; менте в широких масштабах прошел практическую реализацию комплекс ' психологических (социальных) технологий и были показаны богатые прак- '; тпчоские возможности современной психологии творчества в решении задач I ускорения научно-технического прогресса..

Практическая знача»ость. В наши работа большое место оделяется разработке проблем, практической психологии . творчества. Внедрение результатов исследования осуществлялось в следующих основных направлениях : I). н разработке и экспертёнтальнад применении новых методозг и средств подготовки (обучения) изобретателей в Азербайджанском обще ственнод'институте' изобретательского творчостш (ЛзОИИТ) и на его "филиалах во'многих города страны; 2) в разработке' и. экспериментальном применении новых технологий и организационных форм, творческого изобретательского труда'в Центре,методологии из обре тате ,г>отза; .-.3) в использовании ЦК -ВЛКШ при разработка единой обй'еггжшю-гоеу-дарстввнной системы научно-технического творчества иоглщти (П7ІТ.') -опыта работы ІЩ о обШчстнзишмл творческими обьедшлим^д-й (г лор ча с-

ким и коллективами) молодых изобретателей; 4) в использовании разра-ботанных Нами теоретических лолшйний и методик в лекционных курсах

_„ и практикумах по психологии творчества в учебной программа АэОИИТ, а также в учебно-методической литературе Ш'ШПИ для институтов .тах-

щ ни ча скота творчества и патентоведения. .

- Настоящая работа является обобщением экспериментальных .и теоре-

. тичоских исследовании, и практических разработок, проводившихся нами

в Азербайджанском общественном институте изобретательского творчества \

при Щ. МОЛ Азербайджана и Азерб.РС ШИР, Цвцгре методологии изобрета-1

то ль ства, Институте психологии АН СССР, Институте .философии и нрава

АН Ааорб.ССР-в ІУ7І-Є7гг., .' ,' ' .' '" >'..

. Патериалы диссертации докладывались аа мвйдународном,'-всесоюзных, ,

закавказских и республиканских симпозиумах и конфоренцйях, в частное--.'

тй.'Ш соватеко-финском 'сшгіознумо по психологии творчества' (1982)., .
"* -.-.' .. '-.- і

на УI Всесоюзном .съезде, Общества психологов СССР (1983), на I Всбсоюз-і

ной научной конференции по приблудам непрерывного образования (1981),

на Дсе.союзной научно-практической: кбнференций "Развитие научного.и,,

техничз ского творчества труд-яШихся" (1983), на Всесоюзном- симпозиуме ;

"Актуальные проблемы.'.содальнои психологии" (1986),"на УІ, УІГ, и УШ За!

кавказских, конференциях, психологов (197.4, 1977, -I960), на Республи- \;

капских .семинарах-совещаниях -социологов (1985, 1986) в.др. Основний. ^ ;

полоиеі.іия диссертации-.нашли также, отраквнве в опубликованных рабо-

. тах ав'тораї около сорока публикаций, в том -наст монография и два ав-.

- тор.жкх свидетельства'на изобретения), ; ', j

Ойі.ь'м и структура диссертации-.-&ль и-задачи Исследования опре-. -;

, делили структуру диссертации,' она*состоит из .введения, четырех '

г;лв, заключения, и списка.исподьзовашой литературы» Объем Диссаріа-.'

іцій 360 ^ мацинбшіслых страниц. . : '";-' ' і