Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психология духовности Ильичева Ирина Михайловна

Психология духовности
<
Психология духовности Психология духовности Психология духовности Психология духовности Психология духовности Психология духовности Психология духовности Психология духовности Психология духовности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ильичева Ирина Михайловна. Психология духовности : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 : СПб., 2003 450 c. РГБ ОД, 71:04-19/25

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-философские истоки духовности как психологической проблемы 23

1. Методология и методы исследования 23

2 Развитие взглядов на природу духовности в истории философских учений 39

3 Проблема духовности, её воспитание и развитие в христианстве (православие). 54

4 Духовная система Востока 73

5 Состояние проблемы духовности в восточной философии 20-го столетия 81

6 Философские составляющие духовности в буддизме 89

7 Проблема духовности в исламе и суфизме 92

8 Проблема духовного становления в восточных оздоровительных системах и боевых искусствах. 97

Выводы 107

Глава 2. Проблема духовности в психологии 112

1 Смысл и содержание духовности в русской философско-психологической литературе 112

2 Содержательные аспекты духовности в исследованиях отечественной психологии 132

3 Проблемы духовности в зарубежной психологии 167

4 Проблема развития духовности в онтогенезе. 196

5 Проблема духовности в ракурсе теологической психологии (эсхатологическая парадигма в психологии) 215

Выводы 221

Глава 3. Структура и содержание духовности как психологического явления 227

1 Методологические и теоретические подходы к определению духовности и построению ее теоретической модели. 227

2 Теоретическая модель духовности как психологического явления. 243

3 Функция и критерии духовности как психологического явления. 262

4 Поиски смысла жизни, самоактуализация и ответственность как главные формы проявления

духовности. 271

Выводы 285

Глава 4. Исследования духовности как психологического явления 292

1 Проблема смысла жизни глазами студентов педагогического вуза 292

2 Сущность духовности в понимании студентов педагогического вуза 315

3 Ответственность как психологический аспект проявления духовности 341

4 Особенности проявления ответственности у верующих и работников культуры

5 Психологические проблемы самоактуализации 360

6 Факторный анализ представления о духовности и смысле жизни у различных категорий испытуемых 386

Выводы 394

Заключение 400

Библиография 425

Приложение

Введение к работе

Проблема духовности прочно вошла в психологию последней трети XX века, что вызвано, многими объективными обстоятельствами, главными из которых, на наш взгляд, являются:

понимание того, что экономическое процветание и технический прогресс без развития духовных сил человека не принесут ему подлинного счастья и ощущения радости жизни;

интерес к сущности человека и попытками осмыслить его феномен с позиции современного научного знания;

появление новой антропологической парадигмы, пытающейся найти место духу, духовности, душе, человечности /В. Шадриков, Б. Братусь, В. Пономаренко/ в контексте целостного психологического знания о сущности человека и его развитии;

необходимость осмыслить феномен духовности в соответствии с современными тенденциями психологии, стремящейся к переосмыслению своего исторического опыта, к преодолению фрагментарности знаний по отдельным проблемам, в том числе по проблемам души, духа, духовности;

созидательный характер современной психологии, стремящийся к единству нового знания и сохранение ранее достигнутого, создание нового на основе переработанного и осмысленного старого;

необходимость интеграции в рамках фундаментальной психологической теории колоссального объема материалов по психологии духовности;

значимость выявления особенностей философского, религиозного и психологических подходов к духовности для более полного и всестороннего ее изучения;

важность совершенствования обучения и воспитания в условиях все усложняющихся отношений человека с окружающим миром;

желание осмыслить и выявить механизм «субъектности» через призму духовности, а также способность быть творцом своей истории, инициировать и осуществлять деятельность, общение и другие специфические виды человеческой активности /А. Брушлинский/, выявлять новые аспекты бытия и личные потенциалы /В. Панферов/, осуществлять «самопознающую деятельность... - условие постижения человеком своего само-бытия как подлинного бытия» /С. Франк/.

Наш интерес к проблеме- духовности вызван, в первую очередь, её сложностью и, как это ни парадоксально, экстенсивной разработанностью. Ни одна психологическая проблема не получала столь широкого и всестороннего внимания, как духовность и ни в одной проблеме нет стольких «белых пятен» как в проблеме духовности. Начнем с того, что в понимании духовности наблюдается смешение самых различных подходов, начиная от житейского и заканчивая самыми сложными, имеющими вид строгих научных форм; в различных толковых словарях значение термина «духовность» не совпадают; в различных сферах духовной жизни общества (науке, культуре и религии) в понимание духовности вкладывается различное содержание; проникновение в психологию сведений из различных источников в том числе йоги, оздоровительных практик и боевых искусств побуждает исследователей обращаться к самым невероятным и парадоксальным теориям; существование мистических, оторванных от реальности теорий духовности, делает разработку этой проблемы чрезвычайно важной и актуальной. С другой стороны, проникновение в психологию сведений из различных, в т.ч. ненаучных источников о духовности стимулирует необходимость осмыслить их в новых социально-экономических условиях и тенденциях развития науки, стремящейся к плодотворному и взаимообогащающему диалогу с другими формами познания.

Специфичность духовности как явления одновременно объективной и субъективной реальности часто порождает противоречие и крайности в

понимании её подлинной сущности. У многих психологов, в том числе, и российских не вызывает сомнения тот факт, что духовная жизнь человека тесно связана с практической материальной стороной, а роль и место духовного в его реальной жизнедеятельности определяются условиями его воспитания и обучения, а также собственной активностью человека. Для психологии актуальным является и вопрос о том, как усвоение социального и духовного наследия способствует саморазвитию, «овладению» приемами духотворчества и духопознания. (В. Слободчиков^ В. Панферов). Человек-духовен, но ему предстоит еще стать духовным, отмечал В.П. Зинченко.

Духовность является той потенциальной сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы. Выступая как сущность человека, духовность, одновременно, является целью и результатом становления человека: Такое двойственное бытие духовности как сущности и как результат «вочеловечивания» индивида является еще одной причиной, порождающей проблему в понимании природы духовности. Особую важность всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека с помощью собственных усилий приобретает в настоящее время, отмеченное, по мнению исследователей, снижением веры в науку и прогресс человечества, обращением к черной магии, оккультизму и различным псевдонаучным теориям, неверием человека в свои силы, утратой философских традиций в осмыслении жизни и сущности человеческого бытия, росте агрессивности и снижения ценности человеческой жизни и т.п. В этих условиях особенно важным является адекватное понимание духовности, так как сам термин начинает приобретать статус модного, и «применяется так же теми, кто несет бездуховность, душевный разлад, нарушение гармоничности в человеческую суть» [267; 809]. Поэтому одной из главных задач современной психологии мы считает не только разработку проблемы духовности в теоретическом аспекте, но и в психологическом обеспечении и сопровождении духовного развития человека, в обучении его

противостоять перед лицом всех перемен пессимизму и неблагоприятным прогнозам относительно будущего всей планеты и человечества и осмыслить жизнь во всех ее сторонах. Обращение к духовной силе человека как главному двигателю его жизни, главной ценности, позволяющей полно и всесторонне насладиться радостью Бытия и реализовать свое главное предназначение, является важной и основной проблемой психологии. Помочь людям в обретении смысла жизни, заполнить «экзистенциальный вакуум» [352Г 472], помочь пережить испытание свободой, увлеченность критикой всего - такова, по нашему мнению, одна из задач психологии.

Обращение к понятию духовности в связи с проблемами обучения и воспитания является особенно актуальным, так как духовность отражает, в первую очередь, содержательную сторону жизни личности, подчеркивает глубину и сложность человека, олицетворяющего собой преобразованную и одухотворенную природу, несводимую к простой совокупности психических процессов, свойств и состояний. Обращение к духовности в контексте воспитания и развития человека позволяет сделать этот процесс полноценнее и содержательнее, дает человеку широкие возможности осознать, на чем основано его становление как личности и индивидуальности, в чем заключается подлинный смысл его жизни, на чем зиждется полноценное существование и общение, формируются потребности роста, реализации своих возможностей, трансцсндирования, порождается чувство «духовного голода». Вне контекста духовности невозможно осмыслить многие интегральные и феноменологические проявления человека, а также его отказ от усилий по принятию собственного решения, от личностного и духовного развития в пользу удовлетворения примитивных чувственных потребностей, десакрализацию жизни и секуляризацию всех общечеловеческих и социальных отношений, упрощение человеческих взаимоотношений и сведение их к поведенческим реакциям на стандартные ситуации.

Следующей причиной побудившей нас обратиться к проблеме духовности была необходимость вскрыть ее подлинное психологическое

содержание, которое, с одной стороны позволило бы объяснить существование множества точек зрения на ее сущность, а с другой — описать се как особую психологическую реальность, обладающую специфическим психологическим механизмом. Проблема состояла в том, чтобы не критиковать или обвинять в некорректности существующие подходы к духовности, а понять, что же их всех объединяет, а также, что порождает противоречие в их понимании. Рассматриваемая веками в рамках различных философских,- психологических и религиозных течений; проблема духовности остается при этом практически неразработанной: в представлениях о духовности, наряду с реальными достижениями, имеют место примитивные концепции, утопические идеи, легкомысленные модели, мистические построения, наблюдается смешение философско-этических, религиозных и психологических подходов. Причин такого положения дел, с нашей точки зрения несколько: разрозненность сведений о духовности, фрагментарность знаний, отсутствие единого понимания сущности духовности среди психологов, единства между прошлыми и настоящими знаниями, разрыв между теоретическими и практическими сведениями; многообразие появлений феномена духовности в человеческой жизни, что затрудняет выделение операциональных единиц ее изучения, отсутствие системы методов /в первую очередь, объективных/ для ее исследования. Остается неразработанной и проблема — какова роль духовности в становлении человека, в том числе его развития как профессионала. Между тем, духовность, как метко заметил С.Л. Франк, это реальность, но часто не видимая и не ощущаемая нами. Она, «духовность», находится за пределами объективной действительности, т.е. недоступна объективному наблюдению и «улавливается» лишь самим субъектом. Способность человека уловить и развить в себе эту сущность и дает ему возможность быть субъектом (А. Брушлииский, В. Панферов). Многообразие подходов в понимании духовности затрудняет практическую работу по ее воспитанию и развитию, а между тем именно духовность является условием полноты человеческой

жизни, познания и преобразования себя, самосовершенствование, плодотворности и успешности профессиональной деятельности, устойчивости и силы духа, самоактуализации и самореализации.

Таким образом, актуальная жизненная потребность обращения к духовности наталкивается на отсутствие стройных теоретических построений, методологических подходов, не позволяющих психологии «ронять плоды для других» (В. Поиомаренко) в понимании феномена духовности, её воспитания и развития:

АКТУАЛЬНОСТЬ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ, таким образом, необходимостью:

  1. систематизации сведений о духовности из различных источников, описания ее феноменологических проявлений; разрешение противоречий между актуальными потребностями развития и воспитания духовности и отсутствием непротиворечивой теории духовности;

  2. выявления ее места в структуре индивидуальности с описанием психологических компонентов и функций, то есть построения гипотетико-теоретической модели духовности;

  3. выявления специфики различных подходов к духовности и того общего, что может объединить данные подходы в рамках единой теории духовности;

  4. построения теоретической модели духовности с выявлением её психологических компонентов и функций, что в свою очередь, будет способствовать ликвидации теоретической неопределенности и хаотического употребления термина «духовность»;

  1. разработки проблем духовности для теоретической и практической подготовки специалистов, в том числе учителей;

  2. переосмысления исторического опыта на сущность, развитие и воспитание духовности человека;

  3. описания и выявления роли духовности в процессе самопознания, саморазвития и самосовершенствования человека в связи с

новыми социально-экономическими условиями, попытками оценить роль и место человека в особую, по образному выражению В.И. Вернадского, «психозойскую эру», роль человека «душевного» в построении и развитии общественного устройства, основанного на высокой человечности и дающего каждому право на свободный выбор, самореализацию, «формообразование бытия» /А. Асмолов/;

  1. изучения целостного феномена человека в связи со становлением-«пространства-существования и развития человеческой души» /А. Тюков/, рассмотрения привычных категорий в тональности новых методологических ориентиров; признанием многообразия, противоречивости, сложности человека и его внутренней жизни /Б. Братусь/;

  2. установления связи между идеями Б. Спинозы и других величайших мыслителей о том, что человек является причиной самого себя и подходами Л. Выготского, ML Мамардашвили, Б. Братуся, В. Панферова и др., связи между неклассической и эволюционно-исторической, аксиологической психологией;

  1. рассмотрения традиционных проблем в связи с духовностью, ее роли в произвольной регуляции поведения, в достижении жизненных целей, в формировании мировоззрения и ценностных ориентации. /Как отмечает Д.И. Дубровский, никакие технологии не помогут человеку, а только изменение его мировоззрения и ценностных ориентации/;

  2. изучения курсов психологических дисциплин через призму духовности, что требует обращения не к абстрактным научным понятиям, а к реальностям самого субъекта образовательного процесса.

Таким образом, разработка проблемы духовности имеет большое теоретическое и практическое значение, так как позволяет осуществлять дальнейшую разработку и развитие теории духовности в рамках единой концептуальной модели и способствует удовлетворению насущных потребностей практики, в частности обучению и воспитанию подрастающего поколения и т.п. Разработка данной проблемы позволяет существенно

углубить наше представление о возможностях и резервах человеческой психики, потенциальных способностей человека, источников его активности, что, в свою очередь, даст возможность новым направлениям прикладных исследований. Все это и определяет актуальность нашей работы. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - феномен духовности. ПРЕДМЕТОМ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ является:

особенности понимания духовности в философии, психологии, различных религиозных и изотерических учений;

психологические аспекты проявления духовности; смысл и содержание духовности в понимании студентов педагогического вуза, верующих и работников культуры.

Исходя из актуальности и предмета исследования была сформулирована ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

объединить разрозненные сведения о духовности в единую систему с целью построения теории духовности для решения вопросов теории и практики;

изучить феноменологические проявления духовности у студентов педагогического вуза, в том числе верующих и работников культуры.

На основании проведенного теоретического анализа и цели исследования, была сформулирована гипотеза, основные положения которой сводятся к следующему:

  1. в основе многообразных проявлений духовности заключен единый психологический механизм - отражение специфического идеального, выступающего в различных формах, в контексте собственной жизнедеятельности;

  2. отражение идеального как специфическая форма человеческого Бытия проявляется в поисках смысла жизни, самоактуализации и ответственности,

j. адекватными методами изучения духовности являются субъективные, которые, одновременно, стимулируют самопознание и духовное саморазвитие.

Для реализации поставленных целей и с учетом выдвинутых гипотез, были поставлены следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Провести теоретический и методологический анализ проблемы духовности в философской, психологической и доступной нам эзотерической литературе, сравнительно-психологический и историко-философский анализ духовности в различных религиозных учениях, оздоровительных системах и боевых искусствах;

  2. Практически изучить проявление духовности у студентов в следующих аспектах: ответственность, самоактуализация, содержание смысла жизни, также понимание ими сущности духовности;

  3. Провести количественный и качественный анализ взаимодействия компонентов ответственности, шкал самоактуализации, а также взаимосвязи компонентов ответственности с различными шкалами самоактуализации у студентов на I и IV курсах, верующих и работников культуры;

  4. Описать содержание работы по самопознанию и духовному саморазвитию;

5. Создать теоретический курс «Психология духовности» для
использования в учебном процессе вуза с целью расширения и обогащения
знаний студентов по дисциплинам психолого-педагогического цикла и
стимуляции самопознания и самовоспитания.

Нашей исходной МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ является междисциплинарность и историко-аксиологическии подход, реализующие себя в обращении при изучении духовности к различным отраслям знания прошлого и настоящего с целью обогащения, взаимодополнения теории и практики психологии.

В качестве методологических принципов нашей работы выступают положения о духовной стороне бытия человека как особой форме отражения объективного мира, как дополнительного средства ориентации в мире и взаимодействие с ним; а также о принципиальном единстве материального и духовного при кажущейся независимости, эмансипированности, оторванности последнего; общефилософские принципы развития, детерминизма, активности, системности, единства сознания и деятельности, ряд. положений- J1.G. Выготского, С.Л Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К. А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, Д.А. Леонтьева, В.П. Зинченко, А.А. Ухтомского, М.К Мамардашвили, В. Н. Панферова, В.Д Шадриков, В.А Поиомаренко о развитии высших психических функций об образе жизни и жизненном пути личности, становлении субъективности, целостности, автономности человека, качественном своеобразии человеческой психики, саморазвитии, ответственности в выборе варианта собственной судьбы, о субъективной реальности как отражении жизни в образе индивидуального жизненного пути, о жизненной детерминации психики человека и его объект-субъектного единства и т.п.

В работе мы руководствовались и новыми методологическими ориентирами в исследовании психологических феноменов (это прежде всего стремление к интеграции разрозненных знаний о явлении, ориентации на равную значимость внешних и внутренних знаний для построения истинной картины исследуемого явления); новыми подходами - гуманистическим, акмеологическим и аксиологическим в рассмотрении человека, которые наметились в отечественной психологии в XX столетии.

Важными ориентирами в нашей работе были идеи русской духовной психологии, получившие развитие в трудах Н. Лосского, П. Юркевича, С. Франка, И. Ильина, Н. Бердяева, которые рассматривали человека как существо, обладающее потребностями в духовной жизни, «потребность строить свою душу»; положения эмпирической психологии, разрабатываемые в трудах М. Владиславьева, М. Троицкого, Н. Грота,

Г. Челпанова о специфичности психических явлений и необходимости исследовать психику интероспективными методами.

Для реализации поставленных задач были использованы теоретические методы, объектом которых выступали философские, психологические, эзотерические, религиозные концепции и учения о духовности. Обращение к философии было обусловлено не только тем фактом, что психология вышла из философии, но, в первую очередь, необходимостью определить роль и место духовности человека в реальной жизнедеятельности, а также истоков его духовного, так как именно от этого зависит условия и факторы её формирования, представления о её сущности. Обращенность к различным религиозным концепциям духовности обусловлена тем, что религия является особо важным и необходимым феноменом духовной жизни человека и вопросы духовности долгое время были в компетенции духовных лиц. Более того, мы рассматриваем религию и философию как две различные и правомерные формы духовной активности человека, по-своему изучающих проблемы духовного начала в человеке в единстве с материальным. Религия, как и философия, и наука в целом, подчеркивают духовное начало в человеке, отличающее его от животного. В трактовке духовности, с нашей-точки зрения, следует подходить с учетом специфики исследуемого явления как в философии так и в религии, и искать истину на пересечении идей, так как проблема духовности развивается, уточняется, переосмысливается и обогащается во всех сферах человеческой деятельности. Именно этим фактом вызван и наш интерес к исследуемой проблеме в боевых искусствах, оздоровительных техниках и целительских практиках, так как перечисленные феномены духовной деятельности принадлежат к духовной культуре народа и в целом, объединяют в себе и науку, и искусство, и жизнь. В связи с этим чрезвычайно актуальной и методологически верной нам кажется идея В.И. Вернадского о необходимости использовать для научного решения сложной проблемы все проявления духовной жизни человека «Если мы хотим понять рост и развитие науки, - писал В.И. Вернадский, - мы

неизбежно должны принять во внимание все другие проявления духовной жизни человечества. Уничтожение или прекращение одной какой либо деятельности человеческого сознания сказывается угнетающим образом на другой. Прекращение деятельности человека в области... религии, философии или общественной мысли не может не отразиться болезненно, подавляющим образом на науке» [338; 671].

Для исследования ответственности и самоактуализации были использованы психодиагностические методы, а также методы опроса, анкетирования и беседы. Для организации самопознания и саморазвития проводилась специальная работа, примерное содержание и результаты которой даны в приложении 11.

Различными формами исследования, которое проводилось на базе Коломенского государственного педагогического института было охвачено около 2500 испытуемых - студентов очного и заочного отделений I и IV курсов психолого-педагогического факультета, а также члены общества православной молодежи, работники культуры, в возрасте от 17 до 25 лет. Выбор студентов в качестве объекта исследования обусловлен тем фактом, что именно в период обучения в вузе идет процесс активного функционирования и формирования личности как субъекта деятельности, общения, познания, приводящих к становлению и развитию субъектности. Базовые характеристики субъекта связанны с активностью, с ответственным отношением к собственной жизни и её организации в соответствии с поставленными целями, с саморазвитием и самовоспитанием. В указанный период, в том числе и под влиянием гуманистически направленной и гуманитарно-содержательной образовательной среды всё большее место занимает саморазвитие и самовоспитание, то есть внутренние условия Бытия субъекта, через которые преломляются внешние воздействия, в том числе и информация, получаемая в ходе обучения, и требующая осмысления, интерпретации, постижения её смысла и значения. Как специфические психологические характеристики студентов, так и условие и содержание их

деятельности связаны с постоянными обращениями к знаниям, раскрывающим сложные экзистенциальные проблемы окружающего мира.

Исследование проходило в три этапа: на первом осуществлялся
теоретический анализ философской, психологической, педагогической и
религиозной литературы по проблеме духовности, сравнивались подходы к
проблеме в различных философско-психологических системах; на втором
этапе проводилось исследование аспектов духовного развития и
представлений о духовности с помощью различных взаимодополняющих и
взаимоконтролирующих методов: опроса, анкетирования, комплекса
психодиагностических методик: на третьем - осуществлялась интерпретация
и анализ полученных данных, а также сопоставление информации,
полученной из различных источников, с имеющимися у нас данными,
проводилась опытно-экспериментальная работа. Достоверности

исследования способствовало применение комплексной системы методов, адекватных исследованию, обращение к обширному кругу разнообразных подходов к духовности, анализ проблемы от античности до наших дней, использование в качестве источников о духовности канонических текстов, а также сведений из оздоровительных систем, боевых искусств, целительских практик, наряду с анализом научной литературы, а также использование методов математической статистики для обработки данных и проведения корреляционного и факторного анализа. Исходя из специфики предмета нашего исследования, методологических принципов и подходов, мы выбрали в качестве основных субъективно-опросные методы и самонаблюдение, которые позволяют личности сделать объектом исследования собственный внутренний мир, бытие, эволюцию собственного развития. В соответствии с целями нашего исследования, методы, используемые в работе, были средствами стимуляции самопознания и саморазвития.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы состоит в том, что впервые предпринята попытка:

  1. теоретически рассмотреть духовность в комплексе всех подходов - философских, религиозных, эзотерических, психологических - и систематизировать материал, отражающий содержательные и концептуальные составляющие духовности;

  2. создать гипотетико-теоретическую модель духовности с описанием ее функций, критериев и содержательных компонентов;

  3. выявить аспекты проявления духовности и рассмотреть ее с точки зрения поисков смысла жизни, ответственности и самоактуализации, изучить особенности ее понимания студентами педагогического вуза, верующими и работниками культуры;

  1. рассмотреть духовность как перспективу подхода к человеку сточки зрения его актуальных и потенциальных возможностей, как важнейшее человеческое качество, имеющее два главных аспекта -фундаментальный и прикладной. В фундаментальном аспекте - духовность -это качество субъекта, для которого Бытие всегда осмысленно и означено, а процесс жизнедеятельности включает в себя нахождение различных жизненных смыслов, выработку четких отношений к себе и другим людям, к различным жизненным ситуациям, в совершенствовании любых форм своей, деятельности. В прикладном аспекте духовность означает деятельность, направленную на совершенствование самопознания и самовоспитание;

  2. изучить аспекты проявления духовности у студентов разных курсов, верующих и работников культуры. Изучение аспектов проявления духовности и связей между различными компонентами ответственности и самоактуализации позволяет понять особенности духовного развития студентов, верующих и работников культуры и рассмотреть духовность как особое средство самоорганизации психических процессов и особой внутренней работы, необходимой для продуктивной и плодотворной деятельности /продуктивность в данном контексте рассматривается нами как достижение определенного результата

деятельности, а плодотворность как удовлетворение и переживание положительных чувств в связи с проделанным/;

  1. рассмотреть процесс самопознания как важнейшее условие и средство достижения духовности.

  2. Теоретически обосновать и практически разработать систему работы, направленную на стимуляцию духовного самопознания и саморазвития через овладение различными психологическими методиками, способствующими возникновению осознанной потребности самопознания.

Таким образом, научная новизна работы включает теоретические и практические аспекты. Теоретическая новизна связана с созданием концептуальной модели духовности, позволяющей коренным образом преобразовать имеющиеся представления в рамках единой теории и уточнить, конкретизировать и дополнить имеющиеся сведения о духовности. Практическая новизна заключается в предлагаемой нами методической системе и конкретных рекомендациях по стимуляции духовного саморазвития и использованию имеющихся материалов в учебном процессе.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ заключается в том, что в ней:

выявлены и обобщены различные подходы к духовности в философии, психологии и религиозных системах, что способствует более полному содержательному анализу феномена духовности, в том числе и изменению представлений о духовности как абстрактном и мистическом явлении;

построена теоретическая модель духовности, описаны ее функции, критерии и содержательные компоненты;

получила дальнейшее развитие психологическая теория онтогенеза личности, выявлены некоторые аспекты проявления духовности, наиболее актуальные для поздней юности, в частности, ответственность, самоактуализация, смысл жизни;

- представления о духовности обогащены новыми теоретическими и фактическими знаниями;

-« обоснована возможность использовать сведения о духовности,

получаемые из различных источников, для самопознания и саморазвития, для организации процесса воспитания в вузе;

определены и изучены содержательные компоненты духовности студентов педагогического вуза, верующих и работников культурыг

выявлены и описаны представления о духовности и их динамика на протяжении обучения в вузе;

обоснованы и разработаны содержательные компоненты работы в ВУЗе по стимуляции самопознания и духовного саморазвития;

создан теоретический курс «Психология духовности» для студентов всех специальностей педагогического вуза.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ работы заключается в том, что она содержит обширные теоретические и практические материалы по проблеме духовности, ее содержательным компонентам, этапам развития, приемам воспитания, которые можно широко использовать на занятиях по циклу психолого-педагогических дисциплин в вузе, для организации воспитания в школах, других образовательных учреждениях. Материалы, имеющиеся в диссертации, являются актуальными для организации самовоспитания, углубляют самопознание, позволяют организовать работу групп учащихся и студентов, направленную на самопознание и духовное развитие.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях по проблемам человека на базе Коломенского государственного педагогического института (1995, 1996, 1997, 1998, 1999 гг.) на научно-практических конференциях по проблемам развития духовности и воли в г. Рязани (1997, 1999, 2002 гг.), Ногинске (2000), на методологических и теоретических семинарах, институтских конференциях (Коломна, г. Санкт-Петербург, Мурманск, Ульяновск, Рязань 2000, 2001, 2002).

Опыт работы соискателя по духовному развитию студентов используется в практической работе ряда вузов Московской области, Коломенского государственного педагогического института.

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в учебных пособиях, монографии, ряде публикаций автора, общим объемом-50 п.л.

ПОЛОЖЕНИЯ ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. на защиту выносятся определения духовности и её

теоретическая модель.

Понятие «духовность» употребляется нами как выражение сущности человека; психологическое качество субъекта, достигшего определенного уровня развития; как принцип жизнедеятельности и специфическая активность, направленная на самопознание и саморазвитие.

В связи с вышеуказанным, мы считаем возможным три уровня определения духовности:

- общефилософский, рассматривающий духовность как отражение идеального в контексте собственной жизнедеятельности;

специально-психологический, определяющий духовность как
отражательно-информационное, сущностно-потенциальное и

функционально-динамическое качество субъекта, проявляющееся в отражении экзистенциальных ценностей человечества в рамках собственной

жизни и реализующее себя в поисках её смысла, самоактуализации и ответственности как жизненной необходимости;

- третий уровень — конкретно-психологический рассматривающий духовность как осознанную потребность самопознания.

Основными формами проявления духовности выступают поиски смысла жизни, самоактуализация и ответственность, наличие осознанных представлений о духовности.

Духовность- выполняет три- группы функций - экзистенциальную, креативную и рефлексивно-управляющую, связанные с ориентацией, саморазвитием, самопознанием субъекта в мире. Главными критериями духовности выступают приоритетный интерес к основам человеческого Бытия, стремление познать и реализовать свой жизненный потенциал, рефлексия и т.п.

  1. духовность проявляется как субъективная реальность, актуализирующая в поисках смысла жизни, самоактуализации и ответственности, и включает в себя единство когнитивных, эмоциональных и волевых процессов;

  2. представления о духовности и смысле жизни у различных групп испытуемых имеет сходство категориальных структур, но отличается разным содержательным наполнением;

  3. уровень развития различных компонентов ответственности и их взаимосвязь изменяется от первого к четвертому курсу, а у верующих и работников культуры имеет свои особенности;

5. самоактуализация у различных групп испытуемых
осуществляется в различных аспектах, которые, в свою очередь,
обнаруживают различные по силе связи с компонентами ответственности;

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ.

Работа состоит из введения, 4 глав и заключения, библиографического
списка, приложения. Исследование изложено на _ ^24_ страницах,
представлено _39 таблиц, 30 гистограмм Список литературы

включает 232 наименования, из которых 8 на иностранном языке. В приложении содержатся материалы исследования духовности.

Сложность и специфичность изучаемого явления требует особой тщательности в изучении её историко-философских корней, в том числе и положений о духовности, имеющихся в различных религиозных системах. Именно этим объясняется то, что собственно психологическое исследование предваряется достаточно объемным философским анализом духовности в западной- и- восточной- философии, в религиях мира. Подобный анализ позволяет нам, с одной стороны, понять существующее многообразие точек зрения на духовность, а с другой - способствует наиболее адекватному раскрытию её содержания, подводит к пониманию выдвигаемой нами гипотетико-теоретической модели духовности, её функциям и критериям.

Развитие взглядов на природу духовности в истории философских учений

Исследование духовности как психологической реальности требует особого внимания к пониманию и исследованию этого явления в философии. Это объясняется тем, что психология вышла из недр философии, которая богата традициями в изучении проблемы духовности.

В философском энциклопедическом словаре термин «духовность» рассматривается как производное от слова «дух», которое, в свою очередь, определяется как понятие, означающее невещественное начало, в отличие от природного, материального [374; 179]. «Для материализма дух - вторичное, производное, «высший цвет материи» /Советский . энциклопедический словарь [38У, 417]. Понятие духа в идеалистических учениях выступает как первоначало мира, как особая инстанция, как синоним слову «личность». Иногда под духом понимается сознание и мышление /рационализм/, иногда дух выступает как синоним воли, чувства, воображения, интуиции /иррационализм/. В разных философских системах понятие «дух» трактуется весьма разнообразно.

В индийской философии понятие духа раскрывается через понятие «Брахман», которое представляет собой высшую реальность, объективное духовное безличное начало, из которого возникает весь мир, и Атман-субъективное духовное начало, откуда происходит индивидуальное. Дух проявляется в духовности носящей интеллектуальное начало, которое фиксируется в ряде понятий. /Подробнее см. ниже в главе, посвященной восточным философским системам/. В древнегреческой философии дух - это нус, пневма, тончайший субстрат с признаками материи, мирообразующее начало, перводвигатель космоса. В отличие от античности, в библейско-христианской традиции дух рассматривается как Бог, сотворивший по своей воле мир и человека. В философии Нового времени дух - это разумное начало, позже развиваются интуитивистские и экзистенциалистские интерпретации этого понятия. В марксистской философии дух выступает как синоним сознания.

Мы разделяем высказанную в ряде современных философских работ положение о том, что дух - это особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в мире и взаимодействие с ним [382; 451]. Источником, определившим содержание духа, является материальная деятельность человека, которая, в конечном итоге является и причиной его объективации. Как отмечается в ряде исследований, «такая новая сверхприродная реальность обособления от человека и выступает как... нечто объективное» [382; 451]. Это приводит к идеализированной трактовке понятия «духовность», оторванности её от материальных корней и попыткам определить духовность как идеальное, само по себе существующее начало. Представления о сущности духа в философии даны на схеме 1.

Множественность трактовок духа в различных философских концепциях приводит к многослойности и множественности понятия «духовность». Большинством философов духовность рассматривается как качественная хараісгеристика сознания и как продукт деятельности человека в обществе. Имеется представление о духовном как ценностном содержании субъекта. В этом аспекте духовность рассматривается как наличие у человека разнообразных эстетических и познавательных потребностей. Духовность иногда определяется как понятие сопряженное с творчеством, «которое есть целостное качество целостной человеческой личности». Значительное распространение в философской литературе получил культурно — антропологический контекст употребления категории «духовность». Предлагается употреблять понятие «духовность» для характеристики внутреннего субъективного мира человека, как «духовного мира личности».

Смысл и содержание духовности в русской философско-психологической литературе

Проведенный анализ философских и религиозных подходов к рассмотрению интересующей нас проблемы, позволяет убедиться в широте и чрезвычайном многообразии подходов к трактовке феномена духовности и отчасти выявить истоки её многочисленных интерпретаций в современной психологии, понять смысл и содержание различных терминов (духовный мир, духовное познание, духовное возрождение), употребляемых для обозначения различных процессов, происходящих в обществе, культуре и самим человеком.

На сегодняшний день в психологии сложилась достаточно пестрая картина подходов к пониманию духовности, анализ которых необходим для выявления проблемных зон, тех узловых моментов, которые являются актуальными для создания психологической теории духовности. Анализируя состояние проблемы духовности в российской психологии, невольно вспоминаешь слова Карла Г. Юнга о том, что изучить феномен сознания (в нашем случае духовности), нельзя, можно только описать его с помощью различных метафор и аллегорий. Видимо, это можно отнести и к понятию духовности в истории психологии. В настоящее время в современной психологии имеется большое количество определений духовности, связанных с тем, как трактуется слово «Дух». В словаре русского языка (институт языкознания) духовность это прилагательное от слова «дух». Одно из определений слова «дух» - это и внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива [245; 618]. Слово «дух» может обозначать и основное направление, характерные свойства, сущность чего либо (например, противоречие духу закона, воинственный дух, дух противоречия). Наконец слово «дух» выступает как обозначение сверхъестественного существа, принимающего участие в жизни природы или человека (горные духи, добрые, злые духи),а также «дыхание», «запаха», «аромата».

Множественность значений слова «дух» породило и множество значений, которым обладает прилагательное «духовный». «Духовный» в словаре русского языка означает «связанный с внутренним, нравственным миром человека». Духовность, в соответствии с определением словаря русского языка, есть «интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемое его физической, телесной сущности». Духовность выступает как характеристика внутреннего, субъективного мира человека, духовного мира личности, предполагающий определенный уровень развития мышления, уровень образования и способы приобретения знаний, наличие определенных познавательных и культурных потребностей. Духовность может рассматриваться и как связанное и относящееся к религии, выступая антонимом слову «светский» [33?; 222].

В современной психологии можно выделить два направления толкования сущности духовности: традиционно-философское и психологическое. В традиционном философско-ориентированном направлении духовность связывается с приобщением к культурным и этическим ценностям. Рассмотрение духовности в этом направлении связано с выделением авторами трех аспектов - интеллектуального, эстетического и этического, которым разными авторами придается разное значение в контексте духовности. В последние годы появились исследования духовности, которые акцентируют внимание на внутренний, психологической сущности духовности, рассматривая её в связи с проблемами самопознания, саморазвития в контексте «самостроительства» собственной личности.

Психологи России занимают особую позицию в исследовании феномена духовности, обращаясь к различным в том числе философско-религиозным её источникам. Отчасти многообразие подходов и интерпретаций феномена духовность в российской психологии объясняется приверженностью как к философским традициям русской психологической мысли, так и к опыту воспитания и понимания духовности в религиозной литературе. Обратимся к историческим истокам понимания духовности в российской психологии.

Русская философско-психологическая культура всегда отдавала предпочтение онтологической, антропологической и морально-этической проблематике. Проблемы смысла человеческой жизни, жертвенного служения ближнему, любви, сострадания, милосердия всегда были в центре духовных исканий мыслителей России. Русские философы подчеркивали бесконечную, глубинную основу человека. «Человек, - отмечает С. Франк, -всегда и по самому своему существу есть нечто большее, чем все, что мы воспринимаем в нем, как законченную определенность, констатирующую его существо. Он есть в некотором смысле бесконечность, потому что внутреннее сращено с бесконечностью духовного царства». По мнению русских философов, человек непрерывно создается, самосозидается. Это самосозидание зависит от внутренних усилий человека, которые одновременно ведут и к внутренней свободе.

Методологические и теоретические подходы к определению духовности и построению ее теоретической модели

Как показал проделанный обзор, духовность как психологическая проблема требует дальнейшего теоретического осмысления и уточнения, т.е. создание психологической модели духовности является жизненно необходимым. Для построения теоретической модели духовности, которая включает в себя её определение, выявление функций, форм проявления и т.п., чрезвычайно важным выступает выделение основных принципов её построения, методологических оснований, определение основных категорий, с помощью которых могут быть описаны явления, изучаемые в психологии духовности. Теоретический анализ позволяет нам выделить в качестве важнейших и построении теоретической модели духовности принципы: преемственности, междисплинарного подхода и интеграции знаний.

Принцип преемственности знаний с целью интеграции достоверных сведении о духовности в единую систему представлений кажется нам чрезвычайно актуальным, так как историко-логический анализ различных философских систем от античности до наших дней показал, что уже в древней философии сложились истоки антрополого-гуманистического подхода к пониманию духовности, а идея необходимости познания человеком смысла Бытия, собственной уникальной природы, совершенствование себя для достижения гармонии и душевного равновесия, открытия в себе источников духовности была лейтмотивом исследования на протяжении столетий. Было бы величайшим заблуждением отбросить оригинальные идеи и тонкие наблюдения философов прошлого, которые помогают нам взглянуть на духовность как особое качество человека, связанное с осмыслением сложных вопросов Бытия, своего места в жизни и т.п. Основные положения различных философских школ и направлений" являются той базой, на которую необходимо опираться при исследовании духовности как психологического явления.

Огромную роль в развитии и понимании духовности внесли различные религиозные системы, которые, будучи важнейшим аспектом культурной жизни общества сконцентрировали в своих учениях многовековой опыт познания духовного. Мы считаем, что проблема духовности может быть решена только в диалоге культур, где главная цель - выявление сущности духовности, может быть обнаружена только в точке соприкосновения этих культур. Так, западная философия, по нашему мнению, дает основание для понимания психологической сущности духовности, а в философских системах Востока мы находим указание на психологические формы проявления духовности, а также на соотношение духовного и материального в жизни человека. Как в западной, так и в восточной философских системах духовность рассматривается в тесной связи с внутренним миром человека и развитием его способностей, самосовершенствованием. При этом разрабатываемая восточной философией проблемы соотношения материального и духовного в человеке, помогает лучше понять феномен духовности и выступает одной из теоретических предпосылок её определения: человеческая жизнь - это процесс и поле для самосовершенствования, сущность которого есть духовность.

Построение теоретической модели духовности и её определение включают в себя выявление тех философских оснований, которые выступают главной методологической базой, лежащей в основании и определяющей понимание духовности. Такими методологическими положениями выступают в нашем исследовании следующие:

- материальное бытие определяет сознание человека, но речь идет не об узко понимаемом бытии, а широкой сфере социальной жизни человека, где материальное тесно связано с изменением и познанием окружающего мира, тесно—переплетается и осмысливается субъектом, выступая в качестве источника нового знания, мышления, условием способствующим формированию ценностей и жизненных смыслов;

- духовная сторона Бытия человека является особой формой отражения объективного мира и выступает дополнительным средством ориентации и взаимодействия с ним;

- человек обладает двойственной - материально-идеальной природой;

- содержание духовности индивида тесно связано с. его практической деятельностью, более того, эта связь неразрывна;

- материальное и идеальное выступают как две принципиально единые стороны Бытия, при этом идеального отличается существенной самостоятельностью и автономностью; идеальное выступает в опредмечепном, объективированном, предметно-символическом виде;

- структура духовной жизни общества в целом и человека обладают сходством и включает духовные потребности, духовные интересы, духовную деятельность и духовные ценности, духовные отношения как результат этой деятельности.