Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психология формирования художественного замысла : (На материале изобразительной деятельности) Завгородняя, Елена Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Завгородняя, Елена Васильевна. Психология формирования художественного замысла : (На материале изобразительной деятельности) : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Ин-т психологии.- Киев, 1992.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/229-4

Введение к работе

Актуальность исследований, направленных на изучение психо-' логических, зішмочервостей-тьорчества и поиск путей оптимизации ' процесса рєаєяия нестандартных задач, обуславливается необходимостью углубления инновационных процессов во всех отраслях Общественной кизпя.

Одним аз основных компонентов тзорческой деятельности является замысел. Его формирование связано с активизацией процессов свалепяя, целе- и сиыелообразовавия, эмоциональных процессов. Эти» определяется, значение проблем замысла для общей психологии и теории творчества. Полнее всего в настоящее время психологические особенности формирования творческого закысла изучены на материале технической /конструкторской/ деятельности. Б меньией степени эти проблема гкеперкмелтально разработана в иселедезашіах художественного творчества.

Данная работа является попыткой изучения проблемы замысла на материале изобразительной деятельности, в которой ярко проявля-срея непоряативнан природа творчества, разнообразие, индивидуали*-роваянссть творческих процессов. Как самостоятельная проблема замысел в исследованиях, изобразительной деятельности пе рассматривался. Недостаточно изучены психологические особенности зарождения а рчэвятня художестве'гаого замысла, его і|ункционально-структуріша преобразования, психологические, факторы его оптимального формирования. Исследование этих вопросов важно не только для теории творчества, но и для реаепия практических'задач виявлення одаренных детей, создания условий, их художественного развития, поскольку способность к формирование оригинальных замыслов составляет основу творческих способностей..

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что поставленная в !5сследовзнии проблема формирования закысла в изобразительной деятельности связана с широким кругоч теоретических вопросов и практикой художественного образования. Актуальность данной проблемы, недостаточная разработка ее в современной-потеялогии определили выбор объекта, предмета и цели исследования.

Объектом исследования стал процесс изобразительной деятельности художников и учащихся худонественной школы.

Предмет исследования составили психологические особенности формирования замысла в изобразительной деятельности.

Цель работы состояла в раскрытии психологических особенностей формирования художественного замысла, определении индивидуальных раз>лчии..-', характеризующих этот процесс, изучении мотиьацио.ччь^

оопокта: формирования заниола в изобразительное "деятельности.

Гипотезу исследования составили такие догу^еянл.

Процесс формирования земпслэ характеризуется иидкгидуальни-ми пгзличиями в подходе к решения творческой задач;*, з пестрое-паи нового образа, в испольгсгпчии средств ге.оСірозктельноіі деятельности.

ОссЗешюстя форч'лревг.гл'л ?avi:c,"i 'зависят ст т::пг иотигеці:-' с:шнх опиентацяй субьекта отиосиселіно художественное деятельности: существует положительная связь между ориеятгц'/оЗ ни внутренние v,o-тітап художественной деятельчости и е::т!:нісст:.2) псосознсюских психических процессов б формировании 3\"ЫСЛ2, Е TEKZ3 с уровне?.; его оригинальности.

Для достижения цели исследовгния к проверки ьидБішутзіІ Г'.ЕО-тезы были поставлены такие задачи:

I/ охарактеризовать процесс формирования замысла в изобразительной деятельности художников и учащихся худсаестьснноД вколи!

2/ изучить индивидуальные ' рд.ї.тнкя , проявляющиеся в этом процессе!

3/ исследовать зависимость между особенностями формирования замысла и ориентацией субьекта на внутренние мотивы художественной деятельности.

Теоретическими основами исследования является положения психологии и эстетики о природе искусства /Т.Зиаиу, ІЇ.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, СЛ.^ренк и др./, о творческой деятельности /А.В.Ьру-івлинский, Г.С.Коотюк, В.А.Коляко. ft-Л.Пономарев, Б.А.Ромснец,-С.Л.Ру-бинштеіін/, психологические исследования процесса Армирования замысла в различных видах деятельности /гі.Дункер, В.А.Коляко, О.И.Ники-форова и др./, а также исследования художественного творчества' /р.Арнхейм, X.Гарднер, В.А.Гурукопов, Е.Й.Игнатьев.,'А.А.Мелик-Пааа-ев, Д.їїеркинс, Ю.А.Пог'ниов, С.Н.Симоненко, ІІ.Т.Тюрин и др./.

Кетодн исследования. Использовалась комплексная мєтодикВі ь состэе которой бошли метод решения творческих задач с введением в процесс работы -кирдояодих уеловик, метод экспертной оценки, -опрос, гроектішше методы, тест Яюшера, т/етод семантического дифференциала, анализ сачопабладениа художников. При обработке экспериментальных данных испельзоьвлись "/етодн математической статистики.

Неїчнея новизне исследования состоит в Том, что впервые 38-уьхел і и.'о^]8зитсл1-нэл деятельности изучался как самостоятельная гроолеуь. гзз;ь;-огьчн Kcvn.-.енс.чуд -/етсдика исследования процесса

форяировштя художественного замысла. Определены стадии этого, процесса, рассмотрена, динамика эиоцйспального состояния субъекта и его психосемантики при фориирозапин художественного заимела, виявлена индивидуальные различияв подходе к решении творческой задачи, в диапазоне поиска решений, в. построепяи нового образа, использовании цвета и формы, определена зависимость «езду ориентацией субъекта на внутренние ыотивы художественной деятельности я особенностями формирования замысле.

Теоретическое значение работы состоит в расширении ц углублении знаний об общих закономерностях творческого процесса, о ncit-хологических особенностях фориированкя закисла в изобразительной, деятельности. Результата экспериментального исследования дают возможность конкретизации теоретических положений о функционировании визуального мышления, о рола неосознаваемых, фори психической деятельности в творческом процессе, о тзгке о природа художественной одаренности.

Псрктичес.чое значение работы состоят в тсч, что па ео основе сфор"дулнровани рекомендации для практика худегествэяного образования. .Материалы исследования тема когут быть попользованы в преподавании курса общей психологии, пряразработйе. спецкурсов по психологии художественного творчества, при соэданкя кетодкк для виявлення творчески одаренных детеЗ.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивались последовательной реализацией теоретически положений при решении задач исследования, количественная и.качественным анализом полученных материалов, использование;.» методов математической статистики.

Положения, выносимые на зааитт.

  1. Процесс формирования худогествеппого земнслэ включает стадии осознавая задами, возникновения начальных, образов, углубленного осмысления те«н, определения ведущего образа. В таком процессе замысел формируется.как свчволаческяіі образ, который гырзжает целостное отноаекие субъекта к теме-. В редуцирвваянсм процессе /который состоит из первых двух стадий/ замысел формируется как образ, значение которого ограничено иллвстрацией отдельных внелей или впечатлений, свяїанннх о темой.

  2. Процесс формирования худогествеїтого звчыедз характеризуется индивидуальными ; разли-мямч в подходе к реаеняо творческой задачи /иетайорический, фориально-екцептироззнйиЗ, иллестрз-

Tiis::L.;L, c<:vn.4.i /икати-ины/. подходи/, в диапазоне поиска решения /прссо.а,;с!мо дивергентної; или конвергентно/, тенденции/, в степени оссзііиіі'.'л аа\::.сла и процесса работь. /преобладание рефлексивности или импульсивности/, в особенностях построения нового образа /тенденции аналогпзирсвакия, комбинирования, реконструирования/, в ис-польаовамип цвета и оорг.с;. как средств объективации зависла /предпочтение скругли i:.op\- ил/. 'xp:i с углами, тег.ло.1 или холодной. :;ь2тсъг„; гь::;:н, светлое пли темно.* тональности/.

о. Процесс формирования худслСстьзнного замысла зависит от '..07Ииц!.г.н;;их ор/е.чгацпд субъекта относительно худслостьеннсіі деятельности. Ориентация на внутренние мотиві; является однол из предпосылок .ата'орпчеекого подхода к реьенио тъорческо/. задачи, даянии тип ориентации связан с активность» неосознаваемых Лор« психическое деятельности; t процессе формирования художественного заиые-ле, а ?с:ис- с уровнем его оригинальности. .

лг-гебт''.?. гзс-сті;. Основное полонення и результаті; работы докладывались и оосулдались на заседаниях лаборатории творчества Института психологии АПН Украины /19Ъ9-199;У, на ВсесоіОзно.і научно» конференции "Творчество; теория и практика" /Киев, 1931/, на ;.!е::дународных научных Костюковских чтениях "Актуальные проблемы психологии: традиции и современность" /Киев, 19Э2/, на научном се-уинаре по проблемам творчества и тверческол одаренности /Киев,199

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заклЕченид, списка исг.ользоьаноіі литературы. Основно/, текст диссертации объемом 141 страницу содержит 17 таблиц, 25 рисунков.