Введение к работе
Актуальность исследования.
В современном обществе, когда во многом изменилась ситуация, в которое происходит воспитание и развитие личности школьника, изменились соответственно условия формирования его личности. Прежние, традиционные способы развития сознания учащихся сегодня оказываются недееспособными.
Сказанное в полной мере касается и процессов формирования музыкального мышления школьников. Отсюда - необходимость внесения определенных корректив в традиционную методику работы со школьниками, поиск новых, современных приемов и способов учебно-воспитательного воздействия на учащихся с целью активизации их музыкально-интеллектуальной сферы. Отсюда -актуальность настоящего диссертационного исследования.
Цель исследования - совершенствование процессов формирования музыкального мышления школьников в контексте более широкого :.\ полного охеэтэ основных явление кузужатьной культури.
Объект исследования - учащиеся 1-S классов.
Предмет исследования - процесс музыкальных заня-тик в связи с проблемой формирования музыкально-интеллектуальных деГ:стви? школьника.
Гипотеза исследования. Учебно-воспитательное воздеЗ-ствие учителя музыки на учащихся будет максимально эффективным в случае систематического и последовательного сопоставления и сравнительного анализа различных явление и фактов мирово"- музыкально" культуры. При этом основным, ключевым звеном в познании всего многообразия феноменов музыкальной культуры является категория стиля (стиля как определенного художественного направления, как совокупности признаков, характерных для того, или много автора), которая одновременно выступает и как центральны? фактор процесса формирования и развития музыкального мышления школьника.
Задачи исследования:
- выявить на теоретическом уровне специфику процессов музыкального мышления школьника, определив его структуру и ту роль, которую выполняет категория стиля ;
определить характерные признаки стиля как обобщающей категории музыкального мышления, которые порождают стилевую систему и несут чувственную информацию и художественный смысл;
проверить опытно-экспериментальным путем правильность теоретических положений и. выводов на основе разработанной методики, отвечающей современным условиям и требованиям к музыкально образовательному процессу.
Достоверность и теорет и ч е с к а я значимость исследования обеспечивается опорой на новейшие данные российской и зарубежной психолого-педагогической науки, в частности, той ее области, которая связана с процессами мышления вообще и художественно-творческого мышления в частности.
Результаты исследования подтверждаются данными опытно-экспериментальной работы, проводившейся автором с 1979 по 1986 гг., а также с 1991 по 1995 гг.
Методологической основой исследования явилось учение В.Вернадского о развитии научной мысли; концепция развивающего обучения (Д.Эльконин, В.Давыдов), труды Б.Асафьева, В.Медушевского, С.Скребкова, И.Михайлова, посвященные проблеме исторического развития музыкальных стилей; концепции С.Рубинштейна, К.Абульхановой-Славской и др., а также основополагающие установки в трудах Е.Наэаикинского, М.Арановского и других российских музыковедов.
Методика исследования включала в себя:
теоретический анализ философской, музыковедческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
обобщение передового педагогического опыта учителей музыки и методистов;
обобщение личного педагогического опыта автора диссертации;
целенаправленное педагогическое наблюдение за школьниками в процессе организации и проведения опытно-экспериментальной работы в общеобразовательной школе;
педагогический эксперимент;
анализ и обобщение полученных в процессе исследования материалов;
педагогические беседы со школьниками, учителями, родителями;
статистический анализ результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения.
-
В изменившихся социокультурных условиях необходимы новые, более гибкие приемы и способы работы с учащимися, прежде всего, в сфере, связанной с формированием и воспитанием интеллектуального потенциала личности школьника.
-
Процессы формирования музыкального мышления школьников приобретают значительно большую эффективность в процессе обучения, если центральным компонентом становится категория стиля (как определенного художественного направления, как совокупности признаков, характерных для того или иного автора), что открывает путь к углубленному познанию различных явлений и фактов мировой музыкальной культуры.
Проблема формирования музыкального мышления школьников рассматривается в новом методологическом ракурсе - сквозь призму категории художественного стиля, категории принципиально важной в процессе художественного (музыкального) творчества.
3..-Музыкальное мышление школьников является одним из центральных компонентов художественно-образного мышления. В процессе формирования и развития музыкального мышления стяль становится исходно? и обобщающей категорией.
4. Эффективным методом развития музыкального мышления школьников, наряду с известными, общепринятыми приемами и способами, является метод стилевого анализа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые проблема формирования музыкального мышления школьников рассматривается в новом методологическом ракурсе - сквозь призму категории художественного стиля ; впервые определены понятия "художественно-образное", "музыкальное мышление школьников" ; выявлены его существенные стороны и структурные компоненты. Разработаны и предложены новые приемы и способы формирования музыкального мышления учащихся, отвечающие современному состоянию психолого-педагогической науки ; выделена категория стиля как основного компонента в сложной структуре музыкального мышления школьников. Дано обоснование путей и способов по развитию музыкального мышления школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические знания о сущностных характеристиках и структуре музыкального мышления школьников могут быть использованы как учителями-практиками, работающими в общеобразовательных школах, гимназиях и других учебных заведениях, так и преподавателями курса методики музыкального воспитания в средних и высших музыкально-педагогических учебных заведениях (колледжах, институтах и музыкально-педагогических факультетах вузов).
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в школе № 78 и гимназии Л 3 г. Самары (1991-1995 гг.), на музыкально-педагогическом факультете СамГТГЛ в курсе преподавания методики музыкального воспитания П-1У курсов (1990-1S94 гг.), в ходе обсуждения работы на кафедре теории музыки и методики музыкального воспитания СамГШ (1994 г.), в ходе выступления на конференции "Актуальные проблемы развития личности" в г.Москве (1993 г.), в ходе лекций в Самарском областном институте повышения квалификации работников образования, в ходе обсуждения в лаборатории музыки Центра эстетического воспитания института развития личности.