Введение к работе
Актуальность те:.м определяется значением перезиваний в решении
лдач гуманизации и психологизации наук.
Категория перст.иЕакия, будучи наиболее универсальной в психологии, относится к о^кой из высших подструктур сознания, являясь сущностной единицей психики. Несмотря на широкий спектр её применения, з оба'ой психологии нет.работ, посвященных iL-.рохоыу си-стешому анализу этой важной категории.
Человеческие переживания являются одним из ваг^ейших механиз-мов психостаа..четкой регуляции поведения и межличностных отнопе-нчй человека.
Единство еф* ікта и интеллекта, характерное для высиих чувств человека /Л.С.Впготский/, находит ярчайіаее воплощение в категории переживания. Последователи Л.С.Выготского, рассматривавши^/А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец/ и изучащие/О.К.Тихомиров, И.А.Васильев, Ф.Е.Василюк, В.К.Виліонас,В.Л.її6плужннй и др./ эмоциональные явления с процессуальной точки зрения, во взаимодействии с интеллектуальный, лронессшлі, внесли весомый вклад в исследование обще^-психологячес: эс закономерностей переживания.
Особенно зелико значение исслед .зания пере....іваяия в худог -ст-венной деятельности, так как специфическим предметом искусства является отраглвние. многообразия динамики человеческих переживаний. Искусство представляет собой одну из высших специфических форм реализации человеческой .потребности в переживаниях/Д.. А.Са-лиев/. Одно из проявлений псих^статической возможности . художественного перезкивания - катарсис.
Отечественная психология не располагает комплексными экспериментальными исследованиями художественного пере:швания. ке.чду тем изучение отой .„шчевой проблемы открг'-ает пути решения других кардинальных общепсихологическі проблем личности и деятельности, по _>оляя вскрыть психологические механизш творчества и і зприятия, адекватности отражения :гудозествзккой карч .и йира в сознании творцов и зри.элей, слушателей, закономерности художественного воздействия искусства, перестройки эмоциональной _t сферы и нравственного сознания человека.
Исследование категории переживания на і териале -...узікальной
деятельности как разновидности деятельности художественной дает богатейшую информацию для ряда разделов общей психологии: в музыкальной деятельности познание осуществляется в форме осо бых змоционально-интокационных образов, синтезирующих чувственные характеристики действительности и идейную позиций художника. %зыка , благсдаря нал. «го разнообразных знаковых музыкальных систем, их соединения с речью и выраэительнкми средствами музыкальных инструментов,обладает неисчерпаемыми возможностями художественно-образного отражения действительности и"психостатической регуляции эмоционально-интеллектуального в психике человека. Цузыка в большей степени, чек какое-либо другое искусство, предоставляет человеку возможность перевивания процессуальной стороны эмоциональной организации жизненных событий. Эмоции не являются лишь'окраской" музыкального оораза, они образуют его структурную составляющую.
Однако, наличие обобщённого предмета /особенно в инструментальной музыке/, множественность исполнительских трактовок, високая степень самостоятельности музыкальной интерпретации соз--дают трудности адекватного восприятия и переживания музыки. Многие исследователи не только обнаруживали зк*чительнке рас- хождения в трактовках слушателями образного содержания музыки,-но и не считали возможным адекватное её восприятие и переживание. 1.]узыка, по их мнению, ничего не содержит, кроме "движу-іцихся звуковых'' форм/Э.Гакслик и его последователи/. Споры о природе и общепсихологической сущности музыки продолжаются, представители реакционных концепций отрицают гносеологические возможности музыки, называя её "звуковым пейзажем" или "дизайном в звуковом пространстве". Анализ психологической литерату- ' ры свидетельствует о том, что новейшие достижения в области общей психологии не получили должного отражения в теоретическом и экспериментальном изучении музыкального творчества к
восприятия, в практие музыкальной психолог-ми и педагогики, "
г спонтанности
ЧТО ЯВЛЯеТСЯ ИСТОЧНИКОМ ПОрОХДеКИЯ КОНЦЄПЦІИ муЗЫК.-ЧЬНОГО
творчества и переживания.
Концептуальный и операциональный аппарат диссертации. Цель и аадачи исследования.
Цель диссертационного- исследования - изучение обцепсихологи-
чесних механизмов музыкального переживания на материале основних видов музыкальной деятельности: сочинения, исполнения, слушания музыки под углом зрения разработки общепсихологической проблемы эмоционального познания и создания научного фундамента новой отрасли отечественной науки - музыкальной психологии. Зга цель предполагала решение ряда следующих задач -:
-
разработку концепции музыкального переживания как деятельности художественного смыслостроительства на основе анализа функциональной структуры и процесса создания, исполнения, слушания музыки;
-
структурно-системный анализ психологических закономерностей формирования музыкального образа в сознании композитора-исполнителя-слушателя и механизмов его психологической ретрансляции /прочтения/ в процэссе интерпретации и восприятия;
-
рассмотрение характера взаимосвяг- между степенью адекватности восприятия , переживания музыки и личностными особенностям! субъекта музыкальной деятельности, его эмоциональными состояниям!, исследование динамогенной роли установки в процессе музыкального перегивакия.
Проблема музыкального переживания- является интегративной и' системообразующей для музыкальной психологии как самостоятельной отрасли науки. Еез знания специфических - собственно музыкально-психологических закономерностей и истории развития'му- зыкальной психологии как при- ладной отрасли невозможно решение ни одной общепсихологической'проблемы в контексте специальных видов музыкальней деятельности. Вот почему диссертационное исследование, помимо основной - общепсихологг 'зской направленности, связано также с разработкой основ музыкальней психологии как прикладной отрасли психолотической науки, служащей практике музыкального'искусства. Общепсихологические закономерно -ст.. освещаются в работе такке под углом зрения направленности на практику музыкальной психологии ч психологии искусства в целом. Это продиктовано не только логикой научного познания, но и социальным заказом партии, современными радикальными переменами в отношении к науке в нашем обществе .
Музыкальное переживание представлено в диссертации как раз-
новидность эмоционального познания,как пристрастного, прочувствованного художественного познания, в котором нет гносеологической внепсло;кности объекта-субъекта, как специфическая констелляция интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, в структуре которой в неразрывном единстве функционируют "умные" обобщённые эмоции и преобразованные эмоциями дінтоллектуальнае процессы /эмоциональное-образное мышление, эмоциональное воображение и др./, играющие важную роль в процессах музыкального творчества и восприятия. .''''
Музыкальное переживание понимается как внутренняя деятельное? связанная с постижением и производством художественного смысла -как смысла идейно-эмоционального /от денотационной, вербализованной до непосредственно-чувственной $оріш его проявления/.
На любом уровне эмоционального познания первичное формирование и восприя""іе чувственного праобраза, постижение и производство художественного смысла происходит эмоциональным путём, через эмоциональную идентификацию и воображаемое сопереживание. Когнитивные процессы, связывающие типизированный образ с историко-культурным и жизненным, контекстом, обеспечивают социалько-ценностну. , идейно-художественную категоризацию, способствуя наполнению "первичного"-эмоционального /непроизвольного, не-осозкакого/ смысла смыслом "вторичным" - обобщению.:, симуль-такизігоо ванным /объективированно-осознакнкм/, связанны:.! с итоговым постижением целокупной сущности произведения.
динамика развития процессов сигнитикации в специфически 14у— зыкальной системе внутриуровневых /интонационных/ преобразований детермигирована онтогенетически интеркоризацией 'муззкаль-ной образности, уровнем с&орыированности системы "эыодиональ-ккх обобщений" как продукта деятельности даренивакия.'
Основным обшепсихологичееккы механизмом, обеспечивающим общность модусов эмоц опального познания композитора-исполнителя, слушателя, является механизм эмоционального резонанса , . сущность которого заключается в эмоционально-интонационном отолздеетБлении, эмоциональном заражении воображаемыми и воспри^ 'іаімаємкми интонационными образами, которое, оказывая "срочное воздействие на деятельность музыкально-сенсорных систем , при-
водит к созданию особого режима функционирования когнитивна процессов.
Адекватное художественное отражение и эмоциональное позна
ние возмо»ны лишь при "оптимуме" эмоционально-энергетического
заражения, способствующем нестереотгшному решению творческой
задачи / в композиторской и исполнителской деятельности/, лёг
кости "вхождения в образ" в условиях эстрады, адекватной'анти
ципации эмоциональной логики в слушательской деятельности".
При неопецкфических эмоциональных затратах , выходе за пределы "оптимума" эмоции становятся дезорганизатором работы ног-рштивных процессов /источником спонтанности в творчестве,-"эстрадного волнения" исполнителя, деформации образа слушателем'.'
"Эмоциональный резонанс", предполагая общность паттернов, модальных «'динамических характеристик эмоций сопереживающих субъектов, исключает необходимость соответствия жизненных и"музыкальных эмоций на уровне интенсивности- энергетики.
Предавая важное значение эмоциональным компонентам в структуре переливания,
Однако, эмоциональна-выразит ^льные особенности музыки су
щественный образом влияют на характер, эмоциональной антици
пации. Бысохяя степень эмоционального предвосхищения и пред-
слышарчя обнаруживается при восприятии наподной музыки,' кано-
нйческих форм, стиля венских классиков. Меньше возможностей
для эмоционального предсльшания предоставляют слушателю яр-'
ко индивидуализированные стили: романтизм, экспрессионизм,
импрессионизм, музшеа новых сред ?в. -"'
Поскольку в художественных переживаниях композитора высокий' удельный вес занимают интеллектуальные эмоции, связанные с прої ссом решения творческих задач, в структуре сценических переживаний исполнителей дошнируюшую роль часто играет. сознательгіО-контролируемая регуляция процесса музыкального сопереживания, лишь музыкально-перцептивная деятельность слушателей, 'освобождённая" от технологических моментов, мо-
жет слухиті> "моделью" собственнс-ілузнкальног&'пережквактгтт. Обще психологический анализ механизмов музыкального переживания осуще -вляется на основе следующих полонений:
1. музыкальное переживание детерминировано действием системы об-
щепсюсологических механизмов - функциональных, мотивапйокннх,""
операциональных, отражащих природу человека как индивида, лич
ности, субъекта деятельности. Функциональные механизмы связаны
с системой генотипически обусловленных свойств слуха, моторики, эмоциональности, обеспечивающих уровень изоморфного отражения сенсорных характеристик музыки. Операцио льные механизмы представляют собой сформированную в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности систему перцептивных, ынениче-ских, интеллектуальных / в том числе слухо-различительных, вокально-интонационных, прогностических, идентифицирующих и др./ действий. Операциональныз механизмы.осуществляют аудиализаци» образов любой модальности в слуховые - музыкальные и сипшфи -кацию их в специфической системе эмоциональных образов музыкальной интонации. С развитием операциональных механизмов происходит усложнение и совершенствование функциональных систем, которые, вступая в фазу профессионального развития, в свою очередь . детерминируют специфику функционирования операциональных систем. Способы взаимосвязи операциональных и функциональных механизмов как на перцептивном /восприятие/, так и на 'апперцептивном /представления/ уровнях определяются мотивациоккыми Факторами. Последовательно развёргыва" ;аяся система художественно-эстетической мотивации, отражая функциональную структуру музыки как вида искусства, детерминирует направленность, избирательность, эмоциональную организацию "пристрастного" процесса музыкального перекивания.
Изменения в структуре и характере музыкального переживания обусловлены закономерностями музыкального развития личности к эволюцией строения её деятельности как художественного субъекта.
2. Качественные , динамические характеристики музыкального пе
реживания обусловлены сформированной до качала осуцестБлекия
деятельности к развитой в ходе её выполнения установкой.
. Ядром музыкального переживания являются эмоциональные образы музыкальной интонации. Конгениальность музыкальных переживаний
.-7-
коішозитора, исполнителя, слу. дтеля обусловлена единой аксиологической осноеой искусства звуков, контекстуальной включённостьи субъекта в процесс музыкальной коммуникации, а также чувственной природой эмоционального познания музыки.
4. Творческая np:ij -да эмоционального познания, допускающего множественность смыслов в структуре отражаемого, предполагает форми-ровакке у субъекта системы соизмерения социально-оринтяроБаншх /когнитивных, кс.сл-никатпзных/ и личноетно-праксических установок. Худо.чсест5енно-ііслхслогическии" инвариант музыкального образа может быть опредзлэч лишь в системе историко-культурны. и личкостно-аффе-ктпзкых преобрас Jaraft в условиях конкретной системы коммуникации и ретрансляции.
.".узкі-:гльн<гя деятельность рассматривается как динамическая, саморегулирующаяся, иерархическая система взаимодействия субъекта о ниром и ыузкк-% в процессе которого происходит формирование к творческое развитие музыкального образа, воплощение егев инто-каї'донной фор:.-е и сигкификация з конкретно-исторической системе к.удій:зстр"ннкх значений и индивидуальных худояесі^енннх смыслов, їзляхцихсл результатом интонационного отбора композитора и пере-литокирозания исполнителя,- слушатрля:
Діалектика ебсего-особетгого-единичного, внешнего-внутръннего, тса'-'ического-теоретическсго, процессуального-результативного в музыкальной деятельности вскрывается ка фоне общественно-исторической детеріяїнации.
В соответствии с названным? зыше задачами и концептуальными установками-испольсовался арсенал средств согтеменной общей и музы-.альной психологии:
[. целенаправленные наблюдения для выяснения особенностей процес-:а работы компелт'тюв, исполнителей над созданием художе 'венно-о образа;
!. беседы-интервью / по специал; .;о разработанной ехзме/ с цельн вы-толения закономерностей и механизмов музыкального переживания ;омпозиторов , исполните-ей, слушателей;
>. метод-ха коллективной /психолого-музыковедческой/ объективации 'ворческого процесса по материалам праксиыетричееного анализа ястичних и готовых продуктов творчества;
4. атенюаторная 'техника, конфликтного -предъявления зрительно-слу
ховой информации / с применением видеозаписи/ для ера нительной
оценки роли зрительных и слуховых факторов в процессе музьасаль-
ного переживания;
5. методика визуализации эмоционально-образного содержания му
зыки изобразительными /графическими и цветовыми/ средствам для'
изучения типологических особенностей процесса музыкального1 пе-
еггсивания у представителей разных видов художественной деятельно-
ста; . .
-
комплексная методика для диагностики психических состояний, включающая исследование психофизиологических /гемодинамических, психомоторных, вегетативных/, нейродинамических / по анамнестической схеме/ и психологических / по данным вчзуальной оценки, самоотчётов, самооценки реализации возможностей/ показателей;
-
методика преднамеренной фиксации внимания слушателей в процессе восприятия светохивопискых и светомузыкальных произведений с целью сравнительной оценки установочного эффекта визуализации музыки различного уровня обобщённости;
-
анкетирование для выявления ценностного отпшения испытуемых к функциональному воздействию музыки и к методикам психологического вогдействия;
-
тестирование с целью изучения некоторых свойств личности и специальных способностей /общительности, концертной ТреВОЕНОСТИ, Болевых качеств, самооцек- :, музыкального сл„ха, музыкальной памяти и др./ с помощью методик, разработаыздх автором и его сотрз киками;
10. ф ріаірующий эксперимент, заключащийся в направленном создаї
у лушателей предкоммукшеатиБНых установок.
Для исследования динамики процесса цузыкального.переживания, формирования образа сочинения, особенностей его воплощения и по стижения исполштелем, ел; іателзм была разработана комплексная методика. Композитораї! разных стран /СССР,Куб-',НРБ,Финляндет., i/лльты, Эфкопи и др./ было предложено написать произведения на заданные темы, отражающие эмоционально-интеллектуальные явления и психические состояния человека /"Меланхолию", "Отчаяние", "Скорбь , "Умиление", "Восторг", "Размышление", "Тревогу'-' и др.-всего 50 миниатюр/. В I евши композиторы ограничивались образ-но-емкеловой и ланровой установкой экспериментатора, самостоятельно выбирая тему дл; сочине: ш. Во II серии предъявлялась
"нейтральная" в эмоциональном отношении серия звуков, которую испытуемые должны были развить з соответствии с предложенной программой, имея зозможность свободно ритшзировать и гармонизовать предложенную структуру. В III серии испыту -лые ограничивались ритмической установкой эденной темы, в ІУ серии - гармонической. У-УІ серии были .^правлены на диагностику индивидуально-типологических особенностей мышления испытуемых : в У серии ' использовались две заданные темы, противоположные по стилю и эмоциональному содержаниэ, в УІ серии несколько композиторов поочерёдно развивали одну теку или тема одного ксктозито^а "предлагалась для развития другому. УІІ-УІІІ серии . были посвящены изучении динамики процесса музыкального переживания композиторов. Процесс работы композиторов, связанный с использованием инструмента, записывался на магнитофон, о чём испытуемые нг' знали. Произведения в различных интерпретациях / серия ХУ /, в -том числе участников международного энкурса им. П.И.Чайковского /серия IX/, предъявлялись длл оценки различным группам слушателей, находящихся в разных психических состояниях /серии Х-ХІ/. Порядок экспозиции ъаая'чтр был обусловлен частными задачами исследования: в XII серии фиксировалась эмоциональная установка с помощью экспозиции неекг^ьких миниатюр на одну тему или одно-плановых в эмоциональном отношении произведение в XIII серии г едьязлялись модели контрастных состояний, в ХхГ серии - цепочки эстетических последовательностей для изучения механизмов слияния, контраста, индукции музыкальных эмоций в процросе музыкального перекивагия» Серии ХІІ-ХУ были направлены іа. исследование динамики музыкального переживания в ходе моделируемого /ХІІ-ХІУ серии/ и реального /ХУ с^чия/ процесса восприятия. Серии ХУІ-XIX /с применением видеомагнитофона/ позволили показать эффект влияния зрительных- факторов /внешне —лраяе -.чых форм экспрессии исполнителя/ на восприятие и переливание слушатель^ э::оциопчль-но-образного содержания музыки. З ХУІ серии ел; 'атели оцг -квали без звучания ь^оыки динамику эмоционально-экспрессивных реакция, » записанных на видеомагнитофон. З ХУІІ серик одна и та тэ 3Bjдозапись предъявлялась слушателям с разными вариантами эмоционсль-„j-экспрэссивных -^ акций ис мшителєй. В ХУІІІ серии разные трактовки музыки сопрог"'Дали одну видеозапись. 3 XDC серій испн-
туеыые, слушая музыку без видеоряда, должны были сравнить исполнение с ранее воспринятыми вариантами. ХХ-ХХХГП сет>ии выявили роль установок различных уровней обобщённости / в форме статичных и динамичных изображений, образов-символов и др./ на адекватность музыкального восприятия и переживания. Заключительная ХХХІУ серия естественных экспериментов была связана с научно-практической работой по формированию у слушателей познавательной направленности и творческое установок в ходе проблемного восприятия музыки.
Экспериментальные исследования проводились на ІУ-УІІІ международных конкурсах им. П.И.Чайковского, в Харьковском и Казанском Залах светомузыки, в Московской, Ленинградской консерваториях, ГІ.ШИ им. Гнесиных, 10 вузах искусств .. культуры УССР.
Испытуемыми были абитуриенты, студенты, аспиранть, профессора советских, и зарубежных учебных заведений, выдающиеся композитори и исполнители / всего 2600 человек/.
Экспертами были доктора искусствоведения , проф. Алексеев А.Д. Горюхипа Н.А., Котляревский И.А., Медушевский 5.Б., Казаїжик- . ский Е.З., докт. аилос.н. Галеев Б.Ы., доц. ішскобскиґ: U.S.
Статистическая обработка выполнена в Щ КИЙ об: dk и педагогической психологии АПН СССР по программе Л.М.Смирнова.
Новизна работы заключается в комплексном структурно-системном изучении диалектики функциональных, операциональных, моти-вационных механизмов музыкального переживания как разновидности эмоционального познания, в эксперш.юктальном доказательстве возможности адекватности этого процесса, раскрытии общепсихо-логических условий идентификации музыкального образа. Продемонстрирована общепсихологическая природа конгениальных превращений в системе музыкальной коммуникации, впервые в отечественной психологии подвергнуты общепсихологическсму изучению основные виды музыкальной деятельности , заложен научный фундамент новой отрасли отечественной психологик - музыкальной психологии. Концепция автора с многоуровневой природе эмоционального познания, представления о механизмах "эмоционального резонанса'', эмоциональной антиципации обогащает ряд разделов сбтєіі іюікологик / теорії» восприятия, личности, эмоциональных процессов/.
- II -
Практическое значение диссертации определяется возможностью использования полученных данных в практике различных видов художественной деятельности, обучения и воспитания, з системе применения функциональной ііузьши в космесе, промышленности, медицине, быту и др.
По материалам диссертации разработаны циклы лекций "и спецкурсы по оСцей и музыкальной психологии , прочитанные автором слушателям всесоюзных и республиканских факультетов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава консерваторий и вузов искусств при Московской, Ереванской, Киевской консерваториях, ГМШ им. Гнесикьк, студентам музыкальных вузов союзных республик, учащимся специальных учебных заведений 60 городов страны.
"атериалк диссертации явились основой для составления програм,- и учебных пособий по курсам обв'~й и музыкальной психологии/ Киев, ISS0; Киев, 1985; Москва, ІШ9 и др./. Результаты /юследоьакий автора по теме диссертации включены в международные руководства по музыкальной психологии, изданные в Ныо-;'!орке, Токио, Торонто, Сиднее, Орландо, Бостоне, Лондоне, БлагозЕграце л др.
Система психологической подготовки музыкантов-исполнителей к публичным выступлениям, разработанная автором и апробированная в музыкальных учебных заведениях, на Всесоюзных и международных конкурсах /з СССР и за р бежом/, испильзуется в практике работы многих музыкальных учебных заведений страны / в гг. Москве, Ленинграде, Ереване, Тбилиси, Бухаре, Киеве, Астрахани, Ивано-Франковске, Красноярске, Одессе и др. '
Новые $ор:.я проблемной пропаганды музыкального искусства включены в практику работы руководимой автором секции творческих вузов при Министерстве культуры УССР, внедрены в 16 вузах ис/сств и культуры СССР, рекомендованы к раопространению Министерством культуры СССР, Комиссией коїлгоієксного изучения ХУДОЖСТ' венкого творчества Научного Совета по истории мировой культуры АН СССР. По инициативе автора организована психологическая служба во многих музыкальных учебных заведениях СССР, при ОРГКОМИТЕТЕ КОНКУРСА Е',2, Д.И.ЧАЙКОВСКОГО , за рубехок / при
-12-подцераке Генеральной дирекции, международных конкурсов СССР/. Апробация исследования. Работа выполнялась под эгидой Комиссии комплексного изучения художественного творчества Научного Совета по истории мировой культуры АК СССР, членом которой является автор, в русле академичь-ких тем "Теоретические и прикладные аспекты понимания людьми друг друга" /Ш гос. регистрации 78056576/, "Психологические секторы оптимизации подготовки специалиста в вузе"/№ гос. регистрации 01860076426/, межвузовской темы "Совершенствование форм пропаганды социалистического искусства", руководителем которой яеляєтся автор.
Основные - положения диссертации доложены на заседаниях Совета по координации научных исследований по педагогическим наукам в Украинской ССР и Секции психологии и возрастной физиологии Совет? по координации педагогических исследований в СССР при Президиуме Академии педагогических наук СССР, на заседаниях ІУ-УІ Всесоюзных съездов Общества психологов СССР/Тбилиси,1971; Москва, 1983/, Всесоюзных симпозиумах Комиссии.комплексного изучения художественного творчества Научного Совета по историк шрозс'-культуры АН СССР /Москва, 1976, 1982,1986/, Всесоюзных конференциях профес орско-преподавательского состава вузов искусств и культуры СССР / Минск, I9S2; Киев, 1982; Москва, 1983; Клайпеде 1935; Казань, 1987/, Республиканских конференциях профессорско-преподавательского состава вузов искусств и культуры УССР /Киев, 1382; Одесса, 1932; Харьков, 1983; Львов, 1983; Николаев, IS35; Одесса, 1987/, Всесоюзных конференциях молодых учёных / Казань, 1932,1987; Симферополь, 1983; Бухара, 1988/, республикански семинарах преподавателей музыкальных учебных заведений /Киев, 1976 1531,1933,1988; Днепродзержинск, 1979/, на заседаниях секций пси-хологии искусства Ленинградского, Московского, Украинского отделений Общества психологов СССР, проблемных Советов ГЫПИ им. Гнесиных, Института (' льклора, этнографии и искусствоведения.им. М.Т.Рыльского, Московской, Киевской консерваторий, Ленинградского, Московского госуниверситетов, кафедры музыки Благоевградско-го государственного педагогического института /НРБ/.
диссертация рекомендована к защите кафедрой научных основ музыкального образования Киевской консерватории. Предварительная экспертиза прошла на заседании кафедр общей и инженерной и социальной и педагогической психологии Киевского университета.
Структура работр. Диссертация состоит из пяти глав, введения и заключения. Иллюстративные материалы /нотные примеры, рисуш:и, таолицы, схемы, диаграммы, протоколы, фотографки/и другие г.ркло-
- ІЗ -жения сведены в отдельный том.
. Психологические ?'«ху.низ;«я музыкального переживания, пробле>ш формирования и восприятия хугатественкого образа как сущностного ядра художественно-творческого процесса концентрично рассматриваются в трёх центральных главах диссертации - ІІІ-У. Диалектика научного познания предполагает исследование отого. процесса, часто протекающего в сознании человека без осознчого разложения на составное части, в различных ракурсах , на различных уровнях. Анализ этих уровней представлен в теоретических разделах соответствующих глав. Поэтапно раскрываются адтивгционные, операциональные, функциональные механизмы переживания.
Основные исследовательские усилия сконцентрированы вокруг проблемы музыкально-слуховой деятельности, объединяющей композитора, исполнителя, слушателя.
>