Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание эстетических чувств у младших школьников средствами музыки Зайцева, Татьяна Григорьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зайцева, Татьяна Григорьевна. Воспитание эстетических чувств у младших школьников средствами музыки : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Киев, 1991.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Осуществление сло.тннх перестроечных процессов, происходящих з назем общество, невозматло без соЕер-Еєнствовакия духовкой культуры человека. Виднее место з ресекии отого вопроса прпнадле:::ит эстетическому воспитанию, призванному обеспечить диалектическую взаимосвязь эмоционального и рационального в эстетическом сознании личности и его компонентах /чувствах, потребностях, вкусах, оценках, идеалах/.

Ориентация общеобразовательной шчслы в течение многих лет на сформирование у учащихся препмуцестЕеннл абстрактно-логических Сорм мышления приводит к определенному диссонансу кекду чуЕСТЕои' и интеллектом, к обеднению всей эмоциональной Е23НИ человека.

В настоящее в-рекя в рєеєнш этой проблемы ссобуа значимость приобретает воспитание эстетических чувстЕ, являвшеся ВЫраЗИ-ТеЛЯ^И ЕСТЄТКЧЄСКОГО ОТЕОЕОНЕЯ Ч8ЛОЕЄКЗ К ЯВЛЄНИЯМ ДЄЙСТВИїЄЛЬ-

ности. Прсявлешб их в самых разлпкыу сферах деятельности л<о-деіі /трудовой, художественней/, а такте общении, обусловливает их влияние и на саму эту деятельность и объясняет тесную взаимосвязь с другими ецсзимп чувствами - нравственными, интеллек-'туальныли, практическими.

Наиболее важным для воспитания эстетических чувств является период дошкольного и млздцбго окольного возраста, отличающийся эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях, активностью пг ^карательного интереса не только к окружающей действительности, но и к своему "я" /Л.А.Венгер, В.С.Ыухшш, А.Б.Запорожец и др./.

Развитие эмоциональной аферы детей этой Еозрастной группы

уделяли внимание К.Д.Тгшнский, П.П.Блонский, Н.К.Крупская, В.Н.Шацкая, а в более поздние года - А.И.Буров, Б .М .Йеменский,

В.Л.СухомлияскиЙ п др. Их мнения сходятся в том, что воспитана

эстетических чувств должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей /Б.М.Неменский/, полноценное воспитание личности предполагает единство нравственных, интеллектуала них, эстетических чувств /В.А.Сухомлинский, Р.М.Любимая/, aciq ткческие чувства додкны выступать побудителя к худояестЕенно; деятельности человека /Л.Й.Буров/. Механизм эмоциональных процессов раскрывается в трудах Л.И.Божович, В.К.Вилюнаса, А.В.За< порожца, Г.С.Костша, А.П.Леонтьева, С.Л .Рубинштейна и др.

Содержание эстетического чувства с'точки зрения психологи и эстетики рассматривали Д.С.Выготский, Б.И.Додонов, С.Х.Раппо порт, Б.М.'Геллов, Г.ХЛингаров, Л.Г.Бвдашев, П.М.Якобсон.

Проблема воспитания эстетических чувств у младших школьна ков средствами музыки нашла своз отражение в трудах Ю.Б.Алпева 0.А .Апраксиной, В.К.БелобородовоВ, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалев ского, С.К.Наушнко, Р.С.Ригиной, Ю.А.Соколовского, Л.А.Хлебни козой. Многие авторы подчеркивают необходимость формирования музыкальной культуры как части общей духовной культуры человек /Д.Б.».абалеЕский, Л .А .Хлебникова/, совершенствования многообразных астетических переяиваний как формы вырагеггя чувств /В.П.Шацкая, Н.А.Ватлуггаа/, активного обогащения опыта эмоцио нальпого перекпванпя младших школьников /И.В.Кадобнова, Ю.А.Со коловский, Л.В.Школяр/.

Изучение теоретических источников, а таксе опыта практиче кой педагогической работы по воспитанию эстетических чувств, убеждает в подходе к нему как к чувству насладдония и любова-

ния прекрасним в искусстве и окрукаюадй действительности /Б.И.Додонов, А.П.Ларьков, Л.П.Еечко, С.Х.Раппопорт, Г.П.Шзв-ченко, А.Б.Щарбо, Л.Г.Елдагев' и др./. ймете с тем недостаточное внимание уделяется взаимосвязи меяду эстетическими чувствами и поведением школьников в повседневной аизни. Это является следствием недооценки общности механизма возникновения и протекания всех высших чувств /Л.М.Аболпн, Л.С.Выготский/, наличия эмоционального и интеллектуально-волевого кошюне~та в структуре эстетпческс о чувства /С.Л.Рубинштейн/, проявления эстетическпх чувств з форме переживания, побуждающего человека к дейогвги на социальном уровне /Л.М.Аболкн, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Г.Х.Хннгаров, Н.С.Зйхе/, взаимосвязи воспитания эстетических чувств с развитием Я-концепции человека /Р.Берне, В.Рстт"нберг/.

Недостаточная теоре ическая и практическая разработанность цроблеш совершенствования эмоциональной серы школьников обус-„ ловили Еыбор темы, определение объекта, предмета, цели и задач исследования и выдвиженке гипотезы.

Объектом исследования явился процесс воспитания эстетических чувств у детей 7-9 лет.

Предметом - пути и сродства Боепитания эстетических чувств у младших школьников в процессе музыкального восприятия.

Цель исследования - осуществление теоретического анализа и вксперимепталькей проверки условии Боепитания эстетических чувств у учащихся начальной сколы средствами музыки.

В основу исследования легло предположение: яф^ктиЕность процесса воспитания эстетических чувств у иладаях пколькиксв «зачет повыситься пріт условии обогащения зпзпєішо-омоггеснвльного

4 опыта детей е процессе восприятия, лузыкп и осознания на этой

ОСІЮВЄ СОбСТЕЄККЬ'Х ПЄрЄ32БаіїЕЙ.

Б соответствии с це лье и гипотезой били поставлены следук ідеє зед&чя;

!/ изучить научго-тееретические основы процесса воспитан* эстетических чувств у дете.; 7-9 лет средствами музыяи; ОПреде-ЛИТЬ СТРУКТУРУ, С0ДЄрКН2в К УРОВНИ СГОрТ/ЛрОЕЕКЕОСТИ ЗСТЄТИЧЄС

ких чувств;

2/ обосновать пепхолого-педагогические условия развития : тетпческіпс чувсть ипаддоЕ: ілшлхннкое средствам гузшеи;

3/ разработать и экспериментально проверить гетсдику eoci гения эстетических чуЕОї-Е у учащихся начальної: екояы средстЕаі

Теоретической г. методологической ое::опо? .явились: учение об астєтпческолі сознании гак отражении объективно"! реальности о сухости по: .анпя человеком действительности е сосЗстеєнкого существе, о единство эстетического согнанпл и деятельности; положения о специфике эмилональных процессов, природы музы-кельного восприятия, эстетического отношения к oi;pyj.osr;e.viy кгру.

2 исследовании применялись теоретические методі: /дедукіц: і: индукция, сштев, сравнение, классификация, моделирование/, эшпркческие методы /наблюдение, интервьюирование, устный и письменный опрос, оценивание контрольных заданий, изучение передового опыта/, метод вклиненного наблюдения, педагогический эксперимент.

Работа над исследованием, oxeutheuzm период с 15?^ по I9S0 гг., провадилась в'З этапа.

На первой / I960 - 1936 / изучалась и анализировались литературные источники, проводился поиск путей повышения эффектив-ности процесса воспитания эстетических чувств средстЕамт музыка; в ходе включенного наблюдения отбирались формы и кетодк работы с детьми, уточнялось программное содержание занятий.

Еа втором этапе / 1986 - -1987 / осуществлялось констатируи-щее исследование уровня сформированное эстетических чувств у 1078 учащихся начальных классов школ гг. Харькова, Херсона, Сум.

Еа третьем этапе / 1987 - 1990 / разрабатывалась недель процесса воспитания эстетических чувств, проводился формирующий эксперимент, анализировались полученные результаты, формулировались основные положения и еыводы, проводилось внедрение их в практику ьассоЕОго музыкального воспитания в школах гт.Херсона п Харькова.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

ссуцествлер анализ понятия "эстетическое чувство" о позиции педагогики;

определены особенности структуры, содержания и функций эстетических чувств, выявлены этапы, уровни и критерии их сформироваяности; . 9

обоснована психолого-педагогпчеспио условия, поЕкиакцив эффективность процесса воспитания эстетических чувств у детой 7-9 лет средствами музыки.

Практическая значимость исследования:

разработаны пути воспитания эстетических чувств у гллад-еих школьников в процессе восприятия музыки;

апробированы цотоды работы, пезволявдие практический

работникам повішать эффективность процесса воспитания эстети ческих чувств у учащихся младших классов средствами музыки;

предложены практические рекомендации, способствующие организации воспитательного процесса и активизации ыузнкальн восприятия школьников;

разргботана и внедрена в ряде школ Украины программа воспитания эстетических чувств у детей 7-9 лет средствами му зыки.

Апробация результатов исследования осуществяя в непосредственной педагогической деятельности автора / СШ й г.Херсона/, -а такяз при участии в конференциях: отчетных /Ки 1988 - 1990/, менвузовских Дероои-1990, Киев-1991/, республ канских /Черкассы-1987, Бинница-1937, Ровно - 1989, Семипала тинск - 1989/, всесоюзных /Кировоград - 1988, Херсон - 1989, МоскБа - 1990, Полтава - 1991/, а такхе в международной конф ренцик по эстетическому воспитанию Дерсон - IS9I/.

На защиту выносятся следутацив положения;

I/ эстетическое чувство, появляющееся у человека в проц са восприятия явлений еизни или произведении искусства, на о нов» осозканЕя возникающего переживания активизирует личност на эстетически целесообразную деятельность;

2/ воспитание эстетических чувств у младших школьников осуществляется на основе or ознания детьми собственных пероки ний и формирования Г-концепции человека;

3/ главным условием повышения эффективности процесса во питания эстетических чувстЕ у учащихся 7-9 лет является обог гэние жизненно-эмоционального опыта школьников на основе гум во-лкчностного подхода к ребенку.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, вух глав, заключения, списка литературы, 9 таблиц, 27 рисун-