Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Бондаренко, Ирина Валериевна

Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности
<
Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бондаренко, Ирина Валериевна. Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Бондаренко Ирина Валериевна; [Место защиты: Соврем. гуманит. акад.].- Москва, 2013.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-19/84

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Проблема самовыражения и самореализации молодежи: субкультурный контекст 12

1.1. Научные представления о самовыражении и самореализации личности в психологии 12

1.2. Оформление внешности человека как предмет психологического исследования 31

1.3. Психологическая специфика молодежных субкультур 48

1.4. Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности в контексте теории психологических систем

ГЛАВА 2. Методология и методы исследования самореализации молодежи посредством оформления внешности 69

2.1. Описание выборки и этапов исследования 69

2.2. Методы и методики исследования 79

2.3. Процедуры обработки данных 92

ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование самореализации молодежи посредством оформления внешности (на материале молодежи, включенной и не включенной в молодежные субкультуры)

3.1. Оформление внешности представителей молодежных субкультур 96

3.2. Восприятие молодежью личности представителей современных субкультур, наиболее ярко и специфически оформляющих свою внешность 16

3.3. Личностные особенности студенческой молодежи, не принадлежащей к молодежным субкультурам и представителей молодежных субкультур 132

Заключение 153

Библиографический список 156

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Современному обществу необходим высокий конкурентный потенциал, оно нуждается в творческих людях способных к самореализации. Актуальными становятся исследования инициативного, творческого, сверхадаптивного поведения личности, направленного на самореализацию. Активное стремление человека к самореализации – явление неновое в России, но его интенсификация стала возможной в более гибких, нежели в советский период, социальных условиях.

В современной России социальные, политические, духовные интересы молодежи разнообразны. Проблемы, связанные с социализацией молодежи привели общество к серьезным потерям (наркозависимость, алкоголизм, суицидальное поведение). Возникла необходимость минимизации этих издержек и потерь. Исследования самореализации личности посвящены как оптимальным, творческим ее формам, так и неоптимальным, дефицитарным, что позволяет выявить причины социальной незрелости молодежи.

Актуальность работы на прикладном уровне состоит в определении поисков путей ценностно-смысловых оснований поведения молодежи в разных сферах самореализации, научно обоснованных форм и методов эффективного взаимодействия с молодежными инициативами как социальным феноменом.

Состояние разработанности проблемы исследования. Проблема самореализации личности сложна, разнопланова и в отечественной психологии изучена недостаточно. Учеными проведен подробный анализ самореализации личности в профессиональной (Л.Е. Душацкий, Н.В. Егорова, Л.Н. Иванова и др.) и творческой сферах (О.В. Дедюхина, В.В. Садовая, Н.Л. Чеглякова и др.), изучены возрастные аспекты самореализации (Е.М. Бетина, О.С. Михайлова, Н.Н. Шатохина и др.).

Поведение молодежи в новых социальных условиях становится вариативным. Молодежь стремится к самореализации, осуществляемой в разных сферах жизни, разными путями и средствами (О.В. Шелкунова, Н.В. Водянова, К.А. Кадетова и др.). Одним из которых является вступление в формальные и неформальные молодежные субкультурные сообщества, многовариантно проявление личности в них, в том числе – в оформлении внешности. Самореализация молодежи привлекает внимание ученых (Ю.М. Пасовец, М.В. Грищук, Л.В. Власенко и др.), которые отмечают, что содержание самореализации раскрывается в процессе социальной деятельности, через различные виды активности (общение, увлечения, работа, семья, дружба). Самореализация представителей молодежных субкультур в такой социально значимой деятельности, как оформление внешности, остается за рамками специального изучения. В данном исследовании анализируется одно из средств самореализации молодежи – оформление внешности.

Проблема оформления внешности активно разрабатывается в культурологии (С.В. Никифорова, Г.Д. Забродина), социологии (Э.М. Андросова, И.В. Шабаркина) и других науках. Теоретико-методологические основания, позволяющие подойти к проблеме личностной и деятельностной обусловленности оформления внешности, в отечественной психологии были определены в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, Г.Г. Шпета. Изучение различных элементов оформления внешности человека проводится Е.А. Петровой, Р.А. Степучевым, Е.Я. Басиным, которые рассматривают костюм с позиций визуальной психосемиотики как специфический язык (сигнально-знаковую систему), который воспринимается вместе с вербальными и невербальными средствами общения.

В исследованиях А.А. Бодалева, Е.А. Петровой, В.М. Шепеля подчеркивается необходимость выявить закономерность создания персонального образа с целью развития навыков адекватного самовыражения, самореализации и адаптации в окружающем мире.

Оформление внешности в психологии, выступая характеристикой облика, является формой объективизации внутреннего мира личности (А.А. Бодалев, В.А. Лабунская, Е.А. Петрова), обусловленной потребностями в самовыражении и самореализации (М.И. Килошенко). Оформление внешности рассматривается исследователями как предмет общепсихологического изучения, а вопросы самореализации личности посредством оформления внешности только обозначены и ожидают детального рассмотрения.

Теория психологических систем В.Е. Клочко дает возможность провести анализ самореализации человека, в том числе и посредством оформления внешности. Самореализация включает в себя самовыражение, самоутверждение личности. В концепции системной детерминации самореализации личности (В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский, О.М. Краснорядцева) определено, что детерминантами самореализации репродуктивно-адаптивного типа являются смыслы, а продуктивно-сверхадаптивного – ценности. Если речь идет о самореализации посредством оформления внешности представителей молодежных субкультур, то данный постулат нуждается в дополнительном эмпирическом обосновании.

С самореализацией творческого уровня исследователи связывают личностные свойства – субъективный уровень контроля, влияющий на выбор жизненных сред, позволяющих человеку реализовывать собственные возможности; компетентность во времени, гибкость поведения. Связь самореализации у представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности с их личностными особенностями нуждается в уточнении.

Все вышесказанное определило выбор темы исследования.

Объект исследования – самовыражение и самореализация молодежи в аспекте оформления внешности.

Предмет исследования – особенности оформления внешности, социальной перцепции и личностные качества молодежи, включенной и не включенной в неформальные молодежные субкультуры.

Цель исследования: выявить особенности самовыражения и самореализации личности посредством оформления внешности в молодежной среде.

Научная задача исследования – определить специфику самореализации, осуществляемой посредством оформления внешности, что позволит повысить эффективность взаимодействия педагогов, психологов учебных заведений с разными категориями молодежи.

Гипотезы исследования:

  1. Оформление внешности является одним из средств самовыражения и самореализации личности в молодежной среде. Оформление внешности является средством самовыражения для молодежи, не включенной в современные субкультуры, и средством самореализации личности для субъектов молодежных субкультур.

  2. Самореализация посредством оформления внешности у представителей молодежных субкультур сопряжена с отношением к себе, обществу и с такими личностными качествами как: эгоизм, индивидуалистичность, сензитивность, экстернальность.

Задачи исследования:

  1. Систематизировать теоретические представления о самовыражении и самореализации молодежи. Рассмотреть оформление внешности как средство самовыражения и самореализации.

  2. Определить специфику оформления внешности у молодежи. Показать обусловленность самореализации посредством оформления внешности ценностно-смысловыми образованиями личности.

  3. Выявить особенности социальной перцепции современной молодежи по отношению к представителям субкультур, специфически оформляющим внешность.

  4. Установить взаимосвязь личностных характеристик с особенностями оформления внешности на уровне самореализации у представителей молодежных субкультур и лиц, к ним не относящихся.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория психологических систем В.Е. Клочко, концепция системной детерминации самореализации личности Э.В. Галажинского, концепция самореализации личности Л.А. Коростылевой, концептуальные разработки М.И. Килошенко, рассматривающей следование моде как форму самореализации личности. Использованы теории объективизации внутреннего мира личности (А.А. Бодалев, В.А. Лабунская, Е.А. Петрова) и создания персонального образа с целью самовыражения, самореализации (Р.А. Степучев, Е.Я. Басин и др.).

Методы исследования. В качестве теоретического метода применялся анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Методическая база эмпирической части представлена комплексом методов и методик: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, анализ документов, анализ оформления внешности, интент-анализ; фототест «Оформление внешности в молодежных субкультурах»; методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева; личностный опросник MMPI (Миннесотский многошкальный личностный опросник), методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (модификация Л.Н. Собчик), методика незаконченные предложения Сакса–Сиднея, тест-опросник «Локус контроля» Е.Г. Ксенофонтовой, тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (субтест №2 «Группы экспрессии»). Статистическая обработка полученных данных проводилась методами факторного анализа и t-критерия Стьюдента, с использованием компьютерной программы Statistica 6.

Эмпирическая база исследования. Общее количество испытуемых составило 506 человек (студенты, представители молодежных субкультур г. Читы). Из них 70 человек принимали участие в полевом исследовании. Анализ результатов строился с учетом социально-демографических характеристик (пол, возраст, образование).

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим обоснованием исходных положений; использованием методов, адекватных поставленным целям и задачам; репрезентативностью выборки испытуемых; применением статистических методов обработки данных.

Научная новизна исследования:

  1. Теоретически систематизирована (с позиций теории психологических систем) и эмпирически исследована проблема самовыражения и самореализации посредством оформления внешности представителей молодежных субкультур.

  2. Подтверждена обусловленность самореализации личности посредством оформления внешности смысловыми образованиями, выявлены их отличия у представителей молодежных субкультур и молодежи, не включенной в субкультуры.

  3. Выявлены личностные особенности (экстраверсия, ригидность, самоконтроль), приписываемые молодежью представителям субкультур, наиболее ярко оформляющим свою внешность (панкам, антифа, готам, байкерам, эмо).

4. Установлена взаимосвязь самореализации посредством оформления внешности с рядом личностных особенностей представителей молодежных субкультур: негативное отношение к окружающим, экстернальность, индивидуалистичность, эгоизм, сензитивность.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Апробирована методология теории психологических систем применительно к исследованию самореализации посредством оформления внешности представителями молодежных субкультур.

2. Установлено, что для представителей молодежных субкультур оформление внешности является одним из средств самореализации, а лица с традиционным отношением к оформлению внешности используют данный параметр скорее как способ самовыражения.

3. Определены типы молодежных субкультур, представители которых активно самореализуются посредством оформления внешности. Выявлены особенности восприятия молодежью личности в контексте внешности: специфика интерпретации и идентификации невербальных стимулов.

4. Выявленная связь между самореализацией личности посредством оформления внешности представителей молодежных субкультур и их личностными особенностями подтверждает личностную обусловленность самореализации посредством оформления внешности представителями молодежных субкультур.

Практическая значимость результатов исследования:

  1. Результаты исследования могут быть использованы в психологической практике с представителями молодежных субкультур в контексте проблем коррекции девиантного поведения.

  2. Разработанный и апробированный фототест «Оформление внешности в молодежных субкультурах» может быть применен для диагностики отношения личности к оформлению внешности с целью выявления конфликтного поведения.

  3. Результаты исследования позволяют повысить эффективность взаимодействия педагогов, психологов учебных заведений с разными категориями молодежи.

  4. Результаты исследования могут быть использованы в вузах при разработке учебно-методических комплексов, учебных курсов психологии невербального общения, психологии моды, имиджелогии и др. Внедрение креативных форм внеучебной деятельности способствует самореализации личности, в том числе, посредством оформления внешности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Систематизация и анализ научных представлений по проблеме возможных репрезентаций личности позволяют утверждать, что самореализация и самовыражение личности осуществляются в различных вариантах, в разных сферах деятельности и поведении. Оформление внешности является одной из таких возможностей и может рассматриваться как значимое средство самореализации и самовыражения молодежи.

2. В результате исследования специфики оформления внешности у молодежи установлено, что самореализация посредством оформления внешности у представителей молодежных субкультур обусловлена ценностями движения к творчеству, а самореализация теми же средствами испытуемых с традиционным оформлением внешности детерминирована целями самовыражения.

3. Восприятие молодежью личностных свойств людей в контексте их внешности осуществляется на основании интерпретации и идентификации невербальных стимулов. Молодежь приписывает представителям субкультур, наиболее ярко оформляющим внешность (панкам, антифа, готам, байкерам, эмо), такие личностные особенности, как экстраверсия (панки, готы, байкеры, эмо), ригидность (панки, антифа) и самоконтроль (антифа, ролевики).

4. Представители молодежных субкультур, реализующие себя посредством оформления внешности, характеризуются рядом особенностей: негативное отношение к значимому окружению, экстернальность, индивидуалистичность, эгоизм и сензитивность.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования представлены на II Сибирском психологическом форуме «Психологическое исследование: теория, методология, практика, образование» (Томск, 2007); на Всероссийской научной конференции «Личность в современном обществе: социализация, поведение, общение» (Чита, 2007); на III Международной научно-практической конференции «Человек и его ценности в современном мире» (Чита, 2008); на Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационный потенциал человека как ресурс социально-экономического развития региона» (Чита, 2010).

Результаты исследования применялись при разработке и внедрении элективного курса «Психология невербальной коммуникации» для студентов Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, что подтверждается актом внедрения результатов исследования. Автором создан театр моды «Авангард» для студентов ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского.

По теме диссертационного исследования опубликовано 15 печатных работ, 4 из которых в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, выводов, Заключения, библиографического списка и 7 приложений. Общий объем составляет 154 страницы. В ней содержится 13 таблиц и 27 рисунков. Библиографический список включает 303 наименования, 13 из них на иностранном языке.

Оформление внешности человека как предмет психологического исследования

На современном этапе социально-экономического роста страны становится актуальной проблема развития инновационной личности в условиях образования. Внимание ученых сосредоточено на исследовании открытого, инициативного, творческого, сверхнормативного и сверхадаптивного поведения личности, в основе которого заложено стремление личности к самореализации.

Специалисты отмечают широкое распространение данного термина в отечественных и зарубежных исследованиях по философии, психологии, педагогике и социологии. Проблема самореализации носит междисциплинарный характер.

Первые представления о самореализации были сформулированы древнегреческими мыслителями Аристотелем, Платоном, Сократом. Их занимали теоретические и практические аспекты возможности самоосуществления.

Современные философы (А.К. Исаев, Л.А. Цырева) [129, 267] выделяют разные подходы к изучению феноменов самореализации. Согласно экзистенциалистическому подходу, человек самостоятельно определяет свое развитие, а по эссенциалистическому, он движим извне и не влияет на собственную жизнь.

На данном этапе научного познания можно отметить как отсутствие сформулированного научного определения самореализации, так и отсутствие самого термина. Его первое определение было приведено в начале XX века в «Словаре по философии и психологии». Близкими к самореализации являются понятия «самоактуализация» и «самоосуществление». Л.А. Коростылева [156], анализируя данные понятия, отмечает, что первое используется со ссылкой на работы А. Маслоу, а второе чаще обозначает конечный результат самореализации, полную реализацию возможностей личности.

В философии самореализация рассматривается как феномен русской ментальности (Р.В. Шамолин), изучаются смысл ообразующие основы самореализации (Н.А. Кебина) и самореализация в профессии (О.Ю. Рыбаков, СБ. Кондратьева; Н.А. Гаах и др.).

За последнее десятилетие по проблеме самоактуализации личности появилось большое число работ в разных гуманитарных направлениях. В педагогике изучается самоактуализация личности педагога (В.В. Лапик, Е.А. Ларина), ученика (СИ. Ежова, М.Г. Голубчикова, И.В. Садилов) и др.

В социологии изучаются возрастной (Ю.М. Пасовец, И.В. Солодникова, Л.А. Власенко), тендерный (Ю.Й. Пучкова, О.Н. Мирошниченко), профессиональный (Л.Е. Душацкий) аспекты самореализации. Насчитывается более десяти работ по психологии, посвященных исследованиям проблемы самоактуализации личности в процессе обучения в образовательных учреждениях (Е.В. Самаль, О.В. Гудименко, А.З. Узденов, И.В. Туркова, И. В. Садилов, Н.И. Петрова, П.Д. Никитенко, СВ. Карпенко); в профессиональной сфере (И.Н. Вербицкая) и брачных отношениях (О.А. Юшина) и др.

Самореализации личности в условиях обучения посвящены работы Е.В. Гущиной, Д.В. Егорова, Е.А. Фроловой. Рассматривалась роль самореализации в организации и самоорганизации городского социума (Д.М. Логунцова); в обеспечении успешности в особых видах труда (О.В. Питерская); изучен возрастной аспект самореализации личности (Е.М. Бетина). Депривация потребности в самореализации представлена как фактор миграционной готовности личности (P.P. Ишмухаметов).

Исследуя теорию самореализации, Л.А. Коростылева приводит первое научное определение термина «самореализация», данное в словаре философии и психологии, изданном в Лондоне в 1902 г.: «Самореализация осуществление возможностей развития «Я» [156, с. 145]. В этом определении самореализация, или самоосуществление, является высшим и конечным результатом развития.

За рубежом проблема самореализации разрабатывалась, главным образом, в рамках гуманистического направления в психологии, основателем которого является А. Маслоу. Гуманистическая психология, по мнению ученого, должна изучать высшие человеческие потребности, саморазвитие, знание, понимание, т.е. самоактуализированную личность. Самоактуализация предполагает актуализацию «самости», собственного уникального и неповторимого «Я». А. Маслоу под самоактуализированным понимает человека, сумевшего реализовать свои таланты, способности, потенции. Такой человек постоянно находится в процессе самовоплощения [188]. Психолог выделил характеристики, свойственные для самоактуализированных людей. Им присущи эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью. Самоактуализированный человек умело оперирует фактами, а сомнения активизируют его познание. Следующее качество самоактуализированной личности - принятие. Оно включает отношение к себе, к окружению и природе. А. Маслоу сравнивает самоактуализированного человека со здоровым животным. Человек принимает свои низшие потребности (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.) и потребности других уровней (потребности в безопасности, любви, признании, оценке, уважении). Кроме этого, к качествам, выделенным автором, относятся спонтанность, естественность. Люди, обладающие этими качествами, четко осознают свои желания, предпочтения. Самоактуализированная личность движима мотивами роста (метамотивы), потребностью в саморазвитии, самовыражении, самовоплощении.

Особым качеством самоактуализированной личности является «служение». А. Маслоу считает, что у самоактуализированного человека всегда есть призвание, дело, которому он предан и посвящает всего себя. Такой человек спокоен, видит вещи в перспективе. Отстраненность и потребность в уединении также отличает самоактуализированную личность от обычных людей. Люди с данным качеством характеризуются тем, что спокойно переносят одиночество, независимы, самостоятельны.

К качествам самоактуализированной личности относятся автономность, независимость от культурной среды, активность и воля. Для удовлетворения своих потребностей в саморазвитии самоактуализированная личность не использует общество. Автономность от потребностей в любви и уважении объясняется удовлетворенностью этих потребностей.

Для самоактуализированного человека свойственно чувство новизны «свежий взгляд на вещи», развитое чувство прекрасного. Таким людям характерны высшие переживания, так как они живут в символическом мире религии, эстетики, поэзии. Самоактуализированного человека отличает чувство общности - тождества со всем человечеством, симпатия и любовь к людям. В межличностных отношениях самоактуализированный человек избирателен. В круг его общения входят люди, приблизившиеся к самоактуализации, и те, кому такой человек отдает предпочтение. При этом он уважает личность другого человека. Поведение его последовательно и высоконравственно. Самоактаулизированный человек умеет чувствовать самоценность деятельности. Его отличает своеобразное чувство юмора, самоирония.

Фундаментальной характеристикой самоактуализированного человека является креативность. А. Маслоу включает в это понятие не собственно занятие творчеством, а способ мироощущения, который такой человек может проявить в любой деятельности.

Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности в контексте теории психологических систем

В соответствии с приведенными типологиями молодежных субкультур мы делаем вывод, о том, что к контрсоциальным субкультурам авторы относят представителей субкультур «гопники», «скинхеды», «панки» и «сатанисты». У представителей остальных субкультур отмечается асоциальная направленность и разные виды девиаций. Л.В. Шабанов считает основным фактором формирования молодежных субкультур состояние маргинальности и на его основании предлагает собственную стратификационную схему молодежных субкультур [269]. 1. Неформалы отверженные социумом - люди, неспособные вписаться в общество на определенном этапе его развития, среди которых инвалиды, детдомовцы; «застрявшие»; криминальная субкультура. 2. Неформалы прямого политического толка - «антиглобалисты», «гринпис», «диссиденты», «скинхэды», «фашики», «хип-хопперы», «битники», экстремистские организации. 3. Неформалы креативного характера - писатели, художники, музыканты. 4. Неформалы непрямого политического толка - «визионеры», «интели», «киберпанки», «панки», «хакеры», «хиппи» и сектанты. 5. Неформалы неполитического толка - «байкеры», «байсеккеры», «гопники», «готы», «гранжеры», «индейцы», «кислотники», «металлисты», «толкиенисты», «роллеры», «экстремалы» и т.п. 6. Неформалы-конформисты - «золотая молодежь», «мажоры», «моды», «попперы» и т.п.

К социальным характеристикам молодежи, включенной в молодежные субкультуры, Л.В. Шабанов относит: иерархичность внешних и внутренних связей, степень референтности, атрибутику, демонстрации раскрепощенности и свободы самовыражения. Среди личностных характеристик выделяются следующие: гиперконформность, высокая тревожность, боязнь оценки, низкая коммуникабельность, дезадаптация, интровертированная направленность индивидуации, склонность к инструментальной агрессии и демонстративному, оценочному поведению.

Проанализировав классификации и некоторые особенности молодежных субкультур можно сделать вывод, что становясь участником определенной молодежной субкультуры, человек принимает ценности группы; освобождается от общепринятых культурных ценностей, норм поведения, опеки со стороны

родителей и образовательных структур. Находясь в окружении представителей субкультур, подросток преодолевает чувство одиночества, удовлетворяет потребности в самоутверждении и сексуальные потребности. На наш взгляд, в субкультуре наиболее ярко проявляется самореализация посредством оформления внешности. Данная самореализация детерминирована ценностями личности, часто противопоставленными ценностям остального общества.

Внешнее сходство является проекцией сходных ценностей и потребностей в молодежных субкультурах. В субкультуре «нац-скинхедов» молодые люди стремятся к единообразию в оформлении внешности: бритоголовые юноши, одетые в черные куртки, джинсы со спущенными подтяжками и берцы выглядят однообразно. Представителей субкультур «готов», «эмо», «байкеров» отличает неординарное оформление внешности. «Антифа» подражая американской молодежи, покупают одежду в магазинах «секонд-хенд». Позиция представителей субкультуры «панков» имеет прозападное кредо: «Живи так, как хочешь, делай, что хочешь, одевайся, как хочешь, и не мешай жить другим!» [117]. Субкультура «готы», выглядит более креативно, ее представители предпочитают носить эксклюзивную одежду. В данной субкультуре проявляется мотив к творческой деятельности, что актуализирует возможности к самореализации.

В молодежных субкультурах удовлетворяется потребность в самоутверждении личности. Несоответствие между тендером и образом мира человека может быть выражено в ношении элементов оформления внешности, традиционно присущих противоположному полу. Одной из специфических особенностей в субкультуре транссексуалов является переодевание в одежду и подражание поведению, характерному противоположному полу [239, с. 224, 479]. Среди характерных черт транссексуалов выделяют существенную подмену реальности, проблемы с самооценкой, физические патологии. Ношение одежды другого пола проявляется с детства и прогрессирует по мере роста человека. Большинство транссексуалов ориентировано на ношение универсальной одежды для обоих полов. Лица с данной патологией, начиная осваивать противоположную половую роль, одеваются небрежно, безвкусно, экономят на одежде [239].

В субкультуре гомосексуалистов также специфично оформление внешности. Им свойственна чрезмерная забота и сверхценное внимание к оформлению внешности. У подростков - мягкие женственные черты лица, а у взрослых гомосексуалистов - более легкая и изящная фигура. [239 с. 379].

Еще одна субкультура, связанная с нарушением полового влечения -«трансвесты» [239, с. 264]. Это особая форма фетишизма, предполагающая сексуальное возбуждение при переодевании в одежду противоположного пола. В современных теориях сексуальных фетишей рассматриваются разные объекты полового влечения (часть тела, одежда и др.), символизирующие сексуального партнера [239, с. 229].

Брюки, традиционно считавшиеся мужским элементом одежды, который уже более полувека женщины используют в качестве повседневной одежды, можно считать исключением. Данный факт присвоения одежды, присущей мужскому полу, можно рассматривать как проявление деловой активности женщины, самостоятельности, индивидуальности, самоутверждения.

Отдельные элементы оформления внешности также могут быть рассмотрены и как форма самоутверждения, и как проявление самореализации личности. Наличие у представителей молодежных субкультур специфических модификаций тела часто указывает на их принадлежность к определенной социальной группе и является проявлением ценностей, обособляющих многомерный мир человека.

В.В. Абраменкова [2] рассматривает татуировку как знак потребности в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своего отношения к миру представителей молодежных субкультур. Нанесение татуировок, подрезов, ношение пирсинга подростками связывается с желанием быть дизайнером собственного тела, ощущать свою уникальность и возможность проявить творческий потенциал.

Методы и методики исследования

В ходе проведенного исследования было выявлено, что в Забайкальском краевом центре существует 24 направления молодежной субкультуры: «антифа», «байкеры», «геймеры», «гопники», «готы», «металлисты», «панки», «позеры», «райдеры» («роллеры», «скейтбордеры», «сноубордеры») «рейверы», «ролевики», «рэперы», «сатанисты», «скинхеды», «стрейтэйджеры», «толкиенисты», «трейсеры», «фрики», «хакеры», «хиппи», «эмо». Вместе с тем не было обнаружено представителей модных и распространенных на Западе направлений субкультур, таких, как «вижуал кидс», «териантропы», «яппи» и др.

Анализ оформления внешности представителей неформальных молодежных субкультур показал, что в современных субкультурах традиционная дифференциация полов отсутствует или условна. Представители молодежных субкультур предпочитают стиль «унисекс», в котором одежда, обувь, аксессуары не имеют признаков, указывающих на половую принадлежность.

Было выявлено, что во многих молодежных субкультурах прически, одежда не делятся на мужские и женские. Представители субкультур носят распущенные волосы или укладывают их в прическу; окрашивают волосы в яркие цвета. В результате наблюдения было установлено, что в молодежных субкультурах макияж не является обязательным элементом оформления внешности («скинхеды», «гопники», «хакеры»), используется по желанию («металлисты», «хиппи»), а также применяется сценический грим («ролевики», «готы»). Рассмотрим оформление внешности некоторых молодежных субкультур.

Данный пример демонстрирует отсутствие жестко регламентированных требований, правил поведения в данной субкультуре. Ее представители увлекаются музыкальным творчеством, рисованием, поэзией. Респондент отмечает свою активную жизненную позицию: «катаюсь на скейте», «много хожу»; что удовлетворяет его потребность в физическом комфорте. Оформление внешности обеспечивает эмоциональный контакт с окружающими людьми. Респондентом сознательно используются элементы оформления внешности с целью привлечения внимания. Подтверждение этому находим в его ответах: «Прикольно» у прохожих эмоции вызывать», «реакцию прохожих вызываю», «одеваюсь так, чтобы выделиться, чтобы не быть серым». На наш взгляд, самореализация в данном случае представлена не только стремлением получить общественное признание (самоутвердиться), но и выразить ценностное содержание собственного жизненного мира («для того, чтобы сделать мир ярче»). Свое оформление внешности участники данной субкультуры считают отражением собственных эмоций. В приведенном примере отчетливо видна тенденция самореализации посредством оформления внешности.

В системе оформление внешности у представителей субкультуры «эмо» представлены все элементы: одежда, головные уборы, обувь, украшения, аксессуары, прическа, макияж, татуировка, пирсинг, шрамирование. Большинство из перечисленных элементов оформления внешности имеет символическое значение. В них выражается идея детскости, инфантилизма и депрессивное восприятие мира. Специфический макияж в темных тонах и челка, закрывающая часть лица, являются символами мировоззрения представителей субкультуры. При выборе одежды, аксессуаров (розового, красного, желтого, зеленого, черного и других цветов) юноши и девушки стремятся свободно выразить свои эмоции, чувства отношение к миру и обратить на себя внимание окружающих.

Субкультура «готы». Выдержки из интервью с представителем субкультуры «готы» представлены в приложении 6. Данный пример позволяет раскрыть психологическое содержание молодежной субкультуры «готы». Представители ее обособлены, самостоятельны и креативны. Рисуют, сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах, слушают «готическую» музыку, смотрят фильмы, читают мистическую литературу, ведут личные дневники. Представителей данной молодежной субкультуры объединяет возможность общения и обмена информацией.

Анализ личного дневника представителя молодежной субкультуры «готы» позволяет классифицировать его как личный, неофициальный, иконографический документ, предназначенный для хранения и передачи информации (прил. 1, рис. 3). В нем содержатся фотографии, фотоколлажи рисунки и т.п. Тематика всех изображений посвящена избранной субкультуре и составляет 100% содержания дневника. При этом фотографии с собственным изображением составляют 53% содержания. На них демонстрируются магические обряды, ритуалы, совершаемые единолично или совместно с другими представителями данной молодежной субкультуры. Другая часть (47%) содержит фотоколлажи, составленные из вырезок молодежных журналов. На них изображены представители субкультуры «готы», размещена общая информация о данной молодежной субкультуре.

Анализируя факты оформления внешности респондентов, мы приходим к выводу, что имеем дело с творческой самореализацией личности. На первый план выступают ценности собственного движения. Респондент отмечает, что увлечение стало для него явлением сопутствующим и помогающим в жизни. Юноши и девушки считают, что являясь представителем данной субкультуры, они расширяют и обогащают свои творческие способности. Респондент раскрывает некоторые особенности своего становления в субкультуре. Музыка вызвала интерес к эстетике субкультуры, в результате произошла трансформация оформления внешности, связанная с преодолением определенных трудностей. Респондент самостоятельно изготавливал некоторые элементы оформления внешности, проявляя при этом творческие способности. Пример интервью с представителем субкультуры «готы» демонстрирует, что с помощью специфического оформления внешности проявляется индивидуальность, оригинальность, креативность, интересы, ценности личности. На наш взгляд, респондент движим ценностями самореализации.

Оформление внешности у представителей субкультуры «готы» включает в себя всю систему элементов оформления внешности, имеющую символические функции. Для представителей данной субкультуры предпочтительны одежда, украшения, аксессуары черного (цвет ночи, мрака), белого (цвет дня) и красного (цвет жизни) цветов с использованием религиозных, астрологических символик. Широко распространено ношение символов смерти, магической символики: летучих мышей, пауков, клыков, черепов, скелетов, костей и прочего. Мрачное, мистическое восприятие мира у представителей молодежной субкультуры «готы» проявляется не только в выборе украшений, одежды, но и обуви, головных уборов, аксессуаров, в том числе присущих разным историческим эпохам.

Восприятие молодежью личности представителей современных субкультур, наиболее ярко и специфически оформляющих свою внешность

Статистически значимые различия, выявленные с помощью Т-критерия Стьюдента для независимых выборок (при уровне значимости р 0,05), получены по переменным «отношение к жизненным целям», «отношение к будущему», «отношение к вышестоящим лицам», «отношение к коллегам», «отношение к друзьям», «отношение к подчиненным», «отношение к матери», «отношение к отцу», «отношение к семье», «сексуальные отношения», «отношение к своему прошлому», «страхи и опасения», «чувство вины», «отношение к себе». Для студентов, не включенных в субкультуры, в большей степени свойственно общее негативное отношение к жизненным целям, к собственному будущему, к коллегам, к друзьям, к матери, семье и к самим себе. При этом исследуемые практически не испытывают чувства страха и вины. Студенты, включенные в субкультуры, характеризуются общим негативным отношением ко всем выделенным объектам. Выявлены высокие показатели негативного отношения к коллегам, к матери, к жизненным целям, к себе, при этом дается положительная оценка собственного прошлого.

Общий негативный план отношений, выявленный в исследовании, подтверждает наше предположение о существовании в молодежной среде негативных тенденций, связанных с семейными отношениями, отношениями с друзьями и самоотношением. Можно диагностировать тяжесть восприятия собственного жизненного пути, начиная с детского возраста.

С помощью «Методики исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена» (ГП «ИМАТОН»), субтеста № 2 «Группы экспрессии» в двух группах были получены следующие данные: 1) небольшое количество низких показателей (6); 2) преобладание среднего уровня развития способностей к познанию невербального поведения (75). Статистически значимых различий между группами не выявлено. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы: исследуемые двух групп в равной мере способны правильно извлекать информацию о поведении людей, понимать невербальный язык общения.

С помощью методики «Локус контроля» (Е. Г. Ксенофонтовой) были получены показатели степени выраженности интернальности в двух исследуемых группах. Статистически значимые различия между показателями двух групп были определены с помощью Т-критерия Стьюдента для независимых выборок. В группе студентов, не включенных в субкультуры (при уровне значимости р 0,05), выявлены более высокие показатели степени выраженности интернальности: общая интернальность в первой группе равна 24,6, во второй группе - 22,5. Интернальность при описании личного опыта в первой группе имеет значение 13,0, а во второй группе - 11,7. Интернальность в профессиональной деятельности в первой группе равна 10,3, во второй группе -9,2. Значение переменной «Отрицание активности» во второй группе (7,1) выше, чем в первой (6).

Таким образом, результаты выраженности локуса контроля личности у студентов, не включенных в молодежные субкультуры, демонстрируют преобладание интернальности - внутреннего локуса контроля, в том числе в профессиональной деятельности и межличностных отношениях, готовности к самостоятельному планированию и осуществлению деятельности. Их можно охарактеризовать как уверенных в себе людей, с высоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятельности. У студентов-представителей молодежных субкультур наиболее выражена экстернальность. Они являются экстерналами, убежденными в том, что от их активности мало что зависит. Поэтому они чувствуют себя страдающими, не способными влиять на собственную судьбу. В результате проведенного исследования были выявлены:

1. Отличия в модальности смысловых структур сознания. Испытуемые, не включенные в молодежные субкультуры, предпочитающие традиционные стили оформления внешности, прежде всего, отмечают утилитарную функцию оформления внешности (85% выборки исследования): с ее помощью они достигают самовыражения. По их мнению, человек использует определенным образом подобранные одежду, обувь, прическу, украшения, исходя из базовых потребностей и желания соответствовать общественным нормам. Представители молодежных субкультур посредством оформления внешности, часто пренебрегая общественными нормами, стремятся к самореализации (58% выборки исследования): «выразить себя», «достичь совершенства», «сделать жизнь яркой», «творчески реализоваться», «доказать свое право на жизнь».

2. Отличия в степени выраженности личностных особенностей. Для студентов, входящих в молодежные субкультуры в большей степени характерны индивидуалистичность, выраженное стремление помогать, сочувствовать окружающим, способность правильно понимать язык невербального общения. Им свойственны необычность поведения и переживаний, своеобразность восприятия и суждений, избирательность контактов. В системе отношений выражен общий негативный фон (отрицательное отношение к себе, к своему будущему, к жизненным целям и окружающим людям). Присутствует экстернальность в профессиональной деятельности и межличностных отношениях. Низкий уровень субъективного контроля характеризует неуверенных в себе людей, считающих себя не способными влиять на собственную судьбу.

Для молодежи, не принадлежащей к молодежной субкультуре, в большей степени свойственны оптимизм, организаторские способности, стремление к тесному сотрудничеству с группой, разнообразие интересов, поверхностные контакты с окружающими, способность правильно понимать язык невербального общения. Их можно охарактеризовать как уверенных в себе людей, обладающих высоким уровнем саморегуляции жизнедеятельности, самостоятельности в профессиональной деятельности и межличностном общении.

3. Сходство в системах отношений. У молодежи, не принадлежащей к субкультурам, и представителей молодежных субкультур выявлено негативное отношение к себе, к будущему, к жизненным целям, к окружению (семье, друзьям, противоположному полу); слабо выражена склонность к самообвинению. Такое положение, с нашей точки зрения, объясняется общим состоянием тревожности у молодого поколения, связанным с экономической нестабильностью в обществе, с неуверенностью в себе, в своем будущем, с реакцией на неблагоприятные факторы (безработицу, преступность, алкоголизм, наркоманию). Анализ содержания протоколов испытуемых показывает, что негативное отношение к отцу связано либо с его склонностью к алкоголизму, либо с отсутствием этого члена семьи. Причинами негативного отношения к окружающим является неуверенность в себе, в своем будущем.

Похожие диссертации на Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности