Введение к работе
Актуальность исследования. Угрожающий рост числа дрзздаптированных и девиантных детей в настоящее время уже на всех уровнях системы воспитания и обучения свидетельствует о глубоком духовно-нравственном кризисе современного общества, вызванном девальвацией моральных ценностей, когда в отношениях между людьми (и, что самое страшное, между детьми) господствует холодный меркантилизм, эгоизм, грубость, насилие и жестокость. Обращение к незаслуженно забытому творческому наследию российских учёных-мыслителей середяны XIX -начала XX века может дать ответ на многие вопросы, беспокоящие педагогов, воспитателей, родителей, способствовать духовному оздоровлению наших детей. Имя Фёдора Ивановича Шмита - вы„ ощегося учёного-искусствоведа, талантливого педагога-психолога и м; еведа было в течение многих лет оставалось неизвестным общественности. До сих пор не переизданы его научные труды, ставшие за прошедшие шестьдесят лет библиографической редкостью. Между тем в своих работах Ф.И.Шмит предлагал для обсуждения решение важнейших вопросов духовно-нравственного воспитания и обучения детей средствами искусства. Учёный считал изучение культурного наследия России необходимым условием образования связи между поколениями, без которой невозможен дальнейший духовный рост народа.
В 20-е годы в печати появилась целая серия критических выступлений представителей вульгарно-социологического течения в искусствоведении (В.Фриче, А.А.Фёдоров-Давыдов, К.Грасис), направленных резко негативно против исследований Ф.И.Шмита в области теории искусства. Отдельные публикации ещё продолжали появляться и в 60 г годы ( несмотря на то, что позиция вульгарных социологов была оценена впоследствии как глубоко неверная), в которых Ф.И.Шмита называли "эклектиком", "идеалистом" (И.Л.Маца, А.А.Сидоров).
Переосмысление творческого наследия Ф.И.Шмита было начато учёными-византологами, когда в 1969 году появилась первая публикация в честь 90-летия со дня со дня рождения учёного, внёсшего, по сло-
вам автора - А.В.Банк, значительный вклад в исследование зизантий-ского искусства. Исследованию отдельных сторон творческой деятельности учёного посвящен ряд печатных работ, касающихся в основном разработанной им теории художественного процесса Л.Я.Бичук, 1968; М.СКаган, 1972; Н.И.Ушакова, 1977; В.НЛрокофьев, 1981; Л.А.Сычен-кова, 1989; А.С.Пивненко, 1990)
Между тем остались практически не замеченными психолого-педагогические труды Ф.И.Шмита, являющиеся результатом изучения детского художественного творчества. Настоящая диссертационная работа посвящена комплексному исследованию психолого-педагогических и психолого-искусствоведческих аспектов творческого наследия Ф.И.Шмита.
Объект исследования: личность Ф.И.Шмита и его творческое наследие.
Предмет исследования: система психолого-искусствоведческих взглядов Ф.И.Шмита и их психокоррекционный потенциал в современной образовательно-воспитательной системе России.
Цель диссертационной работы: теоретическое обоснование и методическая разработка эффективных вариантов воспитательно-коррекционной работы с девиантными и дезадаптированными детьми и подростками для решения современных психолого-педагогических проблем на основе модифицированного применения принципов художественно-эстетического воспитания Ф.И.Шмита
Реализация поставленной цели осуществлялась в процессе решения следующих задач:
исследовать жизненный путь Ф.И.Шмита, динамику его воззрений на психологию искусства, определив истоки и исторические условия формирования личности учёного и его психолого-искусствоведческих представлений.
охарактеризовать сущность взглядов Ф.И.Шмита на психологию искусства;
определить ключевые моменты в подходе Ф.И.Шмита к ооучению детей рисованию как важному звену художественно-эстетического и нравственного воспитания;
на основе практического применения модифицированных принципов концепции воспитания Ф.И.Шмита в психокоррекционном работе экстерной школы-интерната разработать рекомендации по расширенному использованию наследия учёного в современной педагогической практике.
Гипотеза исследования: психолого-искусствоведческие и психолого-педагогические воззрения Ф.И.Шмита могут использоваться в качестве теоретической основы инновационных разработок современной психолого-педагогической науки в системе психологической коррекции, художественно-эстетического и нравственного воспитания.
Методологические основы исследования составляет диалектико-материалистический историко-эволюционный метод в осмыслении фи-ло- и онтогенетического становления личности человека, восходящий к представлениям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, СЛ.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева,.В.Н.Мясищева, а также основополагающие принципы ис-торико-психологического познания, детерминизма, развития, активности психического, единства сознания и деятельности, культурно-исторической обусловленности, а также представления о социальной и творческой сущности личности как субъекте исторического развития общества.
Методами исследования выступают сравнительно-исторический и источниковедческий анализ психологических и искусствоведческих материалов (научных и публицистических статей, рукописей, мемуарной литературы, музейных и архивных документов: Петербургский филиал архива РАН, Архив Института истории материальной культуры РАН, Архив Русского музея, Центральный государственный архив литгратуры и искусства, Центральный государственный исторический архив, Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной
библиотеки и др.), а также метод наблюдения, анализа и оценки результатов деятельности; постановка деятельностного эксперимента в условиях учебно-воспитательного процесса; обобщение личного опыта исследователя; метод теоретического анализа предшествующего опыта.
Новизна исследования заключается в том, что работа представляет собой первую попытку многоаспектного комплексного анализа искусствоведческих, психологических, педагогических взглядов Ф.И.Шмита как с позиций динамики взглядов учёного на психологию искусства, так и в плане реализации их в практике педагогической работы с трудными детьми и подростками с преимущественной направленностью на проблемы художественно-эстетического, нравственного воспитания и формирования полноценной здоровой личности.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
- на материале теоретических и практических поисков Ф.И.Шмита
доказывается особое значение искусства как средства воспитания нрав
ственного человека, способного к активной, творческой деятельности.
даётся обоснование механизмов адаптационного воздействия Шмитовской концепции художественно-эстетического воспитания;
методически разрабатывается один из возможных путей позитивной социализации девиантных и дезадаптированных детей и подростков.
- анализ психолого-педагогических взглядов Ф.И.Шмита указывает
на необходимость их популяризации в целях усовершенствования сис
темы школьного воспитания.
Проведённое исследование позволило выявить взгляды и положения, которые могут оказаться полезными для практической деятельности психологов, педагогов, организаторов внешкольной работы.
Достоверность научных результатов диссертационной работы определена серьёзным выбором методологического обоснования, применением адекватных предмету, целям и задачам методов исследования, а также использованием обширного материала архивных источников.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Анализ биографии Ф.И.Шмита, динамики его взглядов на психологию искусства, изучение современных публикаций о творчестве учёного показали истинность его новаторских концепций в педагогике, психологии, византиноведении, искусствоведении, музееведении.
-
Новый подход Ф.И.Шмита состоял в том, что он предложил рассматривать искусство не как демонстрирование мастерства художника или предмет модного увлечения богатых людей, а как важнейшее социально значимое явление, как деятельность, в которой человек удовлетворяет свою потребность в общении.
-
Основу Шмитовской концепции обучения детей рисованию составляет строго поэтапное (копирование, рисунок с натуры, иллюстрирование, свободный рисунок) обучение, основанное на филогенетических стадиях развития образного мышления, в результате чегс детское творчество выступает как повторение истории искусства.
4. Успешные результаты применения психолого-искусствоведче
ского опыта Ф.И.Шмита в психокоррекцонно-воспитательной деятель
ности экстерной школы-интерната и построенные на этой основе при
кладные выводы дают основания рекомендовать психологам, педагогам,
воспитателям дальнейшую разработку и практическое использование
творческого наследия учёного.
Апробация работы. Результаты исследования освещены на конференциях и научно-методических семинарах в Твери, Ярославле, Торжке, Новгороде. Материалы работы использовались при проведении лекций и практических занятий по общей психологии и психологии искусства в Тверском и Ярославском государственных университетах, в практической работе с учащимися Ступинской экстерной школы-интерната "Феникс".
Публикации. Основное содержание работы отражено в 21 публикации.
Структура диссертации состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографического указателя.