Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование нравственного воспитания военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан в условиях возрастания религиозного фактора Калыбек Болат Калыбекулы

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калыбек Болат Калыбекулы. Совершенствование нравственного воспитания военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан в условиях возрастания религиозного фактора: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Калыбек Болат Калыбекулы;[Место защиты: ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исследование теоретических и прикладных основ нравственного воспитания военнослужащих национальной гвардии Республики Казахстан в условиях возрастания религиозного фактора 18

1.1. Историко-педагогический анализ нравственного воспитания военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан 18

1.2. Анализ сущности, содержания и структуры нравственного воспитания военнослужащих в условиях усиления религиозного фактора 48

1.3. Педагогический анализ потенциала религии в решении задач нравственного воспитания военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан 71

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по совершенствованию нравственного воспитания личного состава национальной гвардии Республики Казахстан в условиях возрастания религиозного фактора 96

2.1. Организация, содержание и методика опытно-экспериментальной работы по совершенствованию нравственного воспитания личного состава Национальной гвардии Республики Казахстан в условиях возрастания религиозного фактора 96

2.2. Анализ динамики и результатов опытно-экспериментальной работы 120

Глава 3. Педагогические пути совершенствования нравственного воспитания личного состава национальной гвардии Республики Казахстан в условиях возрастания религиозного фактора 134

3.1. Оптимизация содержания нравственного воспитания военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан с использованием потенциала религии 134

3.2. Реализация потенциала религии в процессе нравственного воспитания военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан 149

3.3. Повышение эффективности методики работы по нравственному воспитанию личного состава Национальной гвардии Республики Казахстан в условиях возрастания религиозного фактора 170

3.4. Преодоление влияния религиозных течений деструктивного толка на личный состав Национальной гвардии Республики Казахстан 193

Заключение 211

Список литературы 215

Приложения 238

Приложение А. Целевая педагогическая программа совершенствования нравственного воспитания личного состава Национальной гвардии Республики Казахстан, в условиях возрастания религиозного фактора 238

Историко-педагогический анализ нравственного воспитания военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан

Анализ исторических событий, прошедших в определенном хронологическом периоде, есть важное методологическое средство любого научного исследования. Проведенный анализ поможет выявить причинно-следственные связи процесса становления, формирования и развития нравственного воспитания в Казахстане. Это позволило выстроить факторный ряд, выявить тенденции и закономерности этого процесса на всех этапах развития не только НГ РК, но и казахстанского общества.

Любая изучаемая проблема будет зависеть не от хронологии, а от событий в тот или иной промежуток времени1.

По мере развития событий в стране, изменения в общественном строе, в идеологической составляющей общества, возможно построение периодизации. «Периодизации подвергается всеобщая история человечества, истории стран, цивилизаций, важнейших событий, жизнь и деятельность личностей и т.д. Цель – упорядочение структуры, систематизация знаний об исторических событиях, процессах, явлениях, личностях»2.

На сегодняшний день у казахстанских ученых нет общих взглядов на периодизацию нравственного воспитания личного состава в Вооруженных силах, в других войсках и воинских формированиях. Это объясняется сложностью самого процесса воспитания. Сам процесс включает в себя ряд структурных элементов, взаимосвязанных между собой и направленных на нравственное воспитание личного состава. Каждая проблема имеет свою периодизацию и содержание этой периодизации, зависит от наполненности изменениями в тот или иной промежуток времени, от произошедших фундаментальных событий в жизни республики, Вооруженных сил в судьбе страны. Периодизация может меняться, что связано с новыми проблемами, изменениями в жизни страны, сменой идеологии и политических интересов, а также от угла зрения рассматриваемых проблем.

Для исследования проблемы становления и развития нравственного воспитания в казахстанской армии, необходимо проанализировать подходы к периодизации, осуществленные разными исследователями в разное время. В казахстанской научной литературе встречаются периодизации воспитания военнослужащих по направлениям педагогики, по развитию событий и др.1

В рамках данного диссертационного исследования периодизация нравственного воспитания в казахстанской обществе, в Вооруженных силах, и в частности в Национальной гвардии, может быть представлена в следующем виде.

Первый период – дореволюционный (1811 г., с момента создания внутренних войск в составе Российской империи до 1917 г.). Досоветский период развития внутренних войск характеризуется их становлением и укреплением как организованной военной силы, совмещающей четкую организацию, соответствующее вооружение и оснащение. Проникновение буржуазно-демократических идей из Европы легло в основу создания внутренней стражи Российской империи (Казахстан находился в составе Российской империи). В 1811 г. Александр I утвердил Положение для внутренней стражи, которая была в составе Военного ведомства. В задачи входило: борьба с разбойниками, грабителями и другими преступниками; задержание беглых преступников; обеспечение порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий; оказание помощи населению при стихийных бедствиях и т.д. Выполнять эти задачи могли профессионально подготовленные высоконравственные военнослужащие. Для решения задач необходимо было воспитывать в военнослужащих определенные нравственные качества, способствующие преодолению сложностей выполняемых задач. Как бы ни назывались воинские формирования – внутренней стражей или местными войсками, конвойными командами – личный состав выполнял поставленные задачи, зачастую требовавшие большого напряжения физических и моральных сил. Личному составу войск часто приходилось выполнять неблаговидные задачи, в том числе: борьба с инакомыслием, подавление выступлений народных масс и т.д. Во главу угла воспитания было поставлено требование «преданности Вере, Царю и Отечеству».

Дореволюционный период важен для исследования проблемы и тем, что Казахстан входил в состав России. Этот период нашел свое отражение в трудах Э.А. Масанова, Ж. Махашева, В.С. Толочко, К.Ш. Киреева – Канафиева, С.Г. Кляшторного, М.К. Козыбаева1.

Представители знати казахского народа, получившие образование в военно-учебных заведениях Российской империи, состояли в офицерском корпусе Российской армии (генерал от кавалерии Г. Жангиров2, Ч. Валиханов и др.). Во второй половине XVIII в. казахи получили возможность поступать в средние и высшие учебные заведения России1.

Как известно, в дореволюционной России главное место в формировании нравственного сознания военнослужащих занимала Русская православная церковь. Митрополит Московский Филарет отмечал: «Во все времена и у всех народов господствующая религия была, есть и будет скреплением, …цементом, так сказать, стихией народности: языка, закона и обычаев»2.

Для рассмотрения нравственного воспитания и влияния религии на казахское общество того времени целесообразно разделить данный период на два этапа:

Первый этап – 1811 – 1861 гг. – характеризует нравственное воспитание в патриархальном, казахском феодальном обществе. Для этого периода было характерно преобладающее влияние на нравственность человека семейных традиций, привычек, норм общения, сложившихся религиозных традиций в казахском обществе и в отдельно взятой семье. Нравственное сознание на тот период являлось «примитивно-интегрированным» или традиционным3. Традиции этого периода, или «суеверия, с которыми православие вело многовековую борьбу, в религиозном сознании занимают значительное место и даже превосходят некоторые элементы христианских представлений»4.

Второй этап – 1861 – 1917 гг. – характеризует нравственное воспитание в буржуазном обществе. В связи с отменой крепостного права, возникновением и бурным развитием товарно-денежных отношений в Российской империи, проведением столыпинской аграрной реформы 1906 г. на территорию Казахстана началось массовое переселение крестьянства со средней полосы России, приведшее к появлению на территории Казахстана других религиозных конфессий (православия, католицизма, иудаизма и т.д.), что разнообразило религиозное поле Казахстана. «Религиозный состав переселенцев Туркестана был разнообразен.

Основную массу составляли христиане, последователи секты меннонитов и католики»1.

Для второго выделенного этапа «наиболее подходящей формой религии является христианство, с его культом абстрактного человека»2.

Второй период – советский (с 1917 по 1991 гг.), воспитание личного состава в составе Внутренних войск МВД СССР. Важную роль в становлении и развитии системы воспитания во внутренних войсках сыграл переход с добровольности в комплектовании к принципу обязательной воинской повинности, созданию регулярной армии с централизованным управлением и строгой воинской дисциплиной.

Третий период и его современный этап начинается с получения независимости Республики Казахстан в 1991 г. и становления ее как самостоятельного государства с опорой на свои национальные традиции и нормы традиционных религий, прежде всего ислама.

Методологической основой историко-педагогического исследования проблемы нравственного воспитания военнослужащих НГ РК является принцип историзма, а также постнеоклассический (синергетический) подход к изучению развития нравственного сознания человека, когда его формирование, основанное на светской морали, дополняется (соединяется) с влиянием религиозной нравственности. Следуя этому принципу, К. Маркс в свое время заложил основы общественно-исторической типологии развития сознания людей. Он указал на формы отношений между людьми и на влияние религии на эти отношения в различных общественно-экономических формациях. «Древние общественно-производственные организмы несравненно более просты и ясны, чем буржуазный, но они покоятся или на незрелости индивидуального человека, еще не оторвавшегося от пуповины естественно родовых связей с другими людьми, или на непосредственных отношениях господства и подчинения.

Педагогический анализ потенциала религии в решении задач нравственного воспитания военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан

Все мировые религии без исключения обладают значительным потенциалом воспитательного воздействия на верующих, особенно это проявляется в области нравственного воспитания своих адептов. Потенциал религии в области нравственного воспитания военнослужащих это не что иное, как скрытые возможности влияния религии и ее организаций на сознание, волю и поведение личного состава НГ РК. Как отмечает военный исследователь Д.В Шутько: «Под реализацией потенциала религии в воспитании военнослужащих понимается комплексный, целенаправленный процесс по определению особенностей верующих военнослужащих и возможности учета их в целях повышения эффективности воспитания качеств профессионала, гражданина-патриота и высоконравственной личности»1.

Религиозные организации на протяжении многих веков также выработали свою систему воспитания верующих. Ее составные элементы содержат целевые, организаторские, содержательные и методические компоненты и направлены на формирование глубоко верующих личностей. Анализируя светские и религиозные системы воспитания детей В.А. Рослов пишет: «Воспитание можно рассматривать как педагогическую систему, представляющую собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм и методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Педагогические системы разнятся между собой и не поддаются механическому слиянию. Каждая из них обладает своими принципиально отличными свойствами. Светской педагогической системе, базирующейся на достижениях различных наук, присущи свои цели, свое содержание, свои условия, формы и методы воздействия на ребенка, в то время как религиозная педагогическая система пользуется своими испытанными средствами, основанными на догматах того или иного вероучения»2.

В содержательном плане все без исключения религиозные системы воспитания содержат нравственное направление. В.П. Иванов отмечает: «Многие века религиозное воспитание было единственной продуманной педагогической системой со всеми присущими ей признаками: целью, наставником, воспитанником, содержанием, средствами и методами, критериями и оценкой результатов. Именно система религиозного воспитания военнослужащих побуждает их принять и реализовывать в жизни и воинской деятельности определенные нормы моральных ценностей»1.

При всем разнообразии и пестроте конфессионального ландшафта современной Российской Федерации, очевидным является преобладающее влияние двух традиционных религий – православного христианства и ислама суннитского толка.

Казахстан формировался и развивался как государство, в котором соседствовали многие конфессии и религии. Однако важную и особую роль в истории Казахстана сыграли также две эти мировые религии.

Во-первых, это ислам. В ХV – ХVIII вв. ислам был признан официальной идеологией Казахского ханства, основоположниками которого являются ханы Жанибек и Керей2.

Во-вторых, на территории Казахстана и Центральной Азии присутствовали также представители других религий – это христиане, преимущественно православие, буддизм, зороастризм, шаманизм3.

Ислам суннитского толка и православное христианство считаются традиционными религиями Казахстана, так как исповедуются большинством населяющих ее народов на протяжении столетий. На основе этих религий формировалась культура Республики Казахстан, обучался и воспитывался народ Казахстана.

В условиях светского государства Республики Казахстан религиозное воспитание военнослужащих Национальной гвардии невозможно. Однако наличие преобладающего числа верующих военнослужащих в ее рядах свидетельствует о том, что влияние религиозных организаций на процесс обучения и воспитания военнослужащих исключить также невозможно. Эта невозможность проявляется в силу не только преобладающей численности верующих в рядах Национальной гвардии, но и в силу того, что многие традиции и обычаи казахского народа основаны на положениях и догматах традиционных религий.

Поведение военнослужащего, да и человека вообще, складывается из поступков. Нравственное сознание обусловливает направления этих поступков (отрицательные или положительные), а по степени значимости – важность поступка, реального или даже только возможного. Поступок, отдельно взятый или последовательность поступков, складываются в единую поведенческую систему. Рассматривая нравственное сознание верующего человека, священник В. Свешников пишет: «…когда какие-либо поступки (а тем более поведенческие структуры в целом) связаны с человеческими взаимоотношениями, они неизбежно осуществляются с нравственными подходами и нравственными оценками. Это неизбежно потому, что даже совершенное безразличие к любому человеку только на поверхностный взгляд нравственно нейтрально; на самом деле – решить внутренне, про себя, а затем и выразить на деле отношение к любому лицу по типу: «Он мне никто», может быть соотнесено с объективной правдой, определенно выраженной в различных этических представлениях. Разумеется, встречаются люди, которые эту правду не знают, не понимают и не чувствуют, но слава Богу, все же многие знают, понимают и чувствуют, стало быть, и оценивают подобное отношение отрицательно с высших нравственных позиций»1. Становится понятно, что личные нравственные сознание и система моральных норм в обществе помогают увидеть ценностный смысл поступка военнослужащего или серии этих поступков – до их совершения, чтобы по возможности предвосхитить те, которые представляются аморальными, и, напротив, приложить усилия для воспитания нравственных.

Нравственное поведение верующих военнослужащих определяется религиозными нормами тех ли иных религиозных конфессий. Верующий военнослужащий, безусловно, четко понимает свою ответственность за нарушение установленных нравственных религиозных норм. Добросовестное выполнение нравственных норм поощряется и мотивировано религиозными организациями райской загробной жизнью человека, и, наоборот, всякое отклонение от нравственных норм осуждается и сопровождается различными видами наказаний (по большей части моральных), установленных в тех или иных религиозных конфессиях.

Вопросы влияния религии на нравственное воспитание верующего человека находились в поле зрения ученых уже в период зарождения психологии и педагогики религии. Иногда эти исследования носили описательный характер. Такой подход встречается в описании мировых религий и в околорелигиозной литературе, посвященной духовному воспитанию, в частности в книге «Исповедь» блаж. Августина, «Месневи» Моулави, в работах аль-Газзали («Воскрешение наук о вере»), в книгах некоторых западных философов и теологов, Джонатан Эдварде (1703 – 1758), Фридрих Шлайермахер (1768 – 1834), Серен Керкьегор (1813 –1858).

Первые научные исследования в этой области были выполнены Фрэнсисом Гальтоном (1822 – 1911 гг.). Несмотря на многообразие своих научных интересов, которые все же отдалили его от психологии, этот английский ученый оказался основоположником психологии индивидуальных особенностей. Он первым применил статистический метод корреляции. Важнейшей темой его исследований стало изучение объективной действенности молитвы. Основываясь на результатах этих исследований, Гальтон в 1872 г. высказал мнение, что жизнь, проведенная в молитве, а также молитва за данного человека со стороны других людей имеет нравственное содержание и не имеет отношения к обычным мирским благам.

Стенли Холл (1844 – 1924 гг.) предложил использовать психологию для адаптации религии к индивидуальным и общественным нравственным потребностям людей в новую эпоху. Холл стал основателем и деканом факультета психологии религии в Университете Кларка в США. Двумя его выдающимися студентами стали Джеймс Лейба и Эдвин Старбак. Оба они прежде всего изучали вопрос обретения веры (прозелитизма).

Джеймс Лейба в отличие от Холла, который ориентировался на объективные исследования, применял метод личных собеседований. Он с самого начала полагал, что религиозное сознание и религиозно-мистический опыт и соответствующие состояния не имеют качественных отличий от обычного сознания человека. Он верил в природную склонность человека к моральному совершенству, что, по его мнению, составляло основную особенность человека. Но он и не отрицал полезность для реализации человеческих идеалов таких церковных установлений, как исповедь, молитва, сакральное искусство и религиозные обряды, настаивая только на их определенном исправлении. Он говорил также, что только научное знание, а не примитивное и упрощенное толкование мистического опыта, может эффективно направить человека на поиски нравственных ценностей и вдохновения, способного изменить его жизнь.

Джордж Коу известен применением способа изучения видов нравственного поведения при анализе обращения человека к религии. Хотя он пользовался довольно ограниченной фактической базой для своих исследований, обработанные им анкеты вдохновили ученых на проведение различных психологических опытов.

Большинство ученых, изучавших мировые религии, считают, что в религиях заложен большой нравственный, воспитательный, духовный потенциал, который можно использовать всегда. Эти положения заложены в трудах Л.В. Ивановой, Н.Д. Никандрова, И.П. Подласого, Т.В. Скляровой, Л.А. Харисовой и др.1

Вопросы религиозной нравственности и психологии являлись предметом научных исследований З. Фрейда, К.Г. Юнга, а также французских и немецких исследователей Жана Шарко, Пьера Жане, Жоржа Берге, Жана Пиаже и др.

Оптимизация содержания нравственного воспитания военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан с использованием потенциала религии

На сегодняшний день в воспитательном процессе НГ РК сложилась ситуация, при которой возрастают требования к оптимизации содержания нравственного воспитания военнослужащих и использованию возможностей нравственного потенциала религий.

Содержание нравственного воспитания является элементом педагогической системы, отражает зависимость от целей, задач нравственного воспитания военнослужащих, воздействия внешних и внутренних факторов, в том числе и религиозного. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должен овладеть личный состав в соответствии с поставленными служебно-боевыми задачами. Из этого определения видна реализация принципа соответствия содержания воспитания его целям и задачам и направленность их на оптимальное достижение и обеспечения готовности военнослужащего выполнить поставленные служебно-боевые задачи.

Под содержанием нравственного воспитания Л.А. Харисова подразумевает: «… свод этических норм, которые являются моральным кодексом народа»1.

Содержание нравственного воспитания военнослужащих ориентировано на развитие его личности в соответствии с моральными нормами, принятыми в обществе, требованиями предъявляемые к солдату, положениями Военной присяги, общевоинских уставов, традиций и обычаев военной организации, служебно-боевых задач.

Значительным нравственным потенциалом обладают традиционные религиозные организации. Например, «в содержание нравственного воспитания военнослужащих Русской православной церковью были включены следующие компоненты:

- формирование положительного отношения к идеологии и политике государства;

- воспитание любви к Родине, как к пространству жизнедеятельности и существования человека;

- привитие средствами религиозного воспитания добросовестного отношения к воинскому труду и сознательного выполнения требований воинской дисциплины;

- воспитание любви к командирам и сослуживцам (беспрекословное подчинение, коллективизм, взаимопомощь, войсковое товарищество);

- воспитание высокой сознательности и ответственности за исполнение воинского долга, честности, порядочности во взаимоотношениях с сослуживцами, скромности и простоты в общении, нетерпимости к нарушению правил религиозной и армейской жизни»1.

Термин «оптимизация» означает: «процесс выбора наилучшего варианта из возможных; процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние»2.

А.В. Рябикин понимает под оптимизацией воспитания «… целостную систему мер, предусматривающая не только выбор содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, но и их осуществление с учетом организации постоянно действующей обратной связи в интересах получения наибольшего воспитательного эффекта для конкретных условий и принятых критериев»1.

«Оптимизация, - отмечает Ю.К. Бабанский, - является новой категорией в педагогике, которая органически вытекает из закономерностей и принципов обучения и воспитания»2, «… своеобразный принцип действия педагога, определенная методика решения любой учебно-воспитательной задачи, специально рассчитанная на достижение максимально возможных для данных условий результатов за отведенное время, а по мере возможности и за меньшее время, меньшими усилиями»3.

Под оптимизацией воспитательного процесса следует понимать специальную процедуру действий субъекта воспитания по обоснованию и осуществлению в конкретных условиях наиболее эффективных и качественных решений воспитательных задач при минимально необходимых затратах времени и усилий личного состава и субъектов воспитания.

Принцип оптимальности (или оптимизации) трактует в каждом конкретном случае выбор наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания, методов, средств, форм обучения и воспитания, четкого нормирования затрат времени, усилий, средств, распределения усилий между субъектами воспитательного процесса в решении задач воспитания личного состава, создания оптимальных условий для служебно-боевой деятельности, умелого стимулирования и регулирования действий субъектов воспитания по ходу самого воспитательного процесса, контроля и учета воспитательной работы.

Следовательно, оптимизация содержания нравственного воспитания – это выбор наилучшего содержания из возможных вариантов для данной конкретной ситуации, основанной на закономерностях и принципах воспитания.

В практическом плане содержание нравственного воспитания в НГ РК может быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами:

1) нравственные нормы и ценности общественной морали, и прежде всего понятия о воинском коллективе, товарищах, командирах, которые должен усвоить солдат НГ РК;

2) нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение военнослужащего к тем или иным сторонам окружающей действительности, воинской службе, армии, обществу и к себе самому;

3) знания, умения и навыки, приобретенные в ходе различных видов служебно-боевой деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в воинском коллективе.

Целесообразно выделить критерии оптимизации содержания нравственного воспитания военнослужащих НГ РК, без этого сложно оценить степень деятельности в количественно-качественных данных. Критерием оптимизации содержания нравственного воспитания может являться:

1. Создание системы, в рамках которой процесс нравственного воспитания будет проходить наиболее эффективно.

2. В данной системе практическая деятельность должна быть ярко выраженной.

3. Формирование и развитие у военнослужащих в этой системе высоких идейно-нравственных, морально-психологических, боевых и военно-профессиональных качеств (отношений, поведений), необходимых для успешного выполнения возложенных задач по предназначению1, что является основной целью воспитательной работы.

Выбор оптимального содержания нравственного воспитания военнослужащих НГ РК предполагает следующие этапы деятельности командира (начальника):

- определение задач воспитательного процесса;

- отбор и конкретизация содержания нравственного воспитания с учетом поставленной цели;

- выбор наиболее целесообразных форм, методов и средств нравственного воспитания;

- внесение корректив в спланированный воспитательный процесс с учетом особенностей личного состава, выполнения служебно-боевых задач, учебно-материальной базы и т.п.;

- оформление планирующих и отчетных документов.

Оптимизация содержания нравственного воспитания осуществляется прежде всего на этапе планирования воспитательного процесса. Однако оно проходит и через всю его деятельность в ходе его взаимодействия с личным составом. В воспитательной работе с личным составом нет и не может быть никаких жестких алгоритмов, так как слишком большое количество составляющих определяет ее эффективность. Выбор решения в незапланированных ситуациях – это всегда поиск оптимального варианта.

Содержание нравственного воспитания отражается в текущем и перспективном планировании, в мероприятиях плана воспитательной и социально-правовой работы: в соединениях и в воинских частях – на квартал (комплексный план), в батальонах и ротах (равным им подразделениях) – на месяц (единый план), на основе анализа и прогнозирования морально-психологического климата в воинских коллективах, состояния воинской дисциплины среди личного состава с учетом оперативной обстановки и специфики выполнения служебно-боевых задач1. Необходимо учитывать, что процесс нравственного воспитания проходит в определенных объективных рамках: в ходе служебно-боевой деятельности, под воздействием определенной системы формирования нравственного сознания и поведения и может корректироваться.

Преодоление влияния религиозных течений деструктивного толка на личный состав Национальной гвардии Республики Казахстан

Как показало опытно-экспериментальное исследование в решении задач нравственного воспитания военнослужащих НГ РК немаловажную роль играет работа по преодолению влияния религиозных течений деструктивного толка.

Борьба с влиянием РТДТ имеет давнюю историю. Например, персидский царь Бахрам I в 273 г. до н.э. казнил основателя секты манихеев Мани, поскольку в учении Мани было требование о прекращении деторождения. Что могло ослабить само государство. «Твое учение разрушает государство, а потому ты сам должен быть разрушен»1. Интересен опыт работы с такими явлениями в дореволюционной армии. В 40-х гг. XIV в. подобные дела квалифицировались как «распространение раскола и ереси». Определялось наказание, отступившие от веры лишались знаков отличия и даже воинских орденов, наказывались шпицрутенами (через 300 и 500 человек) считалось, «что можно исповедовать любую религию, но не исповедовать никакой нельзя. Раскаявшихся от наказания освобождали»2.

Так, 5 января 1919 г. Совнарком РФ учитывая серьезную угрозу распространения пацифистских настроений, насаждаемых руководителями религиозных сект, принял «Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». По положению декрета в 1920 г. только в Самаре и Самарской губернии по религиозным убеждениям от службы в армии было освобождено 687 сектантов»1. Известен рапорт командующего Балтийским флотом главнокомандующему 6-й армией: «…за последнее время на некоторых судах наблюдаются признаки пропаганды религиозного вероучения так называемых евангельских христиан. Развиваемые ими тенденции под видом религиозных истин несут идею, разлагающую воинский дух и извращающую понятие о присяге и долге»2.

Одной из причин распространения РТДТ из-за рубежа является духовное разложение противоборствующей стороны. Так, в идеологической программе III рейха, «Генеральный план «Ост» требовали: «Мы должны избегать, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту. Если некоторые деревни в результате захотят практиковать черную магию, как это делают негры или индейцы, мы должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им. Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола»3.

На 1 января 1985 г. в Советском Союзе было зарегистрировано 12 438 религиозных сообществ (в том числе, на территории Казахской ССР – 445), еще 2 764 действовали на нелегальной основе. Согласно официальным статистическим таблицам Совета по делам религий СССР не регистрировались следующие религиозные объединения: «Сторонники так называемого Совета церквей, Адвентисты-реформисты, Иеговисты, Истинно-православная церковь и Истинно-православные христиане (странствующие), другие сектантские объединения». Незарегистрированные объединения действовали на всем протяжении советской эпохи, несмотря на предпринимавшиеся по отношению к ним запретительные меры1.

На территории России в советское время действовало 5501 религиозное объединение. Из них: евангелистские христиане-баптисты – 602, адвентисты седьмого дня – 120, пятидесятники – 72, меннониты – 38, молокане – 17, буддисты – 16, кришнаиты – 9, методисты – 2, реформаторы, бахаисты и мормоны – по 1 организации2.

После распада СССР в 1996 г. на территории РФ действовало уже 13 078 религиозных объединений. Из общего числа верующих насчитывалось: 75% -православных христиан, 18% - мусульман, (1,8 % - в Москве), далее шли лютеране, буддисты (проживают компактно в трех субъектах РФ) и иудеи, затем старообрядцы, баптисты, пятидесятники и духоборы. На январь 1996 г. только в Москве было зарегистрировано 75 религиозных организаций, из них: ЕХБ – 6, ХВЕ-пятидесятники – 2, христиане-АСД – 13 и др. Большинство этих организаций получали материальную и финансовую поддержку западных стран. До принятия в 1997 г. закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», имели таможенные льготы и освобождались от уплаты многих налогов. Кроме того, к 1996 г. религиозным организациям было передано около 4 тысяч культовых сооружений. В это же время отмечалась гиперактивность различных «нетрадиционных» религиозных течений. Если в 1991 г. в России было зарегистрировано 20 конфессий, в 1993 – 40, в 1996 г. – уже 583. На 2000 г. в России насчитывалось до 500 новых религиозных движений, в которые по официальным данным входило до 800 тысяч человек.

По данным миссионерского отдела Московского патриархата в РФ, количество членов новых религиозных движений гораздо больше – до 5 млн. человек, а общее количество открыто действующих нетрадиционных религиозных движений приближаются к 700. Всего официально зарегистрированных религиозных объединений в России осенью 2003 г. было более 20 тысяч1. И.В. Метлик оценивает количество последователей новой религии приблизительно в пределах от 1 млн до 2-4 млн человек, количество самих новых религиозных объединений, направлений и культов оценивается от 200 до 20 000 и более.

Причиной распространения деструктивных религиозных течений и увлечение этим молодежи являются социально-экономические, социально психологические, политические причины (отсутствие работы, возможности саморазвития, потеря жизненных ценностных ориентиров, близких людей и т.д.). Кроме этого, как отмечает В.М. Губанов: «Успеху религиозной экспансии способствовали три основные причины: протекционизм некоторых представителей политической власти и бизнеса; малый потенциал РПЦ и других конфессий, после пережитых гонений в противопоставлении натиску хорошо финансируемых из за рубежа нетрадиционных религиозных движений; духовная дезориентация, характерная для многих российских граждан»2.

Принимая во внимание, что потребность в религии долгое время подавлялась, а современная религиозная ситуация достаточно сложна, молодому человеку с незрелыми мировоззренческими взглядами сложно разобраться в многообразии новых религиозных течений. Необходимо отметить, что молодежь можно отнести к наиболее уязвимой социальной страте. Большое количество свободного времени, отсутствие ответственности за семью, отсутствие возможности реализовать свой потенциал, показать себя в социально значимых нормах поведения и т.д. вынуждают часть молодежи выбирать оппозиционную деятельность, формой которой бывает уход в РТДТ, проповедующую максимализм и идеализм. Именно на фоне снижения уровня общей культуры, духовности граждан возникли различного рода религиозные общины и секты1.

Исследовать религиозные течения на современном этапе затруднительно, так как отсутствует единый понятийно-категориальный аппарат понятий «деструктивный толк», «нетрадиционная религия», «секта» и т.д. Ученые пытаются типологизировать различного рода «секты», «культы», «нетрадиционные религии» и т.д., выявить что-то общее, специфику вероучений, социальный состав и т.д.

А.Н. Сыроваткин считает, что по степени изученности в нынешней науке проблематика изучения РТНТ достаточно нова. В последние годы начали осуществляться исследования нетрадиционных форм религии, в рамках которого ученые пытались понять масштабы и границы этого явления, характер влияния РТНТ на личность, общество и государство (Е.Г. Балагушкин, К.Н. Привалов, Л.Н. Митрохин и т.д.). Изучается социальная опасность РТНТ, психологические особенности участников, выявление структуры движения, механизмов деятельности (В.Г. Батаев, И.А. Галицкая, И.В. Метлик, А.В. Соловьев и др.)2. Отдельно необходимо отметить труды военных ученых по противодействию влиянию религиозных течений деструктивного толка: И.А. Алехин, В.П. Иванов, Е.В. Туркин и др.3