Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Мохсенпур Мохаммадреза Реза

Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана
<
Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мохсенпур Мохаммадреза Реза. Социально-педагогические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Мохсенпур Мохаммадреза Реза;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2016

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-функциональные основы воспитания детей в неполной семье и её функционирование 16

1.1. Исследование неполной семьи в психолого-педагогических исследованиях 16

1.2. Обычаи и традиции воспитания в иранских семьях 44

1.3. Состояние воспитательной ситуации в неполной иранской семье 65

Выводы по 1 главе 87

Глава 2. Совершенствование воспитания детей в неполной иранской семье 93

2.1. Характерные особенности неполной иранской семьи и роль отца в воспитании детей при разводе 93

2.2. Педагогические факторы и пути совершенствования воспитания детей в неполной семье 109

2.3. Взаимодействие семьи, образовательных учреждений и общественности в воспитании детей в неполных семьях Ирана 133

Выводы по 2 главе 145

Заключение 149

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Все люди хотят жить в среде, свободной от любых забот, проблем и ссор. Несмотря на эти желания, семьи из-за неправильного воспитания, непреднамеренно и неосознанно вызывают агрессивное и другие формы ненормального поведения. Поэтому существует необходимость в обучении родителей правильному использованию методов воспитания детей, а также применения открытий в области психологии в общении с детьми.

С другой стороны, семья является эффективной средой для познавательного и эмоционального развития детей. Она создает предпосылки для роста и обретения физического, психического и социально ориентированной гармонии ребенка. На самом деле, одной из фундаментальных систем по сохранению и воспитанию человека является семья. В ней ребенок познает ценности, нормы и получает соответствующее воспитание для того, чтобы во взрослой жизни играть положительную роль.

Основной причиной распада этой важной системы является развод. Одной из главных проблем, которой всегда сталкивается любое общество, является явление развода. Это явление в современном обществе быстро растет. Оно оказывает негативное воздействие на родителей и детей в экономическом, социальном и, особенно, психолого-педагогическом плане.

Ученые в исследовании этого вопроса упоминали о разводе как о потенциальной причине возникновения проблем в развитии детей. Среди воздействий, оказываемых на детей дошкольного возраста, можно отметить снижение активности в школе, хронические проблемы в плане поиска компромисса, как депрессия, заниженная самооценка, проблемы в общении со сверстниками, особенно в старших классах. Вслед за разводом и разрывом социальной цепи семьи, у ребенка формируется такое чувство, будто его не принимают, не поддерживают и не уважают. Следовательно, это может создать почву для эмоционально-поведенческих проблем. Поэтому в этой связи это приобретает значение. Факт развода для родителей является

потерей, а для детей – трагедией. Развод больше задевает детей и вызывает у них эмоционально-психологическое расстройство. К числу других причин актуальности настоящего исследования с одной стороны можно отнести высокий процент разводов в Иране по сравнению с некоторыми индустриальными государствами Запада и даже некоторыми странами третьего мира, мусульманскими странами, как Алжир. Число разводов в Иране увеличилось на 3% и составило 11% в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Кроме того, согласно данным Организации ЗАГС Ирана количество разведенных составило в 2002 г. 150324 человек, что свидетельствует об одновременном росте количества детей из разведенных семей и связанных с этим проблем. С другой стороны, многие исследования, которые связаны с социальными угрозами (развод) семьи, так или иначе, оказали воздействие на здоровье детей. Кроме того, психологическая и образовательная деятельность детей в рассматриваемом аспекте мало изучена.

Важность образовательных и психолого-педагогических последствий развода для детей, увеличение количества разводов, необходимость помощи детям, живущим в таких семьях, устранение научно-исследовательского дефицита в этой сфере, необходимость предупреждения возможных угроз и необратимого вреда, социальные проблемы, которые, прежде всего, затрагивают невинных детей, определили выбор темы настоящего исследования: «Теоретические особенности воспитания детей 7-11 лет в неполной семье Ирана».

Степень разработанности темы исследования

В теории и методологии социальных наук вопросы семьи и брака посвящено довольно большое количество научных трудов. Существует большое число исследований в отечественной и зарубежной практике, освещающих экономические, политические, религиозные, культурные, этические, социально-психологические и другие аспекты жизнедеятельности семьи.

Как известно, начало изучению семьи как социального института в социологии положено такими известными учеными, как Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Энгельс. В XX веке в рамках социологического знания выделилась отдельная отрасль науки как социология семьи.

В русской науке еще в 60-х гг. начала складываться собственная школа социологии семьи, у истоков которой стоял А.Г. Харчев. Хорошо известны А.И. Антонов, М.Ю. Арутюнян, С.И. Голод, М.С. Мацковский, В.Я. Титаренко и др. В их работах отражены проблемы развития семьи как социального института, социальной группы и их изменения в трансформирующемся обществе.

Наибольший интерес для диссертационного исследования представляют работы, в которых представлены особенности функционирования неполных семей. Среди них особо можно выделить исследования В.Н. Архангельского; Т.А. Гурко, A.M. Демидова, Я.Г. Николаевой и др. Проблемам разводов и их последствиям, внебрачной рождаемости посвящены работы И.Ф. Дементьевой, Л.Г. Луняковой, А.Р. Михеевой, Ивановой Е.И., Синельникова А.Б. и др.

Большинство исследований носят междисциплинарный характер и подтверждают устойчивое мнение о более низком воспитательном потенциале семей с одним родителем по сравнению с полными (Васильева Е.К., Дементьева И.Ф., Демидов A.M., Уманов Г.А.). Аргументируя подобную точку зрения, и теоретики, и практики приводят данные о проблемном поведении детей из неполных семей, низкой успеваемости, слаборазвитом стремлении к достижениям (Дементьева И.Ф., Целуйко В.М., Василенко A.B.), повышенном детском аморализме и преступности в неполных семьях (Скрипник А.П., Харитонова Т.В.), высоком уровне конфликтности отношений между родителем и ребенком (Бочарова В.Г.)

Ознакомление с научно-педагогической литературой показывает, что учеными-педагогами Исламской Республики Иран исследованы некоторые вопросы познавательных особенностей детей в неполной семье. Например, Аббас Аллахяри, Биллер, Яздани, Ашрафи, Пиркамали, Салари, Сенола, Шахмиве Эсфахани и Амири, Хосейниян, Ланахан и Сендфор, Хаким Шуштари, Хаджеби, Панаги, Абеди Банки, Махдави, Барзегяр и Алиабади, Агаи, Делавар, Ахади, Сенбелстон, Хосейни и Моради, Дудака, Амири в своих исследованиях изучали психические последствия развода для детей. Они приходили к такому выводу, что мальчики более чем девочки подвержены негативному влиянию развода, и это влияние более продолжительно. После развода родителей они становятся непостоянными и агрессивными, едва контролируют свои действия. Вместе с тем, они более зависимы и беспокойны, с заниженной самооценкой. В школе во время игры они ведут себя менее рассудительно, чем дети из полных семей. Такое поведение длится от 2 месяцев до одного года после развода родителей, а на второй год проблем становится меньше.

Вместе с тем, анализ результатов теоретических и прикладных исследований, а также реальная практика свидетельствуют о том, что проблемы неполных семей в иранском обществе изучены недостаточно полно.

Целью диссертационного исследования является сравнение уровня познавательных способностей, образовательной мотивации и эмоционально-поведенческих особенностей у детей из неполных семей.

Задачи исследования:

анализ уровней познавательной способности (IQ) между обычными детьми и детьми из неполных семей;

исследование степени образовательной мотивации между обычными детьми и детьми из неполных семей;

сравнение уровня поведенческих и эмоциональных особенностей между обычными детьми и детьми из неполных семей;

- анализ и сравнение уровней познавательной способности (IQ),
образовательной мотивации и эмоционально-поведенческих особенностей
между девочками и мальчиками из неполных семей.

Методологической основой исследования являются классические труды по психологии, педагогике, социологии семьи, теории социализации, а также философские, социальные, психолого-педагогические теории о семье как базовой культурной ценности.

Методы исследования. Теоретический анализ социологической, психолого-педагогической философской, литературы; сравнительно-исторический и диалектический методы; моделирование, синтез эмпирического материала; сравнительный анализ полученных данных, беседы с родителями и учителями, анализ программ школьных учреждении.

Научная новизна исследования состоит в том, что

сформированы отличительные особенности иранской неполной семьи;

выявлены основные факторы и проблемы воспитания детей в условиях иранской неполной семьи;

научно обоснована оптимальная социально-педагогическая модель иранской неполной семьи;

раскрыта социальная значимость и приоритетность брачно-семейных отношений в современном иранском обществе.

Теоретическая значимость исследования:

разработана и апробирована научная методика воспитания детей в условиях неполной семьи;

раскрыта взаимосвязь между учебно-познавательной мотивацией, познавательными и эмоциональными особенностями детей родителей-одиночек;

теоретически обосновано применение системного, структурно-функционального, статистического анализа, позволяющих рассматривать семью как устойчивую саморегулирующуюся систему с набором определенных функций.

Практическая значимость исследования заключается в расширения возможностей воспитания и обучения детей из неполных семей, распавшихся в результате развода. Кроме того, выявлена взаимосвязь между учебно-познавательной мотивацией, познавательными и эмоциональными особенностями детей родителей-одиночек, а также снижены эмоциональные стрессы детей в связи с разводом родителей и подготовлена почва для системного изучения неудач и провалов детей из неполных семей.

На защиту выносятся следующие положения:

специфика напольной иранской семьи определяется не только совокупностью объективных факторов, которые сдерживают процесс реализации потенциальных возможностей улучшения воспитательной работы. Данная специфика определяется также поведенческими и эмоциональными особенностями детьми из неполных семей;

характеристика позиция неполной иранской семьи в социальном пространстве обуславливает необходимость переосмысления традиционных форм и методов воспитания, обеспечение тесного единства воспитательного процесса с повышением уровня педагогической культуры родителей;

учет родителями, образовательными учреждениями психолого-педагогических особенностей детей из неполных семей является непременным условием совершенствование воспитание;

содержание и технология деятельности по социализации детей из неполных семей тесно связаны с социальной позицией и особенностями реализации функций современной иранской неполной семьи, а также степенью педагогической культуры родителей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов
обеспечивается методологической обоснованностью исходных

теоретических положений, использованием современных достижений психолого-педагогический науки, комплексным использованием методов, соответствующих цели, задачам и предмету исследования, анализ и обработкой результатов методами математической статистики.

Апробация основных положений и результатов исследования нашли свое отражения в научных докладах и статьях диссертанта. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, республиканских и международных конференциях, а также на семинарах, совещаниях, круглых столах с педагогами и руководителями общеобразовательных учреждений Исламской Республики Иран. Материалы и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни.

По проблемам диссертации опубликованы монография и статья в ведущих научных изданиях.

Обычаи и традиции воспитания в иранских семьях

Семья – это самая малая и в то же время наиболее целостная группа, существующая в социуме. Обычно семья состоит из отца и матери, ребенка или нескольких детей. Когда семья по какой-либо причине теряет одного из своих основных и естественных членов в лице отца или матери, в ней нарушается гармония. Для остальных членов семьи это создает различные материальные, воспитательные, культурные, поведенческие и социальные проблемы.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. 1 Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания.

Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья -это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др. Возникают проблемы, которых не было раньше.2

Каковы же проблемы, с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений? Как указывает А.Ф. Безлепкина, директор Департамента семьи, женщин и детей Министерства Социальной защиты населения Российской Федерации, это: - увеличение малообеспеченных слоев населения; - увеличение социальной и географической мобильности; - миграция, в том числе и за пределы государства; 1Бычкова С.С .Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников - .М :.Аркти2003 2 Божович Л.И .Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995. - ухудшается состояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественная убыль населения); - фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; - рост количества неполных семей; - повышение коэффициента иждивенчества; - социальное сиротство. За всем этим - совместная ответственность государственных органов, семьи, промышленников и предпринимателей. Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности, серьезные ошибки в формировании социально - экономической жизни нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыха детей.

Анализ социологической информации показывает, что в современном цивилизованном мире идет процесс постепенного удаления от традиционного типа семьи и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех общественных системах, наблюдаемую тенденцию можно считать прогрессом в семейных отношениях.

Известный американский социолог У. Гуд определяет семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».

В качестве главных форм семейной дезорганизации выступают: 1. Неполная семейная группа, незаконнорожденность. Хотя о такой семейной группе нельзя говорить, что она распалась - она никогда не существовала, - незаконнорожденность может все-таки расцениваться как одна из форм семейной дезорганизации. Во-первых, потому, что отец-муж не может выполнять своих ролевых функций по отношению к матери и ребенку, как они предписаны обществом. Во-вторых, потому, что не выполняются роли члена семьи, как отца, так и матери по отношению к социальному контролю, что является косвенной причиной незаконнорожденности. 2. Распад семьи из-за намеренного ухода одного из супруга; аннулирование брака, разделение, развод, дезертирство. Сюда можно отнести и заброшенность семьи, когда человек использует различные предлоги, чтобы находиться вне дома длительный срок. 3. Семья «как пустая оболочка», когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом, неспособны выполнять свои ролевые обязанности в области взаимной эмоциональной поддержки, в том числе и сексуальных отношений. 4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т.д. 5. Внутренние катастрофы, связанные с физической патологией одного из супругов или детей; неизлечимые психические болезни супругов, умственная отсталость детей. Данная классификация позволяет утверждать, что семья, как и другие социальные институты, является создателем ролей, а их выполнение -обязательным атрибутом ее существования.3

Сравнительные данные статистики за 10 лет показывают, что например, в Таджикистане и России распадается примерно каждый третий, а в больших городах и второй брак. Из разводящихся только около 40% мужчин и 30% женщин вступают в повторные браки, остальные люди, как правило, остаются одинокими.

Во всем мире психологи считают явление неполных семей большим социальным кризисом, который ставит под угрозу социальную структуру общества. Многие дети, выросшие в неполных семьях, либо без опеки родителей, вследствие отсутствия возможностей и поддержки со стороны семьи и общества ступали на путь социальной преступности.

Состояние воспитательной ситуации в неполной иранской семье

Таким образом, отрицание обычаев и традиций, основанных на уже сформировавшихся религиозных ценностях, традициях и социальных нормах, еще больше увеличивает разрыв между поколениями, появившийся вследствие ослабления эмоциональной и психологической связи между детьми и родителями, что пошатывает саму основу воспитания – авторитет родителя, и, несомненно, приведет к еще большим проблемам в следующем поколении.

Так как современность создает проблемы в отношениях между поколениями, изменение в этих отношениях затрагивает и процесс воспитания, а также положение детей в семье. Для каждого периода характерны свои модели и рамки воспитательного процесса. Если сравнить методы воспитания предыдущих поколений, и современные методы, то станет очевидно, что произошли существенные изменения в их структуре. В прошлом, система семейных ценностей, а также рамки и методы воспитания

36 Мохаммадреза Саларифар. Семья с позиции ислама и психологии. Тегеран / Саларифар Мохаммадреза. -Тегеран: организация по изучению и составлению гуманитарно-научных книг для высших учебных заведений, 2005. детей основывались на патриархальных взглядах общества, и специфических характеристиках патриархального строя. Но тот процесс изменения структуры семьи, который мы наблюдаем сегодня, является фактором, напрямую влияющим и на воспитание детей. Сегодня в семьях не существует такого понятия, как патриархат, а иногда даже может создаться впечатление, что царит матриархат. А последнее время, те процессы, которые мы наблюдаем в семейных отношениях, больше напоминают авторитет ребенка, и, если патриархат – это «власть отца», а матриархат – это «власть матери», то в современном обществе можно наблюдать развитие «власти ребенка». В последние годы явно видна тенденция к преобладанию «власти ребенка», понятию весьма экзотическому; изменившему сам взгляд на воспитательные процессы ребенка, согласно требованиям и тенденциям в современном обществе, в котором повторение традиций Запада равнозначно переходу к современности.

Но основная тенденция, которая на сегодняшний день создает проблему между поколениями, это – экзотическая тенденция нерационального отношения родителей к свободе детей.

Если мы сможем уделять достаточное внимание реструктуризации системы семейных ценностей, и направлять ее развитие в сторону более традиционной для нашего общества системы воспитания и семейных отношений, основывающейся на традициях и ценностях нашей культуры, то конфликт поколений может быть значительно нивелирован.38

Хотя многие и не отдают себе в этом отчет, требования современных детей, а также их физическое и психическое здоровье, находятся в плачевном состоянии. Следствием этих проблем в современном подходе к воспитанию детей является изменение взглядов семьи на процесс воспитания, который, с одной стороны, ведет к проблемам физического и ментального характера для детей, с другой – открывает путь для развития талантов и умений. К сожалению, семья, в порыве дать лучшие материальные блага своим детям, выпускает из виду такой важный воспитательный момент, как привитие духовности и традиционных взглядов. Современная молодежь нашего общества не приучена к ответственности, слишком независима, что, несомненно, отразится на будущих поколениях, так как современным молодым людям будет тяжело стать хорошими родителями.39

Рост числа разводов, и снижение желания вступать в брак, а также увеличение возраста заключения брака показывает, что институт семьи уже не может удовлетворить желание пары иметь достаточную свободу личности, и социально-профессиональный успех. Высокое количество заявлений о разводе, поданных именно женщинами, по сравнению с тем же показателем у мужчин, явно показывает, что женщины менее удовлетворены семейной жизнью и своим положением в семье.

Распространенность семейных разладов, по словам экспертов, является результатом серьезных проблем, вызванных недостатком эмоциональной и ментальной удовлетворенности в отношениях между супругами и в семье. В то же время, жизнь, основанная на вере, морали, спокойствии, дружелюбии, и покорности заполняет эту пустоту. По словам экспертов, большинство разводов происходит по причине психологических проблем в сексуальных отношениях, даже если пара тщательно это скрывает. Следовательно, ослабевает притяжение между мужчиной и женщиной – один из основных формирующих и сдерживающих факторов семьи. Около 40 процентов женщин в Иране страдают от дисфункций сексуального характера в отношениях с супругом, статистика же говорит всего о 8-9 процентах.

Произошло смешение социальных ролей в семье, в особенности в обязанностях отца, мужа, матери, обязанностях супругов друг перед другом, из-за чего многие роли сталь геометрально противоположным. Мужчина в семье больше не имеет безоговорочной власти и уважения, а постоянное попрекание мужчины касательно его обязанностей перед семьей приводит к охлаждению его чувств по отношению к оной. Женщины добиваются равных с мужчиной прав, они берут на себя больше обязательств, а, следовательно, не должны требовать от мужчины такого же как и ранее объема помощи и поддержки. Семья – это первый и самый главный институт рождения и воспитания детей, но в целом безопасное и эффективное воспитание и передача ценностей следующему поколению в современном мире столкнулись с некоторыми затруднениями.40

Конфликт поколений, по мнению некоторых экспертов, является одной из главных проблем иранского общества и иранской семьи. С одной стороны, из-за значительной разницы в системе ценностей старшего и младшего поколения, ранее используемый путь передачи ценностей от родителей детям более неприемлем. Отцы и дети более не испытывают наслаждения от совместного времяпровождения. Дети уже не воспринимают своих родителей как мудрых советчиков, и помощников в любой жизненной ситуации. В прошлом, поддержка оказываемая семьей не только молодым парам, но и уже состоявшимся семьям, а также финансовая помощь и поддержка при разрешении внутрисемейных конфликтов, имела огромное значение. Бесспорно, иногда такая поддержка и вмешательство родственников могли негативно отразиться на жизни пары, но, в большинстве случаев это все же способствовало укреплению семьи и удовлетворению эмоциональных потребностей ее членов. Современные семьи, защищая свою приватность, никого не впускают в свою жизнь, и ищут удовлетворения своих эмоциональных нужд в других источниках, которые не всегда оказываются эффективными.41

Педагогические факторы и пути совершенствования воспитания детей в неполной семье

На протяжении всей истории человечества практически во всех сообществах отец считался главным элементом семьи. Ответственность и принятие окончательных решений в плане хозяйства, обучения, воспитания детей, социальных вопросов и т.п. возлагалась на отца. Мать обычно старается смягчить чувства и эмоции детей в семье. Согласованность, солидарность, единомыслие отца и матери играют определяющую роль в сохранении целостности семьи, наполнении ее чувством радости, физического и психического здоровья ее членов.

В настоящее время при изучении детско-родительских отношений в основном исследуют материнско-детские отношения, несмотря на то, что роль отца в социализации ребёнка сильно возросла и имеет всё большее признание в мире.

Роль отца в социализации возросла в связи с тем, что перестало существовать жестокое разделение труда между мужчинами и женщинами. В настоящие временны отцы стали принимать всё большее участие в воспитании. Английские учёные в по результатам опроса заключили, что 75% отцов принимают активное участие в воспитании своих детей от 1 до 4 лет, включая купание и пеленание. Мера участия отцов в воспитании детей значима ещё потому, что возрастает социальный статус человека, отражая равенство отцов и матерей на более высоком уровне. Но, несмотря на большие возможности, до сих пор большинство отцов не берут на себя ответственность в уходе за ребёнком. В литературе по педагогике и психологии нет достаточных исследований по специфике отцовского воспитания, но всеми признаётся огромное влияние отца на строй семейных отношений и на формирование личности ребёнка.

Известно, что отцовские чувства не инстинктивны, а социальны. Муж, любящий свою жену через неё любит и своих детей. Мужчины, всегда, первопроходцы, ищущие новые пути во всём. В семье отец, прежде всего стратег, решающий главные вопросы, в том числе и экономические. Муж -это корень семьи, это связь со своими предками, народом, государством. Для мужчины характерна ориентация на результат, поэтому ему так важны успехи сына или дочери в учёбе, спорте и т.д. Отцам хочется иметь основание гордиться своими детьми. Мужское мышление ориентировано, как правило, на логические аргументы. Отец всегда анализируют ситуацию, и детей приучает к логике своих высказываний и поступков.

Ответственна роль отца и в профориентации детей. Давно известна присказка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Но в нашем веке потомственных профессий становиться всё меньше и «яблоки» падают всё дальше

Велика роль отца и в организации досуга. По исследованиям Л.Я. Верб только одна треть отцов постоянно заботится о досуге. Это и спорт, и любительские занятия, и туризм, и приобщение к искусству. Очень важно, когда отец пример для подражания в различных отношениях, когда он даёт детям возможность гордиться за него. Так же в семье отец является носителем мужских стереотипов применяемых в обществе, что очень важно для мальчиков и девочек. При отсутствии отца в семье стереотип мужского поведения формируется под влиянием других значимых взрослых, старших друзей или же списывается с мужской составляющей матери, которая вынуждено сочетать социальные роли обоих родителей.

При разводе родителей из семьи чаще уходит мужчина. И сама семья в таком случае становится другой. Однако можно ли сделать потерю минимальной хотя бы для ребенка? Возможно, есть какие-то несложные действия, через которые можно компенсировать ребенку отсутствие мужского внимания? Например, подключать к воспитанию малыша дедушку при его наличии, либо записать ребенка в какую-то «мужскую» секцию – хоккей, футбол, бокс и т.п.

В семье, где есть и папа и мама, каждый из членов выполняет свою психологическую функцию в воспитании ребенка, это понимает даже неспециалист. Что происходит в случае, когда отец уже не уделяет своему ребенку столько же внимания, как раньше?

Если верить словарям, то отцовство – это отношение, которое связано с фактом происхождения ребенка от этого мужчины, и также выражение заботы о его жизни, воспитании, здоровье и образовании.

Роль мужчины в семье не однозначна в разных религиях и культурах и зависит от таких факторов, как количество детей и жен, наличие и количество контакта с женой и детьми, степень власти над детьми, на сколько отец включен в уход за ребенком, и на сколько выполняются ритуалы, связанные с его воспитанием, и, кроме того, от участия в защите и обеспечении семьи всем необходимым.

Считалось нежелательным, когда отец часто контактирует с ребенком, открыто проявляет свои чувства в большинстве примитивных обществ, и даже осуждалось этикетом. В современном укладе семьи специалисты наблюдают сближение отцов с детьми, однако, это сопровождается падением авторитета мужчины-родителя. Современная семья отличается ростом процента безотцовщины, воспитательной несостоятельностью отца, или тем, что отец часто отсутствует в семье. Таким образом, современная семья становится больше матриархальной. На наш взгляд семья несет потери от такой трансформации.

Мы не видим смысла убеждать вас в том, что роль отца в воспитании ребенка и в семье в целом очень велика (ведь именно чаще всего отец уходит из семьи). Мужчина в семье полезен уже тем, что у женщин после развода уже нет времени задумываться о романтической стороне отношений, т.к. наша реальность забирает огромное количество времени и сил. Однако тенденция говорит, что, с тех пор как развод стал частым и простым делом, не требующим особых разбирательств, у многих современных людей складывается впечатление, что такое понятие как «отец», стало пережитком прошлого, да и вообще, зачем он нужен ребенку?

Подобные вопросы даже не возникали в головах членов патриархальной семьи, и так понятно было всем, что отец - глава. Материальное и социальное положение отца определяли уклад семьи - сколько времени может уделять мать детям, нужно ли ей работать, есть ли возможность у детей получить образование. Исходя из этого, статус отца в семье всегда был достаточно высок - ведь он принимал все решения, связанные с благополучием семьи, определял профессии детям, решал вопросы о замужестве и женитьбе, которые временами отменялись или перерабатывались хитрой женской дипломатией. Но главное в том, что отец определяет стратегию, направление жизни и развития семьи, а женщина - тактику.

Современные женщины совмещают семейные и профессиональные обязанности, по этому роль мужчины в семье стала более размыта, в отличие от прежних времен. Мужчина по-прежнему приносит доход в семью, одна его вес уже не так значим. И по этому складывается впечатление, что отец в семье не только не очень важен, но и не особо нужен. В некоторых психологических кругах стало модным определение того, что мужчина полезен только при оплодотворении, а как социальная единица - бесполезен.

Никто не сомневается в том, что есть потребность в мужчине для продолжения рода, и как добытчик и защитник для семьи, но далеко не все знают важность влияния отца на воспитание личности ребенка. Особенно актуально задуматься над этим при расставании родителей. Поэтому делаем акцент на том, что ни отчим, ни дедушка, ни какой-либо другой родственник не заменит отца, не зависимо от того, как сложатся отношения после распада семьи. Отец может не принимать участие в семейном воспитании ребенка, но он обязательно должен быть.

Взаимодействие семьи, образовательных учреждений и общественности в воспитании детей в неполных семьях Ирана

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Примечательно, что большинство психологов, анализируя особенности возникающих в неполной семье проблем воспитания, предостерегают от прямого увязывания этих проблем с отсутствием отца. По их мнению, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга. Точку зрения о непрямом влиянии на воспитательный результат фактора отсутствия отца поддерживает большинство психологов и педагогов, подкрепляя свою позицию аргументом о необходимости развивать службу психолого-педагогической и социальной помощи семье в кризисной ситуации.

В рамках воспитательной деятельности матерям не удается осуществлять полноценный контроль за детьми и в целом влиять на их поведение. По собственным оценкам таких женщин, эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин. Во-первых, разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; во-вторых, мать испытывает чувство вины перед ребенком за развод; в-третьих, ребенок считает мать виновной за потерю отца. Наконец, четвертая и главная причина - чрезмерная занятость матери на работе, не позволяющая уделять детям достаточно внимания.

Преобладающее большинство социальных характеристик детей, переживающих развод, свидетельствует, к сожалению, о негативном характере его последствий на личность ребенка. Так, все без исключения практикующие психологи и специалисты, работающие с последствиями распада семьи, отмечают высокий уровень тревожности, свойственный детям развода.

В исследовании тема психологического дискомфорта этих подростков рассматривалась в двух плоскостях: во-первых, тревожность детей как реакция на объективные трудности функционирования неполной семьи и, во-вторых, личные проблемы детей как следствие семейного неблагополучия.

Первый срез включает следующие показатели: тревога подростка по причине финансовых трудностей семьи (в неполной - 39%, в полной - 22%), беспокойство за здоровье родных (46% и 35%), за конфликтные отношения между родителями (6% и 19%). Полученные процентные распределения свидетельствуют, прежде всего, о значительном отставании материальных возможностей неполной семьи по сравнению с полной. Обостренное беспокойство детей развода о здоровье близких объясняется их опасениями потерять единственного оставшегося с ними родителя. Это тревожное чувство формируется у детей развода уже на первом этапе распада семьи и сопровождает их до обретения полной социальной и материальной самостоятельности. Логически объяснимо также обнаруженное в исследовании наличие более высокой конфликтности отношений супругов в полных семьях и затухание конфликтов между родителями в послеразводной семье. Отсюда - ослабление тревожности детей развода по этому поводу и относительно высокий уровень беспокойства по этой причине у детей из полных семей.

Вторая группа причин тревожности детей связана с их личностными проблемами. В нашем исследовании детские страхи выявлялись через переживания разногласий с родителями (29% в неполной семье и 19% в полной семье), а также через трудности усвоения школьной программы (24% и 15%). Как обнаружилось, развод в семье значительно повышает частоту конфликтов ребенка с родителями. Формируется высокая тревожность, связанная с необходимостью строить отношения с каждым родителем отдельно, не вступать в конфликт лояльности (т.е. не демонстрировать своих предпочтений того или иного родителя). Развод родителей порождает в душе ребенка враждебность к отцу, покинувшему его, ребенка, и к матери, позволившей отцу уйти. Формируется и проявляется в поведении агрессия по отношению к обоим родителям, особенно к матери, которой вменяется вина за уход отца.

Тревога старшеклассников по поводу неуспехов в учебе связана не столько с сиюминутной, сколько с перспективной ситуацией. Дети развода реально оценивают ограниченные возможности помощи и поддержки со стороны семьи и более остро испытывают беспокойство за реализацию своих жизненных планов.

Психологи обращают особое внимание на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием в неполной семье мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик лишается не

только отца, но и частично матери. На основании результатов психологических тестов исследователи приходят к следующим неутешительным выводам: эмоциональное состояние мальчиков в неполной семье более низкое, чем девочек, и связано с ощущением личностной изоляции. Мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей.

Специалисты отмечают более выраженные негативные последствия ситуации в неполной семье у детей развода, в отличие от детей, потерявших родителей в результате преждевременной смерти. Если последние пережили потерю родителя как следствие несчастного случая, то у переживших развод родителей уход одного из них связан с представлением о предательстве, отсутствии любви и собственной незначимости. Дети развода больше подвержены психологической деформации личности, они чаще имеют низкие самооценки, выше индекс тревожности, больше подвержены комплексам.