Введение к работе
Актуальность исследования. В современных условиях признания приоритета общечеловеческих ценностей и осознания человека «мерой всех вещей» (Протагор) на первый план воспитания подрастающего поколения выступает проблема активного взаимодействия ребенка как субъекта общественного развития с социальной средой, формирование у него системы морально-этических норм и форм поведения.
Социальная среда в философских, социологических, психолого-педагогических исследованиях рассматривается как окружающий-человека социальный мир, включающий в себя общественные (материальные и духовные) условия становления, существования, развития и деятельности людей, неразрывно связанные с общественными отношениями, в которые эти люди вовлечены. В реальной жизни человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет ее, а вместе с тем развивает и самого себя, свою сущность (Г. М. Андреева, В. Ю. Кузнецов, А. Н. Леонтьев и другие).
Особенности социальной среды определяют процесс социализации личности. Под ним понимается становление человека как общественного существа, включающее социальное познание, осознание индивидом своего собственного «Я» и взаимоотношений с другими людьми, приобретение знаний об общественных структурах, усвоение ценностей и норм, значимых в данном обществе, и формирование на их основе системы ценностных ориентации и социальных установок, выработку практических навыков и реализацию их в конкретной деятельности (И. С. Кон, В. В. Москаленко, Л. С. Рубан и другие). Это поэтапный процесс, важной фазой которого является детство. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослых, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно познавать ценности окружающего общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амо-нашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. А. Карпова, С. А. Козлова, Н. Н. Поддъяков и другие). Для воспитателей важно не упустить возможности этого возрастного периода, поскольку именно в это время закладываются основы будущего мировоззрения (А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие).
За последние десятилетия в процессе социализации произошли значительные изменения. Благодаря глобализации отношений человека с природой, формированию общемирового экономического пространства, интенсивности развития средств массовой коммуникации, приведших к интернационализации всех сторон человеческого бытия, в процессе социализации возросло значение макрофакторов. Значительно расширились границы социальной действительности, которую познает каждый человек. Эти изменения среды обитания людей послужили предпосылкой необходимости выведе-
ния мышления подрастающего поколения человечества на планетарный уровень. «Планетарное сознание» должно способствовать формированию у каждой личности таких качеств, как способность понимания, толерантность, доброжелательность по отношению ко всем народам мира (А. С. Кочарян, С. П. Макарычев, В. Э. Савенок, Д. Хадсон, Д. Хассард и другие). Человечество в целом уже породило внутри себя настоятельную потребность во взаимопонимании и терпимости разных народов друг к другу. Не случайно 1995 год был объявлен ООН Годом Толерантности (Н. Я. Веретенников, Ю. А. Ищенко, Нгуен Нгок Ван и другие).
Стремление'изменить мышление человека в сторону глобальности характерно не только для современного этапа развития отечественной педагогики. Изучение материалов международных семинаров педагогов (1984 г. в Москве, 1993 г. в Норвегии) показало, что этими проблемами озабочено большинство ученых разных стран. Несмотря на различный уровень экономического развития, в области воспитания чувств встают одни и те же проблемы, поскольку мы живем в мире взаимозависимости. Ученые Франции, Японии, Польши и других стран считают, что воспитывать доброжелательное отношение к другим народам, интерес к ним, необходимо с дошкольного детства, когда ребенок «открыт» влиянию многих культур.
В ходе воспитания доброжелательности к разным народам педагог имеет уникальную возможность показать детям значимость каждого отдельного человека, народа и ценность человечества в целом. Одновременно в этом процессе появляется благодатная возможность учить воспитанников общению с другими людьми, имеющими отличные от принятых в данном обществе взгляды, привычки, обычаи, внешность. Значительно возросшая вероятность международных контактов на уровне каждого гражданина страны делает подобные знания актуальными даже при условии отсутствия непосредственных контактов на данный момент. Анализ особенностей процесса первичного общения предоставляет возможность предупредить некоторые вероятные отрицательные его стороны. Не случайно многие ученые (Н. Ф. Виноградова, Л. М. Кларина, С. А. Козлова, Л. В. Пименова, Н. М. Таланчук, Д. Хадсон, 3. К. Шнекендорф) в настоящее время подчеркивают необходимость включения знаний о людях разных рас в содержание образовательного процесса детских дошкольных учреждений и начальной школы.
Воспитание доброжелательного отношения к людям — процесс длительный и сложный. В рамках одного исследования не представляется возможным рассмотреть его в полном объеме. В связи с этим мы выделили начальный этап данного процесса — воспитание у старших дошкольников готовности доброжелательного отношения к людям разных рас. Готовность в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе рассматривается как настрой на деятельность, обусловленный наличием у субъекта образа структуры определенного действия, в котором посредством установки ин-
тегрированы знания и умения. Установка на доброе восприятие человека является великой силой воспитательного процесса (А. С. Белкин).
В работах Д. X. Азимовой, А. В. Запорожца, Р. И. Жуковской, Э. Мамхего-вой, С. Л. Рубинштейна отмечается, что в старшем дошкольном возрасте дети не имеют врожденных отрицательных установок в общении, и национальный признак в этом возрасте не является преградой к установлению доброжелательных взаимоотношений между детьми. Исследованиями М. И. Богомоловой, Э. К. Сусловой определено, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает положительное отношение к людям разных национальностей нашей страны.
Однако результаты наблюдений за детьми показывают, что они проявляют неприятие и недоброжелательное отношение к людям, имеющим ярко выраженные особенности внешности, отличные от тех, которые ребенок привык видеть в своем окружении. Дошкольники выражают эмоционально-негативное отношение к тем, кто имеет другой цвет кожи, разрез глаз. Перечисленные признаки характеризуют не национальную, а расовую принадлежность человека.
У детей, которые раньше никогда не находились в непосредственном контакте с людьми других рас, при первой встрече с ними возникает или испуг, или желание посмеяться над ними. По данным С. Мошкина и В. Ру-денко, 45% дошкольников г. Екатеринбурга, не имея опыта общения с неграми, испытывают устойчивую неприязнь к людям с черным цветом кожи. Этот факт объясняется тем, что в стихийном опыте детей благодаря видеофильмам не всегда высокого качества; передачам телевидения, не всегда правильно понятым; услышанным бытовым рассуждениям родителей, основанным зачастую на предрассудках, формируется образ человека другой расы и при условии отсутствия непосредственных контактов с ним.
Поданным исследований М. И. Богомоловой, В. Д. Ботнарь, Р. И. Жуковской, Э. К. Сусловой у детей отношение к человеку другой национальности начинает формироваться с 4—6 лет. В то время как в трудах зарубежных ученых (Brown R., Cook М.) установлено, что расовое самосознание и расовые предрассудки формируются к 3—5 годам. Следовательно, расовые различия отмечаются и осознаются детьми раньше национальных. В связи с этим можно сделать вывод, что воспитание у детей готовности доброжелательного отношения к людям необходимо начинать с объяснения дошкольникам расовых особенностей внешности людей, то есть с интеррасового воспитания.
В трудах А. А. Бодалева, Э. Линчевского, В. Панферова установлено, что возникновение взаимопонимания между людьми зависит от того, насколько эни правильно воспринимают и оценивают друг друга и прежде всего от точности, достоверности складывающегося первого впечатления о собеседни-се. Оно, в свою очередь, обусловлено направленностью отношения к
внешности другого человека, а физический облик индивида во многом определяется его расовой принадлежностью (Н. И. Бабич, В. Бунак, Г. В. Дьяконов, С. И. Курячий, Н. Охотина).
Знакомить с людьми разных рас, воспитывая верные представления о них и готовность доброжелательного отношениям к ним — задача сегодняшнего дня. Однако отсутствие конфликтов на расовой почве в нашей стране обусловило неразработанность проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с людьми разных рас в отечественной педагогике и психологии. Отсюда следует, что проявляется противоречие между необходимостью воспитания у старших дошкольников готовности к доброжелательному отношению к людям разных рас и отсутствием научно обоснованной технологии этого процесса. Данное противоречие определило актуальность проблемы разработки технологии интеррасового воспитания в старшем дошкольном возрасте в условиях опосредованного общения.
В процессе целенаправленной работы на основе интереса к внешнему виду, жизни, быту людей разных рас, их духовному и материальному наследию расширяются границы ознакомления детей с общечеловеческими ценностями, самобытностью народов планеты. Сформированные на эмоционально-нравственной основе представления явятся источником воспитания у старших дошкольников готовности к доброжелательному отношению к людям разных рас. Данный подход определил тему нашего исследования: «Воспитание у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям (на материале ознакомления с людьми разных рас)».
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, пути и средства воспитания у старших дошкольников готовности к доброжелательному отношению к людям разных рас.
Объект исследования — процесс воспитания у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям.
Предмет исследования — содержание и методы воспитания у старших дошкольников готовности к доброжелательному отношению к людям (на материале ознакомления с людьми разных рас).
В основу исследования положена следующая гипотеза. Мы полагаем, что воспитание у детей старшего дошкольного возраста готовности к доброжелательному отношению к людям разных рас будет успешным, если:
этот процесс будет осуществляться в виде этапов: перцептивного, когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого (в ситуациях опосредованного общения);
системообразующим концентром социально-коммуникативной информации будет генерализованное представление о единстве и общности людей на планете Земля;
воспитание доброжелательного отношения как личностного смысла будет осуществляться в ходе ведущей игровой деятельности дошкольника.
Задачи исследования:
-
Проверить эффективность поэтапного формирования у старших дошкольников готовности к доброжелательному отношению к людям разных рас.
-
Определить и экспериментально проверить содержание знаних о людях разных рас, способствующих воспитанию у детей готовности доброжелательного отношения.
-
Разработать и экспериментально проверить структурно-блочное содержательное построение педагогического процесса в ходе воспитания у старших дошкольников готовности доброжелательного отношения к людям разных рас.
-
Разработать практические рекомендации для воспитателей и студентов по воспитанию у старших дошкольников готовности доброжелательного отношения к людям разных рас. '
Методологической и теоретической основой исследования являются положения психологии и педагогики об особенностях развития у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов; философские, психолого-педагогические концепции формирования представлений о другом человеке как личности; положения материалистического направления философии и психологии о единстве интеллектуального и эмоционального в воспитании личности, о развитии личности в деятельности; о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям; о ведущей роли эмоций в развитии и становлении личности ребенка-дошкольника.
Исследование осуществлялось с 1992 по 1995 годы по следующим этапам:
первый этап (1992—1993 г. г.) был посвящен изучению и анализу философской, психолого-педагогической, социологической, антропологической, расоведческой литературы по исследуемой проблеме. В этот период определены цель, гипотеза, задачи работы; проведен констатирующий эксперимент;
второй этап (1993—1994 г. г.) включал разработку и реализацию программы формирующего эксперимента, определение объема содержания знаний для старших дошкольников, о людях разных рас, способствующего воспитанию готовности к доброжелательному отношению к ним. Была проведена рабочая гипотеза, скорректированы содержание и педагогическая технология эксперимента;
третий этап (1994—1995 г. г.) характеризовался систематизацией и обобщением результатов исследования.
Для достижения поставленной в исследовании цели и решения задач, в работе использовался комплекс методов: историко-логический анализ проблемы (философской, педагогической, психологической, расоведческой ли-
тературы); анкетирование; педагогический эксперимент; прямое и косвенное наблюдение за детьми в повседневной жизни и на занятиях; проведение индвидуальных бесед с детьми, родителями, воспитателями; математическая обработка результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
определены уровни развития готовности старших дошкольников к доброжелательному отношению к людям разных рас (позитивно-коммуникативный, диффузно-ориентировочный, индифферентно-негативный);
теоретически обосновано и экспериментально проверено содержание знаний о людях разных рас, служащее когнитивной основой'для воспитания готовности доброжелательного отношения к ним, базирующееся на трех ведущих идеях: единстве места обитания (планета Земля), равенстве прав всех живущих людей, единстве видовой принадлежности человека, закрепленное в многообразии рас;
разработаны этапы формирования у старших дошкольников готовности к доброжелательному отношению к людям разных рас (перцептивный, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий).
Практическая значимость исследования состоит в разработке технологии ознакомления старших дошкольников с людьми разных рас с целью воспитания у них готовности к доброжелательному отношению к человеку другой расы. Результаты исследования могут быть использованы в работе дошкольных учреждений, включены в спецкурсы и спецсеминары, преподаваемые на факультетах дошкольной педагогики и психологии в педагогических вузах, колледжах, училищах, а также на курсах повышения квалификации практических работников дошкольных учреждений.
Результаты диссертационного исследования внедрены в практику работы детских дошкольных учреждений г. Шадринска Курганской области (№ 33, № 24), г. Балашихи Московской области (№ 10), г. Москвы (№ 509).
Апробация работы. Основные теоретические и методические положения исследования и выводы сообщались на научно-практических конференциях в г. Шадринске (1994 г.), г. Кургане (1994 г.), на заседаниях кафедр дошкольной педагогики Московского государственного открытого педагогического университета (1992—1995 г. г.), на заседаниях кафедр дошкольной педагогики Шадринского государственного педагогического института (1993— 1995 г. г.); по материалам исследования проведен спецсеминар со студентами очного и заочного отделений факультета дошкольной педагогики и психологии этого института.
На защиту выносятся следующие положения:
— в старшем дошкольном возрасте интернациональное воспитание це
лесообразно предварять интеррасовым. Такая последовательность работь
позволяет в полной мере использовать возрастные особенности мышлени?
и восприятия у детей данной возрастной группы, что содействует успешному формированию у них образа человека другой расы и готовности доброжелательного отношения к нему;
возрастные особенности старших дошкольников позволяют воспитывать у них доброжелательное отношение к людям разных рас на уровне готовности;
технологические основы воспитания готовности к доброжелательному отношению к людям разных рас включают: отбор содержания знаний по принципу системообразующих концентров; организацию поэтапного воспитания готовности; опору на социально-игровые виды деятельности, художественное, изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Обоснованность и достоверность научных результатов исследования обеспечивалась применением комплекса теоретических и практических методов с опорой на современные философские, психолого-педагогические исследования, целенаправленным анализом экспериментального материала, воспроизводимостью результатов эксперимента.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.